Программа повышения квалификации управление качеством в образовании (наименование программы) г. Санкт-Петербург



Скачать 235,61 Kb.
Дата28.10.2016
Размер235,61 Kb.
Министерство образования и науки Российской Федерации

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«Санкт-Петербургский государственный архитектурно-строительный университет»
СОГЛАСОВАНО* УТВЕРЖДАЮ

Представитель заказчика Проректор по учебной работе _______________________

(должность)

_______________________ ________________ И.Р. Луговская

(подпись) (инициалы, фамилия)

м.п. м.п.

«____»____________ 20___ г. «____»____________ 20___ г.
ПРОГРАММА

ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ
Управление качеством в образовании

(наименование программы)

г. Санкт-Петербург

2014 год


1. Цель реализации программы

Целью реализации программы является формирование нового стиля мышления, базирующегося на приоритете таких категорий как потребитель и качество, совершенствование культуры управления и коммуникации и получение новых компетенций сотрудниками, являющимися ответственными по качеству в структурных подразделениях, необходимых для выполнения следующих видов деятельности:



  • реализация государственных и внутренних механизмов обеспечения качества высшего профессионального образования;

  • построение системы менеджмента качества (далее – СМК) в своих структурных подразделениях на основе принципов менеджмента качества и в соответствии с моделью СМК СПбГАСУ;

  • применение методов и инструментов менеджмента качества для улучшения процессов образовательной, научно-исследовательской и инновационной деятельности;

  • проведение мониторинга показателей эффективности и результативности рабочих процессов в структурных подразделениях университета на регулярной основе;

  • организация корректирующих и предупреждающих действий по результатам внутренних аудитов;

  • организация комплексного анализа показателей деятельности структурных подразделений на основе методик самообследования и самооценки, а также процедур внутреннего аудита;

  • идентификация потребностей и запросов основных потребителей (студентов, работодателей, общества и государства) и создание условий для максимально полного их удовлетворения;

  • управление документацией и записями по качеству в структурном подразделении.


2. Требования к результатам обучения

В результате освоения программы слушатель должен приобрести следующие знания и умения, необходимые для качественного изменения компетенций, указанных в п.1:



слушатель должен знать:

  • перспективы модернизации Российского образования и требования к качеству образования в мировом образовательном пространстве;

  • цели, задачи и основные принципы менеджмента качества;

  • модели менеджмента качества, особенности применения стандартов и моделей менеджмента качества в образовательных учреждениях;

  • базовые принципы Всеобщего управления качеством (TQM);

  • стандарты и директивы гарантии качества высшего образования в Европейском регионе Европейской ассоциации гарантии качества (ENQA) в сфере высшего образования;

  • требования и рекомендации международных стандартов по менеджменту качества серии ISO 9000:2000 (ГОСТ Р ИСО 9001-2011) и особенности их применения в образовании;

  • модель организационного совершенства Европейского фонда по качеству (EFQM) и ее адаптации для сферы образования, включая Модель совершенствования деятельности вуза и его самооценки;

  • методы построения и документирования систем качества в образовательных учреждениях в соответствии с типовой моделью СК ОУ,

  • системные методы и алгоритмы обеспечения, поддержания и улучшения качества;

  • основные цели, задачи и методы проведения самооценки деятельности вузов

слушатель должен уметь:

  • организовывать работу по формированию политики, целей и задач в области качества на уровне факультета, кафедры и других структурных подразделений;

  • структурировать, описывать, планировать и улучшать основные рабочие процессы структурного подразделения;

  • устанавливать и измерять характеристики, определяющие качество процессов и результатов образовательной деятельности;

  • подготавливать и проводить внутренние аудиты системы качества вуза и разрабатывать планы по улучшению процессов;

  • разрабатывать формы документов, планировать и проводить самооценку структурных подразделений;

  • применять основные инструменты менеджмента качества, понимать природу ошибок и дефектов, находить эти дефекты, идентифицировать их, исправлять и разрабатывать корректирующие и предупреждающие действия для контроля и улучшения процессов

3. Содержание программы

Учебный план

программы повышения квалификации



«Управление качеством в образовании»

(наименование программы)


Категория слушателей – профессорско-преподавательский состав, ответственные по качеству в структурных подразделениях

(указывается уровень образования, область профессиональной деятельности)


Срок обучения – 44 час.

