Программа внеурочной деятельности учащихся начальной школы «Твоя Вселенная»



Скачать 207,5 Kb.
Дата25.10.2016
Размер207,5 Kb.
Рабочая программа

внеурочной деятельности учащихся начальной школы

«Твоя Вселенная»

2013-2014 учебный год

Тематическая образовательная программа естественнонаучного направления


Возрастной состав обучающихся - 7 -10 лет
Продолжительность процесса 4 года
Составитель Смагина Галина Ивановна – учитель физики
1. Пояснительная записка

Рабочая программа внеурочной деятельности учащихся начальной школы «Твоя Вселенная» разработана на основе программы факультативного курса для учащихся начальной школы Е.П. Левитана «Твоя Вселенная».



Первый год обучения «Твое Солнышко» – 33 часа (1 час в неделю)
Второй год обучения «Твоя Луна» - 68 часов (2 часа в неделю)
Третий год обучения «Звездное небо над тобой» - 68 часов (2 часа в неделю)
Четвертый год обучения «Большая семья твоего Солнца» - 68 часов (2 часа в неделю)
Ушедший ХХ век, который был так богат научными открытиями в области космонавтики, по праву считается веком космоса, так как именно с ним связано начало космической эры человечества. Человек, впервые за всю свою историю существования, посмотрел на свой родной дом – Землю - со стороны и понял, как она мала и как велика Вселенная.
Сегодня человечество активно изучает Солнечную систему с помощью гигантских телескопов, космических обсерваторий и межпланетных станций. Благодаря научным открытиям человеческое сознание проникло в глубины Вселенной.

Актуальность программы заключается в том, что она:

  • расчитана для детей, проявляющих большой интерес к астрономии и космонавтике и значительно дополнит и углубит их знания и представления о наблюдаемых явлениях и о мире небесных тел.

  • ориентирована на развитие мышления детей, их воображения, творческой активности, наблюдательности и любознательности;

  • вносит вклад в экологическое и нравственное воспитание детей, формирует убежденность в необходимости заботы о сохранении уникальной природы Земли;

  • перспективна в плане эстетического воспитания, так как изучение астрономии открывает ребенку «мир красоты и красоту мира», дает простор радостному, эмоционально – образному восприятию мира, взаимосвязи и гармонии в нем;

  • способствует правильному представлению детей об уфологии и астрологии (у детей будет складываться собственное мнение по поводу обоснованности и серьезности повседневных предсказаний астрологов) и созданию фундамента космического мышления, широта горизонтов которого необходима поколению, готовящему себя к жизни и работе в ХХ1 веке.

Цель программы: формирование у учащихся, на основе изучения астрономии и навыков познавательной деятельности, целостного представления об окружающем мире, о Вселенной.
Задачи:

Обучающие:

  • формировать основы естественнонаучного мировоззрения, целостного представления о строении Вселенной и месте в ней человека.

  • обучить основным навыкам наблюдений небесных объектов.

  • формировать умение учиться, навыкам самообразования.

Развивающие:

  • развивать познавательную активность.

  • способствовать развитию чувства сопричастности к космосу.

  • развивать способность инициировать и осуществлять сотрудничество с учителем и сверстниками, договариваться и приходить к общему решению в совместной работе.

Воспитательные:

  • воспитывать качества, необходимые в научно-исследовательской работе: наблюдательность, аккуратность, сосредоточенность, усидчивость.

  • воспитывать эмоционально-эстетические чувства при изучении космоса.

  • способствовать созданию дружного коллектива учащихся, педагога и родителей.


Предполагаемый результат:

У учащихся сформируются основы естественнонаучного мировоззрения, целостное представление о строении Вселенной и месте в ней человека. 


В программе реализуются современные образовательные технологии, которые отражены в принципах обучения (индивидуальности, доступности, преемственности, результативности); формах и методах обучения (активные методы обучения, экскурсии и т.д.); методах контроля и управления образовательным процессом (анализ результатов деятельности детей); средствах обучения (компьютерные технологии).
Использование современных педагогических технологий с привлечением компьютерных средств, игровых методик позволяют сместить акцент с традиционного преподавания на всестороннее развитие личности ребенка, участвующего в образовательном процессе.

