Проведение сертификации работников отрасли и аттестации персонала организаций



Скачать 115,6 Kb.
Дата26.09.2017
Размер115,6 Kb.
Введение
Профессиональный стандарт является новой формой определения квалификации работника по сравнению с единым тарифно-квалификационным справочником работ и профессий рабочих и единым квалификационным справочником должностей руководителей, специалистов и служащих.

Профессиональный стандарт — характеристика квалификации, необходимой работнику для осуществления определённого вида профессиональной деятельности, он является многофункциональным нормативным и методическим документом, устанавливающим требования к профессиональным знаниям и умениям, а также профессиональному образованию и практическому опыту, необходимым для выполнения работниками своих функциональных обязанностей.

Профессиональные стандарты могут использоваться для решения широкого диапазона практических задач в области управления персоналом и подготовки квалифицированных кадров, таких как:


  • разработка профессиональных стандартов саморегулируемых организаций, должностных инструкций и других документов, обязательных к применению в рамках СРО или конкретной организации;

  • проведение сертификации работников отрасли и аттестации персонала организаций;

  • формирование стандартов профессионального образования, разработки программ профессиональной подготовки и переподготовки, повышения квалификации работников.

Работодателю профессиональный стандарт является основой для:

  • выбора качественного персонала на рынке труда, поскольку он служит основой для определения критериев оценки при подборе и отборе персонала;

  • обеспечения качества труда персонала;

  • обеспечения профессионального роста персонала;

  • поддержания и улучшения стандартов качества в организации через контроль и повышение профессионализма своих работников;

  • повышения мотивации персонала в своей организации;

  • повышения эффективности, обеспечения стабильности и качества труда, следовательно, высоких экономических результатов.

Профессиональный стандарт необходим и работникам, поскольку для них он является основой для:

  • определения собственного профессионального уровня;

  • профессионального обучения и совершенствования;

  • эффективного функционирования на предприятии;

  • обеспечения собственной востребованности на рынке труда;

  • сокращения сроков поиска подходящей работы;

  • карьерного роста и увеличения доходов.

Профессиональные стандарты необходимы и для сферы образования в качестве основы

  • для формирования федеральных образовательных стандартов и образовательных программ всех уровней профессионального образования, разработки методических материалов и выбора форм и методов обучения в системе профессионального образования

Для органов управления образованием профессиональные стандарты создают

возможность:



  • сформулировать реальные и измеримые результаты обучения в системе профессионального образования,

  • планировать объёмы и профили обучения,

  • определять траектории обучения в течении всей жизни.

Для образовательных учреждений стандарты создают основу для разработки:

  • образовательных программ,

  • курсов обучения, учебных планов и учебно-методических материалов для различных целевых групп (студенты системы профессионального образования, взрослое население, нуждающееся в совершенствовании компетенций, безработные граждане, желающие трудоустроиться и т.д.).

Обобщая сказанное выше о назначении профессионального стандарта, можно заключить, что он позволяет контролировать профессионализм работников, поддерживать и улучшать стандарты качества для определённой области деятельности.

Раздел 1

«Общая характеристика вида профессиональной деятельности,

трудовых функций»


Требования к гражданским и промышленным архитектурным объектам неуклонно растут, в связи с чем, растут и требования к используемым материалам, а также к технологиям строительства.

В последнее время широкое распространение получило монолитное строительство - технология возведения зданий и сооружений из железобетона, изготавливаемого непосредственно на строительной площадке, которая позволяет в короткие сроки возводить здания и сооружения практически любой этажности и формы - от строительства огромных мостовых пролётов до изготовления современных скульптур.

Достоинства монолитного строительства:


  • Скорость

  • Свободный выбор конфигурации будущего зданий, не зависящий от типовых элементов.

  • Отсутствие швов, что существенно улучшает тепло и звукоизоляцию, снижает общий вес здания, предотвращает образование трещин, повышает прочность конструкций и делает их более долговечными

В монолитном домостроении прослеживаются два направления развития. Одно из них связано с массовым возведением ординарных зданий (преимущественно жилых), другое - нацелено на возведение уникальных сооружений. Первое направление охватывает огромный рынок жилья всех категорий. Спрос на качественное жилье растёт, одновременно с этим растёт потребность в разнообразных архитектурных решениях, создающих современный облик «спальных» районов.

Процесс монолитного строительства состоит из следующих основных технологических этапов:

- Устройство арматурного каркаса;

- Установка опалубки;

- Укладка бетонной смеси;

- Прогрев (в зимнее время);

- Уход за бетоном;

- Снятие опалубки (распалубка, разопалубливание).

Важное место в монолитном строительстве занимают бетонные работы.