Форма обучения – без отрыва от работы



(с отрывом от работы, без отрыва от работы и т.д.)

№ п/п

Наименование

разделов


Всего, час.

В том числе

лекции

практич. и лабораторн. занятия

1.

Новые тренды в мировой системе ВПО и развитие системы образования в России.

6

6




2.

Теоретико–методологические основы управления качеством.

4

4




3

Управление качеством в образовании.

16

16




4

Система качества СПбГАСУ.

10

2

8

5

Совершенствование деятельности вуза на основе непрерывной самооценки.

4

2

2

Итоговая аттестация

4

Зачет

Учебно-тематический план

программы повышения квалификации



«Управление качеством в образовании»

(наименование программы)




№ п/п

Наименование

разделов и тем



Всего, час.

В том числе

лекции

практич. и лабораторн. занятия

1.

2

3

4

5

1.

Новые тренды в мировой системе ВПО и развитие системы образования в России.

6

6




1.1.

Интернационализация образования и развитие системы образования в России.

2

2




1.2.

Закон «Об образовании в РФ» от 29.12 2012 (№ 273-ФЗ).

2

2




1.3.

Государственные и внутренние механизмы обеспечения качества ВПО в контексте Болонского процесса. Комплексная оценка вузов и государственная аккредитация, аккредитация образовательных программ.

2

2




2.

Теоретико–методологические основы управления качеством.

4

4




2.1.

Основные понятия и категории управления качеством.

2

2




2.2.

Системный подход к управлению качеством.

2

2




3.

Управление качеством в образовании.

16

16




3.1.

Применение стандартов качества в системе управления образовательным учреждением.

2

2




3.2.

Построение и внедрение системы менеджмента качества (СМК). Типовая модель системы качества образовательной организации.

2

2




3.3.

Субъектная платформа управления «качеством образования».

2

2




3.4.

Менеджмент процессов в образовательной организации.

2

2




3.5.

Применение методов и инструментов менеджмента качества в образовательных организациях.

4

4




3.6.

Аудит качества образовательной деятельности в вузе.

2

2




3.7.

Развитие корпоративной культуры.

2

2




4.

Система качества СПбГАСУ.

10

2

8

4.1

Модель СМК и Руководство по качеству СПбГАСУ.

2

2




4.2

Менеджмент процессов в СПбГАСУ

2




2

4.3

Документированные процедуры СПбГАСУ.







2

4.4.

Внутренние аудиты и инспекционный контроль в СПбГАСУ.







2

4.5.

Идентификация требований потребителей, формирование системы социально-педагогических исследований.







2

5.

Совершенствование деятельности вуза на основе непрерывной самооценки.

4

2

2

5.1

Цели методология и модели самооценки. Опыт проведения конкурсов Министерства образования и науки РФ и Правительства РФ в области качества.

2

2




5.2.

Самообследование и система оценки качества работы кафедр.

2




2

Учебная программа

повышения квалификации

««Управление качеством в образовании»

(наименование программы)


Раздел 1. Новые тренды в мировой системе ВПО и развитие системы образования в России. (6час.)

Тема 1.1. Интернационализация образования и развитие системы образования в России. (2 час.)

Глобальные тенденции в сфере образования. Болонский процесс: основные этапы и документы Болонского процесса. Качество образования как фундаментальный камень формирования единого европейского образовательного пространства и основное условие доверия, уместности, мобильности, совместимости и привлекательности в нем.

