Рабочая программа дисциплины профилактика суицидального поведения лиц с овз направление подготовки



Скачать 402,08 Kb.
Дата19.10.2016
Размер402,08 Kb.
ТипРабочая программа
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ

РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ


Саратовский государственный университет имени Н. Г. Чернышевского

Балашовский институт

Факультет физической культуры

и безопасности жизнедеятельности

УТВЕРЖДАЮ

Директор Балашовского института

СГУ им. Н.Г. Чернышевского

доц. Шатилова А.В.


"__" __________________2013 г.
Рабочая программа дисциплины
ПРОФИЛАКТИКА СУИЦИДАЛЬНОГО ПОВЕДЕНИЯ

ЛИЦ С ОВЗ
Направление подготовки

Педагогическое образование

Профиль

Безопасность жизнедеятельности лиц

с ограниченными возможностями здоровья

Квалификация (степень) выпускника



Бакалавр

Форма обучения



Очная

Балашов


2013



  1. Цели освоения дисциплины


Цель дисциплины – формирование у студентов научных представлений о суицидальном поведении как социальном явлении, об индивидуальных психологических факторах и кризисных ситуациях провоцирующих суицидальные намерения и действия у детей и подростков с ОВЗ. Данная дисциплина позволяет усвоить систематизированные психологические знания об основных принципах профилактики суицидального поведения и её месте в практической деятельности современных специалистов работающих с детьми и подростками, имеющими различные ограничения по здоровью. В ходе освоения дисциплины раскрываются базовые понятия, используемые в данном направлении работы, а также осваиваются компетенции необходимые для осуществления мер по предупреждению эмоциональных переживаний ведущих к суицидальным попыткам. Рассмотрены теоретические и практические аспекты профилактики аутодеструкции и аутоагрессии как патологических вариантов личностного реагирования и поведения человека.
Главные задачи дисциплины:

  • обеспечить формирование системы базовых понятий в области профилактики суицидального поведения;

  • раскрыть теоретико-методологические основы профилактики суицидального поведения детей и подростков с ОВЗ в кризисных ситуациях;

  • вооружить системой междисциплинарных знаний об основных направлениях и перспективах реализации программ направленных на предупреждение суицидального поведения детей и подростков с ОВЗ

  • раскрыть наиболее важные приемы и методы психологической профилактики суицида у детей с ОВЗ в кризисных жизненных ситуациях;

  • развить умение распознавать и анализировать социально-психологические факторы, провоцирующие суицидальные реакции на кризисные жизненные события.


2. Место дисциплины в структуре ООП магистратуры
Данный курс входит в вариативную часть цикла базовой (общепрофессиональной) подготовки бакалавров по профилю безопасности жизнедеятельности лиц с ОВЗ (Б3.ДВ7). Программа курса ориентирована сочетание теоретических и практических знаний позволяющих осуществлять квалифицированную профилактику суицидального поведения среди лиц имеющих ограниченные возможности здоровья (далее ОВЗ).

Входные знания, умения и компетенции, необходимые для систематизированного изучения всех тем данного курса, формируются в процессе изучения общенаучного и профессионального циклов дисциплин, в частности таких как: «Введение в специальность», «Психологические основы безопасности лиц с ОВЗ», «Опасности социального характера и защита от них», «Психология травматического стресса».

Учебный курс «Профилактика суицидального поведения лиц с ОВЗ» является необходимым компонентом в общепрофессиональной подготовке бакалавров данного профиля, так как позволяет углубить компетенции в сфере социальной психологии и социальной педагогики. В процессе изучения этого курса студенты усваивают систему фундаментальных понятий о факторах вызывающих кризисы личностного развития. Практические умения, получаемые в рамках курса позволяют значительно повысить глубину профессиональной подготовки бакалавров.
3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

Процесс изучения дисциплины направлен на формирование следующих компетенций (в соответствии с ФГОС ВПО):


Общекультурные (ОК)

  • готов использовать методы физического воспитания и самовоспитания для повышения адаптационных резервов организма и укрепления здоровья (ОК-5);


Профессиональные (ПК):

в области педагогической деятельности



  • готов к обеспечению охраны жизни и здоровья обучающихся в учебно-воспитательном процессе и внеурочной деятельности (ПК-7);



Специальные (СК):

  • владеет методиками сохранения и укрепления здоровья обучающихся, формирования идеологии здорового образа жизни; готов формировать культуру безопасного поведения и применять ее методики для обеспечения безопасности детей и подростков с ограниченными возможностями здоровья (СК-3);

В результате изучения дисциплины студент должен:


ЗНАТЬ:

  • место, роль и значение профилактики суицидального поведения в системе мероприятий по обеспечению продуктивной социализации и безопасности жизнедеятельности лиц с ОВЗ;

  • основные теоретические и эмпирические направления исследований в области безопасности жизнедеятельности лиц с ОВЗ;

  • принципы построения и технологии проведения групповых профилактических занятий в зависимости от гендерных и возрастных факторов;

  • методы диагностики и коррекции склонности к суицидальному поведению применяемые при проведении тренингов и образовательно - профилактических занятий среди лиц с ОВЗ;

  • основные стратегии индивидуального психологического сопровождения
    (психокоррекции) лиц с ОВЗ (как взрослых так и детей), переживающих кризисные ситуации, провоцирующие суицидальные намерения.


УМЕТЬ:

  • проводить системный анализ социализации и внутригруппового взаимодействия лиц с ОВЗ в целях предупреждения психотравмирующих переживаний, провоцирующих суицидальные намерения;

  • применять на практике знания о специфике межличностного взаимодействия лиц с ОВЗ и корректировать процессы их общения с другими людьми в кризисных ситуациях;

- распознавать и анализировать стрессогенные характеристики жизненных событий и острые кризисы личностных отношений/переживаний у лиц с ОВЗ;

- различать нормативные психические состояния от атипичных, вызванных фрустрирующими ситуациями различной степени сложности;



  • подбирать адекватные методы психолого-педагогического сопровождения деятельности лиц с ОВЗ в кризисных ситуациях в соответствии с особенностями их личности и социально-психологическими характеристиками групп;

  • конструировать и осуществлять программы профилактики суицидального поведения лиц с ОВЗ

  • проводить анкетирование и другие методы исследования эмоционального состояния и поведенческих реакций лиц с ОВЗ и формулировать соответствующие рекомендации субъектам образования.


