Программа «Скоростное маневрирование (практическая подготовка юных автоспортсменов)»



Скачать 453,34 Kb.
Дата26.09.2017
Размер453,34 Kb.



Рекомендовано Утверждаю

Педагогическим советом Директор ГБПОУ КС №54 ОП-11

Протокол №_____________ ________________И.А. Павлюк

От «____» __________ 20____г. От «___»___________ 20_____г.
Н А П Р А В Л Е Н Н О С Т Ь: Т Е Х Н И Ч Е С К А Я

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА

«Скоростное маневрирование (практическая подготовка юных автоспортсменов)»
Уровень программы - базовый

Возраст обучающихся - 13-17 лет

Срок реализации программы – 1 год

Составитель:



Колотилин Михаил Анатольевич,

мастер производственного обучения

Москва

2015 год
Содержание:



  1. Пояснительная записка……………………………………………………….3

  2. Учебно-тематический план ………………………………………………...14

  3. Содержание …………………………………………………………………15

  4. Методическое обеспечение ……………………………………………….17

  5. Список литературы, используемый при написании программы ………..26

  6. Список литературы, рекомендуемый обучающимся ……………………..27



Пояснительная записка.

Для активизации интереса юных водителей к занятиям автомобильным спортом и дальнейшего совершенствования мастерства вождения, улучшения знаний Правил дорожного движения в учреждениях дополнительного образования могут быть созданы спортивные автомобильные группы.

Программа подготовки юных спортсменов реализует техническую направленность деятельности Центра дополнительного образования «Юный автомобилист» ГБПОУ КС № 54 для получения обучающимися дополнительного образования в автомобильной отрасли и является авторской дополнительной общеразвивающей программой.

Работа по программе подготовки юных спортсменов осуществляется более 20 лет, за это время обучено и подготовлено более 1000 спортсменов различной квалификации.



Актуальность программы заключается в активизации интереса юных водителей к совершенствованию навыков вождения в скоростном маневрировании автомобилем.

Ведь за последние несколько десятков лет изменился не только автомобиль, но и дорожное движение. Автомобиль стал более безопасным, более экономичным, но и более скоростным, а дорожное движение очень плотное. И в этом множестве транспортных средств каждый водитель хотел бы ощущать себя спокойно и уверенно на дорогах. Но за этим спокойствием передвижения стоят годы становления человека водителем. Прежде, чем человек начнет получать от езды удовольствие, перестанет судорожно думать, что нажать и переключить, пройдут долгие месяцы и годы тренировок.

Но на сегодняшний день также актуален вопрос о стоянке транспортного средства – около дома, торгового центра, магазина. Порой необходимо поставить автомобиль в достаточно узком месте, а без навыков скоростного маневрирования это очень сложно.

Таким образом, анализируя социальные проблемы общества в области автомобильного транспорта и имея определенный потенциал в образовательном учреждении, работа по программе подготовки юных спортсменов «Скоростное маневрирование» направлена на привлечение юных водителей к формированию дорожно-транспортной культуры, профилактику дорожно-транспортных происшествий, пропаганду среди молодёжи ведения здорового образа жизни и занятий физической культурой, на совершенствование навыков маневрирования автомобилем в ограниченных пространствах и участие в соревнованиях по автомобильному многоборью.

Опыт работы с детьми по данной программе показал, что дети к концу обучения хорошо подготовлены и адаптированы к сложным дорожным условиям движения на автомобиле. И, как результат – хорошо знают и применяют на практике навыки безопасного управления автомобилем в различных условиях.

Новизна программы заключается в системе обучения юных спортсменов, которая выходит за рамки основ управления автомобилем. Программа основана на комплексном подходе к подготовке спортсменов, привлекая юных водителей к автомобильному спорту как высшей форме повышения водительского мастерства участников дорожного движения.

Педагогическая целесообразность программы определяется тем, что методы и средства образовательной деятельности способствуют становлению юного водителя не только как участника дорожного движения, но и как водителя-спортсмена, который адаптирован к сложным дорожным условиям движения на автомобиле.

