Программа вступительного испытания по биологии в магу



Скачать 164.15 Kb.
Дата26.10.2016
Размер164.15 Kb.
ТипПрограмма
Программа вступительного испытания по биологии в МАГУ

Экзаменационная работа по биологии состоит из 3 частей. На ее выполнение даётся 3 часа (180 минут). Рекомендуем распределить время на выполнение работы следующим образом: на части 1, 2 – не более 2 часов, на часть 3- 1 – 2 часа.



Биология как наука.

Биология как наука. Методы познания живой природы. Роль биологии в формировании современной естественнонаучной картины мира. Основные уровни организации живой природы: клеточный, организменный, популяционно-видовой, биогеоценотический, биосферный. Биологические системы. Общие признаки биологических систем: клеточное строение, особенности химического состава, обмен веществ и превращения энергии, гомеостаз, раздражимость, движение, рост и развитие, воспроизведение, эволюция.



Клетка как биологическая система.

Клеточная теория, ее основные положения, роль в формировании современной естественнонаучной картины мира. Развитие знаний о клетке. Клеточное строение организмов – основа единства органического мира, доказательство родства живой природы. Многообразие клеток. Прокариотические и эукариотические клетки. Сравнительная характеристика клеток растений, животных, бактерий, грибов.

Химический состав клетки. Макро- и микроэлементы. Взаимосвязь строения и функций неорганических и органических веществ (белков, нуклеиновых кислот, углеводов, липидов, АТФ), входящих в состав клетки. Роль химических веществ в клетке и организме человека.

Строение клетки. Взаимосвязь строения и функций частей и органоидов клетки – основа ее целостности.

Обмен веществ и превращения энергии – свойства живых организмов. Энергетический и пластический обмен, их взаимосвязь. Стадии энергетического обмена. Брожение и дыхание. Фотосинтез, его значение, космическая роль. Фазы фотосинтеза. Световые и темновые реакции фотосинтеза, их взаимосвязь. Хемосинтез. Роль хемосинтезирующих бактерий на Земле

Генетическая информация в клетке. Гены, генетический код и его свойства. Матричный характер реакций биосинтеза. Биосинтез белка и нуклеиновых кислот. Клетка – генетическая единица живого. Хромосомы, их строение (форма и размеры) и функции. Число хромосом и их видовое постоянство. Соматические и половые клетки. Жизненный цикл клетки: интерфаза и митоз. Митоз – деление соматических клеток. Мейоз. Фазы митоза и мейоза. Развитие половых клеток у растений и животных. Деление клетки – основа роста, развития и размножения организмов. Роль мейоза и митоза.



Организм как биологическая система.

Разнообразие организмов: одноклеточные и многоклеточные; автотрофы, гетеротрофы. Вирусы — неклеточные формы жизни.

Воспроизведение организмов, его значение. Способы размножения, сходство и отличие полового и бесполого размножения. Оплодотворение у цветковых растений и позвоночных животных. Внешнее и внутреннее оплодотворение 3.3 Онтогенез и присущие ему закономерности. Эмбриональное и постэмбриональное развитие организмов. Причины нарушения развития организмов.

Генетика, ее задачи. Наследственность и изменчивость – свойства организмов. Методы генетики. Основные генетические понятия. Хромосомная теория наследственности. Современные представления о гене и геноме. Значение генетики для медицины. Наследственные болезни человека, их причины, профилактика. Вредное влияние мутагенов, алкоголя, наркотиков, никотина на генетический аппарат клетки. Защита среды от загрязнения мутагенами.

Закономерности наследственности, их цитологические основы. Закономерности наследования, установленные Г. Менделем, их цитологические основы (моно- и дигибридное скрещивание). Законы Т. Моргана: сцепленное наследование признаков, нарушение сцепления генов. Генетика пола. Наследование признаков, сцепленных с полом. Взаимодействие генов. Генотип как целостная система. Генетика человека. Методы изучения генетики человека. Решение генетических задач. Составление схем скрещивания. Закономерности изменчивости. Ненаследственная (модификационная) изменчивость. Норма реакции. Наследственная изменчивость: мутационная, комбинативная. Виды мутаций и их причины. Значение изменчивости в жизни организмов и в эволюции.

