Программа учебной практики архивная Направление подготовки 030600 история



Скачать 157,73 Kb.
Дата20.10.2016
Размер157,73 Kb.
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ

РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ФГБОУ ВПО «Саратовский государственный университет

имени Н.Г. Чернышевского»


Институт истории и международных отношений
«Утверждаю»

Проректор по учебно-методической работе

Саратовского государственного

университета им. Н.Г.Чернышевского,

доктор филологических наук, профессор

Е.Г. Елина

«_____»___________2014 г.
Программа учебной практики
архивная
Направление подготовки

030600 – история

Квалификация (степень) выпускника



Бакалавр
Форма обучения

заочная

Саратов


2014

1. Цели учебной практики.

Целями учебной архивной практики является знакомство студента с функциями архивов: экспертизой ценности документа, комплектованием, учетом и хранением документов, обеспечением сохранности документов, организационными формами использования документов, реставрацией документов.

Для достижения поставленной цели должны быть решены следующие задачи:

– познакомить студента с правилами работы в архивах;

– научить студента работе с архивными описями;

– научить студента работе с архивными с архивными делами;

– научить студента методике обработки архивных источников.
2. Форма учебной практики и способ ее проведения

Учебная архивная практика представляет собой изучение методики работы местных государственных или иных архивах с архивными описями, делами, составления выписок из них, а также написания на их основе (с привлечением данных из научной литературы) эссе. Итогом прохождения практики является отчет, отражающий усвоение студентом навыков извлечения информации их архивного дела и анализа архивного источника.


3. Место учебной практики в структуре ООП

Учебная архивная практика представляет базовую часть цикла ООП Б5 «Учебные и производственные практики» и базируется на учебную дисциплину «Архивоведение», относящуюся к ООП «Б.3 Профессиональный цикл. Вариативная часть» ФГОС-3. В указанной специальной исторической дисциплине рассматривались теоретические основы организации архивного дела в стране, его современное состояния, сеть архивов и их функции (экспертиза ценности документа, комплектование, учет и хранение документов, обеспечение сохранности документов, организационные формы использования документов, реставрация документов). Кроме того, к моменту прохождения практики студенты должны иметь представление о правилах работы с архивными описями, архивными делами и методикой обработки архивных источников. Учебная практика в сумме с полученными в ходе изучения данной дисциплины знаниями позволят студентам-историкам использовать методику обработки архивных материалов при написании выпускных квалификационных работ. В теоретическом плане учебная архивная практика дополняет такие дисциплины, как «Ведение в специальность», «История России», а также предваряют дисциплины: «Историческое краеведение и История Саратовского края», «Источниковедение».


4. Компетенции обучающегося, формируемые в результате прохождения учебной архивной практики.

В результате прохождения учебной архивной практики обучающийся должен приобрести следующие универсальные и профессиональные компетенции. Из них к (универсальным) общекультурным компетенциям (ОК) относятся:

– владение культурой мышления; способен к восприятию, анализу, обобщению информации, постановке цели и выбору путей ее достижения (ОК-1);

– способность логически верно, аргументировано и ясно строить устную и письменную речь (ОК-2);

– готовность к кооперации с коллегами, работе в коллективе (ОК-3);

– способность использовать нормативные правовые документы в своей деятельности (ОК-5);

– стремление к саморазвитию, повышению своей квалификации и мастерства (ОК-6);

– способность критически оценивать свои достоинства и недостатки, выбор путей и средств развития достоинств и устранения недостатков (ОК-7);

– осознание социальной значимости своей будущей профессии, и обретение высокой мотивации к занятию профессиональной деятельностью (ОК-8);

– использовать основные положения и методы социальных, гуманитарных наук при решении социальных и профессиональных задач (ОК-9);

– способность анализировать социально-значимые проблемы и процессы (ОК-10);

– готовность уважительно и бережно относиться к историческому наследию и культурным традициям (ОК-11);

– способность использовать навыки работы с информацией из различных источников для решения профессиональных и социальных задач (ОК-12);

– осознание сущность и значения информации в развитии современного общества (ОК-14).



