Программа по литературе разработана в соответствии с



Скачать 255,84 Kb.
Дата21.10.2016
Размер255,84 Kb.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА К РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЕ

ПО ЛИТЕРАТУРЕ В 11 КЛАССЕ (профильный уровень)
Настоящая программа по литературе разработана в соответствии с:

  • • Законом Российской Федерации «Об образовании» (пр. № 273 от 21.12.2012; ст.28 п.2).

  • • Федеральным компонентом государственного стандарта основного общего образования (приказ МО РФ от 05.03.2004г. №1089).

  • • Базисным учебным планом (приказ МО ОФ №1312 от 09.03.2004г.) .

  • • Региональным базисным учебным планом Новосибирской области на 2015-2016 учебный год (приказ министерства образования, науки и инновационной политики Новосибирской области от 06.06.2015 №1920).

  • примерной программой по литературе основного общего или среднего (полного) общего образования (профильный уровень) с учетом программы по литературе (авт. Г.С.Меркин, СА Зинин, ВА Чалмаев М.: «Русское слово», 2009 г.), адаптированный для обучения 11 классов по учебному плану школы на 2015-2016уч.г.;

  • • Основной образовательной программы МБОУ СОШ №207.

  • • Учебного плана МБОУ СОШ №207 на 2015-2016 учебный год, являющегося частью ООП, (приказ от 28.08.2015г. №274од).

  • • Положение о структуре, порядке разработки и утверждения рабочих программ по общеобразовательным предметам МБОУ СОШ №207 (пр. от 24 08.2012г. №224)


Настоящая программа представляет собой вариант программы по литературе, адаптированный для обучения в профильном 11 классе по учебному плану школы на 2015-2016уч.г. из расчета 34 недели (5 часов в неделю, что составляет 170 часов в год)

Программа детализирует и раскрывает содержание стандарта, определяет общую стратегию обучения, воспитания и развития учащихся средствами учебного предмета в соответствии с целями изучения литературы, которые определены стандартом.

Цель

Воспитание духовно-развитой личности, осознающей свою принадлежность к родной культуре, обладающей гуманистическим мировоззрением, общероссийским гражданским сознанием, чувством патриотизма; воспитание любви к русской литературе и культуре, уважения к литературам и культурам других народов; обогащение духовного мира школьников, их жизненного и эстетического опыта.


Задачи

  1. Формирование гуманистического мировоззрения, национального самосознания, гражданской позиции, чувства патриотизма, любви и уважения к ценностям отечественной культуры.

  2. Развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей, устной и письменной речи учащихся.

  3. Развитие представлений о специфике литературы в ряду других искусств культуры читательского восприятия художественного текста, понимания авторского замысла, исторической и эстетической обусловленности литературного процесса

  4. Освоение текстов художественных произведений в единстве формы и содержания, историко-литературных сведений и теоретико-литературных понятий.

  5. Создание общего представления об историко-литературном процессе и его основных закономерностях.

  6. Формирование читательской культуры, представления о специфике литературы в ряду других искусств, потребности в самостоятельном чтении художественной литературы, эстетического вкуса на основе освоения художественных текстов;

  7. Овладение умениями творческого чтения и анализа художественных произведений с привлечением необходимых сведений по теории и истории литературы;

  8. Формирование умения сравнительного анализа различных литературных произведений

  9. Освоение знаний о русской литературе, ее духовно-нравственном и эстетическом значении;

  10. Использование необходимых источников, включая работу с книгой, поиск информации в библиотеке, ресурсах Интернета и т.д.

Важнейшее значение в формировании духовно богатой, гармонически развитой личности с высокими нравственными идеалами и эстетическими потребностями имеет художественная литература.

Школьный компонент позволяет расширить рамки изучаемых тем, более детально изучить творчество русских поэтов и писателей. Часы ШК были использованы в целях обеспечения последовательного, углубленного обучения следующих разделов: Серебряный век русской поэзии. Октябрьская революция и литературный процесс 20-х годов. Литературный процесс 30-40 - х годов. Литература ВОВ 1941-1945 годов. Литература 50-80 годов. А также на расширенное изучение творчества А.И.Куприна, И. А.Бунина, Л. Андреева, М.Горького, А.Блока, С.Есенина, Цветаевой, Ахматовой, Пастернака, Булгакова, Бабеля Фадеева Замятина и др. Для проведения творческих отчетов, моделирование ОСК, на осмысление историко-культурных ценностей, нравственно-исторических представлений, усвоение основных понятий теории и истории литературы, на формирование умения анализа художественного произведения, на уроки контроля и развития речи.

Курс литературы в школе основывается на принципах связи искусства с жизнью. Современное школьное литературное образование выполняет важнейшие культуросберегающие, развивающие и воспитательные функции, являясь неотъемлемой частью общего процесса духовного развития нации. Без знания шедевров русской классики и мировой литературы невозможно полноценное становление личности человека. Именно поэтому в процессе обучения литературе особое внимание будет уделено формированию у учащихся ценностных ориентиров, художественного вкуса, эстетических и творческих способностей.