Занятия скоростным маневрированием позволяют получить навыки безопасного управления автомобилем как в ограниченных пространствах (дворы, прилегающие территории, парковки около магазинов или торговых центров), но и в общем потоке транспортных средств на дорогах.

Помимо этого, у юного водителя-спортсмена закладываются навыки и знания, которые помогут ему чётко, быстро и осознанно спрогнозировать свои действия в сложных ситуациях.

Программа «Скоростное маневрирование» способствует обеспечению самостоятельной индивидуальной деятельности подростка-водителя, созданию условий для эффективного коллективного взаимодействия и делового сотрудничества, профессиональному самоопределению, воспитанию культуры поведения на дорогах, а также позволяет решить проблему занятости свободного времени детей.



Цель обучения – подготовить юного водителя-спортсмена, обладающего навыками рационального и безопасного вождения автомобиля в ограниченном пространстве и на дорогах общего пользования с возможностью участия в юношеских соревнованиях по автомобильному многоборью. Юношеский автомобильный стимулирует совершенствование у юных водителей навыков наиболее рациональных и безопасных приёмов вождения в различных условиях. Учащиеся приобретают соревновательный опыт, учатся добиваться успехов, приобретая опыт в достижении поставленных перед собой целей и задач, воспитывая в себе твёрдость характера, чёткий расчёт, культуру поведения на дорогах.

Задачами обучения являются:

Обучающие:

      • ознакомить с автомобильным спортом, его видами, правилами проведения соревнований;

      • познакомить с основами безопасности на соревнованиях по автомобильному многоборью;

      • повысить уровень мастерства водителей, что является повышением безопасности дорожного движения и профилактикой детского дорожно-транспортного травматизма;

      • усовершенствовать навыки вождения автомобиля в сложных условиях соревнований и физические и волевые задатки ребёнка;

      • дать знания и усовершенствовать их по судейству соревнований по автомобильному многоборью.

Развивающие:

  • развить интерес к истории автоспорта и автомобильной технике;

  • развить внимания и быстрой адекватной реакции;

  • развить и усовершенствовать навыки управления автомобилем;

  • сформировать и усовершенствовать навыки прохождения трассы по скоростному маневрированию и слалому;

  • развить и усовершенствовать навыки наиболее рациональных и безопасных приемов вождения автомобиля,

  • сформировать мотивации обучения, ориентированные на удовлетворение познавательных интересов, радость творчества;

Воспитательные:

  • воспитать понятие о долге и ответственности;

  • воспитать трудолюбие и аккуратность;

  • воспитать общую культуру вождения автомобиля в современных условиях – как гарантии безопасности дорожного движения.

  • способствовать начальной профориентации обучающихся к выбору профессии.

  • совершенствование гражданско-патриотического, эстетического, нравственного, физического воспитания детей и подростков, пропаганда среди молодёжи ведения здорового образа жизни и занятий физической культурой;

  • участие в решении проблемы социальной защиты детей путём отвлечения их от влияния криминальной среды;

  • привлечение молодежи к занятиям автомобильным спортом и автомобильной техникой.

Отличительной особенностью данной программы является форма обучения юных спортсменов. Программа реализуется только одновременно с программой подготовки юных спортсменов «Ралли». Занятия строятся таким образом, что обучающийся в комплексе получает знания по Правилам дорожного движения, скоростному маневрированию и ралли, при этом может работать как индивидуально, так и в команде.

Формы и режим занятий

Сроки реализации образовательной программы – 1 год.

Для практических занятий в спортивных группах принимаются юноши и девушки, прошедшие обучение по программе юного водителя и имеющие соответствующее удостоверение, являющиеся членами клуба юных автомобилистов, а также прошедшие конкурсный просмотр или квалифи­кационные соревнования в возрасте 13-17 лет, количество обучающихся в группе – не более 18 человек.

Формы обучения - индивидуальная и/или индивидуально-групповая.

Занятия проводятся:

индивидуальные 1 раз в неделю по 1 учебному часу, продолжительность учебного часа практических занятий - 45 минут;

или индивидуально-групповые (2-3 человека – в связи с особенностью и спецификой автомобиля и автомобильного спорта) продолжительность занятия – 1 раз в неделю по 1 учебному часу.

При планировании занятий составляется учебно-тематический план и расписание занятий.

