Рабочая программа дисциплины Управление инновационными проектами Направление подготовки 080200. 68 «Менеджмент»



Скачать 196,09 Kb.
Дата17.10.2016
Размер196,09 Kb.
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ

РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования

«Московский государственный машиностроительный университет (МАМИ)»

УТВЕРЖДАЮ

Проректор по учебной работе

_________________________/С.А.Зайцев/

«_____» _______________________2012 г.



Рабочая программа дисциплины

Управление инновационными проектами

Направление подготовки



080200.68 «Менеджмент»

Профиль «Управление инновационными проектами»

Квалификация (степень) выпускника



магистр

Форма обучения



очная

Москва 2012

1. Цели освоения дисциплины.

Целью освоения дисциплины «Управление инновационными проектами» является подготовка студентов к решению профессиональных задач в области проектного управления, в том числе инновационных, входящей в компетенции магистра менеджмента.



2. Место дисциплины в структуре ООП

Дисциплина «Управление инновационными проектами» относится к вариативной части, курсам и дисциплинам по выбору студента Профессионального цикла. Является основной дисциплиной профиля Управление инновационными проектами, и позволяет связать в единую цепочку все полученные студентами знания в области инноваций и проектного управления. Для успешного освоения данной дисциплины студенты должны иметь базовые знания курса бакалавриата по направлению «Менеджмент», методов принятий управленческих решений, маркетинга, инновационного менеджмента, экономики, методов исследований в менеджменте, стратегического анализа, финансового менеджмента.



3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины «Управление инновационными проектами»

Способность к изменению профиля своей профессиональной деятельности (ОК- 2);

способность самостоятельно приобретать и использовать новые знания и умения (ОК- 3);

способность принимать организационно-управленческие решения и оценивать их последствия (ОК-4);

обладание навыками публичных деловых и научных коммуникаций (ОК-6);

способность управлять организациями, подразделениями, группами (командами) сотрудников, проектами и сетями (ПК-1);

способность разрабатывать корпоративную стратегию (ПК-2);

умение использовать современные методы управления корпоративными финансами для решения стратегических задач (ПК-3);

способность разрабатывать программы организационного развития и изменений и обеспечивать их реализацию (ПК-4);

способность использовать количественные и качественные методы для проведения научных исследований и управления бизнес-процессами (ПК-5)

владение методами экономического анализа поведения экономических агентов и рынков в глобальной среде (ПК-6)

владение методами стратегического анализа (ПК-7)

способность готовить аналитические материалы для управления бизнес-процессами и оценки их эффективности (ПК-8)

способность обобщать и критически оценивать результаты, полученные отечественными и зарубежными исследователями; выявлять и формулировать актуальные научные проблемы (ПК-9);

способность проводить самостоятельные исследования в соответствии с разработанной программой (ПК-11);

способность представлять результаты проведенного исследования в виде научного отчета, статьи или доклада (ПК-12).

В результате освоения дисциплины обучающийся должен:

Знать: этапы управления инновационными проектами их особенности, виды рисков и методы их минимизации, способы инвестирования инновационной деятельности, информационные технологии применяемые при управлении проектами, методы оценки рентабельности проекта.

Уметь: разрабатывать планы реализации проекта, в том числе бизнес-план, оценивать риски проекта, формировать рыночную стратегию; разрабатывать ценовую политики; формировать спрос и стимулировать сбыт и т.д.

Владеть навыками ведения дискуссии, формирования проектных групп, проведения исследований, подготовки отчета, календарного и сетевого планирования, бюджетирования

Демонстрировать способность и готовность к практической деятельности, ориентированной на инновационное развитие и т.д.

4. Структура и содержание дисциплины

Общая трудоемкость дисциплины составляет 4 зачетных единицы (144 часа), из них 36 часов аудиторных занятий (12 лекций, 24 семинара) 108 часов самостоятельной работы. Содержание дисциплины и календарный план представлены в приложении 1.

Содержание разделов дисциплины.

Тема 1. Нововведения как объект инновационного управления.

