Программа «Родной край»



Скачать 239.8 Kb.
Дата26.10.2016
Размер239.8 Kb.
ТипПрограмма



Пояснительная записка.
Дополнительное образование является важной составляющей непрерывного образования. Опыт самореализации и эффективного общения, приобретенный ребенком в учреждении дополнительного образования повышает уровень его готовности к социальному и профессиональному самоопределению.

С принятием ФГОС роль дополнительного образования детей существенно возрастает. Провозглашены цели готовить к жизни. Одной из самых активных и творческих форм подготовки обучающихся к жизни всегда была туристско – краеведческая деятельность.

В концепции духовно – нравственного развития и воспитания говорится о возрастании и укреплении духовного начала в человеке, повышении его нравственности. Немаловажную роль в этом играет краеведение.

Программа «Родной край» относится к программам туристско – краеведческой направленности. Программа разработана для учащихся начальной школы.



Цель программы: создание условий для социального становления обучающихся через организацию туристско – краеведческой деятельности. Задачи программы:

- реализация познавательных интересов ребенка через изучение своей малой Родины средствами краеведения и туризма;

- оздоровление детей во время занятий на школьном дворе и в условиях природной среды;

- развитие творческой и исполнительской активности учащихся в процессе освоения местного краеведческого материала;

- формирование чувства любви к своей малой родине.

Программа является авторской и предполагает организацию оздоровительно – познавательной деятельности средствами туризма и краеведения под руководством педагогов таким образом, чтобы оказывать преимущественное воздействие образовательно – воспитательного процесса на творческую, познавательную и эмоциональную сферу ребенка в непосредственном контакте с действительностью – окружающей природной и социальной средой.

Программа актуальна тем, что краеведение в дополнительном образовании является одним из источников обогащения детей знаниями родного края, малой Родины, воспитания любви к ней. Оно раскрывает единство истории города с историей, жизнью нашей страны, позволяет почувствовать причастность к ней каждой семьи и признать своим долгом, честью стать достойным наследником лучших традиций родного города.

Прогулки, экскурсии, походы – это возможность непринужденного общения, формирования физических качеств, развития коммуникативных навыков, а также проявления нравственно – эстетических норм поведения.

Новизна программы заключается в том, что программа разработана конкретно по г. Глазову. Других подобных программ нет. Есть методические рекомендации по организации занятий по краеведению под редакцией Шишкиной Н.Н., преподавателя ГГПИ. Но темы, разработанные в данном методическом пособии по своему содержанию и методике не подходят для обучающихся начальной школы.

Программа «Родной край» составлена таким образом, что большинство тем изучается с применением игровых методик.

Много часов в программе отводится ориентированию на школьном дворе. Это связано с тем, что закрепление основных понятий и ключевых моментов программы ведется в игровой форме по плану – карте школьного двора. Этим же и удовлетворяется потребность детей в двигательной активности.

Программа разработана для обучающихся (мальчиков и девочек) начальных классов 9-11 лет. Программу можно использовать на занятиях по внеурочной деятельности. Программа рассчитана на 108 часов, с сентября по май включительно. По данной программе проходят теоретические и практические занятия, экскурсии, прогулки, походы выходного дня. В зависимости от времени года и погодно – климатических условий можно изменить последовательность изучения тем программы.

Содержание программы опирается на концепции детско – юношеского туризма «Школа жизни – окружающий мир» (А.А.Остапец –Свешников). Дети знакомятся с окружающим их миром – своей семьей, своим классом, своей школой, своей улицей, родным городом .



Основные формы проведения занятий: беседы, игры, рассказы, викторины, дискуссии, экскурсии, соревнования, походы и др. Отдельные темы программы предполагают организацию активной оздоровительно – спортивной и познавательно – творческой деятельности обучающихся.
Ожидаемые результаты:

- расширение кругозора через изучение истории своего города;

-формирование ценностного отношения к своей малой Родине;

- убежденность обучающихся в том, что настоящий гражданин любит свою Родину и гордится ею, изучает ее историко – культурное и духовное наследие;

- овладение практическими умениями в туристско – краеведческой деятельности

- приобретение необходимой физической и моральной закалки, выносливости во время проведения спортивных игр, на экскурсиях и в походах.