Политика России в отношении реформирования системы ВПО и оценки качества образования в рамках Болонского процесса. Структура образования Российской Федерации. Совершенствование образовательного процесса в российских вузах. Направления модернизации университетов. Качество как основа реформирования системы образования: модель реформирования сферы образования.

Понятия «образовательная услуга», «качество образования», «управление качеством образования».

Факторы обеспечения качества: маркетинг, организационно-методическая подготовка образовательного процесса, организация образовательного процесса, кадровое обеспечение образовательного процесса, реализация образовательного процесса, внеучебная работа с обучающимися, материальное обеспечение образовательного процесса, структура управления образовательным учреждением, система внутреннего аудита реализации системы управления качеством.

Три: ключевых основания качества образования: цели и содержание образования; уровень профессиональной компетентности преподавательского персонала и организации их деятельности; состояние материально-технической и научно-информационной базы процесса обучения.



Тема 1.2.Закон «Об образовании в РФ» от 29.12 2012 № 273-ФЗ. (2 час.)

Система уровней образования. Классификация образовательных программ. Формы обучения. Образовательные организации. Общие правила организации образовательного процесса и реализации образовательных программ. Система льгот и преимуществ при приеме в образовательные организации ВПО. Статус обучающихся и статус педагогических работников. Экономическая деятельность в сфере образования. Закон «Об образовании в РФ» о качестве образования.



Тема 1.3. Государственные и внутренние механизмы обеспечения качества ВПО в контексте Болонского процесса. Комплексная оценка вузов и государственная аккредитация, аккредитация образовательных программ. (2 час.)

Этапы обеспечения гарантий качества образования и система комплексной оценки деятельности вузов, как механизм государственного контроля и обеспечения качества ВПО. Лицензирование, аттестация и государственная аккредитация. Структура и функции государственных органов, обеспечивающих процессы комплексной оценки деятельности вузов. Показатели государственной аккредитации.

Основные направления совершенствования государственного регулирования качества образования. Профессиональные стандарты. Требования, предъявляемые к системам обеспечения качества вузов при аттестации и государственной аккредитации. Аккредитация образовательных программ как новый инструмент государственной гарантии качества образования. Требования и механизмы проведения государственной аккредитации образовательных программ.
Раздел 2. Теоретико–методологические основы управления качеством.

(4час.)

Тема 2.1. Основные понятия и категории управления качеством. (2 час.)

Содержание управления качеством. Основные понятия и категории менеджмента качества, особенности терминологии качества в сфере образования. Общая концепция качества (качество результатов, процессов и системы образовательного учреждения). Основные этапы «жизненного цикла предоставления образовательных услуг» («петля качества» Д. Джурана). Основные подходы к управлению качеством. Пирамида качества. Система менеджмента качества (СМК). Процесс управления качеством. Общие функции управления качеством. Взаимосвязь управления качеством и общего менеджмента.



Тема 2.2. Системный подход к управлению качеством. (2 час.)

Отечественный опыт в области управления качеством: зарождение и развитие основных элементов управления качеством. Зарубежный опыт в области управления качеством: сравнительный анализ принципов, методов и инструментов в рамках американского, японского и европейского подходов. Основные этапы развития систем качества. Всеобщее управление качеством (TQM) как междисциплинарный подход, возникший на стыке различных научных направлений. Цели TQM. Принципы TQM: Ориентация на потребителя. Роль руководства. Вовлечение работников (персонала). Процессный подход. Системный подход к управлению. Постоянное усовершенствование. Принятие решений, основанное на фактах. Взаимовыгодные отношения с поставщиками. Методология TQM: планирование и стимулирование качества, контроль качества. Цикл Деминга; 14 постулатов Деминга.



Раздел 3. Управление качеством в образовании. (16 час.)

Тема 3.1. Применение стандартов качества в системе управления образовательным учреждением. (2 час.)