Учёт посещаемости занятий, успеваемости и пройденных тем ведётся в журнале учёта занятий; его ведение возлагается на педагога.

Занятия проводятся в классе, на площадке, автодроме, стадионе, гараже (лаборатории).



Основные принципы организации и проведения занятий:

- фронтальная форма работы (выполнение одинаковых заданий – объяснения даются всем обучающимся одновременно);

- коллективная форма работы (когда все обучающиеся работают над одной темой – например, определение рационального маршрута прохождения трассы скоростного маневрирования или слалома);

- индивидуальная форма работы (отработка навыков вождения по фигурам скоростного маневрирования и т.д.).



Ожидаемые результаты и способы определения их результативности

Ожидаемые результаты соотнесены с задачами программы и делятся на две группы: теоретические знания, практические умения и навыки.



По окончании обучения обучающиеся

будут знать:

  • историю автомобильного спорта, его виды, правила проведения соревнований;

  • приемы прохождения трассы по скоростному маневрированию и слалому;

  • основы безопасности на соревнованиях по автомобильному многоборью;

  • основы судейства соревнований по автомобильному многоборью.

будут уметь:

  • рационально и безопасно проходить трассу по скоростному маневрированию автомобиля;

  • осуществлять уход и проверку исправности автомобиля и готовить автомобиль к соревнованиям;

  • судить соревнования по автомобильному многоборью.

будут обладать:

  • развитым вниманием и быстрой адекватной реакцией;

  • навыками скоростного маневрирования;

  • ответственным отношением к соблюдению правил дорожного движения;

  • трудолюбием и аккуратностью;

  • интересом к истории автомобильного спорта.

имеют право:

  • участвовать в квалификационных соревнованиях по скоростному маневрированию, юношеских ралли и т.п.;

  • участвовать экскурсиях и автопробегах;

  • продолжать занятия в учебных группах Центра.

Проверка знаний, умений и навыков обучающихся проводится по окончании изучения некоторых тем и каждого раздела в целом. Конечный результат проверяется в форме зачета, теста по судейству соревнований и внутригруппового соревнования по скоростному маневрированию.

Механизм оценивания ожидаемых результатов.

Критерии оценки по параметрам диагностики


  1. Знание истории автомобильного спорта, его виды, правила проведения соревнований:

Высокий уровень – обучающийся глубоко изучил и освоил материал по истории развития автомобильного спорта в России и за рубежом, его виды, правила проведения соревнований. Способен воспроизводить в памяти материал, изложенный на занятиях.

Средний уровень – знает лишь основной материал. На заданные вопросы отвечает не достаточно полно и четко.

Низкий уровень – практически отсутствуют знания по истории развития автомобильного спорта в России и за рубежом, его виды, правила проведения соревнований в России и за рубежом. Обучаемый не может достаточно полно и правильно ответить на вопросы

  1. Основы судейства соревнований по автомобильному многоборью.

Высокий уровень – обучающийся твердо знает правила проведения соревнований.

Средний уровень – обучающийся знает лишь основной материал по правилам проведения соревнований и техники безопасности при проверке технического состояния транспортного средства, определить правильность выполнения той или иной фигуры в скоростном маневрировании, обязанности судей может только с подсказкой педагога.

Низкий уровень – обучающийся не знает ответов на поставленные вопросы.

  1. Умение осуществлять уход и проверку неисправности автомобиля и готовить автомобиль к соревнованиям.

Высокий уровень – обучающийся своевременно и без напоминаний педагога осуществляет уход и проверку неисправностей, выявив их – устраняет (незначительные работы небольших узлов). Способен проверить и подготовить автомобиль к соревнованиям.

Средний уровень – обучающийся с подсказки педагога осуществляет уход и проверку неисправностей автомобиля.

Низкий уровень – обучающийся не может самостоятельно осуществить уход и проверку неисправности автомобиля.

  1. Скоростное маневрирование и слалом.

Высокий уровень – Обучающийся легко и быстро осваивает приемы прохождения трассы по скоростному маневрированию и слалому. Приемы выполняет четко и быстро, максимально рационально и безопасно проходит трассу по скоростному маневрированию.

