Путь Индии к обладанию атомном подводным флотом



Скачать 415,61 Kb.
страница1/3
Дата17.10.2016
Размер415,61 Kb.
  1   2   3
Путь Индии к обладанию атомном подводным флотом.
Андрей Фролов
В связи с визитом в Россию министра обороны Индии Дж. Фернандеса в январе 2003 г., внимание экспертных кругов вновь оказалось приковано к возможной продаже или передаче в аренду Индии двух атомных подводных лодок, так как, предположительно, этот вопрос обсуждался в ходе переговоров с российскими официальными лицами. Это событие могло бы оказаться незамеченным, если бы оно не стояло в ряду других, подобных. Интересно, что начиная со второй половины 90-х гг. каждый визит высокопоставленных индийских официальных лиц в Россию непременно сопровождался всплеском публикаций в СМИ по поводу стремления Индии приобрести или взять в аренду российские АПЛ.
Следует отметить, что стремление Индии к обладанию АПЛ носит долгий и устойчивый характер: на протяжении последних 30 лет правительство этой страны целенаправленно идет к этой цели, как путем разработки собственного атомного подводного корабля (проект по строительству индийской атомной подводной лодки больше известен под эвфемизмом ATV-Advanced Technology Vessel, Высокотехнологичный Корабль, ВТК), так и приобретением готовых судов за границей. Единственной страной, которая оказала Индии действенную помощь, оказалась Россия/СССР, став первым государством в мире, передавшим в аренду корабль, оснащенный атомной энергетической установкой, а Индия вошла в клуб государств, обладающих атомным подводным флотом.
Предпосылки создания ВСК .
Одним из основных мотивов, по которым Индия запустила программу разработки собственного атомного подводного флота, было присутствие американского флота в Индийском океане. Кроме того, исходя из складывающейся ситуации, индийское военно-морское командование рассматривало АПЛ как единственное средство по поддержанию баланса сил в малазийских и китайских водах.
В 1963 г. индийское правительство одобрило программу строительства собственного подводного флота. В этом году у Великобритании была приобретена подводная лодка времен Второй мировой войны, но в силу своей изношенности она использовалась только для тренировок подводников. В 1964 г. был взят курс на приобретение вооружений, в частности, подводных лодок, у СССР. В ноябре 1964 г. был подписан контракт, по которому Индии передавалось 6 кораблей проекта И641 и И641К.1 Немаловажным обстоятельством было и строительство необходимой для обслуживания лодок инфраструктуры в Калькутте.2
В декабре 1968 г. принятие советских подводных лодок в состав индийского ВМФ ознаменовало собой часть нового плана по модернизации и развитию индийского флота (кстати, 8 декабря, день, когда Индийскому ВМФ была передана первая лодка из СССР, сейчас отмечается в Индии как День подводника). Новый план был оглашен командующим Штаба ВМФ адмиралом А.К. Чаттерджи, который являлся одним из самых горячих сторонников развития подводного флота и авиации, утверждая, что надводные корабли в современных условиях весьма уязвимы. Кроме того, адмирал считал, что Индия должна приложить все усилия для получения своей первой атомной подводной лодки к концу 80-х гг.3
Однако в 60-х гг. планы строительства атомного подводного флота были признаны нереалистичными, также был сделан вывод о том, что в ближайшем будущем эта цель недостижима. Но от самой идеи создания собственного атомного подводного флота не отказались.
Так, в 1983 г., выступая в индийском парламенте, министр обороны страны Венкатараман сказал следующее: «Я уже говорил о том, что мы изучаем данную проблему [строительства АПЛ-А.Ф.]. Но не надо забывать, что лодка с атомным реактором отличается от лодки, имеющей на борту ядерные боеголовки. Я уже заявлял, что мы собираемся использовать ядерную энергию только в мирных целях. Следовательно, мы будем ее использовать в качестве источника энергии, в качестве движителя».4
Для достижения стратегической цели, индийское руководство прилагало значительные усилия для приобретения технологии постройки подводных лодок. В начале 80-х гг. на повестку дня стал вопрос о замене устаревающих советских лодок 641-го проекта. СССР был готов предоставить лодки того же проекта для замены уже существующих, но речи о предоставлении АПЛ или даже ноу-хау в области обычного подводного судостроения не шло. Исходя из сложившейся ситуации, индийское руководство решило обратиться к западным производителям подводных лодок с целью купить лицензию на их производство, при этом новые технологии рассматривались как очередной шаг к строительству собственной АПЛ. По итогам конкурса, объявленного между судостроителями из Франции, Германии, Италии, Швеции и Нидерландов, предпочтение было отдано германскому проекту лодки Тип-209. В пакет также входило и предоставление Индии технологии производства торпед фирмы AEG.
