Программа по экологии на 2013- 2015 гг. Библиотечный центр «Дом семьи» Им. Н. А. Заболоцкого



Скачать 201,36 Kb.
Дата24.10.2016
Размер201,36 Kb.
ТипПрограмма
Муниципальное казенное учреждение культуры

«Библиотечно – информационный центр»


Программа по экологии

на 2013- 2015 гг.

Библиотечный центр «Дом семьи»

Им. Н.А. Заболоцкого
п. Восточный

2012 год.

Нас в любое время года учит Мудрая природа.

Птицы учат ПЕНИЮ. Паучок — ТЕРПЕНИЮ.

Пчелы в поле и в саду обучают нас ТРУДУ.

Учит снег нас чистоте. Учит солнце ДОБРОТЕ

И при всей огромности обучает СКРОМНОСТИ.

Отражение в воде учит нас ПРАВДИВОСТИ.

У природы круглый год обучаться нужно.

Нас деревья всех пород-

Весь большой лесной народ — учит крепкой

ДРУЖБЕ!
Обоснование программы


Все, что нас окружает в пространстве и существует во времени, принято называть окружающим миром. Человек является частью этого мира и подчиняется общим закономерностям развития.

Окружающий нас мир — это могущественный источник, из которого ребенок черпает многие знания и впечатления.

Сегодня жизнь оказалась в опасности из-за неразумного, потребительского отношения человека к природе. Человеку необходимо научиться по-настоящему принимать природу, относиться к ней бережно, ценить ее красоту и неповторимость.

Решение проблем экологического благополучия зависит не только от возможностей современной науки и техники. Большое значение отводится семье, школе, библиотеке, общественным организациям.

Проблема экологического воспитания и образования — одна из самых актуальных на сегодняшний день. Всеми признано: именно в детском возрасте идет становление важнейших качеств человеческой личности, и в частности закладываются основы экологической культуры. Маленький читатель познает мир с открытой душой и сердцем. Разнообразный мир природы пробуждает у него живой интерес и любознательность. И то, как читатель будет относиться к этому миру, научится ли быть хозяином, любящим и понимающим природу, воспринимающим себя как часть единой экологической системы, во многом зависит от взрослых, участвующих в его воспитании. Со школьной скамьи необходимо закладывать в детях представление о том, что человек нуждается в экологически чистой окружающей среде. Вот почему так важно научить ребенка беречь красоту природы, чтобы он в этот возрастной период понял, сколь ценно здоровье, и стремился к здоровому образу жизни. Библиотека располагает большими возможностями в экологическом воспитании школьников.

Программа рассчитана на читателей всех возрастов. Окружающий мир, с которым познакомит программа, состоит из разных блоков: царства растений и животных, природных стихий-явлений, мира людей, экологической сказки, писателей-анималистов.

Блоки содержат информационную, эстетическую и нравственную характеристику предметов, явлений, отношений, дают широкую картину взаимосвязей человека с миром. Знакомясь с обитателями всех сфер, читатель получит возможность прочувствовать, проиграть, продумать, осознать, т.е. пропустить через себя информацию о мире. Перед ними раскрывается единство и многообразие мира, целесообразность предметов и явлений, прослеживается связь человека с миром. При этом учитываются возрастные особенности и способности детей воспринимать мир.

Цель программы:

Пробудить общественное участие и внимание к конкретным проблемам экологической среды поселка, экологическое образование пользователей.



Задачи:

  • Способствовать созданию системы всеобщего непрерывного экологического образования поселка.

  • Оказывать постоянную информационную поддержку экологическому образованию пользователей.

  • Способствовать повышению экологической грамотности, формированию экологического сознания населения поселка.

  • Содействовать воспитанию экологической культуры и гражданской позиции в вопросах экологии и окружающей среды.

Цепочка взаимодействия

Читатель - библиотека, Библиотека - родитель. Библиотека – школа.



Формы и методы:

Исследовательская работа, книжные выставки, информационные стенды, экологические конкурсы, викторины, экологические сказки, игры, беседы, праздники, использование видео и аудиозаписей, электронной презентации.