Средний уровень – Обучающийся не с первого раза осваивает приемы прохождения трассы по скоростному маневрированию и слалому. Приемы выполняет с небольшими недочетами, рационально, но не оптимально безопасно проходит трассу, либо обучающийся безопасно, но не рационально приходит трассу, что влияет на результат.

Низкий уровень – Обучающийся не освоил приемы прохождения трассы по скоростному маневрированию и слалому. Приемы выполняет с грубыми ошибками, влияющими на время, проходит трассу с многочисленными ошибками и не безопасно, что не приносит результата

  1. Способы проверки.

Проверка знаний, умений и навыков обучающихся проводится по окончании изучения некоторых тем и каждого раздела в целом. Эти знания выявляются в устных ответах на каждом занятии по ранее пройденному материалу и решению задач. В ходе реализации данной программы обучающиеся приобретают знания и закрепляют умения и навыки на практических частях занятий. Результатом проверки по основам автомногоборья, судейства соревнований являются контрольные занятия.

Формы подведения итогов реализации образовательной программы могут быть различного вида.

Результат деятельности автомобильных групп – подготовка юных спортсменов-автомобилистов, которые не только могут участвовать в соревнованиях, но и смогут правильно и безопасно управлять уже своим автомобилем.

Проверка знаний по всей образовательной программе осуществляется в форме итогового соревнования по автомобильному многоборью, включающее в себя: этап по Правилам дорожного движения, классическое скоростное маневрирование, слалом, командная эстафета и другие этапы, связанные с использованием автомобиля.

При успешном окончании обучения обучающиеся получают классификационную книжку спортсмена.

Обучающиеся, наиболее успешно осваивающие программу, принимают участие в ежегодных городских и Всероссийских соревнованиях по юношескому автоспорту, формируется команда из 2-х – 6-ти человек.

К концу обучения ребенок получит не только устойчивые навыки вождения автомобиля, но и сможет их применять в условиях реального дорожного движения, будет предвидеть возникновение аварийной ситуации на дороге и избегать её, а если этого не удалось, то сможет действовать таким образом, чтобы свести возможные последствия к минимуму, то есть – уметь безопасно управлять автомобилем.

Увидеть достижения каждого обучающегося можно по результатам различных тестирований, викторин, соревнований, проводящихся в течение учебного года.

Такое подведение итогов показывает достоверность полученных результатов освоения программы обучающимися.

Документально форма, отражающая достижения каждого ребенка, может быть представлена в виде классификационной книжки спортсмена, где отражается каждый результат участия в классифицируемых мероприятиях.


Учебно-тематический план.


№ п/п

Название разделов, тем

Количество часов

Всего

Теория

Практика

1.

Скоростное маневрирование

40

-

40

1.1.

Предварительная беседа. Посадка водителя, трогание, переключение передач. Приёмы руления.

2

-

2

1.2.

Скоростное маневрирование. Ознакомление со всеми фигурами. Отработка навыков.

16

-

16

1.3.

Слалом. Управление на скользком покрытии. Отработка навыков.

12

-

12

1.4.

Подготовка автомобиля к соревнованиям.

2

-

2

1.5.

ОФП

2

-

2

1.6.

Комплексное занятие: скоростное маневрирование, слалом.

6

-

6


Содержание.

Раздел 1. Скоростное маневрирование

Тема 1.1. Конкурсный просмотр, отбор кандидатов, предварительная беседа. Посадка водителя, трогание, переключение передач. Приёмы руления. (2ч.)

Практика.

Посадка водителя, демонстрация правильной посадки. Как пра­вильно отрегулировать сиденье. Правильный хват руля. Расположение ног на педалях. Правильное троганье, переключение передач, остановка. Что такое руление. Положение рук на руле. Виды руления. Ошибки в рулении автомобиля. Отработка навыков на тренажёрах и в автомобиле.



Тема 1.2. Скоростное маневрирование. Ознакомление со всеми фигурами. Отработка навыков (16ч.)

Практика.

Ознакомление с фигурами и отработка навыков выполнения упражнений на площадке. Ознакомление с судейством соревнований по автомногоборью.



Тема 1.3. Слалом. Управление на скользком покрытии. Отработка навыков. (12ч.)

