Рабочая программа дисциплины Словообразование и морфология современного русского языка для студентов



страница1/2
Дата14.06.2018
Размер0,64 Mb.
ТипРабочая программа
  1   2
Рабочая программа Форма

Ф СО ПГУ 7.18.2/06




Министерство образования и науки Республики Казахстан
Павлодарский государственный университет им. С. Торайгырова
Кафедра русской филологии


РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
дисциплины Словообразование и морфология современного русского языка
для студентов

специальности 050118 – Русский язык и литература

Павлодар
1. Цели и задачи дисциплины
Цель преподавания дисциплины

– вооружение студентов теорией словообразования, в непротиворечивой форме раскрывающей единство языка и речи, словообразовательной системы и словообразовательных (номинативных) процессов, системно-структурного и функционального аспектов деривации, развитие практических умений и навыков анализа словообразовательных единиц и моделей в системе языка и в динамике производства, навыков морфемного, словообразовательного, ономасиологического и этимологического анализов, навыков семантизации производных слов и их правильного употребления и написания;

- описание морфологи современного русского языка в научной трактовке, являющейся наиболее устойчивой, отражающей и лингвистические традиции, и общепринятые новые подходы.

Задачи курса:

- углублять научные знания о грамматических классах слов (частях речи), их грамматических категориях, системах форм слов и правил их словоизменения;

- ознакомить студентов с различными точками зрения по некоторым спорным вопросам морфологии;

- выработать научное представление о словообразовательном и морфологическом уровнях современного русского литературного языка;

- способствовать выработке у студентов практических навыков морфемного, словообразовательного и морфологического анализа языковых фактов, умения давать квалифицированные комментарий фактам современного русского языка.

Студент должен знать:

- нормы современного русского языка в области словообразования и морфологии;

- совершенствование орфографической грамотности;

- морфологическую систему современного русского языка;

- основные направления в описании единиц морфологии;

- лексико-грамматические особенности слов каждой части речи, закономерности взаимодействия частей речи.



Студент должен уметь:

- употреблять мотивированные слова в устной и письменной речи;

- строить словообразовательные толкования их значений;

- конструировать производные слова и реконструировать процессы их производства;

- давать исторический комментарий фактам современного русского языка;

- работать с лингвистической литературой и ориентироваться в современных лингвистических направлениях;

- определять принадлежность слова к той или иной части речи, его грамматическое значение и способ выражения данного грамматического значения;

- производить морфологический разбор слов разных частей речи;

- замечать и исправлять грамматические ошибки, связанные с использованием той или иной части речи в устной и письменной речи.
2. Пререквизиты:

- Введение в языкознание;

- Практический курс русского языка;

- Фонетика современного русского языка;

- Лексикология современного русского языка;

- Историческая грамматика русского языка;

- Латинский язык;

- Психология;

- Философия.

Тематический план Форма



дисциплины Ф СО ПГУ 7.18.2/07



3 Содержание дисциплины


3.1 ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН ДИСЦИПЛИНЫ

п/п


Наименование тем

Количество часов

Лекц.

Практ.

Лаб.

СРС

1

2

3

4

5

6

1

Словообразование как учебная и научная дисциплина

1







6

2

Субсловообразование. Морфемика. Системно-структурная морфемика. Функциональная морфемика. Основа слова.

2

3

4


12

3

Словообразование. Системно-структурное словообразование. Словообразовательное значение Способы словообразования. Комплексные единицы словообразования.

Функциональное словообразование как ядерный процесс номинативной деятельности.



3

3

2

12

4

Морфология. Введение.

1

1




8

5

Знаменательные части речи. Имя существительное.

4

4

4

14

6

Имя прилагательное.

2

2

2

12

7

Имя числительное.

2

1

2

12

8

Местоимение.

2

1

2

12

9

Глагол

4

8

6

20

10

Причастие. Деепричастие.

2

1

2

10

11

Наречие.

2

1

2

10

12

Слова категории состояния.

2

2

2

10

113

Служебные части речи.

2

2

2

8

114

Междометие как особая часть речи.

1

1




4




ИТОГО:

30

30

30(15)

150


3. 2 ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН ДИСЦИПЛИНЫ (заочная форма обучения)



п/п

Наименование тем

Количество часов

Лекц.

Практ.

Лаб.

СРС

1

2

3

4

5

6

1

Введение. История словообразовательной науки, этапы ее развития.

0,5







7

2

Субсловообразование. Морфемика. Основа слова.

1




0,5

8,5

3

Виды языкового анализа.




0,5

0,5

13

4

Системно-структурная морфемика




0,5




13

5

Функциональная морфемика.




