Рабочая программа дисциплины Теория языка для образовательной программы «Фундаментальная и прикладная лингвистика»



Скачать 213,55 Kb.
Дата18.10.2016
Размер213,55 Kb.
ТипРабочая программа
Нижегородский филиал

федерального государственного автономного образовательного высшего профессионального образования
Национальный исследовательский университет
"Высшая школа экономики"

Факультет гуманитарных наук

Кафедра прикладной лингвистики и межкультурной коммуникации




Рабочая программа дисциплины




Теория языка
для образовательной программы «Фундаментальная и прикладная лингвистика»

направления подготовки 45.03.03 «Фундаментальная и прикладная лингвистика»

подготовки бакалавра

1 курс


Разработчики программы:

Бухаров В.М., профессор, д-р филол. н., vbuharov@hse.ru


Бочкарев А.Е., профессор, д-р филол. н., abotchkarev@hse.ru

Одобрена на заседании кафедры прикладной лингвистики и межкультурной коммуникации

«___»____________ 2015 г

Зав. кафедрой докт. филол. наук, профессор В.Г. Зусман ________________


Рекомендована Академическим советом образовательной программы

«___»____________ 2015 г, протокол №____


Утверждена «___»_____________2015 г.

Академический руководитель образовательной программы

А.Ю. Малафеев _________________

Нижний Новгород, 2015


Настоящая программа не может быть использована другими подразделениями университета и другими вузами без разрешения кафедры-разработчика программы.

1. Область применения и нормативные ссылки

Настоящая программа учебной дисциплины устанавливает требования к знаниям и умениям студента и определяет содержание и виды учебных занятий и отчетности.

Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направления 45.03.03 «Фундаментальная и прикладная лингвистика» подготовки бакалавра

Программа разработана в соответствии со следующими нормативными документами:



  • Образовательный стандарт федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего профессионального образования национального исследовательского университета «Высшая школа экономики» по направлению подготовки 45.03.03 «Фундаментальная и прикладная лингвистика».

  • Образовательная программой «Фундаментальная и прикладная лингвистика» направления подготовки 45.03.03 «Фундаментальная и прикладная лингвистика».

  • Учебный план университета по направлению 45.03.03 «Фундаментальная и прикладная лингвистика», утвержденный в 2015 г.



2. Цели освоения дисциплины

Целями освоения дисциплины являются:

– формирование у студентов основных понятий о языке, его структуре и функциях;

– ознакомление студентов с основными теориями, концепциями и подходами к изучению языка, а также методами и принципами исследования;

– развитие у студентов навыков использования понятийного аппарата лингвистики в сопредельных областях гуманитарного знания.


3. Компетенции, формируемые в результате освоения дисциплины

В результате освоения дисциплины студент должен:

• знать фонетическую и фонологическую систему русского языка, основные фонетические законы и закономерности, действующие в языке;

• уметь анализировать звучащую речь, воспроизводить её в фонетической транскрипции;

• иметь навыки распознавания и анализа фонетических явлений и иметь представление о методах компьютерного анализа устной речи;

• иметь представление о лексическом составе языка;

• знать основные виды лексического значения;

• уметь использовать понятийный аппарат лексикологии в смежных областях гуманитарного знания.


В результате освоения дисциплины студент осваивает следующие компетенции:


Код компетенции

по порядку



Код компетенции по ЕК


Формулировка

компетенции



Дескрипторы –

основные признаки освоения (показатели достижения результата)



Формы и методы обучения,

способствующие

формированию и развитию

компетенции



УК-1

СК-Б1

Способен учиться, приобретать новые знания, умения, в том числе в области, отличной от профессиональной

Ориентируется в теоретическом материале, применяет полученные знания в практической деятельности


Лекционные и семинарские занятия

УК-5

СК-Б6


Способен работать с информацией: находить, оценивать и использовать информацию из различных источников, необходимую для решения научных и профессиональных задач (в том числе на основе системного подхода)

Способен к обобщению, анализу, восприятию информации. Умеет сопоставить информацию из разных предметных областей

Лекционные и семинарские занятия

ПК-1

ИК-Б1.1-1.3НИД_ПЕД_ПД_ЭД_АД_ОУД_РД_ПрД/ИК-Б2.1-2.3_2.6(ФЛ)

