Программа составлена в соответствии с требованиями фгос впо по направлению подготовки 050100 «Педагогическое образование»



страница1/10
Дата16.09.2017
Размер1,76 Mb.
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   10
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«Алтайская государственная академия образования имени В.М. Шукшина»

(ФГБОУ ВПО «АГАО»)
Факультет истории и права

Кафедра всеобщей истории и права





ПРИНЯТО

Ученым советом


факультета истории и права

Протокол № 1

от «22» сентября 2011 г.


УТВЕРЖДАЮ
Первый проректор

___________ Т.М. Булгакова

«23» сентября 2011 г.



ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
Б3.В.ОД.11 НОВАЯ ИСТОРИЯ СТРАН АЗИИ И АФРИКИ
Направление подготовки 050100.62 Педагогическое образование
Профили подготовки История и право
Степень выпускника бакалавр
Форма обучения очная

Составитель:

к.ист.н., доцент кафедры всеобщей истории и права

_________________ Г.В. Скопинцева

Бийск 2011

Программа составлена в соответствии с требованиями ФГОС ВПО по направлению подготовки 050100 «Педагогическое образование» (утвержден 17 января 2011 г. №46) и учебного плана по направлению подготовки 050100 «Педагогическое образование» (профиль История и право), утвержденного Ученым советом ФГБОУ ВПО «АГАО» (от 10.05.2011, протокол № 8).


Распределение по семестрам



Номер семестра

Учебные занятия

Форма промежуточной аттестации (зачет, экзамен)

Общий объем

В том числе

Аудиторные

Самостоятельная работа

Консультации

Всего

Из них

Лекции

Практ.

Лабор.

5

144 (4 з.ед)

64

30

34

-

78

2

зачет

6

144(4 з.ед.)

40

20

20




77




экзамен






Курс Новая история стран Азии и Африки нацелен на изучение процесса политического и экономического закабаления Азиатских и Африканских государств и их насильственное включение в мировую экономическую систему. В курсе изучаются особенности становления японского капитализма и первые буржуазные революции в начале XX века в Китае, Иране, Турции. Курс Новой истории стран Азии и Африки выявляет особенности зарождения и развития капиталистических отношений в странах Востока в колониальный период. В курсе рассматриваются принципиальные отличия экономической и социальной структуры стран Востока от европейских государств, рассматривается процесс углубления кризиса колониальной системы в 20-е XX века, первые успехи и основные трудности национально-освободительного движения.
Программа обсуждена на заседании кафедры всеобщей истории и права
Протокол № 9 от «27» июня 2011 г.
Заведующий кафедрой _____________________Д.С. Орлов

Б3.В.ОД.11 НОВАЯ ИСТОРИЯ СТРАН АЗИИ И АФРИКИ


  1. Цели и задачи дисциплины - сформировать у студентов целостное представление об эпохе торгового и промышленного колониализма в странах Азии и Африки и особенностях экономики колониального стандарта в различных странах. При этом необходимо подготовить студентов к изучению новейшей истории. Дать представление об особенностях периода новой истории Востока по сравнению с предыдущими периодами и со странами Запада.

Задачи дисциплины:

- дать бакалаврам представление о теории модернизации и ее специфике на Востоке в колониальный период;

- привить бакалаврам навыки сравнительно-типологического анализа основ цивилизаций Запада и Востока;

- продемонстрировать на примере истории ряда стран Азии и Африки в новое время варианты синтеза западных и восточных традиций, прохождения модернизационных процессов в условиях колониализма.



Актуальность - возрастание роли изучение стран Востока (стран Азии и Африки) современном мире, влияние их политики на международное положение, обуславливают необходимость более углубленного изучения истории и культуры периода колониализма.

Задачи лекционных занятий: дать студентам общее представление о современном состоянии востоковедения, углубить знания событийной истории и развить способности структурировать информацию, полученную из разных источников, и делать на этом основании самостоятельные выводы и обобщения.

Задачи семинарских занятий: проконтролировать самостоятельную работу студентов с источниками, проверить понимание студентами содержания рекомендованной литературы. Основное предназначение семинара – овладение понятийно-терминологическим аппаратом исторической науки, свободное оперирование им, выработка навыков самостоятельного мышления и устного выступления.

