Рабочая программа дисциплины «Информационные системы»



Скачать 228,3 Kb.
Дата28.07.2017
Размер228,3 Kb.
ТипРабочая учебная программа
Министерство образования и науки Российской Федерации
        1. Федеральное государственное бюджетное образовательное
          учреждение высшего образования

  1. «Уральский государственный педагогический университет»


Институт математики, информатики и информационных технологий

Кафедра информационно-коммуникационных технологий в образовании




    1. Рабочая программа ДИСЦИПЛИНЫ


«Информационные системы»
для ОПОП «44.03.01 Педагогическое образование»
(профиль «Информатика»)


Екатеринбург 2016

Рабочая программа дисциплины «Информационные системы»

Составитель: Кудрявцев А.В., кандидат педагогических наук, доцент кафедры ИКТО Уральского государственного педагогического университета


Рабочая учебная программа обсуждена на заседании кафедры



информационно-коммуникационных технологий в образовании УрГПУ
Протокол от 21.01.2016 г. № 6 Зав. кафедрой __________Б.Е. Стариченко


Директор института математики,

информатики и ИТ _________________М.В. Лапенок



  1. Пояснительная записка

1.1. Наименование дисциплины:

Информационные системы



1.2. Цели и задачи дисциплины:

Целью дисциплины является получение студентами теоретических знаний в области современных информационных систем и информационных технологий, а также приобретение практических навыков в использовании отдельных инструментальных средств для создания информационной системы и использование ее для хранения и обработки данных.



Задачами изучения дисциплины являются:

  • сформировать компетентности у будущих специалистов в области современных информационных систем;

  • ознакомить студентов с историей, классификацией и перспективами развития информационных систем;

  • ознакомить студентов с методологиями, методами и технологиями, лежащими в основе проектирования, создания и использования информационных систем;

  • сформировать у студентов навыки записи, поиска и обработки данных в информационной системе.

В соответствии с ФГОС ВО формируемые компетенции:

  • способность к моделированию, проектированию и разработке информационных систем педагогического назначения, обеспечению их безопасности, созданию информационной образовательной среды учебного заведения (ПрК-2).

1.3. Место дисциплины в структуре ОПОП.

Курс «Информационные системы» (код Б.1.В.ОД.18) предусматривает как формирование базовых теоретических знаний, связанных с применением основных принципов, используемых в сфере разработки информационных систем, так и формирование практических умений работы с программными системами при решении профессионально ориентированных задач при разработке ИС.

Дисциплина входит в модуль вариативных дисциплин.

1.4. Перечень планируемых результатов обучения по дисциплине (модулю), соотнесенных с планируемыми результатами освоениями образовательной программы:

Процесс изучения дисциплины направлен на формирование компетенций:

способность к моделированию, проектированию и разработке информационных систем педагогического назначения, обеспечению их безопасности, созданию информационной образовательной среды учебного заведения (ПрК-2).

В результате студент должен:

знать:


  • понятие и сущность информационных систем;

  • историю развития и классификацию информационных систем;

  • виды, назначение и тенденции развития информационных системы (систем автоматизированного проектирования с помощью CASE-средств, систем управления базами данных, языков программирования, языка структурных запросов SQL, технических средств);

  • преимущества и недостатки основных типов современных информационных систем;

уметь:

  • спроектировать и разработать информационную систему с применением отдельных инструментальных средств;

  • осуществлять обоснованный выбор применяемых инструментальных средств на этапах проектирования, разработки и эксплуатации информационных систем и технологий;

  • определять эффективность использования отдельных инструментальных средств на каждом этапе жизненного цикла информационной системы;

  • инсталлировать и использовать отдельные инструментальные средства;

владеть:

  • методологиями и технологиями (как совокупностью методов и средств), лежащими в основе инструментальных средств, используемых на этапах проектирования, разработки и эксплуатации информационных систем и технологий.

1.5. Объем дисциплины.

Общая трудоемкость дисциплины составляет 3 зачетных единицы (108 уч. часов). Виды учебной работы: аудиторные – лекции (12 часов), лабораторные занятия (36 часов); внеаудиторная: самостоятельная работа, подготовка индивидуального проекта (33 часа); контрольное мероприятие – экзамен 27 часов (8 семестр).



1.6. Особенности реализации дисциплины.

Дисциплина преподается на русском языке.