Способен использовать основные понятия и категории современной лингвистики в своей профессиональной деятельности

Применяет теоретические знания для решения конкретных задач. Умеет использовать понятийный аппарат фонетики, фонологии и лексикологии в смежных областях гуманитарного знания

Лекционные и семинарские занятия, самостоятельное чтение, самостоятельные работы (эссе, рефераты, домашние задания)

ПК-3

ИК-Б3

Способен создавать и редактировать тексты профессионального назначения, в том числе квалификационные работы, тезисы, презентации, научные статьи

Имеет навыки распознавания и анализа фонетических явлений. Умеет анализировать звучащую речь с использованием методов компьютерного анализа устной речи.

Семинары, работа в группах, проекты, презентации

ПК-7

ИК-Б1.1НИД_ПД (ФЛ)


Способен спланировать и провести лингвистический эксперимент, описать его результаты и сформулировать выводы


Владеет методикой фонологического и лексико-семантического анализа языковых произведений с учетом языковых и экстралингвистических

факторов.



Лекционные и семинарские занятия по соответствующей тематике

ПК-8

ИК-Б1.1НИД (ФЛ)


Способен дать описание и провести формальную репрезентацию денотативной, концептуальной, коммуникативной и прагматической информации, содержащейся в тексте на естественном языке

Проводит различие между различными видами информации, системным и актуальным значением, значением и употреблением

Лекционные и семинарские занятия по соответствующей тематике

ПК-15

ИК-Б1.1ЭД_АД (ФЛ)

Способен оценить соответствие лингвистического объекта кодифицированным нормам современного русского языка

Проводит различие между системой, нормой и узусом.

Знает фонетическую и фонологическую систему русского языка, основные фонетические законы и закономерности, действующие в языке.



Лекционные и семинарские занятия по соответствующей тематике

ПК-19

СЛК–Б2


Способен осознавать и учитывать социокультурные различия в профессиональной деятельности


Осознает значимость универсальных и специфически национальных черт в культуре и языке. Знает основные виды лексического значения

Лекционные и семинарские занятия по соответствующей тематике


4. Место дисциплины в структуре образовательной программы

Настоящая дисциплина относится к базовой части дисциплин профессионального цикла (Major) и блоку дисциплин, обеспечивающих подготовку бакалавра. Изучается на 1-4 курсах. Основные положения дисциплины могут быть использованы при изучении следующих дисциплин:

•Теория языка (морфология, синтаксис, семантика, дискурс),

• Семантика и корпусные методы исследования

• Социолингвистика,

• Анализ и синтез речи,

• НИС «Экспериментально-фонетические компьютерные исследования речи».


5. Тематический план учебной дисциплины

Трудоемкость дисциплины – 4 единицы




№ п /п

Наименование

разделов и тем

(фонетика)


Аудиторные

Самостоя-тельная

работа


Всего часов

лекции

Семинары, практические занятия

всего

1.

Природа языка и принципы его описания. История фонетики

2

4

6

10

16

2.

Основы речепроизводства: физиологическая и акустическая природа звуков

2

4

6

10

16

3.

Из истории фонологии и фонологических школ и направлений.

2

6

8

12

20

4.

Позиционные чередования гласных в русском языке

2

2

4

10

14

5.

Позиционные чередования согласных в русском языке

2

2

4

10

14

6.

Суперсегментные единицы. Интонация и просодика.

2

6

8

10

18




Итого по 1-ой части:

12

24

36

62

98



№ п /п

Наименование

разделов и тем

(лексика)


Аудиторные

Самостоя-тельная

работа


Всего часов

лекции

Семинары, практические занятия

всего

7

Лексика как система

2

2

4

6

10

8

Структура и виды лексического значения

2

2

4

6

10

9

Вариантные отношения в лексике. Моносемия, полисемия, омонимия. Изменение значения слов: расширение, сужение, смещение ‒ перенос.




2

2

6

8

10

Лексические единицы в синтагматике и парадигматике

2

2

4

6

10

11

Лексика в социально-функциональном аспекте. Активная и пассивная лексика. Архаизмы и историзмы. Неологизмы. Просторечие. Жаргонизмы.




