Рабочая программа дисциплины наименование дисциплины История отечественного искусства и культуры



страница1/6
Дата27.10.2016
Размер0,9 Mb.
  1   2   3   4   5   6
МИНИСТЕРСТВО КУЛЬТУРЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего образования

Красноярский государственный художественный институт

«УТВЕРЖДАЮ»:

Проректор

по учебной – методической и воспитательной работе

Тимохов С.В.

____________


____ _____________20__г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ
Наименование дисциплины _История отечественного искусства и культуры
Код и наименование направления подготовки

(бакалавра, магистра или специалиста)

(указывается профиль или специализация)

54.0503 «Графика», «Художник-график (станковая графика)»

54.05.04 «Скульптура», «Художник-скульптор»,

54.05.02 «Живопись», «Художник-живописец»



Квалификация (степень) выпускника

в соответствии с ФГОС: бакалавр, магистр, специалист __специалист
Факультет ______________академический____________________________

(наименование факультета, где осуществляется обучение

по направлению, специальности)

Форма обучения: очная, заочная ___очная________
Программа составлена в соответствии с требованиями ФГОС ВПО
Составители рабочей программы

Старший преподаватель Гольцова А.А._________

кандидат искусствоведения, доцент кафедры Воронова М.В. _________

доцент Покровская Н.В___________


Рабочая программа утверждена на заседании кафедры _________________________________

(дата и номер протокола)

_Гуманитарных и социальных дисциплин_________

(наименование кафедры)

Зав. кафедрой________

Красноярск 2014 г.

1. Цель освоения дисциплины

Сформировать у студентов такие компетенции, которые позволили бы им реализоваться в различных аспектах профессиональной деятельности.



2. Место дисциплины в структуре ООП

В структуре ООП подготовки специалиста дисциплина «История отечественного искусства и культуры» относится к базовой части цикла «Мировая художественная культура».

Задачи учебного курса «История отечественного искусства и культуры»:


  • формирование высокой художественной культуры и эстетического мировоззрения;

  • формирование и развитие понятий о художественно-исторической эпохе, стиле и направлении, понимание важнейших закономерностей их смены и развития в исторической цивилизации;

  • освоение терминологического аппарата дисциплины, основных методологических подходов в решении поставленных задач;

  • умение использовать полученные знания в своей профессиональной и социальной коммуникации, межнациональном, межкультурном, межличностном общении.

Межпредметная связь.

Учебная дисциплина «История отечественного искусства и культуры» носит междисциплинарный характер, её изучение подкрепляется изучением таких дисциплин как «История зарубежного искусства», «Мифология», «История», «История литературы», «Психология изобразительного творчества». Полученные посредством изучения дисциплины знания развивают кругозор, образное мышление, эстетическое восприятие мира, способствуют формированию целостного представления о мировой культуре и о месте в ней отечественной культуры и искусства, а также о его возможных путях и перспективах развития.

Кроме того дисциплина «История отечественного искусства и культуры» способствует освоению практических и специальных дисциплин, таких как «Рисунок», «Живопись», «Общий курс композиции» и др., так как формирует эстетический вкус и ориентирует на высшие достижения в области культуры и искусства.

На занятиях студенты знакомятся с основными тенденциями развития отечественного искусства и культуры, учатся анализировать художественные произведения в контексте исторической ситуации и миропонимания эпохи.



3. Компетенции обучающихся, формируемые в результате освоения дисциплины

Общекультурные компетенции (ОК):



    1. Способностью представить современную картину мира на основе овладения целостной системой естественнонаучных, экономических, правовых, гуманитарных и культурно-исторических знаний, ориентироваться в ценностях бытия, современной общественной жизни, развитии науки, культуры и искусства (ОК-1);

    2. Способностью к анализу социально значимых процессов и явлений, к ответственному участию в общественно-политической и культурной жизни (ОК-2);

    3. Способностью к осуществлению художественно-просветительской и воспитательной деятельности в сфере публичной и частной жизни, владение методами пропаганды достижений в области культуры и искусства (ОК-3);

    4. Способностью формировать и демонстрировать свою активную гражданскую и творческую позицию во всех видах своей деятельности. (ОК-4).