Для реализации задач литературного образования изучение историко-литературного материала будет проводиться «линейно», что предполагает следование хронологии литературного процесса, и опираться на концепцию систематического и планомерного ознакомления учащихся с русской литературой XX века. Выбор писательских имен и произведений обусловлен их значимостью для отечественной и мировой культуры, масштабностью их дарований

Основные виды деятельности

Процесс усвоения теоретико-литературных явлений представлен в виде обогащения уже усвоенных в курсе основной школы понятий и одновременно с этим введения новейшей терминологии. Основными видами деятельности по освоению литературных произведений и теоретико-литературных понятий являются:



  • осознанное, творческое чтение художественных произведений разных жанров;

  • выразительное чтение;

  • заучивание наизусть;

  • различные виды пересказа;

  • определение принадлежности литературного текста к тому или иному роду, жанру, художественному методу;

  • анализ текстов;

  • устные и письменные интерпретации художественных произведений;

  • выявление языковых средств художественной образности и их роль; самостоятельный поиск ответа на проблемных вопрос;

  • участие в дискуссиях;

  • подготовка презентаций;

  • подготовка рефератов, докладов, учебно-исследовательских и проектных работ; написание сочинений на основе и по мотивам литературных произведений.

Межпредметные связи на уроках литературы

Культуроведческий аспект рассмотрения литературных явлений прослеживается в межпредметных связях с уроками истории (при изучении обзорных тем общественно-политической ситуации в стране в отдельные периоды), изобразительного искусства и музыки (при использовании наглядно-иллюстративных методов преподавания литературы); мировой художественной культуры (при изучении быта русского дворянства XIX века) и т.д.


Календарно-тематическое планирование по литературе в 10 классе соответствует Федеральному государственному стандарту общего образования и Примерной программе по литературе общего (полного) образования.

Особое внимание уделено проектной и исследовательской деятельности учащихся. В практику домашних заданий наряду с традиционными видами работы с текстом включены следующие: составление речевых, цитатных характеристик героев, хронологических таблиц, словарей персоналиев, подготовка эскизов театральных афиш, программ и др.

При планировании части уроков (примерно 1/5) предусматривается использование ИКТ (электронные наглядные пособия, учебники и словари, виртуальные музейные экспозиции, электронные библиотеки и др.). Ресурсы электронных библиотек позволяют ликвидировать недостаток художественной литературы в школьной и сельской библиотеках.
Контроль знаний

Используемые виды контроля: вводный, текущий, тематический, рубежный, итоговый, комплексный. Формы контроля: контрольный урок, контрольное практическое занятие, творческий отчет.

Уроки контроля представлены рядом уроков, на которых предполагается написание сочинений, работа стестами (мини-тест, экспресс-тест, цифровой, по типу ЕГЭ, с развернутым ответом), что будет способствовать подготовке учащихся к экзамену в форме ЕГЭ, например, развивать умения работать с различными типами тестовых заданий, умением отвечать на проблемные вопросы, анализировать произведения малых жанров.

В основу обучения будут положены деятельностный, практико-ориентированный и личностно-ориентированный подходы.



Формы контроля:

Устный и письменный опрос, решение тестовых заданий, сочинения, филологический анализ текста, проектная деятельность.


УМК для учителя:

  1. «Литература ХХ века. 11 класс.» С.А. Зинин, В.А. Чалмаев. М : «Русское слово», 2009.

  2. Методические рекомендации по использованию учебников С.А. Зинина, В.А.Чалмаева «Литература 20 века. 10 класс» М: «Русское слово», 2009.

  3. КИМы. Литература:11класс/состЕ.С.Ершова.- М.: Вако 2011.

  4. Н.М.Скорина «Нестандартные уроки по литературе 9-11 класс». Издательство «Учитель АСТ» 2010г.

  5. «Урок за уроком» Б.И.Турьянская – М: «Русское слово», 2009.

  6. «Учебно-методический комплект по литературе для профильных 10 -11 классов» Г.А.Обернихина, Т.В. Емельянова, Е.В.Мацыяка-М: «Русское слово», 2010.


УМК для учащихся:

1.«Литература ХХ века. 11 класс.» Г.С.Меркин, С.А. Зинин, В.А.Чалмаев. Для общеобразовательной школы - М : «Русское слово», 2009.

2.КИМы. Литература:11класс. М.: Вако 2011.

3.«Тесты по литературе 11 класс» Н.Н.Оглоблина – М: АСТ-2010г.


Учебно-тематическое планирование

п/п

Наименование разделов и тем

Всего часов

В том числе на:

Примерное количество часов на самостоятельные работы учащихся

Дата

уроки

Развитие речи

контрольные работы

























1.