Бетонные работы очень трудоёмкий и сложный процесс, для качественного выполнения которого, бетонщику необходимо обладать не только хорошей физической подготовкой, но и определённым уровнем знаний, умений и навыков. Ведь именно от качества выполнения бетонирования, во многом зависит качество бетонной или железобетонной конструкции и всего «монолита» в целом.



Не соблюдение бетонщиком:

  • правил подготовки основания бетонируемой конструкции, опалубки, арматуры перед бетонированием;

  • допустимой высоты свободного сбрасывания бетонной смеси в бетонируемую конструкцию;

  • приёмов и методов укладки бетонной смеси;

  • высоты слоя укладываемой бетонной смеси;

  • режимов уплотнения бетонной смеси;

  • продолжительности перерывов в бетонировании конструкции;

  • правил ухода при твердении бетона;

может привести к значительным дефектам бетонных конструкций!
Проанализировав содержание трудовой деятельности специалистов, занимающихся на строительстве бетонными работами, были выявлены конкретные трудовые функции и установлены требования к компетенциям работников, необходимые для выполнения этих функций. Многие компетенции бетонщика связаны с умением работать различными механизмами, приспособлениями и с разного рода оборудованием.

Профессиональный стандарт состоит из отдельных элементов (единиц профессионального стандарта), каждый из которых соотносится с набором трудовых функций. Для выполнения конкретной трудовой функции от работника требуется наличие целостного набора компетенций, включающего профессиональные компетенции (описываемые в терминах умений и знаний) и личные компетенции.

Полученный набор единиц профессионального стандарта распределяется по уровням в соответствии с национальной и отраслевой рамками квалификаций.

Национальная рамка квалификаций Российской Федерации (НРК) представляет собой системное и структурированное описание квалификационных уровней, признаваемых на общефедеральном уровне, и основных путей их достижения на территории России. Описание квалификационных уровней осуществляется посредством использования трёх обобщённых показателей профессиональной деятельности:

1. широта полномочий и ответственности,

2. сложность деятельности,

3. наукоёмкость деятельности.

Отраслевые рамки квалификаций (ОРК) создаются на основе НРК и отражают специфику профессиональной деятельности в конкретной отрасли.

Анализ трудовой деятельности бетонщиков в рамках указанного вида деятельности (45.2 Строительство зданий и сооружений (ОКВЭД)) позволил выделить в зависимости от сложности выполняемых трудовых функций – 4 квалификационных уровня:

Бетонщик – 2 квалификационный уровень;

Бетонщик – 3 квалификационный уровень;

Бетонщик – 4 квалификационный уровень;

Бетонщик – 5 квалификационный уровень;

На 5-м квалификационном уровне осуществляется руководство производством работ в рамках звена (подразделения).

Выделение трудовых функций и распределение их по квалификационным подуровням осуществлялось на основе содержательного анализа нормативных технических документов: Общероссийского классификатора видов экономической деятельности (ОКВЭД), Единого тарифно-квалификационного справочника работ и профессий рабочих отраслей экономики РФ (ЕТКС).

Каждый квалификационный уровень профессионального стандарта содержит перечень трудовых функций с детальным описанием знаний и умений, необходимых для эффективного выполнения каждой трудовой функции. Кроме того, профессиональный стандарт устанавливает требования к профессиональному образованию, стажу работы и другим объективным оценкам личностных характеристик специалистов в соответствии с квалификационными уровнями.

Для каждого квалификационного уровня предложено выделить обобщённые трудовые функции:

- Ведение подготовительных работ;

- Выполнение бетонных работ;

- Соблюдение требований безопасности труда и охраны окружающей среды.

Следует отметить, что специалист каждого квалификационного уровня должен уметь выполнять все трудовые функции специалистов более низких квалификационных уровней.


Раздел 2

«Основные этапы разработки проекта профессионального стандарта»


Разработка проекта профессионального стандарта БЕТОНЩИК включала следующие этапы:

I этап – подготовительный, который заключался в проведении анализа состояния и перспектив развития вида профессиональной деятельности с учетом отечественных и международных тенденций, в формировании экспертной группы, в проведении анализа нормативной, методической, учебной и технологической документации в области темы, в формировании репрезентативной выборки организаций, в проведении опроса работников выбранных организаций, в подготовке проекта профессионального стандарта, включающего описание основных обобщенных трудовых функций, относящихся к 2-5 уровням квалификаций;

II этап – проведение профессионально-общественного обсуждения проекта профессионального стандарта, заключающегося в проведении трех очных и одного заочного межрегиональных круглых столов для представителей профессионального сообщества, их объединений, органов исполнительной власти, в размещении информации о ходе разработки профессионального стандарта в СМИ, на сайтах НОСТРОЯ и СПбГАСУ, в сборе, анализе и систематизации замечаний и предложений по совершенствованию проекта профессионального стандарта;

III этап – доработка и согласование проекта профессионального стандарта в соответствии с полученными в ходе профессионально-общественного обсуждения замечаниями и предложениями.


