Рабочая программа для 7 9 классов разработана на основе региональной программы «Основы православной культуры»



страница1/4
Дата24.08.2017
Размер0,53 Mb.
  1   2   3   4
Краснодарский край, Приморско-Ахтарский район, ст. Бриньковская

государственное бюджетное общеобразовательное учреждение

Бриньковский казачий кадетский корпус

Краснодарского края


УТВЕРЖДЕНО

решением педагогического совета

от 31.08.2016 г. протокол №1

Председатель______(Каражов А.А)

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
По основам православной культуры

Уровень образования (класс) основное общее образование, 7-9 классы

Количество часов 102

Учитель Шут Ирина Дмитриевна

Программа разработана в соответствии и на основе региональной программы «Основы православной культуры», составители: Ерёменко А.Г., Покладова Е.В., Соболь А.Г., Краснодар, 2006 г.

1.Пояснительная записка.

Программа по основам православной культуры для 7-9 классов составлена в соответствии с:

- Федеральным законом от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;

- Письмом министерства образования, науки и молодёжной политики Краснодарского края № 47-11727/16-11 от 07.07.2016 г. «О рекомендациях по составлению рабочих программ учебных предметов, курсов и календарно-тематического планирования».

Рабочая программа для 7 - 9 классов разработана на основе региональной программы «Основы православной культуры», составители: Ерёменко А.Г., Покладова Е.В., Соболь А.Г., Краснодар, 2006 г.

Главной целью курса «Основы православной культуры» является формирование верных представлений о христианской системе ценностей, в которую гармонично включены понятия о культурном человеке, высоконравственной жизни, приверженности традициям крепкой и здоровой семьи, любви к Отечеству, гражданственности, об уважительном отношении к ближнему, бережном отношении к природе и т.д. Также данный курс нацелен на ознакомление учащихся с материальными и духовными сокровищами отечественной и мировой православной культуры.

Одной из основных функций образования является формирование высоконравственной, культурной личности, гражданина, патриота Отечества. Учитывая огромную роль христианского мировоззрения в формировании основ мировой цивилизации, определяющую роль Православия в складывании культурных и духовно-нравственных традиций русского народа, гражданских основ Российского государства, а также богатейший многовековой положительный педагогический опыт мировой православной традиции, способный реально противостоять нарастающим негативным социальным тенденциям современности, правильно организованное и систематическое преподавание основ православной культуры будет способствовать воспитанию высоконравственной и культурной личности. В отношении к содержанию базового гуманитарного образования основной школы изучение основ православной культуры является расширением прежде всего общего историко-обществоведческого, а также филологического и искусствоведческого образования в части знаний о традиционной религии как сфере общественной жизни, а традиционной православной культуры как части культуры российского общества в прошлом и настоящем.

Этические разделы и темы очень важны, так как дают возможность подросткам правильно сориентироваться в нравственных коллизиях современности. Вместе с тем, основой целеполагания становится задача интеграции личности учащихся в историческое пространство национальной культуры, обеспечивающая формирование исторического сознания.

Целью настоящей программы является формирование развивающих, воспитательных и образовательных компетенций учащихся в области православной культуры, толерантного самосознания и уважительного отношения к мировому полиэтничному и поликонфессиональному многообразию.

Настоящее целеполагание достигается путем решения ряда задач:

Развивающая. Формирование и развитие морально-интеллектуальной компетентности учащихся, нравственно-этических норм и представлений.

Воспитательная. Воспитание в духе почитания традиций и культуры своего и иных народов, нравственно-интеллектуальных черт личности, толерантного самосознания.

Образовательная. Формирование культурологической компетентности учащихся в области знаний о традиционной религиозной культуре России в исторической ретроспективе и на современном этапе.

3. Место учебного курса в учебном плане

1 час регионального компонента и компонента образовательного учреждения в 7- 9 классах отведён на изучение предметного курса по выбору – основы православной культуры.



