Программа повышения квалификации проблемные вопросы отечественной истории в исторической науке и общественном сознании москва



Скачать 204,64 Kb.
Дата23.10.2016
Размер204,64 Kb.
Московский государственный университет

имени М.В. Ломоносова
Учебно-научный центр государственного строительства и

подготовки управленческих кадров




УТВЕРЖДАЮ

Директор УНЦ ГСиПК МГУ


___________М.А. Васильев

(подпись)

__4_____июня___ 2015 г.



ПРОГРАММА


повышения квалификации

ПРОБЛЕМНЫЕ ВОПРОСЫ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ИСТОРИИ В ИСТОРИЧЕСКОЙ НАУКЕ И ОБЩЕСТВЕННОМ СОЗНАНИИ

Москва


2015

  1. Цель реализации программы

Целью реализации программы является освоение слушателями совокупности знаний, ценностных установок, умений и навыков, необходимых для получения новых компетенций и повышения профессионального уровня в сфере общественной деятельности.

Программа повышения квалификации «Проблемные вопросы отечественной истории в исторической науке и общественном сознании» предназначена для региональных (субъекты Российской Федерации и муниципальные образования) кадров, осуществляющих научную, образовательную, общественно-политическую, культурно-просветительную и иные виды общественной деятельности в области отечественной истории.


2. Формализованные результаты обучения

Реализация программы предполагает: расширение и углубление кругозора в сфере гуманитарных знаний; формирование устойчивой мотивации к самостоятельному освоению системных знаний о политической сфере жизни общества, общественной жизни; овладение методологией и инструментарием анализа и прогнозирования изменений общественных явлений, общественного сознания и исторического процесса, проектирования и реализации государственной политики; развитие системного мышления, способности находить организационно-управленческие решения, разрабатывать алгоритмы их реализации, готовности нести ответственность за их результаты.

Развитие и совершенствование умений и навыков: диагностики проблемных ситуаций, прогнозирования их развития и владение приемами их урегулирования; управления изменениями, освоение современных технологий управления; работы с документами стратегического планирования в различных областях государственной политики; самостоятельной библиографической и информационной работы с бумажными и электронными источниками политических знаний, письменной коммуникации, культуры речи, устной коммуникации - публичных выступлений и выступлений «перед камерой».

В результате освоения программы обучающийся должен иметь следующие компетенции:

способность к самостоятельному выявлению актуальных научных проблем истории России в различные исторические периоды; разработке методологического инструментария исторического исследования;

владение представлениями об особенностях российского политического процесса и его исторического развития; знание организации системы управления России в различные периоды отечественной истории, роли государственной власти в регулировании социальных отношений;

способность объяснять механизмы взаимодействия власти и общества, мотивацию действия власти по отношению к обществу, а также стратегию поведения и способы адаптации общества к регулирующему его жизнь воздействию власти.

3. Содержание программы

Учебный план

программы повышения квалификации



«ПРОБЛЕМНЫЕ ВОПРОСЫ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ИСТОРИИ В ИСТОРИЧЕСКОЙ НАУКЕ И ОБЩЕСТВЕННОМ СОЗНАНИИ»
Категории и требования к слушателям – историки, работающие в сфере образования, науки, общественной, культурно-просветительской и управленческой деятельности, обладающие высшим образованием и опытом работы в области отечественной истории не менее трех лет.

Срок обучения – 72 часа.

Форма обучения – с отрывом от работы.


п/п


Наименование

разделов


Всего,

час.


В том числе

лекции

семинарские занятия

практич. занятия



1


Подготовительный этап


2

Предварительное тестирование

2

Презентация творческой работы

2

Основы социально-гуманитарного знания

20

14

6




3

Проблемные вопросы отечественной истории в исторической науке и общественном сознании

30

18

12




4

Системный анализ и информационные технологии в общественно-политической и управленческой деятельности

12







12

5

Итоговая аттестация и организация дальнейшей работы в области самообразования слушателей



2

Защита творческой работы

2

Диагностика личностно-профессиональных качеств слушателей

2

Подготовка индивидуального плана для самостоятельной работы слушателей.