2. Место дисциплины в структуре ООП ВПО: Дисциплина «Новая история стран Азии и Африки» относится к вариативной части профессионального цикла (Б3.В.ОД.11). История стран Востока (стран Азии и Африки) в новое время есть продолжение древней, средневековой истории этих стран. Она является составной частью блока общепрофессиональных дисциплин. Предметом изучения учебного курса Новая история стран Азии и Африки являются основные закономерности и особенности развития стран Востока в колониальный период. Периодизация истории стран Востока. Место стран Востока во всемирной истории. Период торгового колониализма. Особенности трансформации традиционной структуры в период создания колониального управления. Столкновение индуистско–буддийской, конфуцианской, исламской цивилизаций с натиском европейской цивилизации. Начало экспансии промышленного капитализма. Формирование экономики колониального стандарта: плантационное хозяйство и монокультуры. Роль иностранного капитала в процессе экономической трансформации азиатских и африканских государств. Особенности экономической модернизации в английских, французских и других колониях. Зарождение национально-освободительного движения и его социальная база. Формирование мелкой и средней национальной буржуазии и первых политических организаций. Основные достижения национально– освободительного движения. Появление политических партий в странах Африки Основные методы и формы борьбы за независимость в различных странах Востока. Всемирно-историческое значение эпохи колониализма.

Данный курс тесно связан с такими дисциплинами как: «Новая история стран Европы и Америки», «Источниковедение», «Мировая экономика».



Процесс изучения дисциплины направлен на формирование и развитие компетенций:

- способен к демонстрации знания основных положений и концепций в области истории и теории исторической науки, её методологии, имеет представление о современном состоянии и перспективах развития исторической науки (СК – 2).

- способен проводить под научным руководством исследования на основе существующих методик в конкретной узкой области исторической науки с формулировкой аргументированных заключений и выводов (СК-6);

- готов использовать принципы научного анализа при прогнозировании последствий социальных процессов (СК-7);

- готов соотносить собственные ценностно-ориентационные установки с исторически сложившимися мировоззренческими системами, религиозными и научными картинами мира (СК-8);

- готов к синтезу знаниевых, деятельностных и ценностных элементов профессиональной компетентности как основы деятельности учителя истории (СК-9).



3. Требования к результатам освоения дисциплины

В результате изучения дисциплины студент должен:



знать:

- основные эпохи и важнейшие события новой истории стран Азии и Африки;

- место и роль Востока во всемирном историческом процессе;

- основные комплексы источников по новой истории стран Азии и Африки;

- аспекты всех сторон исторического развития восточных зарубежных стран;

- особенности модернизационных процессов на Востоке периода колониализма; уметь:

- анализировать исторические события, явления и процессы в их темпоральной характеристике;

- использовать общенаучные принципы и методы познания при анализе конкретно-исторических проблем;

- использовать принципы научного анализа при прогнозировании последствий социальных процессов;

- соотносить собственные ценностно-ориентационные установки с исторически сложившимися мировоззренческими системами, религиозными и научными картинами мира

владеть:

- навыками синтеза знаниевых, деятельностных и ценностных элементов профессиональной компетентности как основы деятельности учителя истории;

- навыками сравнения и выделения закономерных и частных особенностей развития стран Азии и Африки, Европы и Америки;

- умениями и навыками комплексной работы с различными типами исторических источников.



4. ОБЪЕМ ДИСЦИПЛИНЫ И ВИДЫ УЧЕБНОЙ РАБОТЫ

Общая трудоемкость дисциплины составляет 3 зачетных единицы




Вид учебной работы

Всего часов

Семестры




5

6




Аудиторные занятия (всего)




106

64

40




В том числе:
















Лекции (Л)




50

30

20




Практические занятия (ПЗ)




54

34

20




Семинары (С)
















Лабораторные работы (ЛР)
















Самостоятельная работа студентов (СРС) (всего)




155

78

77




В том числе:
















Подготовка к коллоквиуму




44

24

24




Работа с первоисточниками




40

20

20




Подготовка к терминологическому диктанту




6

4

2




Подготовка к практическим занятиям
















Подготовка задач




6

6







Подготовка эссе или творческой работы




6

6







Вид промежуточной аттестации







зачет

экзамен




Общая трудоемкость (час)




288 (8 з.ед)

144(4 з.ед)

144 (4 з.ед.)