Практика.

Ознакомление и отработка навыков выполнения упражнений на площадке.



Тема 1.4. Подготовка автомобиля к соревнованиям (2 час.)

Техническое обслуживание автомобиля. Подготовка автомобиля к соревнованиям, приведение в порядок внешнего вида; помыть, почистить в салоне. Отрегулировать давление в шинах. Проверить уровень масла в двигателе, при необходимости долить. Проверить уровень охлаждающей жидкости, при необходимости долить. Проверить уровень тормозной жидкости в тормозной системе, при необходимости долить. Проверить крепление колес.

Проверить крепление и регулировку карбюратора (доступную настройку системы впрыска), прерывателя-распределителя, топливного насоса. Проверить натяжение ремня привода генератора. Отрегулировать натяжение цепи привода распределительного вала. Проверить крепление и затяжку деталей и механизма рулевого управления. Проверить работу тормозной системы, при необходимости произвести доступную регулировку. При необходимости устранить подтекание масла, охлаждающей и тормозной жидкости. Проверить работу приборов освещения, световой сигнализации, при необходимости устранить неисправности.

Тема 1.5. ОФП. (2ч.)

Практика.

Разминка, бег, развивающие и укрепляющие упражнения, упражнения на развитие внимания и реакции, специальные упражнения.



Тема 1.6. Комплексное занятие: скоростное маневрирование, слалом. (6ч.)

Практика.

Отработка навыков выполнения упражнений в комплексе (в условиях, приближённых к соревнованиям). Чередование упражнений. Прохождение маршрута на время.


Методическое обеспечение.

Допускается дополнительный набор обучающихся в текущем учебном году на основании результатов тестирования, конкурсного просмотра или квалификационных соревнований.

Программа реализует идеи обеспечения безопасности (снижения риска дорожно-транспортных происшествий) путем повышения уровня мастерства, участия в решении проблемы социальной защиты детей, удовлетворения познавательных интересов, радость творчества, совершенствования навыков вождения автомобиля в сложных условиях соревнований и совершенствование физических и волевых задатков ребёнка.

Структура программы построена таким образом, чтобы дать возможность обучающимся понять теоретические основы управления автомобилем, а в дальнейшем применить свои знания на практике; эта программа является этапом в подготовке обучающихся к участию в соревнованиях по автомобильному многоборью.

Программа строится на основе метапредметного подхода к реализации образовательного процесса и подразумевает развитие надпредметных связей, повышая уровень развития личности.

Метадеятельность обучающихся включает усвоение разноплановых знаний, закрепление их комплексом занятий на выявление знаний, умений и навыков, необходимых для дальнейшего развития.

Для реализации программы используется ряд методов, главными из них являются:

- репродуктивные методы

Наглядность при репродуктивном методе обучения применяется в целях лучшего и более активного усвоения и запоминания информации. В ходе практических работ обучающиеся применяют по образцу ранее или только что усвоенные знания, при этом, учащиеся не осуществляют самостоятельного приращения знаний. Репродуктивные упражнения особенно эффективно содействуют отработке практических умений и навыков, так как превращение в навык требует неоднократных действий по образцу.

- проблемно-поисковые методы – словесные, наглядные, практические

При использовании проблемно-поисковых методов обучения педагог дополнительного образования создает проблемную ситуацию (ставит вопросы, предлагает задачу, экспериментальное задание), организует коллективное обсуждение возможных подходов к решению проблемной ситуации, подтверждает правильность выводов. Обучающиеся, основываясь на прежнем опыте и знаниях, вызывают предположения о путях решения проблемной ситуации, обобщают ранее приобретенные знания, выявляют причины явлений, объясняют их происхождение, выбирают наиболее рациональный вариант решения проблемной ситуации.

А также: словесные методы обучения – объяснение, рассказ, беседа; наглядные – демонстрация пособий по тематике, плакаты, слайды, видеофильмы; практические – получение навыков безопасного управления автомобилем.

Для практических занятий необходим класс, оборудованный для занятий автогрупп, а также пособиями по автоспорту, тренажерами.

