Прорыв первопроходцев – ответ на вызовы глобализации «треугольник света» Концепция инновационного мегапроекта



страница1/5
Дата06.09.2017
Размер0.77 Mb.
  1   2   3   4   5
Девиз: Прорыв первопроходцев – ответ на вызовы глобализации
«ТРЕУГОЛЬНИК СВЕТА»

Концепция инновационного мегапроекта

«Сокращение теневого оборота драгоценностей в России»
Аннотация

Концепция обосновывает сокращение теневого оборота драгоценностей (ТОД) в местах добычи и обработки драгоценных металлов (ДМ) и драгоценных камней (ДК) путем их непромышленной добычи и восстановления института вольноприносительства, прежде всего, в Сибири, на Урале, Дальнем Востоке и Крайнем Севере, в Арктической зоне и других неосвоенных местах на институциональной основе.

Такой путь снимает первопричину ТОД и создает условия для легального оборота индивидуально добытых ДМ и ДК. Индивидуальное и семейное предпринимательство в этой сфере с использованием высоких технологий, в том числе информационных, служит возрождению традиций и созданию нового социального слоя русских первопроходцев в условиях шестого технологического уклада раздвигающих границы своего мира1. В свою очередь это влечет за собой активное освоение труднодоступных мест и появление в них компактных пионерных расселений (агломерация-XXI), позволяющих вместе с МЧС полностью контролировать труднодоступные территории на федеральном, региональном и муниципальном уровне.

Основным механизмом сокращения ТОД должен стать многоцелевой мегапроект «Треугольник света» (закон, рынок, общество) и соответствующий бизнес-план, который может обеспечить в ходе сокращения ТОД единство действий государственных органов, участников рынка, а также некоммерческих и общественных организаций при поддержке СМИ. В ходе сокращения ТОД предусматриваются юридические, административные, социально-экономические, информационно-образовательные и иные инновации как инструменты, открывающие новой категории предпринимателей путь к индивидуальному производительному труду на легальных основаниях, обеспечивающих им естественное вхождение в рынок. Данная институциональная структура в перспективе предопределяет мультипликационный (синергетический) эффект, выражающийся в ускоренном росте трудовых ресурсов на критических участках экономики, требующих резкого подъема массового социально-экономического оптимизма и готовности к личному риску.

В ходе развития инновационного мегапроекта «Треугольник света» возможно создание новой социальной реальности – управляемой на федеральном, региональном и муниципальном уровне своего рода «золотой лихорадки», которая должна в полной мере вписаться в «Стратегию национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года» и в целом стратегию развития Федерации до 2050 года.

Управляемая «золотая лихорадка» позволяет существенно активизировать наименее обеспеченные и, следовательно, наиболее заинтересованные и в то же время наиболее широкие слои деятельного населения по всей стране. Так, самодеятельность городского населения в освоении быстрорастущих мусорных свалок, где накоплены вторичные ДМ техногенного происхождения в объеме, сопоставимом с крупнейшими месторождениями, вернула бы эти ДМ государству, обеспечив их добытчикам средства к существованию, а мегаполисам, большим и малым городам – целесообразную утилизацию отходов.

Вместе с тем управляемая «золотая лихорадка» органично вписалась бы и в борьбу с коррупцией, которая в настоящее время ведется не только в сфере экономики, но и во всех других сферах жизни общества и государства, способствовала бы формированию в России деятельного гражданского общества, преодолению последствий мирового экономического кризиса и ускоренному освоению технологий XXI века на промышленном уровне.

Мегапроект и разрабатываемый на его основе бизнес-план (мегаплан) опираются на применение всех трех элементов «треугольника знаний» (образование, исследования, инновации), рекомендованного Саммитом-2006 стран «Группы восьми» в целях подъема кадрового капитала на уровень инновационных обществ XXI века. Мегапроект на первом этапе может быть развернут в двух-трех готовых к этому регионах – сначала в качестве эксперимента по преодолению в них последствий кризиса, а затем, с учетом полученного опыта, и в целом по стране.