ВЛАДЕТЬ:

- понятийным аппаратом из блока социо-гуманитарных наук, раскрывающих поведение человека в эмоционально травмирующих и кризисных ситуациях;



  • навыками профессионального мышления, необходимыми для проведения адекватного социально-психологического анализа и профилактики суицидального поведения;

  • навыками конструктивного межличностного взаимодействия со школьниками имеющими ОВЗ с учётом особенностей их социо-культурной ситуации развития;

  • методами социально-психологической диагностики социального развития и общения лиц с ОВЗ на разных стадиях социализации;

  • навыками проведения локальных исследований в целях диагностики постравматических реакций и состояний личности, имеющей ОВЗ.

  • навыками оказания первой психологической поддержки лицам с ОВЗ при острых реакциях на кризисные и психотравмирующие ситуации;

  • навыками организации образовательно-профилактических занятий направленных на повышение ценности жизни и осмысленности существования среди лиц с ОВЗ;

4. Структура и содержание дисциплины

Общая трудоемкость дисциплины составляет 3 зачетные единицы - 108 часов, из которых 36 (12 лекционных и 24 практических часов) отводится на аудиторные занятия и 72 часа на самостоятельную подготовку студентов. Итоговый контроль знаний по данному курсу проводится в форме зачёта.




пп/п


Раздел дисциплины

Семестр

Неделя семестра

Виды учебной работы, включая самостоятельную работу студентов и трудоемкость (в часах)

Формы текущего контроля успеваемости (по неделям семестра)

Формы промежуточной аттестации (по семестрам)



Всего

Лек

Практ

Сам. раб.




Раздел 1. Введение в теорию и практику профилактики суицидального поведения























1.1

Условия и факторы, провоцирующие возникновение суицидальных намерений и попыток

7

1

18

2

4

12

Подготовить доклад по избранной теме

1.2

Суицид как деструктивный способ выхода из кризисных ситуаций и острых травматических переживаний


7

2

18

2

4

12

Обзор интернет-источников, с последующим составлением мини-брошюры

1.3

Профилактика суицидального поведения при кризисах межличностных отношений у лиц с ОВЗ

7

3

18

2

4

12

Вопросы для обсуждения




Раздел 2. Принципы и технологии проведения комплексной профилактики суицидального поведения лиц с ОВЗ























2.1

Профилактическая диагностика и коррекция психических состояний и свойств личности, предрасположенной к суицидальному поведению


7

4

18

2

4

12

Создание медиа-презентации по диагностике кризисных состояний в разных возрастных группах

2.2

Организация групповых профилактических занятий для лиц с ОВЗ имеющих суицидальные намерения

7

5

18

2

4

12

Вопросы для обсуждения

3.1 2.3


Основы психолого-педагогического сопровождения лиц с ОВЗ имеющих суицидальные намерения

3

6

18

2

4

12

Вопросы для обсуждения






























Всего










12

24

72







Итоговый контроль



















зачет




Общая трудоемкость дисциплины в часах







108














Содержание учебной дисциплины
Тема 1. Условия и факторы, провоцирующие возникновение

суицидальных намерений и попыток
Социальные условия и факторы, критически снижающие ценность жизни в субъективном восприятии личности. Социально-психологический анализ кризисных ситуаций в аспекте профилактики исследований суицида. Объективные и субъективные характеристики трудных жизненных ситуаций. Типы кризисных ситуаций провоцирующих суицидальное поведение: разрыв сверхзначимых эмоциональных связей, межличностные конфликты, утрата позитивных смыслов существования, психотравмирующие жизненные события, вызывающие устойчивые аутоагрессивные реакции. Продолжительно действующие стресс-факторы, провоцирующие возникновение психофизиологического дистресса и суицидального поведения. Фактор выбора копинг-поведения.

Индивидуальные характерологические черты и личностные особенности, предрасполагающие к возникновению суицидального поведения. Влияние индивидуального жизненного опыта на субъективное восприятие внешних условий жизни. Проблема соотношения объективного и субъективного в восприятии кризисной ситуации. Восприятие провоцирующего события разными людьми и вариативность реагирования на него. Суицидальные намерения как последствия деструктивного взаимодействии личности и среды в определенный период времени.



Тема 2 Суицид как деструктивный способ выхода из кризисных ситуаций и острых травматических переживаний
Проблема восприятия суицидального поведения в различных этно-культурных общностях. Субкультурные традиции восприятия суицида как достойного выхода из кризисной ситуации и/или приемлемого решения проблемы. Психологический анализ проблемы иррационального поведения человека в трудных жизненных ситуациях. Суицидальные попытки как реакции на трудные жизненные ситуации. Психологические особенности формирования представлений о смерти и посмерном существовании у подростков предрасположенных к аутоагрессии и суициду. Проблема ложной героизации и эстетизации актов самоубийства в молодежных субкультурах.

Проективная диагностика предрасположенности детей и подростков к интроекции деструктивных идей и суицидально-ориентированных культов. Взаимосвязь уровня психической травматизации и внутриличности конфликтности. Проблема адекватности восприятия действий угрожающих жизни и здоровью. Взаимосвязь семейного воспитания и эмоциональных реакций в острых кризисных ситуациях. Проблема подсознательного формирования суицидальных установок поведения детей и подростков.


Тема 3. Профилактика суицидального поведения при кризисах межличностных отношений у лиц с ОВЗ
Кризис межличностных отношений как следствие подсознательных деструктивных установок. Роль межличностных конфликтов и кризисов в социализации детей и подростков. Типология конфликтов и кризисов межличностных отношений: затяжные межличностные конфликты, вызванные повторяющимися сценариями взаимодействия, конфликты, связанные с борьбой за власть, конфликты вызванные финансовыми противоречиями и интересами, конфликты ценностей, конфликты вызванные кризисом доверия. Проблема перерастания отдельных разногласий в хроническое деструктивное взаимодействие.