2

2

6

8

12

Фразеология




2

2

6

8




Итого по 2 - ой части:

6

12

18

36

54




Итого по дисциплине

18

36

54

98

152





6. Формы контроля знаний студентов





Тип контроля

Форма контроля




Параметры

1

2

3

4

Текущий

(неделя)



контрольная работа







*




письменная работа (40 минут)

домашняя работая




*

*

*

презентация PowerPoint к изучаемым темам по разделу «фонетика»: Устройство речевого аппарата, Классификации звуковых типов русского языка, по разделу «лексикология»: Виды значения, Фразеология...

Промежуточный

экзамен








*




письменная работа (80 минут)

Итоговый

экзамен











*

устный ответ (по теоретическим вопросам)

6.1. Критерии оценки знаний, навыков



Текущая работа студентов оценивается по результатам следующих видов работы и контрольных мероприятий:

• Степень участия в подготовке группового проекта для семинарского занятия и его презентации, вовлечение студентов в обсуждение материала доклада; подготовка и проведение текущих тестов по материалам семинара (до 2-х баллов);

• Качество презентации, владение материалом, участие в дискуссии; степень проработки рекомендованной литературы (до 4-х баллов);

• Написание отчета о семинарском занятии (до 2-х баллов);

• Выполнение домашнего задания (до 1 балла);

• Написание контрольной работы (до 1 балла).

Все виды работы оцениваются по 10-бальной.

Итоговый контроль осуществляется в виде экзамена, на котором проверяется степень владения материалом. Оценка итогового контроля выставляется по 10-бальной системе.

Критериями оценивания освоения дисциплины являются: активность студентов на семинарских занятиях, качество выполнения аудиторных контрольных работ, домашнего задания в виде презентации реферируемой научной публикации.

Оценки по всем формам контроля выставляются по 10-ти балльной шкале.
Содержание самостоятельной работы – изучение учебных материалов, учебников, научных статей и монографий, в том числе из списка рекомендуемой дополнительной литературы. Оценка самостоятельной работы студентов формируется по результатам участия в дискуссии на занятиях и на основе тестов.

Самостоятельная работа студентов осуществляется в соответствии с «Методическими рекомендациями по организации самостоятельной работы студентов НИУ ВШЭ – Нижний Новгород», утвержденными УМС от 30.04.2014, протокол № 4».


Домашняя работа предполагает подготовку презентации изучаемой проблемы (по материалам научной публикации, статьи или монографии). Кроме соответствия оговоренному объему (10–15 мин.), презентация должна быть логично структурирована, содержать богатый иллюстративный материал, сопровождаться развернутым аналитическим комментарием и оценкой результатов исследования.

Оценка домашней работы осуществляется на основе следующих критериев:

• 10 баллов – презентация соответствует оговоренному объему, хорошо структурирована, все ключевые идеи реферируемой научной статьи или монографии излагаются логично на хорошо подобранном иллюстративном материале, с развернутым комментарием и оценкой результатов исследования;

• 8–9 баллов – презентация соответствует оговоренному объему, логично структурирована, но недостаточно обоснована собственная оценка результатов исследования;

• 6–7 баллов – презентация соответствует оговоренному объему, в целом логична, но охватывает лишь часть содержания реферируемой научной статьи или монографии, собственная позиция в оценке текста научно не обоснована;

• 4–5 баллов – презентация соответствует оговоренному объему, научная статья или монография излагается в целом без искажения, но с большими лакунами и без должных выводов по результатам исследования;

• 2–3 балла – презентация не соответствует или чрезмерно превышает требуемый объем; оценка реферируемой монографии субъективна и не подкрепляется научными фактами;

• 1 балл – презентация не соответствует предъявляемым требованиям.


