Программа подготовки: академический бакалавриат направленность (профиль) образовательной программы



страница1/3
Дата03.04.2018
Размер1,14 Mb.
  1   2   3
ЧАСТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

«СЕВЕРО-КАВКАЗСКИЙ ГУМАНИТАРНЫЙ ИНСТИТУТ»







НАПРАВЛЕНИЕ ПОДГОТОВКИ 38.03.01 – ЭКОНОМИКА

УРОВЕНЬ высшего образования – БАКАЛАВРИАТ
программа подготовки: академический бакалавриат
направленность (профиль) образовательной программы:

бухгалтерский учет, анализ и аудит
КАФЕДРА БУХГАЛТЕРСКОГО УЧЕТА, АНАЛИЗА И АУДИТА


ЭКОНОМИКО-МАТЕМАТИЧЕСКИЕ

МОДЕЛИ В УЧЕТЕ, АНАЛИЗЕ И АУДИТЕ

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА


Ставрополь, 2017

Автор-составитель:

С. Н. Блудова, кандидат экономических наук, доцент, заведующий кафедрой бухгалтерского учета, анализа и аудита ЧОУ ВО «Северо-Кавказский гуманитарный институт».



Рецензенты:

Е. И. Костюкова, доктор экономических наук, профессор, декан учетно-финансового факультета; заведующий кафедрой бухгалтерского управленческого учета ФГБОУ ВО «Ставропольский государственный аграрный университет»;


Ю. Р. Туманян, доктор экономических наук, профессор, профессор кафедры бухгалтерского учета, анализа и аудита ЧОУ ВО «Северо-Кавказский гуманитарный институт».

Рабочая программа с учетом изменений, внесенных в соответствии с решением Ученого совета института (протокол №13 от 14.08.2017), обсуждена и одобрена на заседании кафедры бухгалтерского учета, анализа и аудита ЧОУ ВО «Северо-Кавказский гуманитарный институт».

Протокол № «_12_» от «_21_» _августа___ 2017 года

Рабочая программа учебной дисциплины «Экономико-математические модели в учете, анализе и аудите» подготовлена на основе требований Федерального государственного образовательного стандарта высшего образования по направлению подготовки 38.03.01 «Экономика» (уровень бакалавриата).



ПЕРЕЧЕНЬ ПЛАНИРУЕМЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ ОБУЧЕНИЯ ПО ДИСЦИПЛИНЕ, СООТНЕСЕННЫХ С ПЛАНИРУЕМЫМИ РЕЗУЛЬТАТАМИ ОСВОЕНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ

Изучив дисциплину, студент должен:



иметь представление:

  • о роли метода моделирования в процессе познания экономической реальности и подготовки управленческих решений;

  • об условиях и границах применимости моделирования;

  • о рисках, связанных с принятием хозяйственных решений с помощью экономико-математических моделей;


обладать следующими общепрофессиональными компетенциями (ОПК):

способностью осуществлять сбор, анализ и обработку данных, необходимых для решения профессиональных задач (ОПК-2);


обладать следующими профессиональными компетенциями (ПК):

расчетно-экономическая деятельность:

способностью собрать и проанализировать исходные данные, необходимые для расчета экономических и социально-экономических показателей, характеризующих деятельность хозяйствующих субъектов (ПК-1);

способностью на основе типовых методик и действующей нормативно-правовой базы рассчитать экономические и социально-экономические показатели, характеризующие деятельность хозяйствующих субъектов, (ПК-2);
Соответствие результатов изучения дисциплины планируемым результатам освоения ОПОП

Код компетенции

Результаты освоения ОПОП

(содержание компетенции)



Результаты изучения дисциплины.

