Программа по учебному предмету «квадратные уравнения и неравенства» (основное общее образование) для 8 классов



Скачать 192,29 Kb.
Дата30.10.2016
Размер192,29 Kb.



РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО УЧЕБНОМУ ПРЕДМЕТУ «КВАДРАТНЫЕ УРАВНЕНИЯ И НЕРАВЕНСТВА» (ОСНОВНОЕ ОБЩЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ)

ДЛЯ 8 КЛАССОВ

Автор-составитель: Ковалева Н.Ф.,

учитель математики

учитель математики,

1 квалификационная категория

Нижний Тагил 2014

Рабочая программа учебного курса

«Квадратные уравнения и неравенства». 8 класс.

В программу курса включены 5 разделов: «Пояснительная записка», «Календарно-тематическое планирование», Содержание курса», «Требование к уровню подготовки обучающихся», «Перечень учебно-методического обеспечения».



I. Пояснительная записка.

Рабочая программа учебного курса «Квадратные уравнения и неравенства» входит в школьный компонент базисного учебного плана МБОУ СОШ №138. Данная рабочая программа учебного курса по алгебре для 8 общеобразовательного класса разработана на основе примерной программы МОПО Свердловской области Государственного общеобразовательного учреждения профессионального образования Института развития регионального образования «Математика» (комплект программ по алгебре, 7-11 кл., геометрии, 10-11 кл. и математике, 5-6 кл.).

(Школьный компонент базисного учебного плана) / авт. сост. А.Ф. Клейменов, А.Е. Шнейдер. – Екатеринбург: ИРРО, 2008.

Содержание учебного материала данного курса соответствует государственному стандарту основного общего образования и примерной программе основного общего образования. Включение отдельных частей материала в данную программу обусловлено созданием условий, при которых переход к предпрофильной подготовке в 9 классе был бы наиболее успешным для обучающихся. А это требует некоторого расширения понятийного математического аппарата общеобразовательного стандарта.



Цели курса:

  • усвоение, углубление и расширение математических знаний, интеллектуальное, творческое развитие обучающихся;

  • развитие устойчивого интереса к предмету;

  • приобщение к истории математики как части общечеловеческой культуры;

  • развитие информационной культуры.

Задачи курса:

  • обеспечение достаточно прочной базовой математической подготовки, необходимой для продуктивной деятельности в современном информационном мире;

  • овладение определенным уровнем математической и информационной культуры

Курс рассчитан на 34 часа, один урок в неделю.

Программа курса состоит из достаточно больших самостоятельных блоков, что предоставляет учителю возможность варьировать структуру изложения материала, менять при необходимости местами различные темы, стимулировать творческую инициативу.

Программа курса включает пять разделов: «Пояснительная записка», «Учебно-тематический план», «Содержание курса», «Требования к уровню подготовки обучающихся» и «Перечень учебно-­методического обеспечения».

В разделе «Учебно-тематический план» предлагается вариант планирования, ориентированный на использование доступной, на наш взгляд, литературы (учебники для общеобразовательной школы, частично - учебные пособия для углубленного изучения предмета, материалы из журнала «Математика в школе» и газеты «Математика», методические разработки для учащихся ВЗМШ). В зависимости от подготовленности класса и обеспечения учебно-методическими разработками допустимо варьировать число часов, отводимых на ту или иную тему, или переставлять темы. Поурочное планирование, включая самостоятельные и контрольные работы, осуществляется также в зависимости от подготовленности класса. Для поддержания и развития интереса к математике рекомендуется включать в процесс обучения занимательные задачи, сведения из истории математики.

Контрольные задания и проверочные работы по темам курса имеются в предлагаемой литературе (например, в [7, 8, 12, 23]). Окончательный выбор заданий остается за учителем. Предоставляется также возможность свободного выбора организационных форм обучения.

Помимо новой темы «Элементы теории вероятностей и анализ данных», раздел «Содержание курса» содержит традиционный материал курса 8 класса (в соответствии с учебником [3]), несколько расширенный и дополненный. В частности, уделено большее внимание следующим вопросам: уравнения с модулем и параметром, теоремы о расположении корней квадратного уравнения, геометрическая интерпретация систем неравенств. Особенно важным представляется последний вопрос, поскольку наглядные геометрические представления существенно облегчают усвоение алгебраического материала.

В рамках темы «Элементы теории вероятностей и анализ данных» изучается классический (комбинаторный) подход к введению понятия вероятности события. В связи с этим напомним, что тема «Элементы комбинаторики» предлагается в вариативном курсе 7 класса. Элементы теории вероятностей излагаются в учебниках [19, 24]. Хорошие задачи имеются в [19, 24], а также в [10], однако там теоретический материал более подходит для школьников 10-11 классов.

