Производственной практики для направления 031300. 68 «журналистика»



Скачать 101,43 Kb.
Дата20.11.2017
Размер101,43 Kb.


Национальный исследовательский университет

Высшая школа экономики

Факультет медиакоммуникаций
Департамент новых медиа и социальных коммуникаций


Программа

ПРОИЗВОДСТВЕННОЙ практики


для направления 031300.68 «журналистика»

подготовки магистра

по специальности «МУЛЬТИМЕДИЙНАЯ ЖУРНАЛИСТИКА»
Составитель:

доктор политических наук, профессор Шомова С.А.







Утверждено на факультете

медиакоммуникаций

Декан

______________________________

«____»______________2012 г.



Москва

2012

1. Общие положения

На основании Приказа МО РФ № 1154 «Об утверждении Положения о порядке проведения практики студентов образовательных учреждений высшего профессионального образования», утвержденного 25.03.2003; Образовательного стандарта НИУ ВШЭ по специальности «Журналистика» (031300.68), «Положения об организации и проведении практики студентов в Национальном исследовательском университете «Высшая школа экономики», утвержденного Ученым советом НИУ ВШЭ 18.04.2011г., в соответствии с утвержденными рабочими учебными планами и графиком учебного процесса магистерской программы «Мультимедийная журналистика» факультета медиакоммуникаций НИУ ВШЭ –



проводится производственная практика для студентов, поступивших в НИУ ВШЭ в 2011 учебном году.

Производственная практика студентов магистратуры является необходимой составной частью основной образовательной программы. Она включена в процесс обучения и может реализовываться параллельно с основными учебными модулями. Согласно Государственному образовательному стандарту высшего профессионального образования по направлению «журналистика» и в соответствии с выбранной специализацией магистерской программы, форма практики закрепляется не просто как ознакомительная или производственная, а как практика с элементами научно-исследовательской деятельности. Такая практика реализуется в целях приобретения студентами навыков профессиональной работы, а также углубления и закрепления аналитических знаний и компетенций, полученных в процессе теоретического обучения.



Место прохождение практики обуславливается не только ее целями и задачами, но и стратегическими профессиональными и исследовательскими интересами студента. Оно может быть связано с темой курсовой работы или магистерской диссертации, с профессиональной занятостью, с необходимостью наработки опыта в той или иной сфере мультимедиа. При распределении студентов на практику учитываются также их пожелания и творческие способности.

Чаще всего в рамках магистерской программы «Мультимедийная журналистика» студентам предлагается пройти практику на базе индустриальной площадки ФГУП РАМИ «РИА Новости», что обусловлено содержательным наполнением пройденных курсов и соответствующими технологическими возможностями данного агентства. Однако речь не идет о принудительном «закреплении» места практики за магистрантом; предполагается, что за студентом остается свободный выбор площадки, на которой он сможет задействовать весь арсенал освоенных в процессе обучения компетенций. В то же время выбор места практики студентом должен быть обоснован и одобрен научным руководителем и соответствующими департаментами.




2. Цель и задачи практики
Поскольку сегодня наиболее востребованные средства массовой информации перестали быть просто газетами, телеканалами, радиостанциями или интернет-порталами, а являются интегрированными редакциями, труд журналистов в этих СМИ предполагает умение работать сразу для нескольких технологических платформ (видео, аудио, фото, тексты и т.д.). Поэтому главной целью производственной практики магистрантов данного направления является совершенствование прикладных навыков в области мультимедийных технологий журналистики, необходимых сотруднику новых медиа, а также – по необходимости – закрепление аналитических и научно-исследовательских компетенций, полученных ими в ходе обучения в университете. Такая практика должна подготовить студента к началу самостоятельной профессиональной деятельности в соответствии с избранной специализацией и развить умение подходить к сложным явлениям современной журналистики с позиций исследователя.

