Программа вступительного испытания в магистратуру По предмету «История и теория культуры»



Скачать 72.16 Kb.
Дата27.08.2017
Размер72.16 Kb.
ТипПрограмма
ЧАСТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

РУССКАЯ ХРИСТИАНСКАЯ ГУМАНИТАРНАЯ АКАДЕМИЯ

Факультет философии, богословия и религиоведения

Программа вступительного испытания в магистратуру

По предмету «История и теория культуры»

Для направления подготовки 51.04.01 «Культурология»


профиль «Управление в сфере культуры и искусства»

Санкт-Петербург,

2016

При поступлении в магистратуру по направлению подготовки 51.04.01 «Культурология», все абитуриенты сдают вступительный экзамен письменно.



Цель вступительного испытания – проверка знаний абитуриента в области культурологии, мировой и отечественной культуры, мировой и русской художественной культуры.
Основные требования к уровню подготовки абитуриента

Лица, желающие освоить программу специализированной подготовки магистра, должны иметь высшее профессиональное образование определенной ступени (бакалавра, специалиста), подтвержденное документом государственного образца

Уровень требований соответствует программе подготовки бакалавра по направлениям гуманитарного образования, технического или естественнонаучного. Поступающий должен обладать знаниями в области основ теории и истории культуры, быть подготовлен для проведения исследований современных культурных форм и процессов; обладать навыками работы по выявлению, сохранению и использованию культурного и природного наследия; иметь опыт культурно-образовательной работы в государственных и негосударственных учреждениях и организациях; обладать устойчивыми знаниями в деле изучения культуры, сохранения и освоения культурного и природного наследия; способен оказывать консультации по вопросам в сфере культуры.
Форма и процедура вступительного испытания

Вступительный экзамен предполагает написание эссе по одной из указанных ниже тем. Абитуриент выбирает билет с темой непосредственно перед экзаменом и пишет эссе на представленную тему. Для написания эссе отводится 90 минут. Экзамен проводится в один день. Поступающие на обучение абитуриенты, представившие экзаменационной комиссии своё портфолио с авторскими учебными и творческими работами, или по три учебных работы в соответствии с направленностью магистерской программы, получают дополнительные баллы. Проекты культурно-исторического характера могут быть представлены в форме методических, музейно-педагогических, краеведческих, менеджерских или маркетинговых разработок - в том числе в форме текстовых материалов, компьютерных презентаций, а также наглядных пособий.


Темы для письменного эссе

  1. Культура и цивилизация.

  2. Культура и ценность.

  3. Культурные традиции.

  4. Инновации в сфере культуры.

  5. Модернизации в сфере культуры.

  6. Нематериальное культурное наследие.

  7. Музей как учреждение, музей как проект, музей как процесс.

  8. Философия культуры и история культуры.

  9. Роль культуры в социуме.

  10. Культурная ценность, объект культурного наследия, культурный проект.

  11. Культурные практики повседневности.

  12. Художественные музеи – концепция, собрание предметов, структура.

  13. Музеи-заповедники и музеи.

  14. Музеи-памятники.

  15. Архитектурные памятники – понятие, формы.

  16. Объект культурного наследия, как метка в коллективной памяти.

  17. Память индивидуальная и память коллективная.

  18. Охрана памятников роль общества и государства, их взаимодействие.

  19. Культура традиционная, культура массовая, культура элитарная, культура андеграунда. Источники появления.

  20. Роль культуры в повседневной жизни.

  21. Наука, религия, культура.

  22. Понятие памятника.

  23. Библиотека в музее, музей в библиотеке.

  24. Музей, архив и библиотека: различие и сходство.

Критерии оценки результатов экзамена

Результаты экзамена оцениваются по 100-балльной системе. Общая система складывается из оценки за письменное эссе и представленного портфолио.

Критериями оценки знаний абитуриента в области предмета являются:


  1. Знание основных понятий культурологии и музееведения;

  2. Знание «Основ культурной деятельности политики» Российской Федерации;

  3. Знание законодательства РФ в сфере музейного, библиотечного, архивного дела и охраны памятников;

  4. Базовые знания философии, искусствоведения, религиоведения.


Требования, предъявленные к письменному эссе:

Эссе – самостоятельная творческая письменная работа. Объем эссе не должен превышать 1–2 страниц. Эссе должно восприниматься как единое целое, текст должен быть ясным и понятным. Необходимо писать коротко и по существу. Эссе не должно содержать ничего лишнего и содержать только ту информацию, которая необходима для раскрытия темы, позиции, идеи. Эссе должно показывать, что его автор знает и осмысленно использует теоретические понятия, термины, обобщения, мировоззренческие идеи. Эссе должно содержать убедительную аргументацию заявленной по проблеме темы, позиции, идеи.



При написании эссе студент должен продемонстрировать:

  1. Способность к глубокому анализу историко-культурных процессов;

  2. Навыки первичной атрибуции культурного проекта.

  3. Умение проводить анализ документации, сопровождающей памятник культуры с различных значимых ракурсов;

  4. Осознание роли учреждения культуры (музея-заповедника, музея. архива, библиотеки, парка культуры, реставрационной мастерской и пр.) в культуре современной России.