Разработчики


  • НО «Фонд содействия развитию высоких технологий» (далее «Фонд») – Экспертный совет МИРЭА по высоким технологиям.

  • ООО «Редакция журнала «Драгоценные металлы. Драгоценные камни»

(далее «ДМ/ДК») – ООО «Алмазы и золото России» (далее «АЗР»).

  • МО «Академия средств массовой информации».

  • Учебно-методический и научно-исследовательский центр – УМНИЦ «Соколиная Гора».

  • Оргкомитет XII международной деловой конференции «Российский рынок драгоценных металлов и драгоценных камней: состояние и перспективы»

(РДМК-2009)2.
Основные цели мегапроекта


  • Декриминализация оборота ДМ и ДК с последующим мультипликационным (синергетическим) эффектом; гармонизация коренных интересов населения и государства в данной сфере; ускоренное увеличение трудовых ресурсов на основе институционального подхода и активизации гражданского общества.

  • Освоение труднодоступных территорий и отдаленных регионов РФ; развитие малого бизнеса, индивидуального предпринимательства и непромышленной добычи ДМ и ДК с ориентацией на высокие технологии XXI века.

  • Возрождение в сфере ДМ и ДК института вольноприносительства; создание условий для становления нового авангардного социального слоя – российских первопроходцев XXI века (с учетом глобальных климатических изменений); социально-экономический оптимизм и готовность к личному участию в обеспечении национальной безопасности у значительной части населения.


Ожидаемые результаты


  1. Существенное сокращение ТОД, теневых финансовых потоков, связанных в том числе с нелегальным вывозом ДМ и ДК за рубеж, подпитывающим коррупцию, наркоторговлю, терроризм и, как следствие, неизбежное сужение социальной базы криминала, прежде всего, в местах его наиболее активного проявления.

  2. Увеличение легального оборота ДМ и ДК, формирование новых прозрачных финансовых потоков, расширение налогооблагаемой базы, дополнительные поступления в бюджет.

  3. Быстрый рост среднего и малого бизнеса, индивидуального предпринимательства, стимулирующих подъем экономической состоятельности и формирование новых социальных перспектив для вольноприносителей и их семей, других социальных групп, включенных в движение российских первопроходцев XXI века.

  4. Ускорение малоэтажного деревянного строительства, в том числе малоэнергоемких «канадских» домов, на основе полной и глубокой переработки леса, использования его отходов для животноводства и производства биотоптива. Развитие малых форм экологически чистой энергетики, энергосбережения; энергоэкологическое освоение городских мусорных свалок с вторичными ДМ техногенного происхождения.

  5. Новая социальная тенденция – управляемая на федеральном, региональном и муниципальном уровне российская «золотая лихорадка» XXI века как результат подъема массового социально-экономического оптимизма и готовности граждан к личному риску. Возрождение патриотических традиций русских первопроходцев, духа поиска и предприимчивости в сочетании с личной ответственностью за осваиваемую территорию и богатства страны.

  6. Сохранение и увеличение численности, повышение уровня жизни, образования и социального статуса, рост культуры и гражданской ответственности населения, включенного в мегапроект, расширение демографической базы для дальнейшего успешного социально-экономического развития РФ, укрепления межрегиональных связей и связей отдаленных регионов с федеральными институтами.

  7. Прекращение развивающейся незаконной миграции в отдаленные регионы, рост привлекательности этих регионов для законопослушных мигрантов. Развитие на базе непромышленной добычи золота новых форм российского и международного туризма, культурно-образовательных и иных межнациональных связей.


Основные задачи


  1. Достижение консенсуса различных ветвей государственной власти и гражданского общества, необходимого для незамедлительного восстановления в местах добычи и обработки ДМ и ДК, института вольноприносительства, успешно действовавшего ранее в России. Прежде всего, на Урале, в Сибири, на Дальнем Востоке и Крайнем Севере, в Арктической зоне (с учетом процесса ускоренного обновления Арктики в условиях глобального потепления и бурного роста экономики).

