Программа по развитию детского геолого-краеведческого движения в Алтайском крае «Планета Алтай» Основания для разработки программы



Скачать 116,87 Kb.
Дата19.10.2016
Размер116,87 Kb.
ТипПрограмма
ДОЛГОСРОЧНАЯ ЦЕЛЕВАЯ ПРОГРАММА «ПЛАНЕТА АЛТАЙ»
ПАСПОРТ

долгосрочной целевой программы «Планета Алтай» по развитию детского геологического движения в Алтайском крае на 2016-2021 гг.


Наименование программы


Долгосрочна целевая программа по развитию детского геолого-краеведческого движения в Алтайском крае «Планета Алтай»

Основания для разработки программы

Программа разработана в соответствии с Концепцией геологического образования в России (1999 г.) и Концепцией развития дополнительного образования в Алтайском крае до 2020 г. и направлена на реализацию государственной политики РФ в области геологического образования

Срок реализации Программы

2016 -2020 гг.

Основные разработчики программы

Инициативная группа из числа сотрудников КГБУДО «АКЦДЮТиК» и музея «Мир камня»


Исполнители программы

КГБУДО «АКЦДЮТиК»

Музей «Мир камня»

Институт водных и экологических проблем СО РАН

Главное управление образования и молодёжной политики Алтайского края,

Управление природных ресурсов и экологии Алтайского края

Алтайский государственный университет (географический факультет)

Алтайский государственный аграрный университет

Алтайская государственная академия образования им. В.М. Шукшина (естественно-географический факультет)



Цель программы

Развитие детского геологического движения и совершенствование геолого-краеведческого образования в Алтайском крае

Задачи программы

1. Распространение геологических знаний среди учащихся, формирование их геологической грамотности. В том числе:

- увеличение количества детских геологических объединений в образовательных учреждениях края;

- развитие системы очно-заочного геологического образования учащихся в рамках проекта «Алтайская ГЕО-школа»;

- укрепление связей между учреждениями среднего, дополнительного и высшего профессионального образования, работающих в сфере детской геологии;

- создание учебных и методических пособий, медиапрезентаций, видеофильмов;

2. Повышение квалификации и переподготовка учителей и педагогов дополнительного образования для работы в объединениях учащихся по геолого-краеведческим программам.

3. Создание специализированной базы для летних практик по геологии на базе ДОЛ «Чайка» в Змеиногорском районе или в Курьинском районе Алтайского края.

4. Создание отделения детской геологии в составе отдела краеведения АКЦДЮТиК в составе не менее 3 сотрудников.



Объемы и

источники

финансирования

Программы




- средства федерального бюджета;

- средства регионального бюджета и бюджетов муниципалитетов Алтайского края;

- внебюджетные источники (средства предприятий и организаций, занятых в горнодобывающей отрасли; средства частных лиц, в том числе родителей обучающихся по образовательным программам геологического профиля).


Важнейшие целевые индикаторы и показатели программы

1. Количество территорий края, представители которых участвуют в мероприятиях по геолого-краеведческому направлению.

2. Количество детских геологических объединений.

2. Количество участников и призеров краевых, региональных, всероссийских конкурсов и олимпиад по геологии.

3. Количество педагогов, прошедших курсы повышения квалификации в области геологии.



Ожидаемые результаты

1. Увеличение числа территорий, участвующих в мероприятиях, запланированных в рамках реализации данной Программы, до 30.

2. Увеличение количества участников конкурсов, олимпиад, повышение качества их работ и завоевание как можно большего числа призовых мест и как следствие увеличение количество абитуриентов поступающих на геологические и географические факультеты в ВУЗы страны.

3. Создание стабильной системы рекрутирования кадров на геологические предприятия и в научные учреждения естественнонаучного профиля края и страны.

4. Увеличение числа педагогов, занимающихся с учащимися по геолого-краеведческому направлению, на 50% в сравнении с текущим состоянием.


