Программа составлена на основе следующих нормативно правовых документов



Скачать 391,25 Kb.
страница1/3
Дата29.10.2016
Размер391,25 Kb.
  1   2   3

Пояснительная записка

Рабочая  программа  составлена на основе следующих нормативно – правовых документов:


  1. ФЗ - № 273 от 29.12.2012 «Об образовании в Российской Федерации»

  2. Федеральный компонент государственного стандарта общего образования (утвержден приказом Минобразования России от 05.03 2004 г. № 1089)

  3. Закон Республики Татарстан «Об Образовании» (в действующей редакции);

  4. Учебный план МБОУ «СОШ № 3 п.г.т. Кукмор» Кукморского муниципального района Республики Татарстан на 2014-2015 учебный год;

  5. Основная образовательная программа среднего(полного) общего образования МБОУ «СОШ № 3 п.г.т. Кукмор» Кукморского муниципального района Республики Татарстан (введена в действие приказом №199 /12 от 1.09.2012 г.)

  6. Примерные программы по информатике и ИКТ (Информатика и ИКТ. 10-11 классы. Профильный уровень. Программа УМК С. М. Юнусов, Дрофа, 2010)

Обучение ведется по учебнику: М.Е. Фиошина, А.А. Рессина, С.М. Юнусова для общеобразовательных учреждений Информатика и ИКТ. 10-11 классы. Профильный уровень, издательство «Дрофа», 2008 год.

Рабочая программа согласно Учебному плану школы рассчитана на 140 часов в год /4 часа в неделю.



Цель изучения курса: формирование высокого уровня информационной компетентности.

Задачи курса:

• освоение и систематизация знаний, относящихся к математическим объектам информатики; построению описаний объектов и процессов, позволяющих осуществлять их компьютерное моделирование; средствам моделирования; информационным процессам в биологических, технологических и социальных системах;

• овладение умениями строить математические объекты информатики, в том числе логические формулы, удовлетворяющие заданному описанию; использовать общепользовательские инструменты и настраивать их для нужд пользователя;

• развитие способностей к формализации, элементов системного мышления;

• воспитание культуры проектной деятельности, в том числе умения планировать, работать в коллективе; чувства ответственности за результаты своего труда, используемые другими людьми; установки на позитивную социальную деятельность в информационном обществе, на недопустимость действий, нарушающих правовые и этические нормы работы с информацией;

• приобретение опыта создания, редактирования, оформления, сохранения, передачи информационных объектов различного типа с помощью современных программных средств; построения компьютерных моделей, коллективной реализации информационных проектов, преодоления трудностей в процессе интеллектуального проектирования, информационной деятельности в различных сферах, востребованных на рынке труда.


Учебно – тематическое планирование

темы

Тема

Количество часов

1

Введение в информатику

20

2

Аппаратное и программное обеспечение компьютера

42

3

Основы программирования

69

4

Повторение материала курса 10-го класса

9




Итого

140


Содержание курса

Тема 1. Введение в информатику(20 часов).

Информатика как наука и вид практической деятельности. Понятие об информатике как науке, о становлении и истории развития информатики. Основные направления информатики. Роль информатики в современном обществе.

Информация и информационные процессы. Понятие об информации, ее свойствах, классификации, роли в информационном обществе. Получение информации человеком. Свойства информации. Классификация информации по различным признакам.

Измерение количества информации. Понятие неопределенности. Формулы Хартли и Шеннона. Измерение полезности и целесообразности информации. Понятие тезауруса. Алгоритмический подход к измерению количества информации.

Передача информации. Сообщение, сигнал, данные. Системы передачи и приема информации. Передача непрерывного сигнала дискретными сигналами. Понятие о непрерывном сообщении и аналоговом сигнале. Теорема В. А. Котельникова.

Кодирование информации. Кодирование символьной (текстовой), звуковой и графической информации. Кодирование изображений. Цветовые системы.

Информационные процессы и технологии. Задачи сбора, обмена, хранения и обработки информации.

Информационные ресурсы общества. Информационные ресурсы общества и их существенное свойство. Информационный продукт. Поставщики информационных продуктов.

Информационное общество. Понятие информационного общества, его существенные черты и отличительные особенности. Информационная культура. Информационная грамотность. Понятие об информационно-коммуникационных технологиях (ИКТ). Правовая ответственность за компьютерные преступления. Понятие о вредоносных программах. Компьютерная этика.

