Рабочая программа дисциплины теория функций комплексного переменного направление подготовки Физика живых систем



Скачать 196.31 Kb.
Дата30.10.2016
Размер196.31 Kb.
ТипРабочая программа


МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ

РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Саратовский государственный университет имени Н.Г. Чернышевского
Физический факультет

УТВЕРЖДАЮ

Проректор по учебно-методической работе,

проф., д.ф.н.


Елина Е.Г.

«__» __________________20__ г.


Рабочая программа дисциплины

ТЕОРИЯ ФУНКЦИЙ КОМПЛЕКСНОГО ПЕРЕМЕННОГО


Направление подготовки


Физика живых систем



Профили подготовки


Биофизика

Медицинская фотоника

Квалификация (степень) выпускника


Бакалавр

Форма обучения



очная

Саратов
2011



1.Цели освоения дисциплины

Целями освоения дисциплины «Теория функций комплексного переменного» являются:

1. Ознакомление обучающихся с понятиями, фактами и методами, составляющими теоретические основы теории функций комплексного переменного.

2. Получение обучающимися знаний по теории функций комплексного переменного, необходимых для понимания её приложений к математическим и прикладным дисциплинам (таким, как математический анализ, дифференциальные уравнения, гидро- и аэродинамика, теория элементарных частиц, теоретическая физика и другим).

3. Приобретение навыков самостоятельного решения практических задач.

4. Ознакомление обучающихся с математическим аппаратом и выработка способности его использования в профессиональной и исследовательской деятельности.


2. Место дисциплины в структуре ООП бакалавриата

Дисциплина «Теория функций комплексного переменного» относится к циклу вариативных дисциплин математического и естественнонаучного цикла. Преподавание дисциплины осуществляется в 3 семестре. Общая трудоёмкость дисциплины составляет 3 зачётных единицы.

Для усвоения дисциплины обучаемый должен обладать базовой математической подготовкой и навыками владения современными математическими теориями аналитической геометрии, математического анализа, дифференциальных уравнений, иметь представление о математическом моделировании, точных и численных методах решения математических задач и уметь применять их на практике. Дисциплина «Теория функций комплексного переменного» тесно связана с такими дисциплинами учебного плана как «Математика» «Общая физика», «Методы научных исследований в естествознании», «Модели и уравнения физики открытых систем», «Теория колебаний», «Теория динамических систем» и многими другими, изучение которых сопровождают изучение данной дисциплины , а также опираются на неё.
3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

В результате освоения дисциплины «Теория функций комплексного переменного» происходит формирование у обучающегося следующих профессиональных компетенций:




  • способность использовать в познавательной и профессиональной деятельности базовые знания в области математики и естественных наук (ОК-1);

  • способность использовать в познавательной и профессиональной деятельности навыки работы с информацией из различных источников (ОК-16);

  • способность использовать базовые теоретические знания для решения профессиональных задач (ПК-1);

  • способность применять на практике базовые профессиональные навыки (ПК-2).

В результате освоения дисциплины обучающийся должен :


Знать:

• основные понятия, определения и теоремы теории функций комплексного переменного (поле комплексных чисел, аналитические функции, конформные отображения, элементарные аналитические функции и соответствующие им конформные отображения, интегрирование функций комплексного переменного, ряды Тейлора и Лорана, изолированные особые точки однозначного характера, теория вычетов, преобразование Лапласа и его свойства).


Уметь:

• воспроизводить формы комплексных чисел;

• проводить алгебраические действия над числами;

• определять области дифференцируемости и аналитичности функций;

• находить производную, её модуль и аргумент;

• вычислять интеграл от функции комплексного переменного;

• раскладывать аналитические функции в ряды Тейлора, Лорана;

• проводить классификацию изолированных особых точек ;

• вычислять вычеты в изолированных особых точках функции;

• применять вычеты при вычислении интегралов;


Владеть:

• представлениями о приложениях различных методов теории функций комплексного переменного к задачам физики;

• навыками применения методов ТФКП для решения математических и физических задач.