0,5




7

6

Словообразование. Системно-структурное словообразование. Способы словообразования.

Словообразовательное значение.



1

0,5

0,5

17

7

Функциональное словообразование как ядерный процесс номинативной деятельности.

1

0,5




5

8

Диахронические процессы в морфемике и словообразовании.




0,5




17

9

Морфология. Введение.

0,5

0,5




7

10

Знаменательные части речи. Имя существительное.

2

0,5

1

7

11

Имя прилагательное.

1

0,5

0,5

17

12

Имя числительное.

1,5

0,5

0,5

3,5

13

Местоимение.

1,5

0,5

0,5

3,5

14

Глагол.

2

0,5

1

7

15

Причастие. Деепричастие.

1,5

0,5

0,5

3,5

16

Наречие.

1,5

0,5




17

17

Слова категории состояния.

1

0,5




13

18

Служебные части речи.

1

0,5

0,5

8,5

19

Междометие как особая часть речи.

1







3,5

20

Переходность частей речи.







2

7




ИТОГО:

18

8

8

185



3.3 Содержание теоретического курса.
Тема 1. Словообразование как учебная и научная дисциплина

Основные аспекты словообразовательной системы. Синхронно-диахронический, семасиолого-ономасиологический и интегративный подходы к словообразовательному уровню языка. Место словообразования в системе наук о языке с позиций системно-структурной и функциональной лингвистики; предмет и задачи словообразовательной теории. Основные понятия (мотивирующее и мотивированное и др.). Системно-структурное словообразование русского языка как самостоятельный раздел языкознания. Основные разделы системно-структурного и функционального словообразования.

Тема 2. Субсловообразование. Морфемика. Системно-структурная морфемика. Функциональная морфемика. Основа слова.

Морфемика как учение о минимальных значимых частях слова. Основные признаки морфемы и ее место среди других языковых единиц. Морфема и фонема. Морфема и слово. Морфема как абстрактная единица языка. Морфема и морфы как конкретные представители морфемы. Системно-структурная морфемика. Типы морфем. Семантика морфем. Функциональная морфемика. Классификация морфем по окружению. Морфемосочетаемость в современном русском языке. Основа слова и основа словоформы. Функциональная связь основы и морфемы. Основа и аффиксальные морфемы. Типы основ. Сочетание основы слова с формообразующими и словоизменительными аффиксами. Мотивирующая (производящая) и мотивированная (производная) основы. Немотивированная (непроизводная) основа.

Тема 3. Словообразование. Системно-структурное словообразование. Словообразовательное значение Способы словообразования. Комплексные единицы словообразования. Функциональное словообразование как ядерный процесс номинативной деятельности.

Словообразование как внутренний синтаксис. Лексическая и синтаксическая деривация. Основные понятия словообразования: словообразовательная пара, ее признаки, словообразовательное значение и словообразовательный формант. Вопрос об основной единице словообразовательной системы. Словообразовательная пара как основная единица словообразования. Признаки воспроизводимости, минимальности и системообразующей функции. Виды словообразовательных значений. Синхронные и диахронические способы словообразования. Понятие о словообразовательной мотивации. Комплексные единицы словообразования в словообразовательной системе. КЕС по основной и формантной соотносительности.

Различные направления функционального словообразования. Мотивационные принципы в сфере словопроизводства. Способы номинации в функциональном словообразовании. Словопроизводство: собственно словопроизводство, заменительное словопроизводство, усечение, композитоообразование. Типовая словообразовательная парадигма. Понятийно- словообразовательный тип. Факторы словопроизводства.

Тема 4. Морфология. Введение.

Грамматическое значение слова и способы их выражения в современном русском языке. Способы и средства формообразования и словоизменения в современном русском языке. Грамматическая категория. Части речи и принципы их классификации. Из истории изучения частей речи в русском языкознании. Знаменательные, местоименные и служебные части речи.


Каталог: arm -> upload -> umk
umk -> Программа дисциплины (Syllabus) mss 3206 Микропроцессорные средства и системы Павлодар, 2013 г
umk -> Методические указания к лабораторным работам дисциплины Вычислительная геометрия и компьютерная графика для студентов специальности 050120 Профессиональное обучение
umk -> Рабочая учебная программа по дисциплине Введение в специальность для студентов специальности «5B060100» Математика
umk -> Лекции по дисциплине Параллельные вычисления для студентов специальности 050602 «Информатика»
umk -> Систематика, морфология и структура микроорганизмов


Поделитесь с Вашими друзьями:
  1   2


База данных защищена авторским правом ©grazit.ru 2019
обратиться к администрации

войти | регистрация
    Главная страница


загрузить материал