Программа в качестве эксперимента проходила апробацию в средней общеобразовательной школе №2 г.Глазова в течение двух лет и получила положительную оценку со стороны педагогов школы.

Контроль знаний и умений учащихся осуществляется с помощью устных и письменных тестов, игр, соревнований.


Учебный план туристского объединения

«Родной край»




Наименование тем и разделов


Всего

часов


Теор.

Практ.

1.

Азбука туристско – бытовых навыков юного туриста - краеведа

32

4

28

1.1

Правила поведения юных туристов – краеведов, оздоровительная роль туризма.

2

1

1

1.2

Личное и групповое снаряжение для прогулки, экскурсии, похода.

2

1

1

1.3

Организация бивака и охрана природы, питьевой режим на туристской прогулке.

2

1

1

1.4

Оказание первой доврачебной помощи

2

1

1

1.5

Прогулки, экскурсии, походы.

24




24

2.

Туристское и экскурсионное ориентирование

25

4

21

2.1

План местности.

2

1

1

2.2

Условные знаки.

2

1

1

2.3

Ориентирование по сторонам горизонта.

2

1

1

2.4

Ориентирование на школьном дворе и в городе.

19

1

18

3.

Краеведение

41

18

23

3.1

Мое имя, моя родословная

4

2

2

3.2

Моя улица, моя школа

4

2

2

3.3

Сибирский тракт

2

1

1

3.4

Название города. Герб города.

2

1

1

3.5

Купеческие дома

4

1

3

3.6

Соборная площадь

2

1

1

3.7

Старинные общественные здания города

2

1

1

3.8

Известные люди, оставившие свой след в г.Глазове

4

2

2

3.9

Река Чепца

2

1

1

3.10

Древние поселения. Иднакар.

3

2

1

3.11

Предприятия города

5

2

3

3.12

Город в годы Великой Отечественной войны

2

1

1

3.13

Герои Советского Союза – наши земляки

2

1

1

3.14

Памятные места города (аллея славы, кедровая роща)

2

1

1

3.15

«В гостях у Тол Бабая»

1




1

4.

Природа Глазова

10

5

5

4.1

Деревья нашего края

2

1

1

4.2

Съедобные растения нашего края

2

1

1

4.3

Грибы нашего края

2

1

1

4.4

Животный мир нашего края

4

2

2

108ч. 30ч. 78ч.


Учебная программа объединения «Родной край»


  1. Азбука туристско – бытовых навыков юного туриста – краеведа.




    1. Правила поведения юных туристов – краеведов. Оздоровительная роль туризма.

Теория. Правила поведения в учебном классе, спортивном зале, на учебно – тренировочном полигоне. Правила поведения и соблюдение тишины во время туристской прогулки. Правила поведения в досуговых учреждениях, автобусах, музеях. История и традиции выполнения юными туристами - краеведами общественно - полезных дел. Охрана природной среды вокруг школы, дома и на улице в своем микрорайоне, городе. Необходимость выполнения требований руководителя туристской группы. Взаимопомощь в туристской группе. Значение туризма (прогулок и экскурсий) для оздоровления организма человека, познания окружающего мира и самого себя. Польза чистого воздуха парков, лесов и полей для организма человека. Укрепление костно – мышечной системы, сердца, легких и других органов человека при активном передвижении на прогулках и экскурсиях.

Практика. Прогулка в парк с целью закрепления знаний о правилах поведения в природе и выработки навыков наблюдательности. Прогулка по микрорайону школы.

    1. Личное и групповое снаряжение для прогулки, экскурсии, похода.

Теория. Личное снаряжение юного туриста для туристской прогулки, экскурсии: рюкзак, обувь, одежда, личная посуда, средства личной гигиены, сидушка, коврик. Требования к упаковке продуктов для перекуса. Укладка рюкзака, соблюдение гигиенических требований. Подбор личного снаряжения в соответствии с сезонными и погодными условиями. Уход за личным снаряжением. Требования к групповому снаряжению и правила ухода за ним. Палатки и тенты. Устройство палаток и правила ухода за ним. Кухонное и костровое снаряжение: котелки, таганок, костровой трос, саперная лопатка, рукавицы, кухонная клеенка, половники, ножи.