4. Структура и содержание дисциплины

Общая трудоёмкость дисциплины составляет 2 зачётные единицы, 72 часа.


№ п/п

Раздел дисциплины


семестр


неделя семестра

Виды учебной

работы, включая

самостоятельную

работу студентов

и трудоёмкость

в часах


Формы

текущего


контроля успеваемости

(по неделям

семестра)

Формы


промежуточной

аттестации

(по семестрам)


всего

лекции

Лабораторные и практические

Самостоятельная работа

1

2

3

4

5

6

7

8

9

1.

Раздел 1. Поле комплексных чисел

3

1


4

1

1

2




2.

Раздел 2. Аналитические функции и их свойства

3

2-

-3


6

2

2

2




3.

Раздел 3. Конформные отображения

3

4-

-5


6

2

2

2




4.

Раздел 4. Дробно-линейная функция

3

6-

-7


4

1

1

2




5.

Раздел 5. Степенная и показательная функция

3

8

4

1

1

2




6.

Раздел 6. Функция Жуковского

3

9

4

1

1

2




7.

Раздел 7. Тригонометрические функции

3

10

4

1

1

2




8.

Раздел 8. Интеграл от функции комплексного переменного

3

11

8

2

2

4





9.

Раздел 9. Ряды аналитических функций

3

12-

-13


8

2

2

4




10.

Раздел 10. Ряд Тейлора

3

13-

-14


6

1

1

4




11.

Раздел 11. Ряд Лорана

3

14-

-15


6

1

1

4




12.

Раздел 12. Изолированные особые точки. Вычеты.

3

15

4

1

1

2




13.

Раздел 13. Приложения теории вычетов

3

16-

-17


4

1

1

2




14.

Раздел 14. Обобщение теории вычетов на действительные интегралы

3

18

52

14

14

24

Экзамен




Итого

3




72

18

18

36




Содержание учебной дисциплины
1 семестр
Раздел 1. ПОЛЕ КОМПЛЕКСНЫХ ЧИСЕЛ

Комплексные числа и операции над ними. Геометрическое изображение числа. Формы записи комплексного числа. Понятие модуля, аргумента, сопряжения числа. Свойства. Геометрическая интерпретация . Формулы Муавра.


Раздел 2. АНАЛИТИЧЕСКИЕ ФУНКЦИИ И ИХ СВОЙСТВА

Предел и непрерывность функций комплексного переменного. Дифференцируемость функции комплексного переменного. Необходимое и достаточное условия дифференцируемости, условия Коши – Римана. Аналитические функции. Гармонические функции и их связь с аналитическими. Геометрический смысл аргумента и модуля производной.


Раздел 3. КОНФОРМНЫЕ ОТОБРАЖЕНИЯ

Элементарные функции и их свойства. Понятие конформного отображения. Отображения 1 и 2 рода. Критерий конформности.


Раздел 4. ДРОБНО-ЛИНЕЙНАЯ ФУНКЦИЯ

Дробно – линейная функция. Геометрические свойства, конформность. Отображение, обратное к дробно-линейному. Композиции отображений. Круговое свойство. Теорема о неподвижных точках. Теорема о сохранении симметрии. Инвариант дробно-линейного отображения.


Раздел 5. СТЕПЕННАЯ И ПОКАЗАТЕЛЬНАЯ ФУНКЦИЯ

Степенная функция. Точки нарушения конформности. Показательная функция и её свойства.


Раздел 6. ФУНКЦИЯ ЖУКОВСКОГО

Функция Жуковского, её свойства, гидродинамический смысл.


Раздел 7. ТРИГОНОМЕТРИЧЕСКИЕ ФУНКЦИИ

Тригонометрические функции.


Раздел 8. ИНТЕГРАЛ ОТ ФУНКЦИИ КОМПЛЕКСНОГО ПЕРЕМЕННОГО

Интеграл от функции комплексного переменного. Условия существования. Свойства. Интегральная теорема Коши. Интеграл Коши. Интегральная формула Коши. Теорема о среднем. Теорема Мореры.