Технологии разрешения межличностных конфликтов. Основы проведения психодиагностического исследования для установления истинных причин конфликтного противостояния. Психологические особенности и свойства конфликтогенной личности. Диагностика предрасположенности детей и подростков к аутоагрессивным реакциям. Профилактика демонстративного суицидального поведения в конфликтах у лиц, имеющих истероидную акцентуацию. Профилактика суицидального поведения у лиц имеющих застревающий тип акцентуации характера. Роль скрытой/латентной, хронической депрессии в возникновении суицидального поведения у подростков.


Тема 4. Профилактическая диагностика и коррекция психических состояний и свойств личности, предрасположенной к суицидальному поведению
Профилактическая диагностика и коррекция предрасположенности к суициду среди детей и подростков с ОВЗ: общие принципы и используемые методы. Роль и место профилактической диагностики суицидальных намерений в системе социально-психологического сопровождения детей и подростков. Диагностически важные признаки суицидального поведения: ситуационные, поведенческие, когнитивные, эмоциональные индикаторы суицидального риска, коммуникативные сигналы суицидального риска. Общая оценка по шкале суицидального риска.

Основные стратегии и методы коррекции психических состояний личности в кризисной ситуации. Проблема своевременной коррекции регрессивных психических состояний от переживаний нормативного кризиса до депрессивно-астеническому синдрому. Модель «кризисного вмешательства» при патологизации развития эмоционально-психической сферы лиц с ОВЗ: сочетание комплексной диагностики и коррекции. Кризисная интервенция как профилактический метод психолого-педагогической поддержки лиц, предрасположенных к суицидам. Цели и задачи кризисной интервенции. Основные этапы кризисной интервенции. Формы специализированной психокоррекционной помощи, используемые при работе с кризисными состояниями.


Тема 5. Организация групповых профилактических занятий для лиц с ОВЗ имеющих суицидальные намерения
Основные подходы к организации и проведению групповых профилактических занятий: традиционная общеобразовательная профилактика, проблемно-ориентированная профилактика, профилактика, основанная на идее актуализации ценностей и смыслов человеческой жизни. Принципы включения в групповые занятия лиц с ОВЗ, имеющих суицидальные попытки или намерения. Групповые факторы, снижающие суицидальные риски и опасности рецидивов у лиц с ОВЗ: фактор расширения социальных связей, фактор полоролевого взаимодействия, фактор сравнительного биографического анализа и т.д.

Психологические принципы использования интеллектуального потенциала и эмоциональных ресурсов группы для решения поставленных профилактических задач. Влияние внутригрупповой динамики и доминирующей этики внутригруппового взаимодействия на снижение и/или рост суицидальных намерений. Влияние групповых установок и ценностей на индивидуальные выборы лиц с ОВЗ. Проблема интеграции лиц с ОВЗ во внутригрупповые интеракции и неформальные коммуникации с другими членами группы.


Тема 6. Основы психолого-педагогического сопровождения лиц с ОВЗ имеющих суицидальные намерения
Значение и роль психолого-педагогического сопровождения лиц склонных к суицидальным действиям. Основные принципы работы по предотвращению суицида: установление контакта, получение информации, оценка эмоционально-деструктивных интеракций и актуальности суицидальных намерений, оценка внутреннего защитного потенциала личности, оценка и мобилизация внешних/средовых ресурсов, выработка плана сопровождающей и коррекционно-развивающей работы. Проблема периодически возникающих суицидальных рецидивов и возможные пути ее решения.

Психолого-педагогические стратегии, направленные на снижение суицидальных рисков посредством личностно-ориентированного общения с лицами склонными к суициду. Методы планомерного развития копинг-поведения и внутрипсихологической защиты от негативного воздействия суицидально-ориентированных субкультур. Учёт влияния на лиц с ОВЗ опыта «столкновения со смертью», личных утрат и потерь. Особенности психологической помощи детям с ОВЗ, переживающим утрату близкого человека. Экстренная психологическая помощь при суицидальных попытках: главные принципы, отличия от обычной психологической помощи, цели и задачи.


ПРАКТИЧЕСКИЕ ЗАНЯТИЯ ПО ТЕМАМ КУРСА
Тема 1. Условия и факторы, провоцирующие возникновение

суицидальных намерений и попыток
Основные понятия: социальная психология, средовые условия, индивидуально-личностные факторы, стрессогенные факторы, кризисные ситуации, структура кризисных ситуаций.
Вопросы для обсуждения на практических занятиях

1. Предмет и задачи курса профилактики суицидального поведения детей и подростков

2. Основные подходы социальной психологии к пониманию условий провоцирующих возникновение суицидального поведения

3. Связь социальных условий и индивидуально-личностных факторов в аспекте изучение проблемы суицида среди детей и подростков.


Вопросы для самопроверки

  1. В чем заключается актуальность изучения социально-психологических закономерностей для данной дисциплины?

  2. Основные задачи профилактики суицидального поведения.

  3. Дайте определение понятию «кризисная ситуация».


Практические задания для самостоятельной работы

Задание 1. Подготовить доклад по теме «Междисциплинарный подход к пониманию проблемы суицида».

Задание 2. Подготовить групповой диспут на тему «Какие условия и факторы социализации (общения, воспитания, обучения и т.д.) можно отнести к провоцирующим суицидальные намерения»

Тема 2 Суицид как деструктивный способ выхода из кризисных ситуаций и острых травматических переживаний
Основные понятия: особенности детского и подросткового восприятия жизни и смерти, влияние суицидальных культов и субкультур, провоцирующие средовые воздействия, объективное и субъективное оценивание кризисных ситуаций.
Вопросы для обсуждения на практических занятиях

  1. Соотношение понятий «воздействие среды а» и «кризисная ситуация».

  2. Определение кризисной ситуации как отрезка жизненного пути, системы объективных и субъективных элементов (внешних и внутренних условий), которые возникают при взаимодействии личности и среды в определенный период времени.

  3. Влияние деструктивных культов и субкультур на личность подростка.

  4. Современные подходы к пониманию объективных и субъективных факторов восприятия трудных жизненных ситуаций.

  5. Проблема иррационального поведения человека в трудных жизненных ситуациях.


Вопросы для самопроверки

  1. Раскройте основное смысловое содержание понятий «кризисная ситуация», «преодоление жизненного кризиса».

  2. Перечислите принципиальные различия обыденных (повседневных) и трудных
    жизненных ситуаций.

  3. Дайте сравнительную характеристику основных форм и стратегий
    рационального, проблемно-разрешающего поведения.

