Рабочая программа дисциплины «Архивоведение» Направление подготовки 030600 История Профиль подготовки История



Скачать 121,62 Kb.
Дата20.10.2016
Размер121,62 Kb.
ТипРабочая программа
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ

РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ФГБОУ ВПО «Саратовский государственный университет

имени Н.Г. Чернышевского»


Институт истории и международных отношений

«Утверждаю»

Проректор по учебно-методической работе

Саратовского государственного

университета им. Н.Г.Чернышевского,

доктор филологических наук, профессор

Е.Г. Елина

«_____»___________2014 г.




Рабочая программа дисциплины

«Архивоведение»

Направление подготовки



030600 – История

Профиль подготовки



История

Квалификация (степень) выпускника



Бакалавр

Форма обучения

заочная

Саратов


2014 г.

  1. Цели освоения дисциплины

Изучение «Архивоведения», одной из общепрофессиональных учебных дисциплин по специальности 030600 - «История», проходит по заочной формам обучения. Процесс изучения построен на усвоении лекционного курса и выполнении заданий практических занятий. Полученные студентами знания оцениваются на академическом зачете.

Изучение дисциплины предполагает усвоение студентами 2 курса представлений об истории организации архивного дела в стране, о современном его состоянии, о современной сети архивов и их функциях: экспертизе ценности документа, комплектовании, учета и хранения документов, обеспечения сохранности документов, организационных формах использования документов, реставрации документов. Предполагается также ознакомить студентов с правилами работы в архивах, научить их работе с архивными описями, архивными делами и методике обработки архивных источников.


2.Место дисциплины в структуре ООП бакалавриата

Дисциплина «Архивоведение» относится к ООП «Б.3 Профессиональный цикл. Вариативная часть» ФГОС-3 по направлению подготовки ВПО – «История». Для изучения дисциплины необходимы компетенции, сформированные у студентов в результате освоения дисциплины ООП подготовки бакалавра «История России», читаемой на первом курсе. Дисциплина «Архивоведение» входит в набор дисциплин общеобразовательного цикла ориентированных на подготовку студентов к работе с разнообразными письменными источниками, к самостоятельной научной работе.

Получаемые знания дополняют такие дисциплины, как «История России», а также предваряют дисциплину: «Историческое краеведение и история Саратовского края» и закрепляются прохождением учебной архивной практики.
3 Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины (модуля)

В результате изучения дисциплины обучающиеся должны приобрести следующие рабочие и практические навыки и умения: четко и грамотно усваивать лекционный материал, регулярно выполнять методические требования при подготовке к практическим занятиям с использованием источников, знакомиться с необходимой обязательной и дополнительной литературами, научиться анализировать источники и получать конструктивные выводы.

Кроме того, студенты должны приобрести различные профессиональные компетенции предусмотренных ФГОС-3 по направлению подготовки ВПО – «История».

Из них к (универсальным) общекультурным компетенциям (ОК) относятся:

– овладение культурой мышления, способностью к обобщению и анализу и восприятию информации, постановке цели и выбору путей её достижения (ОК-1);

-. способность логически верно, аргументировано и ясно строить устную и письменную речь (ОК-2);

– готовность к кооперации с коллегами, работе в коллективе (ОК-3);

- способность использовать нормативные правовые документы в своей деятельности (ОК-5);

- стремление к саморазвитию, повышению своей квалификации и мастерства, способностью изменять при необходимости профиль своей профессиональной деятельности (ОК-6);

- способность критически оценивать свои достоинства и недостатки, выбор путей и средств развития достоинств и устранения недостатков (ОК-7);

– осознание социальной значимости своей будущей профессии, и обретение высокой мотивации к занятию профессиональной деятельностью (ОК-8);

- использовать основные положения и методы социальных, гуманитарных наук при решении социальных и профессиональных задач (ОК-9);

- способность анализировать социально-значимые проблемы и процессы (ОК-10);

– готовность уважительно и бережно относиться к историческому наследию и культурным традициям (ОК-11);