Всего: 72 час.


Учебно-тематический план

программы повышения квалификации



«ПРОБЛЕМНЫЕ ВОПРОСЫ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ИСТОРИИ В ИСТОРИЧЕСКОЙ НАУКЕ И ОБЩЕСТВЕННОМ СОЗНАНИИ»

№ п/п

Наименование разделов и тем

Всего,

час.


В том числе

лекции

практич.

и семинарские занятия



1

2

3

4

5

1

Раздел 1 «Основы социально-гуманитарного знания»

20

14

6

1.1

«Знания об обществе и человеке в системе современной науки»

2

2




1.2

«Общенаучная и гуманитарная картины мира».

2

2




1.3

«Специфика социально-гуманитарного познания».

2

2




1.4

«Проблема управления социальными изменениями».

4

4




1.5

«Проблема государственного устройства России в контексте современного социально-гуманитарного знания».

4

2

2

1.6

«Теоретический и прикладной потенциал социально-гуманитарных наук».

6

2

4

2

Раздел II. Проблемные вопросы отечественной истории в исторической науке и общественном сознании

30

18

12

2.1

«Философия истории как методологическая основа исторической науки».

4

2

2

2.2

«Проблема развития истории. Движущие силы исторического процесса».

2

2




2.3

«Проблема законов развития истории. Периодизация исторического процесса».

4

2

2

2.4

«Важнейшие вехи истории России в контексте мировой истории».

12

8

4

2.5

«Современная история России. 1992-2015 гг.»

8

4

4

3

Раздел III. Системный анализ и информационные технологии в общественно-политической и управленческой деятельности

12

2

10

3.1

«Системно-динамический анализ: теория и методология».

4

2

2

3.2

«Культура письменных коммуникаций в управленческой деятельности».

4




4

3.3

«Культура речи в управленческой деятельности. Навыки публичных коммуникаций».

4




4


Учебная программа

повышения квалификации

«ПРОБЛЕМНЫЕ ВОПРОСЫ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ИСТОРИИ В ИСТОРИЧЕСКОЙ НАУКЕ И ОБЩЕСТВЕННОМ СОЗНАНИИ»

Раздел 1. «Основы социально-гуманитарного знания» (20 час.)

Тема 1.1. «Знания об обществе и человеке в системе современной науки»

Философия как интегральная форма научных знаний. Специфика объекта и предмета социально-гуманитарного познания. Субъект социально-гуманитарного познания. Место социально-гуманитарных дисциплин в структуре научного познания.

Социально-гуманитарное познание как ценностно-смысловое воспроизведение человеческого бытия. Мировоззренческие и методологические проблемы современной науки. Прогнозный потенциал гуманитарного знания.
Тема 1.2. «Общенаучная и гуманитарная картины мира»

Гуманитарный, нравственный и эстетический аспекты современной общенаучной картины мира. Естественно-научная и гуманитарная картины мира. Особенности и функции гуманитарной картины мира. Категории времени и пространства в контексте социально-гуманитарного знания. Социальное и культурно-историческое время. Обзор современных теорий общественного развития (эволюционистские, циклические, миро-системные теории). Циклическая парадигма в современной социальной философии. Аксиологическое «ядро» гуманитарной картины мира.


Тема 1.3. «Специфика социально-гуманитарного познания»

Естественно-научные снования современных социально-гуманитарных наук. Принципы и особенности социально-гуманитарного познания. Проблема истинности и рациональности в социально-гуманитарных науках. Зависимость социально-гуманитарного знания от социокультурного контекста. Перспективы конвергенции методов социально-гуманитарных и естественных наук.

Ценности и их роль в социально-гуманитарном познании. Проблема «ценностной нейтральности» в социально-гуманитарном познании. Инструменты прогнозирования изменений общественных явлений и общественного сознания.
Тема 1.4. «Проблема управления социальными изменениями»

Проблема субъекта в развитии общества. Направленность, характер и модели социальных изменений. Современные концепции социальных изменений. Теории эволюционного и революционного развития общества. Циклические теории (теории культурно-исторических типов). Теории модернизации и постмодернизации. Миро-системный подход.

