Программа социально-экономического развития на 5 лет; Перспективный финансовый план на 3 года



Скачать 60,06 Kb.
Дата25.10.2016
Размер60,06 Kb.
Ходачек A.M. (Санкт-Петербургский филиал ГУ-ВШЭ)

Стратегические документы для крупного мегаполиса

Правительством Санкт- Петербурга предлагается новый перечень перспективных документов:



  1. Концепция социально-экономического развития С-Петербурга на 15 лет;

  2. Стратегический план города на 10 лет;

  3. Программа социально-экономического развития на 5 лет;

  4. Перспективный финансовый план на 3 года;

  5. Бюджет на текущий год и Ежегодное послание губернатора.

Одновременно с разработкой новых перспективных документов готовится Генеральный план города на новый расчетный срок - до 2025 года.

Срок реализации старого Генплана развития Ленинграда и Ленинградской области заканчивается в 2005 году. В рамах старого Генплана существовал долгосрочный прогноз социально-экономического развития и отраслевые схемы развития на пятилетний период.

Разработку всей этой гаммы документов можно только приветствовать, однако, необходим тщательный детальный анализ старого Генплана и других перспективных документов, сроки реализации которых завершаются в 2005 году.

Речь, прежде всего, идет о социальных нормативах и индикаторах, которые планировалось достичь в городе в рамках реализации документов, связанных с качеством жизни населения, особенно с учетом монетизации льгот населению.

К числу этих показателей можно отнести численность населения, показатели рождаемости и смертности; уровень безработицы; количество жилой площади и зеленых насаждений на 1 жителя; обеспеченность объектами здравоохранения, социальной сферы, физкультуры и спорта; плотность маршрутов наземного городского пассажирского транспорта и протяженность линий метрополитена; уровень преступности и многие другие параметры, которые были бы понятны населению.

Результаты проведенного анализа должны быть представлены широкой научной общественности для обсуждения предварительных итогов реализации Генплана. Иначе возникает вопрос: а какова же исходная база реформирования экономики и городского хозяйства? С другой стороны в предлагаемых к разработке перспективных документах должны быть четко выражены стратегические функции на основе следующих критериев:



  1. Появляется достаточное количество рабочих мест

  2. Увеличиваются доходы города, бюджета, жителей

  3. Улучшается городская среда

  4. Разделяются функции губернатора и правительства с одной стороны и бизнеса с
    другой в отношении экономики города

  5. Власть - для предпринимателей и бизнес сообщества

  6. Определяется место бизнеса, реального сектора экономики в реализации
    перспективных программ развития города

  7. Определяются функции муниципальной власти

  8. Происходит отказ от несвойственных органам управления функций, которые
    должны выполняться другими субъектами управления и хозяйственной
    деятельности

  9. Взят курс на интеграцию с Ленинградской областью на основе экономического и
    политического взаимодействия.

Без подобного анализа нельзя строить перспективную социально-экономическую политику в городе. Безусловно, старые нормативы советского времени во многом сегодня не работают, но для разработки новых нормативов и стандартов потребуется как минимум 2-3 года, а планы перспективного развития разрабатываются сейчас.

Проблемы в городе не могут быть решены только за счет улучшения бюджетного процесса, скорее должны быть созданы условия для успешного ведения всех видов бизнеса, т.е. правила игры, часто вообще не связанные с бюджетным процессом. Многие риски останутся на годы, а то и на десятилетия.

Для достижения целей, которые ставит перед собой администрация города, необходимо сосредоточить усилия на следующих ключевых областях: I. Бюджетная политика.


  1. реструктуризация бюджета, с отражением в его расходной части целевых ориентиров
    деятельности городской администрации: обеспечение общественной безопасности
    горожан, социальной защиты населения, развитие городской инфраструктуры и
    улучшение экологии. При формировании расходной части нужно ориентироваться на
    показатели аналогичных западных мегаполисов, где доля данных статей достигает 50%
    от всех расходов бюджета (в СПб - 15%), и основывается на разработке целевых
    перспективных программ;