Введение

2

1-2













2.

И.А.Бунин

10

3-12

1

2

1




3.

М.Горький

11

13-23

1




2




4.

А.И Куприн

9

24-32

1

1

1




5.

Л.Андреев

3+1

33-36

1










6.

Серебряный век русской поэзии

37

37-74

4

4

5




7.

Октябрьская революция и литературный процесс 20-х годов


32

75-107

3

2

2




8.

Литературный процесс 30-40 - х годов.

47

108-154

3

2

3




9.

Литература ВОВ 1941-1945 годов.

3

155-157




1







10.

Литература 50-80 годов.

10

158-168

3




1




11.

Новейшая русская проза и поэзия 80-90-х годов (2 часа)

2

169-170



















Итого:

170ч.




17

12

15





Содержание программы (профильный уровень)

Литература XX века

Введение

Русская литература ХХ в. в контексте мировой культуры.Основные темы и проблемы (ответственность человека за свои по ступки, человек на войне, тема исторической памяти, человек и окружающая его живая природа). Обращение к народному сознанию в поисках нравственного идеала. Взаимодействие зарубежной, русской литературы и литературы других народов России, отражение в них “вечных” проблем бытия.



Литература первой половины ХХ века Обзор русской литературы первой половины XX в. Традиции и новаторство в литературе рубежа XIX−ХХ вв.Реализм и модернизм. Трагические события первой половины XX в. и их отражение в русской литературе и литературах других народов России. Конфликт человека и эпохи. Развитие реалистической литературы, ее основные темы и герои. Советская литература и литература русской эмиграции. “Социалистический реализм”. Художественная объективность и тенденциозность в освещении исторических событий. Проблема “художник и власть”.

И. А. Бунин Стихотворения: «Вечер», «Не устану воспевать вас, звезды!..», «Последний шмель», «Седое небо надо мной…», «Слово»(возможен выбор пяти других стихотворений). Философичность и тонкий лиризм лирики Бунина. Пейзажная лирика поэта. Живописность и лаконизм бунинского поэтического слова. Традиционные темы русской поэзии в лирике Бунина. Рассказы: «Господин из Сан-Франциско», «Чистый понедельник» (произведения обязательны для изучения). Рассказы: «Антоновские яблоки», «Темные аллеи» (произведения обязательны для изучения только для школ с русским (родным) языком обучения), Рассказы: «Легкое дыхание», «Чаша жизни» (возможен выбор двух других рассказов). Развитие традиций русской классической литературы в прозе Бунина. Тема угасания "дворянских гнезд" в рассказе “Антоновские яблоки”. Исследование национального характера. “Вечные” темы в рассказах Бунина (счастье и трагедия любви, связь человека с миром природы, вера и память о прошлом). Психологизм бунинской прозы.Принципы создания характера. Соотношение текста и подтекста.Роль художественной детали. Символика бунинской прозы. Своеобразие художественной манеры Бунина.

А. И. Куприн Жизнь и творчество (обзор). Повесть «Гранатовый браслет» (возможен выбор другогопроизведения). Своеобразие сюжета повести. Споры героев об истинной,бескорыстной любви. Утверждение любви как высшей ценности.Трагизм решения любовной темы в повести. Мотив пробуждения души в прозе Куприна. Символический смысл художественных деталей, поэтическое изображение природы. Мастерство психологического анализа. Роль эпиграфа в повести, смысл финала. Традиции русской кассической литературы в прозе Куприна.

Л. Н. Андреев Жизнь и творчество (обзор). Повесть «Иуда Искариот» (возможен выбор другого произведения). Традиции Достоевского в творчестве Андреева. Образ Иуды и проблема любви и предательства. Изображение трагических противоречий бытия. Тема отчуждения, одиночества человека в мире.Проблема свободы личности. Экспрессивность стиля Андреева.Выразительность художественной детали и роль лейтмотива в повести.

М. Горький Жизнь и творчество. Рассказы: «Челкаш», «Старуха Изергиль» (возможен выбор двух других произведений). Романтизм ранних рассказов Горького. Проблема героя в прозе писателя. Тема поиска смысла жизни. Проблемы гордости и свободы. Соотношение романтического идеала и действительности в философской концепции Горького. Прием контраста, особая роль пейзажа и портрета в рассказах писателя. Своеобразие композиции рассказа “Старуха Изергиль”. Пьеса «На дне». “Надне” как социально-философская драма. Смысл названия пьесы. Система образов. Судьбы ночлежников. Проблема духовной разобщенности людей. Образы хозяев ночлежки. Лука и Сатин, философский спор о человеке. Проблема счастья в пьесе. Особенности композиции пьесы. Особая роль авторских ремарок, песен, притч, литературных цитат. Новаторство Горького-драматурга. Афористичность языка. Влияние творчества Горького на родную литературу. Обзор зарубежной литературы первой половины XX века. Гуманистическая направленность произведений зарубежной литературы XX в. Проблемы самопознания, нравственного выбора.Основные направления в литературе первой половины ХХ в. Реализм и модернизм.