Согласно учебному плану ГБОУ Бриньковского казачьего кадетского корпуса имени сотника М.Я. Чайки Краснодарского края на 2016-2017 учебный год, сформированному в соответствии с ФБУП - 2004 г. (приказ Минобразования России от 09.03.2004 г.), освоение данной рабочей программы планируется в 9 классе из расчёта - 1 час в неделю: в 9 классе - 34 часа.

4. Содержание учебного предмета: 7 класс (1-ый год обучения)

I Предмет «Основы православной культуры»

  1. Что изучает предмет «Основы Православной культуры»

Происхождение термина «культура» и множество его значений. Понятие о пра­вославной культуре как культуре религиозной. Религия как основа мировоззрения и культуры народов мира. Необходимость знаний об основах отечественной культу­ры и культуры других народов. Культура материальная и духовная (религиозная), их взаимосвязь.

  1. Православие как христианское мировоззрение: «Ортодоксия»

Христианство и Православие. Значение термина «Ортодоксия». Когда появи­лось Православие? Строгое следование первоначальной христианской традиции как основная черта Православия.

  1. Роль Православия в жизни Российского общества

Православие как культурообразующая и традиционная религия русского на­рода. Идентичность понятий «русский» и «православный». Православие как га­рант межэтнического и межрелигиозного мира в России. Православие и Россий­ское государство.

II. Истоки христианства


  1. Вера в Единого Творца мира

Вера Древнего Израиля. Вопросы человека о Боге. Окружающий мир как ис­точник знаний о Боге. Современные теории о происхождении человечества. Пять вопросов верующего к атеисту: кто создал природу и установил ее законы? кто создал живую клетку? чем объяснить целесообразность в природе? чем объяс­нить потрясающую сложность и точность строения и свойств организмов?

  1. Кто такой Иисус Христос?

Сын Божий. Сын плотника из Назарета. Настоящий Человек (человеческая природа Христа). Образ Христа (Христос как воплощение красоты и олицетворение Добра). Образ Христа в искусстве.

  1. Сюжеты Нового Завета: Иисус Христос - Спаситель

Рождество Христово, Преображение Господне, Распятие, Воскресение Хрестово, уверение апостола Фомы. Храм Христа Спасителя в Москве.

  1. Сюжеты Нового Завета: Иисус - Сын Божий

Благовещение Пресвятой Богородицы (Боговоплощение), Крещение Господня Вход Господень в Иерусалим. Почему Христос добровольно пошел на смерть? Вознесение воскресшего Христа. Сошествие Святого Духа на апостолов. Сюжеты Благовещения в русской иконописи и отечественной живописи.

  1. Сюжеты Нового Завета: дела и чудеса Иисуса Христа

Превращение воды в вино, изгнание торговцев из Храма, необыкновенный улов, исцеление расслабленного, исцеление слуги сотника, воскрешение сына вдовы в Наине, укрощение бури, воскрешение дочери Иаира, насыщение пяти тысяч человек, хождение по водам морским, воскрешение Лазаря.

  1. Туринская Плащаница

История Туринской Плащаницы. Ученые о Плащанице. Свидетельница Воскресения: почему Плащаницу именуют «Пятым Евангелием». Наука синдология - изучение следов Воскресения Христова, оставленных на Плащанице.

  1. Евангелие и евангелисты

Происхождение и язык Евангелия. Благая весть: смысл и назначение еван­гельской проповеди. Апостолы - евангелисты: Матфей, Марк, Лука, Иоанн и их символическое обозначение. Внешний вид богослужебного Евангелия.

  1. Библия • Книга книг

Что такое Библия. Библия как источник знаний о Боге. Библия как истори­ческий источник. Ветхий Завет и Новый Завет. Деление истории на Новую эру (после Рождества Христова) и до Новой эры (до Рождества Христова). Воплоще­ние библейских сюжетов в искусстве.