Тема 2. Аппаратное и программное обеспечение компьютера (42 часа).

Организация компьютерной системы. Понятие о компьютере и о возможных типах ЭВМ: аналоговых, дискретных, гибридных. Понятие об основных принципах построения компьютера (двоичное кодирование, программное управление, однородность памяти, адресуемость основной памяти, открытая архитектура, магистрально-модульный принцип). Структура ЭВМ по фон Нейману. Понятие о команде и форматах команд (одноадресные, двухадресные, трехадресные). Гарвардская архитектура ЭВМ.

Общая структура и состав ПК. Понятие о назначении основных модулей и аппаратном обеспечении компьютера. Назначение основных структурных частей (микропроцессор, АЛУ, регистры, УУ, кэш-память, тактовая частота, разрядность, системная шина). Понятие об архитектуре и системе команд микропроцессора. Способы повышения производительности процессора. Понятие о прерываниях и их видах. Понятие об основной памяти и о видах ОЗУ (статическом и динамическом). ПЗУ. Системная шина.

Назначение и функции периферийных устройств компьютера. Понятие о видах и назначении периферийных устройств компьютера.

Внешние запоминающие устройства. Назначение и классификация внешних запоминающих устройств. Накопители на магнитных лентах. Накопители на магнитных дисках. Накопители на жестких магнитных дисках. Логическая структура и информационная емкость магнитного диска. Накопители на оптических дисках. Магнитооптические диски. Флэш-накопители. Голографические накопители информации.

Устройства ввода и вывода информации. Назначение устройств ввода и вывода информации.

Устройства ввода: клавиатура, манипуляторы, сенсорные экраны, сканеры. Сенсорные технологии. Сканеры и принцип их действия.

Устройства вывода информации: мониторы и видеоадаптеры. Особенности вывода информации на различных устройствах. Основные характеристики монитора. Печатающие устройства: виды принтеров, особенности создания изображения.

Представление информации в ЭВМ. Арифметические основы компьютера. Понятие о системах счисления, их видах и основных характеристиках. Позиционные и непозиционные системы счисления. Перевод целых и дробных чисел из одной системы счисления в другую. Арифметические операции в позиционных системах счисления. Двоичная арифметика. Прямой, обратный и дополнительный коды положительных и отрицательных чисел. Модифицированный обратный и дополнительный коды.

Логические основы работы ЭВМ. Логические основы компьютера. Основные понятия математической логики. Логические высказывания, суждения, логические переменные, логические операции над высказываниями. Логические выражения, связки и таблицы истинности, построение таблиц истинности, решение логических задач с помощью таблиц истинности. Логические формулы. Дерево выражений. Графическое представление арифметических и логических выражений. Правило построения дерева по заданному выражению. Логические формулы, тавтологии и противоречия. Законы логики. Преобразование логических функций. Решение логических задач методами алгебры логики. Логика предикатов.

Программное обеспечение компьютера. Понятие о программном обеспечении компьютера: системном, сервисном и прикладном. Принципы распространения ПО. Файловая система: файлы, папки, каталоги, имена и атрибуты файлов. Логическая структура жесткого диска. Файловые системы, разновидности файловых систем.

Защита и резервирование информации. Методы обеспечения безопасности: правовые нормы, стандарты, виды требований. Понятие о вредоносных программах и их разновидностях. Свойства компьютерных вирусов. Последствия действия компьютерных вирусов. Классификация компьютерных вирусов. Методы обеспечения безопасности и виды антивирусных программ. Антивирусная защита. Резервирование информации.

Компьютер и здоровье. Негативные последствия работы за компьютером. Правила безопасной работы за компьютером и организации рабочего места. Профилактические упражнения для работающих за компьютером.

Тема 3. Основы программирования (69 часов).

Алгоритмы и программирование. Понятие алгоритма. Способы описания алгоритмов. Основные алгоритмические конструкции. Построение алгоритмов. Последовательность разработки программы. Запись алгоритма с помощью блок-схем. Понятие о языках программирования, трансляторах и интерпретаторах. Основные принципы структурного программирования. Программы, управляемые событиями.