  4. Типология кризисных ситуаций по критериям «источники травматизации» и «характер возникающих проблем».


Практические задания для самостоятельной работы

Задание 1. Проведите обзор и анализ интернет-источников по проблеме эпидемии суицидов среди детей и подростков. На основании проведенного анализа ответьте на вопрос: Какие аспекты проблемы освещены достаточно хорошо, а какие нуждаются в дополнительных исследованиях?

Задание 2. Предложите свой вариант интернет-страницы/сайта по проблеме распространения суицида среди детей и подростков.

Задание 4. Проанализируйте различные психологические защиты и стратегии совладания с трудными жизненными ситуациями. Какие из них являются эффективными/неэффективными, адаптивными/дезадаптивными в ракурсе профилактики суицидального поведения.

Тема 3. Профилактика суицидального поведения при кризисах межличностных отношений у лиц с ОВЗ
Основные понятия: межличностные коммуникации, кризис отношений, конфликтная ситуация, эмоциональное реагирование, возможные риски, психотравмирующее переживание.
Вопросы для обсуждения на практических занятиях

  1. Взаимосвязь понятий «межличностные отношения» и «кризис отношений» в ракурсе отечественной и зарубежной психологии

  2. Понимание кризиса отношений как сочетания «опасностей» и «новых возможностей».

  3. Конфликты как факторы кризиса межличностных отношений: их структура и последствия

  4. Субъективное восприятие причин деструктивных межличностных отношений.


Вопросы для самопроверки

  1. Какова динамика аффективных реакций человека на конфликты в межличностных отношениях?

  2. Типичные «опасности» и «возможности» кризиса межличностных отношений

  3. Какова специфика субъект-объектного взаимодействия людей при возникновении деструктивных кризисных отношений?


Практические задания для самостоятельной работы

Задание 2. Раскройте основные причины суицидальных реакций при повторяющихся негативных сценариях межличностного взаимодейсвия .

Задание 3. Проведите диспут на тему «Что представляет больший вред для межличностных отношений – короткие, но эмоционально насыщенные конфликты или скрытые деструктивные отношения построенные на интригах?

Задание 4. Проранжируйте значение и роль в развитии кризисных взаимоотношений детей и подростков с ОВЗ таких факторов как: проблемы самоидентификации, эмоционально-психические расстройства, зависимость от компьютера, высокий уровень тревожности, агрессивность, повышенная конфликтность в школе и т.д. Являются эти причины неизбежно приводящими к суицидальному поведению?
Тема 4. Профилактическая диагностика и коррекция психических состояний и свойств личности, предрасположенной к суицидальному поведению
Основные понятия: профилактический мониторинг, диагностика психических состояний, диагностика стрессовых состояний, коррекция свойств личности, оценка ресурсов личности.
Вопросы для обсуждения на практических занятиях

  1. Основные задачи профилактической диагностики психических состояний в ракурсе суицидологии.

  2. Применение проективных методов изучения психических состояний и свойств личности.

  3. Диагностика и коррекция переживаний травматического стресса.

  4. Особенности диагностики и коррекции уровня нервно-психического напряжения.

  5. Современные методы исследования депрессии, чувства одиночества. Особенности применения и диагностические возможности методик.

  6. Классификация ресурсов личности: социальные, социально-психологические, индивидные ресурсы.Роль ресурсов личности в адаптации к кризисным ситуациям.

  7. Какова специфика исследования ресурсов личностиу лиц с ОВЗ


Вопросы для самопроверки

  1. Каковы возможности и ограничения методик, изучающих уровень нервно-психического напряжения?

  2. Как часто необходимо проводить профилактичекую диагностику психических состояний у лиц с ОВЗ?

  3. Перечислите наиболее значимые оценочные критерии, используемые при диагностике
    посттравматического стрессового расстройства.


Практические задания для самостоятельной работы

Задание 1. Создайте доклад-презентацию на тему «Диагностика психических состояний», в котором должны быть представлены примеры диагностических заключений, взятых из практики. Эти примеры должны быть рассмотрены и обсуждены.

Задание 2. Выберите ряд методик наиболее подходящих, на ваш взгляд, для диагностики стрессовых состояний. Дайте обоснование вашему выбору. Предлагается выбрать из предложенных ниже методик:

  • Методика на определение уровня актуальной и личностной тревожности

  • Методика диагностики уровня социальной фрустрированности
    Л.И.Вассермана

  • Методика на выявление уровня индивидуальной агрессивности

  • Методика «Уровень субъективного локус-контроля»

  • Методика «Психологическое благополучие личности»

  • Опросник «Синдром эмоционального выгорания» В.Бойко

  • Опросник, определяющий склонность к развитию стресса (по Т. А.
    Немчину и Тейлору)

  • Опросник выявляющий предпочитаемые стратегии совладания (Адаптация методики WCQ)

Задание 3. В процессе групповой работы создайте рабочий вариант кратких рекомендаций для специалистов по психодиагностике психических состояний лиц с ОВЗ.

Тема 5. Организация групповых профилактических занятий для лиц с ОВЗ имеющих суицидальные намерения
Основные понятия: групповые формы профилактики, групповые эффекты, потенциал группы, внутригрупповое взаимодействие, поведение в группе.
Вопросы для обсуждения на практических занятиях

  1. Виды групповой профилактической работы при наличии неблагоприятных психосоциальных факторов, приводящих к развитию психотравмы у детей и подростков.

  2. Соотношение внешних условий и внутренних факторов, определяющих эффективность групповой профилактики суицидов среди лиц с ОВЗ.

  3. Основные подходы к подбору содержания групповых профилактических занятий с участием специалистов разного профиля.

  4. Основные проблемы возникающие в процессе групповой работы у лиц с ОВЗ.


Вопросы для самопроверки

1. Охарактеризуйте основные условия и факторы, определяющие эффективность групповой профилактики (по мнению большинства специалистов).

2. Каковы принципы организации первичной и вторичной групповой профилактики?

3. Охарактеризуйте наиболее значимые эффекты взаимодействия в группе?

4. Опишите основные риски и ограничения в применении групповой профилактики для лиц с ОВЗ.

