Рабочая программа дисциплины объектно-ориентированный анализ и проектирование 1



Скачать 109,88 Kb.
Дата24.12.2017
Размер109,88 Kb.
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Томский государственный университет

Факультет информатики
УТВЕРЖДАЮ
Декан факультета информатики
профессор ________С.П. Сущенко
" " 2010 г.

Рабочая программа дисциплины

ОБЪЕКТНО-ОРИЕНТИРОВАННЫЙ АНАЛИЗ И ПРОЕКТИРОВАНИЕ 1

Направление подготовки: 230700 Прикладная информатика

Квалификация (степень) выпускника: Бакалавр
Томск 2010

1. Цели освоения дисциплины


Целями освоения дисциплины «Объектно-ориентированный анализ и проектирование - 1» являются:

- изучение методов объектно-ориентированного анализа и проектирования;

- изучение приемов разработки программных приложений, ориентированных на повторное кода (методы повторного использования);

- знакомство с унифицированным языком моделирования (UML);

- изучение типовых приемов проектирования (паттернов проектирования).

2. Место дисциплины в структуре основной образовательной программы бакалавриата


Раздел образовательной программы: Б.3. Профессиональный цикл. Вариативная часть.

Данная дисциплина содержательно и логически связана с дисциплинами, которые изучают методы программирования, а также технологии создания программного продукта: «Программирование», «Объектно-ориентированное программирование», «Алгоритмы и структуры данных».

Для того, чтобы приступить к изучению курса «Объектно-ориентированное проектирование - 1», студент должен обладать следующими знаниями и умениями:

- иметь твердые знания хотя бы одного из объектно-ориентированных языков программирования;

- уметь создавать и анализировать программный код на этом языке, с использованием объектно-ориентированных приемов, а также применять для разработки программ соответствующие инструментальные средства;

- иметь общие представления об использовании векторных графических редакторов.



3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины


В результате освоения дисциплины формируется часть профессиональных компетенций:

- способен моделировать и проектировать виды обеспечения информационных систем: математическое, техническое, программное, лингвистическое, информационное, организационно-правовое (ПК-8);

- способен документировать процессы создания информационных систем на всех стадиях жизненного цикла (ПК-9);

- способен эксплуатировать и сопровождать информационные системы, информационные сервисы (ПК-16);

- способность и готовность к внедрению, адаптации, настройке и интеграции существующих прикладных ИС (ПК-17);

- способность и готовность к внедрению, адаптации, настройке и интеграции проектных решений по созданию ИС, к обучению пользователей и презентации результатов проектной работы (ПК-18);

- способен к эффективной профессиональной групповой работе (ПК-19).

В результате освоения дисциплины обучающийся должен:



Знать:

- что такое объектно-ориентированный анализ и проектирование;

- особенности разработки программного обеспечения, ориентированного на повторное использование;

- основы унифицированного языка моделирования UML;

- понятие типового приема проектирования;

- основные категории типовых приемов проектирования;



Уметь:

- разрабатывать стандартные диаграммы на языке UML;

- применять типовые приемы проектирования в типовом контексте приложения;

- анализировать причины, приводящие к перепроектированию;

- определять необходимые интерфейсы для программных классов и модулей;

Владеть:

- типовыми приемами проектирования;

- инструментарием для документирования проектных решений;

- методами прямого и обратного проектирования.



4. Структура и содержание дисциплины «Объектно-ориентированный анализ и проектирование 1»


Общая трудоемкость дисциплины составляет 4 зачетных единицы, 144 часов, из них: лекции – 32 часа, лабораторные работы – 32 часа, самостоятельная работа – 80 часов.

4.1 Лекционный курс

Тема 1. Введение в объектно-ориентированный анализ и проектирование.


Предмет объектно-ориентированного анализа и проектирования. Понятие повторного использования проектных решений. Основные концепции ООП с точки зрения повторного использования. Влияние повторного использования на механизмы современных языков программирования. Инкапсуляция, наследование, полиморфизм. Достоинства и недостатки. Элементарные приемы объектного проектирования: композиция и делегирование. Разница между объектным и структурным подходами.

Тема 2. Унифицированный язык моделирования UML.


Что такое UML. Основные концепции Унифицированного языка моделирования: визуализация, прямое и обратное проектирование, специфицирование, документирование. Виды диаграмм UML: диаграмма классов, диаграмма активностей, диаграммы взаимодействия, диаграммы вариантов использования. Обзор CASE-средств для построения диаграмм UML .

Тема 3. Введение в паттерны проектирования.


Что такое типовое решение проектирования. Пример паттерна проектирования: Модель-вид-контроллер. Форматы описания паттернов проектирования. Методика применения типовых решений проектирования.

Тема 4. Порождающие паттерны.