Снаряжение для наблюдений за природой и выполнения простейших краеведческих заданий.



Практика. Игра «Соберись в поход». Сбор группы и прогулка по ближайшему парку, лесу. Установка палатки, ее разборка и упаковка.

    1. Организация бивака и охрана природы, питьевой режим на туристской прогулке.

Теория. Бивак на туристской прогулке. Охрана природы при организации привалов и биваков. Требования к бивакам (наличие дров и источника питьевой воды, безопасность, эстетичность). Устройство и оборудование бивака (места для установки палаток, приготовления и приема пищи, отдыха, умывания, забора воды и мытья посуды, туалеты).

Выбор места на площадке (поляне) для установки палатки. Требования к месту для установки палатки на поляне.

Питьевой режим на туристской прогулке, экскурсии. Необходимый запас воды для питья и правила его транспортировки во время туристской прогулки.

Соблюдение правил гигиены при заборе воды для питья во время туристской прогулки, экскурсии. Формирование силы воли и выносливости, соблюдение питьевого режима во время движения.



Практика. Планирование и организация бивака на местности во время туристской прогулки, экскурсии. Установка палатки или тента для отдыха группы.

1.4.Оказание первой доврачебной помощи.

Соблюдение гигиенических требований в походе. Профилактика заболеваний и травматизма. Причины, характеристика травм. Порезы, ссадины, ушибы, мозоли. Необходимая помощь. Способы обработки.

Профилактика и защита глаз от попадания посторонних предметов. Необходимая помощь.

Профилактика пищевых отравлений. Признаки отравления. Оказание первой помощи при тошноте, рвоте.

Причины теплового и солнечного удара. Признаки заболевания. Необходимая помощь.

Правила и способы обработки ран, ссадин. Правила наложения повязок, материалы для обработки ран и наложения повязок.

Состав медицинской аптечки для туристской прогулки. Назначение медикаментов, их упаковка и требования к хранению, определение срока годности для использования.

Практика. Игра: «Завяжи, перевяжи».

1.5.Прогулки, экскурсии, походы.

Теория. Строй туристской группы. Направляющий, замыкающий в туристской группе. Организация привалов во время прогулки. Ритм и темп движения туристской группы во время прогулки. Правила перехода дорог, улиц. Взаимопомощь в туристской группе. Привалы промежуточный, обеденный. Распорядок дня юного туриста во время экскурсии и на прогулке.

Охрана природы на туристкой прогулке или во время экскурсии.

Построение в походную колонну, отработка движения группы. Работа направляющего и замыкающего.

Практика. Походы, экскурсии, прогулки в пригородный парк, в кедровую рощу, на городище Иднакар.


  1. Туристское и экскурсионное ориентирование.


2.1. План местности.

Теория. История развития способов изображения местности, первые карты и их значение для человечества. Рисунок и простейший план местности

(класса, кабинета). Обсуждение историй из книг и мультфильмов, где герои использовали планы местности или рисунки в различны целях (поиск кладов, путешествия, постройка жилища для друзей).



Практика. Рисовка плана стола, кабинета, своей комнаты. Знакомство с планом расположения школы, школьного двора. Простейшее ориентирование по плану школьного двора. Освоение навыков чтения и движения по плану школьного двора.

    1. Условные знаки.

Теория. Способы изображения на рисунках, схемах и планах водных объектов, искусственных сооружений, растительности и пр. Простейшие условные знаки.

Знакомство с изображением местности, школьного двора.



Практика. Рисовка условных знаков Игры на запоминания условных знаков (нарисуй картинку из условных знаков).

2.3. Ориентирование по сторонам горизонта.

Теория. Горизонт. Стороны горизонта. Ориентирование по сторонам горизонта. Определение сторон горизонта по объектам растительного и животного мира, по местным признакам. Компас. Его устройство и действие.