Подведение итогов осуществляется в конце каждого занятия, после изучения раздела, в конце года (итоговое).



Формы подведения итогов:

  • устное обобщение темы в конце занятия,

  • зарисовка результатов наблюдений.

































2. Учебно-тематический план

«Твое Солнышко» 1 класс 33 часа

п/п

Название темы

Кол-во

часов

теория

практика

1

Каким ты видишь Солнышко

10

8

2

2

Какое оно, твое Солнышко

8

8




3

Как Солнышко уже сейчас помогает людям и чему его будешь учить ты

8

5

3

4

Солнце необходимо всему живоиу на Земле

7

7







Всего:

33

28

5

«Твоя Луна» 2 класс 68 часов

1

Какой ты видишь Луну

23

22

1

2

Какая она, твоя Луна

23

22

1

3

Космические полеты к Луне

22

22







Всего:

68

66

2

«Звездное небо над тобой» 3 класс 68 часов

1

Звезды, которые всегда над тобой

14

11

3

2

Созвездия нашего осеннего неба

14

13

1

3

Созвездия нашего зимнего неба

14

14

-

4

Созвездия нашего весеннего неба

12

11

1

5

Звезды – далекие Солнца

8

8

-

6

Подвижная карта звездного неба (ПКЗН)

6

1

5




Всего:

68

58

10

«Большая семья твоего Солнца» 4 класс 68 часов

1

Что входит в семью Солнца

18







2

Планеты и их спутники

30







3

Астероиды – планеты крошки

6







4

Хвостатые светила - кометы

8







5

Астрономия и астрология

6










Всего:

68







3. Содержание программы.

ПЕРВЫЙ ГОД ОБУЧЕНИЯ (33ч, 1 ч неделю) «ТВОЕ СОЛНЫШКО»

    1. Каким ты видишь Солнышко (10 ч)

Солнышко – один из источников радости ребенка. Что означает слово «Солнышко». Астрономический знак Солнца. Предосторожности, необходимые при наблюдении Солнца ( применение темных светофильтров, наблюдая сквозь легкую облачность или на небольшой высоте над горизонтом) Вид Солнца ( форма, цвет, размеры). Элементарное представление о горизонте. Положение Солнца относительно выбранных предметов и горизонта. Движение Солнца по небу осенью, зимой, весной и летом. Что можно узнать о Солнце из отрывного (перекидного) календаря. Как древние объясняли видимое движение Солнца по небу. Действительно ли Солнце движется так, как это нам кажется. Первоначальное представление о Земле как небесном теле. Глобус- крошечная модель Земли. Народные примеры, связанные с видом Солнца.

    1. Какое оно твое, твое Солнышко (8 ч)

Что думали древние о природе Солнца. Солнце очень далеко от нас (продолжительность воображаемого путешествия на реактивном самолете и космической ракете; время, которое требуется лучикам света, чтобы домчаться к нам от Солнца). Солнце- очень большой и тяжелый шар (даже по сравнению с нашим земным шаром с находящимися на нем городами и странами, морями и океанами, лесами, горами, пустынями). Солнце очень горячее, и оно давно светит и греет. Солнце еще долго будет таким, каким ребенок его видит сегодня.

    1. Как Солнышко уже сейчас помогает людям и чему его будешь учить ты (8 ч)

Солнце поможет ребенку не заблудиться на прогулке. По расположению Солнца младший школьник сумеет определить время. Люди уже научили Солнце помогать им в сельском хозяйстве (парники, теплицы, оранжереи, сушилки), в быту ( душевые), технике (плавка металлов), в космических полетах (солнечные батареи). Солнце способно принести еще много пользы людям, не загрязняя при этом земную природу.

    1. Солнце необходимо всему живому на Земле (7 ч)

Поклонение Солнцу в древности. Солнце –необходимый людям , животным и растениям источник тепла и света. Полезный и вредный для ребенка загар. Что было бы, если бы Солнце вдруг исчезло. Миф об Икаре. Можно ли на самом деле долететь до Солнца и нужно ли лететь на Солнце. Солнце- небесное тело. Понятие об астрономии как науке, изучающей небесные тела. Как же астрономы исследуют Солнце. Только ли астрономы интересуются Солнцем. Могут ли астрономы предсказывать погоду. Зачем специально для наблюдений Солнца запускают космические аппараты.

