Проверки реализации на территории Иловлинского муниципального района долгосрочной целевой инвестиционной программы «Обращение с твердыми бытовыми и промышленными отходами на территории Волгоградской области»



Скачать 257,16 Kb.
Дата21.10.2016
Размер257,16 Kb.

Акт


проверки реализации на территории Иловлинского муниципального района долгосрочной целевой инвестиционной программы «Обращение с твердыми бытовыми и промышленными отходами на территории Волгоградской области»
р.п. Иловля 28.06.2013
В соответствии с планом работы на 2013 год, утвержденным председателем контрольно-счетной палаты Иловлинского муниципального района и Решением о проведении совместного контрольного мероприятия Контрольно-счетной палаты Волгоградской области и Контрольно-счетной палаты Иловлинского муниципального района от 25.01.2013 г., председателем Контрольно-счетной палаты Иловлинского муниципального района Врублевским Александром Георгиевичем проведена проверка вопросов реализации долгосрочной целевой инвестиционной программы «Обращение с твердыми бытовыми и промышленными отходами на территории Волгоградской области на 2012-2014 годы» на территории Иловлинского муниципального района за 2012 год и первый квартал 2013 года.

Срок проведения проверки с 03.06.2013 по 28.06.2013.




Общие сведения


В соответствии с Законом Волгоградской области от 14.03.2005 № 1027-ОД «Об установлении границ и наделении статусом Иловлинского района и муниципальных образований в его составе» в составе Иловлинского муниципального района образовано одно Иловлинское городское поселение и 13 сельских поселений (Авиловское, Александровское, Большеивановское, Качалинское, Кондрашовское, Краснодонское, Логовское, Новогригорьевское, Озерское, Сиротинское, Трехостровское и Ширяевское ).

Исполнительно-распорядительным органом Иловлинского муниципального района, наделенным полномочиями по решению вопросов местного значения является администрация Иловлинского муниципального района.

Юридический адрес и местонахождение: 403003, Волгоградская область, Иловлинский район, р.п. Иловля, ул. Буденного 47.

ИНН: 34080007270.

КПП: 340801001.

Телефоны: (884467) 5-14-00.


Организация сбора и вывоза ТБО


Федеральным законом от 06.10.2013 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» и Федеральным законом от 24.06.1998 №89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» организация сбора и вывоза бытовых отходов отнесена к вопросам местного значения поселений, а организация утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов – к вопросам местного значения муниципального района.

Данные полномочия соответственно закреплены в уставе Иловлинского муниципального района и уставах городских и сельских поселений.

В соответствии с предоставленными сведениями только в Иловлинском городском поселении утверждено положение (порядок) по организации сбора и вывоза ТБО.

В соответствии с п. 1.2. СанПиН 42-128-4690-88 «Санитарные правила содержания территорий населенных мест», утвержденными Минздравом СССР 05.08.1988 №4690-88 (далее СанПиН 42-128-4690-88) система санитарной очистки и уборки территорий населенных мест должна предусматривать рациональный сбор, быстрое удаление, надежное обезвреживание и экономически целесообразную утилизацию бытовых отходов (хозяйственно-бытовых, в том числе пищевых отходов из жилых и общественных зданий, предприятий торговли, общественного питания и культурно-бытового назначения; жидких из неканализованных зданий; уличного мусора и смета и других бытовых отходов, скапливающихся на территории населенного пункта) в соответствии с Генеральной схемой очистки населенного пункта, утвержденной решением Исполкома местного Совета народных депутатов.

В нарушение п. 1.2. СанПиН 42-128-4690-88:


  • Ни в одном поселении не разработаны генеральные схемы санитарной очистки территорий поселений Иловлинского муниципального района.

На территории Иловлинского муниципального района Волгоградской области по состоянию на 01.01.2013 проживало 34,5 тыс. человек.
Учитывая характер проживания населения Иловлинского муниципального района в жилом фонде различных категорий, нормы накопления ТБО для населения городских и сельских поселений предусмотрены в следующих размерах:

для благоустроенного жилого фонда (многоквартирных домов)

  • 0,125 м. куб./месяц, или 1,5 м. куб. в год Иловлинском городском поселении

  • 0,164 м. куб./месяц, или 1,97 м. куб. в год в Новогригорьевском сельском поселении, при этом нормативный акт по установлению норм образования ТБО отсутствует

для неблагоустроенного жилья (частного сектора)

  • 0,144 м. куб./месяц, или 1,73 м. куб. в год в Новогригорьевском сельском

поселении, при этом нормативный акт по установлению норм образования ТБО отсутствует.