Раздел 9. РЯДЫ АНАЛИТИЧЕСКИХ ФУНКЦИЙ

Степенные ряды. Теорема об аналитичности суммы степенного ряда. Бесконечная дифференцируемость аналитической функции.


Раздел 10. РЯД ТЕЙЛОРА

Ряд Тейлора. Теорема о разложении аналитической в области функции в ряд Тейлора. Неравенства Коши оценки коэффициентов ряда Тейлора.


Раздел 11. РЯД ЛОРАНА

Ряд Лорана и его область сходимости. Теорема о разложении функции, аналитической в кольце в ряд Лорана. Неравенства Лорана оценки коэффициентов ряда Лорана.


Раздел 12. ИЗОЛИРОВАННЫЕ ОСОБЫЕ ТОЧКИ. ВЫЧЕТЫ.

Понятие правильной и особой, изолированной особой точек. Классификация изолированных особых точек. Вычет в конечной изолированной особой точке. Вычеты в бесконечности. Способы вычисления вычетов. Основная теорема о вычетах. Логарифмический вычет.


Раздел 13. ПРИЛОЖЕНИЯ ТЕОРИИ ВЫЧЕТОВ

Принцип аргумента. Теорема Руше. Основная теорема алгебры. Приложение вычетов к вычислению интегралов.


Раздел 14. ОБОБЩЕНИЕ ТЕОРИИ ВЫЧЕТОВ НА ДЕЙСТВИТЕЛЬНЫЕ ИНТЕГРАЛЫ

Вычисление собственных и несобственных действительных интегралов с помощью вычетов.



5. Образовательные технологии

При реализации различных видов учебной работы (лекции, лабораторные работы, самостоятельная работа) используются следующие современные образовательные технологии:

• Лекционно – семинарско – зачетная система обучения;

• Информационно – коммуникационные технологии;

• Проектные методы обучения;

• Исследовательские методы в обучении;

• Проблемное обучение.
В соответствии с требованиями ФГОС ВПО по направлению подготовки «Радиофизика» реализация компетентного подхода предусматривает широкое использование в учебном процессе активных и интерактивных форм проведения занятий (мозговой штурм, разбор конкретных ситуаций, работа над проектами, сочетание аналитических расчетов с компьютерной графикой результатов отображений) в сочетании с внеаудиторной работой с целью формирования и развития профессиональных навыков обучающихся.

6. Учебно–методическое обеспечение самостоятельной работы студентов. Оценочные средства для текущего контроля успеваемости, промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины

Важную роль при освоении дисциплины «Теория функций комплексного переменного» играет самостоятельная работа студентов. Самостоятельная работа способствует:

• углублению и расширению знаний;

• формированию интереса к познавательной деятельности;

• овладению приёмами процесса познания;

• развитию познавательных способностей.

Самостоятельная работа студентов имеет главную цель – обеспечение качества подготовки выпускаемых специалистов в соответствии с требованиями основной образовательной программы по направлению подготовки бакалавров «Радиофизика».

К самостоятельной работе относятся:

• самостоятельная работа на аудиторных занятиях (лекциях, семинарах, коллоквиумах, практических занятиях);

• внеаудиторная самостоятельная работа.

В процессе обучения предусмотрены следующие виды самостоятельной работы обучающегося:

•Проработка пройденных лекционных материалов по конспекту лекций, учебникам и пособиям в соответствии с вопросами, предложенными преподавателем;

• Написание рефератов по отдельным разделам дисциплины;

• Выполнение домашних работ;

• Проработка дополнительных тем, не вошедших в лекции, но обязательных согласно учебной программе дисциплины;

• Самостоятельное решение сформулированных задач по основным разделам курса;

• Подготовка к практическим и семинарским занятиям;

• Изучение обязательной и дополнительной литературы;

• Подготовка к текущему и промежуточному контролю знаний.

В целях фиксации результатов самостоятельной работы студентов по дисциплине проводится аттестация самостоятельной работы студентов. Контроль результатов самостоятельной работы осуществляется преподавателем в течение всего семестра и завершается в период зачётной и экзаменационной сессии перед аттестацией учебной работы студентов по дисциплине.