ВТОРОЙ ГОД ОБУЧЕНИЯ (68 ч, 2 ч в неделю) «ТВОЯ ЛУНА»

    1. Какой ты видишь Луну (23ч)

Луна- твое любимое вечернее светило. Что означает слово «Луна». Астрономический знак Луны. Мифы о Солнце и Луне. Вид Луны (форма, цвет размеры). Изменение вида Луны (от узкого серпика до диска). Луна и месяц. Что можно узнать о Луне из отрывного (перекидного) календаря. Что видно на Луне невооруженным глазом. Что видно на Луне в бинокль. Можно ли ориентироваться по Луне. Как отличить «молодую» Луну от «старой». Народные приметы, связанные с видом Луны.

    1. Какая она, твоя Луна (23ч)

Мифы о природе Луны. Что дальше от нас: Луна или Солнце. Длительность космического полета к Луне. Что больше: Луна или Солнце. Сравнение видимых и действительных размеров Солнца и Луны. Непривычный для нас мир Луны (отсутствие воды, воздуха, необычные лунные пейзажи.) Холодно или жарко на Луне. Своим ли светом светит Луна. Можно ли жить на Луне. Что было бы, если бы Луны не было. Земля на небе Луны. Земля- Спутник Солнца, Луна-спутник Земли. Сравнительные размеры Земли и Луны. Всю ли Луну можно увидеть с Земли. Почему с Земли видна лишь одна сторона Луны. Луна, как и Солнце, и Земля, - небесное тело. Почему бывают затмения Солнца и Луны.

    1. Космические полеты к Луне (22 ч)

Полеты к Луне – давняя мечта людей. Первые полеты в космос и первые полеты к Луне. Какими людьми были К.Э. Циолковский, С.П. Королев, Ю.А. Гагарин. Как удалось увидеть обратную сторону Луны. Первые мягкие посадки на Луну. Полеты на Луну американских астронавтов. Зачем нужны полеты на Луну. Не мог ли кто-нибудь до землян побывать на Луне. Будут ли еще люди летать на Луну. Что предстоит делать на Дуне будущим космонавтам и астронавтам.

ТРЕТИЙ ГОД ОБУЧЕНИЯ (68ч,2 ч в неделю) «ЗВЕЗДНОЕ НЕБО НАД ТОБОЙ»

  1. Звезды, которые всегда над тобой (14ч)

Миф о Ночи, Луне, Заре и Солнце. Красота в величие звездного неба. Звездное небо в произведениях поэтов и писателей, ученых и философов. При каких условиях можно увидеть самое красивое звездное небо. Много ли на нашем небе ярких звезд, можно ли их увидеть сразу все вместе. Понятие о созвездиях. Наскальные изображения созвездий. Большая медведица- одно из древнейших созвездий. Ковш Большой Медведицы. Геометрическое и возможные смысловые изображения созвездия Большой Медведицы (фигуры Рея и др.) . Мицар и Алькор. Как найти Полярную звезду - самую яркую звезду Малой Медведицы. Миф о Каллисто. Ориентировка по Полярной звезде. Вращение ковша Большой Медведицы вокруг Полярной звезды. Приближенное определение времени по положению ковша Большой Медведицы относительно горизонта. Большая Медведица и Малая Медведица – незаходящие созвездия (они видны в любое время года на нашем небе). Кассиопея и Цефей –примеры еще двух незаходящих у нас созвездий. Как найти на небе эти созвездия. Что означают названия этих созвездий. Геометрические и возможные смысловые изображения Кассиопея и Цефея. Большая Медведица, Малая Медведица, Кассиопея и Цефей в «Звездном атласе» Яна Гевелия. Пословицы и поговорки о звездах. Народные приметы, связанные со звездами.