Основные понятия Object Pascal. Общие сведения о языках программирования Object Pascal и Delphy. Структура обработчика событий на языке Object Pascal. Идентификаторы, зарезервированные слова и комментарии. Переменные и присваивание.

Понятие синтаксиса. Синтаксис оператора присваивания. Типы данных; целые и вещественные. Стандартные арифметические функции Object Pascal. Функции ввода и вывода чисел. Составление простейших программ обработки чисел: сложение чисел, вычисление площади круга, обмена местами двух переменных.



Ветвление и циклы. Оператор ветвления if. Составной оператор. Примеры программ: проверка, является ли число точным квадратом, нахождение максимального из трех чисел, решение квадратного уравнения. Цикл с предусловием (while). Примеры составления программ: вычисление суммы цифр заданного числа, проверка, является ли число простым. Особенности применения цикла while. Цикл с постусловием (repeat ... until). Составление простейших программ вычисления суммы рядов. Цикл с постусловием (for). Составление простейших программ: вычисление суммы чисел заданного интервала, вычисление суммы чисел, удовлетворяющих определенному условию. Выбор вида цикла. Вложенные циклы.

Строки и массивы. Символьный тип данных и операции с символьными данными. Строковый тип данных, операции над строковым типом. Примеры решения задач программирования со строковыми и символьными типами. Функции для обработки строк. Ввод последовательностей данных через ListBox и примеры решения задач. Ввод последовательностей данных через StringGrid.

Массивы. Понятие об индексации элементов массива. Одномерные и многомерные массивы. Решение задач на программирование одномерных и двумерных массивов.



Пользовательские процедуры и функции. Понятие процедуры и функции. Описание процедур и функций на Object Pascal. Параметры процедур и функций: параметры-значения и параметры-переменные. Формальные и фактические параметры. Локальные и глобальные переменные.

Исключения, записи и файлы. Понятие исключения. Иерархия исключений. Защищенные блоки, ловушки. Записи.

Файлы в Object Pascal. Файлы и файловые переменные в Object Pascal. Типизированные файлы: понятие, синтаксис описания, работа с типизированными файлами.



Основы построения и анализа алгоритмов. Оценка сложности алгоритмов. Поиск в массиве. Сортировка. Динамические переменные. Указатели и операции с указателями. Понятие списка и операции со списками: добавление, удаление элементов, обход списка. Понятие стека и очереди. Понятие рекурсии. Примеры решения задач с рекурсией. Деревья: понятия, упорядоченные двоичные деревья, поиск в упорядоченном двоичном дереве. Добавление элемента в упорядоченное двоичное дерево. Обход дерева.

Основы разработки программного обеспечения. Жизненный цикл программного обеспечения. Системный анализ и постановка задачи. Проектирование программ.

Основы объектно-ориентированного программирования. Понятие объекта, его составные части. Основные принципы объектно-ориентированного программирования. Основы функционального программирования. Основы логического программирования. Этапы создания программы: кодирование, тестирование и отладка. Понятие стиля, общие требования к стилю. Методы тестирования.



Тема 4. Повторение материала курса 10 – го класса (9 часов).

Введение в информатику. Аппаратное и программное обеспечение компьютера. Основы программирования.


Требования к уровню подготовки учащихся.

В результате изучения информатики и ИКТ на профильном уровне ученик должен



знать/понимать

  • логическую символику;

  • основные конструкции языка программирования;

  • свойства алгоритмов и основные алгоритмические конструкции; тезис о полноте формализации понятия алгоритма;

  • назначение и области использования основных технических средств информационных и информационных ресурсов;

  • виды и свойства источников и приемников информации, способы кодирования и декодирования, причины искажения информации при передаче; связь полосы пропускания канала со скоростью передачи информации;

  • нормы информационной этики и права, информационной безопасности, принципы обеспечения информационной безопасности ;

  • способы и средства обеспечения надежного функционирования средств ИКТ;

уметь

  • выделять информационный аспект в деятельности человека; информационное взаимодействие в простейших социальных, биологических и технических системах;

  • строить информационные модели объектов, систем и процессов, используя для этого типовые средства (язык программирования, таблицы, графики, диаграммы, формулы и т.п.);

  • вычислять логическое значение сложного высказывания по известным значениям элементарных высказываний;

  • интерпретировать результаты, получаемые в ходе моделирования реальных процессов;