Стандарты в РФ: национальные стандарты и стандартизация экспортной продукции. Национальные стандарты других стран. Система международных стандартов. Стандарты серии ISO.9000. Базовые положения стандартов ИСО 9000. Основные принципы стандартов ISO 9000. Особенности применения стандартов ИСО серии 9000 в учебных заведениях. «Стандарты и директивы гарантии качества высшего образования в Европейском регионе» Европейской Ассоциации гарантии качества (ENQA) в сфере высшего образования.



Тема 3.2. Построение и внедрение системы менеджмента качества (СМК) на основе типовой модели системы качества образовательной организации. (2 час.)

Требования к СМК. Факторы, учитываемые при построении СМК в организации: специфика предприятия, его размер, структура и организация производства. Цели создания СМК. Область применения СМК. Внедрение СМК: программа, этапы, проблемы, пути решения. Преимущества внедрения СМК. Эффект от внедрения СМК.

Содержание документов типовой модели СК ОО.

Элементы системы качества: ответственность руководства, система качества, анализ требований заказчика, управление проектированием, управление документацией и данными, работа с поставщиками, управление процессами, контроль и испытания, управление средствами и методами контроля, корректирующие и предупреждающие действия, управление данными о качестве, внутренние аудиты качества, подготовка кадров и повышение квалификации, затраты на качество.



Тема 3.3. Субъектная платформа управления «качеством образования». (2 час.)

Формирование параметров образовательных систем с учетом характеристик групп основных потребителей и базовых потребностей на рынке образования.



Тема 3.4. Менеджмент процессов в образовательной организации. (2час.)

Процессно-ориентированный подход как основа современного менеджмента качества. Менеджмент процессов и его составляющие. Определение процесса (бизнес-процесса) и его основные компоненты. Общая классификация процессов организации. Понятие ключевых процессов. Основные этапы общей методологии идентификации, определения взаимодействия, декомпозиции, структурирования, представления, описания и документирования бизнес-процессов.

Понятия «образовательная услуга», «качество образования», «управление качеством образования».

Факторы обеспечения качества: маркетинг, организационно-методическая подготовка образовательного процесса, организация образовательного процесса, кадровое обеспечение образовательного процесса, реализация образовательного процесса, внеучебная работа с обучающимися, материальное обеспечение образовательного процесса, структура управления образовательным учреждением, система внутреннего аудита реализации системы управления качеством.

Три: ключевых основания качества образования: цели и содержание образования; уровень профессиональной компетентности преподавательского персонала и организации их деятельности; состояние материально-технической и научно-информационной базы процесса обучения.

Типовой реестр и классификация рабочих процессов образовательной организации (ОО). Обобщенная карта процессов ОО. Информационные карты процессов, паспорт процесса. Общая характеристика методов графического структурирования, представления и описания бизнес-процессов (диаграммы потока, Blueprints, диаграммы в стандартах IDEF0/IDEF3 и др.). Документирование процессов в соответствии с типовой моделью СК ОО. Система измерений и мониторинга процессов образовательного учреждения. Фазы внедрения и управления процессом. Примерный перечень измеряемых показателей и характеристик качества процессов образовательного учреждения и результатов его деятельности. Улучшение и ре-инжиниринг процессов образовательного учреждения. Программные средства поддержки менеджмента процессов (Visio 2000, AllFusion Process Modeler 4.1 – BPwin, ARIS Toolset и др.)



Тема 3.5. Применение методов и инструментов менеджмента качества в образовательных организациях. (4час.)

Роль статистических методов в менеджменте качества. Основные понятия и методы математической статистики. Семь основных инструментов управления качеством: лист сбора данных, диаграмма потока, причинно-следственная диаграмма Ишикава («рыбья кость»), карты управления качеством (карты Шухарта), гистограмма, диаграмма Парето, диаграмма корреляции. Семь новых инструментов менеджмента качества (диаграмма сродства, диаграмма связей, древовидная диаграмма, матричная диаграмма, стреловидная диаграмма, диаграмма процесса осуществления программы (PDPC), анализ матричных данных). Метод развертывания функции качества (QFD – Quality Function Deployment), алгоритм проведения, основные этапы. Анализ причин возможных ошибок и их последствий (FMEA): основные понятия, применение, цель и процедура проведения, анализ ошибок, оценка риска, определение мероприятий по уменьшению риска и др. инструменты менеджмента качества.