В преподавании дисциплины используется электронный ресурс, который находится по адресу: http://e-portal.uspu.ru/portal/site/4d8e160c-d0bc-40e8-8c38-aa3d075bc937


  1. Учебно-тематическое планирование

    1. Учебно-тематический план





п/п


Наименование
раздела, темы


Всего
трудоемкость


Аудиторные
занятия


Самостоят.
работа


Всего

Лекции

Практич.
занятия


Лаборат.
занятия


1.

Введение в ИС и технологии

20

8

2




6

12

2.

Инструментальные средства этапа проектирования ИС и технологий

28

12

2




10

16

3.

Разработка программно-информационного ядра ИС

30

14

4




10

16

4.

Инструментальные средства этапа эксплуатации ИС и технологий

30

14

4




10

16

Итого

108

48

12




36

60




  1. Содержание дисциплины

    1. Общее содержание

Раздел 1. Введение в информационные системы и технологии

Тема 1. Понятие и сущность информационной системы

Понятие, содержание, назначение информационных систем. Виды классификаций информационных систем. История и перспективы развития информационных систем.

Раздел 2. Инструментальные средства этапа проектирования информационных систем и технологий

Тема 2. Обзор инструментальных средств этапа проектирования информационных систем и технологий

Этапы анализа предметной области. Анализ деятельности предприятия. Инструменты функционального моделирования бизнес-процессов и использованием стандарта IDEF0. Методология DFD как инструмент моделирования потоков данных. Методология ARIS как инструмент бизнес-моделирования. Язык унифицированного моделирования UML как инструментальное средство моделирования организации и ее бизнес-процессов.

Тема 3. Системы автоматизированного проектирования информационных систем.

Современные CASE-средства как инструмент многочисленных технологий проектирования информационных систем. Классификация CASE-средств. Характеристики CASE-средств. Функциональный анализ популярных в России CASE-средств.

Раздел 3. Разработка программно-информационного ядра информационных систем

Тема 4. Инструменты разработки баз данных

СУБД как инструментальное средство разработки информационной системы. Средства автоматизированного проектирования структур баз данных (Designer 2000, ErWin, PowerDesigner, ER/Studio, System Architect, Visible Analyst, Visio Enterprise).

Тема 5. Инструменты доступа к базам данных

Стандартные механизмы доступа к базам данных –Open Database Connectivity (ODBC), OLE DB, ADO.NET. Универсальный механизм доступа к данным Universal Data Access как стратегия предоставления доступа к любому типу информации.

Тема 6. Инструментальные средства разработки клиентского программного обеспечения.

Клиенты удаленного доступа и построение запросов к СУБД. Технология клиент сервер. Модели клиент-сервер. Этапы развития серверов баз данных. Классификация инструментальных средств разработки приложений (средства разработки, ориентированные на конкретные СУБД; средства разработки, универсальные по отношению к СУБД). Разработка в сети Интернет: WEB-технологии (разработка на стороне браузера, на стороне WEB-сервера).

Раздел 4. Инструментальные средства этапа эксплуатации информационных систем и технологий

Тема 7. Инструментальные средства обеспечения доступности и целостности данных.



Резервное копирование базы данных. Модели восстановления базы данных. Резервирование системных и пользовательских баз данных. Технологии и инструменты экспортирования данных и восстановления информации в базах данных. Транзакционные механизмы СУБД.

3.2. Перечень тем лекционных занятий

п/п

Наименование
лекции


Содержание лекции

1

Понятие и сущность информационных систем

Понятие, содержание, назначение информационных систем. Виды классификаций информационных систем. История и перспективы развития информационных систем.

2, 3

Обзор инструментальных средств этапа проектирования информационной системы

Этапы анализа предметной области. Анализ деятельности предприятия. Инструменты функционального моделирования бизнес-процессов и использованием стандарта IDEF0. Методология DFD как инструмент моделирования потоков данных. Методология ARIS как инструмент бизнес-моделирования. Язык унифицированного моделирования UML как инструментальное средство моделирования организации и ее бизнес-процессов.

4, 5

Системы автоматизированного проектирования информационных систем.

Современные CASE-средства как инструмент многочисленных технологий проектирования информационных систем. Классификация CASE-средств. Характеристики CASE-средств. Функциональный анализ популярных в России CASE-средств.

6

Инструменты разработки баз данных

СУБД как инструментальное средство разработки информационной системы. Средства автоматизированного проектирования структур баз данных (Design-er 2000, ErWin, PowerDesigner, ER/Studio, System Architect, Visible Analyst, Visio Enterprise).