  • устранять простейшие неисправности, инструктировать пользователей по базовым принципам использования ИКТ;

  • оценивать числовые параметры информационных объектов и процессов: объем памяти, необходимый для хранения информации; скорость передачи и обработки информации;

  • оперировать информационными объектами, используя имеющиеся знания о возможностях информационных технологий, в том числе создавать структуры хранения данных; пользоваться справочными системами и другими источниками справочной информации; соблюдать права интеллектуальной собственности на информацию;

  • проводить виртуальные эксперименты и самостоятельно создавать простейшие модели в учебных виртуальных лабораториях и моделирующих средах;

  • выполнять требования техники безопасности, гигиены, эргономики и ресурсосбережения при работе со средствами информатизации; обеспечение надежного функционирования средств ИКТ;

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

  • поиска и отбора информации, в частности, связанной с личными познавательными интересами, самообразованием и профессиональной ориентацией;

  • подготовки и проведения выступления, участия в коллективном обсуждении, фиксации его хода и результатов;

  • соблюдения требований информационной безопасности, информационной этики и права.


Системы оценивания

Оценочные материалы по информатике и ИКТ

1. Содержание и объем материала, подлежащего проверке, определяется программой. При проверке усвоения материала необходимо выявлять полноту, прочность усвоения учащимися теории и умение применять ее на практике в знакомых и незнакомых ситуациях.

2. Основными формами проверки ЗУН учащихся по информатике являются письменная контрольная работа, самостоятельная работа на ЭВМ, тестирование, устный опрос и зачеты (в старших классах).

3. При оценке письменных и устных ответов учитель в первую очередь учитывает показанные учащимися знания и умения. Оценка зависит также от наличия и характера погрешностей, допущенных учащимися. Среди погрешностей выделяются ошибки и недочеты. Погрешность считается ошибкой, если она свидетельствует о том, что ученик не овладел основными знаниями и (или) умениями, указанными в программе.

К недочетам относятся погрешности, свидетельствующие о недостаточно полном или недостаточно прочном усвоении основных знаний и умений или об отсутствии знаний, не считающихся в программе основными. Недочетами также считаются: погрешности, которые не привели к искажению смысла полученного учеником задания или способа его выполнения, например, неаккуратная запись, небрежное выполнение блок-схемы и т. п.

4. Задания для устного и письменного опроса учащихся состоят из теоретических вопросов и задач.

Ответ за теоретический вопрос считается безупречным, если по своему содержанию полностью соответствует вопросу, содержит все необходимые теоретические факты и обоснованные выводы, а его изложение и письменная запись математически и логически грамотны и отличаются последовательностью и аккуратностью.

Решение задач считается безупречным, если правильно выбран способ решения, само решение сопровождается необходимыми объяснениями, верно выполнен алгоритм решения, решение записано последовательно, аккуратно и синтаксически верно по правилам какого-либо языка или системы программирования.

Самостоятельная работа на ЭВМ считается безупречной, если учащийся самостоятельно или с незначительной помощью учителя выполнил все этапы решения задачи на ЭВМ, и был получен верный ответ или иное требуемое представление решения задачи.

5.Оценка ответа учащегося при устном и письменном опросах, а также при самостоятельной работе на ЭВМ, проводится по пятибалльной системе, т.е. за ответ выставляется одна из отметок: 1 (плохо), 2 (неудовлетворительно), 3 (удовлетворительно), 4 (хорошо), 5 (отлично).

6.Учитель может повысить отметку за оригинальный ответ на вопрос или оригинальное решение задачи, которые свидетельствуют о высоком уровне владения информационными технологиями учащимся, за решение более сложной задачи или ответ на более сложный вопрос, предложенные учащемуся дополнительно после выполнения им основных заданий.
Для устных ответов определяются следующие критерии оценок:

оценка «5» выставляется, если ученик:

- полно раскрыл содержание материала в объеме, предусмотренном программой и учебником;

- изложил материал грамотным языком в определенной логической последовательности, точно используя математическую и специализированную терминологию и символику;

- правильно выполнил графическое изображение алгоритма и иные чертежи и графики, сопутствующие ответу;

- показал умение иллюстрировать теоретические положения конкретными примерами, применять их в новой ситуации при выполнении практического задания;

- продемонстрировал усвоение ранее изученных сопутствующих вопросов, сформированность и устойчивость используемых при ответе умений и навыков;

- отвечал самостоятельно без наводящих вопросов учителя.