- способность использовать навыки работы с информацией из различных источников для решения профессиональных и социальных задач (ОК-12);

- осознание сущности и значения информации в развитии современного общества; владение основными методами, способами и средствами получения, хранения, переработки информации (ОК-14);

К профессиональным компетенциям (ПК), которые должны быть усвоены студентами, относятся:

В научно-исследовательской деятельности:

– способность использовать в исторических исследованиях базовые знания в области всеобщей и отечественной истории (ПК-1), источниковедения, специальных исторических дисциплин, историографии и методов исторического исследования (ПК-3), теории и методологии исторической науки (ПК-4);

– способность понимать движущие силы и закономерности исторического процесса, роль насилия и ненасилия в истории, место человека в историческом процессе, политической организации общества (ПК-5);

– способность понимать, критически анализировать и использовать базовую историческую информацию (ПК-6);

– способность к критическому восприятию концепций различных историографических школ (ПК-7);

– способность к использованию специальных знаний, полученных в рамках профилизации или индивидуальной образовательной траектории (ПК-8);

- способность к работе в архивах и музеях, библиотеках, владеть навыками поиска необходимой информации в электронных каталогах и в сетевых ресурсах (ПК-9);

– способность к составлению обзоров, аннотаций, рефератов и библиографий по тематике проводимых исследований (ПК-10);



В культурно-просветительской деятельности:

- способность к разработке информационного обепечения историко-культурных и историко-краеведческих аспектов в тематике деятельности организаций и учреждений культуры (ПК-14);



В экспертно-аналитической деятельности:

- способность к работе с информацией для обеспечения деятельности аналитических центров, общественных и государственных организаций, СМИ (ПК-15).


4. Структура и содержание дисциплины (модуля)

Общая трудоемкость дисциплины составляет две зачетные единицы, 72 часа.



п/п


Раздел

дисциплины



Семестр

Неделя семестра

Виды учебной работы, включая самостоятельную работу студентов и трудоемкость (в часах)

Формы текущего контроля (по неделям семестра) Форма промежуточной аттестации (по семестрам













Всего часов

Лекции

Семинары

Самостоятельная раб студ




1.

Введение. История и современная организация архивного дела в стране. Задачи и функции государственных архивов. Обзор центральных и местных (ГАСО, ГАНИСО) архивов

3




10

2

2

6

Балльная оценка за работу на лекции, на семинаре

2.

Основные методы и приемы работы исследователей с архивными документами

4




10

2

2

6

Балльная оценка за работу на лекции, на семинаре




Итого







20

4

4

12




Структура курса «Архивоведение» представлена следующими тематическими разделами:

«Предмет и основные понятия архивоведения», «История и современная организация архивного дела в России», «Задачи и функции государственных архивов», «Основные методы и приемы работы исследователей над архивными документами». «Краткий обзор центральных государственных архивов России», «Архивы Саратовской области».

Каждый раздел охватывает как общие понятия, так и конкретные задачи курса «Архивоведение». Особое внимание уделяется формированию практических навыков работы с неопубликованными документами. Среди важных в теоретико-методологическом плане вопросов следует отметить проблему использования архивных источников по истории страны, региона, их междисциплинарный характер, информативные возможности их комплексного использования.


Вопросы к зачету по «Архивоведению»:
1. Архивоведение как научная дисциплина. Предмет и задачи архивоведения.

2. Архивоведческие термины: архив, фонд, государственный архивный фонд,

фондообразователь, документ, дело, делопроизводство, архивное дело, архивная коллекция, архивный документ, исторический источник, единица хранения.

3. Архивы в Древнерусском государстве.

4. Архивное дело в XV-XVII вв.

5. Преобразования Петра I в области архивного дела.

6. Развитие русской археографии в XVIII веке.

7. Развитие архивного дела в первой половине XIX века.

8. Появление новых центров археографической деятельности в XIX веке.

9. Научно-издательская деятельность архивов в XIX веке.