7

Инструменты доступа к базам данных

Стандартные механизмы доступа к базам данных – Open Database Connectivity (ODBC), OLE DB, ADO.NET. Универсальный механизм доступа к данным Universal Data Access как стратегия предоставления доступа к любому типу информации.

8, 9

Инструментальные средства разработки клиентского программного обеспечения.

Клиенты удаленного доступа и построение запросов к СУБД. Технология клиент сервер. Модели клиент-сервер. Этапы развития серверов баз данных. Классификация инструментальных средств разработки приложений (средства разработки, ориентированные на конкретные СУБД; средства разработки, универсальные по отношению к СУБД). Разработка в сети Интернет: WEB-технологии (разработка на стороне браузера, на стороне WEB-сервера).

10, 11

Инструментальные средства обеспечения доступности и целостности данных.

Резервное копирование базы данных. Модели восстановления базы данных. Резервирование системных и пользовательских баз данных. Технологии и инструменты экспортирования данных и восстановления информации в базах данных. Транзакционные механизмы СУБД.



3.3. Перечень тем лабораторных работ

п/п

Наименование раздела (темы)

Содержание лабораторной
работы


1,2

Инструментальные средства этапа проектирования ИС и технологий

Инструменты функционального моделирования бизнес-процессов и использованием стандарта IDEF0, программа Ramus-education

3,4

Создание простейших диаграмм, программа BPWIN

5

Диаграммы прецедентов

6

ПрограммаVisual Paradigma

7

Инструментальные средства этапа разработки программно-информационного ядра информационных систем

Знакомство с другими инструментами моделирования

8

Создание модели данных с помощью программы ErWin

9,

10


Средства проектирования данных в Visual Studio

11,

12


Использование Visual Studio для проектирования данных

13,14

Средства разработки программного обеспечения (Visual Studio, Lazarus, Eclipse)

15

Примеры разработки ПО (VS)

16

Примеры разработки ПО (Lazarus)

17

Инструментальные средства этапа эксплуатации информационной системы

Примеры разработки ПО (Eclipse)

18,

19


Средства резервного копирования СУБД PostgreSQL

20,

21


Примеры выполнения резервного копирования и восстановления в СУБД PostgreSQL

22

Знакомство с транзакционными механизмами

23,24

Журнал транзакций и восстановление по журналу транзакций в СУБД PostgreSQL

3.4. Примерные вопросы для контроля и самоконтроля
по разделам (темам)


п/п

Наименование раздела (темы)

1

Введение в информационной системы

1.Понятие информационной системы

2. Классификация информационных систем

3. Этапы развития информационных систем



2

Инструментальные средства этапа проектирования информационной системы

1. Понятие модели информационной системы

2. Языки моделирования

3. Язык моделирования UML

4. Обзор инструментальных средств для моделирования на UML

5. Обзор основных диаграмм языка UML



3

Инструментальные средства этапа разработки программно-информационного ядра информационных систем

1. Языки программирования, их использование при разработке ИС

2. Системы программирования. Примеры систем программирования.

3. Основные возможности Visual Studio

4. Средство разработки Lazarus

5. Средство разработки Eclipse

6. Обзор средств соединения клиента с серверами баз данных


4

Инструментальные средства этапа эксплуатации информационной системы

1. Основные проблемы эксплуатации информационных систем.

2. Понятие резервного копирования. Основные требования к резервному копирования.

3. Средства резервного копирования операционных систем.

4. Средства резервного копирования СУБД.

5. Понятие транзакции.



6. Журнал транзакций и принципы восстановления с использованием журнала транзакций.




  1. перечень учебно-методического обеспечения
    для самостоятельной работы обучающихся
    по дисциплине


    1. Учебно-методическое обеспечение

Для организации самостоятельной работы обучающихся используется следующее обеспечение:

  1. Материалы ЭУМК на сайте дисциплины на учебном портале УрГПУ (автор – В.Ю. Пирогов).

  2. Электронный лабораторный практикум по дисциплине (автор – В.Ю. Пирогов).

  3. Коммуникационные сервисы.

    1. Темы, вынесенные на самостоятельное изучение студентов

  1. История развития и особенности СУБД PostgreSQL

  2. История развития и особенности MS SQL Server.

  3. История создания языка UML.