Согласно полученным пояснениям и предоставленным материалам замеры объемов накопления отходов в периоды наибольшего их образования поселениями не производились.

В сельских поселениях кроме, указанных выше, нормы накопления ТБО не устанавливались.
Расчетный объем ТБО населения на территории Иловлинского муниципального образования в 2012 году составил 141,92 тыс. куб.м. в год.

В соответствии с п. 8.2.4. СанПиН 2.1.2.2645-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям проживания в жилых зданиях и помещениях», утвержденными постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 10.06.2010 №64 (далее СанПиН 2.1.2.2645-10) контейнеры и другие емкости, предназначенные для сбора бытовых отходов и мусора, должны вывозиться или опорожняться ежедневно.

Данные требования в полном объеме выполняются только в Иловлинском городском и Качалинском сельском поселениях. В 13 сельских поселениях определить периодичность вывоза ТБО не представилось возможным.

В основном для сбора ТБО в поселениях применяется система вывоза по мере необходимости трактором с тележкой и самовывоз ТБО населением.

Исходя из требований ежедневной очистки контейнеров и численности населения, расчетная потребность в контейнерах составила 196 штук. Однако, учитывая то, что в сельских поселениях люди проживают в частном секторе и удаленность контейнеров от домов, будет превышать нормативы, указанное количество контейнеров подлежит уточнению в зависимости от расположения контейнерных площадок. Кроме того установка контейнеров требует наличие специальной техники для их вывоза, а у сельских поселений отсутствуют денежные средства на ее приобретение.

Из 13 сельских поселений Иловлинского муниципального района в 11 сельских поселениях централизованный сбор и вывоз ТБО не осуществляется, в Логовском сельском поселении осуществляется частично. На территории данных сельских поселений контейнеры, бункеры, контейнерные площадки для сбора ТБО отсутствуют.

Населением осуществляется самостоятельный вывоз ТБО на площадки временного хранения ТБО. В соответствии со статьей 1 Федеральным законом от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» хранение отходов – это содержание отходов в объектах размещения отходов в целях их последующего захоронения, обезвреживания или использования. В соответствии с данной статьей временное складирование отходов предусматривает срок не более чем шесть месяцев. Однако с данных площадок ТБО для дальнейшей утилизации, захоронения не вывозится из-за средств бюджетов сельских поселений.

Приобретение контейнеров для сбора ТБО


Долгосрочная целевая инвестиционная программа «Обращение с твердыми бытовыми и промышленными отходами на территории Волгоградской области» на 2012-2014 годы», утверждена постановлением администрации Волгоградской области от 10.10.2011 № 575-п (далее Программа).
Одним из участников Программы является Иловлинский муниципальный район, с которым должно быть комитетом охраны окружающей среды и природопользования Волгоградской области заключено соглашение о намерениях участия в реализации и финансировании мероприятий долгосрочной целевой инвестиционной программы, в процессе проведения проверки такое соглашение не предъявлено.

Программа предусматривает исполнение мероприятий, в том числе за счет средств местных бюджетов, например: приобретение контейнеров, бункеров, обустройство контейнерных площадок. Однако соглашение между администрацией Иловлинского муниципального района и администрациями городского и сельских поселений Иловлинского муниципального района об участии поселений в Программе не заключалось.

Исходя из того, что в основном на территории района для сбора ТБО применяются контейнеры вместимостью 0,75 куб.м., расчётная потребность в контейнерах для ежедневного вывоза на 2012 год для Иловлинского района составляет 196 единиц.

Согласно «Сведениям обеспеченности сбора и накопления твердых бытовых отходов по Иловлинскому муниципальному району», представленных администрацией Иловлинского муниципального района по запросу комитета охраны окружающей среды и природопользования администрации Волгоградской области:



  • по состоянию на 01.05.2011 поселения были обеспечены 47 контейнерами, что на 149 контейнеров меньше расчетной потребности;

  • планируемая обеспеченность контейнерами на 2011-2012 годы составила 148 ед., т.е. заявлена потребность на приобретение контейнеров в количестве 101 штуки.

Программой предусмотрено приобретение в 2012 году контейнеров Иловлинским районом на общую сумму 444,0 тыс. руб., что соответствует 148 ед. контейнеров, или на 1 ед. меньше от расчетной потребности.

Программой в редакции постановления Правительства Волгоградской области от 28.12.2012 №640-п предусмотрено приобретение в 2012 году контейнеров Иловлинским районом на общую сумму 70.0 тыс. руб., что соответствует 20 контейнерам по цене 3,5 тыс. рублей.