Блок 1 «Библиографическая и информационно просветительская деятельность»
Организация системы информационной поддержки непрерывного экологического просвещения и массового распространения экологических знаний


Формы и методы работы

Читательский интерес

выполнение

Факультатив «Знакомые незнакомцы

1-2 класс

2013 – 2015 гг.

Организация и работа экологического клуба «Лесовичок»


5-6

класс


2013 – 2015 гг.

Формирование тематической картотеки «Экоинформационное бюро».

Для всех категорий

2013 – 2015 гг.

Создание и пополнение папки фактографической информации «Экология – боль века».

Для всех категорий

2013-2015


Индивидуальное информирование по темам: «Знай и люби свой край. География. Природа. Экология», «Чудесный мир природы», «О всех создания земных – больших и малых».




2013-2015 гг.


Цикл информационных выставок «Сохраним нашу Землю голубой и зеленой».

Для всех категорий

2013-2015 гг.


Информационные стенды:

  • Природа – наш общий дом

  • «Жить в согласии с природой»,

Информационный стенд «Дни защиты от экологической опасности»


Для всех категорий

2013-2015 гг.


Экологический урок «Защищать природу должен каждый»

Ср. ст. возраст

2013г.

Орнитологическая викторина «Чтобы никогда не умолкли певчих птиц голоса».

Мл. ср.

возраст


2013 г

Рекомендательный список «Экология природы – экология души».

Ср. ст. возраст

2014 г.

День экологии «Природа. Общество. Человек».

Ст. школьный возраст

2014 г.

Памятка «Защитим природу – защитим себя».

Средний школьный возраст

2014 г.


Экологическая мозаика «Вестники радости и весны».

Мл. ср.

возраст


2014г.

Конкурс плакатов «Боль моя – Земля моя»

Ср. ст. возраст

. 2015г.


Экологическое расследование «Человек и природа – союзники или враги?».

Ст. школьный возраст

2015 г.


День информации «Природа и человек»


Ср. ст. возраст

2015

Издательская деятельность:

Буклеты:


  • «10 золотых правил экологической профилактики»

  • Заповеди семейной экологии

  • Вода – это жизнь

  • Посади дерево и сохрани его




Для всех категорий

2013 – 2015 гг.


указатель «Экологический вестник, состоит из трех разделов:

  1. Экология - глобальная проблема современности

  2. Экологические проблемы России

  3. Экологическая обстановка в Вятском крае

Для всех категорий

2015 г.

Конкурс плакатов

  • «Боль моя – Земля моя»

  • «SOS или спасите ОКРУЖАЮЩУЮ СРЕДУ»




Для всех категорий

2015 г.

Памятка «Защитим природу – защитим себя».


Ср. ст. возраст

2015 г.



Блок 2 «Экология и краеведение»

Цели и задачи:

  • воспитание любви к родному краю, бережному отношению к природе;

  • развитие интереса у читателей к проблемам окружающей среды родного края.

Загрязнение окружающей среды влияет на всё живое, изменяется экологический состав воздуха, воды, почвы, гибнет растительность, разрушаются экосистемы.

Стремительно развивающийся в настоящее время экологический кризис поставил человечество в очень трудное положение. Одно из серьезных проявлений этого кризиса – его негативное влияние на здоровье человека. Попытки заставить людей выполнять природоохранные требования не всегда результативны именно потому, что сознание и культура не достигли того уровня, когда человек воспринимает эти требования, как свою внутреннюю потребность, а не как обязанность. И мы должны эту задачу – охранять природу - переориентировать: охранять не от человека, а для человека. Сделать это можно через экологическое воспитание, просвещение и образование. Это большая, длительная и трудоемкая работа, в которой принимают участие учреждения системы образования и культуры, природоохранные структуры, общественные организации. Библиотеке в этом процессе отводится одна из ведущих ролей. Необходимо активизировать пропаганду духовно-нравственных ценностей, способствующей формированию экологической культуры, бережному отношению населения к окружающей среде, повышению личной ответственности граждан за сохранение и преумножение уникальностей природы




Формы и методы работы

Читательский интерес

время проведения

2013 год

Информационные выставки:

  • «Земля – наш дом родной, но мы не одни в нем живем»

  • «Беречь, чтобы жить»

выставка-совет: «Не каждую ягоду – в рот, не каждый гриб в корзину»


Для всех категорий

В течении года

Экологическое путешествие «Я вырос здесь, и край мне этот дорог».