  2. Внесение в правово-нормативную базу российского рынка ДМ и ДК изменений, предоставляющих физическим лицам право на индивидуальный производительный труд, в том числе на непромышленную добычу, в соответствии с действующим Гражданским кодексом.

  3. Разработка упрощенных финансовых и административных инструментов, дающих индивидуальным предпринимателям, осуществляющим непромышленную добычу ДМ и ДК, законный доступ к операциям на российском рынке ДМ и ДК – при участии организаций по переработке лома и отходов ДМ, поддержке «Сбербанка России» и «Почты России».

  4. Обоснование и представление в органы исполнительной власти комплекса экономических и социальных преференций, необходимых для государственной поддержки деятельности физических лиц на рынке ДМ и ДК, и реализация данного комплекса.

  5. Разработка и апробация институционального механизма правоприменительного, административного, финансового, социально-экономического и информационного взаимодействия федеральных и региональных властей, делового сообщества, общественных и некоммерческих организаций по сокращению ТОД и созданию условий для формирования контингента первопроходцев в малозаселенных и незаселенных местностях.

  6. Привлечение правоохранительных органов к сотрудничеству с администрацией регионов в защите вольноприносителей и процедур легализации драгоценностей от посягательств криминальных структур, к организации их безопасности, а также к активной профилактической работе на данном направлении с учетом зарубежной практики и опыта противодействия ТОД, накопленного МВД в последние годы.

  7. Содействие повышению социального статуса вольноприносителей, возрождение патриотических традиций и семейных ценностей российских первопроходцев. Становление институциональных основ первопроходцев XXI века – авангардного отряда российских индивидуальных предпринимателей.

  8. Развитие семейного бизнеса и строительства малоэтажных и малоэнергоемких деревянных домов на основе полной и глубокой переработки леса с получением из отходов биотоплива и корма для животноводства. Создание необходимых условий для повышения деторождаемости на осваиваемых первопроходцами территориях.

  9. Инновационное образование молодого поколения первопроходцев в соответствии с задачами «Стратегии национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года», в том числе энергоэкологической безопасности на базе энергосбережения, малых форм энергетики и альтернативных источников энергии (солнечно-, ветро- и гидро- и атомно-водородных и других), с помощью новых информационных технологий, включая дистанционное обучение.

  10. Развитие активной самодеятельности городского населения в освоении мусорных свалок, где накоплены вторичные ДМ техногенного происхождения в количестве, сопоставимом с крупнейшими месторождениями. Непромышленная добыча ДМ и ДК, включая техногенные, по всей территории страны.

  11. Создание автоматизированной системы поддержки (АСП) производственной и непроизводственной (в том числе природоохранительной и энергоэкологической) деятельности первопроходцев, а также информационной, научно-образовательной, консультативной, организационной, правоохранительной и иной деятельности федеральных, региональных и муниципальных органов государственной власти по управлению российской «золотой лихорадкой» XXI века.


ТОД в мировой экономике
По-видимому, производство и торговля драгоценностями, имеющие более давнее происхождение, чем возникновение и развитие государств и цивилизованных рынков, во многом и сегодня предопределяют перспективу мирового рынка ДМ/ДК, который веками теснейшим образом связан со свободным обращением ДМ и ДК. Может быть, именно эта давняя историческая связь, основанная на психологии, морали и традициях людей разных рас, национальностей и сословий, единых в своем отношении к ДМ и ДК, придает ту особую устойчивость мировому нецивилизованному («теневому», «черному», «серому», «незаконному», «нелегальному», «дикому» и т.д.) рынку ДМ и ДК, которая отличает его от цивилизованных рынков. Во всяком случае, еще ни одна страна в мире не сумела на своем национальном рынке полностью исключить незаконные операции с драгоценными товарами. Свести их к минимуму – такова реальная задача любого государства, включая наиболее развитые.