Типологии и типы обществ. Социальные институты как инструменты планирования и реализации развития. Перспективы «направляемого развития».

Теоретико-методологические основы управления социальными системами, процессами, объектами. Основы теории управления. Кибернетика и теория информации. Перспективы управления социально-экономическими процессами.


Тема 1.5. «Государственное устройство России в контексте современного социально-гуманитарного знания»

Россия: исторические особенности и генезис государственного устройства. Национально-территориальная организация государственной власти. Эволюция взаимоотношения между государством и его составными частями в России. Современное российское государство как объект и субъект управления.

Российская Федерация как федеративное, социальное, правовое и демократическое государство. Российский федерализм: история, состояние, перспективы.
Тема 1.6. «Теоретический и прикладной потенциал социально-гуманитарных наук»

Фундаментальные и прикладные исследования в области социально-гуманитарных наук. Социально-гуманитарные науки и процессы социальных трансформаций. Циклическая парадигма в социальной философии. Социально-гуманитарные технологии. Моральные аспекты научной деятельности и участия социально-гуманитарных наук в общественном развитии. Нравственная ответственность ученого.

Роль социально-гуманитарного знания в экспертизах социальных проектов и программ. Перспективы социально-гуманитарного познания в предотвращении социальных рисков.
Перечень семинарских занятий

Номер темы

Наименование семинарского занятия

1.5

«Проблема государственного устройства России в контексте современного социально-гуманитарного знания». (2 час.)

1.6

«Теоретический и прикладной потенциал социально-гуманитарных наук». (4 час.)



Раздел 2. Проблемные вопросы отечественной истории в исторической науке и общественном сознании. (30 час.)

Тема 2.1 «Философия истории как методологическая основа исторической науки»

Философия истории – методологическая и мировоззренческая основа исторической науки. Онтологический и гносеологический аспекты анализа исторического процесса. Проблематика философии истории – логика развития общественного бытия, человеческого общества как целостной развивающейся системы, единство и многообразие исторического процесса, исторический детерминизм и общественный прогресс.

Цель и специфика исторического познания и знания. Понятия «исторический источник» и «исторический факт». Проблема теоретической содержательности и объективности исторического факта. Типы исторического знания. Проблема истины. Различные точки зрения на природу исторического знания. Проблема исторического сознания. Уровни исторического сознания и самосознания.
Тема 2.2. «Проблема развития истории. Движущие силы исторического процесса»

Соотношение понятий «изменение», «развитие», «прогресс» при анализе исторического процесса. Идея прогресса и регресса в понимании направленности исторического процесса. Противоречивый характер прогресса. Критерии общественного прогресса - экономический, социальный, антропологический, цивилизационный.

Прогресс и регресс в истории. Неравномерность развития истории. Понятие автаркии. Ускорение темпов общественного прогресса. Необходимость нового понимания общественного прогресса в условиях глобализации.

Проблема движущих сил истории. Объективное и субъективное в истории. Исторический субъект и социальный субъект. Роль государства в развитии общества. Человек как субъект истории. Роль личности в истории: многообразие оценок и проблема их объективности.


Тема 2.3. «Проблема законов развития истории. Периодизация исторического процесса»
Различные подходы к объяснению смысла истории. Эсхатология, провиденциализм, закономерное развитие, спонтанность в истории. Специфика законов истории, их отличие от законов природы. Метафизическое и позитивистское понимание законов истории. Необходимость и случайность в истории. Закон, закономерность, детерминизм.

Различные интерпретации исторического процесса - циклическое, линейно-поступательное (прогрессистское), многовариантное, постмодернистское развитие.

Различные подходы к периодизации истории. Формационный подход. Цивилизационный подход. Технологический детерминизм. Теория «идеальных типов». Понимание истории в контекстах постиндустриального и информационного обществ. Проблема соответствия периодизаций истории исторической реальности.