Ср. школьный возраст




Экологическая экскурсия «Земля, которой краше нет».

Млад. школьный возраст




Турнир любознательных «Под зелеными парусами в будущее».

Ср. школьный возраст













Викторина «Четвероногие помощники»


Млад. школьный возраст




2014 год

Выставки –просмотры

  • «Природы затаенное дыхание»

  • «Сердцу милый уголок»

Для всех категорий




Устный журнал «Край родной мой в блеске радуг, в свете зорь».

Ср. школьный возраст




Литературно-экологический альманах «Заповедные уголки родного края».

Ст. средний возраст




Эколого-биологическая экспедиция «Красная книга Вятского края».

Ср. мл. школьный возраст




Игра –путешествие «Лес-чудес»


Млад. школьный возраст




2015 год

Выставки:

Книжная выставка – кроссворд

«На лесной опушке»

Выставка книг и поделок «Про зеленые леса и лесные чудеса»




Для всех категорий




Вопрос-ответ «Природа вокруг нас»


Ст. средний возраст




Экологическая игра «Чудо - растения»


Млад. школьный возраст




Турнир «Знатоки родной природы»


Млад. школьный возраст








Блок 3 «Литературная экология»

Цели и задачи:

  • распространение экологических знаний с помощью художественной литературы;

  • формирование положительного отношения к книге, привлечение к чтению.

Мероприятия:



Формы и методы работы

Читательский интерес

время проведения

2013

Книжная выставка:

«Книга – природа, книга – пейзаж!» (произведения вятских писателей и художников о природе, животном и растительном крае мире края)




Для всех категорий




Цикл литературных композиций «Природа в творчестве детских писателей».


Ср. мл. школьный возраст

2013 -2015 гг.

120 лет со дня рождения В. Бианки Интеллектуально-познавательная игра «Что в лесу растет, кто в лесу живет».


Млад. школьный возраст

2013 г. февраль

литературный аукцион «Мир природы в литературе».


Ст. средний возраст

2013 г.

Экологическая конкурсная программа «Я с книгой открываю мир природы», -


Ср. мл. школьный возраст

2013г.

2014 год

Книжная выставка:

Фото-вернисаж «Писатели о природе»




Для всех категорий




Конкурс «Животные в истории моей семьи».


Млад. школьный возраст

2014 г. октябрь

Конкурс поделок «Природа и фантазия»


Млад. школьный возраст




конкурс чтецов «Под голубыми небесами»


Ср. мл. школьный возраст




заочные экспедиции «По тропинкам и дорожкам, там, где с детства мы живем»

Ср. мл. школьный возраст




Литературный экологический час «Прекрасны вы поля моей земли родной»;


Ср. мл. школьный возраст




2015 год

Литературно- музыкальная гостиная «Чарующие мотивы русской природы».


Ср. мл. школьный возраст

2015 г

115 лет со дня рождения Б. С. Житкова «Необыкновенный мир Б. Житкова».


Ср. мл. школьный возраст

2015 г. сентябрь


115 лет со дня рождения Е. И. Чарушина Игра-викторина «Про ребят и зверят».

Млад. школьный возраст

2015 г. ноябрь



Блок 3 «Экология и культура»

В последнее время, встревоженные нарушением равновесия биосферы, мы особенно часто говорим о необходимости воспитания у подрастающего поколения бережного отношения к природе.

Приоритетным направлением воспитания современного человека является воспитание экологической культуры. Это новый способ соединения человека с природой, примирения его с ней, при чём, на основе более глубокого её познания, что требует необходимости постоянного пополнения знаний о законах функционирования окружающей природной среды, о формах и методах деятельности по рациональному природопользованию.