Обзор применения порождающих типовых решений проектирования. Порождающие паттерны: абстрактная фабрика, строитель, фабричный метод, прототип, одиночка. Обсуждение порождающих паттернов проектирования.

Тема 5. Структурные паттерны.


Обзор применения структурных решений проектирования. Структурные паттерны: адаптер, мост, компоновщик, декоратор, фасад, заместитель, приспособленец. Обсуждение структурных паттернов проектирования.

Тема 6. Поведенческие паттерны.


Обзор применения поведенческих решений проектирования. Поведенческие паттерны: цепочка обязанностей, команда, интерпретатор, итератор, медиатор, хранитель, посредник, состояние, стратегия, фабричный метод, посетитель. Осуждение поведенческих паттернов проектирования.

4.2 Лабораторный практикум


Лабораторная работа №1. Основы MVC. Порождающие паттерны. Использование порождающих паттерновпри реализации контроллера в модели MVC.

Лабораторная работа №2 Структурные паттерны. Расширение реализации контроллера, модели и представления с использованием структурных паттернов

Лабораторная работа № 3.Поведенческие паттерны. Расширение реализации контроллера на основе поведенческих паттернов.

Лабораторная работа №4 Обобщающая лабораторная работа. Полноценная реализация MVC с использованием паттернов всех уровней на каждом из слоев MVC.


п/п


Раздел дисциплины

Семестр

Неделя семестра

Виды учебной работы (в часах)

Формы текущего контроля успеваемости
Форма промежуточной аттестации

Лекции

Лабораторные

Самостоятельные

1

Введение в объектно-ориентированный анализ и проектирование

5

1

2




4

Опрос

2

Унифицированный язык моделирования UML

5

2-3

4

2

8

Контрольная работа (зачет)

3

Введение в паттерны проектирования

5

4-5

6

1

8

Опрос

4

Порождающие паттерны

5

6-9

8

5

20

Опрос.

Сдача индивидуального проекта (зачет)



5

Структурные паттерны

5

10-14

8

5

20

Опрос.

Сдача индивидуального проекта (зачет)



6

Поведенческие паттерны

5

15-16

8

5

20

Опрос.

Сдача индивидуального проекта (зачет)





5. Образовательные технологии


В ходе преподавания дисциплины используются следующие образовательные технологии:

- деловая ролевая игра;

- разбор конкретных ситуаций;

- решение профессиональных задач из реальной предметной области;

- самостоятельное и групповое проектирование;

- мастер-классы экспертов.



6. Учебно-методическое обеспечение самостоятельной работы студентов. Оценочные средства для текущего контроля успеваемости, промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины.


Самостоятельная работа студентов по предмету организуется в следующих формах:

1) самостоятельное изучение основного теоретического материала, ознакомление с дополнительной литературой, Интернет-ресурсами;

2) индивидуальное и групповое выполнение проектов, решение профессиональных задач из реальной предметной области.

В качестве учебно-методического обеспечения самостоятельной работы используется основная и дополнительная литература по предмету, Интернет-ресурсы, материал лекций, указания, выданные преподавателем при проведении лабораторных работ.



Темы индивидуальных заданий имеют общий шаблон: Спроектировать применение и оценить влияние на архитектуру паттерна в системе , где – название конкретного паттерна объектно-ориентированного проектирования или архитектурного решения, – некоторая документация по реальному проекту, включающая всю информацию, необходимую для решения задачи.

Темы группового проектирования формируются по следующему сценарию.

Дано: краткое описание предметной области, контактная информация заказчика/пользователя/эксперта (одного из них или нескольких).

Требуется: спроектировать архитектуру приложения.

Дополнительно: детализировать и реализовать проект.

Вопросы и задания для текущего контроля:

Язык UML. Общая характеристика.

Основные элементы языка UML.

Общая характеристика порождающих типовых приемов проектирования.

Общая характеристика структурных приемов проектирования.

Общая характеристика поведенческих типовых приемов проектирования.




7. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины «Объектно-ориентированный анализ и проектирование - 1»

Основная литература:


  1. Анализ требований и создание архитектуры решений на основе Microsoft .NET: Офиц. пособие Microsoft для самост. подготовки: Учеб курс MCSD. – М.: Русская редакция, 2004. – 383 с.

  2. Арлоу Д., Нейштадт А. UML 2 и Унифицированный процесс. Практический объектно-ориентированный анализ и проектирование, 2-е издание.– Пер. с англ. – СПб: Символ-Плюс, 2007.– 624 с.

  3. Блаха М., Рамбо Дж. UML 2.0: Объектно-ориентированное моделирование и разработка – 2-е изд. – СПб.: Питер, 2007. – 544 с.