    5. Способностью интегрироваться в современном обществе, иметь нацеленность на его совершенствование на принципах гуманизма и демократии (ОК-5).

    6. Способностью к социальному взаимодействию на основе принятых моральных и правовых норм, демонстрируя уважение к историческому наследию и культурным традициям, толерантность к другой культуре, способность создавать в коллективе отношения сотрудничества, владение методами конструктивного разрешения конфликтных ситуаций (ОК-6).

    7. Владением культурой мышления, способностью к обобщению, анализу, критическому осмыслению, систематизации, прогнозированию, постановке целей и выбору путей их достижения, умение анализировать логику рассуждений и высказываний (ОК-8).

Профессиональные компетенции (ПК):

  1. Способностью собирать, анализировать, синтезировать и интерпретировать явления и образы окружающей действительности, способностью фиксировать свои наблюдения изобразительными средствами для создания произведений искусства (ПК-2);

  2. Способностью критически переосмысливать накопленный опыт, изменять при необходимости профиль своей профессиональной деятельности (ПК-7);

  3. способностью к работе с научной и искусствоведческой литературой, способностью к использованию профессиональных понятий и терминологии (ПК-8);

  4. Способностью к осмыслению процесса развития материальной культуры и изобразительного искусства в историческом контексте и в связи с другими видами искусства и литературы, общим развитием гуманитарных знаний, с религиозными, философскими, эстетическими идеями конкретных исторических периодов (ПК-10);

  5. Способностью различать художественные особенности и исторические аспекты развития стилевых течений (ренессанс, классицизм, барокко, рококо, готика) в архитектуре, театре, изобразительном искусстве (ПК-11);

  6. Способность формировать собственное мировоззрение и философию эстетических взглядов на процессы, происходящие в современном обществе и искусстве, на основе изучения исторических аспектов развития мировой культуры, религии, эстетики и философской мысли (ПК-13);

  7. Способность использовать знания в области мировой и отечественной истории искусства и материальной культуры, знанием истории создания и художественных особенностей выдающихся произведений мировой и отечественной архитектуры, живописи, графики, скульптуры, процессов формирования и развития основных течений в области искусства (ПК-14);

В результате освоения дисциплины обучающийся должен:

Знать:


  • основные этапы развития, важнейшие направления и традиции, существовавшие в русском искусстве, понимать основные движущие силы и закономерности историко-культурного процесса;

  • конкретные произведения архитектуры, изобразительного и декоративно-прикладного искусства, созданные в этот период, их стилистические характеристики и иконографические особенности, символический смысл, планировочные и конструктивные решения, материалы и техники;

  • специфику содержания, символики и формальных выразительных средств русского искусства в контексте мирового художественного процесса.

Уметь:

  • находить, критически анализировать, обобщать и систематизировать научную информацию, относящуюся к истории русского искусства, ставить цели исследования в этой области и выбирать оптимальные пути и методы их достижения;

  • грамотно и квалифицированно, устно и письменно излагать на русском языке свои знания о русском искусстве;

Владеть:

  • методологией и терминологией научных исследований в области истории русского искусства;

  • основными методами, способами и средствами получения и переработки информации, относящейся к русскому искусству.

4. Структура и содержание дисциплины

Общая трудоемкость дисциплины составляет _11_ зачетных единиц (_396_часов).


Структура дисциплины


Вид учебной работы

Всего

(часов)




Семестры

Общая трудоемкость дисциплины

396

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

Аудиторные занятия:

180













30

30

30

30

30

30

лекции


































практические занятия (ПЗ)


































семинарские занятия (СЗ)


































другие виды аудиторных занятий


































промежуточный контроль (просмотры)


































Самостоятельная работа:

216































изучение теоретического курса (ТО)


































курсовой проект (работа):


































реферат

216













42

42

42

42

42

6

задачи


































задания


































другие виды самостоятельной работы


































Вид итогового контроля
















-

зач




зач. диф.