Основными задачами практики являются следующие:



  • наблюдение за процессами конвергенции в современных СМИ; изучение и освоение компонентов практической деятельности современного универсального журналиста, ориентированного на работу в рамках интегрированных (конвергентных) редакций;

  • расширение компетенций журналистского труда, связанных не только с обработкой и производством информации, но и с навыками использования нового технологического инструментария;

  • развитие аналитических навыков исследования современных медиасистем и процессов массовой коммуникации;

  • сбор студентами эмпирического материала для подготовки курсовой работы или магистерской диссертации;

  • разработка студентами методологии и апробация методов, используемых при написании исследовательских работ.


3. Содержание практики

Практика студентов магистратуры по программе «Мультимедийная журналистика», как правило, проходит в редакциях мультимедийных СМИ, способных производить журналистский контент для разных каналов коммуникации и профессионально специализирующихся на той или иной тематике. Кроме того, местом практики могут стать близкие к таким СМИ по профилю организации (коммуникационные агентства, интернет-порталы и т.п.), экспертные и аналитические организации, занимающиеся анализом деятельности конвергентных СМИ и сопредельных индустрий, а также научные центры, университеты, лаборатории, специализирующиеся на исследовательских проектах, соответствующих выбранному магистрантом научному направлению. Студенты могут проходить практику на предложенной факультетом индустриальной или научно-исследовательской площадке, а могут (по согласованию с руководителем соответствующего департамента) сами избрать место прохождения практики в соответствии со своей специализацией, представив в учебную часть соответствующее письмо-ходатайство из данного учреждения (на бланке учреждения).

Практика проходит под «двойным руководством». С одной стороны, за магистрантом закрепляется руководство ответственного сотрудника организации, где проводится практика; таким образом, индустриальная площадка обеспечивает выполнение прикладных заданий, направленных на освоение профессиональных компетенций. С другой стороны, стороны университета, магистром руководит преподаватель факультета медиакоммуникаций НИУ ВШЭ, что гарантирует освоение практикантом научно-исследовательских задач практики. Эти задачи должны быть связаны с теми или иными методами исследования в области процессов массовых коммуникаций и разнообразных СМИ.

Тематика магистерской программы, выбранной студентами, обуславливает направления профессионализации, в русле которых должна развиваться деятельность магистрантов в ходе практики. К этим направлениям относятся:



  • работа в качестве корреспондента (или на иной, обусловленной задачами практики, позиции) в конвергентной редакции, в частности, в Интернет-СМИ;

  • деятельность в отделе инфографики;

  • подготовка фотографического и видеоматериала;

  • работа с пользовательским контентом;

  • работа с блогами и социальными сетями.

В ходе практики магистранты должны проявить и закрепить следующие основные компетенции:

  • осведомленность о наиболее распространенных форматах печатных изданий, теле-, радиопрограмм, Интернет СМИ и мобильных медиа, ориентация в современной жанровой и стилевой специфике;

  • знание методов редактирования текстов СМИ, основанных на использовании новых технологий;

  • знание особенностей работы в условиях мульмедийной среды и конвергентной журналистики;

  • знание методов и технологии подготовки медиапродукта в разных знаковых системах (вербальной, аудио-, видео-, фото-, графика и т.п.);

  • ориентация в современных тенденциях дизайна и инфографики в СМИ;

  • знание современной технической базы и новейших цифровых технологий, применяемых в печати, на телевидении, в радиовещании, интернет-СМИ и мобильных медиа;

  • представление о технологии текстового и внетекстового продвижения публикаций СМИ.

Во время практики студенты должны получить навыки, необходимые для профессиональной работы по созданию информационного контента и для аналитической деятельности в области мультимедийной журналистики. Магистранты могут:

  • принимать непосредственное участие в деятельности СМИ в качестве члена команды, организующей процесс выпуска информации в свет и в эфир (обязанности дежурного по выпуску и т.п.) в зависимости от специализации;

  • организовывать интерактивное общение с аудиторией в разных формах, устанавливать коммуникативно-информационные связи, используя различные медийные средства и новейшие технологии;

  • принимать участие в организации социально значимых информационно-коммуникативных акций (общественных обсуждений, дискуссий, дебатов и прочее);

  • обеспечивать продвижение медиапродукта на информационный рынок, его информационно-рекламную поддержку;

  • собирать необходимую информацию (работать с источниками информации, применять разные методы), осуществлять ее проверку, селекцию и анализ;

  • оперативно готовить материал с использованием различных знаковых систем (вербальной, фото-, аудио-, видео-, графической и т.п.) в зависимости от типа СМИ, в различных жанрах, форматах для размещения на различных мультимедийных платформах – печатных, вещательных, онлайновых, мобильных;

  • редактировать печатный текст, аудио-, видео- или интернет-материал и др., приводить его в соответствие с нормами, стандартами, форматами, стилями, технологическими требованиями, принятыми в СМИ разных типов.