Эффективный путь освоения экологической культуры является формирование способа мышления, стиля поведения необходимых для решения существующих и прогнозируемых проблем, используя инструментарий современной науки. Таким инструментарием и для учителя экологии, и для библиотекаря являются разнообразные методы и методические приёмы: Стимулирование учащихся к постоянному пополнению знаний об окружающей среде (беседы, дискуссии, викторины, игры);

Развитие творческого мышления, умения предвидеть последствия природообразующей деятельности человека (обсуждения, беседы, экологические суды);

Развитие умения принимать экологически целесообразные решения (проблемный подход в воспитании, консилиум);

Вовлечение учащихся в практическую деятельность по решению проблем окружающей среды местного значения (пропаганда экологических знаний – лекции, беседы, праздники, сочинения – рассуждения)

Цели и задачи:


  • развитие гуманитарного экологического мировоззрения;

  • воспитание потребности в духовно-нравственном совершенствовании;

  • развитие творческих способностей.




Формы и методы работы

Читательский интерес

время проведения

2013

Книжные выставки:

  • Здоровое детство»;

  • «Наша земля»

Для всех категорий




Экологические сказки на тему:

«Познай природу через книги».



Млад. школьный возраст

2013-2015 гг.


Викторина «Они цветут, сердца отогревая».

Млад. школьный возраст

2013 г.


Урок нравственности «Если вам по душе красота земная»


Ср. мл. школьный возраст

2013 г.

списки литературы «Займи здоровья у природы»,

Ср. мл. школьный возраст




2014 год

Книжная выставка:

«Живое счастье»




Для всех категорий

2014 год

Устный народный календарь «Времена года».


Млад. школьный возраст

Январь

Март


Июнь

сентябрь


Игра-аукцион «Учат нас цветы быть добрей».


Млад. школьный возраст

май

экологические уроки на тему:

«Берегите Землю, берегите»




Ср. ст. школьный возраст

2013 – 2015 гг.

литературно-экологический вечер «Природа! Она вечно говорит с нами»


Ср. школьный возраст




2015 год

Тематическая выставка «Наши нежные друзья – цветы»


Для всех категорий

май

Театрально-музыкальная композиция «Природа – вечный источник красоты».


Млад. школьный возраст




Экологический час «Экология от А до Я»


ср. школьный возраст




урок экологической культуры «Землянам чистую планету!»,


Ср. ст. школьный возраст




беседа «Экологическая азбука».


Ср. школьный возраст




интеллектуальная игра "Знатоки природы родного края

ср. школьный возраст






Блок 4 Экологический клуб «Лесовичок»
Читательское назначении – средний школьный возраст

Руководитель клуба – Савинова Надежа Борисовна

Цели и задачи клуба:


    • приобщение детей к миру природы, к пониманию ее ценности в жизни каждого человека, своей причастности.

    • К сбережению и защите природных обитателей, живущих рядом с нами в одном «зеленом доме».


ПАСПОРТ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО КЛУБА

  1. Юным экологом может быть любой учащийся школы, любящий природу, желающий внести свой посильный вклад в дело охраны природы.

  2. Юные экологи обязаны:

  • принимать участие в охране окружающей среды;

  • знать и соблюдать нормы экологической этики и морали;

  • изучать и приумножать природные богатства родного края;

  • постоянно повышать уровень своих знаний о природе.

  1. Юный эколог имеет право:

  • вести исследовательскую работу по изучению природы и экологии родного края;

  • излагать свое мнение на заседаниях клуба;

  1. Юный эколог всегда должен помнить:

  • природа – это живая, чувствительная, очень сложная система; от каждого из нас зависит, что останется в этом мире будущим поколениям.

2013 год
Январь - экологическая викторина



Февраль – экологический сюрприз «Обычное и удивительное мира природы»

Март – обзор «Птицы нашего края»

Апрель – виртуальные путешествия «По заповедным местам России»

Май – познавательная игра «Во саду ли в огороде»

Сентябрь – ботаническая экскурсия «Тайны живой природы»

Октябрь- экологический утренник «Мы в ответе за свою планету».

Ноябрь – выставка-викторина «Мир вокруг большой и разный»

Декабрь – эко-обзор по периодике «Нам жить на этой планете»

2014 год
Январь - конкурс эрудитов "Подводное царство".