Практика. Выработка навыков определения сторон горизонта по солнцу и компасу, объектам растительного и животного мира, по местным признакам в условиях парка или пришкольного участка.

2.4. Ориентирование на школьном дворе и в городе.

Теория. Знакомство с основами правил соревнований по ориентированию. Виды ориентирования и их особенности. Способы ориентирования на местности. Основные правила, технические приемы и условия соревнований. Что такое «Контрольный пункт, его оборудование, способы отметки.

Практика. Игры на местности с элементами ориентирования (поиск клада), участие в соревнованиях по «Дворовому ориентированию».


  1. Краеведение.


3.1. Мое имя, моя родословная.

Теория. Мое имя – мой характер. В честь кого дано имя. Кто носил такое же имя из известных людей. Откуда пришли к нам имена. Греческие и римские имена. Связь имени и характера. Источники происхождения фамилий.

Моя жизнь – моя история. Лента времени. Лестница истории своей страны. Расположение своего рода на лестнице истории. Генеалогическое древо. Практика. Написать по первым буквам имени черты характера. Нарисовать герб своей семьи. Придумать девиз. Составить родословную своей семьи. Рассказать о своей семье.



3.2. Моя улица, моя школа.

Теория. Откуда пришли названия улиц. Улица, на которой стоит школа. Улица, на которой живете. В честь кого названа. Радиально – кольцевой принцип расположения улиц. Старинные и современные названия улиц города. 13 улиц – веера. Их старинные и современные названия. Главная улица города – Кирова (Вятская). Связь названия и исторических событий. Пять районов города: центральный, западный, южный, левобережье, аэродром.

Практика. Работа с картой – планом старого города. Выполнение заданий по современной карте города. Краеведческое ориентирование по улицам, прилегающим к школе (К.Маркса и улице Революции) – игры – соревнования.

3.3. Сибирский тракт

Теория. Улица Сибирская (ранее Ляпуновская). Сибирский тракт – достопримечательность города. Протяженность Сибирского тракта, пункты начала и конца. Необходимость строительства Сибирского тракта для России. Роль Екатерины II и Александра I в строительстве дороги. Александровские березы. Купцы, как родоначальники появления дороги в Сибирь. Участие крестьян – Удмуртов в строительстве и содержании дороги. Сибирский тракт – путь кандальный. Декабристы, известные люди, проследовавшие через Глазов по Сибирскому тракту. Сохранившиеся памятники архитектуры, связанные с Сибирским трактом в Глазове и на северной ветке Сибирского тракта в Удмуртии.

Практика. Творческая игра «Сибирский тракт».

3.4. Название города. Герб города.

Теория. Старое название города (Синьгурт). 5 версий происхождения названия Глазова. Радиально – кольцевая планировка города. Архитектор радиально – кольцевой планировки И.Лем. Герб города. История происхождения гербов. Герб Вятской губернии. Значение цветов герба, значение знаков герба города.

Практика. Зарисовка герба города по – памяти. Игровые задания по плану - карте города.

3.5.Купеческие дома.

Теория. Известные купцы города: О.М.Гордымов, П.И.Колотов,

C. М.Смышляев, И.С. Волков, П.И.Смагин, Г.И.Завалин, Г.Б. Сергеев и др. Их вклад в развитие города. Знать города. Купеческие дома. Архитектура домов, расположение. Использование домов в старом Глазове и сегодня, в современном городе.



Практика. Экскурсии - рассказы по улицам города, на которых сохранились купеческие дома. Викторина «Купеческий город».

3.6. Соборная площадь.

Теория. Из истории названий: соборная, базарная, торговая. Площадь – центр исторического города. Преображенский собор – главный исторический объект площади в старом Глазове. История строительства храма, его разрушение и возрождение. Архитектура.

Практика. Экскурсия на соборную площадь.

3.7. Старинные общественные здания города.

Теория. История возникновения зданий. Общественное назначение. Женская и мужская гимназия. История просвещения города. Исторические события, связанные с этими зданиями. Известные люди, посетившие эти места. Учреждения, расположенные в этих зданиях в настоящее время.

Практика. Экскурсия по историческим местам.

