Путях ее сохранения и рauионального использования



Скачать 189,52 Kb.
Дата01.01.2018
Размер189,52 Kb.
ТипПрограмма
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Программа внеурочной деятельности в 5, 6 классах составлена на основе авторской программы факультативного курса учителя географии МБОУ СОШ №32 г.Хабаровск Медведьева Т.В., а также практических работ «Школы гео­графа-следопыта» (автор А.А. Летягин) и дополнена основными этапами географического освоения Земли как пла­неты людей, рассматривается ее целостность и неоднородность в пространстве и во времени на основе комплексного

изучения нашей планеты.

Главная цель элективного курса - показать значение географии в познании окружающего мира через формиро-

вание умений изучать географические объекты и наблюдать за географическими процессами и явлениями под руко­водством учителя, с привлечением родителей в подготовке самодельных пособий.

Освоение содержания данного элективного курса направлено на решение следующих задач:


  • сформировать у учащихся знания об основных географических понятиях; о Земле как планете Солнечной системы; географических особенностях природы Земли, ее геосферах; uелостности, взаимосвязи и взаимодействии геосистем; влиянии природы Земли на жизнь и деятельность людей, их зависимости от состояния окружающей среды,

  • путях ее сохранения и рauионального использования;

  • научить приемам ориентирования на местности, работы с картой и статистическими материалами, прибора­ми и инструментами, геоинформаuионными системами для сбора, обработки и систематизации данных о состоянии окружающей среды, ее возможных изменениях в результате деятельности человека;

  • продолжить развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе наблюдений за состоянием окружающей среды, самостоятельного приобретения новых знаний;

  • продолжить воспитание любви к своему краю, своему региону, своей стране; взаимопонимания с другими народами; экологической культуры, бережного отношения к окружающей среде.

Программа курса рассчитана на 34 учебных часов в каждом классе, при активном внедрении проектного метода, ва­риативности использования ресурсной базы, активного вовлечения учашихся в самостоятельную проектную и иссле­довательскую работу. Обязательным является создание условий для организации самостоятельной работы учащихся.

как индивидуально, так и в группах.

Орга.низуя учебный процесс по географии, необходимо обратить особое внимание на общеобразовательное зна­чение предмета. Изучение географии формирует не только определенную систему предметных знаний и uелый ряд специальных географических умений, но также комплекс общеучебных умений, необходимых для:

- познания и изучения окружающей среды; выявления причинно-следственных связей;

- сравнения объектов, процессов и явлений; моделирования и проектирования;

- ориентирования на местности, плане, карте; в ресурсах ИНТЕРНЕТ, статистических материалах;

- соблюдения норм поведения в окружающей среде; оценивания своей деятельности с точки зрения нравственных, правовых норм, эстетических ценностей.

Поурочно-тематическое планирование курса

5 класс



Дата

Тема

Содержание практикума

Планируемые результаты

По факту

По плану

1.







Как древнегреческий ученый смог измерить Землю?

Построение модели, с помощью кото-

рой можно увидеть как в один и тот

же момент времени территория Древ-

него Египта освещалась Солнцем (из

наблюдений Эратосфена)


Подготовить модели и про водить

опыты, показывающие шарооб-

разность Земли


2.







3.







Как определить месторасположения

своего населенного пункта?



Изготовление гномона и знакомство с принципом его работы

Изготавливать модель гномона.

Про водить наблюдения за измене-

нием направления и длины тени

гномона в течение некоторого вре-

мени


4.







5.







Для чего необходим глобус? Создание модели Замли.

Определение формы глобуса и срав-

нение ее с формой Земли. Изготовление глобуса.



Измерять «земные окружности»

(экватор, два противоположных

меридиана) по глобусу, чтобы

убедиться в том, что глобус -

наиболее точная модель Земли


6.







7.






Каковы последствия осевого вращения Земли?



Определение причины сплюснутости Земли

Устанавливать географические взаимосвязи между вращением Земли вокруг своей оси и при~

плюснутостью Земли



8.







9.






Как связана география с биологией?