Обучающийся должен:



Общепрофессиональные компетенции

ОПК-2

способностью осуществлять сбор, анализ и обработку данных, необходимых для решения профессиональных задач



знать:

- методы сбора информации для решения поставленных экономических задач;

- методы анализа данных, необходимых для проведения конкретных экономических расчетов по решению поставленных экономических задач;

уметь:

- использовать источники экономической, социальной, управленческой информации;

- осуществить поиск информации по полученному заданию, сбор, анализ данных, необходимых для решения поставленных экономических задач;

- обрабатывать и представлять результаты по сбору и обработки данных, необходимых для решения поставленных экономических задач;

- проверять качество аналитической информации, полученной в процессе проведения финансового анализа и выполнять процедуры по ее обобщению;

владеть:

- навыками сбора, анализа и обработки данных, необходимых для решения профессиональных задач;



Профессиональные компетенции

расчетно-экономическая деятельность:

ПК-1

способностью собрать и проанализировать исходные данные, необходимые для расчета экономических и социально- экономических показателей, характеризующих деятельность хозяйствующих субъектов

знать:

- основные понятия, категории и инструменты экономической теории и прикладных экономических дисциплин;

- источники информации и принципы работы с ними;

- методы сбора, анализа и обработки исходной информации для проведения расчетов экономических и социально-экономических показателей, характеризующих деятельность хозяйствующих субъектов;



уметь:

- собрать исходные данные;

- систематизировать информацию;

- представить информацию в наглядном виде (в виде таблиц и графиков);

- установить достоверность информации;

владеть:

- современными методами сбора, обработки и анализа экономических и социальных данных



ПК-2

способностью на основе типовых методик и действующей нормативно- правовой базы рассчитать экономические и социально- экономические показатели, характеризующие деятельность хозяйствующих субъектов

знать:

- основные понятия и категории математического анализа и линейной алгебры, используемые при расчете экономических и социально-экономических показателей;

- типовые методики расчета основных экономических и социально-экономических показателей;

- нормативно-правовую базу расчета основных экономических и социально-экономических показателей;



уметь:

- рассчитать на основе типовых методик и действующей нормативно-правовой базы экономические и социально-экономические показатели;



владеть:

- современными методиками расчета экономических и социально-экономических показателей, характеризующих экономические процессы и явления на микро- и макроуровне;





МЕСТО ДИСЦИПЛИНЫ В СТРУКТУРЕ

ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ


Индекс

Наименование циклов, дисциплин, профессиональных модулей, междисциплинарных курсов

Содержание дисциплины

Трудоемкость

(зачетные единицы)



Компетенции обучающихся, формируемые в результате освоения дисциплины

Б1.В.ДВ

Блок 1. Вариативная часть. Дисциплины по выбору

Б1.В.ДВ.5.2

Экономико-математические модели в учете, анализе и аудите

Сфера и границы применения экономико-математического моделирования*

Модели межотраслевого баланса

Применение линейного программирования в математических моделях оптимального планирования

Теория двойственности в линейном программировании и её прикладное значение*

Экономико-математические модели, сводимые к транспортной задаче

Динамическое программирование и его экономические приложения

Постановка задачи нелинейного программирования. Теорема Куна-Таккера*

Экономические приложения нелинейного программирования: числовые модели

Экономические приложения выпуклого программирования: теоретический анализ

Понятие об имитационном моделировании*



Метод моделирования в эконометрике. Понятие об эконометрическом моделировании

4

ОПК-2

ПК-1

ПК-2



ОБЪЕМ ДИСЦИПЛИНЫ В ЗАЧЕТНЫХ ЕДИНИЦАХ С УКАЗАНИЕМ

КОЛИЧЕСТВА АКАДЕМИЧЕСКИХ ИЛИ АСТРОНОМИЧЕСКИХ

ЧАСОВ, ВЫДЕЛЕННЫХ НА КОНТАКТНУЮ РАБОТУ

ОБУЧАЮЩИХСЯ С ПРЕПОДАВАТЕЛЕМ (ПО ВИДАМ УЧЕБНЫХ

ЗАНЯТИЙ) И НА САМОСТОЯТЕЛЬНУЮ РАБОТУ ОБУЧАЮЩИХСЯ
4 зачетные единицы


Вид учебной работы

Количество часов

Максимальная учебная нагрузка (всего)

144

Объёма активных и интерактивных форм учебной работы (всего)

