Программа вступительных испытаний при поступлении в магистратуру по направлению



Скачать 116,26 Kb.
Дата31.10.2016
Размер116,26 Kb.


Министерство образования и науки РФ

ФГБОУ ВО «Бурятский государственный университет»

Педагогический институт






Утверждаю




Директор педагогического института




___________________Н. Ж. Дагбаева




«____»_____________2016



ПРОГРАММА

вступительных испытаний при поступлении в магистратуру

ПО НАПРАВЛЕНИЮ:




44.01.04 ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ


ПРОФИЛЬ ПОДГОТОВКИ

«ПРЕПОДАВАНИЕ В ВЫСШЕЙ И ПРОФИЛЬНОЙ ШКОЛЕ»

Улан-Удэ - 2016

ПРОГРАММА


    1. Образование как общественное явление и педагогический процесс.

«Образование» является специальным объектом педагогики. I. Образование как социальное (общественное) явление. Социализация, образование. II. Образование является социокультурным феноменом и выполняет социокультурные функции. Социокультурные функции: социализирующая функция, культурообразующая функция, развивающая функция, мировоззренческая функция, менталеобразующая функция, прогностическая функция.

    Четыре аспекта трактовки его содержания: образование как ценность; образование как процесс; образование как результат; образование как система. В системе О. существует: 1) вертикальная (уровневая) иерархия учебных заведений (от детского сада до постдипломного О.); 2) профильное (горизонтальное) многообразие образовательных учреждений; 3) иерархия управления (на федеральном, региональном, муниципальном уровне). Система образования в России Понятие цели образования. Образовательные цели, цель образования, иерархия целей образования. Цели и задачи начального образования.


2. Педагогика как наука, ее объект. Система педагогических наук.

Объект, предмет, функции и задачи педагогики. Основные понятия и категории педагогики: воспитание, обучение, образование, самовоспитание, самообразование, целостный педагогический процесс, социализация, педагогическая деятельность, педагогическое взаимодействие, педагогическая система, образовательный процесс. Педагогика в общей системе научного знания о человеке. Источники педагогической науки. Структура педагогики. Система педагогических наук. Связь педагогики с другими науками. Взаимосвязь педагогической науки и практики. Педагогика и исторические процессы. Направления в современной педагогике. Общемировые тенденции современного развития педагогической науки и практики воспитания. Культура как объект освоения подрастающим поколением и содержание воспитания. Субъекты воспитания: личность, семья, школа, общество, государство.


3. Целостный педагогический процесс и его структура. Характеристика основных компонентов педагогического процесса.

Понятие целостного педагогического процесса (ЦПП) и его структура. Функции ЦПП: воспитывающая, социальная, развивающая и образовательная. Диалектика и движущие силы педагогического процесса; психолого-педагогические основы. Взаимодействие в педагогическом процессе. Закономерности педагогического процесса как выражение его сущности. Принципы целостного педагогического процесса: целенаправленность, гуманизация и демократизация, культуросообразность, связь с жизнью, природосообразность; научность, доступность, систематичность и последовательность; сознательность, активность; творчество и инициатива воспитанников в сочетании с педагогическим руководством; наглядность; положительный эмоциональный


4. Содержание современного образования. Основные документы, определяющие содержание образования.

Сущность процесса обучения. Виды и стили обучения. Стили и основные этапы овладения знаниями. Функциональные компоненты обучения: целевой, стимулирующе-мотивационный, содержательный, операционно-деятельностный, контрольно-регулировочный, оценочно-результативный. Личностный характер обучения.

Научные основы определения содержания образования и воспитания. Культура как содержание воспитания и образования: система знаний о природе, обществе, мышлении, способах деятельности; сумма интеллектуальных и практических умений и навы­ков, обеспечивающих способность к освоению и сохранению культуры; опыт творческой деятельности, эмоционально-волево­го и ценностного отношения к окружающему миру, труду, дру­гим людям, и общения (информационный, операционный, аксиологический компоненты содержания образования). Критерии отбора и построения содержания. Формальный (классический) и материальный (реальный) подходы к отбору содер­жания целостного педагогического процесса в истории и в совре­менной ситуации. Фундаментализация образования. Гуманизация и гуманитаризация содержания образования. Федеральный государственный стандарт образования (ФГОС), его содержание и струк­тура. Носители содержания целостного педагогического процесса и их характеристика. Подходы к определению содержания целостного педагогичес­кого процесса на современном этапе.

5. Сущность процесса воспитания. Критерии и показатели эффективности воспитательного процесса.

Понятие воспитания, разнообразие трактовок понятия «воспитание». Основные признаки, характеризующие воспитание. Дуализм в понятии воспитание. Цели воспитания. Особенности воспитания. Педагогическая категория «ОТНОШЕНИЕ» как суть воспитания. Отношение – категория ИЗБИРАТЕЛЬНАЯ. Рациональная, эмоциональная и поведенческо – деятельностная формы. Содержание воспитания. Примерная программа воспитания младших Закономерности и законы воспитания. Классификация закономерностей. Диагностика уровня воспитанности, социализации и развития личности ребенка и его коррекция. Критерии оценки эффективности процесса воспитания.