Тема 3.6. Аудит качества образовательной деятельности в вузе. (2час.)

Аудит как способ контроля качества. Виды, цели и основные задачи аудита. Аудит продукции, процесса, подразделения и системный аудит. Аудит 1-й, 2-й и 3-й стороной. Роль внутренних аудиторов и требования, предъявляемые к ним. Подготовка, планирование и проведение внутреннего аудита. Документы по аудиту, процедуры разработки и отчетности. Система сертификации систем менеджмента качества организаций и органы по сертификации.



Тема 3.7. Развитие организационной (корпоративной) культуры. (2час.)

Определение организационной культуры. Особенности организационной культуры в вузах. Организационные субкультуры. Метод исследования организационной культуры OCAI. Типы организационной культуры. Изменение корпоративной культуры под влиянием СМК. Правила нововведений. Формирование «Плоских команд» и рабочих групп. Мотивация персонала вуза.


Раздел 4. Система качества СПбГАСУ. (8 час.)

Тема 4.1. Модель СМК и Руководство по качеству СПбГАСУ. (2час.)

Область распространения системы качества. Модель СМК университета. Процессы и виды деятельности в системе качества университета Документация системы качества университета. Ответственность руководства университета. Ориентация на заинтересованные стороны. Политика в области качества. Планирование СМК. Распределение ответственности и полномочий в СМК университета. Внутреннее информирование. Анализ СМК руководством университета Менеджмент основных процессов. Менеджмент ресурсов и обеспечивающие процессы СМК университета. Деятельность университета по измерению, анализу и улучшению. Информирование общества.


Перечень практических занятий

Номер темы

Наименование практических занятий

Кол-во час.

Тема 4.2.


Менеджмент процессов в СПбГАСУ

2

Тема 4.3.


Документированные процедуры СМК СПбГАСУ

2

Тема 4.4.

Внутренние аудиты и инспекционный контроль в СПбГАСУ.

2

Тема 4.5.

Идентификация требований потребителей и формирование системы социально-педагогических исследований.

2

Раздел 5. Совершенствование деятельности вуза на основе непрерывной самооценки. (4 час.)

Тема 5.1 Цели методология и модели самооценки. Опыт проведения конкурсов Министерства образования и науки РФ и Правительства РФ в области качества. (2 час.)

Самооценка как способ сопоставления своей деятельности с моделью, являющейся образцом, примером. Цели и задачи самооценки. Применяемые модели, уровни и методы самооценки. Методология планирования и проведения самооценки в вузе. Обработка результатов самооценки.

Общая характеристика модели организационного совершенства Европейского фонда по качеству (EFQM). Европейская премия по качеству. Адаптация и интерпретация критериев и подкритериев модели EFQM применительно к образовательному учреждению.

Применение SWOT–анализа (сильные и слабые стороны, потенциальные возможности и угрозы) при самооценке вуза. Выбор приоритетов для совершенствования и планирование мероприятий по улучшению. Модель совершенствования деятельности вуза и его самооценки на основе этой модели. Стадии и критерии организационного совершенства и принципы самооценки деятельности вуза.

Роль Модели совершенствования деятельности вуза и его самооценки при аттестации и государственной аккредитации. Основные принципы оценки наличия и эффективности системы обеспечения качества в образовательном учреждении при проведении аттестационной экспертизы и государственной аккредитации.