  1. Христианские представления о Боге (Троица)

Тринитарное учение. Библейские основания христианских представлений о Боге Троице: явление Бога Аврааму (ветхозаветная Троица), Крещение Христово (новозаветная Троица) и др. Образ Бога Троицы в Его творениях (человек,солнце и др.). «Троица» Андрея Рублева.

  1. Христианские представление о происхождении мира

  1. «Вначале сотворил Бог небо и землю». «Небо» как невидимый ангельский (духовный) мир. Появление зла в мире. Мир поднебесный. Кто такой Ангел-Хранитель.

  2. «Земля» как видимый окружающий нас мир. Материя как основа земного мироздания. Основные принципы устроения мира земного: строгая последова­тельность и целесообразность периодов и явлений, видовые отличия в мире рас­тений и животных. Назначение и обязанности человека по отношению к приро­де. Шестой и седьмой дни творения.




  1. Христианские представления о первом человеке:

сюжеты Ветхого Завета

  1. Первые люди и их жизнь

Жизнь первых людей в раю. Что такое рай и где он находится: Библия о гео­графическом положении места обитания первых людей, нравственные основы райской жизни. Как понять высказывание Христа: «Царствие Божие (рай) внутрь вас есть». Изображение рая в произведениях искусства.

  1. Потеря рая (грехопадение)

Свобода воли как условие сознательного выбора между добром и злом. Поче­му Бог сотворил людей свободными. «Запретный плод»: смысл и последствия его вкушения. Попытка Бога привести первых людей к покаянию и тем спасти их от смерти. Сюжет изгнания из рая в мировой живописи (фреска Т. Мазаччо).

  1. Что такое грех

Смысл и значение греха. «Грех - это вред против самого себя». Грех как бо­лезнь. Дурные помыслы как начало греха и как к ним правильно относиться. Грех и покаяние.

  1. Обетование спасения

Изменение природы человека через грех прародителей (Адама и Евы). Зна­чение слова «обет» (обещание). Бог обещает спасение людям. Проро­ческий смысл обетования Божиего о спасении: Пасха.

  1. Пророки и пророчества

Кто такие пророки. Знаменитые пророки Ветхого Завета: Моисей, царь Давид, Даниил, Илия, Исайя, Михей, Осия и другие и их пророчества о спасении и Спаси­теле. Изображение пророков в пророческом ряду иконостаса.


  1. Христианские представления о нравственности




  1. Закон. Десять заповедей

Для чего создаются законы: закон как запрет совершать зло, устанавливае­мый в силу расположенности людей ко злу. Значение слова «заповедь» (запрет, отсюда - «заповедник»). Что такое Закон Божий и почему в нем сначала была одна заповедь, а затем стало десять. Каменные скрижали Моисея. Декалог.

20.Отношение человека к Богу (1- 4 заповеди)

Смысл и значение 1-й, 2-й, 3-й и 4-й заповедей Моисея.



21.Отношение человека к человеку (5-10 заповеди)

Смысл и значение 5-й, 6-й, 7-й, 8-й, 9-й и 10-й заповедей Моисея.



22.3аповеди Иисуса Христа (Блаженства)

Нагорная проповедь. Десять заповедей блаженства. Заповеди блаженства как Духовное совершенство человека. Ранняя христианизация Тамани (I-II вв.). Мис­сионерская деятельность Андрея Первозванного на Кубани. Роль раннехристианских традиций Кубани в распространении христианства на Северном Кавказе.



V. Православный храм


  1. Назначение, внешний вид и устройство православного храма

Православный храм как явление общественной жизни. Молитва. Храм- дом Божий. Внешний вид православного храма. Основные архитектурные типы храмов («кораблевидный», «крестообразный» и «крестовокупольный», «кругообразный») Основные части храма (колокольня, паперть, притвор, средняя часть. Алтарь) и принципы его возведения (на господствующей возвышенности, Алтарем на восток). Традиции строительства кубанских храмов.