Практическая подготовка включает в себя:

- изучение плавил прохождения фигур скоростного маневрирования и автомобильного слалома;

- знакомство с автомобильным спортом, его историей, видами, Правилами соревнований по автомобильному многоборью.

Занятия по изучению правил соревнований, основ автомногоборья, основ безопасности на автомобильных соревнованиях проводятся в виде беседы, урока с последующим опросом пройденного материала. Важное и постоянное внимание должно уделяться безопасности на тренировках и соревновани­ях, дисциплине на занятиях.

После прохождения нескольких тем необходимо проводить комплексные контрольные занятия, например: правила выполнения элементов скоростного маневрирования. После контрольных – обязательный разбор ошибок. Разбор должен проходить в доброжелательной, дружеской обстановке, лучше всего в виде беседы, в которой отмечаются достоинства и недостатки обучающихся в каждом из видов и даются рекомендации для дальнейшего совершенствования.

Занятия по технической подготовке автомобиля многоборья проводятся в виде беседы, урока с последующим опросом пройденного материала.

Деятельность спортсмена-автомобилиста происходит в рамках слож­ной системы, состоящей из трёх взаимосвязанных и взаимодействующих звеньев; спортсмен – автомобиль – дорога (трасса соревнований). Оптимизация взаимодействия звеньев в такой системе является предметом многочисленных исследований. Причём эта система существует как в простейших юношеских соревнованиях, так и во всех видах автомобильного спорта. Если в традиционных видах спорта весь процесс подготовки спортсменов направлен на максимальное развитие психических и физических возможностей человека, то в автоспорте главной задачей тренировок является развитие управляющих действий спортсмена.

У обучающихся на занятиях должно формироваться сознание ответственности за свои действия при управлении автомобилем. Они должны сознавать, что их действия нарушающие Правила дорожного движения и дисциплину могут привести к тяжелым последствиям, как для окружающих, так и для себя.

Практические знания каждого обучающегося должны быть проверены и отражены в журнале.

Занятия по практическому вождению автомобиля начинаются с простейших элементов (посадка, руление), постепенно переходя к более сложным. С обучающимися, не сумевшими освоить простейшие элементы, переходить к более сложным нельзя, необходимо дать им возможность постепенно освоить их, а затем идти дальше. На занятиях по мере отработки отдельных элементов прохождения трассы скоростного маневрирования можно включить соревновательный метод тренировки – это значительно активизирует обучающихся, при этом они приобретают соревновательный опыт.

После прохождения нескольких тем и тренировок на автомобиле необходимо проводить комплексные контрольные занятия. После контрольных – обязательный разбор ошибок. Разбор должен проходить в доброжелательной, дружеской обстановке, лучше всего в форме беседы, в которой отмечаются достоинства и недостатки обучающихся в каждом из видов и даются рекомендации для дальнейшего совершенствования.

Очень полезно всей группой выезжать смотреть крупные соревнования, обмениваться мнениями после них, устраивать встречи с известными спортсменами, бывшими воспитанниками клуба.

Большую пользу оказывает просмотр фильмов по технике вождения, Правилам дорожного движения и автоспорту. Это способствует более глубокому пониманию обучающимися внутренних, скрытых от непосредственного наблюдения процессов, происходящих в механизмах и системах автомобиля, более наглядному восприятию ситуаций, возникающих на улицах и дорогах.

Занятия по технической подготовке автомобиля проводятся в мастерской гаража (лаборатории).

Ребята должны учиться готовить автомобиль к занятиям и содержать его в образцовом порядке. Для этого часть занятий должна проводиться в мастерской гаража, где ребята обслуживают закреплённый за ними автомобиль и проводят посильный его ремонт и регулировку. Педагог при работе с автомобилем должен рассказать о мерах по технике безопасности и следить за их выполнением. Все работы должны проводиться только при непосредственном участии педагога или под его наблюдением, если данные работы посильны для обучающихся.

От проведения практических работ в значительной степени зависят знания и особенно навыки, полученные во время обучения юных водителей-спортсменов. Одним из главных вопросов, на котором необходимо сосредоточить внимание педагогу, является сознательная дисциплина участников движения. Выработка ее не может быть достигнута на каком-либо занятии. Это сложный воспитательный процесс, который должен проводиться постоянно на всех занятиях.