Типы цивилизаций в человеческой истории. Традиционные общества и техногенная цивилизация. Глобализация и исторический процесс. Проблема однополярного и многополярного мира.

Европоцентристские и «незападные» подходы в современной философии истории. Проблема единства всемирной истории в современных условиях. Возможность управления ходом современной истории как актуальная проблема философии истории.
Тема 2.4. «Важнейшие вехи истории России в контексте мировой истории»

Образование Древнерусского государства. Начало династии Рюриковичей. Крещение Руси. Культура Древней Руси. Культурно-исторические процессы в других регионах Европы и мира.

Формирование системы земель – самостоятельных государств. Монгольское нашествие и русские княжества. Борьба с экспансией орденов крестоносцев на западных границах. Александр Невский.

Возвышение Московского княжества. Объединение русских земель и восстановление независимости. Куликовская битва. Оценка данного периода в исторической науке.

Расширение территории и укрепление государства при Иване III. Доктрина «Москва – третий Рим». Иван IV Грозный. Созыв первого сословно-представительного органа — Земского собора. Проблема исторической оценки опричнины.

Учреждение патриаршества на Руси. Московское царство в системе европейских государств.

Смутное время. Иностранное нашествие. Народное ополчение Минина и Пожарского, освобождение Москвы (4 ноября 1612 года). Воцарение династии Романовых. Расширение территории государства.

Соборное уложение. Церковный раскол XVII века и его последствия для культурно-исторического развития российского общества. События и процессы у западных и восточных соседей Русского государства. Оценка данного периода истории в современных исторических концепциях.

Петр I. Реформирование армии и создание флота. Петербургская академия наук. Развитие промышленности. Реформы управления. Судебная реформа. Церковная реформа. Синодальный период в истории Русской православной церкви и его значение для духовного и социокультурного развития общества. Россия и Европа в петровскую эпоху.

Российская империя в эпоху Екатерины II. Укрепление государства и расширение его территории. Политика просвещенного абсолютизма. «Жалованная грамота дворянству», «Жалованные грамоты городам», новое административно-территориальное деление страны. Развитие образования. Россия и Европа. Россия и восточный мир.

Эпоха Александра I: государственный либерализм. Отечественная война 1812 года. Исторические последствия. Оценка войны 1812 г. и зарубежных походов русской армии 1813-1814 гг. в российской и зарубежной исторической науке.

Дворянские тайные общества. Восстание 14 декабря 1825 года. Историческое значение движения декабристов для культурного и социально-политического развития страны.

Царствование Николая I: государственный консерватизм. Официальная идеология: «православие, самодержавие, народность». Издание «Свода законов Российской Империи». Расширение империи. Россия и Западная Европа: особенности взаимного восприятия. Кризис крепостнической системы. Крымская война 1853-1856 гг.

Реформы Александра II: отмена крепостного права, земская, городская, судебная, финансовая, военная реформы. Этноконфессиональный облик империи. Великая российская культура. Рост революционно-террористического движения. «Народное самодержавие» Александра III. Начало формирования гражданского общества.

Российская индустриализация конца XIX – начала ХХ в. Положение крестьянства. Кризис империи. Русско-японская война 1904-1905 гг. Первая российская революция 1905-1907 гг. Начало парламентаризма. Столыпинская аграрная реформа. «Серебряный век» российской культуры.

Россия в годы «великих потрясений» 1914-1921 гг. Первая мировая война и последствия участия в ней России. Великая российская революция 1917 г.: причины, движущие силы, этапы. Приход к власти большевиков и их программа преобразований. В.И. Ленин. Гражданская война как общенациональная трагедия. Причины поражения Белого движения. Образование СССР на обломках Российской империи.

Отказ большевиков от политики «военного коммунизма» и переход к нэпу (1921). Складывание однопартийной системы. Номенклатура. Гонения на религию и церковь. Возвышение И.В. Сталина.