При освоении дисциплины могут быть использованы следующие формы контроля самостоятельной работы:

• устный опрос;

• реферат;

• коллоквиум;

• тест;

• контрольная работа;



• другие по выбору преподавателя.

Студент организует самостоятельную работу в соответствии с рабочим учебным планом и графиком, рекомендованным преподавателем. Студент должен выполнить объём самостоятельной работы, предусмотренный рабочим учебным планом, максимально используя возможности индивидуального, творческого и научного потенциала для освоения образовательной программы в целом. Самостоятельная работа должна носить репродуктивный, исследовательский и поисковый характер. Работа, носящая репродуктивный характер, предполагает, что в процессе работы студенты пользуются методическими материалами и пособиями, в которых указывается последовательность изучения материала, обращается внимание на особенности изучения отдельных тем и разделов.

Самостоятельная работа, носящая исследовательский и поисковый характер, нацеливает студентов на самостоятельный выбор способов выполнения работы, на развитие у них навыков творческого мышления, инновационных методов решения поставленных задач.
План самостоятельной работы по курсу «Теория функций комплексного переменного»


  1. Понятие аналитической функции действительного переменного. Переход к комплексной переменной. Предмет теории аналитических функций и роль её в математике и приложениях. (2б, Введение).

  2. Комплексные числа, действия над ними. Их геометрическое изображение на плоскости и сфере. Бесконечно удаленная точка. (1б,гл.1, §1,2).

  3. Множества точек на плоскости: открытые, замкнутые, связные. Путь, кривая, область, граница области. Теория пределов: сходящиеся последовательности и ряды комплексных чисел. (1б, гл.1, §1,2,3,4).

  4. Функции комплексной переменной. Предел. Непрерывность, равномерная непрерывность. (1б,гл.2, §1;2б,гл.2, §1-4).

  5. Понятие производной и дифференциала. Необходимое и достаточное условие существования производной.( 1б,гл.2, §1,4;2б,гл.2, §5-7).

  6. Аналитическая функция. Её вещественная и мнимая части как сопряжённые гармонические функции.(2б, гл.2, §13,14;1б,гл.2, §4,5).

  7. Геометрический смысл модуля и аргумента производной.(2б,гл.2, §8-11).

  8. Элементарные функции. Свойства дробно – линейного отображения. (1б,гл.3, §1;2б,гл.3, §4-9).

  9. Приложение аналитических функций к решению прикладных задач. (1б, гл.3, §3;2б,гл.3, §13,10-21).

  10. Связь интеграла от функции комплексного переменного с криволинейными интегралами.(2б,гл.5, §1-3).

  11. Выражение интеграла через первообразную. (1б,гл.4, §2; 2б,гл.5, §4-10).

  12. Интегральная формула Коши и её следствия. Принцип максимума модуля. Интеграл типа Коши. (1б,гл.4, §3;гл.5, §2).

  13. Теорема Мореры (1б,гл.4, §3).

  14. Ряды с комплексными членами. Ряды аналитических функций. (1б,гл.5, §2).

  15. Характер поведения функции в окрестности изолированной особой точки. Связь между нулём и полюсом.(1б,гл.6, §1,2;2б,гл.7, §3,4,6).

  16. Вычисление вычетов. Примеры применения вычетов.(1б,гл.6, §2; гл.7, §2).


Возможные темы рефератов:

• Конформные отображения;

• Интегральные теоремы Коши;

• Аналитические функции и их свойства;

• Ряды Лорана;

• Вычеты как способ вычисления несобственных интегралов.


Текущая успеваемость обучающихся контролируется с помощью проверки домашних работ. Формой промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины по данному курсу является экзамен, который проводится в форме беседы с преподавателем и сопровождается решением практических задач. На прохождение аттестации студенту отводится 30 минут.

Работа студента на практических занятиях оценивается преподавателем, ведущим эти занятия. Экзаменационная оценка выставляется по итогам практических занятий и по итогам собеседования с экзаменатором.