Фактически Иловлинским городским поселением приобретено в 2012 году 20 контейнеров на сумму 70,0 тыс. руб.

Таким образом, по состоянию на 01.01.2013 на территории Иловлинского муниципального района использовалось 99 контейнеров, или на 97 контейнеров меньше от расчетной потребности.


Обустройство контейнерных площадок


Согласно «Сведениям обеспеченности сбора и накопления твердых бытовых отходов по Иловлинскому муниципальному району» фактическая обеспеченность поселений Иловлинского района контейнерными площадками на 01.05.2011 года составляла 7 ед., из них обустроенных в соответствии с предъявляемыми требованиями – 7. Планируемая потребность согласно сведениям Иловлинского муниципального района заявлена в количестве 62 единиц контейнерных площадок на общую сумму 186 тыс. руб.

Поселениями заявки в адрес администрации Иловлиснского муниципального района по представленным поселениями сведениям не подавались.

Уточненным вариантом Программы в редакции постановления Правительства Волгоградской области от 28.12.2012 № 640-п на территории Иловлинского муниципального района не предусмотрено обустройство контейнерных площадок.

Работы по обустройству контейнерных площадок в поселениях Иловлинского района в 2012 и 2013 годах по сведениям, предоставленным поселениями, не проводились.


В соответствии с п. 2.1.3, 2.2.2, 2.2.3. СанПиН 42-128-4690-88, СанПиН 2.1.7.1322 – 03 «Гигиенические требования к размещению и обезвреживанию отходов производства и потребления» и п.3.7 Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда, утверждённых постановлением Госстроя РФ от 27.09.2003 № 170, контейнерная площадка для ТБО является местом первичного сбора отходов, предназначенная для размещения специализированных металлических контейнеров, к обустройству которых предъявляются следующие требования:

  • площадка должна быть открытой, с водонепроницаемым покрытием (желательно ограждённой зелёными насаждениями и уклоном в сторону проезжей части 0,02%);

  • для сбора ТБО следует применять стандартные металлические контейнеры емкостью 0,75 куб. м, отходы хранятся открыто в смеси, срок хранения – 1 день;

  • площадки для установки контейнеров должны быть удалены от жилых домов, детских учреждений, спортивных площадок и от мест отдыха населения на расстоянии не менее 20 м., но не более 100 м. Размер площадок должен быть рассчитан на установку необходимого числа контейнеров, но не более 5;

  • мусоросборники всех типов должны устанавливаться на бетонированной или асфальтированной площадке, с ограждением из стандартных железобетонных изделий или других материалов с посадкой вокруг площадки кустарниковых насаждений;

  • при размещении на одной площадке до 6-ти переносных мусоросборников должна быть организована их доставка к местам подъезда мусоровозных машин;

  • размещение мест расположения контейнерных площадок необходимо согласовывать с районным архитектором и районными санэпидстанциями.

Согласно п. 2.2.4. СанПиН 42-128-4690-88 металлические сборники отходов в летний период необходимо промывать (при «несменяемой» системе не реже одного раза в 10 дней, «сменяемой» - после опорожнения), деревянные сборники - дезинфицировать (после каждого опорожнения).

В нарушение п. 2.2.3 СанПиН 42-128-4690-88 размещение мест расположения контейнерных площадок с органами санэпиднадзора не согласовано. Согласование главного архитектора администрации Иловлинского района также отсутствует.

Пи визуальном осмотре контейнерные площадки, в том числе и не оборудованные в соответствии с СанПиН находились в удовлетворительном состоянии, крупногабаритные отходы отсутствовали, мусора около контейнеров практически не было.

В нарушение п. 22-25 Инструкции № 157н обустроенные контейнерные площадки не в полном объеме числятся на балансе.

Приобретение бункеров для сбора ТБО


Места для сбора крупногабаритных отходов ни в одном поселении Иловлинского муниципального района не отведены.

В Иловлинском городском поселении крупногабаритные отходы складируются на контейнерных площадках или около них и еженедельно в пятницу вывозятся МУП «Иловля ЖКХ» трактором МТЗ 82 с тракторной тележкой 2ПТС-4


Организация утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов


Нормативный правовой документ, определяющий порядок утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов, образующихся на территории Иловлинского муниципального образования, разработан и утвержден постановлением администрации Иловлинского муниципального района 11.02.2011 № 116. Схема санитарной очистки Иловлинского муниципального района не разработана.