Слом нэпа и курс на форсированное строительство социализма (1928-1929). Индустриализация, коллективизация, «культурная революция». Первые пятилетки. Укрепление оборонных отраслей. Результаты преобразований 1930-х гг. и их оценки в современной литературе. Энтузиазм и принудительный труд. ГУЛАГ и массовые политические репрессии 1937-1938 гг. «Сталинский социализм». Общество и власть: причины социальной поддержки режима. СССР накануне и в условиях начала Второй мировой войны (1939)

Великая Отечественная война 1941 – 1945 гг. Характер войны, основные этапы и битвы. Единение фронта и тыла, власти и общества во имя разгрома врага. Партизанское движение. Освобождение Европы. Решающий вклад СССР в победу Антигитлеровской коалиции. Цена Победы. Героизм восстановления разрушенного хозяйства. Необходимость сохранения памяти о войне и недопущения фальсификации ее событий.

Геополитические результаты Второй мировой войны и послевоенное устройство мира. Создание ООН. Противостояние капиталистического и социалистического лагерей. «Холодная война» и гонка вооружений. Биполярный мир с центрами силы СССР и США. Фактор ядерного сдерживания.

Послевоенное советское общество: ожидания перемен и «поздний сталинизм». Н.С.Хрущев и его политические, экономические, социальные реформы. Либерализация системы. Ликвидация ГУЛАГа. ХХ съезд КПСС и критика «культа личности». «Оттепель». Достижения СССР в ракетно-космической отрасли. Л.И. Брежнев и противоречия «развитого социализма»: успехи в науке, культуре, образовании, социальной сфере на фоне кризисных явлений в экономике и идеологии.

М.С.Горбачев и его реформы (1985-1991). «Перестройка», демократизация общественной жизни, «новое политическое мышление» на международной арене. Противоречия реформ. Рост антикоммунистических настроений, сепаратистских тенденций и межнациональных конфликтов. Нарастание экономического и политического кризиса. Б.Н. Ельцин – первый президент России. События августа 1991 г. и их последствия. Распад СССР и создание СНГ.

Утрата СССР ведущих позиций на международной арене к концу 1980-х гг. Роспуск СЭВ и противостоявшей НАТО Организации Варшавского Договора. Окончание «холодной войны». Претензии США на создание однополярной системы мировых отношений.
Тема 2.5. «Современная история России. 1992-2015 гг.»

Из социализма в капитализм: радикальные экономические, политические, социальные реформы 1990-х гг. и их последствия. Приватизация собственности. Негативное влияние реформ на уровень жизни населения. Рост общественного недовольства и требований корректировки реформ. Политико-конституционный кризис 1992-1993 г. Трагические события в октябре 1993 г. в Москве. Принятие Конституции РФ 1993 года и ее значение. Создание новой политической системы, основные политические партии и особенности политической жизни 1990-х гг. «Олигархи» и их претензии на власть.

Центр и регионы. Принятие Федеративного договора (1992) и борьба с сепаратистскими тенденциями. Чеченский фактор в жизни России 1990-х гг. Контртеррористические операции и борьба с международным терроризмом на Северном Кавказе.

Российская Федерация на международной арене. Россия и Запад. Восточный вектор политики. «Доктрина Примакова». Роль России в СНГ и попытки восстановления экономических, культурных связей с бывшими республиками СССР. Миграционные процессы. Судьба русского и русскоязычного населения за пределами России.

Россия в XXI веке. Президентство В.В.Путина. Программа политических, экономических социальных реформ. Укрепление вертикали власти, принцип «равной удаленности бизнеса от власти», борьба с региональным сепаратизмом, нормализация обстановки в Чечне. Курс на социальное партнерство. Повышение благосостояния населения. Поддержка малоимущих граждан. Демографическая политика, поддержка рождаемости. Новое место Церкви в жизни общества.

Усиление роли России на международной арене. Участие в международных организациях (СНГ, ЕврАзЭС, БРИКС). Активизация восточного вектора внешней политики России (Китай, Индия и др.). Сотрудничество с США в борьбе с международным терроризмом, но несовпадение позиций по ряду других вопросов. Концепция многополярного мира и неприятие доминирования США и НАТО. Негативное отношение России к продвижению НАТО на Восток, созданию в Европе новой системы ПРО, к развязыванию конфликтов и вмешательству во внутренние дела суверенных государств. Воссоединение Крыма с Россией и нарастание международной напряженности в связи с событиями 2014-2015 гг. на Украине.