Б. Шоу Жизнь и творчество (обзор). Пьеса «Пигмалион» (возможен выбор другого произведения). Своеобразие конфликта в пьесе. Англия в изображении Шоу. Прием иронии. Парадоксы жизни и человеческих судеб в мире условностей и мнимых ценностей Чеховские традиции в творчестве Шоу.

Г. Аполлинер Жизнь и творчество (обзор). Стихотворение «Мост Мирабо». Непосредственность чувств, характер лирического переживания в поэзии Аполлинера. Музыкальность стиха. Особенностиритмики и строфики. Экспериментальная направленность аполлинеровской поэзии.

Обзор русской поэзии конца XIX – начала XX в. И. Ф. Анненский, К. Д. Бальмонт, А. Белый, В. Я. Брюсов,М. А. Волошин, Н. С. Гумилев, Н. А. Клюев, И. Северянин, Ф. К.Сологуб, В. В. Хлебников, В. Ф. Ходасевичас (стихотворения не менее трех авторов по выбору Серебряный век как своеобразный "русский ренессанс". Литературные течения поэзии русского модернизма: символизм, акмеизм, футуризм. Поэты, творившие вне литературных течений:И. Ф. Анненский, М. И. Цветаева.

Символизм Истоки русского символизма. Влияние западноевропейской философии и на творчество русских символистов. Связь с романтизмом. Понимание символа символистами (задача предельного расширения значения слова, открытие тайн как цель нового искусства). Конструирование мира в процессе творчества, идея “творимой легенды”. Музыкальность стиха. "Старшие символисты" (В. Я. Брюсов, К. Д. Бальмонт, Ф. К. Сологуб) и "младосимволисты" (А. Белый, А. А. Блок).

В. Я. Брюсов Жизнь и творчество (обзор). Стихотворения: «Сонет к форме», «Юному поэту»,«Грядущие гунны» (возможен выбор трех других стихотворений). Основные темы и мотивы поэзии Брюсова. Своеобразие решения темы поэта и поэзии. Культ формы в лирике Брюсова.

К. Д. Бальмонт Жизнь и творчество (обзор). Стихотворения: «Я мечтою ловил уходящие тени…», Безглагольность», «Я в этот мир пришел, чтоб видеть солнце…» (возможен выбор трех других стихотворений). Стремление к утонченным способам выражения чувств и мыслей.

А. Белый Жизнь и творчество (обзор). Стихотворения: «Раздумье», «Русь», «Родине» (возможен выбор трех других стихотворений). Интуитивное постижение действительности. Тема родины, боль и тревога за судьбы России. Восприятие революционных событий как пришествия нового Мессии.

Акмеизм Истоки акмеизма. Программа акмеизма в статье Н. С. Гумилева "Наследие символизма и акмеизм". Утверждение акмеистами красоты земной жизни, возвращение к “прекрасности”, создание зримых образов конкретного мира. Идея поэта-ремесленника.

Н. С. Гумилев Жизнь и творчество (обзор). Стихотворения: «Жираф», «Волшебная скрипка», «Заблудившийся трамвай» (возможен выбор трех других стихотворений). Героизация действительности в поэзии Гумилева, романтическая традиция в его лирике. Своеобразие лирических сюжетов. Экзотическое, фантастическое и прозаическое в поэзии Гумилева.

Футуризм Манифесты футуризма, их пафос и проблематика. Поэт как миссионер “нового искусства”. Декларация о разрыве с традицией, абсолютизация “самовитого” слова, приоритет формы над содержанием, вторжение грубой лексики в поэтический язык, неологизмы, эпатаж. Звуковые и графические эксперименты. Группы футуристов: эгофутуристы (И. Северянин), кубофутуристы (В. В. Маяковский, В. Хлебников), "Центрифуга" (Б. Л.Пастернак).

И. Северянин Жизнь и творчество (обзор). Стихотворения: «Интродукция», «Эпилог» («Я, гений Игорь-Северянин…»), «Двусмысленная слава» (возможен выбор трех других стихотворений). Эмоциональная взволнованность и ироничность поэзии Северянина, оригинальность его словотворчества.

В. В. Хлебников Жизнь и творчество (обзор). Стихотворения: «Заклятие смехом», «Бобэоби пелись губы…», «Еще раз, еще раз…» (возможен выбор трех других стихотворений) Слово в художественном мире поэзии Хлебникова. Поэтические эксперименты. Хлебников как поэт-философ.