Описание критериев и подкритериев модели. Принципы оценки подкритериев и интегральная оценка вуза. Порядок проведения конкурса. Общие принципы подготовки отчета конкурсанта. Опыт проведения и результаты конкурсов последних лет. Значение участия вузов в конкурсе «Системы обеспечения качества подготовки специалистов». Результаты предыдущих конкурсов.

Модель и критерии премии Правительства РФ в области качества. Принципы модели. Организация процесса самооценки. Подготовка отчета по самооценке. Проведение оценки. Планирование совершенствования деятельности организации на основе самооценки.
Перечень практических занятий

Номер темы

Наименование практических занятий

Кол-во час.

Тема 5.2.

Самообследование и система оценки качества работы кафедр.

2

4. Материально-технические условия реализации программы

Наименование специализированных аудиторий, кабинетов, лабораторий

Вид занятий

Наименование оборудования, программного обеспечения

1

2

3

Аудитория

Лекции, практические

занятия


Компьютер, мультимедийный проектор


5. Учебно-методическое обеспечение программы

Раздел 1. Новые тренды в мировой системе ВПО и развитие системы образования в России.


  1. Национальная доктрина образования в Российской Федерации. — М.: Министерство образования РФ, 2000.

  2. Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».

  3. Новое качество высшего образования в современной России (содержание, механизмы реализации, долгосрочные и ближайшие перспективы). Концептуально-программный подход // Труды Исследовательского центра. Под научной редакцией Селезневой Н.А., Субетто А.И., — М., 2005.

  4. Оценка качества высшего образования: зарубежный опыт: Методическое пособие / Артемьева Т.В., Громова Л.А., Тимченко В.В., Трапицын С.Ю., Пискунова Е.В., Шарри Т.Г.; под ред. С.М.Шилова. – СПб., изд-во РГПУ им. А.И. Герцена, 2007.


Раздел 2. Теоретико–методологические основы управления качеством.

  1. Адизес И. Управляя изменениями / Пер. с англ. — СПб.: Питер, 2008.

  2. Аристов О.В. Управление качеством. Учебник. – М.: ИНФРА-М, 2007.

  3. Горбашко Е.А. Управление качеством: Учеб.пособие. - СПб: Изд-во Питер, 2008.

  4. Иняц Н. Малая энциклопедия качества. Современная история качества. - М.: РИА "Стандарты да качество", 2003.

  5. Качество в истории цивилизации. Эволюция, тенденции и перспективы./Под ред. Дж. Джурана. – М.: РИА «Стандарты и качество», 2004.

  6. Нив Г.Р. Пространство доктора Деминга. В 2-х книгах. - М.: РИА Стандарты и качество, 2003.

  7. Окрепилов В.В. Менеджмент качества. В 2-х т. – СПб.: Наука, 2007.

  8. Окрепилов В.В. Словарь терминов и определений в области экономики и управления качеством. — СПб.: Наука, 2007.

  9. Репин В.В., Елиферов В.Г. Процессный подход к управлению. Моделирование бизнес-процессов. – М.: РИА Стандарты и качество, 2004.

  10. Харрингтон Х.Дж. Пять столпов организационного совершенства. - М.: РИА Стандарты и Качество, 2008.


Раздел 3. Управление качеством в образовании.

  1. ГОСТ 180 9000-2011. Системы менеджмента качества. Основные положения и словарь. - М.: Изд-во Стандартинформ, 2012.

  2. ГОСТ Р 180 9000-2011. Системы менеджмента качества. Требования. - М.: Изд-во Стандартинформ, 2012.

  3. ГОСТ Р ИСО 19011-2012. Руководящие указания по аудиту систем менеджмента. - М.: Изд-во Стандартинформ, 2013.

  4. ГОСТ Р ИСО 9004-2010. Менеджмент для достижения устойчивого успеха организации. Подход на основе менеджмента качества. - М.: Изд-во Стандартинформ, 2011.

  5. ГОСТ Р 52614.2-2006 "Системы менеджмента качества. Руководящие указания по применению ГОСТ Р ИСО 9001:2001 в сфере образования". - М.: Изд-во Стандартинформ, 2012.