  1. Созвездия нашего осеннего неба (14ч)

«Летне-осенний треугольник», образованный звездами Вега, Денеб и Альтаир. Созвездия , которым принадлежат эти звезды, - Лира, Лебедь, Орел. Что означают имена звезд «летне - осеннего треугольника». Мифы, связанные с названиями Лиры, Лебедь и Орла. Геометрические и возможные смысловые изображения созвездий Лиры, Лебедя и Орла. Созвездия Пегаса и Андромеды. Как отыскать на небе эти созвездия. Что означают названия этих созвездий. Геометрические и смысловые изображения созвездий Пегаса и Андромеды. Созвездие Персея. Мифы о подвигах Персея. Миф, связывающий Кассиопею, Цефея, Андромеду и Персея. Геометрические и смысловые изображения созвездия Персея. Созвездия Лиры, Лебедя, Орла, Андромеды, Пегаса и Персея в «Звездном атласе» Яна Гевелия.

  1. Созвездия нашего зимнего неба (14ч)

Созвездие Ориона – главное украшение нашего зимнего неба. Бетельгейзе и Ригель – самые яркие звезды Ориона. Пояс Ориона- отличительная особенность этого созвездия. Происхождение названия созвездия (мифы об Орионе). Геометрическое и возможные смысловые изображения созвездия Ориона. Созвездия, окружающие Орион, -Телец, Большой Пес, Малый Пес, Возничий и Близнецы. Как найти самые яркие звезды этих созвездий (Альдебаран, Сириус, Процион, Капеллу, Кастор и Поллукс). Мифы, связанные с названиями созвездий, окружающих Орион. Плеяды- звездные скопления в Тельце. Что означают имена ярких звезд нашего зимнего неба. « Зимний треугольник» , образованный звездами Сириус, Бетельгейзе и Процион. Геометрические и возможные смысловые изображения созвездий Тельца, Большого Пса, Малого Пса, Возничего и Близнецов. Изображения наших зимних созвездий в « Звездном атласе» Яна Гевелия. Понятие о зодиакальных созвездиях. Телец и Близнецы – примеры зодиакальных созвездий.

  1. Созвездия нашего весеннего неба (12ч)

Зодиакальное созвездие Льва с яркой звездой Регул. Как найти на небе это созвездие. Мифы, связанные с названием созвездия Льва. Что означает имя главной звезды. Геометрическое и возможные смысловые изображения созвездия Льва. Созвездие Волопаса с яркой звездой Артур. Как найти на небе это созвездие. Мифы, связанные с названием созвездия и его яркой звезды. Геометрическое и возможные смысловые изображения созвездия Волопаса. Зодиакальное созвездие Девы с яркой звездой Спикой. Как найти Спику на небе. Происхождение названия созвездия и его главной звезды. « Весенний треугольник» , образованный звездами Арктур, Регул и Спика. Изображения созвездий Волопаса, Льва и Девы в «Звездном атласе» Яна Гевелия.

  1. Звезды – далекие солнца (8 ч)

Можно ли долететь до какого-нибудь созвездия. Можно ли долететь до какой – нибудь звезды. Сириус, Процион, Альтаир- примеры близких звезд. Сколько лет мчатся к нам лучи света от этих звезд. Понятие о световом годе. Можно ли долететь до самых близких звезд на современных космических ракетах. Существует ли небо неподвижных звезд». Размеры звезд по сравнению с нашим Солнцем. Самые большие и самые маленькие звезды. Звезды, как и Солнце, самосветящиеся небесные тела. Самые горячие и самые холодные звезды из тех , с которыми уже знакомы дети. Можно ли жить на звездах. Что было бы , если бы звезд не было. Все ли звезды мы видим. Что такое Млечный Путь. Могут ли звезды влиять на людей или, например, на погоду. Что, кроме звезд, можно увидеть на звездном небе.

  1. Подвижная карта звездного неба (ПКЗН) (6ч)

Ознакомление с созвездиями, изображенными на карте. Выделение на карте знакомых детям звездных треугольников. Рассмотрение фигур новых для детей созвездий. Устройство и способ монтировки ПКЗН. Определение по подвижной карте звездного неба, какие созвездия и в какой части неба видны в данное время в данном месте наблюдения. Вид осеннего, зимнего, весеннего и летнего неба на звездной карте. Зодиакальные созвездия на звездной карте. Определение положения Солнца в зодиакальных созвездиях в данный день. Созвездия , через которые проходит Млечный Путь.