Первоначальный контракт предусматривал постройку двух лодок на верфи в Киле, и четырех в Индии из германских заготовок. Первая индийская лодка была заложена в 1984 г. в Бомбее, однако из-за сложности постройки, в строй ее удалось ввести только в 1991 г. (первоначальный срок сдачи в 1988 г.). При этом стоимость головного корабля превысила первоначальную на 20%, составив 1.8 млрд. рупий (450 млн. долл.). Однако в ходе постройки был освоен ряд важных технологий, таких как обработка судостроительной стали и трубопроводов. Кроме того, фактически удалось построить целый судостроительный завод, специализирующийся на строительстве подводных лодок.
Параллельно со строительством по лицензии лодок Тип-209, Индия продолжала переговоры с СССР о поставках новых ПЛ и тренировок индийских экипажей в советских учебных центрах.
В 1983 г. две индийские команды начали тренировки в учебном центре под Владивостоком, после прохождения которых, индийские моряки приступили к непосредственному изучению материальной части на АПЛ Тихоокеанского флота (ТОФ) К-43, проекта 670 (код НАТО- Чарли-I), предназначенной для передачи индийскому ВМФ. Несмотря на относительно солидный возраст корабля (спущен на воду в г. Горьком в 1964 г., приемный акт подписан 6 ноября 1967 г., после чего лодка вошла в состав Северного флота. В 1980 г. по Северному морскому пути К-43 перешла на Тихоокеанский флот).
В начале 1980-х гг. лодка прошла модернизацию и получила более мощную акустическую станцию «Рубикон», и к лету 1987 г. была полностью готова к переходу в Индию.5 Переговоры о предоставлении Индии атомной лодки прошли, видимо, в сентябре 1984 г. во время визита в Москву заместителя начальника Штаба индийского ВМФ Тахилиани, после которого официально было заявлено о «новом направлении в военном сотрудничестве двух стран».6 Согласно западным источникам, соглашение о лизинге АПЛ было подписано в 1985 г.7 Считается, что форма лизинга была выбрана для того, чтобы надлежащим образом обеспечить возврат в СССР отработанного реакторного топлива.
В силу различных причин, передача АПЛ новому владельцу задерживалась, и только личное обращение премьер-министра Индии Р. Ганди к М.С. Горбачеву, позволило прийти к окончательному соглашению. Выбор индийского командования пал атомную подводную лодку с крылатыми ракетами (ПЛАРК) проекта 670. Видимо это было связано с тем, что лодки данного проекта хорошо себя зарекомендовали в Индийском океане. Кроме того, на выбор индийских моряков оказало влияние и то обстоятельство, что АПЛ второго поколения 670 проекта имели хорошо обтекаемые обводы корпуса, характерные для современных одновальных АПЛ (кстати, лодки 670 проекта были одновальными), АПЛ были весьма компактны (нормальное водоизмещение ПЛАРК соответствовало водоизмещению многоцелевой (торпедной) АПЛ проекта 671 (код НАТО- Виктор-I), а скорость полного подводного хода выше, чем у ПЛАРК проекта 675 при меньшей мощности АЭУ).8 Корабли оказались настолько удачными, что из-за нехватки на ТОФ противолодочных АПЛ, ПЛАРК 670 проекта привлекались и для решения задач по поиску американских подводных лодок в местах боевого патрулирования наших ПЛАРБ. Этому способствовала и низкая акустическая заметность лодки, по этому параметру она считалась самой «тихой» из советских АПЛ 2-го поколения (на полном ходу ее шумность достигала 110 децибел [эта цифра вызывает некоторые сомнения, так как шумность проекта 670 в этом случае соответствует уровню шумов самых «тихих» российских АПЛ проекта 971-А.Ф.]).9 К тому же, как указывалось выше, у индийских моряков была возможность непосредственно ознакомится с лодкой в 1983 г.