Экономические условия формирования восприимчивости к нововведениям. Инновационный потенциал. Инновационная активность. Инновационный процесс как динамичная система. Схемы инновационного процесса. Виды инноваций и их классификация. Три группы нововведения: продуктовые; технологические; организационно-управленческие. Управление процессами создания новых знаний. Управление освоением новшеств.



Тема 2. Инновационный проект и его структура

Программный метод управления. Области эффективного приложения проектного менеджмента. Типы проектов. Жизненный цикл проекта. Комплекс работ по внедрению технологии управления проектом в организации. Функции менеджера проекта.



Тема 3. Разработка проекта

Прединвестиционная фаза проекта. Разработка проектно-сметной документации и материально-техническая подготовка проекта. Методы структуризации проекта (дерево целей, дерево решений, дерево работ). Организационная структура исполнителей. Матрица ответственности.



Тема 4. Сетевой анализ в планировании проекта

Прикладные программные средства. Разработка информационных потоков системы управления в организации. Разработка комплекса задач проекта с помощью с MICROSOFT PROJECT, PROJECT EXPERT. Сетевое представление проекта. Методы построения сетевых моделей. Анализ критического пути. Кратчайшее время выполнения проекта. Управление проектом с помощью метода критического пути. Наиболее ранний возможный срок наступления события. Наиболее поздний допустимый срок наступления события. Расчет сетевой модели. Полный, свободный и независимый резервы времени. Формулировка задачи в виде модели узел-работа. Метод оценки и пересмотра планов. Использование для расчета сетевой модели EXCEL , MICROSOFT PROJECT, EXPERT SYSTEM, АЛЬТ-ИНВЕСТ.



Тема 5. Календарное планирование проекта

Календарные планы и методы их расчета. Распределение ресурсов в сетевых графиках проекта. Ограниченные ресурсы. Анализ ресурсной реализуемости проекта. Контроль потребности в ресурсах. Управление загрузкой ресурсов. Выравнивание загрузки ресурсов. Комплексное управление работами исполнителей. Приведение параметров календарного плана в соответствие с заданными ограничениями. Эвристические методы. Оптимальные решения . Методы анализа риска и неопределенности. . Методы снижения риска. Анализ чувствительности. Проверка устойчивости. Корректировка параметров проекта. Метод Монте-Карло. Дерево решений. Календарное планирование с помощью MICROSOFT PROJECT.



Тема 6. Организация проектного финансирования

Источники финансирования проекта. Формы финансирования. Планирование затрат. Стоимость проекта. Организация проектного финансирования. Подрядные торги и договоры.



Тема 7. Информационные технологии оценки эффективности проекта

Потоки денежных средств при реализации проекта. Управление финансами и оценка эффективности инвестиционных проектов с помощью PROJECT EXPERT. Расчет показателей и оценка эффективности проекта. Процедуры компромиссного соотношения между затратами и продолжительностью проекта на основе задач линейного и нелинейного программирования. Решение поставленных задач в EXCEL. Распределение денежных средств. Минимизация общей продолжительности проекта с минимальными дополнительными расходами. Выполнение проекта с минимальными издержками. Временной и стоимостной анализ проекта. Применение Альт-инвест для оценки финансовых потоков.



Тема 8. Управление реализацией проекта

Использование программных средств при выполни контроля, в том числе MICROSOFT PROJECT. Контроль за ходом выполнения проекта. Оценка состояния работ и прогнозирование изменений. Управление изменениями. Анализ новых календарных планов. Контроль календарных графиков, ресурсов и затрат. Автоматическое выравнивание загрузки ресурсов. Обновление моделей. Управление финансовыми ресурсами в ходе реализации проекта. Завершение проекта. Управление несколькими проектами. Объединение проектов.



5. Образовательные технологии

В процессе обучения проводятся ролевые и деловые игры, разборы деловых кейсов, дискуссии, использование ПЭВМ для работы с проектами. Планируется проведение мастер-классов специалистов в области инноваций и проектного менеджмента.



6. Оценочные средства для текущего контроля успеваемости, промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины и учебно-методическое обеспечение самостоятельной работы студентов

Промежуточная аттестация студентов состоит из промежуточного тестирования, защиты реферата и результатов полевых исследований.