оценка «4» выставляется, если:

- ответ удовлетворяет в основном требованиям на оценку «5», но при этом имеет один из недостатков:

- в изложении допущены небольшие пробелы, не исказившие логического и информационного содержания ответа;

- допущены один-два недочета при освещении основного содержания ответа, исправленные по замечанию учителя;

- допущены ошибка или более двух недочетов при освещении второстепенных вопросов или в выкладках, легко исправленные по замечанию учителя.

оценка «3» выставляется, если:

- неполно или непоследовательно раскрыто содержание материала, но показано общее понимание вопроса и продемонстрированы умения, достаточные для дальнейшего усвоения программного материала, имелись затруднения или допущены ошибки в определении понятий, использовании терминологии, чертежах, блок-схем и выкладках, исправленные после нескольких наводящих вопросов учителя;

- ученик не справился с применением теории в новой ситуации при выполнении практического задания, но выполнил задания обязательного уровня сложности по данной теме,

- при знании теоретического материала выявлена недостаточная сформированность основных умений и навыков.

оценка «2» выставляется, если:

- не раскрыто основное содержание учебного материала;

- обнаружено незнание или непонимание учеником большей или наиболее важной части учебного материала,

- допущены ошибки в определении понятий, при использовании терминологии, в чертежах, блок-схем и иных выкладках, которые не исправлены после нескольких наводящих вопросов учителя.

оценка «1» выставляется, если:

- ученик обнаружил полное незнание и непонимание изучаемого учебного материала или не смог ответить ни на один из поставленных вопросов по изучаемому материалу.
Для письменных работ учащихся:

оценка «5» ставится, если:

- работа выполнена полностью;

- в графическом изображении алгоритма (блок-схеме), в теоретических выкладках решения нет пробелов и ошибок;

- в тексте программы нет синтаксических ошибок (возможны одна-две различные неточности, описки, не являющиеся следствием незнания или непонимания учебного материала).

оценка «4» ставится, если:

- работа выполнена полностью, но обоснования шагов решения недостаточны (если умение обосновывать рассуждения не являлось специальным объектом проверки);

- допущена одна ошибка или два-три недочета в чертежах, выкладках, чертежах блок-схем или тексте программы.

оценка «3» ставится, если:

- допущены более одной ошибки или двух-трех недочетов в выкладках, чертежах блок-схем или программе, но учащийся владеет обязательными умениями по проверяемой теме.

оценка «2» ставится, если:

- допущены существенные ошибки, показавшие, что учащийся не владеет обязательными знаниями по данной теме в полной мере.

оценка «1» ставится, если:

- работа показала полное отсутствие у учащегося обязательных знаний и умений по проверяемой теме.


Самостоятельная работа на ПК оценивается следующим образом:

оценка «5» ставится, если:

- учащийся самостоятельно выполнил все этапы решения задач на ПК;

- работа выполнена полностью и получен верный ответ или иное требуемое представление результата работы;

оценка «4» ставится, если:

- работа выполнена полностью, но при выполнении обнаружилось недостаточное владение навыками работы с ПК в рамках поставленной задачи;

- правильно выполнена большая часть работы (свыше 85 %);

- работа выполнена полностью, но использованы наименее оптимальные подходы к решению поставленной задачи.

оценка «3» ставится, если:

- работа выполнена не полностью, допущено более трех ошибок, но учащийся владеет основными навыками работы на ПК, требуемыми для решения поставленной задачи.

оценка «2» ставится, если:

- допущены существенные ошибки, показавшие, что учащийся не владеет обязательными знаниями, умениями и навыками работы на ПК или значительная часть работы выполнена не самостоятельно.

оценка «1» ставится, если:

- работа показала полное отсутствие у учащихся обязательных знаний и навыков работы на ПК по проверяемой теме.