Главная энергетическая установка (ГЭУ) мощностью 15000 л.с., однореакторная, была широко унифицирована с более мощной ГЭУ АПЛ 671-го проекта и включала в себя водо-водяной реактор ВМ-4 (89,2 МВт).
Кроме того, несомненный интерес индийской стороны вызывал и комплекс основного вооружения, установленный на ПЛАРК проекта 670. Ракетное вооружения лодок данного проекта составляли восемь ПКР «Аметист», располагавшихся в контейнерных пусковых установках в передней части корабля вне прочного корпуса под углом 32,5º к горизонту.
Твердотопливная крылатая ракета П-40 (4К-66) стартовой массой 2900 кг имела максимальную дальность стрельбы 80 км и скорость 1160 км/ч. Она была выполнена по нормальной аэродинамической схеме и имела складное крыло, автоматически раскрывающееся после старта. Стрельба Аметистами велась по данным собственных средств целеуказания – гидроакустического комплекса (ГАК) лодки Керчь (для К-43 после модернизации ГАК Рубикон). Полет проходил на относительно малой высоте (50-60 м), что затрудняло перехват ракеты средствами корабельной ПВО противника. Радиолокационная система самонаведения ПКР обеспечивала автоматический выбор наиболее крупной цели в ордере. В типовой боекомплект входили две ракеты, оснащенные ядерными боеприпасами, а также шесть ракет с обычными БЧ массой порядка 1000 кг. Стрельба ПКР могла быть выполнена двумя четырехракетными залпами с глубины до 30 м при скорости лодки не более 5,5 узлов и волнении моря до 5 баллов.
Таким образом, в одном корабле были сосредоточены как относительно современные технологии подводного атомного судостроения, так и ракетные технологии, воплощенные в довольно сложной системе Аметист П-40. Пожалуй, ни одна из советских атомных лодок 2 поколения не могла предоставить такой же набор комплексных характеристик, как АПЛ 670 проекта. И в этом смысле, выбор индийцев нельзя не признать практически оптимальным в сложившихся условиях. Надо отметить, что и для советского ВМФ передача относительно устаревшей лодки10 не была критичной (на тот момент в составе флота кроме лодок проектов 670 и 675 находилось 6 более современных ПЛАРК проекта 670М, а также стали появляться первые ПЛАРК проекта 949 ).
Кроме того, сдача в аренду оказалась экономически выгодна для Советского Союза- по зарубежным данным, Индия заплатила примерно 1,3 млрд. рупий за аренду АПЛ, что составило примерно 75-80 млн. долл. по обменному курсу конца 80-х гг.11
К-43 была переименована в УТС-550 (учебно-тренировочная станция), и 5 января 1988 г. на ней был поднят индийский флаг и она получила свое новое название- Чакра и бортовой номер S-71.12 Спустя десять дней, лодка отправилась к новому месту службы с экипажем, состоящем из 30 советских офицеров и индийского экипажа под командованием капитана 2 ранга А. Теренова.13 3 февраля лодку, находившуюся у берегов Индии, посетил премьер-министр Р. Ганди.