2

Аудиторная учебная работа обучающихся (всего)

14

в том числе (приведены максимальные показатели):




- лекции

6

- семинары




- практические занятия

8

- консультации




- лабораторные занятия




- контрольные работы




- текущий контроль




- промежуточная аттестация – экзамен

9

Самостоятельная работа обучающихся(всего)

121

в том числе (варианты даны для примера, использовать по усмотрению, дополнять):




- оформление и разработка учебного проекта




- подготовка к лекциям

6

-подготовка к практическим занятиям

8

- подготовка реферата, устного сообщения, доклада

30

- оформление презентации

33

- письменная работа




- выполнение домашней работы и т.д.

44

СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ, СТРУКТУРИРОВАННОЕ ПО ТЕМАМ (РАЗДЕЛАМ) С УКАЗАНИЕМ ОТВЕДЕННОГО НА НИХ КОЛИЧЕСТВА АКАДЕМИЧЕСКИХ ИЛИ АСТРОНОМИЧЕСКИХ

ЧАСОВ И ВИДОВ УЧЕБНЫХ ЗАНЯТИЙ
Тематический план учебной дисциплины заочной формы обучения


Темы дисциплины

Количество часов

Всего

Лекции

Практические занятия (в т.ч. в активной и интерактивной формах)

Сам.

работа


Экзамен

1

2

3

4

5

6

9 семестр

Тема 1. Сфера и границы применения экономико-математического моделирования*

12

2

-

10




Тема 2. Модели межотраслевого баланса

12

-

2

10




Тема 3. Применение линейного программирования в математических моделях оптимального планирования

12

2

-

10




Тема 4. Теория двойственности в линейном программировании и её прикладное значение*

12

-

2

10




Тема 5. Экономико-математические модели, сводимые к транспортной задаче

12

-

2

10




Тема 6. Динамическое программирование и его экономические приложения

13

2

-

11




Тема 7. Постановка задачи нелинейного программирования. Теорема Куна-Таккера*

12

-

-

12




Тема 8. Экономические приложения нелинейного программирования: числовые модели

14

-

2 (инт)

12




Тема 9. Экономические приложения выпуклого программирования: теоретический анализ

12

-

-

12




Тема 10. Понятие об имитационном моделировании*

12

-

-

12




Тема 11. Метод моделирования в эконометрике. Понятие об эконометрическом моделировании

12

-

-

12




Всего часов по дисциплине

(4 зачетные единицы)

144

6

8

121

9

РАСПРЕДЕЛЕНИЕ УЧЕБНОГО МАТЕРИАЛА ПО ТЕМАМ


Тема 0. Сфера и границы применения экономико-математического моделирования


Принцип гомоморфизма — научная основа моделирования. Понятие экономико-математической модели. Типичные задачи, решаемые при помощи моделирования. Условия применимости, преимущества и недостатки метода моделирования. Определение экономико-математического моделирования по В.С. Немчинову.

Этапы экономико-математического моделирования.

Классификация экономико-математических методов и моделей.


Тема 0. Модели межотраслевого баланса


Балансовый метод. Система уравнений межотраслевых связей В.К. Дмитриева. Схема межотраслевого баланса по В.Леонтьеву.

Экономическая модель межотраслевого баланса.

Коэффициенты прямых и полных затрат. Анализ экономических показателей при помощи модели межотраслевого баланса.

Теорема о балансовой системе и её экономическое содержание.



Тема 0. Применение линейного программирования в математических моделях оптимального планирования


Принцип оптимальности в планировании и управлении.

Формы записи задачи линейного программирования и их интерпретация.

Геометрическая интерпретация задачи линейного программирования.

Симплексный метод.

Экономические приложения линейного программирования: основная задача народнохозяйственного планирования по Л.В. Канторовичу, основная задача производственного планирования.

Программное обеспечение линейного программирования и работа с ним.



Тема 0. Теория двойственности в линейном программировании

и её прикладное значение


Формулировка двойственной задачи линейного программирования, её экономическая интерпретация. Теоремы двойственности и их экономическое значение. Понятие двойственной оценки ограничения и объективно обусловленной оценки ресурса.