Примерные темы рефератов

  1. Современный этап развития инновационных процессов в России.

  2. Опыт инновационной деятельности (положительный, отрицательный) российских предприятий. 

  3. Опыт инновационной деятельности (положительный, отрицательный) иностранных компаний.

  4. Разработайте бизнес-план инновационного проекта на основе использования патента/ ноу-хау/ лицензии/ товарного знака/ франчайзинга. 

  5. Разработайте план поэтапного финансирования инновационного проекта.

  6. Разработайте процедуру применения экспертных оценок при сравнении эффективности инновационных проектов.

  7. Разработка системы информационного обеспечения инновационной деятельности на предприятии (структуру базы данных).

  8. Выбор инновационного проекта с применением множественного критерия эффективности по Паретто.

  9. Оценить возможные источники финансирования по доступности, цене, скорости привлечения финансовых средств.

  10. Риски в инновационной деятельности.

  11. Система комплексной оценки эффективности деятельности предприятия. 

Контрольные вопросы для аттестации по итогам освоения дисциплины:

1. Что такое инновационный проект. Системное представление проекта. Признаки проекта

2. Виды классификаций проектов. Типы и виды проектов по различным классификациям

3. Окружение проекта: ближнее и дальнее

4. Участники проекта

5. Понятие структуры проекта. Типы структурных моделей

6. Жизненный цикл и фазы проекта

7. Планирование временных характеристик проекта, типы связей между задачами

8. Анализ реализуемости проекта: стоимостной, временной, ресурсный

9. Понятие "управление проектами". Базовые функции УП. Интегрирующие функции УП

10. Методы контроля за ходом выполнения работ. Типичные ошибки при УП.

Экзамен проходит в виде теста и решения ситуационной задачи с применением программных средств.

В процессе обучения по курсу «Управление инновационными проектами» студент должен подготовить магистерскую научную работу в виде бизнес-плана инновационного проекта.



7. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

Основное учебно-методическое обеспечение дисциплины

  1. Попов Ю. И., Яковенко О. В. Управление проектами. М.: Инфра-М, 2008. — 208 с. — (Учебники для программы MBA). — ISBN 978-5-16-002337-3.

  2. Управление проектами: вводный курс: учеб. пособие / Т. А. Куправа. - М. : Рос. ун-т дружбы народов, 2008. - 121 с.

Дополнительное учебно-методическое обеспечение дисциплины

1. Васильева Л. Н. Методы управления инновационной деятельностью: учебное пособие/ Л. Н. Васильева, Е. А. Муравьева. - М.: КНОРУС, 2005. - 320 с.

2. Филип Котлер, Гари Армстронг. Основы маркетинга. Профессиональное издание. (Principles of Marketing). М.: ООО «И.Д. Вильямс», 2012 г. – 1072 с.


  1. Амблер Т. Практический маркетинг/ Пер. с англ. Под общей ред. Ю.Н. Каптуревского. – СПб.: Питер, 2001. – 400с.

  2. Ламбен Жан-Жак. Стратегический маркетинг. Европейская перспектива. Пер. с французского. СПб.: Наук, 1996. – 589с.

  3. Черчилль Г.А. Маркетинговые исследования. – СПб.: Питер, 2003. – 752с.

  4. Малхотра, Нэреш К. Маркетинговые исследования. Практическое руководство, 4-е издание.: Пер. с англ. – М.: ООО «И.Д. Вильямс», 2007. – 1200 с.

  5. Бернет Дж. Мориарти С. Маркетинговые коммуникации: инновационный подход/ Пер. с англ. С.Г. Божук. – СПб.: Питер, 2001. – 864 с.

  6. Роман Хибинг, Скотт Купер. Маркетинг. The Successful Marketing Plan: A Disciplined and Comprehensive Approach. – М.: Эксмо, 2010. – 848 с.

9. Руделиус У. и др. Маркетинг – М.: ДеНово, 2001. – 706 с.

Программное обеспечение и Интернет-ресурсы, 2011 г.