Составление календаря природы и ве-

дение в нем фенологических наблю-

дений


Организовывать осенние феноло-

гические наблюдения. Понимать

причины фенологических явле-

ний. Использовать приобретённые

знания и умения для проведения

фенологических наблюдений



10.






Как теллурий помогает изучить особенности движения Земли?



Работа с теллурием для того, чтобы

наглядно увидеть, как Земля совер-

шает годовое движение вокруг Солн-

ца и вращается вокруг своей оси



Демонстрация модели «Солнце -

Земля - Луна» и определение по-

следствий движения Земли вокруг

Солнца и вокруг своей оси



11.







12.






Почему продолжительность дня и ночи изменяется в течение года?



Определение последствий врашения

Земли


Установление взаимосвязи между

высотой Солнца, положением

Земли на околосолнечной орбите

и природными сезонами, време-

нами года


13.






Что у Земля внутри?



Построение. собственной модели Зем-

ли


Построение модели «твёрдой»

Земли из пластилина



14.







15.






Куда мы «плывем» на литосферной плите?



Создание конструктора литосферных

плит для наглядного представления о

возникновении разломов движения

литосферных плит



Создание модели литосферных

плит. Работа с конструктором лттосферных плит. Определение положения Тихоокеанского огненного кольца.Обозначать на схеме действу-

ющие вулканы. Устанавливать причинно-следственные связи об изменении облика планеты и изменениях природных, климатических условий на материках.


16.

17.







Как различить горные породы?

Сбор собственной коллекции пород и

минералов



Изучать горные породы своей ме-

стности и про водить сбор образцов



18.






Какой силы землетрясение опасны для че-

ловека?


Изучение и оценка землетрясений с

использованием шкалы по представ-

ленным описаниям


Определять интенсивность землетрясений по описаниям и таблице

12~балльной шкалы. Уметь применять полученные знания в peальной жизни. Знать меры безопасности при землетрясении



19.






Для чего измерять высоту гор?



Изготовление простейшего нивелира

и определение высоты холма



Проведение измерения относительной высоты холма с использованием самодельного нивелира на местности. Определять относительную высоту холма с использованием самодельного нивелира на местности

20.







21.






Как древние измеряли время?



Изготовление солнечных часов

Самостоятельно изготовить солнечные часы

22.







23.







Какими способами можно сориентироваться ночью?

Ориентирование на местности по Лу-

не, звездам



Уметь ориентироваться по разным

фазам Луны и созвездиям



24.







25.






Можно ли изготовить компас в походе?



Изготовление компаса в походных

условиях


Уметь изготовить компас из под-

ручного природного материала



26.







27.






Что скрывается за названием географического объекта?




Создание картотеки геограФических названий, связь связать географические названия с их происхождением

Работать с топонимическим словарём.

Определять происхождение названий географических объектов. Изучать и использовать способы запоминания названий географических объектов



28.







29.







Как определить давление?



Доказательство существования атмо-

сферного давления при помощи ста-

кана с водой и листа бумаги. Созда-

ние простейшего барометра



Проводить опыт, доказывающий

существование атмосферного

давления. Изготавливать самодельный барометр и измерять атмосферное

давление


30.







31.






Как создать домашнюю метеостанцию?



Изготовление простейших приборов

для собственной метеостанции: флю-

гера, дождемера, термометра


Изготавливать самодельные измерители направления и скорости

ветра (флюгер), количества осадков (дождемер), изменения температуры воздуха (термометр). Проведение измерений направления и скорости ветра, количества осадков и температуры воздуха самодельными приборами



32.







33.





Откуда берутся приметы?



Составление прогноза погоды на вес-

ну и лето по народным приметам



Познакомиться с народными

приметами определения погоды.

Составлять прогноз погоды по

народным приметам на весну и

лето будущего года


34.







Поурочно-тематическое планирование курса

6 класс



Дата

Тема

Содержание практикума

Планируемые результаты

По факту

По плану

1.






Откуда берутся приметы?



Составление прогноза погоды на вес-

ну и лето по народным приметам



Познакомиться с народными

приметами определения погоды.