Стоимостная интерпретация двойственных оценок.

Проверка адекватности линейной экономико-математической модели с помощью двойственных оценок.

Использование объективно обусловленных оценок в экономическом анализе и планировании.



Тема 0. Экономико-математические модели,

сводимые к транспортной задаче


Формулировка и варианты постановки транспортной задачи.

Решение транспортной задачи методом потенциалов.

Задача о назначениях и её использование в практике менеджмента персонала.


Тема 0. Динамическое программирование и его экономические приложения


Формулировка задачи динамического программирования.

Принцип оптимальности Беллмана.

Алгоритм решения задач динамического программирования.

Экономические приложения: бизнес-планирование, управление проектами, управление реновацией основных средств производства.



Тема 0. Постановка задачи нелинейного программирования. Теорема Куна-Таккера


Формулировка общей задачи математического программирования. Классификация задач нелинейного программирования.

Понятие о функции Лагранжа. Теорема Куна-Таккера для общей и выпуклой задач математического программирования. Экономическая интерпретация множителей Лагранжа в оптимуме задачи математического программирования.

Функциональная матрица задачи математического программирования в точке оптимума и её свойства.


Тема 0. Экономические приложения нелинейного программирования:

числовые модели


Градиентные методы численного решения задач выпуклого программирования. Программное обеспечение выпуклого программирования.

Линеаризация задач выпуклого программирования. Сепарабельное программирование и его применение для приближённого решения невыпуклых задач математического программирования.

Практические приложения числовых моделей нелинейного программирования.


Тема 0. Экономические приложения выпуклого программирования:

теоретический анализ


Неоклассическая микроэкономическая модель хозяйствующего субъекта.

Оптимальные объёмы потребления ресурсов и выпуска продукции. Лемма Хотеллинга.

Основные понятия теоретических моделей потребительского спроса.

Анализ компенсационных эффектов при анализе потребительского спроса. Уравнение Слуцкого.



Тема 0. Понятие об имитационном моделировании


Понятия имитационной модели и вычислительного эксперимента.

Основное предположение имитационного моделирования, накладываемые им ограничения на познавательные возможности метода.

Инструментальные средства имитационного моделирования.

Обзор практических приложений в областях логистики, маркетинга, финансов.



Тема 0. Метод моделирования в эконометрике. Понятие об эконометрическом моделировании


Понятие эконометрической модели. Теоретическая модель исследуемого процесса и её эмпирическая спецификация — предпосылки оценивания ненаблюдаемых параметров.

Правила выбора эмпирической спецификации.

Особенности оценивания микроэкономических эконометрических моделей прибыли, затрат и выпусков.

Эконометрический анализ технологической эффективности.



ПЕРЕЧЕНЬ УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ

ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ ОБУЧАЮЩИХСЯ ПО ДИСЦИПЛИНЕ


Тема 0. Сфера и границы применения экономико-математического моделирования


Контрольные вопросы

  1. Принцип гомоморфизма — научная основа моделирования.

  2. Понятие экономико-математической модели.

  3. Типичные задачи, решаемые при помощи моделирования.

  4. Условия применимости, преимущества и недостатки метода моделирования.

  5. Определение экономико-математического моделирования по В.С. Немчинову.

  6. Этапы экономико-математического моделирования.

  7. Классификация экономико-математических методов и моделей.


Тема 2. Модели межотраслевого баланса


Контрольные вопросы

  1. Балансовый метод.

  2. Система уравнений межотраслевых связей В.К. Дмитриева.

  3. Схема межотраслевого баланса по В.Леонтьеву.

  4. Экономическая модель межотраслевого баланса.

  5. Коэффициенты прямых и полных затрат. Анализ экономических показателей при помощи модели межотраслевого баланса.

  6. Теорема о балансовой системе и её экономическое содержание.


Тема 3. Применение линейного программирования в математических моделях оптимального планирования


Контрольные вопросы

  1. Принцип оптимальности в планировании и управлении.