Селекция, ее задачи и практическое значение. Вклад Н.И. Вавилова в развитие селекции: учение о центрах многообразия и происхождения культурных растений; закон гомологических рядов в наследственной изменчивости. Методы селекции и их генетические основы. Методы выведения новых сортов растений, пород животных, штаммов микроорганизмов. Значение генетики для селекции. Биологические основы выращивания культурных растений и домашних животных.

Биотехнология, ее направления. Клеточная и генная инженерия, клонирование. Роль клеточной теории в становлении и развитии биотехнологии. Значение биотехнологии для развития селекции, сельского хозяйства, микробиологической промышленности, сохранения генофонда планеты.

Система и многообразие органического мира

Многообразие организмов. Значение работ К. Линнея и Ж.-Б. Ламарка. Основные систематические (таксономические) категории: вид, род, семейство, отряд (порядок), класс, тип (отдел), царство; их соподчиненность.

Царство бактерий, строение, жизнедеятельность, размножение, роль в природе. Бактерии – возбудители заболеваний растений, животных, человека. Профилактика заболеваний, вызываемых бактериями.

Царство грибов, строение, жизнедеятельность, размножение. Использование грибов для получения продуктов питания и лекарств. Распознавание съедобных и ядовитых грибов. Лишайники, их разнообразие, особенности строения и жизнедеятельности. Роль в природе грибов и лишайников.

Царство растений. Строение (ткани, клетки, органы), жизнедеятельность и размножение растительного организма (на примере покрытосеменных растений). Многообразие растений. Основные отделы растений. Классы покрытосеменных, роль растений в природе и жизни человека.

Царство животных. Одноклеточные и многоклеточные животные. Характеристика основных типов беспозвоночных, классов членистоногих. Особенности строения, жизнедеятельности, размножения, роль в природе и жизни человека. Хордовые животные. Характеристика основных классов. Роль в природе и жизни человека.



Организм человека и его здоровье.

Ткани. Строение и жизнедеятельность органов и систем органов: пищеварения, дыхания, выделения, опорно-двигательной, покровной, кровообращения, лимфообращения. Размножение и развитие человека.

Внутренняя среда организма человека. Группы крови. Переливание крови. Иммунитет. Обмен веществ и превращение энергии в организме человека. Витамины.

Нервная и эндокринная системы. Нейрогуморальная регуляция процессов жизнедеятельности организма как основа его целостности, связи со средой.

Анализаторы. Органы чувств, их роль в организме. Строение и функции. Высшая нервная деятельность. Сон, его значение. Сознание, память, эмоции, речь, мышление. Особенности психики человека.

Личная и общественная гигиена, здоровый образ жизни. Профилактика инфекционных заболеваний (вирусных, бактериальных, грибковых, вызываемых животными). Предупреждение травматизма, приемы оказания первой помощи. Психическое и физическое здоровье человека. Факторы здоровья, факторы риска. Вредные и полезные привычки. Зависимость здоровья человека от состояния окружающей среды. Соблюдение санитарно-гигиенических норм и правил здорового образа жизни. Репродуктивное здоровье человека. Последствия влияния алкоголя, никотина, наркотических веществ на развитие зародыша человека.



Эволюция живой природы.

Вид, его критерии. Популяция – структурная единица вида и элементарная единица эволюции. Микроэволюция. Образование новых видов. Способы видообразования.

Развитие эволюционных идей. Значение эволюционной теории Ч. Дарвина. Взаимосвязь движущих сил эволюции. Формы естественного отбора, виды борьбы за существование. Синтетическая теория эволюции. Элементарные факторы эволюции. Исследования С.С. Четверикова. Роль эволюционной теории в формировании современной естественнонаучной картины мира.

Доказательства эволюции живой природы. Результаты эволюции: приспособленность организмов к среде обитания, многообразие видов.

Макроэволюция. Направления и пути эволюции (А.Н. Северцов, И.И. Шмальгаузен). Биологический прогресс и регресс, ароморфоз, идиоадаптация, дегенерация. Причины биологического прогресса и регресса. Гипотезы возникновения жизни на Земле. Основные ароморфозы в эволюции растений и животных. Усложнение живых организмов в процессе эволюции.