б) профессиональными (ПК):

в научно-исследовательской деятельности:

– способность использовать в исторических исследованиях базовые знания в области всеобщей и отечественной истории (ПК-1), археологии и этнологии (ПК-2), источниковедения, специальных исторических дисциплин, историографии и методов исторического исследования (ПК-3), теории и методологии исторической науки (ПК-4);

– способность понимать движущие силы и закономерности исторического процесса, роль насилия и ненасилия в истории, место человека в историческом процессе, политической организации общества (ПК-5);

способность понимать, критически анализировать и использовать базовую историческую информацию (ПК-6);

– способность к критическому восприятию концепций различных историографических школ (ПК-7);

– способность к использованию специальных знаний, полученных в рамках профилизации или индивидуальной образовательной траектории (ПК-8);

– способность к работе в библиотеках, владение навыками поиска необходимой информации в электронных каталогах и в сетевых ресурсах (ПК-9);

– способность к составлению обзоров, аннотаций, рефератов и библиографии по тематике проводимых исследований (ПК-10).



В организационно-управленческой деятельности:

– способность к работе с базами данных и информационными системами (ПК-13);



в культурно-просветительской деятельности:

- способность к разработке информационного обепечения историко-культурных и историко-краеведческих аспектов в тематике деятельности организаций и учреждений культуры (ПК-14);



в экспертно-аналитической деятельности:

– способность к работе с информацией для обеспечения деятельности аналитических центров, общественных и государственных организаций СМИ (ПК-15).

Кроме того, в результате прохождения учебной практики студенты должны приобрести следующие практические навыки, умения:

Знать:

– методику экспертизы, учета и хранения документов, комплектования фондов, обработки архивных источников;

– правила работы в читальном зале, методику работы с архивными описью и делом;

Уметь:

– разбираться в структуре архива как учреждения;

– извлекать необходимую информацию для конкретного исследования из архивной описи и архивного дела

Владеть:

– основными приемами поиска нужной информации в архивах любого уровня;

– профессиональным подходом при написании исследований на основе архивных документов
5. Структура и содержание учебной практики.
Общая трудоемкость учебной практики составляет ____ зачетных единиц _______часов.


п/п


Разделы (этапы) практики

Виды учебной работы на практике, включая самостоятельную работу студентов и трудоемкость

(в часах)



Формы текущего контроля

1

Подготовительный этап







1.1

Информирование обучающихся о разделах практики, месте и сроках ее проведения, разъяснение правил оформления отчетной документации

1

Балльная оценка за посещение организационного собрания

1.2

Инструктаж по технике безопасности

1

Балльная оценка за посещение организационного собрания

2

Экспериментальный этап







2.1

Внешняя оценка описи.

2

Балльная оценка видов учебной работы на практике

2.2

Внешняя оценка архивного дела.

1

Балльная оценка видов учебной работы на практике

2.4

Работа с содержанием архивного дела.

2

Балльная оценка видов учебной работы на практике

2.5

Написание эссе (научной статьи).

1

Балльная оценка видов учебной работы на практике

3

Отчетный этап







3.1

Подготовка отчетов по практике

3

Прием зачета


Формы проведения учебной архивной практики.

Студенты знакомятся с местом проведения практики, коллективом, его руководством. В ходе практики студенты должны будут получить сведения о функциях различных специалистов, работающих в архиве.

В ходе практики студенты получают сведения об основных функциях архивов: экспертизой ценности документа, комплектованием, учетом и хранением документов, обеспечением сохранности документов, организационными формами использования документов, реставрацией документов.
Место и время проведения учебной архивной практики.

Местом проведения архивной практики является Государственный архив новейшей истории Саратовской области (г. Саратов, ул. Сакко и Ванцетти, дом 57). Студенты также имеют право пройти указанную практику по месту жительства или работы. Продолжительность практики две недели (две последние недели декабря).


Формы промежуточной аттестации (по итогам практики).

После окончания практики студенты работают над отчетом по практике, во введении к которому дается справка об архиве, где проходил студент практику, а затем по разделам дается анализ архивной описи (внешняя оценка описи, выявление структуры описи, определение тем исследования), архивного дела (внешняя оценка дела, определение содержания дела, составление выписок) и приводиться текст эссе, написанного на основе архивных и материалов и сведений из научной литературы. Отчет по практике оформляется по всем правилам студенческих учебных работ (контрольных и курсовых), включая титульный лист, содержание, разбивку на разделы, заключение, список использованной литературы, сноски. После приема отчетов студенты получают зачеты в период зимней сессии.