Устный (письменный) экзамен оценивается на основе следующих критериев:
• 10 баллов – полное изложение учебного материала в рамках экзаменационного теоретического вопроса, свободное владение материалом по всем темам, привлечение дополнительной литературы при ответе на вопросы, в том числе на иностранных языках; развернутое решение практического задания на богатом иллюстративном материале;

• 9 баллов – полное изложение учебного материала в рамках экзаменационного теоретического вопроса, свободное владение материалом по всем темам, привлечение дополнительной литературы при ответе на вопросы экзаменатора; развернутое решение практического задания на богатом иллюстративном материале;

• 8 баллов – полное изложение учебного материала в рамках экзаменационного теоретического вопроса, свободное владение материалом по всем темам; развернутое решение практического задания на богатом иллюстративном материале;

• 7 баллов – полное изложение учебного материала в рамках экзаменационного теоретического вопроса, владение учебным материалом без существенных пробелов; корректное решение практического задания на достаточном иллюстративном материале;

• 6 баллов – изложение учебного материала в рамках экзаменационного теоретического вопроса, ответы на дополнительные вопросы сугубо в рамках исходного проблемного поля (заданного экзаменационным билетом); корректное решение практического задания на достаточном иллюстративном материале;

• 5 баллов – схематичное изложение учебного материала в рамках экзаменационного теоретического вопроса; поспешное решение практического задания без достаточного иллюстративного материала;

• 4 балла – поверхностное изложение учебного материала по экзаменационному теоретическому вопросу; плохо решенное практическое задание;

• 3 балла – схематичные и обрывочные знания экзаменационного теоретического вопроса, значительные пробелы в знаниях по дисциплине; нерешенное практическое задание;

• 1–2 балла – отказ от ответа на экзаменационный вопрос.
6.2. Порядок формирования оценки по дисциплине
Оценка по дисциплине формируется в соответствии с Положением об организации промежуточной аттестации и текущего контроля успеваемости студентов Национального исследовательского университета «Высшая школа экономики» от 2014 г.

Преподаватель оценивает активность и качество работы на семинаре, посещаемость, домашнюю подготовку к аудиторным занятиям, самостоятельную работу по подготовке к семинару, презентацию реферируемой научной публикации и качество изложения экзаменационной проблемы.

Оценка по разделу «фонетика» формируется по следующей формуле:
О итоговая = 0,4· О экз. + 0,6· О накопленная

О накопленная = 0,3· О текущая + 0,3·О сам. работа + 0,4·О аудиторная

О текущая  =   0,4·О к/р  + 0,6·О др
Способ округления оценки арифметический.
Оценка по разделу «лексика» формируется по следующей формуле:
О итоговая = 0,4· О экз. + 0,6· О накопленная

О накопленная = 0,6·О др+ 0,4·О аудиторная
Способ округления результирующей оценки арифметический.

В диплом выставляется среднеарифметическая оценка за четыре года изучения дисциплины.


7. Содержание дисциплины



Тема 1. Природа языка и принципы его описания. История фонетики.

Язык и речь. Концепции Ф. де Соссюра и Бодуэна де Куртенэ. Система языка и вариативность реализации. Основные понятия фонетики и фонологии: звук речи, звуковой тип, фонема. История фонетики.


Тема 2. Основы речепроизводства: физиологическая и акустическая природа звуков

Звуковой компонент процесса коммуникации. Звуковые коды. Речепроизводство и перцепция. Устройство речевого аппарата, принципы классификации гласных и согласных звуков. Акустическая структура звуков и методы их исследования. Программа PRAAT.


Тема 3. Из истории фонологии и фонологических школ и направлений.

Фонология в России: от Бодуэна до современных фонологических школ. Основы фонологии Н.С. Трубецкого. Якобсон, Фант, Халле: акустические дистинктивные признаки. Фонема в дескриптивной лингвистике.


Темы 4 - 5. Позиционные чередования гласных и согласных в русском языке.

Типы чередования. Позиционное варьирование звуков речи: правила и процессы. Нейтрализация фонологических оппозиций. Виды ассимиляции. Фонетическая и фонологическая транскрипция. Система IPA.


Тема 6. Суперсегментные единицы. Интонация и просодика.

Понятие суперсегментного уровня. Интонация, компоненты и функции. Просодия и просодика. Просодическое оформление различных типов дискурса. Речеведение: основные понятия и методы исследования.


Тема 7. Лексика как система.

Системный характер лексики. Структура вокабуляра. Критерии системной организации. Тезаурусная обработка и презентация лексического значения.