Федеральным законом от 24.06.1998 №89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» (пункт 7 ст.12) запрещается размещение отходов на объектах, не внесенных в государственный реестр объектов размещения отходов. Постановлением главы администрации Волгоградской области от 15.11.2007 №1932 «О ведении регионального кадастра отходов на территории Волгоградской области» (далее Постановление №1932), полномочия по ведению регионального кадастра отходов закреплены за комитетом охраны окружающей среды и природопользования Волгоградской области. Региональный кадастр отходов включает в себя региональный классификационный каталог отходов, региональный реестр объектов размещения отходов, а также банк данных об отходах и о технологиях использования и обезвреживания отходов различных видов.

Согласно постановлению Правительства РФ от 26.10.2000 № 818 «О порядке ведения государственного кадастра отходов и проведения паспортизации опасных отходов» (далее постановление Правительства РФ №818) и Постановлению №1932, государственный реестр объектов размещения отходов ведется на основании информации, предоставляемой в установленном порядке лицами, осуществляющими деятельность в области обращения с отходами (органы местного самоуправления и юридические лица).

В соответствии с Правилами инвентаризации объектов размещения отходов, утвержденными приказом Минприроды России от 25.02.2010 №49, для включения конкретных объектов размещения отходов в государственный реестр объектов размещения отходов используется информация, содержащаяся в характеристиках объектов размещения отходов, составляемых юридическими лицами и предпринимателями, эксплуатирующими такие объекты, по результатам проведения инвентаризации объектов размещения отходов.

В Региональном реестре объектов размещения отходов (далее региональный реестр) по состоянию на 01.01.2013 на территории Иловлинского муниципального района Волгоградской области зарегистрировано 16 объектов, в том числе: 16 свалок.

Из 13 сельских и 1 городского поселений Иловлинского района в одном сельском и одном городском поселениях сбор и вывоз ТБО в 2012 году осуществлялся следующими специализированными организациями:

- МУП «Иловля ЖКХ» в Иловлинском городском поселении;

- МУП «Качалинское» в Качалинском сельском поселении.

По данным МУП «Иловля ЖКХ» объем вывезенного от населения ТБО за 2012 год составил 10479,571 м3 , что составляет 58% от расчетного объема образования ТБО от населения Иловлинского городского поселения согласно утвержденным нормативам (18074,8 куб.м).

Согласно представленной информации в Ширяевском поселении есть место для хранения ТБО площадью 1,5 га., паспорт отсутствует. Информация о документах подтверждающих выделение земельного участка под свалку не представлена, в соответствии с Региональным реестром размещения отходов в Ширяевском с.п. числится свалка, собственником земельного участка является администрация Ширяевского сельского поселения. Отходы на данной свалке накапливаются с 2006 года и для дальнейшей утилизации или захоронения не вывозились.


Согласно представленной информации в Логовском сельском поселении площадка для временного размещения ТБО площадью 2,85 га, паспорт отсутствует. Информация о документах подтверждающих выделение земельного участка под свалку не представлена, в соответствии с Региональным реестром размещения отходов в Логовском с.п. числится свалка, собственником земельного участка является администрация Логовского сельского поселения. Отходы на данной свалке накапливаются с 2009 года и для дальнейшей утилизации или захоронения не вывозились.

Согласно представленной информации в Александровском сельском поселении документы на выделение земельного участка под размещение отходов отсутствуют. В соответствии с Региональным реестром размещения отходов в Александровском с.п. числится свалка, собственником земельного участка является администрация Александровского сельского поселения. Отходы на данной свалке накапливаются с 2006 года и для дальнейшей утилизации или захоронения не вывозились.

Согласно представленной информации в Новогрирорьевском сельском поселении площадка для временного размещения ТБО площадью 1,5 га, паспорт отсутствует. Информация о документах подтверждающих выделение земельного участка под свалку не представлена, в соответствии с Региональным реестром размещения отходов в Новогригорьевском с.п. числится свалка, собственником земельного участка является администрация Новогригорьевского сельского поселения. Отходы на данной свалке накапливаются с 2008 года и для дальнейшей утилизации или захоронения не вывозились.

Согласно представленной информации в Озерском сельском поселении площадка для временного размещения ТБО площадью 1,5 га, паспорт отсутствует. Информация о документах подтверждающих выделение земельного участка под свалку не представлена, в соответствии с Региональным реестром размещения отходов в Озерском с.п. числится свалка, собственником земельного участка является администрация Озерского сельского поселения. Отходы на данной свалке накапливаются с 2009 года и для дальнейшей утилизации или захоронения не вывозились.