Происхождение человека. Человек как вид, его место в системе органического мира. Гипотезы происхождения человека. Движущие силы и этапы эволюции человека. Человеческие расы, их генетическое родство. Биосоциальная природа человека. Социальная и природная среда, адаптации к ней человека.



Экосистемы, их закономерности.

Среды обитания организмов. Экологические факторы: абиотические, биотические, их значение. Антропогенный фактор.

Экосистема (биогеоценоз), ее компоненты: продуценты, консументы, редуценты, их роль. Видовая и пространственная структура экосистемы. Трофические уровни. Цепи и сети питания, их звенья. Правила экологической пирамиды. Разнообразие экосистем (биогеоценозов). Саморазвитие и смена экосистем. Устойчивость и динамика экосистем. Биологическое разнообразие, саморегуляция и круговорот веществ – основа устойчивого развития экосистем. Причины устойчивости и смены экосистем. Изменения в экосистемах под влиянием деятельности человека. Агроэкосистемы, основные отличия от природных экосистем.

Биосфера – глобальная экосистема. Учение В.И. Вернадского о биосфере. Живое вещество, его функции. Особенности распределения биомассы на Земле. Биологический круговорот веществ и превращение энергии в биосфере, роль в нем организмов разных царств. Эволюция биосферы. Глобальные изменения в биосфере, вызванные деятельностью человека (нарушение озонового экрана, кислотные дожди, парниковый эффект и др.). Сохранение многообразия видов как основа устойчивости биосферы. Правила поведения в природной среде.



Вступительное испытание по биологии в МАГУ

(образец)

Вариант № 3

Часть 1.

Выберите правильный ответ.

А1. Метод дифференциального центрифугирования, используемый в цитологии, основан на

1) способности клеток расти и размножаться на искусственных питательных средах

2) возможности окрашивания клеточных структур различными красителями

3) различии органоидов клетки по плотности

4) способности клеток к поглощению веществ из окружающей среды


А2. Эпителиальные клетки, имеющие ворсинки, увеличивающие их поверхность, встречаются в

1) тонком кишечнике 2) грибов

3) легких 4) ротовой полости
А3. Специфичность функции соматических клеток определяется

1) различной генетической информацией, локализованной в ядре

2) различным количеством хромосом в разных клетках

3) отсутствием некоторых генов

4) транскрипцией разных участков ДНК
А4. Мейоз не встречается у

1) бактерий 2) грибов

3) растений 4) животных
А5. Вирус кори, попав в организм человека, размножается в

1) плазме крови 2) межклеточной жидкости

3) лимфе 4) клетках тела
А6. Почкование характерно для

1) некоторых грибов и животных 2) некоторых грибов и растений

3) некоторых растений и животных 4) большинства бактерий
А7. Гомозиготная особь имеет генотип

1) Аа 2) аа 3) АаВв 4) ав


А8. При скрещивании дигетерозигот (при условии независимого наследования признаков) в потомстве ожидается ... генотипов

1) 9 2) 6 3) 4 4) 2


А9. Рождение ребенка с IV группой крови у родителей, имеющих II и III группы крови — иллюстрация изменчивости

1) определенной 2) комбинативной

3) фенотипической 4) модификационной
А10. Бактерии, вызывающие гниение, относятся к

1) паразитам 2) симбионтам

3) сапротрофам 4) автотрофам

А11. Утолщенные боковые и придаточные корни растений -

1) корневые шишки 2)корневища

3) клубни 4) корнеплоды


А12. Тело, состоящие из слоевища, имеют

1) водоросли 2) голосеменные

3) папоротниковидные 4) хвощевидные
А13. Превращение головастика в лягушку происходит под влиянием

1) витаминов 2) гормонов

3) ферментов 4) АТФ
А14. Внутреннее оплодотворение характерно для

1) бесчерепных 2) рыб

3) амфибий 4) пресмыкающихся
А15. В каком органоиде клетки накапливаются синтезируемые в ней белки, жиры и углеводы?