Тема 8. Структура и виды лексического значения: референтное/денотативное значение, сигнификативное, коннотативное значение. Смысл и значение (Фреге).
Тема 9. Вариантные отношения в лексике.

Об асимметрии языкового знака. Моносемия, полисемия, омонимия. Изменение значения слов: расширение ‒ сужение ‒ смещение ‒ перенос. Понятие многозначности (полисемии). Регулярная и окказиональная многозначность. Лексико-семантические варианты. Проблема общего значения.


Тема 10. Лексические единицы в синтагматике и парадигматике.

Правила сочетаемостных ограничений. Семантические классы. Лексические поля. Ассоциативно-вербальные сети.


Тема 11. Лексика в социально-функциональном аспекте. 

Активная и пассивная лексика. Архаизмы и историзмы. Неологизмы, их разновидности и причины появления. Диалектная лексика. Просторечие. Жаргонизмы.
Тема 12. Фразеология.

Типология фразеологических единиц. Фразеологические обороты с точки зрения происхождения. Стилистическое использование фразеологизмов.

8. Образовательные технологии

Рекомендуемые образовательные технологии включают лекции, семинарские занятия, самостоятельную работу студентов (конспектирование литературы, выполнение практических домашних заданий, подготовку групповых проектов с электронными презентациями). В основе семинарских занятий должны быть интерактивные формы работы (до 50% времени аудиторных занятий).



8.1. Методические рекомендации преподавателю

При реализации семинарских занятий следует использовать материалы из научной литературе по соответствующим темам, отведя учебникам роль справочного материала. Это могут быть актуальные статьи из научных журналов, фрагменты монографий, ресурсы интернета. Рекомендуется формулировать обзорные вопросы после каждой лекции и проводить на их основе мини-тесты на следующей лекции. При проведении семинарских занятий следует привлекать студентов к подготовке таких заданий.



8.2 Методические указания студентам

Современные образовательные технологии, использующиеся в рамках данной учебной дисциплины, предъявляют особые требования к самостоятельной работе. Для успешного освоения курса требуются сформированные навыки работы с научной литературой.

При подготовке выступления необходимо обратить особое внимание на современную периодику (научные журналы), в том числе на иностранных языках. В презентации необходимо соблюдать научный стиль изложения с опорой на современные научные подходы, концепции и теории.

Самостоятельная работа студентов осуществляется в соответствии с «Методическими рекомендациями по организации самостоятельной работы студентов НИУ ВШЭ – Нижний Новгород», утвержденными УМС от 30.04.2014, протокол № 4.



9. Оценочные средства для текущего контроля и аттестации студента





    1. Типовые оценочные задания для текущего контроля


Примерная домашняя работа по фонетике
• Подготовить схему речевого аппарата;

• Разместить на схеме речевого аппарата транскрипционные знаки русских звуков;

• Подготовить матрицу идентификации фонем русского языка.
Примерная домашняя работа по лексикологии
• Асимметрии языкового знака

• Ассоциативно-вербальные сети

• Внутренняя форма языка

• Просторечная лексика

• Лексическая солидарность
Примерные задания к контрольной работе (фонетика)
• Записать текст в фонетической транскрипции, выполнить интонационную разметку фразы.

• Записать фонетическую (IPA) и фонологическую транскрипцию 2 – 3 слов.

• Задания на слогоделение. Определить типы слогов и редукции.
Примерные задания к контрольной работе (лексика)
• Дать определение основным изучаемым понятиям: референт, денотат, сигнификат, полисемия, внутренняя форма слова, архаизм, неологизм…

Установить внутреннюю форму слова.

Установить социально кодифицированные коннотации.

• Построить ассоциативно-вербальные сети.

• Пояснить регулярную и окказиональную многозначность лексической единицы.

Установить лексико-семантические варианты в контрольном тексте.



9.2. Вопросы для оценки качества освоения дисциплины (фонетика)

1. Фонетика как наука. Фонетика: предмет, задачи, основные аспекты и виды фонетических описаний.

2. Речевой аппарат, его устройство и функции частей.

3. Транскрипция - назначение, основные принципы и виды.