При этом оценка «отлично» выставляется в случае полного развёрнутого ответа по заданным вопросам, если ответы содержат элементы творческого осмысления изученного материала. Оценка «хорошо» ставится в случае, если студент уверенно владеет излагаемым материалом, но испытывает определённые трудности в применении знаний при решении конкретных, не рассматриваемых на практических занятиях, задач. Оценка «удовлетворительно» выставляется в случае формального владения студентом излагаемым материалом. При этом основные понятия, категории и определения дисциплины студент обязан уверенно знать. В остальных случаях ставится оценка « неудовлетворительно».
КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ

1. Комплексные числа и операции над ними.

2. Предел и непрерывность функций комплексного переменного.

3. Дифференцируемость функции комплексного переменного. Необходимое и достаточное условия дифференцируемости, условия Коши – Римана.

4. Геометрический смысл аргумента и модуля производной.

5. Элементарные функции и их свойства.

6. Понятие конформного отображения.

7. Дробно – линейная функция.

8. Степенная функция.

9. Функция Жуковского.

10. Показательная функция.

11. Интеграл от функции комплексного переменного.

12. Интегральная теорема Коши.

13. Интегральная формула Коши.

14. Теорема об аналитичности суммы степенного ряда.

15. Бесконечная дифференцируемость аналитической функции.

16. Теорема Лиувилля.

17. Теорема единственности аналитической функции.

18. Ряд Лорана и его область сходимости.

19. Классификация изолированных особых точек.

20. Вычет в конечной изолированной особой точке.

21. Способы вычисления вычетов.

22. Основная теорема о вычетах.

23. Логарифмический вычет.

24. Принцип аргумента.

25. Теорема Руше.

26. Основная теорема алгебры.

7. Учебно – методическое и информационное обеспечение дисциплины
а) основная литература

1. Шабат Б.В. Введение в комплексный анализ. – М.:Наука,2004, 577с.

2. Малышева Н.Б., Розедорн Э. Р. Функции комплексного переменного. – М.: Физматлит, 2010, 168 с.

3. Шабунин М.И., Половинкин Е.С., Карлов М.И. Сборник задач по теории функций комплексного переменного. – М.: Бином, 2009, 368 с.

4. Волковыский Л.И., Лунц Г.Л., Арамович И.Г. Сборник задач по теории функций комплексного переменного. М.: Наука, 2004.
б) дополнительная литература

1. Привалов И.И. Введение в теорию функций комплексного переменного. – М.:Наука, 1977.

2. Маркушевич А.И. Краткий курс теории аналитических функций. – М.:Наука,1978.
8. Материально – техническое обеспечение дисциплины

К материально – техническому обеспечению дисциплины относятся:

1. Учебные пособия;

2. Компьютерные демонстрации;

3. Компьютерное оборудование с лицензионным или свободно распространяемым программным обеспечением.
Программа составлена в соответствии с требованиями ОС ВПО по направлению Физика живых систем и ООП по профилям подготовки Биофизика и Медицинская фотоника.
Автор:

к.ф.-м. н., доцент кафедры

математического анализа В.Г. Тимофеев


Программа одобрена на заседании кафедры математического анализа


от ____________2011 года, протокол № _____.

Подписи:


Зав. кафедрой Д.В. Прохоров

Декан механико-математического факультета


(факультет, где разработана программа) А.М. Захаров

Декан физического факультета


(факультет, где реализуется программа) В.М. Аникин



Каталог: sites -> default -> files
files -> Водных объектов в зоне влияния свалок
files -> Информация о подготовке ко Дню правовой помощи
files -> Нормы морфологии и синтаксиси трудные случаи морфологии
files -> Большой зал Детской филармонии Общее количество мест – 500 (+ 4 для людей с офв) На сцене рояль –
files -> Печатная Сб Научно-методическая конференция «Вопросы совершенствования предметных методик в условиях информатизации образования» Славянск на Кубани 2011 0,3


Поделитесь с Вашими друзьями:


База данных защищена авторским правом ©grazit.ru 2019
обратиться к администрации

войти | регистрация
    Главная страница


загрузить материал