Согласно представленной информации в Краснодонском сельском поселении площадка для временного размещения ТБО Администрацией Иловлинского муниципального района не отводилась. Информация о документах подтверждающих выделение земельного участка под свалку не представлена, в соответствии с Региональным реестром размещения отходов в Краснодонском с.п. числится свалка, собственником земельного участка является администрация Краснодонского сельского поселения. Отходы на данной свалке накапливаются с 1992 года и для дальнейшей утилизации или захоронения не вывозились

Согласно представленной информации в Медведевском сельском поселении площадка для временного размещения ТБО площадью 1,5 га, паспорт отсутствует. Постановлением администрации Иловлинского муниципального района от 13.07.2009 г. № 541 утверждены границы земельного участка для рамещения ТБО, в соответствии с Региональным реестром размещения отходов в Медведевском с.п. числится свалка, собственником земельного участка является администрация Медведевского сельского поселения. Отходы на данной свалке накапливаются с 2005 года и для дальнейшей утилизации или захоронения не вывозились.

Согласно представленной информации в Качалинском сельском поселении площадка для временного размещения ТБО, паспорт отсутствует. Информация о документах подтверждающих выделение земельного участка под свалку не представлена, в соответствии с Региональным реестром размещения отходов в Качалинском с.п. числится свалка площадью 2,02 га, собственником земельного участка является администрация Качалинского сельского поселения. Отходы на данной свалке накапливаются с 2002 года и для дальнейшей утилизации или захоронения не вывозились.

Согласно представленной информации в Трехостровском сельском поселении на площадку для временного размещения ТБО площадью 1,0 га, зарегистрировано право собственности свидетельство № 3408/201/09-3406 от 17.09.2009г. Отходы на данной свалке накапливаются с 2007 года и для дальнейшей утилизации или захоронения не вывозились.

В соответствии с Региональным реестром размещения отходов в Иловлинском городском поселении числится свалка площадью 7,67 га, собственником свалки является администрация Иловлинского муниципального района. Согласно предоставленных документов следует, что в соответствии с договором от 21.05.2008 г. № 36 администрацией Иловлинского муниципального района передан в аренду ООО «Вторсырье» земельный участок площадью 7,67 га. для размещения ТБО. ООО «Вторсырье» на указанном участке осуществляет частичную переработку и утилизацию ТБО.

В соответствии со статьей 1 Федеральным законом от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» хранение отходов – это содержание отходов в объектах размещения отходов в целях их последующего захоронения, обезвреживания или использования. В соответствии с данной статьей временное складирование отходов предусматривает срок не более чем шесть месяцев. Однако с вышеуказанных площадок, кроме расположенной в р.п. Иловля, ТБО для дальнейшей утилизации не вывозились.


Площадки для временного размещения и свалки

В соответствии с Федеральным законом №89-ФЗ под объектом размещения отходов понимается специально оборудованное сооружение, предназначенное для размещения отходов (полигон, шламохранилище, хвостохранилище, отвал горных пород и другое).

Из пункта 2.5 Санитарно-эпидемиологических правил и нормативов 2.1.7.1322-03 «Гигиенические требования к размещению и обезвреживанию отходов производства и потребления» (СанПиН 2.1.7.1322-03) следует, что объектом размещения отходов также считаются открытые площадки или специализированные помещения, на которых производится временное хранение отходов, в том числе в целях их последующей утилизации.

К площадкам временного хранения отходов в соответствии с СанПиН 2.1.7.1322-03 предъявляются следующие требования:



  • временные площадки должны располагаться с подветренной стороны по отношению к жилой застройке;

  • с целью защиты от атмосферных осадков над площадками должен быть навес или укрытие брезентом;

  • поверхность площадки должна иметь искусственное химически стойкое водонепроницаемое покрытие;

  • по периметру площадки должна быть обваловка, должна быть устроена обособленная сеть ливнестоков с отдельными очистными сооружениями;

  • поступление загрязненного ливнестока с площади складирования в городскую систему дождевой канализации или сброс в ближайшие водоемы не допускается.

Площадки для размещения ТБО в сельских поселениях не в полном объеме соответствует требованиям законодательства, поскольку у них отсутствует твердое покрытие, ограждение, навес, автономные системы очистки, нет заключения органа санитарно-эпидемиологического надзора, и по своему функциональному назначению являются несанкционированными свалками.