  4. Гамма Э., Хелм Р., Джонсон Р., Влиссидес Дж. Приемы объектно-ориентированного проектирования. Паттерны проектирвоания – Питер, 2003.

  5. Крачтен Ф. Введение в Rational Unified Process. – 2-е изд. – М.: Изд. дом «Вильямс», 2002. – 240 с.

  6. Ларман К. Применение UML 2.0 и шаблонов проектирования (третье издание). – М.: Вильямс, 2007.

  7. Мейер Б. Объектно-ориентированное конструирование программных систем: Пер. с англ. – М.: Рус. редакция, 2005. – 1198 с.

  8. Поллис Г., Огастин Л., Лоу К., Мадхар Д. Разработка программных проектов на основе Rational Unified Process (RUP). – М.: БИНОМ, 2005. – 255 с.

  9. Ройс У. Управление проектами по созданию программного обеспечения: Унифицированный подход. – М.: ЛОРИ, 2002. – 424 с.

  10. Фанг Д., Йу К., Лау К. Введение в IBM Rational Application Developer : Учеб. руководство: Пер. с англ. – М.: КУДИЦ-ОБРАЗ, 2006. – 564 с.

  11. Фаулер М. UML. Основы, 3-е издание. – Пер. с англ. – СПб: Символ-Плюс, 2004. – 192 с.

  12. Фаулер М. Архитектура корпоративных программных приложений. – М.: Изд. дом «Вильямс», 2004. – 544 с.

  13. Якобсон А., Буч Г., Рамбо Дж. Унифицированный процесс разработки программного обеспечения.–СПб.: Питер, 2002.

Дополнительная литература:


  1. Бергстрем С., Роберг Л. Rational Unified Process – путь к успеху: Руководство по внедрению RUP. – М.: КУДИЦ-ОБРАЗ, 2004. – 256 с.

  2. Боггс У., Боггс М. UML и Rational Rose 2002. – М.: ЛОРИ, 2004. – 509 с.

  3. Вигерс К.И. Разработка требований к программному обеспечению: Практ. приемы сбора требований и управления ими при разработке программного продукта. – М.: Русская редакция, 2004. – 555 с. 

  4. Грэхем И. Объектно-ориентированные методы: Принципы и практика. – 3-е изд. – М.: Изд. дом «Вильямс», 2004. – 880 с.

  5. Йордон Э., Аргила К. Структурные модели в объектно-ориентированном анализе и проектировании. – М.: ЛОРИ, 1999. – 264 с.

  6. Константайн Л., Локвуд Л. Разработка программного обеспечения: Пер. с англ. – СПб.: Питер, 2004. – 592 с.

  7. Коуд П., Мейфилд М., Норт Д. Объектные модели: Стратегии, шаблоны и приложения. – М.: ЛОРИ, 1999. – 434 с.

  8. Кролл П., Крачтен Ф. Rational Unified Process – это легко: Руководство по RUP для практиков. – М.: КУДИЦ-ОБРАЗ, 2004. – 427 с.

  9. Леффингуэлл Д., Уидриг Д. Принципы работы с требованиями к программному обеспечению: Унифицированный подход. – М.: Изд. дом «Вильямс», 2002. – 446 с.

Программное обеспечение и Интернет-ресурсы:


  1. CIT-forum – Материалы сайта http://citforum.ru.

  2. Russian Software Developer Network – материалы сайта http://www.rsdn.ru.

  3. Unified Modeling Language – материалы сайта http://www.uml.org.

  4. А.М. Вендров. CASE-технологии. Современные методы и средства проектирования информационных систем – http://case-tech.h1.ru

  5. Объектно-ориентированный анализ и дизайн – материалы сайта http://wiki.agiledev.ru/doku.php?id=ooad

  6. Объектно-ориентированный анализ и проектирование – материалы сайта http://ooad.asf.ru.



8. Материально-техническое обеспечение дисциплины


Для материально-технического обеспечения дисциплины требуется наличие компьютерной техники с установленным соответствующим программным обеспечением и другого оборудования, поддерживающего проведение презентаций, построение проектной документации, ведение групповой обработки, выход в сеть Интернет. Также требуется обеспечение литературой, которую в достаточном объеме может предложить книжный фонд Научной библиотеки Томского госуниверситета.

Программа составлена в соответствии с требованиями ФГОС ВПО с учетом рекомендаций и ООП ВПО по направлению подготовки 230700 – Прикладная информатика.


Автор: д.физ-мат.н., профессор О. А. Змеев
Программа одобрена на заседании Ученого Совета Факультета информатики
от «___»_________2010 г., протокол № ___.


Поделитесь с Вашими друзьями:


База данных защищена авторским правом ©grazit.ru 2017
обратиться к администрации

    Главная страница