Программа «Развитие детского геолого-краеведческого движения в Алтайском крае «Планета Алтай» на 2016-2020 гг. (далее – «Программа») разработана в соответствии с Концепцией геологического образования в России (1999 г.) и направлена на реализацию государственной политики РФ в области геологического образования. Программа определяет цель, задачи, основные направления и специфику развития системы дополнительного геологического образования в образовательных учреждениях Алтайского края, а также необходимые меры для обеспечения её реализации. Используя возможности системы дополнительного образования, в рамках геолого-краеведческого движения возможно совмещать разные виды досуга с различными формами образовательной деятельности, поддерживать и развивать творчество, поощрять естественную любовь детей к путешествиям.

Данная Программа является логическим продолжением ранее принятых мер по развитию системы дополнительного геологического образования в образовательных учреждениях Алтайского края в рамках Долгосрочной целевой программы «Планета Алтай» программы на 2012-2015 гг.

Актуальность Программы определяется следующими обстоятельствами:

1. Диверсификация экономики Алтайского края предполагает развитие горнодобывающей промышленности в регионе, для которой в ближайшие годы потребуются грамотные и квалифицированные кадры. Первичная подготовка таких специалистов будет происходить в системе детского геологического движения.

2. Превращение Алтая в крупный туристический центр требует широкого использования всех его возможностей. Памятники природы и геологические объекты являются ценным ресурсом для привлечения сюда туристов. Для обслуживания геологических туров по Алтаю также необходимы специалисты, которых может дать детское геологическое движение.

3. В условиях, когда от выбора жизненного пути нового поколения будет зависеть судьба страны, необходимо сформировать у детей и подростков соответствующие ценностные ориентиры (патриотизм, бережное отношение к природе и к природным ресурсам, тяга к знаниям, ответственность, инициативность). Одновременно с этим комплекс мер, предусмотренных программой, позволит проводить профориентационную работу среди старшеклассников.

4. Обновление всей системы образования в России требует формирования новых компетенций у специалистов, работающих в этой сфере – на это также направлен ряд мероприятий данной программы.

Цель: развитие детского геологического движения и совершенствование геолого-краеведческого образования в Алтайском крае.

Задачи:

1. Распространение геологических знаний среди учащихся, формирование их геологической грамотности. В том числе:

- увеличение количества детских геологических объединений в образовательных учреждениях края;

- развитие системы очно-заочного геологического образования учащихся в рамках проекта «Алтайская ГЕО-школа»;

- укрепление связей между учреждениями среднего, дополнительного и высшего профессионального образования, работающих в сфере детской геологии;

- создание учебных и методических пособий, медиапрезентаций, видеофильмов;

- создание геолого-краеведческой программы на ТВ;

- создание игры по типу «Что, где, когда».

2. Повышение квалификации и переподготовка учителей и педагогов дополнительного образования для работы в объединениях учащихся по геолого-краеведческим программам.

3. Создание специализированной базы для летних практик по геологии на базе ДОЛ «Чайка» в Змеиногорском районе или в Курьинском районе Алтайского края.

4. Создание отделения детской геологии в составе отдела краеведения АКЦДЮТиК в составе не менее 3 сотрудников.

Способы реализации: организация специализированных структур для выполнения вышеизложенных задач («Алтайская ГЕО-школа», отдел геологии в АКЦДЮТиК); проведение специализированных образовательных мероприятий (летние школы для детей, практики, курсы повышения квалификации, семинары для педагогов); проведение детских фестивалей; подготовка методических пособий.
Результаты реализации Программы развития детского геологического движения «Планета Алтай» на 2011-2015 гг.
Детско-юношеское геологическое движение – одна из важнейших составных частей воспитания молодежи, первый шаг в длительном процессе подготовки кадров для геологической отрасли хозяйства, динамично развивающейся в настоящее время в Алтайском крае.

Финансирование работы детского геологического движения в крае осуществлялось и в настоящее время осуществляется Главным управлением образования и молодёжной политики Алтайского края и в рамках ведомственных целевых программ «Развитие минерально-сырьевой базы Алтайского края» на 2010-2012 гг., что, безусловно, свидетельствует об актуальности и особой значимости данного направления воспитательной работы со школьниками и молодежью.