Кроме того, если магистрантом по той или иной причине выбрано научно-исследовательское направление практики, он может получить навыки работы в исследовательских и образовательных организациях:

  • в разработке проектов и инструментария полевых исследований;

  • в проведении полевых исследований;

  • в анализе результатов полевых исследований;

  • в работе по презентации результатов исследований;

  • в педагогической деятельности, направленной на презентацию результатов исследований.

В период производственной практики студент должен стремиться собрать эмпирический и аналитический материал, который в последующем может быть использован при написании курсовой работы, разработке магистерской диссертации или же для определения темы будущего исследования.
4. Отчетность по результатам практики

По итогам пройденной практики, для подтверждения качества проведенной работы, полученных знаний, умений и навыков, студенты должны предоставить в университет ряд обязательных материалов и документов.



  1. Отчет о проделанной работе, содержащий подробное описание деятельности за время прохождения практики. В зависимости от того, какая именно позиция занималась студентом в ходе практической работы (творческая, управленческая, научно-исследовательская), представленный отчет также может различаться по своим разновидностям. В большинстве случаев отчет должен содержать анализ собственной деятельности студента по выполнению творческих заданий и сбору материалов для магистерских исследований с приложением выполненных заданий (опубликованных текстов, фото- или видеоматериалов, подготовленных образцов инфографики и т.д.). В других случаях (при акценте на аналитическую деятельность в ходе практики или же в том варианте, если практика проходила в научно-исследовательских организациях) отчет может представлять собой сборник всех выполненных за время практики научных работ – данных полевых исследований, расшифровок глубинных интервью, аналитических записок, презентаций и т.д. Такому отчёту предшествует общее введение, сопровождающееся детальным описанием выполненных работ.

  2. Отзыв с места практики – от руководителя практики со стороны организации-работодателя.

  3. Отзыв научного руководителя практики из соответствующего департамента.

В качестве приложения к этим документам должны быть добавлены творческие материалы, подготовленные студентом и опубликованные редакцией, данные проведенных исследований и иные свидетельства работы магистранта. Помимо собственных публикаций (под которыми стоит собственная подпись студента), в приложение могут входить авторские тексты, отредактированные практикантом, а также другие виды работы, под которыми не стоит настоящая фамилия автора-практиканта – макеты газетных и журнальных полос, компьютерная верстка, дизайн полос, информационные подборки, подборки писем и т.д. Материалы должны быть заверены подписью редактора газеты или заведующего отделом (с упоминанием о том, что данный материал подготовлен практикантом), а также редакционной печатью.

5. Форма итогового контроля
Обычной формой итогового контроля производственной практики для студента магистерской программы «Мультимедийная журналистика» является дифференцированный зачет. Принимает его комиссия из не менее, чем двух (традиционно – трех) преподавателей соответствующего департамента. Дата проведения зачета по практике определяется учебной часть факультета медиакоммуникаций по согласованию с заведующим департаментом. По результатам прохождения практики оформляется ведомость. Практика оценивается по десятибалльной системе и учитывается при подведении итогов общей успеваемости студентов.

Студенты, не выполнившие программы практики по уважительной причине, направляются на практику вторично, в свободное от учебы время. В том случае, если студент не выполнил программу практики без уважительной причины или же получил по ее итогам отрицательную оценку, он может быть отчислен из НИУ ВШЭ как имеющий академическую задолженность в порядке, предусмотренном соответствующими внутренними положениями о контроле знаний в университете.

Поделитесь с Вашими друзьями:


База данных защищена авторским правом ©grazit.ru 2017
обратиться к администрации

    Главная страница