5.2. Разделы дисциплин и виды занятий


№ п/п

Наименование раздела дисциплины

Лекц.

Практ.

зан.


СРС

Интерактивные ф. (час.)

Всего




1

«Введение. Страны Азии и Африки в Новое время».

Тема 1. Восток как геополитическое явление. Общая характеристика Нового времени. Введение в предмет Новая история стран Азии и Африки. История изучения стран Востока в Европейской и Российской историографии. Проблема периодизации Азиатских и Африканских государств. Проблема «отставания» Востока или «опережения» Запада (историография вопроса). Политическая карта стран Востока к началу XVIII века. Восточная деспотия. Периоды колонизации стран Востока. Колониальные процессы в ХVIII—ХIХ веках.

(Лекция - проблемного характера) Презентация



4

4

28

2

36

2

Страны Востока в период торгового колониализма и после первой промышленной революции. Ближний Восток в конце XVIII – первой половине XIX века. Восточный вопрос. Реформы (низам-и джедид, танзимат) в Османской империи XVIII–XIX вв. Египетский, балканский, малоазиатский регионы. Сравнительный анализ развития. Иран в политике держав Запада XVIII – конец Х1Х в. Афганистан в Новое время. Китай в XVII – первой половине XIX века. Вторжение Запада в Китай. Опиумные войны в Китае. Движение тайпинов. Япония в Новое время. Эволюция сёгуната. Революция Мэйдзи и ее последствия во внутренней и внешней политике империи. Британская Индия. От великой империи Востока к «жемчужине британской короны». Юго-Восточная Азия в Новое время.

(Лекция проблемного характера).



26

30

50

18

124

3

Страны Востока на рубеже XIX – ХХ в.

Колониальная (торгово-промышленная и военно-финансовая) экспансия великих держав на Ближнем Востоке на рубеже XIX–XX вв. Младотурецкая революция. Иран в политике держав Запада XVIII – начала ХХ в. Реформы и революция в Иране в 1840е – 1910е гг. Афганистан в Новое время. Ихэтуаньское движение в Китае. Синьхайская революция. Сунь Ятсен и идеология гоминдана. Подъем национального самосознания в Индии начала ХХ в.



(Лекции проблемного характера).

22

26

64

18

130

4

Страны Азии и Африки накануне и во время Первой мировой войны. Завершение колониального раздела Африки. Вывоз капитала в колонии и зависимые страны. Вовлечение стран Азии и Африки в мировые экономические и военно-политические планы держав 1890е–1910е годы. Первая мировая война и страны афро-азиатского мира. Распад колониальных империй на Востоке. Новые формы освободительной борьбы в Азии и Африке на рубеже Нового и Новейшего времени. Насильственное втягивание зависимых стран в мировую войну. Страны Азии и Африки в войне: военные действия на их территориях, призыв огромных контингентов населения в сражающиеся армии метрополий, организация трудовых армий, приспособление экономики зависимых стран к военным нуждам держав. Участие Турции в Первой мировой войне на стороне германского блока. Нарушение нейтралитета Ирана обеими воюющими коалициями. Усиление империалистического гнета и рост демократического движения в Китае, Индии и других странах в годы войны. Арабские страны и страны Африки в годы Первой мировой войны. Социально-экономические последствия войны в странах Востока. (Лекция проблемного характера).



2

2

8

2

14







Зачетное занятие

тестирование




2

2




4




Восток – традиции и новации

по итогам практических занятий (в форме круглого стола). Круглый стол – дискуссия по проблемам диалога культур.



Технология критического мышления

(технология: дискуссия).





2

4

2

8




Подготовка эссе







4




4




ВСЕГО:

50

54

155




288 (8 з.ед)




В том числе в интерактивной форме

20

20







40


Поделитесь с Вашими друзьями:
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   10


База данных защищена авторским правом ©grazit.ru 2017
обратиться к администрации

    Главная страница