экз



Тематический план

5-й семестр



Наименование раздела

Всего

Аудиторная работа

Сам. работа

Лекции

ПЗ

СЗ




1.


Введение в изучение искусства Древней Руси

4

2







2

2.

Искусство Киевской Руси

4

2







2

3.

Искусство Новгородского княжества. Архитектура. Монументальная живопись.

4

2







2

4.

Основы иконографии.

2

1

1




2

5.

Искусство Владимиро-Суздальского княжества 12-13 вв. Архитектура, скульптурный декор.

2

2







2

6.

Новгородская иконописная школа

2

2







2

7.

Псковская иконописная школа

4

2







2

8.

Высокий русский иконостас. Основные и составные части.

4

2







2

9.

Искусство Московского княжества 14-первой половины 15 в. Ф.Грек и А.Рублёв

6

1

1




4

10.

Искусство русского централизованного государства второй половины 15 – нач. 16 в. Архитектура.

6

1

1




4

11.

Русская архитектура 16 в.

6

2







4

12.

Иконопись и монументальная живопись16 в.

6

1

1




4

13.

ДПИ 16-17 вв.

6

2







4

14.

Русская архитектура 17 в.

6

2







4

15.

Искусство 17 в. Иконопись, монументальная живопись

4




2




2

Итого за первый семестр

72

24

6




42

Отчётность

-














Содержание дисциплины


№п/п

Наименование раздела дисциплины

Содержание раздела

(дидактические единицы)



1.

Введение в изучение искусства Древней Руси

Дохристианские древности на территории Руси. Основные этапы и методы изучения древнерусского искусства. Достижения реставрации и их роль в изучении древнерусского искусства.

Искусство древних славян. Связь языческих и христианских традиций.

Взаимоотношения художника и заказчика. Социальное положение художников в Древней Руси. Периодизация истории искусства Древней Руси и особенности территориального распространения. Роль принятия христианства в формировании древнерусского искусства.


2.

Основы иконографии

Понятие икона в Византийском и русском искусстве. Роль символов. Цветовая символика. Основные иконографические изводы Христа и Богоматери. Праздничный цикл.

3.

Искусство Киевской Руси

Византийское искусство в эпоху христианизации Руси. Архитектура времени Владимира и Ярослава. Софийские соборы Киева, Новгорода и Полоцка. Мозаики и фрески Софии Киевской, древнейшие иконы и лицевые рукописи. Роль византийских и местных традиций. Памятники архитектуры второй половины XI - первой половины XII в. Книжная миниатюра Киевского периода: Остромирово Евангелие, Изборники Святослава 1073 и 1076 гг. Шиферные рельефы с сюжетными и орнаментальными композициями. Икона Владимирской Богоматери.

Декоративно-прикладное искусство Киевской Руси.

Значение художественной культуры Киевской Руси.


4.

Искусство Новгорода и Пскова. Архитектура. Монументальная живопись

Архитектура Новгорода XII – первая треть XV в. Общерусские тенденции и формирование местной традиции. Княжеские соборы раннего XII в., менее масштабные сооружения времени феодальной раздробленности. Проникновение новых архитектурных форм в начале XIII в. и их значение для дальнейшего развития местного зодчества. Ансамбли храмовых росписей в контексте византийского искусства комниновского периода. Архитектура Новгорода и Пскова конца XIII – XV в. Художественная специфика новгородских и псковских построек. Церковь Рождества Богородицы в Перыни, церковь Николы на Липне, церковь Успения на Волотовом поле, церковь Спаса на Ковалеве. Собор Снетогорского монастыря во Пскове и консервативный характер псковской архитектуры. Новгородская архитектура второй половины XIV в.: церковь Феодора Стратилата у Ручья и Спаса Преображения на Ильине улице. Развитие этого типа в XV в. - церковь Петра и Павла в Кожевниках.