3.8. Известные люди, оставившие свой след в г Глазове.

Теория. Городничий города П.Ф.Чайковский, врач А.П.Тепляшин , писатель В.Г.Короленко, психиатр В.М,Бехтерев, поэтесса Р.Казакова, актриса О.Л.Книппер – Чехова, поэты О.А.Поскребышев и Ф.И.Васильев. История соприкосновения судеб данных людей с городом; события их жизни и жизни города.

Практика. Творческая игра «Оставили свой след».

3.9. Река Чепца.

Теория. История названия реки, версии. Цепь – река. Значение реки в старину, ее обожествление. Река – дорога. Значение реки для развития пароходства в купеческом Глазове. Цепочка рек: Чепца- Вятка- Кама- Волга- Каспийское море. Исток реки. История купцов Строгановых и реки Чепцы в районе г.Очера.

Практика. По контурной карте восстановить названия рек. Определить где находится родная река Чепца. Определить исток и устье реки. Заполнить дидактические карты - цепочки рек

3.10. Древние поселения. Иднакар.

Легенда о возникновении чепецких городищ. Городища Кушман, Весьякар, Дондыкар. Иднакар как центр древней культуры. Планировка древнего городища. Условия быта древних удмуртов. Орудия труда. Одежда чепецких удмуртов. Занятия древних удмуртов, культура. Судьба Иднакара.



Практика. Поход – прогулка на городище Иднакар. Интеллектуально - творческая игра «Находки Иднакара».

3.11. Предприятия города.

Теория.Чепецкий механический завод – градообразующее предприятие города. Продукция завода. История возникновения. ОАО «Реммаш» - старейшее предприятие города. Продукция завода. Его значение для сельского хозяйства. ОАО «Оскон», «Мебельная фабрика», завод «Металлист», завод «Химмаш», «Удмуртский завод строительных материалов». Продукция данных заводов», история и современность. Заводы пищевой промышленности: «Ликеро – водочный завод», «Птицефабрика», «Глазов – молоко», «Глазовский пищекомбинат». Продукция данных заводов. История и современность.

Практика. Игра «Черный ящик».

3.12. Город в годы Великой Отечественной войны.

Теория Составляющая победы - четко организованная работа в тылу. Победы и поражения фронтового тыла. Глазовский патронный завод. История его возникновения. Условия работы в военное время. Продукция завода ( винтовочные патроны, гильзы «Лим», легкая пуля образца 1908г). Табачная фабрика. Выпуск сигарет «Ракета», «Прима», «Казбек» отличного качества, спирта. История эвакуированных заводов. Обязательства работников фабрики, выпуск новой продукции - папирос «Азьлань» и др. Работа мебельной фабрики во время войны, артели «Металлпром», «Глазовского промышленного комбината», «Швейпрома». История размещения и работы 5 Глазовских госпиталей. Строительство железной

Дороги «Ижевск – Балезино». Участие Глазовчан в стратегическом объекте. Сбор средств на нужды Красной Армии по призыву партии «Все для фронта, все для победы».



Практика. Игра «Все для фронта».

3.13. Герои Советского Союза – наши земляки.

Теория. Известие о начале войны в городе. Митинг трудящихся, зачисление добровольцев в Красную Армию. 2-е Ленинградское военное пехотное училище. Глазовчане в составе 357-й стрелковой дивизии и 361-го зенитного артиллерийского полка ПВО в Заполярье. Герои Великой Отечественной войны – глазовчане: снайпер Барамзина Т.Н., курсант Тюменского пехотного училища – Егоров В.Н., летчик – штурмовик Логинов А.П., стрелок – радист Никулин А.С., командир батареи «Катюш» Опалев И.В., летчик – штурмовик Пряженников А.П., танкист Русских П.Е., бомбовик Торопов А.Д., связист Шамшурин А.Я. Биография героев, связь с городом Глазовом.

Практика. Викторина « В те суровые годы».

3.14. Памятные места города.

Прогулки – экскурсии по памятным местам города: «Кедровая роща» - история возникновения, обелиск. «Духовское кладбище». История военнопленных, прошедших через Глазов.