  1. Внутренее устройство православного храма

  1. Внутренее убранство храма. Устройство притвора, средней части и Алтаря Назначение и устройство Иконостаса: Иконостас - стена из икон, ярусное строение Иконостаса, состав и значение каждого яруса. Клиросы и хоры. Специальные храмовые предметы: аналои, подсвечники, лампады, паникадила, канун, диаконское кадило и т.д.

Античные мотивы в архитектуре Свято-Покровской церкви ст. Тамань. Отголоски древних эпох в современной городской архитектуре (фронтоны зда­ний, колонный различных ордеров, барельеф).

  1. «Искусство Северного Причерноморья в эпоху средних веков».

Распространение христианства на территории нынешнего Таманского полу­острова. Художественная ценность археологических находок периода раннего христианства, обнаруженных на территории Таманского полуострова (Крест и манумиссия I - II вв., нательный крест с изображением св. Георгия V н.в.; голов­ка статуэтки Божьей Матери, V-VI в., лампадки, Блюдо с клеймом- изображе­нием Иисуса Христа в виде человека- рыбы, светильник с христианской симво­ликой V-VI вв.). Памятники архитектуры - каменные крепости, храмы, монастыр­ские сооружения VI - IX вв. (черноморское побережье от Сочи до Джубги). Северный Зеленчукский храм X века (украшенный фресками греко-византийского происхождения). Нижне-Архызское городище X - XIII вв. (14 церквей и несколько хри­стианских кладбищ).

  1. Самый первый храм (храм царя Соломона)

Древняя Скиния - прообраз православного храма. Краткая история храма царя Соломона. Его внешний вид, устройство и назначение. Жертвоприношения в храме. Соломонова премудрость: почему Соломон построил не царский дворец, а храм Божий. Православные святыни на Кубани.

  1. Храм Воскресения Господня в Иерусалиме

Краткая история храма. Святыни храма: гора Голгофа, пещера Гроба Гос­подня, Камень Помазания, предел Темницы Господней, предел Поругания и Тернового Венца. Благодатный Огонь над Гробом Господним. Схождение Благодатного Огня.

  1. Сорок сороков московских храмов

Как появилось выражение «сорок сороков». Знаменитые храмы Москвы и Московского Кремля. Православная Москва сегодня: древние и новые храмы и монастыри. Храм Христа Спасителя - символ возрождения Руси. Войсковой со­бор Александра Невского, Свято-Троицкий в Екатеринодаре.

  1. Практикум: экскурсия в православный храм

Практическое рассмотрение назначения, внешнего и внутреннего устройства православного храма.

8 класс (2-ой год обучения)

I. Христианские представления о любви
1. «Бог есть Любовь». Что такое любовь, как понимают ее люди? Любовь как непременное условие счастья: любовь созидает, а разрушает ненависть. Любовь как свойство личности если говорю, что одного люблю, а другого ненавижу, то не имею любви вообще. Любовь между супругами, любовь между родителями и детьми, любовь между друзьями. Бог Творец как Отец всякой твари: «И буду вам Отцом, и вы будете Моим сынами и дочерями», - говорит Господь Вседержитель». Отечески (материнская) любовь к чадам как наиболее сильное проявление любви, в которой проявляет Себя Сам Бог, т.к. «Бог есть любовь». «Блаженны чистые сердцем, ибо они Бога (Любовь) узрят».

2. О любви (свойства любви). Взывание Соломона Премудрого к Любви: «Возвести, о Ты, величайшая из добродетелей, где Ты пасешь овец Твоих? Где почиваешь в полуденный зной? "(Песнь Песней 1,6). Через познание свойств предмета познается его сущность Апостол Павел о свойствах Любви: «Любовь долготерпит, милосердствует, Любовь не завидует, Любовь не превозносится, не гордится, не бесчинствует, не ищет своего, не раздражается, не радуется о неправде, радуется же об истине, все покрывает, всему верит, на все надеется, все терпит. Любовь никогда не отпадает (не кончается, не предает)». Тема любви в отечественном искусстве. Анализ свойств Любви: долготерпение; милосердие, довольство тем, что имеет (не завидует).