  5. Наличие обширных знаний в области культурологии и музейного дела и способность применять их на практике;

  6. Применение информационных и справочно-правовых систем в профессиональной деятельности;

  7. Умение ставить цели исследования, формулировать задачи и давать утвердительные заключения.



Рекомендуемая литература

а) основная

  1. Голик, Н. В. Этическое в культуре. — СПб, 2002.

  2. Данилевский, Н. Я. Россия и Европа, — М., 1991.

  3. Ильенков, Э. В. Философия и культура. — М., 1991.

  4. Ильин, И. Основы христианской культуры / Собр. соч. — М., 1993.

  5. Лосский, Н. О. Ценность и бытие: Бог и Царство Божие как основа ценностей / Харьков: Фолио. — М.: ООО «Фирма «Издательство АСТ», 2000.

  6. Луман, Никлас. Введение в системную теорию (Под редакцией Дирка Веккера). Пер. с нем./ К. Тимофеева. М.: Издательство «Логос». 2007.

  7. Сборник международных договоров СССР. Вып. XLIV. — М., 1990.

  8. Соколов, Б. Г. Мыслить со-временность / В соавторстве с Е. Г. Соколовым. — СПб., 2011.

  9. Теория культуры: Учебное пособие. Под ред. С. Н. Иконниковой, В. П. Большакова. — СПб.: Питер, 2008. — 592 с: ил.

  10. Федеральный закон от 22.10.2004 № 125-ФЗ (ред. от 27.07.2010) «Об архивном деле в Российской Федерации» [Электронный ресурс]. Режим доступа: URL: http://consultant.ru.html.

  11. Федеральный закон от 25.06.2002 № 73-ФЗ (ред. от 28.07.2012) «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации» [Электронный ресурс]. Режим доступа: URL:http://consultant.ru.html.

  12. Федеральный закон от 26.05.1996 № 54-ФЗ «О Музейном фонде Российской Федерации и музеях в Российской Федерации» (ред. от 26.06.2007) (принят ГД ФС РФ 24.04.1996) / «Российская газета», № 104, 04.06.1996.

  13. Шестаков, В. А. Essentia. Книга I. Атрибуция. / C цв. вклейками, — СПб, АНО НИИ СМД. 2012.


б) дополнительная


  1. Аверинцев, С. С. Символ. / С. С. Аверинцев. София-Логос. Словарь. 2-е, испр. изд. — К.: Дух i Лiтера, 2001.

  2. Археологии Петербурга – 50 лет. // Дизайн и строительство Санкт-Петербурга. 2002. № 1(15). С. 20-22.

  3. Баткин, Л. М. Спор о Данте и социология культуры. / Средние века, вып. 34, — М., 1971.

  4. Васильевский остров в «Памятниках» // Адреса Петербурга. Журнал учета вечных ценностей. Инв. № 23/35. СПб. 2006. С.102

  5. Виппер, Б. Р. Введение в историческое изучение искусства, — Москва: АСТ-Пресс, 2004.

  6. Современные подходы к реставрации объектов культурного наследия Санкт-Петербурга. // Бюллетень Института истории материальной культуры РАН. № 2 (охранная археология) / науч.ред. Н.Ф. Соловьева; ИИМК РАН. – СПб.: Изд-во ООО «ЭлекСис», 2011. С. 11-14

  7. Федоров, Н. Ф. Супраморализм, или всеобщий синтез / Собрание сочинений в четырех томах, Том 1-й / Предисловие С. Г. Семёновой, составление, комментарии и научная подготовка текста С. Г. Семёновой и А. Г. Гачевой. — М.: Издательская группа «Прогресс», 1995.

  8. Флоренский, П. А. Столп и утверждение истины: Опыт православной теодицеи в двенадцати письмах. — Москва: Лепта, 2002.

  9. Шестаков, В. А. Музейный предмет как класс культурных ценностей / В. А. Шестаков / Вестник Волгоградского государственного университета. Серия 7. Философия. Социология и социальные технологии. — 2009. № 1(9).

  10. Шестаков, В. А. Особенности экспертизы культурных ценностей / Вопросы культурологии. — 2008, № 11.

  11. Шестаков, В. А. Процедура включения культурных ценностей в состав Музейного фонда РФ / В. А. Шестаков / Справочник руководителя учреждения культуры. — 2009. № 6.

  12. Шестаков, В. А. Теоретические предпосылки формирования понятия «культурный капитал». / Журнал. Вопросы культурологии. — 2011, № 2.

  13. Шестаков, В. А. Формирование понятия «культурные ценности» / Studiaculturae. Выпуск 11: Опыты интерпретации культурного наследия в горизонте постмодерна: Альманах кафедры теоретической и прикладной культурологи и центра изучения культуры факультета философии и политологи Санкт-Петербургского государственного университета. Лаборатория метафизических исследований. — СПб: Санкт-Петербургское философское общество, 2008.

Руководитель образовательной программы



докт. филос. н., Шестаков В. А. ________________________


Поделитесь с Вашими друзьями:


База данных защищена авторским правом ©grazit.ru 2019
обратиться к администрации

войти | регистрация
    Главная страница


загрузить материал