Программа учебного предмета "Окружающий мир" в 4 класс



страница1/6
Дата26.10.2016
Размер0,75 Mb.
  1   2   3   4   5   6
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение для детей дошкольного и младшего школьного возраста
г. Мурманска прогимназия № 51


Утверждаю


Приказ № _____ от ____________

Директор ___________



РАБОЧАЯ ПРОГРАММА



ОКРУЖАЮЩИЙ МИР

4 класс
Программа составлена учителем начальных классов Обсуждена и согласована Принята на заседании
МБОУ прогимназии № 51 на заседании МО учителей начальных классов педагогического совета

Сальникова Светлана Александровна Протокол № __от _____. Протокол № __ от _____.


Мурманск

2013 год

Пояснительная записка
Рабочая программа учебного предмета "Окружающий мир" в 4 классе разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования второго поколения (2009г.) Примерной программы по учебным предметам. Начальная школа (стандарты второго поколения), 2011г.

Авторской программы Н.Я.Дмитриевой "Окружающий мир" (Система Л.В.Занкова) 2012г.




1. Адресат

Программа адресована обучающимся начальных классов общеобразовательных учреждений, реализующих систему Л. В. Занкова. Учебный курс «Окружающий мир» адресован обучающимся 4-х классов четырёхлетней начальной школы

2. Специфика программы

Специфика предмета состоит в том, что он, имея ярко выраженный интегративный характер, соединяет в равной мере природоведческие, обществоведческие, исторические знания и даёт обучающемуся материал естественных и социально-гуманитарных наук, необходимый для целостного и системного видения мира в его важнейших взаимосвязях.

3.Общая характеристика учебного предмета.

Предмет естественно-научного цикла, создающий прочный фундамент для изучения значительной части предметов основной школы и для дальнейшего развития личности.

Цель: изучения курса «Окружающий мир» в начальной школе – формирование:

- целостной картины мира и осознания места в нем человека на основе единства рационально-научного познания и эмоционально ценностного осмысления ребенком личного опыта общения с людьми, обществом и природой; духовно-нравственное развитие и воспитание личности гражданина России в условиях культурного и конфессионального многообразия российского общества;

- фундамента экологической и культурологической грамотности и соответствующих компетентностей – умений проводить наблюдения в природе, ставить опыты, соблюдать правила поведения в мире природы и людей, правила здорового образа жизни;

- вектора культурно-ценностных ориентаций младшего школьника в соответствии с отечественными традициями духовности и нравственности.



4. Место учебного предмета в учебном плане.

В Федеральном базисном образовательном плане на изучение предмета «Окружающий мир» в каждом классе начальной школы отводится 2 часа в неделю, всего 270 часов.

5. Ценностные ориентиры содержания курса «Окружающий мир».

  • Природа как одна из важнейших основ здоровой и гармоничной жизни человека и общества.


  • Культура как процесс и результат человеческой жизнедеятельности во всем многообразии её форм.

  • Наука как часть культуры, отражающее человеческое стремление к истине, к познанию закономерностей окружающего мира природы и социума.

  • Искусство (живопись, архитектура, литература музыка и др.) как часть культуры, отражение духовного мира человека, один из способов познания человеком самого себя, природы и общества.

  • Человечество как многообразие народов, культур, религий.

  • Международное сотрудничество как основа мира на Земле.

  • Патриотизм как одно из проявлений духовной зрелости человека, выражающейся в любви к России, народу, малой родине, в осознанном желании служить Отечеству.

  • Социальная солидарность как признание свободы личной и национальной, обладание чувствами справедливости, милосердия, чести, достоинства по отношению к себе и другим людям.

  • Гражданственность как личная сопричастность идеям правового государства, гражданского общества, свободы совести и вероисповедания, национально-культурного многообразия России и мира.

  • Семья как основа духовно-нравственного развития и воспитания личности, залог преемственности культурно- ценностных традиций народов России от поколения к поколению и жизнеспособности российского общества.

  • Труд и творчество как отличительные черты духовно и нравственно развитой личности.

  • Традиционные российские религии и межконфессиональный диалог как основа духовно-нравственной консолидации российского общества.

  • Здоровый образ жизни в единстве составляющих: здоровье физическое, психическое, духовно- и социально-нравственное.