Практические задания для самостоятельной работы

Задание 1. Подготовьте для обсуждения на семинаре материалы на тему «Спонтанные групповые интеракции и их возможное воздействие на эффективность профилактической работы.



Задание 2. Обобщите на основе имеющейся литературы и электронных публикаций опыт проведения групповых профилактических занятий с лицами, имеющими ОВЗ и представьте доклад на эту тему. Можно подготовить его в виде презентации с последующим коллективным обсуждением.
Тема 6. Основы психолого-педагогического сопровождения лиц с ОВЗ имеющих суицидальные намерения
Психологическое сопровождение в ситуации суицидальных намерений

Основные понятия: психолого-педагогическое сопровождение, включённое наблюдение, суицидальный риск, факторы суицидальной опасности, признаки суицидального поведения.
Вопросы для обсуждения на практических занятиях

  1. Основные задачи и виды психолого-педагогического сопровождения лиц с ОВЗ в ситуации суицидального риска.

  2. Активные формы вмешательства специалистов в структуру коммуникаций и индивидуальный стиль жизнедеятельности лиц с ОВЗ склонных к суицидальным попыткам.

  3. Включенное наблюдение в ситуации суицидальной опасности.

  4. Анализ признаков развития суицидального поведения: ситуационные, поведенческие, когнитивные, эмоциональные индикаторы суицидального риска, коммуникативные сигналы суицидального риска.

  5. Основные проблемы, возникающие при сопровождении лиц с ОВЗ предрасположенных к суициду.


Вопросы для самопроверки

  1. Раскройте наиболее распространённые среди лиц с ОВЗ суицидальные риски.

  2. Перечислите и охарактеризуйте основные виды и формы психолого-педагогического сопровождения детей и подростков в ситуации суицидальной опасности.

  3. Каковы наиболее значимые признаки суицидального поведения?

  4. Каковы основные принципы коррекционно-развивающей работы по предотвращению суицида?


Практические задания для самостоятельной работы

Задание 1. Подготовьте и проведите круглый стол на тему «Поведенческие признаки нарастания суицидальной опасности и реакции окружающих».

Задание 2. Разработайте перечень (в виде таблицы) наиболее эффективных приемов психолого-педагогического сопровождения лиц с ОВЗ в ситуации потери близких, острого горя, психической травматизации.

Задание 3. Раскройте суицидальные риски наиболее характерные для жизненных ситуаций и сопутствующих социализации детей и подростков с ОВЗ. Аргутируйте ваши суждения по каждому из выделенных рисков.

5. Образовательные технологии
Данный курс предполагает активное использование технологий интерактивного обучения, позволяющих студентам развивать навыки профессионального мышления и профессиональные компетенции в сфере профилактики суицидального поведения. Медиа-информационные технологии рекомендуется применять при проведении лекционных и самостоятельных (презентации) занятий. Интерактивные технологии (дискуссии, консультации) необходимы при обсуждении проблемных тем и спорных вопросов.

Планируется использование следующих технологий:



  1. Компьютерные программы позволяющие создавать мультимедийные презентации, видеосюжеты и проводить анализ ситуаций;

  2. Групповые дискуссии и мозговые штурмы на семинарах;

  3. Разбор ситуаций, представленных в отрывках из научных и публицистических источников.


6. Учебно-методическое обеспечение самостоятельной работы студентов. Оценочные средства для текущего контроля успеваемости, промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
Самостоятельная работа студентов включает:

Самостоятельная работа предполагает задействование всех уровней самостоятельной деятельности магистрантов и включает в себя следующие виды:



  1. Изучение теоретического материала по рекомендованной литературе.

  2. Конспектирование и аннотирование первоисточников.

  3. Ведение психологического словаря.

  4. Написание эссе по темам, раскрывающим различные аспекты суицидологии.

  5. Подготовка к тестированию, контрольным работам, зачету и экзамену.

7. Учебно-исследовательскую работу магистрантов (например: составление плана наблюдения за психологическими особенностями учащихся; составление разных видов анкет и пр.).

8. Выполнение индивидуальных заданий, таких как:



  • Составление развернутого плана основных положений, мыслей изучаемой концепции, теории, научного труда.

  • Анализ (рецензирование) интернет-ресурсов по темам курса.

  • Составление мини-брошюры по теме

  • Иллюстрирование основополагающих тезисов изучаемых психологических теорий конкретными примерами из первоисточников.

  • Составление рецензии на одну из книг или статей по психологической тематике.

  • Осуществление библиографического реферирования.

  • Проведение сравнительного анализа психологических терминов и понятий в психологических словарях разных авторов.

  • Составление плана и проведение социально-психологического исследования.

  • Составление отчетов по самостоятельно проведенным психологическим исследованиям.

  1. Подготовку обзоров и рефератов по предлагаемым преподавателем темам.


Рекомендации по оформлению работ созданных на основе Интернет-ресурсов
Использование сетевых ресурсов для создания рефератов и научных эссе требует следующих принципов оформления работ:

  1. Работа должна иметь титульный лист, согласно требованиям к оформлению научных работ.

  2. Весь текст должен быть оформлен единообразно (шрифт, интервал, абзацы, поля и т.д.), согласно требованиям к оформлению научных работ. В работе не допускается соединение различно отформатированных текстов, механически скопированных с сайтов!

  3. Работу необходимо подготовить в двух вариантах: бумажном и электронном.

Комплектация и содержательное наполнение работы:

Для представления аналитических материалов необходимо выбрать не менее 5 сайтов по тематике курса (уточняется с преподавателем) и описать их по следующей схеме:



  1. Название сайта и ссылка на него

  2. Основная идея сайта (чему посвящен)

  3. Основные разделы сайта (перечислить, указать ссылки)

  4. Дать краткую аннотацию информации, представленной на сайте, освещающей то или иное направление психологической помощи в кризисных ситуациях (0,5 - 1 страница). Если на сайте присутствуют статьи и публикации, раскрыть их основное содержание (выбрать 2-3 основных).

  5. Раскрыть практическую значимость сайта:

    • возможность использовать при подготовке лекций, практических
      занятий, для самообразования студентов;

    • наличие ссылок на центры психологической помощи и специалистов;

    • наличие конкретных упражнений, практик, заданий, иллюстрирующих данное направление либо направленных на самопомощь.