Руководство индийского ВМФ ответственно подошло к вопросу об эксплуатации нового корабля. Для базирования АПЛ был построен специальный пирс с 60-тонным краном, созданы службы радиационной безопасности, крытый док-эллинг, мастерские. При стоянке на базе, на лодку подавалась вода, сжатый воздух, электроэнергия, позволявших беречь ресурс систем корабля.14
Лодка использовалась очень интенсивно- в течение трех лет она участвовала практически во всех крупных военно-морских учениях индийского флота, проведя, в общей сложности, примерно год в море. И только два раза подвергались осмотру трубопроводы лодки АПЛ, не менявшиеся с момента постройки. Кроме учений, лодка также использовалась как стенд для отработки ряда технических систем индийского производства.15 Очевидно, что индийская сторона тщательно ознакомилась с общекорабельными системами вооружением лодки, однако ознакомиться с чертежами реактора не удалось.16 При этом, по данным западных источников, реактор АПЛ обслуживал советский экипаж.17 Интересно, по некоторым данным, индийский экипаж физически не мог находиться продолжительное время рядом с реактором.18 Более того, существует предположение, что в ходе эксплуатации Чакры индийским моряки не допускались в реакторный отсек.19 Это информация входит в противоречие с некоторыми зарубежными публикациями, в которых утверждается, что в ходе эксплуатации лодки наблюдались утечка радиации из лодочного реактора, в ходе которых погиб «как минимум один индийский ученый», следовательно, в этом случае, индийские специалисты все-таки имели доступ к реактору.20 Видимо, это сообщение не соответствует действительности, так как в Россию УТС-550 пришла своим ходом, и не поступало никаких сообщений о том, что отсеки лодки подверглись радиоактивному заражению.
5 января 1991 г. срок аренды истек, и, несмотря на попытки Индии продолжить эксплуатацию Чакры, а также взять в аренду новый корабль (планируемое название Чатра), руководство СССР отказало в подобной просьбе. По неподтвержденной другими источниками информации, индийское руководство планировало приобрести у СССР от четырех до шести АПЛ, но из-за событий августа-декабря 1991 г. и последующего распада Советского Союза, это предложение не получило своего продолжения.21 28 апреля 1992 г. лодка своим ходом прибыла на Камчатку, и 3 июля того же года была исключена из списков флота.22
Полученный опыт был практически сразу востребован индийскими кораблестроителями и моряками. По сообщениям западных источников, индийцам были переданы чертежи корпуса лодки, а также систем навигации.23 На этой основе было решено продолжить разработку и постройку собственной атомной подводной лодки. О важности данного проекта говорит и назначение куратором данного проекта моряка в звании вице-адмирала. По западным данным, в начале 90-х гг. программа ВТК имела высочайший приоритет даже над проектом создания национального авианосца.24 НИОКР по ВТК развернулись в нескольких научно-исследовательских центрах Индии: Нью-Дели, Хайдабараде, и Визиге.
Первоначальные предположения о виде корабля были такими: Россия оказывает помощь в создании корпуса, Индия самостоятельно разрабатывает лодочный реактор. Перед установкой в корпус лодки, реактор должен был быть испытан на берегу. Водоизмещение корабля должно было составить 2500 тонн (видимо, речь идет о надводном водоизмещении- А.Ф.), планируемая дата закладки- 1997 г.25 Но, скорее всего, работа ограничилась заготовкой корпусных конструкций и закупкой некоторых единиц оборудования. Очевидно, что в период с 1997 по 2000-2002 г. программа ВТК практически не развивалась, за исключением испытаний ряда боевых систем будущей АПЛ. Так, для испытаний радара Рани ГАС Пачендрийа была задействована устаревшая ДЭПЛ Каранж (проект И641К-код НАТО Фокстрот).26
По всей вероятности, это было связано с тем, что в этот период приоритет получила программа расширения ядерного арсенала, и все ресурсы были брошены на нее. Кроме того, именно в это время индийский ВМФ стал выполнять обширные программы по строительству новых кораблей. Так, в 2000 г. индийский флот пополнился новой российской ДЭПЛ класса Кило, в 1997 г. был подписан контракт размером в 1 млрд. долл. на строительство в России трех фрегатов, в 1998 г. было принято решение о модернизации существующего флота ДЭПЛ типа Кило.