Конструктивные новшества в псковской архитектуре: церковь Василия на Горке, Козьмы и Демьяна с Примостья, Георгия со взвоза, церковь Успения в Мелетове и др. Крепостное зодчество - Кром, Изборск.



5.

Искусство Владимиро-Суздальского княжества 12-13 вв. Архитектура, скульптурный декор.

Архитектура и скульптура Владимиро-Суздальского княжества. XII – первая треть XIII в. Идейные основы церковного строительства при Андрее Боголюбском и Всеволоде. Проблема синтеза византийских и западноевропейских форм. Фасадная пластика: иконографические программы и стиль рельефов. Росписи и иконы.

6.

Иконопись Новгорода и Пскова XII -XV вв.

Основные памятники новгородской иконописи XII -XIV вв. Византийские традиции, развитие местных особенностей. Краснофонные иконы. Житийные иконы.

Искусство Новгорода XV в. Ведущая роль иконописи, своеобразие ее сюжетов и стиля. Иконы: Битва Новгородцев с суздальцами, Власий и Спиридон, Волотовские Праздники, Софийские таблетки, Чудо Георгия о змие и др.. Особенности псковской иконописи. Псковские иконы XIV в. Собор Богоматери, Параскева, Варвара и Ульяна (ГТГ), Сошествие во ад (ГРМ) и др. Художественные и иконографические особенности. Живопись Пскова XV в. Основы ее самостоятельности Росписи церкви в селе Мелетове. Икона Димитрий Солунский в ГРМ и др.



7.

Высокий русский иконостас. Основные и составные части.

Формирование алтарной преграды от византийского темплона 4 в. к русскому иконостасу конца 14 в.. Тябловый иконостас классического типа, основные чины и иконы их составляющие. Символика. Богородичный и христологический циклы праздничного ряда. Иконостас Благовещенского собора Московского кремля. «Чтение» иконостаса снизу вверх и сверху вниз. Рамочные иконостасы. Эволюция иконостаса в 17-18 вв.

8.

Искусство Московского княжества 14-первой половины 15 в. Ф.Грек и А.Рублёв

Ведущая роль Москвы в русском искусстве с XIV в. Приглашение византийских мастеров митрополитом Феогностом и Киприаном. Живопись первой половины XIV в.: Спас оплечный, Спас Ярое око, Троица, Сийское Евангелие.

Живопись Москвы последней трети XIV в. Исторические сведения о росписях зданий. Иконы: Борис и Глеб на конях, Борис и Глеб из Коломны, Сошествие во Ад из Коломны (ГТГ). Формирование национального художественного идеала.

Работы Феофана Грека в Москве. Иконы деисусного чина Благовещенского собора Московского Кремля, Богоматерь Донская и Успение на ее обороте, Преображение (ГТГ).

Творчество Андрея Рублева. Праздничные иконы Благовещенского собора Московского Кремля, фрески и иконы Успенского собора во Владимире, иконы Троицкого собора Троицкого Сергиева монастыря и икона Троицы, Звенигородский чин. Миниатюры Евангелия Хитрово. Влияние искусства Андрея Рублева на формирование общерусского стиля.



9.

Архитектура Московского княжества.

Искусство русского централизованного государства конца 15 – нач. 16 в.



Памятники раннемосковского зодчества: Успенский собор на Городке в Звенигороде, Рождественский собор Саввино-Сторожевского монастыря, Троицкий собор Троицкого Сергиева монастыря, церковь в селе Каменском. Конструктивные новшества и декор, роль Владимирских традиций XII-XIII вв. в раннемосковском зодчестве. Особенности Спасского собора Андроникова монастыря.