  6. Привести в качестве примеров материал, отражающий практическую значимость (упражнения, игры, схемы, рисунки, таблицы, психодиагностические методики, рекомендации и т.д.)

  7. Описать научную значимость (качество и обоснованность представленной на сайте информации, ссылки на первоисточники, общий уровень сайта).

  8. Привести в работе (в письменном и электронном виде) иллюстрации, фотографии, таблицы, картинки, портреты ученых и психологов и т.д., размещенные на сайте и имеющие ценность для лекций и практических занятий по дисциплине.

  9. Дать собственную оценку информации, представленной на сайте по 5-ти балльной шкале:

а) практическая значимость,

б) научная значимость,

в) возможности использования материалов сайта в образовательном процессе.
Рекомендации по разработке мини-брошюр

К самостоятельной работе студентов в рамках данного курса может относится разработка мини-брошюр с рекомендациями по психолого-педагогическому сопровождению детей и подростков, предрасположенных к суициду

Формат мини-брошюры - 1/3 листа формата А4 (двухсторонняя печать). Для создания брошюры необходимо выбрать тему и целевую группу (для кого предназначена).

Брошюра должна содержать в себе следующую информацию:



  1. «Титульный лист» с названием и/или обращением к целевой группе. Для оформления титульного листа брошюры можно использовать фотографии и рисунки.

  2. Краткое вступление, обоснование значимости проблемы в обществе, семье или опасности игнорирования данной темы.

  3. Определение психологической проблемы, ее краткое описание.

  4. Рекомендации по психологической помощи (что необходимо делать в данной ситуации и чего следует избегать).

  5. Координаты специалистов, к которым можно обратиться за помощью (адреса, телефоны, Интернет-сайты, e-mail).

  6. Авторство (указывается ФИО всех авторов и текущий год).



Необходимо обратить особое внимание на следующие аспекты работы:

  1. «Язык» брошюры должен соответствовать особенностям целевой группы (то есть быть понятным для тех, кому она предназначена)

  2. Брошюра должна содержать основную информацию, но не должна быть переполнена текстом

  3. Оформление брошюры (расположение текста, выбор шрифтов и картинок, сочетание цветов и т.д.) должно быть аккуратным и гармоничным (в соответствии с законами восприятия)

  4. Основное содержание брошюры должно отвечать этическим нормам психолога (применение принципов «не навреди (безопасности)», и «обеспечение свободы клиента»), показывать возможности разрешения ситуации и выхода из нее (использование принципов позитивности и потенциальности).


Примерные темы для подготовки брошюр

Характеристики и критерии оценки трудных жизненных ситуаций возникающих в процессе развития лиц с ОВЗ

Основные признаки трудных жизненных ситуаций.

Современные подходы к пониманию трудных жизненных ситуаций.

Объективные и субъективные характеристики трудных жизненных ситуаций.


Основные подходы пониманию соотношения объективного и субъективного в восприятии кризисной жизненной ситуации

Особенности отношения детей и подростков с ОВЗ к жизненным событиям и ситуациям: влияние ситуации на личность, создание личностью ситуации, восприятие одной и той же ситуации разными людьми и вариативность реагирования на нее.

Признаки обыденной жизненной ситуации. Подходы к пониманию трудных жизненных ситуаций. Объективные и субъективные характеристики трудных жизненных ситуаций.
Конструктивное и деструктивное реагирование человека на трудные жизненные ситуации

Методы психологической защиты: рациональные и иррациональные механизмы защиты

Копинг-поведение. Психологические защиты и стратегии совладания с трудными жизненными ситуациями.

Адаптация личности к ситуации.

Приспособление как стратегия адаптации.
Психодиагностический инструментарий исследования психических состояний и свойств личности, предрасположенных к суицидальному поведению

Проблема адекватности самооценки психических состояний и настроения.

Диагностика переживаний травматического стресса.

Исследования уровня нервно-психического напряжения.

Возрастные особенности диагностики психических состояний.

Диагностика стресса/ дистресса.

Методы исследования агрессивности.

Методы исследования тревожности.

Методы исследования фрустрации. Особенности применения и диагностические возможности методик.
Технологии психолого-педагогического сопровождения лиц с ОВЗ в кризисной ситуации

Основные стратегии психолого-педагогического сопровождения личности в кризисной ситуации.

Кризисная интервенция как метод психологической помощи в кризисной ситуации, в ситуации высокого риска суицидального рецидива.

Методы постепенной коррекции жизнедеятельности лиц склонных к суицидамопомощи

Помощь подросткам в реконструкции восприятия кризисных ситуаций: развитие навыков наблюдения, изменение способов интерпретации событий

Экстренная психологическая помощь при суицидальных попытках: главные принципы, отличия от обычной психологической помощи, цели и задачи.


Примерные темы рефератов

  1. Междисциплинарный подход к исследованиям по проблемам суицидов

  2. Современные направления в построении профилактики суицидальных реакций в кризисных ситуациях

  3. Влияние жизненного опыта на субъективное воприятие кризисной ситуации и возникновение суицидального поведения человека

  4. Влияние этнических, культурных, групповых, семейных и т.д. норм
    поведения на отношение к самоубийству

  5. Субъективный образ мира и себя в мире как регулятор поведения человека в экстремальных условиях

  6. Соотношение объективного и субъективного в восприятии кризисных ситуаций

  7. Проблема иррационального реагирования на трудные жизненные ситуации

  8. Методы психологической защиты и основные типы адаптационного процесса

  9. Основные стратегии психолого-педагогического сопровождения лиц с ОВЗ

  10. Кризисная интервенция как метод психологической помощи в кризисной ситуации

  11. Психологическое сопровождение подростков в ситуации суицидальных намерений

  12. Основные направления оказания психологической помощи детям и подросткам с ОВЗ

  13. Диагностика психических состояний и свойств личности в период кризиса

  14. Динамика эмоциональных переживаний в посттравматический период


Текущий контроль знаний
Система текущего контроля включает:

  1. контроль посещения и работы на практических занятиях;

  2. контроль выполнения слушателями заданий для самостоятельной работы;

  3. контроль знаний, умений, навыков усвоенных в данном курсе в форме письменной итоговой контрольной работы.