  • Нравственный выбор и ответственность человека в отношении к природе, историко-культурному наследию, к самому себе и окружающим людям.

6. Результаты изучения учебного предмета.

Личностные результаты:

- осознание себя жителем планеты Земля, чувство ответственности за сохранение её природы;

членом общества и государства; чувство любви в своей стране, выражающееся в интересе к её природе, сопричастности к её истории и культуре, в желании участвовать в делах и событиях современной российской жизни;

- осознание своей этнической и культурной принадлежности в контексте единого и целостного Отечества при всем разнообразии культур, национальностей, религий России;

-уважительное отношение к иному мнению, истории и культуре других народов России; к истории и культуре всех народов Земли на основе понимания и принятия базовых общечеловеческих ценностей;

- расширение сферы социально-нравственных представлений, включающих в себя освоение социальной роли ученика, понимание образования как личностной ценности;

-способность к адекватной самооценке с опорой на знание основных моральных норм, требующих для своего выполнения развития этических чувств, самостоятельности и личной ответственности за свои поступки в мире природы и социуме;

-установка на безопасный здоровый образ жизни, умение оказывать доврачебную помощь себе и окружающим; умение ориентироваться в мире профессий и мотивация к творческому труду.

Метапредметные результаты:

-способность регулировать собственную деятельность, в том числе учебную деятельность, направленную на познание (в сотрудничестве и самостоятельно) закономерностей мира природы, социальной действительности и внутренней жизни человека;

-умение осуществлять информационный поиск для выполнения учебных задач; соблюдать нормы информационной избирательности, этики и этикета;

- освоение правил и норм социокультурного взаимодействия со взрослыми и сверстниками в сообществах разного типа (класс, школа, семья, учреждения культуры в городе и др.);

-способность работать с моделями изучаемых объектов и явлений окружающего мира.

Предметные результаты:

-усвоение первоначальных сведений о сущности и особенностях объектов, процессов и явлений, характерных для природной и социальной действительности (в пределах изученного); -сформированность целостного, социально-ориентированного взгляда на окружающий мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий;

-владение базовым понятийным аппаратом (доступным для осознания младшим школьником) необходимым для получения дальнейшего образования в области естественно-научных и социально-гуманитарных дисциплин;

-умение наблюдать, фиксировать, исследовать (измерять, сравнивать, классифицировать, ставить опыты, получать информацию из семейных архивов, от окружающих людей, в открытом информационном пространстве) явления окружающего мира; выделять характерные особенности природных и социальных объектов; описывать и характеризовать факты и события культуры, истории общества в контексте базовых национальных духовных ценностей, идеалов, норм;

-владение навыками устанавливать и выявлять причинно-следственные связи в окружающем мире природы и социума;

-овладение основами экологической грамотности, элементарными правилами нравственного поведения в мире природы и людей, нормами здоровьесберегающего поведения в природной и социальной среде;

-понимание роли и значения родного края в природе и историко-культурном наследии России, в её современной жизни;

-понимание места своей семьи в прошлом и настоящем своего края, в истории и культуре России;

-понимание особой роли России в мировой истории и культуре, знание примеров национальных свершений, открытий, побед.


7. Содержание начального общего образования по учебному предмету.

Определены стандартом начального общего образования второго поколения и представлены в программе содержательными блоками «Человек и природа», «Человек и общество», «Правила безопасной жизни».


8. Материально – техническое обеспечение образовательного процесса.

Список литературы для учащихся, учебники.

  1. Дмитриева Н.Я., Казаков А.Н. Окружающий мир: учебник для 4 класса начальной школы: в 2 ч. / – Самара: Издательский дом «Фёдоров»: Издательство «Учебная литература», 2012.

  2. Дмитриева Н.Я., Казаков А.Н. Рабочая тетрадь к учебнику «Окружающий мир»:

4 класс/ – Самара: Издательский дом «Фёдоров»: Издательство «Учебная литература», 2012.

Методические пособия для учителя.

  1. Примерная основная образовательная программа образовательного учреждения. Начальная школа / сост. Е.С.Савинов. – 4-е изд., перераб. – М. Просвещение, 2013. – 223 с. - (Стандарты второго поколения).