Организацией работы по распространению геологических знаний, развитию интереса к геологии как науке и практической деятельности занимается краеведческий отдел Алтайского краевого центра детско-юношеского туризма и краеведения (АКЦДЮТиК), разработавший и реализующий программу «Планета Алтай», целью которой является развитие и совершенствование геологического образования в нашем регионе.

В рамках программы решаются задачи по формированию геологической грамотности учащихся, увеличению количества геологических объединений в образовательных учреждениях Алтайского края, развитию системы очно - заочного геологического образования для учащихся и руководителей, выявлению талантливых юных геологов и оказание им помощи в выборе будущей профессии.

С учетом того, что в геологической отрасли в данное время наблюдается быстрое старение кадров, значение данной работы трудно переоценить.

Программа КГБУДО «АКЦДЮТиК» «Планета Алтай» реализована в тесном сотрудничестве с постоянными партнерами учреждения, среди которых ведущие вузы края, Новосибирский и Горно-Алтайский государственные университеты, Главное управление образования и молодёжной политики Алтайского края, Управление природных ресурсов и охраны окружающей среды Алтайского края, детско-юношеские геологические объединения на базе школ, родители детей, увлеченных геологией. Особое значение имеет сотрудничество с музеем «Мир камня», начатое в 2009 году и продолжающееся до сих пор. В начале 2013 года наладилось сотрудничество с Алтайской государственной академией образования им. В.М. Шукшина (г. Бийск). Сотрудники академии приняли участие в подготовке и проведении семинара для педагогов Бийского округа и стали руководителями геологических школ на краевой профильной смене «Алтайская шкатулка». Регулярно проходят выставки детских работ по геологической тематике в Алтайском государственном краеведческом музее.

2014 год стал важной вехой в развитии детского геологического движения на Алтае. С одной стороны, удалось сохранить и продолжить ранее заложенные традиции в этом деле. Например, при АКЦДЮТиК продолжило свою работу объединение «Юный геолог». Целью этого объединения является комплексная теоретическая и практическая подготовка учащихся в области естественных наук (прежде всего, физической географии, климатологии, геологии и биологии). Занятия осуществлялись как педагогами дополнительного образования АКЦДЮТиК так и специалистами высших учебных заведений г. Барнаула и г. Бийска, геологами-практиками. За истекший период целый ряд наших выпускников поступил на геологический факультет Новосибирского государственного университета и в Алтайский государственный технический университет им. И.И. Ползунова.

В объединении пришли школьники заинтересованные геологическими знаниями из МБОУ «Лицей № 86», МБОУ «Гимназия № 22», МБОУ «СОШ № 128», МБОУ «СОШ № 13». Однако, в 2014 г. персональный состав обучающихся в кружке сильно изменился, пришло около 30 новых учеников, в основном из числа учащихся МБОУ «СОШ №27». Для улучшения работы со школьниками занятия проводятся индивидуально и по подгруппам.

Количественные и качественные показатели результативности работы по программе постоянно растут. Так, более, чем в 2 раза выросло количество детей, заинтересованных геологией – с 229 до 554 человек. В такой же пропорции выросло количество педагогов. В частности, с 4 до 10 человек возросло число высококвалифицированных специалистов в этой области (преподавателей вузов, сотрудников научных учреждений СО РАН и т.п.), занимающихся с детьми подчас на безвозмездной основе

Занятия объединения проводились на базе АКЦДЮТиК. Благодаря успешной реализации гранта здесь удалось создать специализированный класс-лабораторию по геологии, располагающий обширной и постоянно пополняющейся коллекцией камней и минералов, а также необходимым для исследовательской работы оборудованием. Геологический класс-лаборатория АКЦДЮТиК стал материально-технической базой для развития детской геологии в крае на большую перспективу.

Также была продолжена традиция проведения краевых слетов юных геологов, краевого заочного конкурса работ учащихся «Многогранная геология». Юные алтайские геологи вновь участвовали в Межрегиональной краеведческой конференции школьников «Историко-культурное и природное наследие Сибири» и в Сибирской геологической олимпиаде (г. Новосибирск).