1. http://www.libertarium.ru/ Московский Либертариум

2. http://www.rbc.ru/ РБК

3. http://www.marketing.spb.ru/ Энциклопедия маркетинга

4. http://www.inno.ru/ Конкурс русских инноваций

5. http://crmp.mami.ru/ Центр развития молодежного предпринимательства МГТУ "МАМИ"



8. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Презентационное оборудование (проектор, экран, ноутбук с установленным программным обеспечением MS Office Professional, MICROSOFT PROJECT, EXPERT SYSTEM, АЛЬТ-ИНВЕСТ, PROJECT EXPERT).

Программа составлена в соответствии с требованиями ФГОС ВПО (с учетом рекомендаций и ПрООП ВПО) по направлению 080200.68 «Менеджмент» и профилю подготовки «Управление инновационными проектами»
Авторы к.э.н., доцент, профессор кафедры

«Менеджмент» Г.П.Сорокина

Заведующая кафедрой «Менеджмент» Г.П.Сорокина

Одобрено методической комиссией 080000 Экономика и управление



«11» апреля 2012 г. Протокол № 5МиМ
Сопредседатель методической комиссии

к.э.н., проф. Г.П.Сорокина



Структура и содержание дисциплины «Управление инновационными проектами» по направлению подготовки 080200.68 «Менеджмент» очная форма обучения

Приложение 1



Раздел

Семестр

Неделя семестра

Виды учебной работы, включая самостоятельную работу студентов и трудоемкость в часах

Виды самостоятельной работы студентов

Формы аттестации

Л

П/С

Лаб

СРС

КСР

К.Р.

К.П.

Реферат

МНР

П.И.

Э

З

Тема 1. Нововведения как объект инновационного управления ОК-2, ОК-3, ПК-9

3



1

1




4
























Тема 2. Инновационный проект и его структура ОК-4, ОК-6, ПК-1, ПК-2, ПК-9

3

1

2

0




4












+










Тема 2. Инновационный проект и его структура ОК-4, ОК-6, ПК-1, ПК-2, ПК-9

3



0

2




6












+










Тема 3. Разработка проекта ОК-4, ПК-1, ПК-2, ПК-5, ПК-7, ПК-11

3

2

2

0




6












+










Тема 3. Дерево решений

3



0

2




6












+










Тема 3. Матрица ответственности

3

3

0

2




7












+










Тема 4. Сетевой анализ в планировании проекта ОК-4, ПК-5, ПК-6

3



2

0




7












+










Тема 4. Сетевой анализ в планировании проекта ОК-4, ПК-5, ПК-6

3

4

0

2




7












+










Тема 5. Календарное планирование проекта ОК-4, ПК-5, ПК-6

3



2

0




7












+










Тема 5. Календарное планирование

3

5

0

2




6












+










Тема 5. Оптимизация решения и рисков

3



0

2




6












+










Тема 6. Организация проектного финансирования ОК-4, ПК-3, ПК-6, ПК-8

3

6

1

1




6












+










Тема 7. Информационные технологии оценки эффективности проекта ОК-4, ПК-5, ПК-6, ПК-7, ПК-8

3



1

1




6












+










Тема 7. Оценка инвестиционных проектов

3

7

0

2




6












+










Тема 7. Оптимизация управления затратами и сроками проекта

3



0

2




6












+










Тема 8. Управление реализацией проекта ОК-4, ПК-1, ПК-4, ПК-9, ПК-12

3

8

1

1




6












+










Тема 8. Организация контроля

3



0

2




6












+










Тема 8. Управление изменениями

3

9

0

2




6












+










Итого




9

12

24




108










1 реферат

1 мнр

1 полевое исследование

+




Заведующая кафедрой «Менеджмент» Г.П.Сорокина

Программа одобрена на заседании методической комиссии по 080000 Экономика и управление «11» апреля 2012 г. Протокол № 5МиМ



Сопредседатель методической комиссии к.э.н., проф. Г.П.Сорокина



Поделитесь с Вашими друзьями:


База данных защищена авторским правом ©grazit.ru 2017
обратиться к администрации

    Главная страница