Новые фортификационные принципы. Строительство Московского Кремля и формирование соборной площади. История постройки Успенского собора Московского Кремля. Благовещенский собор, сочетание псковских и московских традиций. Работы итальянских мастеров: Архангельский собор, Грановитая палата, колокольня Ивана Великого, стены и башни Московского Кремля. Появление ордерных и рокайльных элементов в декоре, влияние композиций итальянских палаццо.



10.

Искусство русского централизованного государства второй половины 15 – нач. 16 в. Иконопись. Монументальная живопись

Живопись Москвы середины XV – начала XVI в. Произведения Дионисия, мастеров его круга и представителей иных направлений. росписи в Пафнутьеве Боровском монастыре, Успенском соборе Московского Кремля, в Ферапонтове монастыре. Иконы Дионисия и мастеров его круга: Одигитрия 1482 г. и Митрополит Алексий (ГТГ), Одигитрия 1502 г. из Ферапонтова монастыря (ГРМ), Митрополит Петр (Успенский собор Московского Кремля). Иконы из Павло-Обнорского монастыря.

11.

Русская архитектура 16 в.

Русская архитектура XVI в. Типология, основные этапы развития. Центрические и шатровые храмы. Итальянизмы в архитектуре первой трети XVI в. Церковь Вознесения в Коломенском, церковь Иоанна Предтечи в Дьякове. Памятники Москвы, Новгорода и провинции. Зодчество времени Ивана Грозного. Собор Покрова на Рву, Церковь Преображения в Острове. Рождественская церковь в селе Беседы. Многообразие форм зодчества XVI в.: Крепостное строительство

Годуновская архитектура. Искусство времени Бориса Годунова. Церковь Троицы в Хорошове, церковь Троицы в Вяземах, Рождественский собор Пафнутьева Боровского монастыря, старый собор Донского монастыря. Зодчий Федор Конь. Программная ориентация "годуновского" стиля на художественные образцы предшествующих периодов.

Деревянное зодчество


12.

Иконопись, книжная миниатюра и монументальная живопись16 в.

Росписи Спасского собора в Ярославле, Успенского собора в Свияжске. Развитие повествовательности и светского компонента в иконописи: Видение Евлогия, Притча о хромце и слепце, Видение Иоанна Лествичника (ГРМ), Благословенно воинство (Церковь воинствующая, ГТГ), Четырехчастная в Благовещенском соборе Московского Кремля. Тенденция консервации старых художественных форм. Дело Висковатого, постановления Стоглавого собора, иконописные подлинники.

Общая характеристика книжной миниатюры XVI в. Лицевые Минеи и летописный свод. Возникновение гравюры. Деятельность Ивана Федорова и ранняя московская книжная графика.

"Строгановская школа" в иконописи. Ее общая характеристика, стилистические особенности, роль Москвы в развитии "школы". Творчество Прокопия Чирина, Никифора Савина и др.


13.

ДПИ 16-17 вв.

Основные черты прикладного искусства XVI в. Мастерские Московского кремля. Мастерские лицевого шитья Евфросинии Старицкой, Ксении Годуновой, Строгановские. Его связь с придворным церемониалом, богослужением, развитием почитания русских святынь и чудотворных икон. Основные виды и техники, роль западноевропейского компонента.

14.

Русская архитектура 17 в.

Русская архитектура XVII в. Типологическая и стилистическая эволюция. Новые сооружения Московского Кремля, ансамбли монастырей и архиерейских домов. Новые черты в гражданском зодчестве. Монастыри патриарха Никона и идеология его времени. Посадские храмы Москвы и Ярославля. «Нарышкинский стиль». Роль национальных и интернациональных источников в его формировании. Его наиболее яркое воплощение в архитектуре - церковь Покрова в Филях, церковь Троицы в Троицком-Лыкове, церковь Спаса Нерукотворного в Уборах. Деревянное зодчество. Типы деревянных церквей в их историческом развитии: клетский, шатровый, ярусный .

15.