География детско-юношеского движения в Алтайском крае меняется. Число районов и городов края, приобщенных к геологии, постоянно растет, меняются и множатся формы работы с детьми, увлеченными геологией. В 2014 году к детскому геолого-краеведческому движению присоединились новые территории. Это Шипуновский и Косихинский районы.

В 2014 г. продолжилась работа Краевой профильной смены «Алтайская шкатулка». Предшествующий опыт проведения такого рода профильных смен был обобщен в виде методических рекомендаций по организации геологического (учебного) туризма, изданных в 2014 г. Также была издана сводная летопись детского геологического движения Барнаула за 20 лет.

Возросло число участников секции «Природное наследие. Геология» в рамках традиционного краевого туристско-краеведческого слета «Алтай» - с 15 до 20 человек. Среди участников выделилась группа начинающих юных геологов из числа учащихся 5 классов и 10 классов, что свидетельствует о наличии преемственности в детском геологическом движении.

С другой стороны, в 2014 г. имели место большие новшества. Во-первых, возросло количество детей, заинтересованных в геологии, и занимающихся с ними педагогов.

Впервые были проведены такие масштабные мероприятия, как фестиваль «Я – геолог», летняя геологическая практика в Иркутской области (совместно с НГУ). Также юные геологи с Алтая впервые приняли участие во Всероссийской открытой геологической олимпиаде «Земля и человек» (г. Москва) и в I региональной геологической олимпиаде школьников (г. Тюмень).

Таким образом, вновь возникшие в 2014 году направления деятельности заняли более половины от всего объема проведенных мероприятий.

Наряду с положительными результатами работы есть ряд факторов, которые негативно влияют на развитие данного движения. Прежде всего, это нехватка педагогических работников, занятых в этой области. Молодые специалисты не желают идти работать в дополнительное образование из-за катастрофически маленькой заработной платы. В то же время привлечение школьных учителей географии проблематично из-за постоянно возрастающей учебной нагрузки на них.

Недостаточное финансирование в целом также не позволяет шире развернуть работу в данном направлении, в то время как представляется необходимым создание геологических кружков в школах и учреждениях дополнительного образования детей, развития других форм работы.

Пока детское геолого-краеведческого движения развивается только благодаря усилиям отдельных энтузиастов (таких, как С.И. Бергер, С.Г. Платонова, М.Н. Завгородняя и др.). Уже назрела необходимость создать особую структуру хотя бы в рамках АКЦДЮТиК (например, в виде отдела или подотдела в составе отдела краеведения). Создание такого отдела позволит расширить и качественно улучшить работу по геологическому просвещению школьников и молодежи, усилить профориентационную составляющую этой работы, что, в конечном итоге, послужит успешному решению задач программ по развитию материально-сырьевой базы Алтайского края и геолого-краеведческого образования школьников.

Рис.1. Организационные формы проведения мероприятий АКЦДЮТиК

Рис.2. Партнеры АКЦДЮТиК по развитию детско-юношеского геолого-краеведческого движения



карта1
Рис. 3. География участников детского геолого-краеведческого движения в Алтайском крае в 2009 г.
карта2

Рис. 4. География участников детского геолого-краеведческого движения в Алтайском крае в 2014 г.
Каталог: turizm
turizm -> Отчет о двухдневном пешеходном походе
turizm -> Туристические и оздоровительные базы отдыха, санаторий Находкинского городского округа на 2016 год
turizm -> Дополнительного образования детей «центр детского и юношеского туризма и экскурсий»
turizm -> Руководство по соревнованию «Нефть и газ»
turizm -> Александрово село в Вачском районе. Памятники археологии: стоянка Александрово-1 (неолит, эпоха бронзы), стоянка Александрово-2 (эпоха бронзы). Документ о принятии на госохрану №471
turizm -> О регулировании туристической деятельности в Китае (обзорная справка)1 План развития туризма в кнр
turizm -> Путеводитель


Поделитесь с Вашими друзьями:


База данных защищена авторским правом ©grazit.ru 2019
обратиться к администрации

войти | регистрация
    Главная страница


загрузить материал