  2. Формы записи задачи линейного программирования и их интерпретация.

  3. Геометрическая интерпретация задачи линейного программирования.

  4. Симплексный метод.

  5. Экономические приложения линейного программирования: основная задача народнохозяйственного планирования по Л.В. Канторовичу, основная задача производственного планирования.

  6. Программное обеспечение линейного программирования и работа с ним.


Тема 4. Теория двойственности в линейном программировании и её прикладное значение


Контрольные вопросы

  1. Формулировка двойственной задачи линейного программирования, её экономическая интерпретация.

  2. Теоремы двойственности и их экономическое значение.

  3. Понятие двойственной оценки ограничения и объективно обусловленной оценки ресурса.

  4. Стоимостная интерпретация двойственных оценок.

  5. Проверка адекватности линейной экономико-математической модели с помощью двойственных оценок.

  6. Использование объективно обусловленных оценок в экономическом анализе и планировании.


Тема 5. Экономико-математические модели, сводимые к транспортной задаче


Контрольные вопросы

  1. Формулировка и варианты постановки транспортной задачи.

  2. Решение транспортной задачи методом потенциалов.

  3. Задача о назначениях и её использование в практике менеджмента персонала.


Тема 6. Динамическое программирование и его экономические приложения


Контрольные вопросы

  1. Формулировка задачи динамического программирования.

  2. Принцип оптимальности Беллмана.

  3. Алгоритм решения задач динамического программирования.

  4. Экономические приложения: бизнес-планирование, управление проектами, управление реновацией основных средств производства.


Тема 7. Постановка задачи нелинейного программирования. Теорема Куна-Таккера


Контрольные вопросы

  1. Формулировка общей задачи математического программирования.

  2. Классификация задач нелинейного программирования.

  3. Понятие о функции Лагранжа.

  4. Теорема Куна-Таккера для общей и выпуклой задач математического программирования.

  5. Экономическая интерпретация множителей Лагранжа в оптимуме задачи математического программирования.

  6. Функциональная матрица задачи математического программирования в точке оптимума и её свойства.


Тема 8. Экономические приложения нелинейного программирования: числовые модели


Контрольные вопросы

  1. Градиентные методы численного решения задач выпуклого программирования.

  2. Программное обеспечение выпуклого программирования.

  3. Линеаризация задач выпуклого программирования.

  4. Сепарабельное программирование и его применение для приближённого решения невыпуклых задач математического программирования.

  5. Практические приложения числовых моделей нелинейного программирования.


Тема 9. Экономические приложения выпуклого программирования: теоретический анализ


Контрольные вопросы

  1. Неоклассическая микроэкономическая модель хозяйствующего субъекта.

  2. Оптимальные объёмы потребления ресурсов и выпуска продукции. Лемма Хотеллинга.

  3. Основные понятия теоретических моделей потребительского спроса.

  4. Анализ компенсационных эффектов при анализе потребительского спроса.

  5. Уравнение Слуцкого.


Тема 0. Понятие об имитационном моделировании


Контрольные вопросы

  1. Понятия имитационной модели и вычислительного эксперимента.

  2. Основное предположение имитационного моделирования, накладываемые им ограничения на познавательные возможности метода.

  3. Инструментальные средства имитационного моделирования.

  4. Обзор практических приложений в областях логистики, маркетинга, финансов.


Тема 11. Метод моделирования в эконометрике. Понятие об эконометрическом моделировании


Контрольные вопросы

  1. Понятие эконометрической модели.

  2. Теоретическая модель исследуемого процесса и её эмпирическая спецификация — предпосылки оценивания ненаблюдаемых параметров.

  3. Правила выбора эмпирической спецификации.

  4. Особенности оценивания микроэкономических эконометрических моделей прибыли, затрат и выпусков.

  5. Эконометрический анализ технологической эффективности.


Поделитесь с Вашими друзьями:
  1   2   3


База данных защищена авторским правом ©grazit.ru 2017
обратиться к администрации

    Главная страница