В середине1999 г. появились сообщения о том, что Индия приступила к практическому воплощению проекта ВТК. Косвенным свидетельством этого послужило назначение бывшего командира Чакры, а в 1999 г уже вице-адмирала Р.Н. Ганеша руководителем проекта ВТК. При этом отмечалось, что на пути реализации встретилось много препятствий, что привело к отдалению срока закладки. Именно в этом году водоизмещение лодки по проекту, по данным западных источников, уже достигло 6000 тонн.27
Лодка предположительно должна быть оснащена крылатыми ракетами, запускаемых из восьми вертикальных ПУ (как на Чакре или строящейся российской АПЛ Северодвинск). По мнению ряда экспертов, лодка будет представлять собой продолжение проекта 670. Официальная дата закладки ВТК была запланирована на 2002 г., спуск - в 2007 г. соответственно.28 По первоначальному плану предусматривалась дальнейшая закладка еще четырех лодок подобного типа.29
По западным оценкам, ВТК имеет следующие кораблестроительные характеристики30:
Водоизмещение: 5500-6500 т.
Длина: 100 м.

Ширина: 15 м.



Осадка: 9 м.
Энергетическая установка:
Тип- атомная
Паропроизводящая установка:
1 водо-водяной реактор-, тепловой мощностью 150-190 МВт;
Паротурбинная установка мощностью 47000 л.с. 70 МВт;
Один гребной вал, один семи лопастный винт;
Скорость хода: надводная-12-15 узлов, подводная-30-34 уз
Глубина погружения: 300 м.
Вооружение: 6-533 мм торпедных аппаратов; возможно –8 ПУ для КР; боекомплект- торпеды, крылатые ракеты, мины, общим количеством в 30 ед.
Следует сделать комментарий к приведенным цифрам: вызывает сомнение мощность реактора 150-190 МВт, а также весьма интересна и мощность турбины- 47000 л.с. Эти цифры практически полностью совпадают с характеристиками реактора и турбины российских АПЛ 971 –го проекта. При этом скорость хода также практически совпадает. Но, подводное водоизмещение российской АПЛ (12770 т.) практически в два раза больше, чем разрабатываемой индийской и при сопоставимых характеристиках ГЭУ у них одинаковые скорости хода. Видимо, это формальное следствие «российского следа» в индийских разработках, о котором часто упоминалось в СМИ во второй половине 90-х гг. Так, например, утверждалось, что реактор ВТК будет таким же, как и на строящейся в России новейшей АПЛ 885-го проекта Северодвинск.31Это представляется маловероятным, так как на тот момент реактор на Северодвинск установлен не был, да и вряд ли индийская сторона рискнула устанавливать на ВТК «сырое» оборудование, при том, что в наличие были хорошо отработанные на проектах 671 и 971 типы лодочных реакторов.
Однако если эти оценки соответствуют действительности, то тогда полностью отпадают предположения о предназначении лодки- с такими скоростями лодка может быть либо многоцелевой, либо оснащенной противокорабельными ракетами (ПЛАРК). Дело в том, что носителям БРПЛ большая скорость имеет ограниченное значение, т.к. при возрастании скорости хода резко увеличивается шумность корабля. В этом случае она легко может быть перехвачена и уничтожена даже устаревшими АПЛ типа Хан ВМС Китая и ДЭПЛ типа Агоста ВМС Пакистана, не говоря уже о АПЛ ВМС США.
Но сроки ввода в строй даже головного корабля могут быть сорваны, так как до сих пор неясна ситуация с лодочным реактором. Предполагалось, что реактор будет заключен в 600-тонную титановую капсулу диаметром 10 метров, которая, в свою очередь, будет установлена в корпусе строящейся лодки.32 Проект строительства и испытания реактора был окружен завесой секретности и, по сообщениям прессы, назывался Проект 1402.33 По некоторым сведениям, лодочный водо-водяной реактор, тепловой мощностью от 150 до 190 МВт прошел испытания на наземном стенде в испытательном центре Калапакам.34 Но существует ряд свидетельств, согласно которым испытания реактора в 1995 г. закончились неудачно из-за конструктивных и производственных недоработок.35 Соответственно, испытания под водой, запланированные на 1996 г. были отложены.36 Но, согласно некоторым источникам, уже в 1999 г. все необходимые доводочные работы на реакторе были завершены.37 По оценкам западных экспертов, в реактор загружается уран 20% обогащения, как на советских лодках второго поколения38 (напомню, что ко 2-му поколению относится и 670 проект-А.Ф.) Однако наиболее вероятным кажется сценарий, согласно которому Индии все-таки не удалось разработать действующий образец именно лодочного реактора. Но это также указывает и непростая история разработки реактора. Работы над ним начались в 1975 г. в атомном исследовательском центре в Мумбаи. Первоначально исследовалось три возможных варианта лодочного реактора, но в 1976 отказались от первого из них, в 1979- от второго, и в 1981- от третьего. В этой связи интересно отметить, что один из разработчиков судовых реакторов- капитан (соответствует званию капитана 2-го ранка в Российском ВМФ) К. С. Рао был арестован по подозрению в передаче США чертежей реактора и заключен в тюрьму на 20 месяцев. Впоследствии он был оправдан, так как выяснилось, что чертежи реактора уже не являлись секретными, а те бумаги, которые капитан привез в США, представляли собой тезисы его докторской диссертации.