4. Гласные и согласные звуки. Артикуляционная классификация гласных.

5. Артикуляционная классификация согласных звуков.

6. Акустические свойства звуков.

7. Основы спектрального анализа речи.

8. Слог. Различные теории слога. Слогораздел. Типы слогов.

9. Русское словесное ударение.

10. Интонация. Понятие об интонационной конструкции.

11. Компьютерная интонография.

12. Понятие о синтагме. Функции синтагматического членения.

13. Задачи фонологии. Фонема и звук. Функции фонемы.

14. Понятие оппозиции. Фонологические оппозиции и ДП.

15. Теория акустических оппозиций.

16. Постоянные и переменные признаки звуковых единиц. Реализация фонем в речи. Аллофоны как представители фонемы.

17. Дифференциальные и избыточные признаки фонем. Сильные и слабые позиции фонем.

18. Противопоставления фонем. Понятие о корреляции. Нейтрализация фонем.

19. Концепции основных фонологических школ.

20. Позиционная мена и позиционные изменения в области гласных звуков.

21. Позиционная мена и позиционные изменения в области согласных звуков.

22. Состав гласных фонем современного русского языка. Вопрос о фонематической самостоятельности [ы].

23. Сильные и слабые гласные фонемы современного русского языка.

24. Состав согласных фонем современного русского языка. Вопрос о фонематической самостоятельности мягких заднеязычных согласных. Вопрос о долгих шипящих.

25. Графика. Состав современного русского алфавита. Соотношение букв и звуков.

26. Слоговой принцип русской графики и отступления от него.

27. Орфография, её разделы. Орфограмма.

28. Принципы орфографии. Основной принцип русской орфографии. Дифференцирующие написания.

29. Основные изменения в истории русской графики и орфографии.

30. Орфоэпия. Значение орфоэпических норм. Варианты литературных произносительных норм русского языка.

31. Нормы русского литературного произношения гласных и согласных звуков.

32. Произношение отдельных грамматических форм. Особенности произношения заимствованных слов.

33. Русское литературное произношение в его историческом развитии.



9.2. Вопросы для оценки качества освоения дисциплины (лексика)

1. Лексика как система.

2. Семантическая триада: слово – понятие – вещь. Виды значения: денотативное (референтное) – сигнификативное – коннотативное.

3. Номинация. Виды номинация.

4. Референция. Виды референции.

5. Изменение значения слов: расширение, сужение, смещение, перенос.

6. Асимметрия языкового знака. Моносемия, полисемия, омонимия.

7. Лексические единицы в синтагматике. Правила сочетаемостных ограничений.

8. Лексические единицы в парадигматике. Семантические классы. Лексические поля. Ассоциативно-вербальные сети.

9. Синонимия, антонимия, деривация.

10. Лексика в социально-функциональном аспекте. Активная и пассивная лексика. Архаизмы и историзмы. Неологизмы, их разновидности и причины появления. Диалектизмы.

11. Фразеология. Типология фразеологических единиц.



12. Понятие о внутренней форме слова (Потебня).


10. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины


Часть I. Фонетика




10.1. Основная литература



Буланин Л.Л. Фонетика современного русского языка. – М., 2011

Ганиев Ж.Ж. Современный русский язык: Фонетика, графика, орфография, орфоэпия. – М., 2012



Князев С.В., Пожарицкая С.К. Современный русский литературный язык: фонетика, графика, орфография, орфоэпия. / 2 изд.– М., 2012

Панов М.В. Современный русский язык. Фонетика. – М., 2009

10.2. Дополнительная литература



Бондарко, Л.В. Звуковой строй современного русского языка. М., 1977. – С. 21-28, 78-87.

Гордина, М.В. История фонетических исследований. Автореф. дисс. ... докт. Филол. наук. СПб, 2003 //

http://cheloveknauka.com/istoriya-foneticheskih-issledovaniy



Кузнецов, В.Б. Эффекты коартикуляции при переходе от гласного к мягкому согласному в русской речи // Проблемы фонетики II. М.: РАН, 1995. – С. 84-99

Потапова, Р.К.; Потапов, В.В. Речевая коммуникация: От звука к высказыванию. М.: ЯСК, 2012. – С. 19-41 (Глава 1: 1.1-1.2)

Реформатский, А.А. Из истории отечественной фонологии. С. 34-74.