  4. Технология ODBC – появление и развитие.

  5. Особенности работы в системе FoxPro для создания и обработки данных.

  6. Проектирование информационной системы в программе BPWin.

  7. Разработка информационной системы в программе MySql.

  8. Средства создания сетевых информационных систем.



5. Фонд оценочных средств для проведения
промежуточной аттестации по дисциплине

Изучение дисциплины согласно ФГОС ВО должно обеспечивать формирование компетенций:

  • способность к моделированию, проектированию и разработке информационных систем педагогического назначения, обеспечению их безопасности, созданию информационной образовательной среды учебного заведения (ПрК-2).

В результате оценочной деятельности проверяется освоение следующих основных структурных компонентов формируемой компетенции:



Раздел

Компоненты компетенций

Оцен. ср-во

ПрК-2

1

Введение в информационные системы







знает:

понятие и сущность информационной системы;

ОС-2




умеет:

определять эффективность использования отдельных информационных систем

ОС-2




владеет:




ОС-1,

ОС-2


2

Инструментальные средства этапа проектирования информационной системы







знает:

виды, назначение и тенденции развития информационной системы

спроектировать и разработать информационную систему с применением отдельных инструментальных средств;



ОС-2




умеет:

осуществлять обоснованный выбор применяемых инструментальных средств на этапах проектирования, разработки и эксплуатации информационной системы;

ОС-2




владеет:

методологиями и технологиями (как совокупностью методов и средств), лежащими в основе инструментальных средств, используемых на этапах проектирования, разработки и эксплуатации информационной системы.

ОС-1,


3

Инструментальные средства этапа разработки программно-информационного ядра информационных систем







знает:

преимущества и недостатки основных современных информационных систем;

ОС-2




умеет:

определять эффективность использования отдельных инструментальных средств на каждом этапе жизненного цикла информационной системы;

инсталлировать и использовать отдельные инструментальные средства для разработки информационной системы;



ОС-2




владеет:

методологиями и технологиями (как совокупностью методов и средств), лежащими в основе инструментальных средств, используемых на этапах проектирования, разработки и эксплуатации информационной системы.

ОС-1,


4

Инструментальные средства этапа эксплуатации информационной системы







знает:

преимущества и недостатки основных современных информационной системы;

виды, назначение и тенденции развития информационных систем



ОС-2




умеет:

осуществлять обоснованный выбор применяемых инструментальных средств на этапах проектирования, разработки и эксплуатации информационной системы;

ОС-2




владеет:

методологиями и технологиями (как совокупностью методов и средств), лежащими в основе инструментальных средств, используемых на этапах проектирования, разработки и эксплуатации информационной системы

методологиями и технологиями (как совокупностью методов и средств), лежащими в основе инструментальных средств, используемых на этапах проектирования, разработки и эксплуатации информационной системы



ОС-1,

Используемые оценочные средства (ОС):



  • ОС-1: отчеты по выполнению лабораторных работ практикума;

  • ОС-2: компьютерный тест по вопросам теории.

Порядок оценивания при использовании ОС:

  • при использовании ОС-1 – по шкале «зачтено»-«не зачтено» оцениваются отчеты по электронным лабораторным работам;

  • при использовании ОС-2 – определяется доля выполнения теста.

Критерии оценивания:

  1. Отдельная лабораторная работа считается зачтенной, если обучаемым выполнены все предусмотренные в ней задания.

  2. Лабораторный практикум считается освоенным, если зачтены не менее 85% включенных в него лабораторных работ.

  3. Компьютерный тест считается пройденным при доле выполнения 60%.

Зачет считается сданным при выполнении работ лабораторного практикума и сдаче теста.

Успешная сдача зачета по дисциплине свидетельствует о сформированности у студента заявленных компетенций.




  1. Учебно-методическое и ИНФОРМАЦИОННОЕ
    обеспечение ДИСЦИПЛИНЫ



6.1. Рекомендуемая литература

Основная

  1. Пирогов В.Ю. Информационные системы и базы данных: организация и проектирование: учебное пособие. – С.-Пб. : «БХВ», 2012. (7 экз.)

  2. Бабич А. Введение в UML. – М. : «Интуит», 2012. Находится в свободном доступе по адресу: http://www.intuit.ru/studies/courses/1007/229/info

  3. Грекул В. Проектирование информационных систем. – М. : «Интуит», 2012. Книга находится в свободном доступе по адресу: http://www.intuit.ru/studies/courses/2195/55/info.