Что касается раздела «Требования к уровню подготовки обучающихся», то необходимо иметь в виду, что требования к знаниям, умениям и навыкам обучающихся при работе по программе ни в коем случае не должны быть завышены. Чрезмерность требований порождает перегрузку обучающихся, что ведет, как правило, к угасанию интереса к изучению математики. Поэтому требования к результатам обучения не намного превышают требования основной общеобразовательной программы.



Отметка по данному курсу не является обязательной. Рекомендуется производить оценку в форме зачета (зачет - незачет). Педсовету образовательного учреждения предоставляется право решения вопроса о форме оценивания.



  1. УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН






Наименование темы

Лекции

Практика

Всего

часов

1

Элементы теории вероятностей и анализ данных. Случайные события. Достоверные и невозможные события. Равновероятные события. Частота и вероятность случайного события. Геометрические вероятности. Формулы сложения вероятностей. Независимые события. Формула умножения вероятностей. Таблицы и диаграммы. Столбчатые и круговые диаграммы.

5

5

10

2

Действительные числа Квадратный корень. Иррациональные числа Действительные числа Взаимно однозначное соответствие между точками координатной прямой и множеством действительных чисел. Сравнение действительных чисел.

2

1

3

3

Квадратное уравнение. Уравнения и тождества. Квадратное уравнение. Прямая и обратная теоремы Виета. Уравнения и системы, сводящиеся к квадратному уравнению. Метод введения новых переменных. Уравнения, содержащие знак модуля. Квадратные уравнения с параметром. Теоремы о расположении корней квадратных уравнений.

4

5

9

4

Квадратичная функция и ее график. Преобразование графиков.

1

1

2

5

Линейные и квадратные неравенства и системы неравенств. Числовые неравенства и их свойства. Неравенства первой степени с одним неизвестным. Квадратное неравенство. Дробно-линейное неравенство. Метод интервалов. Системы неравенств с одним и двумя неизвестными и их геометрическая интерпретация.

3

7

10




Итого

15

19

34



  1. СОДЕРЖАНИЕ КУРСА

  1. Элементы теории вероятностей и анализ данных

Случайные события. Достоверные и невозможные события. Равновероятные события. Частота и вероятность случайного события. Геометрические вероятности. Формулы сложения вероятностей. Независимые события. Формула умножения вероятностей. Таблицы и диаграммы. Столбчатые и круговые диаграммы.

  1. Действительные числа

Квадратный корень. Иррациональные числа Действительные числа Взаимно однозначное соответствие между точками координатной прямой и множеством действительных чисел. Сравнение действительных чисел.

  1. Квадратное уравнение

Уравнения и тождества Квадратное уравнение. Прямая и обратная теоремы Виета. Уравнения и системы, сводящиеся к квадратному уравнению. Метод введения новых переменных. Уравнения, содержащие знак модуля. Квадратные уравнения с параметром. Теоремы о расположении корней квадратных уравнений.

  1. Квадратичная функция и ее график

Квадратичная функция и график. Преобразование графиков.

  1. Линейные и квадратные неравенства и системы неравенств

Числовые неравенства и их свойства. Неравенства первой степени с одним неизвестным. Квадратное неравенство. Дробно-линейное неравенство. Метод интервалов. Системы неравенств с одним и двумя неизвестными и их геометрическая интерпретация.

Календарно -тематическое планирование элективного курса

«Квадратные уравнения и неравенства» 8 класс

Темы

Кол-во

Часов

Даты

1- Четверть

Линейные неравенства и системы неравенств

9




1 .Числовые неравенства и их свойства.

1

1 неделя

2.Неравенства первой степени с одним неизвестным.

1

2 неделя

3.Линейные неравенства.

1

3 неделя

4.Системы линейных неравенств.

1

4 неделя

5.Дробно-линейное неравенство.

1

5 неделя

6.Системы неравенств с одним и двумя неизвестными и геометрическая интерпретация. Действительные числа

1

6 неделя

1 .Квадратный корень. Иррациональные числа.

1

7 неделя

2.Действительные числа

1

8 неделя

3.Сравнение действительных чисел

1

9 неделя

2-Четверть

Квадратные уравнения.

7




1. Уравнения и тождества.

1

10 неделя

2. Квадратное уравнение.

1

11 неделя

3.Прямая и обратная теоремы Виета.

2

12-13 неделя

1.Уравненния и системы, сводящиеся к квадратному уравнению.

2

14-15 неделя

2.Метод введения новых переменных.

1

16 неделя

3-Четверть

10




1 .Метод введения новых переменных.

1

17 неделя

2.Уравнения, содержащие знак модуля.

2

18-19 неделя

3.Квадратные уравнения с параметром.

2

20-21 неделя

4 Теоремы о расположении корней квадратных уравнений.

Квадратичная функция.

2

22-23 неделя

1. Квадратичная функция и ее график.

1

24 неделя

2. Преобразование графиков.

2

25-26 неделя

4-Четверть

8




1 .Квадратные неравенства.

1

27 неделя

2.Системы неравенств.

1

28 неделя

невозможны события.

Равновероятностные события.

2.Частота и вероятность случайного события. Геометрические вероятности.