Составлять прогноз погоды по

народным приметам на весну и

лето будущего года


2.







3.






Чем уникальна обычная вода?



Изучение свойств воды: вкус, цвет,

запах; три состояния воды; плотность пресной воды; растворять соли и газы



Изучать и описывать свойства воды

4.






Сколько на Земле морских объектов?



Игра «Знатоки морских названий»

или игра «Морской бой»



Определять происхождение на-

званий географических объектов.

Изучать и использовать способы

запоминания названий географи-

ческих объектов. Создавать игру

«Знатоки морских названий»



5.







6.






Что общего у рек Рос-

сии?


Воображаемое путешествие по рекам

России (Волга и Терек, Амур и Го-

рин) и составление описания путеше-

ствия


Выявлять основные различия гор-

ных И равнинных рек. Составлять

рассказы, сказки, стихи о реках и

их свойствах



7.







8.






Как изготовить модель родника?



Доказательство того, что в разных

горных породах вода просачивается с

разной скоростью. Знакомство с

принципом «работы» родника



Проводить опыт, показывaющий, что вода просачивается в различных горных породах с разной скоростью. Про водить опыт по определения скорости

просачивания воды через образы пород (глина, песок, суглинок). Создавать модель родника



9.







10.






От чего зависит скорость течения?



Определение направления и скорости

течения реки



Проводить опыт, показывaющий

зависимость скорости течения воды от уклона



11.







12







Можно ли определить прозрачность воды?

Определение прозрачности воды в

водоёме


Определять прозрачность воды с

помощью подручных средств



13.







14.







Как измерить высоту снежного покрова?

Определение высоты снежного покрова



Измерять высоту'снежного покрова


15.







16






Что можно узнать из легенды?



Знакомство и работа с легендой о реке Ангаре

Работать с текстами легенд и на родных сказаний, посвященных объектам гидросферы. Создавать топонимические страницы

17.







18.







19.






О чем говорят камни?



Работа с изображениями окаменело-

стей и их описание



Работать с изображениями и

описаниями ископаемых остат-

ков организмов


20.






Как составить классификацию?



Создание коллекции комнатных рас-

тений разных природных зон



Составлять и описывать коллекции комнатных растений по

географическому принципу. Определять правила ухода за комнатными

растениями с учётом при родных условий их произрастания


21.







22.






Есть ли правила у игры?



Создание географической игротеки

«Узнай по контуру дерево», «Найди

на рисунке контуры животных»


Разработать игру биогеографического содержания

23.







24.






Для чего нужна шкала?



Создание шкалы «Глубины океана» и

определение с её помощью морских

обитателей. Презентация работы.


Изучить виртуально морских

животных с путеводителем

«Жизнь в морских глубинах».

Научиться работать с определителем морских животных



25.







26.







27.






Как правильно организовать путешествие?



Мысленное путешесьвие по экологической тропе в Лапландском заповеднике. Создание своей экологической тропы

Совершать виртуальное путеше-

ствие по экологической тропе

Лапландского заповедника. Составлять схемы экологической тропы. Создавать агитационные листки (плакаты) на природоохранные темы


28.







29.







30.






Как определить давление?



Доказательство существования атмо-

сферного давления при помощи ста-

кана с водой и листа бумаги. Созда-

ние простейшего барометра



Проводить опыт, доказывающий

существование атмосферного

давления. Изготавливать самодельный барометр и измерять атмосферное

давление


31.







32






Как создать домашнюю метеостанцию?



Изготовление простейших приборов

для собственной метеостанции: флю-

гера, дождемера, термометра


Изготавливать самодельные из-

мерители направления и скорости



ветра (флюгер), количества осадков (дождемер), изменения температуры воздуха (термометр). Проведение измерений направления и скорости ветра, количества осадков и температуры воздуха самодельными приборами

33.







34.







Презентация работ.









Поделитесь с Вашими друзьями:


База данных защищена авторским правом ©grazit.ru 2019
обратиться к администрации

войти | регистрация
    Главная страница


загрузить материал