3.15. В гостях у Тол Бабая.

Новогодняя игра, посвященная удмуртскому Деду Морозу и Снегурочке.




  1. Природа Глазова.


4.1. Деревья нашего края.

Теория.Лиственные и хвойные деревья, произрастающие в Глазове и его окрестностях. Полезные свойства деревьев. Береза, ее применение в жизни (чага, деготь, сок, березовые почки, кап). Сосна (смола, живица, канифоль). Ель, как строительный материал.

Практика. Работа с гербарием. Игра «Знатоки деревьев»

4.2.Съедобные растения нашего края.

Теория. Съедобные растения лугов, водоемов и болот. Растения, встречающиеся на р.Чепце: сусак, камыш, рогоз, стрелолист и др. Растения лугов – сныть, медуница, одуванчик, крапива, щавель и др.

Практика. Работа с гербарием. Игра « Я - робинзон».

4.3. Грибы нашего края.

Теория. Пластинчатые и губчатые грибы. Съедобные и ядовитые грибы. Загадки про грибы. Отличия съедобных и ядовитых грибов. Места произрастания.

Практика. Зарисовка грибов. Викторина «Знатоки грибов».

4.5. Животный мир нашего края.

Теория. Животные, птицы и рыбы, которые водятся в наших лесах и водоемах. Рассказы о животных, которые дети сами видели в окрестностях Глазова.

Практика. Викторины и игры о животном мире. «На лесной тропинке», «Кто в омуте живет?».
Методическое обеспечение программы.
Для проведения теоретических занятий разработан комплект учебно – методических материалов:

1. Конспекты занятий по каждой отдельно взятой теме;

2. Дидактические материалы:

- рисунок - схема связки рек (Чепца-Вятка-Кама-Волга)

- рисунки – раскраски герба города

- рисунки – раскраски по теме «Грибы»

- маршрутные карты – задания по темам «улицы города»;

3.Набор карт и схем:

-планы центральной застройки старого города,

-планы – карты современного города,

-карты пришкольной территории,

- схемы генеалогического древа,

-схема «лестница истории» страны;

4. Подборки портретов известных людей г.Глазова и героев Великой Отечественной войны;

5.Тематические подборки пословиц, поговорок, загадок, ребусов по темам: «Семья», «Животный и растительный мир», «Личное и групповое снаряжение», «Условные знаки»;

6. Наборы иллюстраций и фотографий по темам «Предприятия города», «Общественные здания», «Иднакар»; «Съедобные растения», «Грибы», «Птицы», «Рыбы», «Животные».

7.Сценарии тематических игр и викторин по темам программы;

8. Наборы наглядных материалов и экспонатов для проведения тематических игр:

- «Находки Иднакара» (кусочки лемонита, муляжи кочедыков, копоушек, стрел, ножей, подвесок и др.)

- «Все для фронта» (пачка сигарет «Беломорканал», патрон, носки, кисет, лыжи, бинты, алюминиевая посуда и др.)

- «Знатоки деревьев» ( гербарии хвойных деревьев, шишки, кусочки коры, изделия из липы, корзинка из ивы и др.).

В работе по данной программе актуально применение игровых технологий обучения и технологий сотрудничества.

При проведении занятий используются объяснительно – иллюстративные и поисково – творческие методы обучения. Отдельные темы программы предполагают организацию активной оздоровительно – спортивной и познавательно – творческой деятельности обучающихся.

При проведении теоретической части программы используются такие формы как рассказ, дискуссия, объяснение, беседа с игровыми элементами, конкурсы, тематические задания по подгруппам.

Как правило, занятия проходят в форме игры – путешествия, игры – имитации, учебной игры, соревнования, экскурсии, похода.

Список литературы для руководителя объединения.


  1. 1. Ананина Т.В. Настоящее «ненастоящего» города. Администрация г.Глазова 2003г. КОГУП г.Киров- 248с.

  2. Бенкевич В.П., Медведев Ф.К., Пришвицына Р.А. «Говорит память»

Глазов 2004г. ОАО ЧМЗ- 300с.