  1. Формула сложения вероятностей.

  2. Независимые события. Формула умножения

вероятностей.

5.Таблицы и диаграммы. Столбчатые и круговые диаграммы.

1

1

1

1

1

1

1

29 неделя

30 неделя

31 неделя

32 неделя

33 неделя

34 неделя



35 неделя




  1. ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ ОБУЧАЮЩИХСЯ

Основные требования к уровню подготовки обучающихся сформулированы в федеральном компоненте государственного стандарта основного общего образования. В дополнение к ним настоящая программа предполагает следующие требования:

  • иметь представление о методах и приемах решения линейных и квадратных уравнений с модулем и параметром;

  • получить навыки использования графиков функций при решении уравнений и неравенств;

  • иметь представление о методах решения неравенств с модулем.

  1. ПЕРЕЧЕНЬ УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ

  1. Федеральный компонент государственного стандарта основного общего образования // Сборник нормативных документов. Математика. - М.: Дрофа, 2004.-С. 12-24.

  1. Примерная программа основного общего образования по математике // Народное образование.

- 2005. - № 9. - С. 233-240.

  1. Алгебра, 8 кл. / Ш.Л. Алимов и др. - 12-е изд. - М., 2006.

  2. Алгебра, 8 кл. Часть I / А.Г. Мордкович. - 2006.

  3. Алгебра с углубленным изучением математики, 8 кл. / Н.Я. Виленкин и др. - 7-ое изд. - М., 2006.

  4. Алгебра с углубленным изучением математики, 8 кл. / Ю.Н. Макарычев и др. - М., 2006.

  5. Алгебра : сборник заданий для подготовки к итоговой аттестации в 9 классе / JI.B. Кузнецова и др. - М.: Просвещение, 2006.

  6. Александрова J1.A. Алгебра. - М.: Мнемозина, 2006.

  7. Болтянский В. Квадратное уравнение // Квант. Арифметика и алгебра. -1994.-№2.-Школа,

  8. Васильев Н., Спивак А. Посчитаем вероятности // Квант. - 1997. - № 4. -С. 31-39. Дорофеев Г.В. Применение свойств квадратного трехчлена к решению задач (методическая разработка для учащихся ВЗМШ). - М. : Изд. АПН СССР, 1987.

  1. Дудницын Ю.П., Тульчинская Н.Е. Контрольные работы. - М.: Мнемозина, 2006.

  2. Ионин Ю., Некрасов В. Метод интервалов // Квант. - 1994. - № 2. - Приложение.

  3. Квадратный трехчлен / А. Болибрух и др. // Квант. Арифметика и алгебра. -1994. -№2.-Школа.

  4. Клейменов А.Ф., Шнейдер А.Е. Ответы на вопросы учителей математики по заданиям итоговой аттестации (материалы к семинару Областной медальной комиссии). - Екатеринбург : ИРРО, 2007.

  5. Курс по выбору для IX класса «Избранные вопросы математики» / Г.В. Дорофеев и др. // Математика в школе. - 2003. - № 10. - С. 2-36.

  6. Ленинградские математические курсы : пособие для внеклассной работы / С.А. Генкин и др. - Киров : АСА, 1994.

  7. Лютикас B.C. Факультативный курс по математике: Теория вероятностей. -М. : Просвещение, 1991.

  8. Макарычев Ю.Н., Миндюк Н.Г. Алгебра. Элементы статистики и теории вероятности : уч. пособие для 7-9 кл. - М.: Просвещение, 2005.

  9. Малинин В. Решения уравнений в натуральных и целых числах // Математика. - 2001. -№ 21. - С. 28-32; № 22. - С. 4-6.

  10. Математика (комплект программ по алгебре, 7-11 кл., геометрии, 10-11 кл. и математике, 5—6 кл.) / А.Ф. Клейменов, А.Е. Шнейдер. - Екатеринбург : ИРРО, 1998.

  11. Новые подходы к государственной (итоговой) аттестации по алгебре в 9 классе / Л.В. Кузнецова, С.Б. Суворова, Л.О. Рослова // Математика в школе. -2006.-№ 1. -С. 2-6.

  12. Сборник задач по алгебре для 8-9 классов / М.Л. Галицкий и др, - М., 2006.

24.Ткачева М.В., Федорова Н.Е. Элементы статистики и вероятность : уч. пособие для 7-9 кл. - М.: Просвещение, 2005.

25. Факультативный курс по математике для 7-9 классов средней школы /И.М. Гельфанд и др.-М.,1991.

26.Федосеев В. Элементы теории вероятностей для УП-УГП классов //Математика в школе и др.2002/- № 4. -С. 59-64; -№5. -С.34-40.

27.Элементы теории вероятности // Математика. -1999.-№ 41 ,-С.21-24;№42-С.15-19



Поделитесь с Вашими друзьями:


База данных защищена авторским правом ©grazit.ru 2017
обратиться к администрации

    Главная страница