Проблема места и роли России в развитии современных цивилизаций. Перспективы развития России в третьем тысячелетии.
Перечень семинарских занятий

Номер темы

Наименование семинарского занятия

2.1

«Роль исторических источников и исторических фактов в трактовке исторических событий». (2 час.)

2.3

«Оценка различных интерпретаций исторического процесса и подходов к периодизации истории». (2 час.)

2.4

«Исторические вехи в развитии российского государства». (4 час.)

2.5

«Оценка и значение реформ в период современной истории России. 1992-2015 гг.». (4 час.)


Раздел 3. Системный анализ и информационные технологии в управленческой деятельности (12 час.)

Тема 3.1. Системно-динамический анализ: теория и методология

Статика системы: понятия, приемы исследования и их визуализация. Динамика системы: цикл и фазы жизни системы (становление, равновесие, деградация). Связки между фазами жизни системы и их циклическая визуализация. Движущее противоречие системы. Структура системы и ее иерархическое отображение. Состав (спектр) системы. Закономерность развертывания и смены доминант состава в жизни системы. Прогнозирование сценария жизни системы.
Перечень практических занятий

Номер темы

Наименование практического занятия

3.1

«Системно-динамический анализ: теория и методология». (4 час.)

3.2

«Культура письменных коммуникаций в управленческой деятельности».

(4 час.)


3.3

«Культура речи в управленческой деятельности. Навыки публичных коммуникаций». (4 час.)


4. Материально-технические условия реализации программы

Для проведения лекций, семинарских и практических занятий используется инфраструктура МГУ: учебные аудитории, мультимедийное оборудование для демонстрации презентаций, аудио- и видеоматериалов. Для проведения практических занятий используется учебная аудитория, оснащенная компьютерами, имеющими доступ к правовым информационным системам.


5. Учебно-методическое обеспечение программы

Для достижения целей программы в учебном процессе слушателям будут предоставлены:

- печатные раздаточные материалы для слушателей (графическое отображение основных положений материалов лекций, семинарских или практических занятий, включая их план, необходимые схемы, формулировки важнейших теоретических положений, вопросы для самоконтроля и др.);

- слушателям будет предложен список учебных пособий, рекомендуемых для освоения материалов программы, подготовки к практическим и семинарским занятиям;

- в учебном процессе слушателям будет рекомендован: список специальной литературы, включающий монографии, статьи, материалы научных дискуссий по наиболее актуальным проблемам политологии; перечень документов стратегического планирования и важнейших нормативных правовых документов, призванных регулировать общественные отношения в затрагиваемых сферах.

- электронные ресурсы (информационно-правовые системы «Консультант+» и «Гарант».


6. Требования к результатам обучения

Завершающим этапом программы является защита подготовленной слушателем творческой работы (реферат с элементами самостоятельного научного исследования) по предложенным темам, а также тестирование и собеседование.

Общий итог обучения подводится с учетом следующих показателей:

- оценка подготовленной слушателем творческой работы (реферат с элементами самостоятельного научного исследования);

- итоги тестирования;

- результаты собеседования.

Завершение цикла обучения предполагает проведение диагностики личностно-профессиональных качеств слушателя. С учетом полученных результатов, оценок работы слушателя и ее защиты, а также сферы его практической деятельности, для каждого слушателя разрабатываются индивидуальные рекомендации для его дальнейшего личностного и профессионального развития.
7. Составители программы

Бажан Татьяна Алексеевна, доктор философских наук, профессор (1 и 3 разделы учебно- тематического плана);

Петров Юрий Александрович, доктор исторических наук (2 раздел учебно- тематического плана).

Учебная программа одобрена



Экспертным советом УНЦ ГСиПК МГУ
«_4_»__июня__2015 г.

Поделитесь с Вашими друзьями:


База данных защищена авторским правом ©grazit.ru 2017
обратиться к администрации

    Главная страница