  2. Программа начального общего образования. Система Л.В. Занкова / Сост. Н.В.Нечаева, С.В. Бухалова. - Самара: Издательский дом «Федоров», 2012. - 224с.

  3. Примерные программы по учебным предметам. Начальная школа (Окружающий мир). В 2ч. Ч. 1 - 5 изд. - М. : Просвещение, 2011.- 400с.- (Стандарты второго поколения).

  4. Дмитриева Н.Я., Казаков А.Н. Методические рекомендации для учителя к учебнику «Окружающий мир» : для 4 класса начальной школы: в 2 ч. / – Самара: Издательский дом «Фёдоров»: Издательство «Учебная литература», 2011.

  5. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе. От действия к мысли: пособие для учителя (А.Г. Асмолов, Г.В. Бурменская). М.: Просвещение, 2011 – 152 с. (Стандарты второго поколения.)

  6. Планируемые результаты начального общего образования (Л.Л. Алексеева, С.В. Анащенкова, М.З. Биболетова) – 3-е изд. - М.: Просвещение, 2011 – 120 с. (Стандарты второго поколения)

  7. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования: М. Просвещение, 2009. - 33ст.- (Стандарты второго поколения).

Печатные пособия.

Таблицы природоведческого и обществоведческого содержания в соответствии с программой обучения.

Плакаты по основным темам естествознания- магнитные или иные (природные сообщества леса, луга, болота, озера и т.д.)

Портреты выдающихся людей России (политических деятелей, военачальников, писателей, поэтов, композиторов и др).

Географические и исторические настенные карты. Атлас географических и исторических карт. Иллюстративные материалы (альбомы, комплекты открыток и др.)

Компьютерные и информационно-коммуникативные средства

Мультимедийные (цифровые) инструменты и образовательные ресурсы, соответствующие содержанию обучения, обучающие программы по предмету.



Технические средства обучения

Аудиторская доска с набором приспособлений для закрепления карт и таблиц.

Экспозиционный экран. Телевизор. Видеоплеер (видеомагнитофон). Аудиопроигрыватель. Персональный компьютер. Мультимедийный проектор.

Экранно-звуковые пособия.

Видеофильмы по предмету (в том числе в цифровой форме).

Аудиозаписи в соответствии с содержанием обучения (в том числе в цифровой форме).

Учебно-практическое и учебно-лабораторное оборудование.

Термометры для измерения температуры воздуха, воды.

Термометр медицинский. Лупа. Компас. Часы с синхронизированными стрелками.

Микроскоп (по возможности цифровой).

Лабораторное оборудование для проведения опытов и демонстраций в соответствии с содержанием обучения: для измерения веса (весы рычажные, весы пружинные, наборы разновесов и т.д.), изучения свойств звука (камертоны, наушники и т.д.), проведения наблюдений за погодой (флюгер, компас и т.д.), по экологии (фильтры, красители пищевые и т.д.), измерительные приборы (в том числе цифровые) и т.п.

Оборудование для уголка живой природы: аквариум, террариум, клетка для птиц, предметы ухода за растениями и животными.

Рельефные модели (равнина, холм, гора, овраг). Модель «Торс человека с внутренними органами». Модели светофоров, дорожных знаков, средств транспорта.

Муляжи овощей, фруктов, грибов (с учетом содержания обучения).

Макеты архитектурных сооружений, исторических памятников и т.п.

Натуральные объекты.

Коллекции полезных ископаемых. Коллекции плодов и семян растений.

Гербарии культурных и дикорастущих растений (с учетом содержания обучения).

Живые объекты (комнатные растения, животные).



Игры и игрушки.

Настольные развивающие игры по тематике предмета «Окружающий мир» (лото, игры-путешествия и пр). Наборы ролевых игр, игрушек и конструкторов по темам. Наборы карандашей, красок, альбомов для рисования.



Оборудование класса.

Ученические столы одно- и двухместные с комплектом стульев. Стол учительский с тумбой. Шкафы для хранения учебников, дидактических материалов, пособий и пр.

Настенные доски для вывешивания иллюстративного материала.

Подставки для книг, держатели для карт и т.д.




Поделитесь с Вашими друзьями:
  1   2   3   4   5   6


База данных защищена авторским правом ©grazit.ru 2017
обратиться к администрации

    Главная страница