6. Сущность процесса обучения в высшей и профильной школе.

Болонский процесс модернизация высшего и профильного образования в России. Реализация компетентностного подхода в высшей и профильной школе. Федеральные образовательные стандарты ВУЗов третьего поколения. Фундаментализация, диверсификация, гуманитаризация, демократизация в высшем и профильном образовании. Содержание высшего и профильного образования. Формы и методы обучения в высшей и профильной школе. Модульно-рейтинговая система обучения. Личность и имидж преподавателя высшей и профильной школы. Воспитательный процесс в высшей и профильной школе. Мониторинг учебных достижений студентов в высшей и профильной школе.


7. Основные направления национальной образовательной стратегии «Наша новая школа».

Обновление содержания образования. Введение ФГОС общего и профессионльного образования. Учитель ключевая фигура в образовании. Поддержка талантливых учителей. Введение новой системы оплаты труда. Российская школа не должна быть ветхой. Современная архитектура, инфраструктура школы. Развитие системы поддержки талантливых и одаренных детей. Создание банка данных одаренных детей. Сохранение и укрепление здоровья школьников. Минимизация рисков здоровья школьников в процессе обучения.



Вступительный тест

по направлению подготовки 44.04.01 «Педагогическое образование»

профиля «Преподавание в высшей и профильной школе» (магистратура).



1. Что не относится к диагностическим методам исследования?

а) эксперимент;

б) наблюдение;

в) анализ;

г) интервьюирование.

2. Что такое мониторинг?

а) отслеживание деятельности учащегося с помощью монитора;

б) регулярное отслеживание качества знаний и умений в учебном процессе;

в) отслеживание изменений строго определенных параметров.

г) отслеживание изменения поведения учащихся.

3. В каких из перечисленных методов обучения содержатся элементы проблемного обучения?

а) репродуктивные упражнения;

б) эвристическая беседа;

в) демонстрация картин.

г) проведение опытов.

4. Какой из подходов в образовательной деятельности в большей мере способствует применению знаний на практике:

а) личностно-ориентированный;

б) деятельностный;

в) культурологический;

г) творческий.

5. Социализация представляет собой:

а) процесс и результат становления человеческой индивидуальности;

б) процесс и результат становления индивида социальным существом;

в) развитие человека на протяжении всей его жизни во взаимодействии с окружающей средой в процессе усвоения и воспроизводства социальных норм и культурных ценностей;

г) развитие и самоизменение человека в процессе усвоения и воспроизводства культуры.

6. Основные этапы исследовательской деятельности педагога включают:

а) определение методов исследования;

б) выявление существующих проблем;

в) постановка целей и задач;

г) все ответы неверны.

7. В каком из ниже приведенных документов не отражается содержание образования?

а) учебный план;

б) методическое пособие;

в) учебная программа;

г) госстандарт.

8.Что определило возникновение педагогики как науки?

а) объективная потребность в подготовке человека к жизни и труду;

б) забота родителей о счастье детей;

в) биологический закон сохранения рода;

г) желание людей познать истину.

9. Что такое дидактика?

а) дидактика – это теория воспитания;

б) дидактика – это теория обучения;

в) дидактика – это теория обучения, образования и воспитания;

г) дидактика – это часть педагогики, рассматривающая вопросы методики преподавания отдельных учебных предметов.

10. Что является движущей силой процесса обучения?

а) ответственность учащихся за свои знания;

б) требования учителей, предъявляемые школьникам;

в) понимание учащимися общественного долга старательно учиться;

г) противоречие, возникающие между требованиями или задачами и уровнем развития у учащегося сфер индивидуальности.

11. К речевым средствам в педагогической технике относятся:

а) мимика;

б) пластика;

в) жестикуляция;

г) интонация.

12. Формированию теоретических знаний в наибольшей степени способствует такой метод обучения, как:

а) лекция;

б) демонстрация;

в) обучающий контроль;

г) практический.

13. В основе программированного обучения лежит…… подход:

а) кибернетический;

б) деятельностный;

в) личностный;

г) системный.

14. Для проблемного обучения характерно то, что:

а) учащиеся усваивают знания в готовом виде, без раскрытия путей доказательства их истинности;

б) учебный материал изучается поэлементно в логической последовательности;

в) обучение направлено на самостоятельный поиск обучаемых новых понятий и способов действий;

г) оно позволяет в сжатые сроки в концентрированном виде вооружить учащихся знаниями основ наук.

15. Какое определение наиболее полно выражает сущность программированного обучения?

а) Программированное обучение - это автоматизированное обучение;

б) программированное обучение – это обучение, которое проводится не анархично, а строго соответствует учебной программе;

в) программированное обучение - это обучение, проводимое машиной в соответствии с заложенной в нее программой;

г) программированное обучение - это особая управляемая и контролируемая самостоятельная работа ученика, осуществляемая с помощью программированных пособий или тех и других вместе.