  6. ГОСТ Р ИСО/МЭК 17021-2012 Оценка соответствия. Требования к органам, проводящим аудит и сертификацию систем менеджмента. - М.: Изд-во Стандартинформ, 2013.

  7. ГОСТ Р 40.00З-2008 Система сертификации ГОСТ Р. Регистр систем качества. Порядок сертификации систем менеджмента качества на соответствие ГОСТ Р ИСО 9001-2008 (ИСО 9001 :2008) - М.: Изд-во Стандартинформ, 2009 .

  8. Васильков Ю.В., Иняц Н. Статистические методы в управлении предприятием: доступно всем. – М.: РИА «Стандарты и качество», 2008.

  9. Воробьева С. В. Основы управления образовательными системами. - М.: Академия, 2008.

  10. Гончаров М. А. Основы менеджмента в образовании. - М.: Кнорус, 2008.

  11. Елистратова И. В. Система управления качеством образовательного процесса. - Нижний Тагил, 2008.

  12. Коротков Э.М. Управление качеством образования. - М.: Академический проект, 2007.

  13. Маслов Д.В. От качества к совершенству. Полезная модель EFQM – М.: Стандарты и качество, 2008.

  14. Менеджмент качества в вузе. /Под ред. Ю.П. Похолкова, А.И. Чучалина. – М.: Логос, 2005.

  15. Управление качеством в образовательных учреждениях и научных организациях. Сборник статей. - СПб.: Издательство Легаси, 2012.


Раздел 4. Система качества СПбГАСУ.

  1. Документы Типовой модели системы качества образовательного учреждения: // www.ed.gov.ru

  2. Краткий терминологический словарь в области управления качеством высшего и среднего профессионального образования. – СПб.: СПбГЭТУ «ЛЭТИ», 2006.

  3. Методические рекомендации по внедрению типовой модели системы качества образовательного учреждения // Азарьева В. В., Круглов В. И., Пузанков Д. В., Соболев В. С. – СПб.: Изд-во СПбГЭТУ, 2006.

  4. Тимченко В.В. Методика реализации проекта системы менеджмента качества в вузе. Программа повышения квалификации – СПб.: Изд-во РГПУ им. А.И. Герцена, 2008.

  5. Политика СПбГАСУ в области качества.

  6. Руководство по качеству СПбГАСУ.

  7. Документированные процедуры СПбГАСУ:

  • СК-ДП-4.4.2 Управление документацией

  • СК-ДП-4.4.3 Управление записями

  • СК-ДП-8.1.2 Внутренние аудиты

  • СК-ДП-8.2 Управление несоответствиями

  • СК-ДП-8.4.2 Корректирующие и предупреждающие действия

  1. Информационные карты процессов СПбГАСУ.


Раздел 5. Совершенствование деятельности вуза на основе непрерывной самооценки.

  1. Васильева Е.Ю., Граничина О.А., Трапицын С.Ю. Рейтинг преподавателей, факультетов и кафедр в вузе: Методическое пособие. – СПб.: Изд-во РГПУ им. А.И. Герцена, 2007.

  2. Рекомендации. Самоооценка деятельности организации на соответствие критериям премий Правительства РФ в области качества 2008 года. ВНИИС 2009.

  3. Салимова ТА., Еналеева Ю.Р. Самооценка деятельности организации: учебное пособие. - Академический Проект, 2006.

  4. Самооценка деятельности организации на соответствие критериям премий Правительства РФ в области качества 2013 года. Рекомендации. – М., 2013.


Периодическая литература (журналы)

  1. «Стандарты и качество»

  2. «Методы менеджмента качества»

  3. «Качество. Инновации. Образование»

  4. «Деловое совершенство»


Электронные ресурсы.