  4. Информационные системы и технологии в экономике и управлении. Учебник под редакцией В.В. Трофимова. – М. : «Высшая школа», 2013. (6 экз.)

  5. Конноли Т., Бегг К. Базы данных. Проектирование, реализация и сопровождение. Теория и практика. Третье издание. – М. : «Вильямс», 2010. (5 экз.)

Дополнительная

  1. Введение в UML. – М. :, «Интуит», 2008. Находится в свободном досутпе по адресу: http://www.intuit.ru/studies/courses/1007/229/info .

  2. Галатенко В. Основы информационной безопасности. – М. : «Интуит», 2003. В свободном доступе по адресу: http://www.intuit.ru/studies/courses/10/10/info .

  3. Грабер М. SQL. – М. :, «Лори», 2003.

  4. Дейт К.Дж. Введение в системы баз данных. 7-е издание. – М. : «Вильямс», 2001.

  5. Кирсанов А. Теория информационных технологий и систем. – М.: «Интуит», 2009. Книга находится в свободном доступе по адресу http://www.intuit.ru/studies/courses/1158/315/info .

  6. Пирогов В. SQL Server 2005: программирование клиент-серверных приложений. – С.-Пб. : «БХВ», 2006.

  7. Стоунз Р., Мэтью Н..PostgreSQL. Основы. – С.-Пб. : «Символ», 2002.

6.2. Информационное обеспечение дисциплины

Программное обеспечение

  • PostgreSQL – кроссплатформенный свободно распространяемый программный пакет – профессиональная СУБД;

  • пакет Lazarus – свободно-распространяемая кроссплатформенная среда разработки программного обеспечения;

  • MySQL - кроссплатформенный свободно распространяемый программный пакет – профессиональная СУБД;

  • Apache – кроссплатформенный WEB-сервер;

  • набор драйверов для доступа к различным СУБД по протоколу ODBC;

Методическое обеспечение на электронных носителях

  • документация к используемым программным продуктам, на сайтах этих продуктов;

  • электронный вариант книги В.Ю. Пирогов. Информационные системы и базы данных: организация и проектирование: учебное пособие, расположенный на портале УрГПУ.

6.3. Печатные и электронные ресурсы для лиц с ОВЗ

6.3. Печатные или электронные ресурсы для лиц с ОВЗ


В процессе освоения дисциплины обучающимися с ограниченными возможностями здоровья используется специальное техническое и программное обеспечение, а также электронные образовательные ресурсы.

Оборудование:

  • два компьютера с тактильным дисплеем Брайля PAC Mate 20, большой программируемой клавиатурой IntelliKeys USB

  • универсальный мобильный лестничный подъемник «ПУМА-УНИ-130»

Программное обеспечение:

  • программа экранного доступа JAWS for Windows версия 16.0. Pro;

  • программа синтеза речи “Infovox 4”.

Электронные ресурсы:

7. Материально-техническое и дидактическое
обеспечение дисциплины

Изучение данной дисциплины предполагает использование:



  • сайта учебной дисциплины на учебном портале УрГПУ;

  • презентаций к курсу лекций;

  • компьютерной видеопроекции;

  • мультимедийной компьютерной техники с доступом в Internet.


8. СВЕДЕНИЯ ОБ авторЕ программы

          1. Фамилия Имя Отчество Кудрявцев Александр Владимирович

ученая степень кандидат педагогических наук

ученое звание доцент



должность и место работы доцент кафедры ИКТО УрГПУ

рабочий телефон (343)-358-83-63
Каталог: sveden -> files
files -> Рязанский филиал
files -> Рабочая программа учебной дисциплины история Черногорск 2014
files -> Рабочая программа дисциплины «Элементы абстрактной и компьютерной алгебры»
files -> Календарно-тематическое планирование уроков алгебры и начала анализа на 2015-2016 учебный год Класс 10а
files -> О материально-техническом обеспечении образовательной деятельности по заявленным для лицензирования образовательным программам
files -> Советы педагога родителям как выбрать игру для вашего ребенка
files -> Образовательный стандарт высшего духовного образования Квалификация "Специалист в области православного богословия"


Поделитесь с Вашими друзьями:


База данных защищена авторским правом ©grazit.ru 2019
обратиться к администрации

войти | регистрация
    Главная страница


загрузить материал