Крестьянская поэзия Продолжение традиций русской реалистической крестьянской поэзии XIX в. в творчестве Н. А. Клюева, С. А. Есенина. Н. А. Клюев. Жизнь и творчество (обзор). Стихотворения: «Осинушка», «Я люблю цыганские кочевья...», «Из подвалов, из темных углов...» (возможен выбор трех других стихотворений). Особое место в литературе начала века крестьянской поэзии. Крестьянская тематика, изображение труда и быта деревни,тема родины, неприятие городской цивилизации. Выражение национального русского самосознания. Религиозные мотивы.

А. А. Блок Жизнь и творчество. Стихотворения: «Незнакомка», «Россия», «Ночь, улица, фонарь, аптека…», «В ресторане», «Река раскинулась. Течет, грустит лениво…» (из цикла «На поле Куликовом»), «На железной дороге» (указанные стихотворения являются обязательными для изучения). Стихотворения: «Фабрика», «Вхожу я в темные храмы…», «О доблестях, о подвигах, о славе…», «О, я хочу безумножить…», «Скифы» (возможен выбор пяти других стихотворений). Мотивы и образы ранней поэзии, излюбленные символы Блока. Образ Прекрасной Дамы. Романтический мир раннего Блока, музыкальность его стихотворений. Тема города в творчестве Блока.Образы “страшного мира”. Соотношение идеала и действительности в лирике Блока. Тема Родины и основной пафос патриотических стихотворений. Тема исторического пути России в цикле “На поле Куликовом” и стихотворении “Скифы”. Лирический герой поэзии Блока, его эволюция. Поэма «Двенадцать». История создания поэмы, авторский опыт осмысления событий революции. Соотношение конкретно-исторического и условно символического планов в поэме. Сюжет поэмы, ее герои, своеобразие композиции. Строфика, интонации, ритмы поэмы, ее основные символы. Образ Христа и многозначность финала поэмы. Авторская позиция и способы ее выражения в поэме. Сочинение по творчеству А. А. Блока.

В. В. Маяковский

Жизнь и творчество. Стихотворения: «А вы могли бы?», «Послушайте!»,«Скрипка и немножко нервно», «Лиличка!», «Юбилейное»,«Прозаседавшиеся» (указанные стихотворения являются обязательными для изучения). Стихотворения: «Нате!», «Ода революции», «Разговор с фининспектором о поэзии», «Письмо товарищу Кострову из Парижа о сущности любви», «Письмо Татьяне Яковлевой». Маяковский и футуризм. Дух бунтарства и эпатажа в ранней лирике. Поэт и революция, пафос революционного переустройства мира. Новаторство Маяковского (ритмика, рифма, неологизмы, гиперболичность, пластика образов, неожиданные метафоры, необычность строфики и графики стиха). Особенности любовной лирики. Тема поэта и поэзии, осмысление проблемы художника и времени. Сатирические образы в творчестве Маяковского. Жанровое своеобразие лирики Маяковского. Поэма «Облако в штанах» (в школе с родным (нерусским) языком обучения – в сокращении). Мотивы трагического одиночества поэта. Темы любви, искусства, религии в бунтарской поэме Маяковского. Влияние творчества Маяковского на развитие родной литературы.



С. А. Есенин Жизнь и творчество. Стихотворения: «Гой ты, Русь, моя родная!..», «Не бродить, не мять в кустах багряных…», «Мы теперь уходим понемногу…», «Письмо матери», «Спит ковыль. Равнина дорогая…»,«Шаганэ ты моя, Шаганэ…», «Не жалею, не зову, не плачу…»,«Русь советская» (указанные стихотворения являются обязательнымидля изучения). Стихотворения: «Письмо к женщине», «Собаке Качалова», «Сорокоуст», «Я покинул родимый дом…», «Неуютная жидкая лунность…», "Цветы мне говорят - прощай…" Традиции А. С. Пушкина и А. В. Кольцова в есенинской лирике. Есенин и имажинизм. Тема родины в поэзии Есенина. Отражение в лирике особой связи природы и человека. Цветопись, и сквозные образы лирики Есенина. Светлое и трагическое в поэзии Есенина. Тема быстротечности человеческого бытия в поздней лирике поэта. Народно-песенная основа, музыкальность лирики Есенина. Поэма «Анна Снегина» (возможен выбор другой поэмы). Проблематика поэмы. Своеобразие композиции и системы образов. Предреволюционная и послереволюционная Россия в поэме.Соотношение эпического и лирического начал. Смысл финала

М. И. Цветаев Жизнь и творчество (обзор). Стихотворения: «Моим стихам, написанным так рано…», «Стихи к Блоку» («Имя твое – птица в руке…»), «Ктосоздан из камня, кто создан из глины…», «Тоска по родине!Давно…» (указанные стихотворения являются обязательными для изучения). Стихотворения: «Идешь, на меня похожий…», «РоландовРог», «Куст» (возможен выбор трех других стихотворений). Основные темы творчества Цветаевой. Конфликт быта и бытия, времени и вечности. Поэзия как напряженный монологисповедь. Фольклорные и литературные образы и мотивы в лирике Цветаевой. Своеобразие цветаевского поэтического стиля.