Работа на практических занятиях оценивается преподавателем (по пятибалльной шкале) по итогам подготовки и выполнения слушателями практических заданий, активности работы в группе и самостоятельной работе. Пропуск практических занятий предполагает отчет по пропущенным темам. Форма отработки определяется преподавателем, ведущим практическое занятие (письменное эссе, написание реферата по теме пропущенного занятия, письменный отчет о выполнении практического задания, конспект статьи, проведение промежуточного тестирования знаний или пр.)

Итоговая контрольная работа проводится на последнем лекционном или последнем практическим занятии и предназначена для оценки знаний, умений и навыков, приобретенных в процессе теоретических и практических занятий курса

Форма итогового контроля – зачет в 3 семестре.
Вопросы к зачету

  1. Предмет и задачи профилактики суицидального поведения среди детей и подростков с ОВЗ

  2. Социальная психологические закономерности возникновения и распространения суицидальных установок среди молодого поколения

  3. Суицидальные намерения как специфический вид реагирования на кризисные ситуации

  4. Современные подходы к пониманию иррационального поведения в кризисных ситуациях

  5. Сравнительная характеристика наиболее распространённых форм и стратегий
    проблемно-решающего поведения среди детей и подростков

  6. Восприятие кризисной ситуации в условиях продолжительной психической травматизации

  7. Динамика аффективных реакций лиц с ОВЗ в ситуации острого кризиса

  8. Сходство и различие в структуре и содержании нормативных и
    ненормативных жизненных кризисов

  9. Динамика эмоциональных и поведенческих реакций детей и подростков с ОВЗ на межличностные конфликты и насилие

  10. Аффективные реакции лиц с ОВЗ на ситуацию горя и утраты близкого: от отрицания до принятия..

  11. Определения стресса/дисстресса и типология стресс-факторов

  12. Организация и проведение групповых занятий по профилактике суицидального поведения

  13. Ситуационно-обусловленные реакции на групповое давление свойственные детям и подросткам с ОВЗ

  14. Неблагоприятные психосоциальные факторы,
    провоцирующие развитие стресса, посттравматических расстройств и
    адаптацию в детском и подростковом возрасте

  15. Возможности и ограничения диагностических методик, изучающих психические состояния у лиц с ОВЗ

  16. Возрастные особенности детей и подростков определяющие динамику психических состояний

  17. Метод наблюдений в контексте мониторинга и диагностики психических состояний лиц с ОВЗ.

  18. Критерии оценки глубины аффектов при переживании кризисных состояний у лиц с ОВЗ.

  19. Медицинские факторы суицидальной опасности у лиц с ОВЗ

  20. Роль биографических факторов и внешние обстоятельств в развитии суицидального поведения.

  21. Основные аспекты вторичной профилактики суицидальных попыток

  22. Признаки суицидального поведения: ситуационные, поведенческие, когнитивные, эмоциональные индикаторы суицидального риска, коммуникативные сигналы суицидального риска.

  23. Комплексная оценка суицидального риска и ресурсов личности

  24. Основные принципы работы по предотвращению суицида: установление контакта, получение информации, оценка суицидального потенциала, оценка и мобилизация ресурсов, выработка терапевтического плана

  25. Психологические стратегии, направленные на профилактическое снижение риска суицида

  26. Проблема эмоционального сгорания и вторичной травматизации у лиц с ОВЗ

  27. Характеристики личности специалиста, осуществляющего профилактику суицида среди лиц с ОВЗ

  28. Основные направления в психолого-педагогическом сопровождении лиц с ОВЗ

  29. Особенности психологической помощи детям и подростком с ОВЗ, переживающим утрату и ПТСР

  30. Виды неблагоприятных психосоциальных факторов, приводящих к развитию психотравмы у детей и подростков с ОВЗ: неблагоприятные факторы, связанные с детскими учреждениями; семейные неблагоприятные факторы.

  31. Основные проблемы неблагополучного детства: социальное сиротство, беспризорность и безнадзорность, вынужденные переселенцы и беженцы.

  32. Насилие как особый вид травматической ситуации в детском и подростковом возрасте

  33. Развод родителей как один из видов травматизации детей и подростков с ОВЗ

  34. Особенности протекания посттравматического стресса у детей и подростков с ОВЗ

  35. Системный подход к вторичной профилактике суицидальных попыток у лиц с ОВЗ: стратегические задачи и уровни диагностики



7. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

а) основная литература



Зотов М.В. Суицидальное поведение: механизмы развития, диагностика, коррекция.-СПб.: Речь, 2006.-144 с.

Ромек В.Г., Конторович В.А., Крукович Е.И. Психологическая помощь в кризисных ситуациях. – СПб., Речь, 2004. – 256 с.
б) дополнительная литература

Абульханова-Славская К.А. Стратегия жизни. - М.: Мысль, 2001.

Александровский Ю.А. Пограничные психические расстройства. - М.: Медицина, 2000.- 464 с.

Алексеева Л.С. О насилии над детьми в семье. Http: //2001. isras. ru/Socls/Articles/ 2003...04/Alexeeva. doc.2002.

Антология тяжелых переживаний: социально-психологическая помощь: Сборник статей /Под. ред. О.В. Красновой. - М.: МПГУ; Обнинск: «Принтер», 2006. - 336 с.



Анцыферова Л.И. Личность в трудных жизненных условиях: переосмысление, преобразование ситуаций и психологическая защита // Психологический ж., 1994, Т. 15, №1.-с. 3-18.

Анцыферова Л.И. Человек перед лицом жизни и смерти // Российский менталитет:вопросы психологической теории и практики / Под ред. К.А. Абульхановой и др. - М., 1997.- с. 44-55

Андрюшенко А.В. Посттравматическое стрессовое расстройство при ситуациях утраты объекта экстраординарной значимости // Психиатрия и психофармакология, 2000,Т.2, № 4.

Бурлачук Л.Ф., Коржова Е.Ю. Психология жизненных ситуаций. - М.: Российское педагогическое агенство, 2005.

Василюк Ф.Е. Психология переживания: анализ преодоления критических ситуаций.- М.: изд. Моск. Ун-та, 2005.

Гончарова С.С. Опросник «Способы преодоления негативных ситуаций» - метод диагностики психологического преодоления в раннем юношеском возрасте (16-18 лет)// Психологическая диагностика. 2006. № 3. С.7-26.