6. Образовательные технологии, используемые на учебной архивной практике.

Во время проведения учебной архивной практики используются следующие технологии: лекции, индивидуальное обучение приемам работы с архивными описями, архивными делами и методике обработки архивных источников. Предусматривается проведение самостоятельной работы студентов под контролем преподавателя на всех этапах исследовательских работ: составления выписок из описей, архивных дел и обработки получаемых данных. Осуществляется обучение правилам написания отчета по практике.



Адаптивные технологии. При наличии в среде обучающихся инвалидов и лиц с ограниченными возможностями для здоровья (с учетом их особенностей) применяются следующие адаптивные технологии:

− предоставление инвалидам по зрению или слабовидящим возможностей использовать пособия, выполненные шрифтом Брайля, крупноформатные наглядные материалы и аудиофайлы;

− сопровождение устной речи демонстрационным и иллюстративным материалом для лиц с ограниченными возможностями по по слуху;

− создание условий для организации коллективных занятий в студенческих группах, где бы лицам с ограниченными возможностями по здоровью оказывалась необходимая помощь в получении необходимой информации;

− проведение индивидуальных коррекционных консультаций для инвалидов и лиц с ограниченными возможностями по здоровью
7. Учебно-методическое обеспечение самостоятельной работы студентов на учебной архивной практике.

Контрольные задания:



  1. Дать внешнюю оценку описи (номер фонда, название фонда, номер описи, крайние даты описи)

  2. Составить три темы научных работ (статей) и подкрепить их тремя разными по названию делами из оцениваемой описи.

  3. Дать внешнюю оценку архивного дела (номер фонда, номер описи, название фонда, крайние даты дела).

  4. Составить три вида выписок из архивных документов: цитата, пересказ и комбинированная (смешанная) выписка.

  5. Дать оценку содержания архивного дела (какого рода документы подшиты в деле, количество листов, сохранность документов (механические повреждения, повреждения от огня, воды и т.д.)¸ качество и формат бумаги, машинописный текст или рукописный).

  6. Изучить и сделать выписки из исследовательской литературы по теме эссе.

  7. Написать эссе, используя для этого выписки из исследований (должно быть не менее трех сносок) и из архивных документов (должно быть не менее трех сносок). Общий объем эссе не менее шести листов.


8. Данные для учета успеваемости студентов в БАРС
Таблица 1.1 Таблица максимальных баллов по видам учебной деятельности.

1

2

3

4

5

6

7

8

9

Семестр

Лекции

Лабораторные занятия

Практические занятия

Самостоятельная работа

Автоматизированное тестирование

Другие виды учебной деятельности

Промежуточная аттестация

Итого

4

6

0

0

0

0

0

0

6

5

0

0

0

70

0

0

24

90

Итого

6

0

0

70

0

0

24

100


Программа оценивания учебной деятельности студента
4 семестр
Лекции

Посещение организационного собрания – от 0 до 6 баллов.
Лабораторные занятия

Не предусмотрены


Практические занятия

Не предусмотрены


Самостоятельная работа

Не предусмотрена


Автоматизированное тестирование

Не предусмотрено


Другие виды учебной деятельности

Не предусмотрены


Промежуточная аттестация

Не предусмотрена


Таким образом, максимально возможная сумма баллов за все виды учебной деятельности студента за 4 семестр по учебной архивной практике составляет 6 баллов.
5 семестр
Лекции

Не предусмотрены


Лабораторные занятия

Не предусмотрены


Практические занятия

Не предусмотрены


Самостоятельная работа

Работа студента с архивной описью и делом оценивается по 20 баллов соответственно, а написание эссе оценивается в 30 баллов.


Не предусмотрено
Другие виды учебной деятельности

Не предусмотрены


Промежуточная аттестация – сдача зачета (максимальное количество баллов – 24). Оценивается правильность и грамотность оформления отчета. Каждый из трех разделов отчета (работа с архивной описью, работа с архивным делом и эссе) оцениваются по 8 баллов.