Вопросы анкеты были сконструированы на основе трудовых функций и трудовых действий, составляющих основные компетенции арматурщика.
Результаты анализа анкет представлены в таблице 1 согласно следующей шкале оценок:

- трудовые действия, принятые экспертами без изменений и дополнений - 2 балла;

- трудовые действия, дополненные или измененные экспертами - 1 балл;

- трудовые действия, исключенные экспертами - 0 баллов.


Таблица 1



трудовые действия

актуальность

соблюдает распорядок дня и график работы

2

использует материалы бережливо и по назначению

использует оборудование для бетонных работ

использует оборудование бережливо и по назначению

исправляет дефекты, возникающие в процессе выполнения работы

следует инструкциям на рабочем месте

подбирает необходимые для выполнения производственной задачи инструменты, оборудование и материалы

1,9

укладывает, уплотняет и заглаживает бетонные смеси при изготовлении конструкций различной сложности

по окончании работы убирает рабочее место, приводит в порядок и убирает используемые инструменты и оборудование

замечает и распознает опасности, относящиеся к работе, и сообщает о них

предупреждает возникновение несчастных случаев на своём рабочем месте

подготавливает основания и очищает опалубки

1,8

выполняет работу в соответствии с рассчитанными затратами

1,7

контролирует состояние опалубки

осуществляет уход за бетоном

выполняет ремонтные бетонные работы

ухаживает за опалубкой

выбирает оборудование, подходящие для выполнения задания

убирает неисправные инструменты и отправляет их в ремонт

распознает наиболее распространённые виды стальных арматур и дополнительных приспособлений, а также различные виды железобетонных изделий

1,6

читает конструктивные чертежи (раздел КЖ)

1,4

учитывает в работе свойства используемых материалов

получает и перемещает материалы, используемые при производстве бетонных работ

следит за качеством выполняемых им технологических операций

оценивает качество своих работ

1,2

определяет расход бетона

1,1

использует различные виды бетона и добавки с различными свойствами в своей работе

0,9

Согласно полученным данным, можно утверждать, что вопросы анкеты, составленные на основе значимых для профессиональной деятельности трудовых функций и предлагаемые к оценке респондентам, разработчиками стандарта были составлены корректно.

Однако, по результатам ответов было очевидно, что большая часть респондентов во время анкетирования опиралась на существующую российскую практику и не учитывала наличие лучших мировых практик.

Полученные в ходе анкетирования замечания и предложения по перечню трудовых действий, отдельных и обобщенных трудовых функций, обсуждались на рабочих встречах экспертов, на заседаниях «круглых столов» и на межрегиональных конференциях.

По результатам этих обсуждений сформировано окончательное описание трудовых функций, которые содержит проект профессионального стандарта.

Экспертная группа, участвующая в обсуждении и разработке проекта профессионального стандарта БЕТОНЩИК, сформирована с учетом места и опыта работы в строительных компаниях, в высших учебных заведениях, в профильных комитетах и профессиональных сообществах.


Раздел 3

«Обсуждение проекта профессионального стандарта»


Профессионально-общественное обсуждение проекта профессионального стандарта проводилось в ходе работы:

  1. секции по теме «Разработка профессиональных стандартов и система оценки соответствия и сертификация квалификаций в строительной сфере» Международной научно-практической конференции «Новые аспекты дополнительного профессионального образования в строительной сфере», организованной и проведенной совместно МГСУ и НОСТРОЙ;

  2. «круглого стола» по теме «Профессиональные стандарты как основа повышения компетенции специалистов строительной отрасли» в рамках «Дня саморегулирования в строительной отрасли», организованного и проведенного НОСТРОЙ;

  3. «круглого стола» по теме «Обсуждение проектов профессиональных стандартов: «Арматурщик», «Бетонщик», «Монтажник бетонных и металлических конструкций»», организованного и проведенного СПбГАСУ;

  4. «круглого стола» по теме «Результаты работы над проектами профессиональных стандартов: «Арматурщик», «Бетонщик», «Монтажник бетонных и металлических конструкций»», организованного и проведенного СПбГАСУ.



Поделитесь с Вашими друзьями:


База данных защищена авторским правом ©grazit.ru 2017
обратиться к администрации

    Главная страница