10. Проекты реформы архивного дела в XIX веке.

11. Становление археографии как самостоятельной научной дисциплины в XIX веке.

12. Первые мероприятия Советской власти в области архивного дела.

13. Развитие архивного дела в 20-30-е годы XX века.

14. Архивное строительство в СССР в 1945-1991 гг.

15. Архивная реформа 90-х годов XX в.

16. Современный состав архивного фонда РФ и его классификация.

17. Сеть и функции государственных архивов.

18. Современные центры хранения документов, их характеристика.
5. Образовательные технологии, применяемые при освоении дисциплины (модуля)

В соответствии с требованиями ФГОС ВПО по направлению подготовки реализация компетентностного подхода должна предусматривать широкое использование в учебном процессе, кроме лекционных и практических занятий с иллюстрированием изучаемого материала таблицами, диаграммами, формулярами ревизских сказок, метрических книг и переписными листами переписей различные активные интерактивные формы углубленного изучения материала (разбор конкретных ситуаций, обсуждение отдельных разделов дисциплины, коллоквиумы). Не исключается также проведение в рамках учебных курсов встреч и бесед с представителями российских научно-исследовательских центров, музеев, архивов, организация мастер-классов с экспертами и специалистами.



Адаптивные технологии. При наличии среди обучающихся инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья (с учетом их особенностей) применяются следующие адаптивные технологии:

− предоставление инвалидам по зрению или слабовидящим возможностей использовать пособия, выполненные шрифтом Брайля, крупноформатные наглядные материалы и аудиофайлы;

− сопровождение устной речи демонстрационным и иллюстративным материалом для лиц с ограниченными возможностями по по слуху;

− создание условий для организации коллективных занятий в студенческих группах, где бы лицам с ограниченными возможностями по здоровью оказывалась необходимая помощь в получении необходимой информации;

− проведение индивидуальных коррекционных консультаций для инвалидов и лиц с ограниченными возможностями по здоровью


  1. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины (модуля)

Для закрепления знаний студентов по основным разделам курса «Архивоведение» проводятся практические занятия, целью которых является закрепление знания на основе лекционной информации и самостоятельной работы с литературой и развитие необходимых навыков и приемов научного анализа исторической информации. Примерная тематика семинарских занятий: 1. Работа с архивной описью: внешняя оценка описи, выявление структуры описи, определение тем исследования. 2. Работа с архивным делом: внешняя оценка дела, определение содержания дела, составление выписок, написание эссе.


7. Данные для учета успеваемости студентов в БАРС

Таблица 1. Таблица максимальных баллов по видам учебной деятельности.



1

2

3

4

5

6

7

8

Лекции

Лабораторные занятия

Практические занятия

Самостоятельная работа

Автоматизированное тестирование

Другие виды учебной деятельности

Промежуточная аттестация

Итого

20

0

30

10

0

10

30

100



Программа оценивания учебной деятельности студента
Лекции

Посещаемость, опрос, активность и др. за один семестр – от 0 до 20 баллов.



Лабораторные занятия

Не предусмотрены.



Практические занятия

Контроль выполнения практических занятий - от 0 до 30 баллов.



Самостоятельная работа

Ответы на вопросы, участие в обсуждении проблем курса - от 0 до 10 баллов.



Автоматизированное тестирование

Не предусмотрены.



Дополнительно

Виды учебной деятельности, не вошедшие в предыдущие колонки таблицы - от 0 до 10 баллов.



Промежуточная аттестация

Ответы на вопросы и выполнение полученных заданий – от 0 до 30 баллов.