ЧЕТВЕРТЫЙ ГОД ОБУЧЕНИЯ (68ч,2ч в неделю)

«БОЛЬШАЯ СЕМЬЯ ТВОЕГО СОЛНЦА»

  1. Что входит в семью Солнца (18ч)

Общий обзор строения Солнечной системы и входящих в нее небесных тел (Солнце, планеты со спутниками, астероиды, кометы). Понятие об астрономической единице. Относительные расстояния планет от Солнца. Простирается ли Солнечная система за орбиту Плутона. Существует ли планеты, находящиеся от Солнца ближе, чем Меркурий, и дальше, чем Плутон. Основные особенности Солнечной системы (расположение планет примерно в одной плоскости; движения планет вокруг Солнца в том же направлении, в котором Солнце вращается вокруг своей оси). Какие из небесных тел Солнечной системы можно увидеть на небе невооруженным глазом. Как выглядят на небе планеты; сходство и отличее их вида (невооруженным глазом и в бинокль) от звезд. Что означает слово « планета». Какие небесные тела считались в древности планетами и почему. Понятие о гелиоцентрической системе мира Николая Коперника. Когда была открыта планета Земля. Какое место занимала Земля в системах мира, предшествовавших гелиоцентрической.

  1. Планеты и их спутники (30ч)

Планета Земля. Происхождение названия. Астрономический знак. Место Земли в Солнечной системе. Основные движения Земли – обращение вокруг Солнца и вращение вокруг оси. Астрономические явления, которые представляют собой следствие этих движений Земли (суточное вращение небосвода, годовое движение Солнца на фоне зодиакальных созвестий). Причины смены дня и ночи и времен года. Какие науки изучают поверхность Земли, ее недра, водную и воздушную оболочки. Географический глобус и географические карты. Уникальность природы Земли, существующие на ней условия для жизни людей, животных и растений. Полеты в космос с целью исследования Земли. Искусственные спутники Земли, предназначенные для изучения земной поверхности и оказания помощи сельскому хозяйству, предсказания погоды, развития средств связи, исследования влияния невесомости на организм человека. Земля и Луна – «двойная планета». Уникальность нашей Луны ( соотношение размеров и масс Земли и Луны.) Правильно ли Луну иногда называют планетой Глобус и карта Луны. Луна и планеты земной группы (Меркурий, Венера, Земля, Марс).

Меркурий. Происхождение названия. Астрономический знак. Расстояние от Солнца и период обращения. Размеры по сравнению с Землей. Как Меркурий вращается вокруг своей оси, как происходит на нем смена дня и ночи. Каковы особенности суточного движения Солнца на небе этой планеты. Отсутствие спутников. Мир этой планеты (ее поверхность, отсутствие атмосферы, колебания температуры в течение суток, отсутствие воды). Карта поверхности Меркурия. Космические полеты к Меркурию.

Венера. Происхождение названия. Астрономический знак. Расстояние от Солнца. Обращение вокруг Солнца и особенность вращения вокруг оси. Отсутствие спутников. Размеры. Мир Венеры (ее атмосфера, поверхность, температура). Карта поверхности Венеры. Космические полеты к Венере. Небо Венеры. Можно ли заниматься астрономией на Венере. Что было бы, если бы атмосфера Земли была бы такая же непрозрачная, как атмосфера Венеры.

Марс. Происхождение названия. Астрономический знак. Расстояние от Солнца. Основные движения. Природа Марса по сравнению с природой Земли, Луны, Меркурия и Венеры. Карта Марса. Можно ли жить на Марсе. Как были открыты «каналы» на Марсе и подтвердилось ли их существование. Фобос и Деймос – спутники Марса. Происхождение их названий. Что представляют собой эти небесные тела, как выяснилось, что они не были когда –то построены марсианами. Космические полеты к Марсу и его спутники.

Юпитер- самая большая планета Солнечной системы. Происхождение названия. Астрономический знак. Расстояние от Солнца. Обращение и вращение Юпитера по сравнению с Солнцем и Землей. Вид в бинокль. Вид в телескоп. Природа Юпитера (отсутствие твердой поверхности, явления в атмосфере, температура). Система спутников Юпитера. Происхождение их названий. Галилеевы спутники. Космические полеты к Юпитеру и его спутникам.