1. www.aeer.ru

2. www.bologna-bergen2005.no

3. www.cepes.ro

4. www.dfes.gov.uk/bologn

5. www.edc.pu.ru

6. www.enqa.eu

7. www.enqa.net

8. www.eqar.eu

9. www.esib.org

10. www.eua.be

11. www.ft.com/buisnesseducation/mba

12. www.infomanagement.ru/

13. www.inqaahe.org

14. www.jointquality.org

15. www.managment.aaanet.ru/

16. www.mon.gov.ru

17. www.naci.ru

18. www.oecd.org/edu/higher

19. www.qaa.ac.uk

20/ www.rsr.msu.ry

Полезные ссылки.


  1. http://www.quality.edu.ru – информационно-справочный портал поддержки систем управления качеством Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки.

  2. http://www.gost.ru/ – официальный сайт Федерального агентства по техническому регулированию и стандартизации.

  3. http://www.quality21.ru – портал «Качество XXI век» (МИЭМ).

  4. http://www.eoq.org/ – сайт Международной организации по качеству.

  5. http://www.iaf.org/ – сайт Международного аккредитационного форума.

  6. http://www.eqc.ru – сайт Европейского центра по качеству (Москва)

  7. http://www.iso.org/ – сайт Международной организации по стандартизации.

  8. http://www.efqm.org – интернет-портал Европейского фонда по менеджменту качества (EFQM).

  9. www.iqnet-certification.com – интернет-портал Международной сертификационной сети IQNet.

  10. http://www.stq.ru – сайт издательства «Стандарты и качество».

  11. http://www.window.edu.ru – информационно-справочный портал «Единое окно доступа к образовательным ресурсам».

6. Оценка качества освоения программы

Оценка качества освоения программы осуществляется аттестационной комиссией в виде зачета в устной форме.



Перечень вопросов для зачета.

  1. Основные идеи, принципы, понятия и категории управления качеством образования.

  2. Возникновение и характеристика TQM. Постулаты Деминга. Характеристика принципов TQM и их проекция на условия системы образования.

  3. Управление качеством образования в мировой практике (США, Европа Япония).

  4. Роль стандартизации в управлении качеством. Стандарты серии ISO 9000. Назначение, структура, содержание. Особенности их применения в образовательных организациях.

  5. Базовые положения «Стандартов и директив гарантии качества высшего образования в Европейском регионе» Европейской Ассоциации гарантии качества (ENQA) в сфере высшего образования.

  6. Реформирование образования в России на основе качества. Российский опыт управления качеством. Специфика систем управления качеством образования в России.

  7. Управление качеством как фактор конкурентного преимущества высших учебных заведений.

  8. Система менеджмента качества образования. Этапы построения и логика внедрения СМК.

  9. Основные элементы системы качества образовательной организации. Определение ответственности и полномочий в системе менеджмента качества вуза.

  10. Ответственность руководства в СМК. Формирование политики и целей в области качества.

  11. Проблемы измерения удовлетворенности потребителей образовательных услуг.

  12. Управление документацией и записями в СМК.

  13. Внутренние аудиты качества. Корректирующие и предупреждающие действия.

  14. Анализ эффективности и результативности системы управления качеством.

  15. Процессный подход. Процессы системы менеджмента качества СПбГАСУ.

  16. Описание процесса (по выбору слушателей, например, «Реализация основных образовательных программ», «Разработка ООП»)

  17. Применение инструментов качества в сфере образования. Современные технологии оценки качества образования. Мониторинг качества образования в вузе.

  18. Методы и модели самооценки системы качества образования.

  19. Критерии эффективности менеджмента качества Методы совершенствования системы менеджмента качества.

  20. Совершенствование корпоративной культуры в условиях СМК. Мотивация персонала в системе менеджмента качества ОУ.


7. Составители программы

Малютина М.В., канд. философских наук, доцент.





Поделитесь с Вашими друзьями:


База данных защищена авторским правом ©grazit.ru 2017
обратиться к администрации

    Главная страница