Кроме того, со всех площадок сельских поселений вывоз отходов для дальнейшей утилизации, захоронения не производился

Согласно данным, представленным администрациями городского и сельских поселений Иловлинского района, из 13 площадок временного размещения отходов нормативные акты о выделении земельного участка под размещение площадок отсутствуют у 11 площадок, внесенных в реестр объектов размещения отходов. Два сельских поселения Авиловское и Сиротинское, ни каких сведений по обращению ТБО в указанных поселениях не представило.

Свидетельства о государственной регистрации права собственности на земельные участки представлены только на 2 площадки (площадка в Когдрашовском сельском поселении и площадка в Техостровском с/п). Заключения органа санитарно-эпидемиологического надзора на соответствие площадок временного хранения отходов нормам СанПиН не предъявлено не одним поселением.
Данные о площадках временного хранения представлены в таблице № 9.
Согласно постановления Правительства РФ от 26.10.2000 №818 «О порядке ведения государственного кадастра отходов и проведения паспортизации опасных отходов» (далее постановление Правительства РФ №818) и Постановлению №1932 государственный реестр объектов размещения отходов ведется на основании информации, предоставляемой в установленном порядке лицами, осуществляющими деятельность в области обращения с отходами (органы местного самоуправления и юридические лица).

В соответствии с Правилами инвентаризации объектов размещения отходов, утвержденных приказом Минприроды России от 25.02.2010 №49, для включения конкретных объектов размещения отходов в государственный реестр объектов размещения отходов используется информация, содержащаяся в характеристиках объектов размещения отходов, составляемых юридическими лицами и предпринимателями, эксплуатирующими такие объекты, по результатам проведения инвентаризации объектов размещения отходов.

В соответствии с предоставленными документами на балансе поселений Иловлдинского района числится только 3 площадки (в Кондрашовском, Медведевском и Трехостровском сельских поселениях.
Постановлениями главы администрации Иловлинского муниципального района от 05.08.2011 № 937 предварительно согласованно место размещения мусороперегрузочной станции твердых бытовых отходов у р.п Иловля. Указанным постановлением утвержден акт выбора земельного участка.

Администрацией Иловлинского муниципального района на указанный участок был заключен 20.12.2011 г. договор аренды № 214 с ГУП «ВОП Волгоградоблстройинвест», договор в процессе проверки администрацией района не представлен. Со слов начальника отдела по управлению муниципальным имуществом на день проверки указанный договор расторгнут.

Организация сбора и вывоза ртутьсодержащих отходов


Статьей 4.1 Федерального закона №89-ФЗ в зависимости от степени негативного воздействия на окружающую среду, отходы подразделяются на пять классов опасности: первый класс - чрезвычайно опасные отходы, второй класс - высокоопасные отходы, третий класс - умеренно опасные отходы, четвертый класс - малоопасные отходы, пятый класс - практически неопасные отходы.

Ртутьсодержащие отходы относятся к 1 классу опасности (чрезвычайно опасные), в связи с чем, условия их хранения должны соответствовать санитарным и иным требованиям, установленным законодательством РФ в области охраны окружающей среды и здоровья человека.

В соответствии с Федеральным законом от 06.10.2013 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» и Федеральным законом от 24.06.1998 №89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» организация сбора и вывоза бытовых отходов, в том числе ртутьсодержащих отходов отнесена к вопросам местного значения поселений, а организация утилизации – к вопросам местного значения муниципального района.

С учетом изменений, внесенных постановлением Правительства Волгоградской области от 28.12.2012 №640-п, - 100 тыс. рублей.

В соответствии с предоставленной информацией и проведенными проверками ни одно поселение Иловлинского муниципального района не производило затраты на сбор от населения и утилизацию ртутьсодержащих отходов.

В соответствии с Правилами обращения с отходами производства и потребления в части осветительных устройств, электрических ламп, ненадлежащие сбор, накопление, использование, обезвреживание, транспортирование и размещение которых может повлечь причинение вреда жизни, здоровью граждан, вреда животным, растениям и окружающей среде, утверждёнными постановлением Правительства РФ от 03.09.2010 №681:



  • юридические лица и индивидуальные предприниматели разрабатывают инструкции по организации сбора, накопления, использования, обезвреживания, транспортирования и размещения отработанных ртутьсодержащих ламп применительно к конкретным условиям и назначают в установленном порядке ответственных лиц за обращение с указанными отходами (п.3 гл.1);

  • органы местного самоуправления организуют сбор отработанных ртутьсодержащих ламп и информирование юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и физических лиц о порядке осуществления такого сбора (п.8. гл.2);

  • сбор отработанных ртутьсодержащих ламп у потребителей отработанных ртутьсодержащих ламп осуществляют специализированные организации (п.9. гл.2).