О. Э. Мандельштам Жизнь и творчество (обзор). Стихотворения: «Notre Dame», «Бессонница. Гомер. Тугие паруса…», «За гремучую доблесть грядущих веков…», «Я вернулся в мой город, знакомый до слез…» (указанные стихотворения являются обязательными для изучения) Стихотворения: «Невыразимая печаль», «Tristia», «Батюшков» (возможен выбор трех других стихотворений). Историзм поэтического мышления Мандельштама, ассоциативная манера его письма. Представление о поэте как хранителе культуры. Мифологические и литературные образы в поэзии Мандельштама.

А. А. Ахматова Жизнь и творчество. Стихотворения: «Песня последней встречи», «Сжала руки под темной вуалью…», «Мне ни к чему одические рати…», «Мне голос был. Он звал утешно…», «Родная земля» (указанныестихотворения являются обязательными для изучения). Стихотворения: «Я научилась просто, мудро жить…»,«Под крышей промерзшей пустого жилья…», «Бывает так: какая-то истома…» (возможен выбор трех других стихотворений). Отражение в лирике Ахматовой глубины человеческих пе-

реживаний. Темы любви и искусства. Патриотизм и гражданственность поэзии Ахматовой. Разговорность интонации и музыкальность стиха. Фольклорные и литературные образы и мотивы в лирике Ахматовой. Поэма «Реквием». История создания и публикации. Смысл названия поэмы, отражение в ней личной трагедии и народного горя. Библейские мотивы и образы в поэме. Победа исторической памяти над забвением как основной пафос “Реквиема”. Особенности жанра и композиции поэмы, роль эпиграфа, посвящения и эпилога.



Б. Л. Пастернак Жизнь и творчество. Стихотворения: «Февраль. Достать чернил и плакать!..»,«Определение поэзии», «Во всем мне хочется дойти…», «Гамлет», «Зимняя ночь» (указанные стихотворения являются обязательны ми для изучения). стихотворения: «Снег идет», «Гефсиманский сад»,«Быть знаменитым некрасиво…» (возможен выбор трех других стихотворений). Поэтическая эволюция Пастернака: от сложности языка к простоте поэтического слова. Тема поэта и поэзии (искусство и ответственность, поэзия и действительность, судьба художника и его роковая обреченность на страдания). Философская глубина лирики Пастернака. Тема человека и природы. Сложность настроения лирического героя. Соединение патетической интонации и разговорного языка. Роман «Доктор Живаго» (обзорное изучение с анализом фрагментов). История создания и публикации романа. Жанровое своеобразие и композиция романа, соединение в нем эпического и лирического начал. Система образов. Образ Юрия Живаго. Женские образы в романе. Цикл “Стихотворения Юрия Живаго” и его связь с общей проблематикой романа. Традиции русской и мировой классической литературы в творчестве Пастернака.

М. А. Булгаков Жизнь и творчество. Роман «Белая гвардия» (в школе с родным (нерусским)языком обучения - в сокращении) (для изучения предлагается один из романов – по выбору). История создания романа. Своеобразие жанра и композиции. Развитие традиций русской классической литературы в романе. Роль эпиграфа. Система образов-персонажей. Образы Города и дома.Эпическая широта, сатирическое начало и лирические раздумья повествователя в романе. Библейские мотивы и образы. Проблема нравственного выбора в романе. Смысл финала романа. Роман «Мастер и Маргарита» (в школе с родным (нерусским) языком обучения - в сокращении) (для изучения предлагается один из романов – по выбору). История создания и публикации романа. Своеобразие жанра и композиции романа. Роль эпиграфа. Эпическая широта и сатирическое начало в романе. Сочетание реальности и фантастики. Москва и Ершалаим. Образы Воланда и его свиты. Библейские мотивы в романе. Человеческое и божественное в облике Иешуа. Образ Иуды и проблема предательства. Фигура Понтия Пилата и тема совести.Проблема нравственного выбора в романе. Изображение любви как высшей духовной ценности. Проблема творчества и судьбы художника. Смысл финальной главы романа. Сочинение по творчеству М. А. Булгакова.

И. Э. Бабель Жизнь и творчество (обзор). Рассказы: «Мой первый гусь», «Соль» особенности поэтики прозы Бабеля. Изображение событий гражданской войны в книге рассказов “Конарми

Е. И. Замятин (только для школ с русским (родным) языком обучения) Жизнь и творчество (обзор) Роман «Мы». “Мы” как роман-антиутопия. Проблематика и система образов, центральный конфликт романа, особенности его композиции. Характер повествования. Символические образы. Смысл финала. Своеобразие языка романа.