Цивилизованный рынок в условиях глобализации, в сущности, является главной проблемой экономики XXI века. Проблема в том, что ему противостоит глобальный теневой рынок, который вполне успешно развивается в условиях научно-технической и информационной революций, принимая все новые и новые формы. Причем в первую очередь теневой рынок развивается в так называемых странах «золотого миллиарда», хотя именно из этих стран раздаются постоянные упреки в нарушении другими странами цивилизованных форм торговли. Коррупция в США, Японии и странах Евросоюза, вовлекающая ТОД (НОД) в высшие эшелоны власти и экономики, намного масштабнее и изощреннее, чем в России, о чем свидетельствуют непрекращающиеся коррупционные дела, возбуждаемые и не возбуждаемые судами в этих странах.

Экономисты, анализируя феномен глобальной теневой экономики, ее сущность, условия, факторы возникновения и развития, социально-экономические последствия, приходят к важному выводу. Они считают, что масштабы и влияние теневого и криминального сектора приблизились к границе, за которой возрастает опасность утраты обществом контроля над направленностью развития глобальной экономической системы.

Прежде чем сделать этот вывод, ученые рассмотрели 12 нелегальных мировых рынков. А именно: 1) наркотических средств; 2) оружия; 3) автотранспортных средств; 4)культурных ценностей; 5) финансовый; 6) труда; 7) трансплантатов; 8) организованной проституции; 9) торговли людьми; 10) торговли дикими животными; 11) нелегальный игорный бизнес; 12) нелегальный рынок наркотических средств. Конечно, это не полный перечень, поскольку отсутствуют рынки контрафактной продукции, интеллектуальное пиратство, порнорынок (в том числе в Интернет) и ряд других, в том числе ТОД. Тем не менее, общий вывод о возможности утраты контроля над мировой экономикой, особенно с учетом глобального экономического кризиса, не вызывает сомнений.

Причина состоит в том, что ни ООН, ни другие международные организации не наделены ни правом, ни достаточными полномочиями, ни средствами для того, чтобы эффективно регулировать мировой рынок, в том числе и рынок ДМ/ДК. Даже исходя из международных норм, согласованных на основе национальных законодательств, причем в тех случаях, когда решения ни у кого не вызывают разногласий.

Так, документы Саммита-2006 по борьбе с коррупцией на высоком уровне, по борьбе с интеллектуальным пиратством и контрафактной продукцией (со ссылкой на Конвенцию ООН против транснациональной организованной преступности и Конвенцию ООН против коррупции) между строк показывают беспомощность всех этих организаций, когда речь идет об интересах ТНК или стран «золотого миллиарда», особенно США3.

ТОД на протяжении веков является составной частью реальной экономики во всех странах мира, в том числе и в России, – и всегда с того времени, как в этих странах устанавливается законный оборот ДМ и ДК. К теневому обороту обычно относят любые, не зарегистрированные на законных основаниях товарно-денежные сделки, получившие в мировой практике развитие преимущественно на «серых рынках» (grey markets). Такие сделки одновременно составляют и незаконный оборот драгоценностей (НОД), что дает основания юристам для полного отождествления понятий ТОД и НОД.

Однако в целях мегапроекта его разработчики полагают возможным употреблять оба термина без полного отождествления, имея в виду возможность выведения из тени на свет значительной части ТОД, а следовательно и НОД, то есть реальную подвижность их содержания4. К такому разделению побуждает история российских пионеров, в свое время проложивших золотые пути на Крайнем Севере, в Сибири, на Дальнем Востоке, Аляске и в Калифорнии. Отношение первопроходцев к ДМ и ДК сохранилось в исторической памяти россиян, и оно связано с вольноприносительством.

Впрочем, эти терминологические тонкости на международном уровне имеют скорее теоретическое, чем практическое значение. В официальных международных документах ТОД и НОД полностью совпадают, и таких документов становится все больше по мере развития международного терроризма. Так, на Генеральной Ассамблее ООН в 2000 году было отмечено, что ДМ и ДК, отличающиеся высокой ценой и компактностью, в условиях глобализации пользуются спросом преступных сообществ, ведущими «по всему миру незаконную торговлю наркотиками, оружием, драгоценными металлами и камнями».