Но даже если не брать в расчет сложности при доводке реакторной установки, реалистичность планов по постройке первой индийской АПЛ в указанные сроки вызывает сомнения. Во-первых, существует уверенность в неспособности национальных верфей выполнить столь сложный заказ. Для справки укажем, что постройка первой индийской лодки Шалки проекта 209 на национальной верфи продолжалась с 1984 по 1992 гг., вторая лодка строилась быстрее: с 1989 по 1994 гг. при этом следует помнить о том, что эти лодки фактически собирались в Индии из германских комплектующих. Для сравнения можно привести и срок постройки в КНР первой АПЛ типа Хан: заложена в 1967 г, спущена на воду в 1970, достроена в 1974 г, но фактически ввод в строй затянулся до 1980 г.! Оставшиеся АПЛ этой серии строились в КНР намного быстрее (срок постройки последовательно уменьшался с 6 лет с АПЛ №402 до трех лет у АПЛ за №405). Маловероятно, что уровень индийского судостроения превосходит китайский середины 70-х- начала 80-х гг. и возможное российское участие принципиально картины не меняет.
Кроме технологических трудностей, с которыми столкнулись разработчики и строители АПЛ, существуют и весьма серьезные финансовые ограничения. На основе открытых данных, вырисовывается следующая картина: в течение ближайшего десятилетия индийский ВМФ планирует закупить два авианосца, один- собственной постройки (под названием «корабль противовоздушной обороны», срок сдачи флоту- 2010 г.), второй- российский Адмирал Горшков с авиакрылом (приблизительная стоимость контракта только по Адмиралу Горшкову составляет до 2 млрд. долл.), ДЭПЛ проекта 75 (фактически, французская ДЭПЛ Скорпен)по этому проекту планируется построить 24 ДЭПЛ до 2025 г., 3 ракетных эсминца проекта 15 Бангалор, пять фрегатов проектов 16А Брахмапутра и 17 Нилгири а также несколько менее крупных кораблей. Только приблизительный подсчет показывает, что общая стоимость только указанных кораблей составит в общей сложности никак не меньше десяти млрд. долларов. Кроме того, планируется модернизация существующих кораблей, морской авиации и наземной инфраструктуры.
В этой связи, учитывая тот факт, что на ВМС в 2001-2002 выделено 91,38 млрд. рупий (примерно 1,9 млрд. долл.), Индии может просто объективно не хватить средств на программу ВТК. По различным оценкам, к середине 1996 г. на программу ВТК Индия истратила 285,7 млн. долл., а стоимость головной АПЛ должна составить 714,3 млн.долл.39 Таким образом, для того, чтобы ввести в строй лодку к 2007 г. при закладке ее в 2002 г. необходимо ежегодно выделять 20% ее стоимости или 140 млн. долл. , что составляет чуть меньше примерно 8% всего бюджета ВМФ в 2002 г. и 14% от ежегодной программы закупок и НИОКР. Таким образом, кажется маловероятным, что при запланированных сроках корабль удасться ввести в строй; в свете обширных программ по закупкам военно-морских вооружений стоимость строительства ВТК представляется серьезным испытанием для бюджета ВМФ Индии.


Поделитесь с Вашими друзьями:
  1   2   3


База данных защищена авторским правом ©grazit.ru 2017
обратиться к администрации

    Главная страница