  1. Бободжанова Н.Г. Удмуртия. Навеки с Россией. Книга для чтения по краеведению для дошкольного и младшего школьного возраста. Ижевск ГУП «Удмуртия» - 80с.

  2. Буня М.И. Глазов. – исторический очерк. Ижевск. Удмуртия 1980 – 304с.

  3. Буня М.И. Глазовские находки. «Удмуртия»,г.Ижевск 1970 – 214с.

  4. Волкова О.В. Глазов – город мой родной: рабочая тетрадь. – Глазов, 2006.-40с.

  5. Ганиченко Л.Г. Котелок над костром. – М.: Издательский дом «Вокруг света», 1994. – 46с.

  6. Кириллов А.Н. Жили люди на реке. Глазов. 2008. – 192с.

  7. Князева Т. Памятники Отечества. Альманах Всероссийского общества охраны памятников истории и культуры №№ 1-2 1995г. М.204с.

  8. Коструб А.А. Медицинский справочник туриста. М.Профиздат, 1990 – 256с.

  9. Куликов В.М., Константинов Ю.С. Топография и ориентирование в туристском путешествии. – М., 2001г. – 72с.

  10. Куликов В.М.,Ротштейн Л.М. Школа туристских вожаков. – М.: ЦДЮТур РФ, 1997. – 104с.

  11. Ложкин Г.М., Зырянов В.И. «Улицы и переулки Глазова». Глазов 2010. ГГПИ – 96с

  12. Мосягина О. Улицы Глазова. Глазов 1998г.

  13. Садаков М.А. Край Удмуртский, сторона родная. Ижевск. Удмуртия, 1988

– 296с.

  1. Саплина Е.В. Введение в историю. 3кл.: Тетрадь творческих заданий: пособие для четырехлет. нач. шк. – М.Дрофа.2004.-72с.

  2. Сафонова Т.В., Ившина М.В., Лукина Н.В. История города Глазова: 1678 – 1917гг Учебная книга.Глазов 2002г МУП «Глазовская типография»

  3. Сафонова Т.В., Ившина М.В., Лукина Н.В. История города Глазова вехи XX века. Учебное пособие. Глазов 2003г. 516с

  4. Украинцева А.Ю., Козлова Н.Т. Рабочая тетрадь: к учебному пособию «Наш край». – 2-е изд. – Ижевск: Удмуртия, 2011. – 56с.: ил., карт.


Список литературы для детей.
1. Бободжанова Н.Г. Удмуртия. Навеки с Россией. Книга для чтения по краеведению для дошкольного и младшего школьного возраста. Ижевск ГУП «Удмуртия» - 80с.

2.Волкова О.В. Глазов – город мой родной: рабочая тетрадь. – Глазов, 2006.-40с.

3.Ганиченко Л.Г. Котелок над костром. – М.: Издательский дом «Вокруг света», 1994. – 46с.

4.Кириллов А.Н. Жили люди на реке. Глазов. 2008. – 192с.

5.Саплина Е.В. Введение в историю. 3кл.: Тетрадь творческих заданий: пособие для четырехлет. нач. шк. – М.Дрофа.2004.-72с.

6.Украинцева А.Ю., Козлова Н.Т. Рабочая тетрадь: к учебному пособию «Наш край». – 2-е изд. – Ижевск: Удмуртия, 2011. – 56с.: ил., карт.



Приложение 1

Конспект занятия по теме «Чепца».

Река Чепца.

Все на свете отражает…

Напоит и освежит,

И все время убегает

Да никак не убежит

О чем идет речь?

Сегодня мы поговорит о реках, которые протекают по Удмуртии, о самых крупных из них и тех, которые находятся рядом с нами.

Тысячи лет несет свои воды Чепца. Соединяет человеческие судьбы, народы и времена. Приходиться она дочерью Вятке, внучкой Каме, а великая Волга в прабабках числится. Рождаясь из маленького ручейка (в Пермском крае) она постепенно набирает силу, то разливаясь широкими плесами, то петляя меж высоких крутояров, впитавших в себя цвета заходящего солнца ( красные обрывы на берегах Чепцы).