В нарушение вышеуказанного:

  • администрацией Кондрашовского сельского поселения положение о порядке обращения с ртутьсодержащими отходами в части осветительных устройств и электрических ламп не утверждалось, организация сбора отработанных ртутьсодержащих ламп и информирование юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и физических лиц о порядке осуществления такого сбора не осуществлялось и ни на кого не возлагалось;

Положение о порядке обращения с ртутьсодержащими отходами в части осветительных устройств и электрических ламп на территории Иловлинского городского поселения утверждено постановлением администрации от 28.12.2012 № 302. В соответствии, с которым организация сбора отработанных ртутьсодержащих ламп и информирование юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и физических лиц о порядке осуществления такого сбора осуществляется администрацией поселения, а прием отработанных ртутьсодержащих ламп от населения и их накопление осуществляется жилищно-эксплуатационными организациями или организациями, осуществляющими управление жилищным фондом. Фактически информирование заинтересованных лиц и прием отработанных ртутьсодержащих ламп не производился, договоры со специализированными организациями не заключались.

Согласно информации представленной городскими и сельскими поселениями Иловлинского муниципального района на территории Медведевского, Краснодонского, Трехостровского и Новогригорьевского поселений имеются пункты сбора и временного хранения ртутьсодержащих отходов, однако они не обеспечены спецтарой.

По остальным сельским поселениям района информация о наличии пункта сбора и временного хранения ртутьсодержащих отходов, обеспеченности этих пунктов специальной тарой для хранения ртутьсодержащих отходов – не представлена.

Оборудование пунктов сбора и временного хранения запрещенных и непригодных к применению пестицидов и агрохимикатов. Организация сбора и их вывоза на специализированные полигоны.


Правовые основы обеспечения безопасного обращения с пестицидами, в том числе с их действующими веществами, а также с агрохимикатами в целях охраны здоровья людей и окружающей среды устанавливает федеральный закон от 19.07.1997 № 109-ФЗ «О безопасном обращении с пестицидами и агрохимикатами» (далее федеральный закон от 19.07.1997 № 109-ФЗ).

Статьёй 1 федерального закона от 19.07.1997 № 109-ФЗ определено, что:

пестициды - это химические или биологические препараты, используемые для борьбы с вредителями и болезнями растений, сорными растениями, вредителями хранящейся сельскохозяйственной продукции, бытовыми вредителями и внешними паразитами животных, а также для регулирования роста растений, предуборочного удаления листьев (дефолианты), предуборочного подсушивания растений (десиканты);

агрохимикаты - удобрения химического или биологического происхождения, химические мелиоранты, кормовые добавки, предназначенные для питания растений, регулирования плодородия почв и подкормки животных. Данное понятие не применяется в отношении торфа. Данные вещества могут относиться к отходам 1-2 классов опасности.

Согласно ст.6 федерального закона от 19.07.1997 № 109-ФЗ, органы местного самоуправления могут наделяться отдельными государственными полномочиями в области безопасного обращения с пестицидами и агрохимикатами в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

Вместе с тем, регулирование безопасности обращения с пестицидами и агрохимикатами следует из собственных полномочий органов местного самоуправления по обеспечению санитарно-эпидемиологического благополучия населения.

Согласно п. 7 ч. 1 ст. 15 федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», к вопросам местного значения муниципального района относится участие в предупреждении и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций на территории муниципального района.

Предупреждение чрезвычайных ситуаций - это комплекс мероприятий, проводимых заблаговременно и направленных на максимально возможное уменьшение риска возникновения чрезвычайных ситуаций, а также на сохранение здоровья людей, снижение размеров ущерба окружающей среде и материальных потерь в случае их возникновения.

В соответствие нормам федерального закона от 21.12.1994 № 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера»:



  • ликвидация чрезвычайных ситуаций осуществляется силами и средствами организаций, органов местного самоуправления, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, на территориях которых сложилась чрезвычайная ситуация (статья 7);

  • органы местного самоуправления самостоятельно осуществляют финансирование мероприятий в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, создают резервы финансовых и материальных ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций (статья 11);

  • финансовое обеспечение мер по предупреждению и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций в границах (на территории) муниципального образования - является расходным обязательством муниципального образования, за исключением чрезвычайных ситуаций в лесах, возникших вследствие лесных пожаров.