Ответ на «не зачтено» оценивается от 0 до 12 баллов

Ответ на «зачтено» оценивается от 13 до 24 баллов
Таким образом, максимально возможная сумма баллов за все виды учебной деятельности студента за четвертый и пятый семестр по учебной архивной практике составляет 100 баллов.
Таблица 2.1 Таблица пересчета полученной студентом суммы баллов по учебной архивной практике в оценку (зачет):


50 баллов и более

«зачтено» (при недифференцированной оценке)

меньше 50 баллов

«не зачтено»


9. Учебно-методическое и информационное обеспечение учебной архивной практики.
а) основная литература:

Сиренов А. В., Твердюкова Е. Д., Филюшкин А. И. Источниковедение. Учебник для академического бакалариата. М.: Изд-во Юрайт, 2015.
б) дополнительная литература:

Алексеева Е. В., Афанасьева Л. П., Бурова Е. М. Архивоведение. М., 2007.

Голиков А. Г. Архивоведение отечественной истории : учеб. пособие для студентов вузов. М., 2008.

Гущихина Л. С. От Малыковки до Вольска. Конец XVII – начало XIX вв. Научно-популярный сборник архивных документов. Саратов, 2008.

Земли родной минувшая судьба. Саратовская ученая архивная комиссия и документальное наследие края. Саратов, 2007.



Канавина Н. В. Архивоведение. Саратов, 2007.

Основные правила работы архивов Российской Федерации. М., 2002.

Очерки истории Саратовского Поволжья (1917–1941). Т. 3.Ч. 1.Саратов, 2006.

Путеводитель по фондам Государственного архива Саратовской области периода до 1917 г. Саратов, 2009.

Сборник законодательных и нормативных актов об архивном деле. М., 2002.

Тельчаров А. Д. Архивоведение. Конспект лекций. М., 2004.

Федеральный закон об архивном деле в Российской Федерации от 22 октября 2004 г. М., 2005.

Чаннов С. Е. Информационное право России: Учебник для вузов. М., 2004.

Энциклопедия Саратовского края (в очерках, фактах, событиях, лицах). Саратов, 2011.


в) программное обеспечение и Интернет-ресурсы:

Лицензионное программное обеспечение:

  • Microsoft Windows 7, 8 Pro

  • Microsoft Office 7, 10, 13 Plus

  • WinRar

  • Adobe Acrobat Reader X

  • Google Chrome

  • Abby Fine Reader

Профессиональное программное обеспечение:

www.aport.ru «Апорт»,

list.mail.ru «Лист.ру».

www.weblist.ru «Веблист»

www.susanin.net «Иван Сусанин»

www.ulitka.ru Улитка

http://library.sgu.ru/ Зональная научная библиотека Саратовского государственного университета.



http://www. elibrary.ru.

http://www.shpl.ru/ Государственная публичная историческая библиотека России

http://midday.narod.ru/library.html цифровая историческая библиотека

http://www.edic.ru/history Исторический словарь

http://www.bse.studentport.ru Большая советская энциклопедия

http://sciedu.city.ru Каталог «Наука и образование России»

http://www.crispinius.com/nfh2/zeitschriften/hjg-start.html путеводитель по историческим журналам (The History Journals Guide) Стефана Блашка.

http://saratov.rusarchives.ru/cdniso.html описи архивных фондов Государственного архива новейшей истории Саратовской области

http://saratov.rusarchives.ru/gaso.html описи архивных фондов Государственного архива Саратовской области

http://www.rusarchives.ru портал архивы России. Федеральное архивное агентство (Росархив)
10. Материально-техническое обеспечение учебной архивной практики.

  • ноутбук;

  • мультимедийный проектор;

  • интерактивная доска;

  • интернет.

Автор к.и.н., доцент Гуменюк А.А.


Программа составлена в соответствии с требованиями ФГОС ВПО по направлению и профилю подготовки 030600 история и актуализирована согласно ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (2012 г.).
Программа одобрена на заседании кафедры историографии, региональной истории и археологии 3 декабря 2011 г., протокол № 5 и актуализирована 23 сентября 2014 г., протокол № 2
Зав. кафедрой историографии,

региональной истории и археологии В.Н. Данилов


Директор ИИиМО Т.В. Черевичко

Поделитесь с Вашими друзьями:


База данных защищена авторским правом ©grazit.ru 2017
обратиться к администрации

    Главная страница