Анализ свойств Любви (продолжение): кротость (не превозносится, не гордится); добропорадочность (не бесчинствует), жертвенность (не ищет своего), смирение (не раздражается).

Анализ свойств Любви (завершение): добромыслие (не мыслит: зла), правдолюбие (не радуется неправде, радуется же об истине), прощение (все крывает), вера, надежда, терпение. Стерпится-слюбится: терпение как начало и конец, основание и вершина любви. Истинность и вечность Любви (никогда не отпадает).

3. Любовь и наказание

Можно ли любить и наказывать одновременно? Что такое наказание: наказ, указ, приказ, показ, наставление. Что означает Библейская фраза: «Господь кого любит, того наказывает... Ибо есть ли какой сын, которого бы не наказывал отец? Если же остаетесь без наказания, то вы незаконные дети, а не сыны». Важность доброго (с любовью) наказания: «Всякое наказание в настоящее время кажется не радостью, а печалью, но после научения через него доставляет мирный плод праведности» (нравственность).

  1. Христианские представления о семье

4.Что такое семья?

Что именуется семьей: отцы, матери, дети. Дети как непосредственное про­должение своих родителей: наследование телесных и душевных качеств. Проис­хождение термина «семья» - от «семя» (потомок, род), «семь» (домочадец). От­сюда - рождение и воспитание детей как главная задача семьи, Как появилась се­мья (Богоустановленность семьи): «И сотворил Бог человека... мужчину и женщи­ну, сотворил их... и благословил их Бог: плодитесь и размножайтесь, и наполняйте землю, и обладайте ею...». Почитание старших и родителей в традициях казачества и современной семье.

5. Семья - малая Церковь

«Там, где двое или трое во имя Мое, там Я посреди них». Муж и жена как одна плоть (единое тело, единый организм). Муж - глава же­ны, как и Христос - Глава Церкви, жена - тело мужа, как и Церковь - тело Христово. Обязанности мужа и жены: «Жены, повинуйтесь своим мужь­ям..., как Церковь повинуется Христу... Мужья, любите своих жен, как и Христос возлюбил Церковь и предал Себя (пожертвовал Собой) за нее...». Обязанности детей по отношению к родителям: «Дети, повинуйтесь своим ро­дителям в Господе, ибо сего требует справедливость». Обязанности ро­дителей по отношению к детям: «И вы, отцы, не раздражайте детей ваших, но вос­питывайте их в учении и наставлении Господнем.

  1. Грех непослушания. Притча о блудном сыне

Послушание и непослушание: слушать и слышать - значит исполнять. К чему приводит непослушание: притча о блудном сыне. Рембрант «Воз­ращение блудного сына».

7- Покаяние и прощение. Притча о блудном сыне

Как приходит покаяние: притча о блудном сыне (продолжение). Пятая заповедь Закона Божиего: «Почитай отца твоего и матерь твою, да благо тебе будет, да долголетен будешь на земле». От покаяния - прощение: «Любовь... все покрывает».

  1. Сколько раз прощать?

Горькие плоды непрощения: обида, гнев, памятозлобие, ненависть, клевета вражда и т.д. Диалог Иисуса Христа с апостолом Петром: «Господи! Сколько раз прощать брату моему, согрешившему против меня? До семи ли раз?...» - «Не говорю тебе до семи, но до семидесяти семи раз». Молитва "Отче наш», данная Иисусом Христом: «...и остави нам долги наша, якоже и мы оставляем должником нашим... «. Христос о важности прощения: «Если прощаете людям грехи их, простит и вам Отец ваш небесный. А если не прощаете людям согрешения их, то и Отец ваш не простит вам согрешений ваших». Традиции «Прощеного Воскресенья» в православной семье.


  1. Поделитесь с Вашими друзьями:
  1   2   3   4


База данных защищена авторским правом ©grazit.ru 2017
обратиться к администрации

    Главная страница