1) лизосоме 2) митохондрии

3) клеточном центре 4) комплексе Гольджи
А16. Мышцы прикреплены к костям с помощью

1) хрящей 2) связок

3) надкостницы 4) сухожилий
А17. Витамины входят в состав

1) гормонов 2) АТФ

3) ферментов 4) нейромедиаторов
А18. Центр терморегуляции у человека находится в

1) таламусе 2) коре больших полушарий

3) четверохолмии 4) гипоталамусе
А19. Воспалительные процессы сопровождаются

1) понижением СОЭ в крови

2) уменьшением количества эритроцитов

3) увеличением количества лейкоцитов

4) увеличением вязкости крови
А20. Подземный образ жизни крота обыкновенного относится к критерию вида

1) географическому 2) экологическому

3) морфологическому 4) генетическому
А21. Результатом естественного отбора является

1) дрейф генов 2) волны жизни

3) дивергенция признаков 4) борьба за существование
А22. Примером экологического видообразования является

1) образование лиственницы даурской в результате расширения ареала лиственницы сибирской

2) образование разных видов ландыша вследствие разделения единого ареала на изолированные части

3) образование нескольких видов вьюрков на острове в связи с пищевой специализацией

4) наличие в озере Байкал видов плоских червей, нигде больше не встречающихся
А23. Единственным надежным критерием «человечности» ископаемого примата могут служить

1) двуногая походка

2) число хромосом, равное 46

3) преобладание мозгового отдела черепа над лицевым

4) следы орудийной деятельности
А24. Взаимоотношения между березой и елью, растущими в одном лесу - иллюстрация

1) мутуализма 2) комменсализма

3) конкуренции 4) паразитизма
А25. Больше разнообразие видов животных, обитающих в дубраве, обеспечивается

1) хорошим освещением

2) ярусным расположением растений

3) оптимальным распределением влаги

4) относительно постоянной температурой
А26. Преобразуют энергию солнечного излучения в биосфере

1) растения 2) бактерии - хемоторофы

3) животные 4) грибы
А27. Белки, используемые самой клеткой, синтезируются на

1) шероховатой ЭПС

2) полисомах, расположенных в цитозоле

3) гладкой ЭПС

4) комплексе Гольджи
А28. В клетках человека синтез АТФ происходит в

1) цитозоле и лизосомах

2) лизосомах и митохондриях

3) цитозоле и митохондриях

4) хлоропластах и митохондриях
А29. Определите количество хромосом в клетках эндосперма ржи, если количество хромосом в клетках листьев равно 14

1) 14 2) 7 3) 21 4) 28


А30. При скрещивании особей с генотипами Аавв и ааВв в потомстве наблюдается соотношение фенотипов (при условии независимого наследования признаков)

1) 9 : 3 : 3 : 1 2) 1 : 3 3) 1 : 1 : 1: 1 4) 9 : 4 : 3


А31. Высокопродуктивные формы грибов, продуцирующие антибиотики, созданы при использовании метода

1) полиплоидии 2) близкородственного скрещивания

3) искусственного мутагенеза 4) отдаленной гибридизации
А32. Близкие роды животных объединяются в

1) отряд 2) семейство 3) класс 4)тип


А33. К периферическому звену зрительного анализатора относится

1) роговица 2) зрительный нерв

3) хрусталик 4) сетчатка
А34. Нейрогормоны гипоталамуса непосредственно регулируют функции

1) гипофиза 2) щитовидной железы

3) надпочечников 4) поджелудочной железы
А35. В состоянии биологического регресса находится

1) лиса обыкновенная 2) серая крыса

3) тигр уссурийский 4) землеройка
А36. Существенно изменили состав атмосферы на ранних этапах развития жизни на Земле

1) анаэробные бактерии 2) бактерии-хемосинтетики

3) цианобактерии 4) простейшие
Часть 2.