Занятия по практическому вождению желательно проводить парами. Это дает возможность обучающимся как бы продлить время занятий: находясь сзади своего напарника, ведущего автомобиль, наблюдая за его действиями, слушая указания педагога, обучающийся получает возможность наблюдать процесс обучения со стороны, в то же время применительно к себе. Многие свои ошибки он видит у своего напарника, что позволяет значительно быстрее освободиться от них.

Первые занятия нужно проводить на закрытой площадке. Рекомендуется следующий порядок: перед выездом из гаража обоим обучающимся следует проверить исправность автомобиля и выполнить операции ежедневного обслуживания.

Во время следования в район очередного занятия - выполнить упражнения предыдущего занятия.

В процессе отработки навыков, если обучающемуся не удаются необходимые действия, нужно остановить автомобиль и объяснить непонятное, затем приступить к повторной отработке упражнений.

Необходимо вовремя исправлять обучающегося даже при незначительных ошибках. Если этого не делать, то неправильные действия могут перейти в навык, который будет трудно исправить.

В целях лучшего закрепления выработанных в управлении автомо­билем навыков следует уже отработанные упражнения периодически пов­торять на следующих занятиях.

Оканчивая занятия, педагог должен разобрать действия обучающегося, отметить положительные стороны и недостатки, указать, на что обратить внимание в дальнейшем, провести запись в журнал, выставить оценку и оформить занятие в путевом листе.

Во время проведения занятий по вождению автомобиля в резуль­тате неправильных действий юного водителя-спортсмена могут создаться острые ситуации. Педагог должен в этом случае своевременно вмешаться в управление и произвести необходимые поправки.

Педагог дополнительного образования должен всегда вести себя спокойно с обучающимися. Это очень важно, т.к. при обучении ребята, особенно на первых занятиях, чувствуют себя напряженно, и повышение голоса или окрик воспринима­ются ими очень остро.

Водительские навыки каждого обучающегося должны быть проверены и отражены в журнале.
Материально-техническое обеспечение.

Программа может быть реализована при наличии следующих условий:

Для проведения занятий необходимы комплексные или специализированные классы для занятий автогрупп, в которые должно входить следующее оборудование:


  • учебно-наглядное пособие «Светофор с дополнительными секциями»;

  • учебно-наглядное пособие «Дорожные знаки»;

  • учебно-наглядное пособие «Дорожная разметка»;

  • учебно-наглядное пособие «Сигналы регулировщика»;

  • учебно-наглядное пособие «Схема перекрестка»;

  • магнитная доска со схемой населенного пункта;

  • учебно-наглядное пособие «Маневрирование, расположение ТС на проезжей части»;

  • учебно-наглядное пособие «Скорость движения; обгон, встречный разъезд»;

  • учебно-наглядное пособие «Остановка, стоянка ТС»;

  • учебно-наглядное пособие «Движение по автомагистралям, в жилых зонах, проезд пешеходных переходов, остановка маршрутных транспортных средств»;

  • учебно-наглядное пособие «Проезд железнодорожных переездов»;

  • учебно-наглядное пособие «Основы безопасности дорожного движения»;

  • учебно-наглядное пособие «причины ДТП»;

  • автотренажеры;

  • пособия по автомобильному спорту.


Техническая подготовка автомобиля, практическое вождение, ОФП

Для проведения практических работ нужно иметь гараж с необходимым оборудованием и инструментами для обслуживания автомобилей или лабораторию, в которой можно производить сборочно-разборочные работы, регулировку механизмов и приборов, устранение искусственно созданных неисправностей, операции по уходу за системами и агрегатами автомобиля.

Для отработки навыков практического вождения и ОФП необходима закрытая площадка размером не менее 20*50м (желательно 150*150м) для расстановки всех фигур скоростного маневрирования с учетом зон безопасности и минимального расстояния между фигурами.

Учебное транспортное средство должно быть оборудовано:


  • дополнительными педалями привода сцепления и тормоза;

  • заднего вида для обучающего и обучаемого.


Дидактическое обеспечение.