Февраль – аквапутешествие «Её величество – Вода

Март – игровая программа «Домашние любимцы»

Апрель – экологический урок-викторина

Май – экскурсию по миру лекарственных трав «Я не степью хожу, я хожу по аптеке»

Сентябрь – урок экологии Поле чудес «Целебное лукошко»

Октябрь - беседа «Кладовые природы»

Ноябрь – информина «Нет экологии природы без экологии души!

Декабрь – литературный час «В зимнем царстве».

2015 год
Январь - выставка-размышление «Наш общий друг – природа»



Февраль – экологического утренника «Сохрани природу",

Март – экологическая викторина "Мир птиц",

Апрель – час информации «Насекомые - наши помощники или вредители?»

Май – литературная игра «Цветочная почемучка»

Сентябрь – фантазии из природного материала

Октябрь - конкурс детского рисунка «Краски осени»

Ноябрь – час экологии «Оглянись! Остановись! Подумай!»

Декабрь – музыкальная гостиная» «Прекрасное пленяет навсегда»

Календарь экологических дат

11 января – Всемирный день заповедников

29 января – День мобилизации против угрозы ядерной войны

2 февраля – Всемирный день водно-болотных угодий

19 февраля – Всемирный день кита (День морских млекопитающих)

14 марта – Международный день действий против плотин

21 марта – Всемирный день Земли

22 марта – Всемирный день водных ресурсов (День воды)

23 марта – Всемирный метеорологический день

1 апреля – Международный день птиц

7 апреля – Всемирный день здоровья

15 апреля – 5 июня – Дни защиты окружающей среды от экологической опасности

15 апреля – День экологических знаний

18 апреля – Международный день охраны памятников и исторических мест

18-22 апреля – Марш парков

22 апреля – Всемирный день Земли

26 апреля – День памяти погибших в радиационных авариях и катастрофах

3 мая – День Солнца

15 мая – 15 июня – Единые дни действий в защиту малых рек и водоемов

24 мая – Европейский день парков

31 мая – Всемирный день без табака (День борьбы с курением)

Май (третье воскресенье) – Всемирный день памяти жертв СПИДа

5 июня – Всемирный день охраны окружающей среды

5 июня – День эколога

8 июня – Всемирный день океанов

17 июня – Всемирный день по борьбе с опустыниванием и засухой

26 июня – Международный день борьбы с наркоманией и незаконным оборотом наркотиков

27 июня – Всемирный день рыболовства

11 июля – Международный день народонаселения

6 августа – Всемирный день борьбы за запрещение ядерного оружия (День Хиросимы)

Август (последнее воскресенье) – День Байкала

15 сентября – День мира

15 сентября – День рождения Гринпис

16 сентября – Международный день охраны озонового слоя

22 сентября – День без автомобилей, Европейский день пешеходов

27 сентября – Международный день туризма

Сентябрь (третье воскресенье) – День работников леса

Сентябрь (последняя неделя) – Всемирный день моря

Неделя в сентябре – Всемирная акция «Мы чистим мир»

4 октября – Всемирный день защиты животных

16 октября – Всемирный день продовольствия

17 октября – Международный день борьбы за ликвидацию нищеты

Октябрь (первый понедельник) – Всемирный день охраны мест обитания. Всемирный день населенных пунктов

Октябрь (вторая среда) – Международный день по уменьшению опасности стихийных бедствий

9 ноября – День Антиядерных Акций

15 ноября – День вторичной переработки

1 декабря – Всемирный день борьбы со СПИДом

3 декабря – Международный день борьбы с пестицидами

10 декабря – Международный день акций за принятие Декларации прав животных

29 декабря – Международный день сохранения биологического разнообразия (флоры и фауны Земли)


2005–2015 – Десятилетие образования в интересах устойчивого развития

2005–2015 – Международное десятилетие «Вода для жизни»




Поделитесь с Вашими друзьями:


База данных защищена авторским правом ©grazit.ru 2019
обратиться к администрации

войти | регистрация
    Главная страница


загрузить материал