Выберите три правильных ответа из шести

В1. Чертами сходства митохондрий и хлоропластов является наличие у них

1) кольцевой ДНК

2) акцептора электронов НАД+

3) рибосом

4) ферментов окислительного фосфорилирования

5) наружной и внутренней мембран

6) гран
В2. Нарушение деятельности щитовидной железы приводит к развитию

1) сахарного диабета

2) рахита

3) микседемы

4) базедовой болезни

5) карликовости

6) кретинизма


В3. У кольчатых червей впервые в процессе эволюции животных появились следующие признаки

1) трехслойность

2) выделительная система

3) кровеносная система

4) сквозной кишечник

5) сегментарное тело

6) вторичная полость тела
Установите соответствие между содержанием первого и второго столбцов. Впишите в таблицу буквы выбранных ответов

В4. Установите соответствие между признаком животных и типом для которого эти признаки характерны

ПРИЗНАК ТИП

1) сегментированное тело А) Плоские черви

2) слепо замкнутый кишечник Б) Кольчатые черви

3) вторичная полость тела

4) кровеносная система

5) наличие паренхимы между внутренними органами

6) два слоя мышц под кожным эпителием

1

2

3

4

5

6


















В5. Установите соответствие между продуктами и витамином, содержащемся преимущественно в продукте

ПРОДУКТ ВИТАМИН

1) лимон А) С

2) черная смородина Б) А

3) икра


4) сливочное масло

1

2

3

4












В6. Установите соответствие между особенностями деления клетки и способом деления, для которого особенность характерна

ОСОБЕННОСТЬ ДЕЛЕНИЯ СПОСОБ ДЕЛЕНИЯ КЛЕТКИ

1) Дочерняя клетка получает набор А) Митоз

хромосом, одинаковый с набором

хромосом материнской клетки

2) Включает два последовательных Б) Мейоз

клеточных деления

3) У дочерних клеток количество

хромосом вдвое меньше, чем в

исходной клетке

4) В одной из фаз деления происходит

перекрест гомологичных хромосом и

обмен их участками

5) В одной из фаз деления к разным

полюсам клетки расходятся

гомологичные хромосомы

1

2

3

4

5

















Установите правильную последовательность биологических процессов, явлений, практических действий. Запишите в таблицу буквы выбранных ответов в нужной последовательности

В7. Установите правильную последовательность названий, отражающую систематическое положение животных, начиная с самой крупной систематической единицы

1) Членистоногие 2) Саранчовые

3) Насекомые 4) Прямокрылые

5) Кузнечик 6) Кузнечик зеленый



















В8. Установите последовательность ярусного расположения растений в широколиственном лесу, начиная с самых тенелюбивых растений

1) липа

2) рябина



3) мох

4) крушина

5) ветреница















Часть 3
Дайте краткий свободный ответ

С1. Объясните, значение партеногенеза (развития организма из неоплодотворенной яйцеклетки) в природе
Дайте полный развернутый ответ

С2. Найдите ошибки в приведенном тексте. Укажите номера предложений, в которых они сделаны, объясните их.



1. Птицы — теплокровные животные. 2. Их кожа содержит многочисленные железы. 3. У них интенсивный обмен веществ. 4. Легкие птиц образованы легочными пузырьками — альвеолами. 5. Мочеточники птиц впадают в мочевой пузырь.
С3. Объясните, почему подберезовики нельзя выращивать на искусственных питательных субстратах, а шампиньоны можно.
С4. Объясните, почему при помещении листа элодеи в раствор 10% хлористого натрия, содержимое ее клеток (протопласт) отходит от клеточной стенки.
С5. Объясните, почему применение химических способов борьбы с насекомыми-вредителями опасно для широколиственного леса.
С6. У тыквы белая окраска плодов (А) доминирует над желтой (а), а дисковидная форма плодов (В) над шаровидной (в). При скрещивании тыквы, имеющей белые дисковидные плоды с тыквой, обладающей теми же признаками, в потомстве обнаружены особи, образующие желтые шаровидные плоды. Определите генотипы родителей, фенотипы потомства и вероятность появления тыкв с белыми дисковидными плодами (при условии независимого распределения признаков).


Поделитесь с Вашими друзьями:


База данных защищена авторским правом ©grazit.ru 2019
обратиться к администрации

войти | регистрация
    Главная страница


загрузить материал