Искусство 17 в. Иконопись, монументальная живопись

Переломный характер русской культуры XVII в. "Обмирщение" русской культуры XVII в. Синтез традиционных и новых форм как выражение переходного характера эпохи. Западноевропейский компонент русской культуры. Видоизменение старых жанров, появление новой иконографии. Теоретические трактаты Симона Ушакова и Иосифа Владимирова. Организация художественной жизни при московском дворе: Оружейная палата, царские и патриаршие живописцы и иконописцы. Влияние гравюр Библии Пискатора. Творчество Г. Никитина, С. Савина, Д. Плеханова. Миниатюра XVII в. Титулярники.

Художественные центры Поволжья – Ярославль, Кострома. Проблема портрета. Разрушение средневековой художественной системы в XVII веке и зарождение принципов искусства нового времени.




Самостоятельная работа

Темы рефератов

  1. Русская книжная миниатюра

  2. Система обратной перспективы в древнерусской живописи

  3. Иконография образа Богородицы в древнерусском искусстве.

  4. Русская икона. Символика. Иконография

  5. Архитектура Владимиро-Суздальской Руси

  6. Архитектура Новгородская княжества

  7. Архитектура и монументальная живопись Мирожского монастыря в г.Псков.

  8. Культовая и оборонительная архитектура Пскова 15-16 вв.

  9. Итальянские влияния в архитектуре Древней Руси 15-16 вв.

  10. Русское декоративно-прикладное искусство 14-17 вв.

  11. Строгановская школа иконописи

  12. Творчество Ф.Грека

  13. Реформы Никона и русская архитектура второй половины 17 в.

  14. Архитектура Ярославля 17 в.

  15. Ярославская школа живописи 17 в.

  16. Псковская школа иконописи

  17. Русское деревянное зодчество 16-18 вв.

  18. Творчество Дионисия с сыновьями

  19. Симон Ушаков и деятельность московской Оружейной палаты

  20. Барокко в русском искусстве конца 17 в.

  21. Монументальная живопись второй половины 17 в. (Ярославль, Кострома, Ростов)

  22. Храм Св. Софии в Киеве как ансамбль


Темы семинарских занятий


  1. Программа скульптурного декора памятников архитектуры Владимиро-Суздальского княжества.

  2. Иконографические типы Богоматери в XVI в.: иконы «Богоматерь Гора Нерукосечная» и «Богоматерь Неопалимая Купина» и др.

  3. Иконопись и монументальная живопись17 в.

  4. Архитектура конца 17 в. Проблемы русского барокко


6-й семестр




Наименование раздела

Всего

Аудиторная работа

Сам. работа

Лекции

ПЗ

СЗ




1.


Искусство Петровского времени. Архитектура Москвы и Петербурга

4

2







2

2.

Станковая и монументальная живопись петровского времени.

4

2







2

3.

Гравюра и скульптура петровского времени

4

2






2

4.

Искусство 1730-40 гг.

4

1

1




2

5.

Искусство середины 18 в. Архитектура

4







2

2

6.

Искусство середины 18 в. Станковая живопись.

4

1

1




2

7.

Искусство середины 18 в. Монументально-декоративная живопись. Гравюра

4

1




1

2

8.

Академия художеств во второй половине 18 в.

4

2







2

9.

Архитектура раннего классицизма. Петербург

4

1




1

2

10.

Архитектура раннего классицизма. Москва

4

2







2

11.

Архитектура строгого классицизма

4

1

1




2

12.

Скульптура второй половины 18 в.

4

1

1




2

13.

Русская историческая живопись последней трети 18 в.

8

2







6

14.

Натюрморт, бытовой жанр и пейзаж в 18 в.

8







2

6

15.

Портретный жанр в последней трети 18 в.

8

2







6

Итого за первый семестр

30

20

4

6

42

Отчётность

зачёт














Поделитесь с Вашими друзьями:
  1   2   3   4   5   6


База данных защищена авторским правом ©grazit.ru 2017
обратиться к администрации

    Главная страница