Таким образом, максимально возможная сумма баллов за все виды учебной деятельности студента за один семестр по дисциплине «Архивоведение» составляет 100 баллов.
Таблица 2. Пример пересчета полученной студентом суммы баллов по дисциплине «Архивоведение» в оценку (зачет):


50 баллов и более

«зачтено» (при недифференцированной оценке)

меньше 50 баллов

«не зачтено»


8. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины «Историческое краеведение и история Саратовского края»
а) основная литература:

Вовкотруб О.В., Фионова Л.Р. Архивоведение. Учебное пособие. http://window.edu.ru/resource/479/24479

Сиренов А. В., Твердюкова Е. Д., Филюшкин А. И. Источниковедение. Учебник для академического бакалариата. М.: Изд-во Юрайт, 2015.
б) дополнительная литература:

1. Алексеева Е. В. Архивоведение: учебник /под ред. В. П. Козлова. - 2-е изд., доп. М., 2007.

2. Архивы России. Москва и Санкт-Петербург: справ.-обозрение и библиогр. указ. М., 1997.

3. Голиков А. Г. Архивоведение отечественной истории : учеб. пособие для студентов вузов. М., 2008.

4. Володихин Д.М. Архивы русского средневековья. М., 1996.

5. 2.Канавина Н.В. Архивоведение. Учеб.-метод. пос. для студентов. Саратов, 2007.

6. Куликов В. И. Организация государственных учреждений России: учеб. для студентов высш. проф. образования. М., 2011.

7. Магидов В. М. Кинофотофонодокументы в контексте исторического знания. М., 2005.

8. Тельчаров А. Д. Архивоведение. Конспект лекций. М., 2004.
в) Интернет-ресурсы:

- описи архивных фондов Государственного архива Саратовской области: http://saratov.rusarchives.ru/gaso.html;

- описи архивных фондов Государственного архива новейшей истории Саратовской области: http://saratov.rusarchives.ru/cdniso.html.

- архивы России. Карта сайта: http://www.rusarchives.ru/map.shtml

- портал архивы России. Федеральное архивное агентство (Росархив): http://www.rusarchives.ru/
Список лицензионного программного обеспечения:


  • Microsoft Windows 7, 8 Pro

  • Microsoft Office 7, 10, 13 Plus

  • WinRar

  • Adobe Acrobat Reader X

  • Google Chrome

  • Abby Fine Reader


9. Материально-техническое обеспечение дисциплины (модуля)

- авторский текст курса лекций по архивоведению;

- учебно-методическое пособие Канавиной Н.В. Архивоведение. Саратов: «Наука», 2007;


  • ноутбук;

  • мультимедийный проектор;

  • интерактивная доска;

  • интернет.

Автор – к.и.н., доцент Булычев М.В.


Программа составлена в соответствии с требованиями ФГОС ВПО по направлению и профилю подготовки 030600 история и актуализирована согласно ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (2012 г.).
Программа одобрена на заседании кафедры историографии, региональной истории и археологии 3 декабря 2011 г., протокол № 5 и актуализирована 23 сентября 2014 г., протокол № 2.
Зав. кафедрой историографии,

региональной истории и археологии В.Н. Данилов


Директор ИИиМО Т.В. Черевичко
Каталог: sites -> default -> files -> education -> programs
programs -> Рабочая программа дисциплины Информационные системы в бухгалтерском учете и аудите Направление подготовки
programs -> Программа дисциплины «Конституционное право стран снг»
programs -> Рабочая программа дисциплины История средних веков Направление подготовки 050100 Педагогическое образование
programs -> Рабочая программа дисциплины профилактика суицидального поведения лиц с овз направление подготовки
programs -> Рабочая программа дисциплины Античная культура Направление подготовки 44. 03. 01 Педагогическое образование
programs -> Программа дисциплины «История и методология юридической науки»
programs -> Программа учебной практики архивная Направление подготовки 030600 история
programs -> Рабочая программа дисциплины Геометрия Направление подготовки
programs -> Рабочая программа учебной дисциплины Преобразования плоскости Направление подготовки 050100 Педагогическое образование
programs -> Рабочая программа дисциплины международная интеграция и международные организации Направление подготовки


Поделитесь с Вашими друзьями:


База данных защищена авторским правом ©grazit.ru 2019
обратиться к администрации

войти | регистрация
    Главная страница


загрузить материал