В связи с этим ООН приняла ряд важных решений, направленных на оздоровление мирового рынка ДМ и ДК, прежде всего, путем его информатизации, обеспечивающей прозрачность деловых операций. В результате все более активизируется Кимберлийский процесс (КП), направленный против преступного использования алмазов. По всему миру, в том числе и в России, усиливается борьба с контрабандой, отмыванием «грязных» денег, контрафактной продукцией, так или иначе связанными с ТОД и НОД. Вместе с тем важно отметить, что вся эта борьба пока не приносит желаемых результатов, что, по-видимому, тесно связано с расширением торговли людьми, наркоторговли, контрабанды оружия и, конечно, пиратства, в том числе интеллектуального, и терроризма.

Лидерами в области противодействия теневому бизнесу, в том числе ТОД и НОД, считаются Евросоюз и США, которые осуществляют его с учетом своих национальных интересов, но, как правило, с принципиально разными целями.

В Евросоюзе действует специальный орган — Европейское Антитеневое бюро («European Anti-Fraud Office», http://ec.europa.eu/anti_fraud/reports/index_en.html). Главная его цель – подавление незаконной конкуренции. Ежегодно здесь изучается 400 — 500 дел по подозрению в незаконном бизнесе. Половина из них заканчивается на предварительной стадии. Обычный срок расследования — 2 года. Административные последствия, экономический эффект от которых составляет порядка 200 млн. евро, имеют примерно 100 дел. Основной упор делается на противодействие теневому импорту товаров массового спроса из стран Юго-Восточной Азии — например, китайская продукция (до 64% от всей контрабанды, Евроньюс, 29.11.2006) ввозится сверх квот от имени других стран. Противодействие ТОД и НОД осуществляется на общих основаниях.

В США известно Бюро по контролю над иностранными авуарами — «Office of Foreign Assets Control» (www.ustreas.gov/ofac). В его работе упор делается на страны-изгои и террористические организации. Так, торговля с Кубой или Северной Кореей строго карается: до 10 лет тюрьмы и штрафом ($1 млн. для корпораций и $0,1 млн. для индивидуалов). Строгие наказания грозят участникам ТОД и НОД — например, при незаконной торговле алмазами предусмотрена конфискация преступного имущества (с 2003 года действует Закон о торговле чистыми алмазами).

Противодействие криминализации экономики, в том числе в области ДМ и ДК, ведут Китай, Япония, Израиль, Индия, Турция, арабские, африканские и латиноамериканские страны, однако, как свидетельствует пресса, решающего успеха пока не добились нигде. И это создает дополнительную опасность для России, где криминализация экономики вот уже два десятилетия растет неуклонно и непреодолимо, и конца этому не видно.


ТОД, НОД и финансирование террористов
Драгоценные металлы и драгоценные камни часто используются как финансовые инструменты международными криминальными структурами (например, боливийскими наркобаронами), террористическими организациями. Известно, что в начале 1990-х годов теневым золотом активно пользовался Джохар Дудаев. В Африке антиправительственные боевики финансируются алмазами давно и систематически, нередко контролируя целые месторождения. Есть сведения, что уже после израильско-ливанской войны «Хезболла» реализовала в Антверпене партию алмазов на сумму порядка $100 млн.

Показательно отношение израильской контрразведки к новым тенденциям на алмазном рынке. Быстро усиливающаяся интеграция Ближнего Востока в мировой алмазный рынок, отмечает Rough&Polished (ДМ/ДК, 2007, №10), неизбежно сказывается на взаимоотношениях арабских стран и Израиля. Так, служба безопасности Израиля SHABAK, исследуя переводы, проходившие через компании Western Union и First Data, блокировала часть финансовых потоков ХАМАС и «Исламского Джихада». При этом отметила, что бездокументарные системы, подобные арабской «хавале» или китайской «фей-чьен», представляют угрозу, поскольку часто служат инструментом финансирования криминальных и террористических действий. Однако традиционная схема сделок между израильскими алмазными дилерами, когда единственным «документом» является рукопожатие и восклицание: «Mazal U'Bracha!», достаточно распространенная до сих пор, по мнению службы, угрозы не представляет. Такова практика двойных стандартов.