Другие планеты-гиганты – Сатурн, Уран, Нептун. Происхождение их названий. Астрономические знаки. Сатурн, его сходство с Юпитером, система спутников и кольца. Происхождение названий спутников. Вид Сатурна и его колец в бинокль, телескоп и на фотографиях, полученных с близкого расстояния. Космические полеты к Сатурну и его спутникам.



Уран и его спутники. Как была открыта эта планета, как были открыты ее спутники. Происхождение названия планеты и ее астрономический знак . Особенность вращения вокруг оси. Система спутников и происхождение их названий. Космические полеты к Урану и его спутникам.

Нептун и его спутники. Как была открыта эта планета и её спутники. Происхождение названия планеты и её спутников. Астрономический знак Нептуна. Космические полеты к Нептуну и его спутникам.

Плутон- самая далекая и самая маленькая планета Солнечной системы. История открытия планеты и её спутников. Происхождение названия. Астрономический знак. «Плутон – Харон» - еще одна « двойная планета»

Данные о видимости планет, содержащиеся в открытом календаре и в школьном астрономическом календаре.



  1. Астероиды – планеты крошки (6ч)

Что означает слово « астероид». Как открываются астеройды. Расмеры астероидов. Пояс астероидов. Происхождение названий астероидов. Гаспра- первый астероид, сфотографированный с близкого расстояния. Сближения некоторых астероидов с Землей. Опасно ли для Земли сближение с астероидами.

  1. Хвостатые светила - кометы (8ч).

Что означает слово «комета». Как относились к кометам в древности. Строение комет, их размеры ,орбиты. Как открывают кометы и дают им названия. Комета Галелея ( история открытия, многократные возвращения к Солнцу и Земле, результаты исследования с близкого расстояния в 1986 г.) Какой интерес представляют исследования комет. Может ли комета столкнуться с Землей. Столкновение кометы с Юпитером в 1994 году. Кометы, которые можно было наблюдать на небе в последние годы. Недолговечность комет. «Падающие звезды» - метеоры. Кометы и метеорные потоки. Яркие метеоры – болиды. Метеориты и их возможная связь с астероидами и ядрами комет. Как находят метеориты и дают им названия.

  1. Астрономия и астрология (6ч)

Когда и как зародилась астрономия. Что означает слово «астрономия». Чем занимаются современные астрономы. Что такое астрология. Что означает слово «астрология». Астрология в древности и в наши дни. Понятие о гороскопах. Что могут уверенно предсказать астрономы и что пытаются предсказать астрологи.


    1. Методическое обеспечение и условия реализации программы

Занятия внеурочной деятельностью планируется проводить в кабинете физики во второй половине дня с использованием следующего оборудования: компас, карандаши, ластик, цветные карандаши, клей, ножницы, рабочая тетрадь, книги для просмотра и чтения, раздаточный материал, демонстрационные карты, глобусы, таблицы, компьютер учителя для организации учебно-воспитательного процесса:


Личностных универсальных учебных действий:

  • учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу;

  • умение сохранять учебную задачу;

  • развитие любознательности, сообразительности при выполнении разнообразных заданий;

  • развитие внимательности, настойчивости, целеустремленности;

  • развитие самостоятельности суждений, независимости и нестандартности мышления:

  • осознание личной ответственности за свое здоровье и окружающих, за нашу планету.

Регулятивных универсальных учебных действий:

  • осознание границ собственных знаний и умений о природе, человеке, обществе;

  • принятие учебно-познавательных и учебно-практических задач, которые определяются изучением темы занятий;

  • оценка правильности выполнения своих действий, внесение необходимых корректив;

  • подведение итогов своей познавательной и практической деятельности;

  • адекватное восприятие оценки сверстников и учителя.


Коммуникативных универсальных учебных действий:

  • готовность к сотрудничеству, к работе в группе на толерантной основе.

  • умение вступать в диалог, слушать и слышать других;

  • умение работать в паре, участие в коллективном обсуждении проблем;

  • учёт разных мнений и умение выразить своё;

  • умение с помощью вопросов получить необходимые сведения.