Таким образом, ответственность за ненадлежащую организацию хранения пестицидов является важной составляющей мерой по предупреждению чрезвычайных ситуаций.

По сведениям предоставленным администрацией Трехостровского с.п. на территории ст. Трехостровская находится склад с непригодными к применению пестицидами принадлежащий ООО «Трехостровское».

Согласно, протокола лабораторных исследований №1042 от 12.09.2012года Службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека «Центр гигиены и эпидемиологии в Волгоградской области», (образцы пробы - почва) №1-5 метров от склада ядохимикатов; №2- 10 метров; №4-ближайший жилой дом от склада ядохимикатов не соответствуют требованиям ГН 1.2.2710-10 «Гигиенические нормативы содержания пестицидов в объектах окружающей среды» по показателям 1,1 - ди-(4-хлорфенил)-2,2,2-трихлорэтан (ДДТ).

В ноябре 2012 года было принято судебное решение, вступившее в законную силу в феврале 2013 года в соответствии с которым, администрации Иловлинского муниципального района необходимо принять меры к приведению почвы Трехостровского сельского поселения к соответствию ГН 1.2.2710-10 «Гигиенические нормативы содержания пестицидов в объектах окружающей среды» по показателям 1,1 -ди-(4- хлорфенил)-2,2,2-трихлорэтан (ДДТ).

07.03.2013 года Комиссией по определению первоочередных видов и достоверных объемов работ по вывозу на утилизацию запрещенных и непригодных к использованию пестицидов и токсикантов, утвержденной Постановлением Администрации Иловлинского муниципального района №250 от 17.03.2010 года, определено, что склад ядохимикатов на момент обследования находится в технически удовлетворительном состоянии, не значительная часть покрытия крыши (несколько листов шифера) складского помещения отсутствует.

Администрация Иловлинского муниципального района письмом от 07.03.2013г № 925 обратилась в Комитет охраны окружающей среды и природопользования Волгоградской области с просьбой:



  • принять участие в сложившейся ситуации, а также дать разъяснения как можно в короткий срок по проведению первоочередных мероприятий для немедленного исполнения решения суда по приведению почвы Трехостровского сельского поселения к соответствию ГН 1.2.2710-10 «Гигиенические нормативы содержания пестицидов в объектах окружающей среды» по показателям 1,1 -ди-(4-хлорфенил)-2,2,2-трихлорэтан (ДДТ).

  • включить наш район в областную целевую программу по сбору и вывозу непригодных и запрещенных пестицидов и агрохимикатов с территории Иловлинского муниципального района.

Комитет охраны окружающей среды и природопользования Волгоградской области

письмом от 01.04.2013г. № 10-01-22/2311 дал ответ о не возможности включения в Программу сбора и утилизации указанных пестицидов ввиду того, что слад имеет хозяина.

В отношении ООО «Трехостровское в настоящее время введена процедура банкротства.

Информация о наличии на территории остальных городских и сельских поселений Иловлинского района непригодных и запрещённых к применению пестицидов и агрохимикатов отсутствует.

В бюджете Иловлинского муниципального района на 2013 год денежные средства на проведение работ по утилизации не пригодных к использованию и хранящихся в складе ООО «Трехосьровское» пестицидов не предусмотрены.

Как уже отмечалось в настоящем акте главами двух сельских поселений Сиротинского и Авиловского, контрольно-счетной палате Иловлинского муниципального района информация по обращению с твердыми бытовыми отходами не предоставлена. Кроме того главой Авиловского городского поселения было отказано в предъявлении документов при проведении контрольного мероприятия по проверке реализации на территории Авиловского сельского поселения Иловлинского муниципального района долгосрочной целевой инвестиционной программы «Обращение с твердыми бытовыми и промышленными отходами на территории Волгоградской области».


К Акту прилагаются:

- таблицы с №1 по 11;

- акт проверки реализации на территории Иловлинского городского поселения Иловлинского муниципального района долгосрочной целевой инвестиционной программы «Обращение с твердыми бытовыми и промышленными отходами на территории Волгоградской области»

- акт проверки реализации на территории Кондрашовского сельского поселения Иловлинского муниципального района долгосрочной целевой инвестиционной программы «Обращение с твердыми бытовыми и промышленными отходами на территории Волгоградской области»

Председатель контрольно-счетной палаты

Иловлинского муниципального района А.Г.Врублевский





Поделитесь с Вашими друзьями:


База данных защищена авторским правом ©grazit.ru 2017
обратиться к администрации

    Главная страница