По экспертным оценкам, действие запретительных мер против «кровавых алмазов» в рамках КП привело к выдавливанию теневых алмазов (около 4% от мирового оборота или около $500 млн. в год) в криминальную сферу – по принципу сообщающихся сосудов.

Так, в Сьерра-Леоне контроль над добычей алмазов принадлежал до 1985 г. ливанской шиитской партии «Амаль». В 1985 г. новая власть отстранила от алмазного бизнеса ливанцев и допустила к нему евреев, которые легализовали алмазы через Алмазную биржу в Рамат-Гане. В 1991 г. после революции к делу опять подключились ливанцы, переправляя необработанные алмазы прямо в Европу (Антверпен) или в Дубай. На практике в Бельгии и Нидерландах к алмазам сомнительного происхождения и сейчас относятся достаточно либерально. Эксперты, однако, считают, что это близорукая и эгоистичная позиция, которая в ближайшем будущем может нанести существенный ущерб этим странам.

После терактов в Нью-Йорке в 2001 году и в результате присоединения США к КП считалось, что западные спецслужбы практически задавили теневой оборот алмазов. Но к настоящему времени, по данным прессы, почти половина «серого» бизнеса перешла на нелегальное положение. В Африке теневой алмазный бизнес полностью взяла под контроль окрепшая после разгрома Аль-Каиды «Хезболла». В целом КП пока не удается успешное решение поставленных перед ним задач.

Показателен саммит КП-2009 в Виндхуке, Намибия. Гуманитарные организации Partnership Africa-Canada и Global Witness обвинили КП в бессилии противостоять контрабанде, отмыванию денег и другим отступлениям от нормативов КП. Было указано на нарушения прав человека в Зимбабве (в сочетании с контрабандой с слабым правительственным контролем), странности в торговле алмазами Ливана (экспорт сырья превышает импорт), неожиданное увеличение Гвинеей экспорта на 500% за последние два года и другое.

Отмечалось, что в Зимбабве вооруженные силы при захвате месторождений алмазов в Маранге согнали около 30 тыс. нелегальных старателей, арестовав около 5 тыс., причем три четверти из них, по внешним признакам, подвергались жестоким пыткам. Военные применяли вертолеты, вооруженные пулеметами, и служебных собак, что повлекло гибель людей. Позже они окружили район и заставили местных жителей добывать алмазы. По крайней мере часть добываемого сырья, по мнению экспертов, не получит правительство страны, а будет реализована военными нелегально путем контрабанды.

В итоге требования международных организаций свелись к следующему.

1. КП должен заявить в своих основных документах о приверженности борьбе за права человека в соответствии со Всеобщей декларацией прав человека ООН и потребовать их эффективного соблюдения при добыче и алмазов и торговле ими в странах-участницах.

2. Организация должна существенно усилить мониторинг, в частности, детально изучать и оперативно отслеживать обстановку в Зимбабве, ясно и четко формулируя замеченные нарушения. Нарушения в Ливане, Гвинее и Венесуэле также должны стать объектом немедленных действий со стороны КП.

3. Заявив, что КП давно допускает существование лазеек в своих контрольных процедурах, неправительственные организации призвали организацию опираться на статистику мировых центров обработки алмазов по импорту/экспорту и использованию сырья с тем, чтобы никакие обороты сырья не ускользали от контроля.

Требования, конечно, справедливы, но мало надежд на их реализацию. Характеризуя современный глобальный рынок, российские экономисты заключают, что «здесь высок уровень дезорганизованности, хаотичности, непредсказуемости, своекорыстных действий государств и ТНК», причем «степень надежности прогнозов в этой сфере весьма низка» (Б.Н.Кузык, В.И.Кушлин, Ю.В.Яковец, 2006).





Поделитесь с Вашими друзьями:
  1   2   3   4   5


База данных защищена авторским правом ©grazit.ru 2019
обратиться к администрации

войти | регистрация
    Главная страница


загрузить материал