Зиновьева Н.О., Михайлова Н.Ф. Психология и психотерапия насилия. Ребенок в кризисной ситуации. - СПб.: Речь, 2003.

Китаев-Смык Л.А. Психология стресса. -М.: Наука, 2004.

Коржова Е.Ю., Семенова Г.В., Волохонская М.С. Психология личности. Учебно-методическое пособие к практическим занятиям. - СПб.: Изд-во АНО «И11», 2008. - 167 с.

Крюкова Т.Д., Куфшяк Е.В. Опросник способов совладания (адаптация методики WCQ)//Психологическая диагностика. 2005. №3. С. 18-27.

Овчинникова Ю.Г. О конструктивной роли кризиса личностной идентичности в развитии личности // Мир психологии. – 2004. - №2. С.124-132.

Посохова С.Т. Психология адаптирующейся личности: Монография. - СПб.: изд.РГПУ им. А.И.Герцена, 2001. - 240 с.

Соловьева С.Л. Психология экстремальных ситуаций. - СПБ.: ЭЛБИ, 2003.

Поливанова К.Н. Психология возрастных кризисов. – М.: Академия, 2000. – 180 с.

Шихи Г. Возрастные кризисы. Ступени личностного роста. – Спб: Ювента, 2005. – 436 с.
Отечественные журналы:

Вестник МГУ. Серия «Психология»

Вопросы образования

Вопросы психологии

Журнал практического психолога

Культурно-историческая психология

Мир психологии

Педагогика

Психологическая диагностика

Психологическая наука и образование

Психологический журнал

Психология в вузе

Психология в школе

Зарубежные журналы

Developmental Psychology

Educational Psychology

Higher Education

Learning and Cognition

Psychologycal Review

School Psychology

Social Psychology


в) базы данных, информационно-справочные и поисковые системы

  1. Science — академический журнал Американской ассоциации содействия развитию науки (AAAS). Ссылка - http://www.sciencemag.org/

  2. Taylor & Francis — база периодических изданий, насчитывает около 1500 журналов, в том числе по психологии, социологии, образованию, математике, праву и др.
    Ссылка - http://www.informaworld.com

  3. Научная электронная библиотека eLIBRAR. Доступ к журналам
    издательства "Наука" - 107 наименований. Ссылка - http://elibrary.ru/

  4. ScienceDirect — Тематическая коллекция по психологии (Psychology).
    Ссылка - www.sciencedirect.com

  5. Психологическая библиотека Киевского Фонда содействия развитию психической культуры http://psylib.org.ua

  6. Психологическая библиотека http://www.bookap.by.ru

  7. Психологическая библиотека http://petropal.narod.ru/texts.htm

  8. Библиотека на ПсиПортал http://psy.piter.com/library

  9. Библиотека "Куб" http://www.koob.ru/

  10. Библиотеки и отдельные страницы на сайтах, где можно скачать учебник, справочник, энциклопедию, учебное пособие и другие книги по психологии http://www.alleng.ru/edu/psych2.htm

  11. Педагогическая библиотека http://pedlib.ru/

  12. Психологам и не только http://azps.ru/

  13. Психологическая библиотека http://www.psyinst.ru/library.php

  14. Все профессиональные психологические тесты http://vsetesti.ru/

  15. Журнал практической психологии и психоанализа http://psyjournal.ru/

  16. Психология экстремальных ситуаций http://www.aquarun.ru/psih/extrem/default.htm

  17. Московский государственный Университет им. Ломоносова, факультета психологии (радел научных публикаций) www.psy.msu.ru/science/public/psyjroF2jhone.html

18. ProQuest Psychology Journals — содержит 650 наименований ведущих журналов в области психологии, из которых 540 в полном тексте. ProQuest Education Complete — содержит 790 наименований ведущих журналов в области образования, из них 615 в полном тексте. ProQuest Academic Research Library— содержит более 4000 наименований ведущих журналов, отвечающих гуманитарной и социальной направленности. ProQuest Dissertations — самое большое собрание диссертаций и тезисов в мире, более 1 200 000 из них доступны в формате PDF. Ссылка - proquest.umi.com/login

8. Материально-техническое обеспечение дисциплины (модуля)
Для успешной реализации данного курса требуется компьютерный класс позволяющий осуществлять выход в Интернет для студентов и преподавателя.

Компьютеризированные методы психодиагностики (разработанные программные продукты - методики тестирования и обработки результатов).

• мультимедийные средства, для демонстрации лекционного материала,

• помещение для проведения социально-психологических упражнений (тренинговый зал),


Программа составлена в соответствии с требованиями ФГОС ВПО с учетом рекомендаций и Примерной ООП ВПО по направлению 050100 «Педагогическое образование».
Автор: Г.Н. Малюченко

Программа одобрена на заседании кафедры безопасности жизнедеятельности от «13» июня 2013 года, протокол № 4.

Зав. кафедрой безопасности жизнедеятельности,

доцент Н.В. Тимушкина

Декан факультета

физической культуры

и безопасности жизнедеятельности

профессор А.В. Тимушкин

Зам. директора Балашовского института

по УМР,


доцент Е. П. Кудинова
Каталог: sites -> default -> files -> education -> programs
programs -> Рабочая программа дисциплины Информационные системы в бухгалтерском учете и аудите Направление подготовки
programs -> Программа дисциплины «Конституционное право стран снг»
programs -> Рабочая программа дисциплины История средних веков Направление подготовки 050100 Педагогическое образование
programs -> Рабочая программа дисциплины Античная культура Направление подготовки 44. 03. 01 Педагогическое образование
programs -> Программа дисциплины «История и методология юридической науки»
programs -> Рабочая программа дисциплины «Архивоведение» Направление подготовки 030600 История Профиль подготовки История
programs -> Программа учебной практики архивная Направление подготовки 030600 история
programs -> Рабочая программа дисциплины Геометрия Направление подготовки
programs -> Рабочая программа учебной дисциплины Преобразования плоскости Направление подготовки 050100 Педагогическое образование
programs -> Рабочая программа дисциплины международная интеграция и международные организации Направление подготовки


Поделитесь с Вашими друзьями:


База данных защищена авторским правом ©grazit.ru 2019
обратиться к администрации

войти | регистрация
    Главная страница


загрузить материал