Тестовые работы оцениваются следующим образом:

Критерии оценивания тестов в соответствии с процентным соотношением выполненных работ

оценка «5» ставится, если:

- учащийся выполнил 90 – 100 % всей работы;

оценка «4» ставится, если:

- учащийся выполнил 70 - 89 % всей работы;

оценка «3» ставится, если:

- учащийся выполнил 50-69 % всей работы;

оценка «2» ставится, если:

- учащийся выполнил меньше 50 % всей работы;

оценка «1» ставится, если:

- учащийся выполнил меньше 20 % всей работы;



Учебно-методическое обеспечение
Литература для учителя:

1. Информатика и ИКТ: 10-11 классы: Профильный уровень: В 2 ч. Ч.1: 10 класс: Учебник для общеобразовательных учреждений / Фиошин М. Е., Рессин А. А., Юнусов С. М. – М.: Дрофа. 2009. – 256 с: ил.

2. Информатика и ИКТ: 10-11 классы: Профильный уровень: В 2 ч. Ч.2: 11 класс: Учебник для общеобразовательных учреждений / Фиошин М. Е., Рессин А. А., Юнусов С. М. – М.: Дрофа. 2009. – 272 с: ил.

3. CD-ROM к учебнику «Информатика и ИКТ: 10-11 классы: Профильный уровень: В 2 ч. Ч.1: 10 класс».

4. CD-ROM к учебнику «Информатика и ИКТ: 10-11 классы: Профильный уровень: В 2 ч. Ч.2: 11 класс».

5. Анеликова Л. А. Тесты. Информатика и ИКТ. 8—11 классы. Подготовка к ЕГЭ по информатике. Электронное пособие

6. Масленикова О. Н. Информатика. 10—11 классы. Углубленный уровень. Андресен Б., ван ден Бринк К. Мультимедиа в образовании. Информационные технологии в образовании.

7. Кузнецов А. А., Григорьев С. Г., Гриншкун В. В. Образовательные электронные издания и ресурсы.


Технические средства обучения.

1.Компьютерный класс: рабочее место преподавателя (стационарный ПК) и 10 рабочих мест учащихся;

2. Локальная вычислительная сеть с возможностью выхода в сеть Интернет.

3. Минимальная комплектация ПК периферийными устройствами, дополненная оснащением микрофоном, аудиоколонками (рабочее место преподавателя) или наушниками (рабочие места учащихся), веб-камерой.

4. Мультимедиа-проектор (потолочное крепление) в комплекте с экраном.

5. Сканер

6. Принтер.
Программные средства.

1. Операционная система Windows 7.

2. Антивирусная программа Антивирус Касперского 6.0

3. Программа-архиватор WinRar.

4. Интегрированное офисное приложение Мs Office 2007, 2010.

5. Пакет программ OpenOffice.org.

6. Система оптического распознавания текста АВВYY FineReader 8.0 Sprint.

7. Мультимедиа проигрыватель.



Интернет ресурсы

1. Виртуальный компьютерный музей http://www.computer-museum.ru

2. Информатика и информация: сайт для учителей информатики и учеников http://www.phis.org.ru/informatika/

3. Информатика и информационные технологии в образовании http://www.rusedu.info

4. Информатика: учебник Л.З. Шауцуковой http://book.kbsu.ru

5. Информатор: учебно-познавательный сайт по информационным технологиям http://school87.kubannet.ru/info/

6. История Интернета в России http://www.nethistory.ru

7. Компьютерные телекоммуникации: курс учителя информатики Н.С. Антонова http://distant.463.jscc.ru

8. Клякс@.net: Информатика в школе. Компьютер на уроках http://www.klyaksa.net

9. Персональный компьютер, или «Азбука PC» для начинающих http://www.orakul.spb.ru/azbuka.htm

10. Теоретический минимум по информатике http://teormin.ifmo.ru

11. Учебные модели компьютера, или «Популярно о работе компьютера» http://emc.km.ru

12. Энциклопедия компьютерной графики, мультимедиа и САПР http://niac.natm.ru/graphinfo

13. Энциклопедия персонального компьютера http://mega.km.ru/pc/

14. Олимпиады школьников по информатике в Санкт-Петербурге http://neerc.ifmo.ru/school/

15. Тесты по информатике и информационным технологиям http://www.junior.ru/wwwexam/



Календарно-тематическое планирование


№ урока

Тема урока

Элементы ОМС ООП

Дата проведения

Примечание

план

факт






Поделитесь с Вашими друзьями:
  1   2   3


База данных защищена авторским правом ©grazit.ru 2017
обратиться к администрации

    Главная страница