А. П. Платонов Жизнь и творчество (обзор). Повесть «Котлован» .Традиции Салтыкова-Щедрина в прозе Платонова. Высокий пафос и острая сатира в “Котловане”. Утопические идеи “общей жизни” как основа сюжета повести. “Непростые” простые герои Платонова. Тема смерти в повести. Самобытность языка и стиля писателя. Рассказ «Песчаная учительница» (только для школ с родным (нерусским) языком обучения) (возможен выбор другого произведения) Умение понять обычаи и традиции другого народа, уважительное отношение к кочевникам, несмотря на различие в быту и традиционной культуре. Подвиг учительницы, ее душевная неуспокоенность, жажда полезной деятельности, широта души. Самобытность языка и стиля писателя.

М. А. Шолохов Жизнь и творчество История создания романа. Широта эпического повествования. Сложность авторской позиции. Система образов в романе. Семья Мелеховых, быт и нравы донского казачества. Глубина постижения исторических процессов в романе. Изображение гражданской войны как общенародной трагедии. Тема разрушения семейного и крестьянского укладов. Судьба Григория Мелехова как путь поиска правды жизни. "Вечные" темы в романе: человек и история, война и мир, личность и масса. Утверждение высоких человеческих ценностей. Женские образы. Функция пейзажа в романе. Смысл финала Художественное своеобразие романа. Язык прозы Шолохова. Традиции классической литературы XIX века в романе. Влияние творчества Шолохова на развитие родной литературы.

В. В. Набоков Жизнь и творчество (обзор). Роман «Машенька» (возможен выбор другого произведения). Тема России в творчестве Набокова. Проблематика и система образов в романе. Описания эмигрантской среды и воспоминания героя о прошлом, юности. Образ Машеньки. Смысл финала романа.

Н. А. Заболоцкий Жизнь и творчество (обзор). Стихотворения: «Завещание», «Читая стихи», «О красоте человеческих лиц» (возможен выбор трех других стихотворений). Утверждение непреходящих нравственных ценностей, неразрывной связи поколений, философская углубленность, художественная неповторимость стихотворений поэта. Своеобразие художественного воплощения темы природы в лирике Заболоцкого.

Э. Хемингуэй Жизнь и творчество (обзор). Повесть «Старик и море» (возможен выбор другого произведения). Проблематика повести. Раздумья писателя о человеке, его жизненном пути. Образ рыбака Сантьяго. Роль художественной детали и реалистической символики в повести. Своеобразие стиля Хемингуэя. Обзор русской литературы второй половины XX века. Великая Отечественная война и ее художественное осмысление в русской литературе и литературах других народов России. Новое понимание истории страны. Влияние «оттепели» 60-х годов на развитие литературы. Литературно-художественные журналы, их место в общественном сознании. «Лагерная» тема. «Деревенская» проза. Постановка острых нравственных и социальных проблем (человек и природа, проблема исторической памяти, ответственность человека за свои поступки, человек на войне). Обращение к народному сознанию в поисках нравственного идеала в русской литературе и литературах других народов России. Поэтические искания. Развитие традиционных тем русской лирики (темы любви, гражданского служения, единства человека и природы).

А. Т. Твардовский Жизнь и творчество (обзор). Стихотворения: «Вся суть в одном-единственном завете...», «Памяти матери», «Я знаю: никакой моей вины...» (указанные стихотворения являются обязательными для изучения). Стихотворения: «Дробится рваный цоколь монумента...», «О сущем», «В чем хочешь человечество вини...» (возможен выбор трех других тихотворений). Исповедальный характер лирики Твардовского. Служение народу как ведущий мотив творчества поэта. Тема памяти в лирике Твардовского. Роль некрасовской традиции в творчестве поэта.

В. Т. Шаламов Жизнь и творчество (обзор). Рассказы: «Последний замер», «Шоковая терапия» (возможен выбор двух других рассказов). История создания книги “Колымских рассказов”. Своеобразие раскрытия “лагерной” темы. Характер повествования.

А. И. Солженицын Жизнь и творчество (обзор). Роман «Архипелаг Гулаг» (фрагменты). Отражение в романе трагического опыта русской истории.Развенчание тоталитарной власти сталинской эпохи. Повесть «Один день Ивана Денисовича» Своеобразие раскрытия “лагерной” темы в повести. Проблема русского национального характера в контексте трагической эпохи. Автобиографический характер рассказа. Воспроизведение в образе Матрены черт человека-праведника, носителя народной нравственности, доброты, бескорыстия, трудолюбия. Значение рассказа для развития русской прозы второй половины ХХ в.

В. М. Шукшин Жизнь и творчество (обзор). Рассказы: «Верую!», «Алеша Бесконвойный» (возможенвыбор других произведений). Изображение народного характера и картин народной жизни в рассказах. Диалоги в шукшинской прозе. Особенности повествовательной манеры Шукшина.