Учебная программа-тренажер для подготовки к экзаменам в ГИБДД, включающая в себя:



  • официальный текст Правил дорожного движения, описание дорожных знаков, дорожной разметки;

  • экзаменационные билеты, утвержденные ГУ ГИБДД МВД РФ, и авторские комментарии к ним;

  • экзамен как в ГИБДД. Режим, полностью имитирующий настоящий электронный экзамен в ГИБДД;

  • статистика успеваемости;

  • комплект плакатов по устройству и техническому обслуживанию
    автомобиля;

  • мультимедийная программа «Автополис – Медиа»;


а также:

- любовь к детям, высокий профессиональный и общекультурный уровень педагогов;

- повышение квалификационного уровня педагогов через участие их в конференциях, семинарах, курсах, конкурсах, соревнованиях, а также через работу с методической литературой в библиотеках;

- сохранение (по возможности) постоянного контингента работающих педагогов-единомышленников;

- использование разнообразных методов и форм обучения – бесед, уроков, экскурсий, походов, соревнований и т.д.;

- проведение занятий в удобное для детей время.






Список литературы, используемый педагогом.

  1. Сингуринди Э.Г. Автомобильный спорт, ч.1. – М.: ДОСААФ,1982.

  2. Легковой автомобиль от А до Я: Пер. с нем./В. Кодер, Г. Хартман, Х. Кирше и др.; под ред. Х. Кирше. – М: Транспорт, 1988.

  3. Шестопалов К.С., Шестопалов С.К. Легковые переднеприводные автомобили. – М.: Патриот,1992.

  4. Шайдулин Б. Ваш друг – автомобиль. Пермь «Урал-пресс» 1993г.

  5. Ильин Н.М. Электрооборудование автомобилей, изд-во «Транспорт»,1969г.

  6. Крамаренко Г.В., Барашков И.В. Техническое обслуживание автомобилей: Учебник для автотранспортных техникумов. – М: Транспорт, 1982.

  7. Ваганов В.И., Рывкин А.А. Вождение автотранспортных средств: Учебник водителя. – М: Транспорт, 1990.

  8. Правила дорожного движения Российской Федерации Иллюстрированное издание.: М.: ООО «Мир Автокниг», 2011. – 6

  9. Правила дорожного движения с комментариями для всех понятным языком. – М.: ООО «Мир Автокниг», 2011.

  10. Ежегодник автомобильного спорта, Москва, 2014г.

  11. Н.П. Харитонов Технология разработки и экспертизы образовательных программ в системе дополнительного образования детей, Москва, 2012 г.


Список литературы для родителей и обучающихс.

  1. Сингуринди Э.Г. Автомобильный спорт, ч.1. – М.: ДОСААФ,1982.

  2. Легковой автомобиль от А до Я: Пер. с нем./В. Кодер, Г. Хартман, Х. Кирше и др.; под ред. Х. Кирше. – М: Транспорт, 1988.

  3. Шестопалов К.С., Шестопалов С.К. Легковые переднеприводные автомобили. – М.: Патриот,1992.

  4. Шайдулин Б. Ваш друг – автомобиль. Пермь «Урал-пресс» 1993г.

  5. Ильин Н.М. Электрооборудование автомобилей, изд-во «Транспорт»,1969г.

  6. Крамаренко Г.В., Барашков И.В. Техническое обслуживание автомобилей: Учебник для автотранспортных техникумов. – М: Транспорт, 1982.

  7. Ваганов В.И., Рывкин А.А. Вождение автотранспортных средств: Учебник водителя. – М: Транспорт, 1990.

  8. Правила дорожного движения Российской Федерации Иллюстрированное издание.: М.: ООО «Мир Автокниг», 2011.

  9. Правила дорожного движения с комментариями для всех понятным языком. – М.: ООО «Мир Автокниг», 2011.

  10. Ежегодник автомобильного спорта, Москва, 2014г.

  11. Веб-сайты автомобильной и спортивной тематики (raf.su, gai.ru, figurka.org и др.)

  12. Журналы «За рулём», «Автомир», «Авторевю» и др.




Поделитесь с Вашими друзьями:


База данных защищена авторским правом ©grazit.ru 2017
обратиться к администрации

    Главная страница