16. Какой вид обучения получил развитие в 21 веке?

а) дифференцированное обучение;

б) личностно-ориентированное обучение;

в) дистанционное обучение;

г) проблемное обучение.

17.Какая из наук занимается вопросами разрешения конфликтов?

а) педагогическая синергетика;

б) конфликтология;

в) педагогическая соционика;

г) педагогическая акмеология.

18.Что называется педагогической технологией?

а) это метод многократного выполнения учащимися определенных действий с целью выработки и совершенствования у них умений и навыков в учебной работе;

б) это процесс логического вывода определенного положения из некоторых достоверных утверждений;

в) это научно обоснованный выбор характера воздействия в процессе организуемого учителем взаимообщения с детьми, производимый в целях максимального развития личности как субъекта окружающей действительности;

г) это совокупность умений, позволяющих быстро ориентироваться в педагогической ситуации, находить при этом наиболее целесообразное решение вопроса и проявлять чувство меры в осуществлении средств, методов и приемов педагогического воздействия.

19. Какие задачи решает педагогика высшей школы?

а) разработка концептуальных основ воспитания школьников;

б) исследование вопросов инклюзивного образования;

в) изучение вопросов руководства воспитательно-образовательным процессом в вузе на разных уровнях;

г) определение оптимальных форм и методов деятельности управленческих структур.

20. К основным положениям Болонского процесса (1999) относятся:

а) установление европейской зоны высшего образования и введение магистратуры;

б) активизация европейской системы высшего образования в мировом масштабе и переход на бакалавриат;

в) модернизация образования на основе компетентностного подхода;

г) введение двухциклового обучения, введение кредитной системы, контроль качества образования, расширение мобильности, обеспечение трудоустройства выпускников, обеспечение привлекательности европейской системы образования.

21. Термин “дидактика” впервые ввел…

а) В. Ратке;

б) Я.А. Коменский;

в) Ж.Ж. Руссо;

г) И.Г. Песталоцци.

22. Двусторонний характер обучения проявляется в единстве …

а) преподавания и учения;

б) развития и воспитания учащихся;

в) школьной и внешкольной деятельности;

г) совместных усилий семьи и школы по формированию у учащихся мотивов учения.

23. Документ, определяющий содержание образования определенного уровня и направленности, — это…

а) образовательная программа;

б) учебник;

в) рабочий учебный план;

г) авторская программа.

24. Нормативный документ, определяющий состав учебных предметов, их распределение по годам обучения, количество времени на каждый предмет, — это…

а) учебник;

б) образовательная область;

в) учебная программа;

г) учебный план.

25. Среди перечисленных понятий наиболее общим является понятие

а) «содержание образования»;

б) «учебный план»;

в) «образование»;

г) «образовательная область».

26. Основоположником теории формального образования является…

а) Я.А. Коменский

б) Г. Спенсер

в) И.Ф. Гербарт

г) А. Дистервег

27. Приоритетное развитие общекультурных компонентов в содержании образования — это…

а) гуманизация;

б) демократизация;

в) гуманитаризация;

г) углубленное изучение.

28. В понятие «качество обучения» не входит …

а) степень успешности освоения учащимися образовательных программ;

б) мера реализации Государственного образовательного стандарта на личностном уровне;

в) уровень нравственной культуры учащихся;

г) уровень личностного взаимодействия учителя и учащихся в процессе обучения.

29. Ведущим видом учебной литературы, содержащим систематическое изложение учебного материала, является …

а) учебное пособие;

б) учебник;

в) методическое пособие;

г) методические рекомендации.

30. Учебное занятие в форме коллективного обсуждения изучаемых вопросов – это …

а) семинар;

б) факультатив;

в) консультация;

г) конференция.

31. Учебное заведение, сочетающее обучение и научную деятельность, смысл которого изначально понимался как сообщество студентов и профессоров, называется …

а) университетом;

б) высшей школой;

в) академией;

г) институтом.

32. Термин "педагогика" означает -

а) наука, разрабатывающая способы реализации целей конкретных предметов на основе дидактических норм;

б) процесс управления формированием активной личности, развития ее социальных, психических и физических свойств;

в) наука, разрабатывающая общие нормы построения целостных систем обучения

г) наука о воспитании и обучении;

д) сфера профессиональной деятельности, направленная на достижение заданных целей на основе дидактических и методических норм и учета конкретных условий обучения.



33. Управление учебным процессом - это

а) оценка достижения цели обучения;

б) контроль и коррекция усвоения учебного материала;

в) тщательный отбор учебного материала;



г) организация познавательной деятельности студентов по усвоению содержания учебной дисциплины;

д) поддержание дисциплины.

Поделитесь с Вашими друзьями:


База данных защищена авторским правом ©grazit.ru 2017
обратиться к администрации

    Главная страница