Реформатский, А.А. Компрессивно-аллегровая речь (в связи с ситуацией говорения) // Звуковой строй языка. М.: Наука, 1979. – 244-252.

Соссюр, Ф. де. Курс общей лингвистики // Ф. де Соссюр. Труды по языкознанию. – Часть 1, главы I, II, III. М.: Прогресс, 1977. – С. 98-132

Трубецкой, Н.С. Основы фонологии. М.: любое издание. Введение: 1. Фонология и фонетика. – С. 7-22.

Фант, Г. Акустическая теория речеобразования. Глава 14: Замечания об акустической природе дифференциальных признаков. М.: Наука, 1964. С. 206-216.


10. Учебно-методическое обеспечение дисциплины



Часть II. Лексикология
10.1. Основная литература
Калинин А. В. Лексика русского языка. М.: Флинта, 2013.

file:///C:/Users/Home/Downloads/_%D0%9B%D0%B5%D0%BA%D1%81%D0%B8%D0%BA%D0%B0_%D1%80%D1%83%D1%81%D1%81%D0%BA%D0%BE%D0%B3%D0%BE_%D1%8F%D0%B7%D1%8B%D0%BA%D0%B0.pdf


10.1. Дополнительная литература
Апресян Ю. Д. Лексическая семантика // Избранные труды. М.: Языки русской культуры, Издательская фирма «Восточная литература», 1995. Т. 1.

Арутюнова Н. Д. Типы языковых значений: Оценка. Событие. Факт. М.: Наука, 1988.

Бочкарев А.Е. Семантика. Основной лексикон. Нижний Новгород: Деком, 2014.

Виноградов В. В. Избранные труды. Лексикология и лексикография. М., 1977.

Зализняк Анна А. Многозначность в языке и способы ее представления. М.: Языки славянских культур, 2006.

Крысин Л.П. Современный русский язык. Лексическая семантика. Лексикология. Фразеология. Лексикография. М.: Академия, 2009.

http://academia-media.kz/ftp_share/_books/fragments/fragment_20874.pdf



Кунин А.В. Фразеология современного английского языка: М: Международные отношения. 1972. http://www.twirpx.com/file/443880/

Льюис К. И. Виды значения // Семиотика. М.: Радуга, 1983. С. 211–224.

Падучева Е. В. Динамические модели в семантике лексики. М.: Языки славянской культуры, 2004.

Телия В. Н. Коннотативный аспект семантики номинативных единиц. М.: Наука, 1986.

Шмелев Д. Н. Проблемы семантического анализа лексики. М.: Наука, 1973.

Филлмор Ч. Дж. Основные проблемы лексической семантики // Новое в зарубежной лингвистике. Вып. XII: Прикладная лингвистика. М.: Радуга, 1983. С. 74‒122;

Уфимцева А. А. Лексическое значение. Принцип семиологического описания лексики. М.: Наука, 1986.

11. Материально-техническое обеспечение дисциплины
Для лекций и семинаров используются мультимедийные технологии, компьютерные программы PRAAT и ELAN.

Разработчики программы В.М. Бухаров



А.Е. Бочкарев
Каталог: data -> 2016
2016 -> 1. Область применения и нормативные ссылки
2016 -> Карьерная карта – Факультета Мировой Экономики и Мировой Политики Направление мировая экономика Сферы профессиональной деятельности выпускников
2016 -> Проектирование автоматизированных систем
2016 -> "Социокультурные и философские аспекты билингвизма" по специальности 09. 00. 11 социальная философия и получила ученое звание профессора по кафедре английского языка
2016 -> 1. Основные положения 3 Актуальность 3
2016 -> Образовательная
2016 -> Билеты дифференцированного зачета за 2 курс
2016 -> Рабочая программа дисциплины Социальная и экономическая социология для направления 39. 03. 01 "Социология" подготовки бакалавра


Поделитесь с Вашими друзьями:


База данных защищена авторским правом ©grazit.ru 2019
обратиться к администрации

войти | регистрация
    Главная страница


загрузить материал