Познавательных универсальных учебных действий:

  • умение извлекать информацию, представленную в разной форме (вербальной, иллюстративной, схематической, табличной, условно-знаковой и др.), в разных источниках (справочная литература, словарь, Интернет и др.); 

  • описывать, сравнивать, классифицировать природные объекты на основе их внешних признаков (известных характерных свойств);

  •  устанавливать причинно-следственные связи и зависимости между живой и неживой природой, прошлыми и настоящими событиями; 

  • пользоваться готовыми моделями для изучения строения природных объектов, объяснения причин природных явлений, происходящих в космическом пространстве, последовательности их протекания;

  • моделировать объекты и явления окружающего мира; проводить несложные наблюдения  по изучению природных объектов (их свойств) и явленийставя задачу, подбирая оборудование и материалы, проговаривая ход работы, описывая наблюдения во время экскурсии, делая выводы по результатам, фиксируя их в таблицах, в рисунках, в речевой устной и письменной форме.

  • умение обобщать, систематизировать, преобразовать информацию из одного вида в другой (из изобразительной, схематической, модельной, условно-знаковой в словесную и наоборот); кодировать и декодировать информацию (легенда карты и др.).



    1. Прогнозируемые результаты реализации программы

По окончании занятий учащиеся, освоив соответствующие разделы и темы,



будут иметь представление о:


    • предмете астрономия (что изучает астрономия, методы изучения небесных тел);

    • смене мировоззрений (плоская земля в древности, земля – центр мироздания);

    • современном научном мировоззрении (структура, размеры, возраст Вселенной);

    • месте человека во Вселенной;

    • правилах наблюдения за небесными телами;

    • значении научных исследований космического пространства для жителей планеты;

    • строении, составе и размерах Солнечной системы;

    • сравнительных размерах Солнечной системы;

    • лунном рельефе (моря, кратеры, горы);

    • расстояниях до звезд, размерах звезд, цвете и температуре;

    • строении Галактики и месте в ней Солнца;

    • расстоянии до других галактик;

    • первых космонавтах, и первых полетах в космос.


будут знать:


- мифы и легенды о Солнце, Луне, планетах и созвездиях;
- правила наблюдения за небесными телами и способы их оформления;
- общие сведения о Земле;
- в чем заключается уникальность Земли;
- планеты земной группы и планеты-гиганты;
- гипотезы о происхождении Солнечной системы;
- общие сведения о Луне;
- названия лунных морей, кратеров, гор;
- общие сведения о Солнце (размер, строение, состав)
- названия близких к Солнцу звезд;
- самые близкие к нам галактики;
- как на картах обозначаются созвездия и звезды;
- краткую биографию космонавтов и развитие космонавтики в нашей стране.
6. Способы определения результативности освоения программы

Беседы с учениками, участие их в беседах и играх, наблюдение за познавательным процессом школьников в течении каждого года обучения. Диагностика, проводимая в начале и в конце учебного года в виде естественно-педагогического наблюдения.


7. Литература

  1. Гурштейн А.А. извечные тайны неба -3-е издание – М.: Просвещение. 1991

  2. Горьков В.Л. Космическая азбука – Минск: Юнацтва, 1998г.

  3. Левитан Е.П. Твоя Вселенная – М.: Просвещение 2004г.

  4. Левитан Е.П. Астрономия. Учебник для 11 класса средней школы. – М.: Просвещение, 1998.

  5. Малышам о звездах

  6. Гурштейн А.Л. Человек и вселенная – М.: Комитет по геодезии и картографии РФ 1998г.

  7. Клушанцев П.В. " Одиноки ли мы во вселенной? " :Дет.лит.,1981г.

  8. Комаров В.Н. "Увлекательная астрономия". М, "Наука", 1968 г.

  9. Я познаю мир: Дет. Энцикл.: Космос / Авт. - сост. Т.И.Гонтарук. - М.: 1995.

  10. Школьный астрономический календарь

  11. Перекидной календарь

-Stellarium — бесплатная программа для просмотра звездного неба, виртуальный планетарий



-WorldWide Telescope — программа помогающая любителям астрономии исследовать Вселенную

Поделитесь с Вашими друзьями:


База данных защищена авторским правом ©grazit.ru 2017
обратиться к администрации

    Главная страница