В. В. Быков (возможен выбор другого прозаика второй половины XX века) Жизнь и творчество (обзор). Повесть «Сотников» (возможен выбор другого произведения). Нравственная проблематика произведения. Образы Сотникова и Рыбака, две “точки зрения” в повести. Образы Петра, Демчихи и девочки Баси. Авторская позиция и способы ее выражения в произведении. Мастерство психологического анализа.



В. Г. Распутин Жизнь и творчество (обзор). Повесть «Прощание с Матерой» Проблематика повести и ее связь с традицией классической русской прозы. Тема памяти и преемственности поколений. Образы стариков в повести. Проблема утраты душевной связи человека со своими корнями. Символические образы в повести.

Н. М. Рубцов Жизнь и творчество (обзор). Стихотворения: «Видения на холме», «Листья осенние»

(возможен выбор других стихотворений). Своеобразие художественного мира Рубцова. Мир русской деревни и картины родной природы в изображении поэта. Переживание утраты старинной жизни. Тревога за настоящее и будущее России. Есенинские традиции в лирике Рубцова.



Р. Гамзатов Жизнь и творчество (обзор). Стихотворения: «Журавли», «Мой Дагестан», «В горах

джигиты ссорились, бывало...» (возможен выбор других стихотворений) Проникновенное звучание темы родины в лирике Гамзатова. Прием параллелизма. Соотношение национального и общечеловеческого в творчестве Гамзатова.



И. А. Бродский (возможен выбор другого поэта второй половины XX века) Жизнь и творчество (обзор). Стихотворения: «Воротишься на родину. Ну что ж…»,«Сонет» («Как жаль, что тем, чем стало для меня…») Своеобразие поэтического мышления и языка Бродского.Необычная трактовка традиционных тем русской и мировой поэзии. Неприятие абсурдного мира и тема одиночества человека в “заселенном пространстве”.

Б. Ш. Окуджава Жизнь и творчество (обзор). Стихотворения: «Полночный троллейбус», «Живописцы» (возможен выбор других стихотворений). Особенности «бардовской» поэзии 60-х годов. Арбат как художественная Вселенная, воплощение жизни обычных людей в поэзии Окуджавы. Обращение к романтической традиции. Жанровое своеобразие песен Окуджавы.

А. В. Вампилов Жизнь и творчество (обзор). Пьеса «Утиная охота» (возможен выбор другого драматического произведения). Проблематика, основной конфликт и система образов в пьесе. Своеобразие ее композиции.

Обзор литературы последнего десятилетия

Основные тенденции современного литературного процесса. Постмодернизм. Последние публикации в журналах, отмеченные премиями, получившие общественный резонанс, положительные отклики в печати.



ОСНОВНЫЕ ТЕОРЕТИКО-ЛИТЕРАТУРНЫЕ ПОНЯТИЯ

− Художественная литература как искусство слова. Художественный образ. Художественное время и пространст во. Содержание и форма. Поэтика. Авторский замысел и его воплощение. Художественный вы мысел. Фантастика. Историко-литературный процесс. Литературные направления и течения: классицизм, сентиментализм, романтизм, реализм, символизм, акмеизм, футуризм. Модернизм и постмодернизм. Основные факты жизни и творчества выдающихся русских писателей ХIХ–ХХ веков.− Литературные роды: эпос, лирика, драма. Жанры литературы: роман-эпопея, роман, повесть, рассказ, очерк, притча; поэма, баллада, песня; лирическое стихотворение, элегия, послание, эпиграмма, ода, сонет; комедия, трагедия, драма. Авторская позиция. Пафос. Тема. Идея. Проблематика. Сю жет. Фабула. Композиция. Стадии развития действия: экспо зиция, завязка, кульминация, развязка, эпилог. Лирическое от ступление. Конфликт. Автор-повествователь. Образ автора. Персонаж. Характер. Тип. Лирический герой. Система обра зов. Речевая характеристика героя: диалог, монолог, внутренняя речь. Сказ. Деталь. Символ. Подтекст. Психологизм. Народность. Историзм. Трагическое и комическое. Сатира, юмор, ирония, сарказм Гротеск. Язык художественного произведения. Изобразительно выразительные средства в художественном произведении: сравнение, эпитет, метафора, метонимия. Звукопись: аллите рация, ассонанс. Гипербола. Аллегория. Стиль. Проза и поэзия. Системы стихосложения. Стихотворные раз меры: хорей, ямб, дактиль, амфибрахий, анапест. Дольник. Акцентный стих. Белый стих. Верлибр. Ритм. Рифма. Строфа. Литературная критика. В школе с родным (нерусским) языком обучения данные теоретико-литературные понятия изучаются с опорой на знания, полученные при освоении родной литературы. Дополнительными понятиями являются: Типологическая общность и национальное своеобразие рус ской и других национальных литератур Художественный перевод. Русскоязычные национальные литературы народов России.









Поделитесь с Вашими друзьями:


База данных защищена авторским правом ©grazit.ru 2017
обратиться к администрации

    Главная страница