  2. изменение политики формирования доходной части бюджета в пользу существенного
    увеличения неналоговых поступлений: в первую очередь доходов от управления
    государственной собственностью - повышение эффективности деятельности
    предприятий (ГУПов), доходы от приватизации Государственной собственности,
    продажа пакетов акций и прочего имущества, доходы от лицензионных платежей,
    пошлин, штрафов и иных поступлений. Поиск и развитие новых статей доходов, в том
    числе получение грантов международных организаций для реализации социальных и
    культурных программ. Активное привлечение федеральных органов власти и
    федеральных средств к решению проблем С-Петербурга;

  3. изменение политики формирования налоговой доходной части в пользу ее увеличения за
    счет:

- повышения собираемости налогов и уменьшения задолженности по платежам в бюджет,

повышения поступлений за счет развития экономики и увеличения внутреннего регионального продукта, при одновременном снижении налогового бремени на предприятия города,

пересмотра ставок налогообложения в пользу снижения «бизнес «-налогов и повышения имущественных налогов;

1.4. прозрачность бюджетного процесса и обеспечение участия жителей С-Петербурга в


обсуждении и формировании бюджета СПб. В процессе формирования проекта бюджета
должно быть обеспечено широкое информирование населения и его участие в
обсуждении проекта бюджета до его вынесения в Законодательное Собрание.
Необходимо своевременное формирование достоверных отчетов об исполнении
бюджета для населения.

П. Решение городских проблем.

2.1. развитие экономики города (увеличение валового регионального продукта, увеличение
доходов бюджета, создание новых рабочих мест, повышение реальных доходов
населения);


  1. решение социальных проблем (обеспечение социальной защиты наиболее бедных слоев
    населения, программы реабилитации инвалидов, решение жилищных проблем, проблемы
    материнства, детства и молодежи);

  2. развитие городской инфраструктуры (общественный транспорт, автодороги,
    водоснабжение и канализационные системы, обеспечение электроэнергией и теплом,
    уборка улиц, вывоз и переработка мусора, развитие системы спортивных и культурно-
    развлекательных комплексов);




  1. обеспечение общественной безопасности (пожарная безопасность, обеспечение
    экстренной помощи - в первую очередь медицинской, криминальная безопасность);

  2. экология (очистка рек и каналов, рекреация), реставрация и содержание исторической
    части города, освещение улиц, развитие пешеходных зон.

III. Основные направления региональной политики в сфере экономии:

3.1. Развитие профильных отраслей, связанных с геополитическим положением города: судостроение, морские и речные порты, грузоперевозки. В данной области должна быть разработана целевая программа содействия и поддержки предприятий данных отраслей;

3.2. Содействие развитию туризма как отрасли, которая в состоянии стать бюджетообразующей. В данной области необходимо обеспечить комплексный подход:
содействие повышению привлекательности Санкт-Петербурга как туристского центра;
содействие развитию туроператоров, занимающихся внутренним туризмом в Санкт-Петербурге;

содействие развитию инфраструктуры туризма - гостиничные комплексы,


система общепита, транспорт, культурно-развлекательные мероприятия. Выгоды:
привлечение в город значительных средств, обеспечение занятости населения;

3.3. Реальное содействие развитию малого предпринимательства (прежде всего сфера услуг).



Малый и средний бизнес в развитых странах создает до половины внутреннего валового продукта и активно участвует в создании новых рабочих мест и повышении занятости населения. В этой сфере должна быть обеспечена интеграция с социальными программами по стимулированию активности и занятости определенных категорий населения: пенсионеров, инвалидов, студентов;

    1. Реформирование ЖКХ.

В данной области необходим отказ от сдерживания тарифов и дотирования предприятий данной сферы и переход к разработке адресных программ поддержки малоимущих слоев населения. Внедрение систем оплаты услуг по факту их оказания (повременные платы за пользование телефоном, плата за воду и газ попоказаниям счетчиков и т.п.). Развитие ТСЖ, других форм управления в области ЖКХ, приватизация предприятий данной сферы, развитие конкуренции в их среде, повышение эффективности.

Для разработки и последующей реализации подобного рода документов необходим договор общественного согласия на основе общей для всех идеи перспективного развития города.

Поделитесь с Вашими друзьями:


База данных защищена авторским правом ©grazit.ru 2017
обратиться к администрации

    Главная страница