Чепца помнит многое. Помнит она суровых охотников каменного века, остановившихся на берегу, чтобы отдохнуть и освежиться. Помнит как пришли былинные богатыри эпохи средневековья. Отражались в зеркальной поверхности Чепцы крепкие стены Иднакара, Гурьякара и Учкакара – крупных центров древней культуры. Помнит река просмоленные бока ладей, на которых прибывали торговые гости из далекой Волжской Булгарии и непонятной Руси и до сих пор бережно хранит на дне разноцветные стеклянные бусинки, которые купцы привезли из Сирии, Египта и Александрии и предусмотрительно пожертвовали богине – Матери Чепце.

Сама река воспринималась удмуртами как живая, к ней обращались в молитвах – куриськонах со своими насущными просьбами: «Матушка – Чепца, реки сзади себя все собирающая, от лютых зверей и хищных животных сохрани! От приходящих сверху поветрий – ветров спаси!... От пожаров в деревне и от лесного пожара избавь нас. Мы молодой народ, быть может то, что нужно было сказать после, говорим наперед, вы сами поправьте нас: о Инмар, Кылдысин, Квазь…

Откуда произошло название Чепцы?.

По одной из версий Екатерина вторая, когда путешествовала из Санкт – Питербурга в Пермь, переправляясь через речку на пароме, загляделась в воду и обронила чепец ( головной убор) и закричала «Чепец, Чепец…). Отсюда, якобы и пошло название реки.

Но существует и другая версия, что название Чепца пошло от удмуртского перевода чепь(чупчи) – цепь, рца – река, река – царь.
(Чепца – Чепь-рца – Река Цепь.)
А какие притоки реки Чепцы вы знаете? Посмотрите на карту и найдите еще реки, которые протекают по нашему району

(Одна группа начинает, другая продолжает, не повторяя названных – в виде соревнования, прибегают к доске по очереди и пишут в свою колонку названия рек, выигрывает тот, кто найдет больше рек. На все задание дается 5 минут ).

Наша Чепца берет начало недалеко от Кезского района в Пермском крае Протяженность реки Чепцы – 501км, из них – 285 км река бежит по Удмуртии. А впадает река Чепца в другую большую реку – Вятку уже в Кировской области. Посмотрите на схему и скажите, а в какую реку впадает река Вятка ? (Каму) А куда несет свои воды Кама ? (в Волгу) – в самую длинную по протяженности реку нашей страны, которая впадает в Каспийское море. Следовательно, если вы сели на лодку в Глазове, то через много месяцев можете оказаться в Каспийском море
Образ Камы служит символом величия и чистоты, он воспевается в многочисленных песнях, легендах и преданиях, загадках, пословицах и поговорках.

Д.Карпушата – исток реки (Кезский район). Протяженность реки Камы - 2032 км

(по Удмуртии 178км). Кама – одна из важнейших водных магистралей нашей страны, по которой с древности в исконно удмуртские земли продвигалась культура, технический прогресс, образование

А какие города Удмуртии стоят рядом с Камой ? Найдите по карте.

(дети ищут и называют города)

Одним из крупных притоков р.Камы является р.Вятка. Она берет свое начало недалеко от Глазова в Ярском районе около станции Перелом. По Удмуртии она течет совсем немного – уходит в Кировскую область и там в районе города Кирово – Чепецка в нее впадает р.Чепца.



Помимо названных рек в Удмуртии наиболее крупными считаются реки Кильмезь, Иж, Лекма, Лоза, Лумпун, Уть, Лып, Ита, Вала и др. (дети ищут данные реки по карте).
А теперь попробуйте разгадать загадки, в которых зашифрованы названия Удмуртских рек ( на каждую парту раздается пособие).

1.Ребус ЛЕКМА

2.Отгадай название реки
___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
____________________________________________________________________________________________________________________

3.Чье название произошло от связи с ИВОЙ (лоза)












4.Составить цепочку рек .



Чепца







Каспийское море



Поделитесь с Вашими друзьями:


База данных защищена авторским правом ©grazit.ru 2019
обратиться к администрации

войти | регистрация
    Главная страница


загрузить материал