Рабочая программа кружков "выпиливание и выжигание"



Скачать 246,62 Kb.
Дата02.06.2018
Размер246,62 Kb.

Рабочая программа кружков "выпиливание и выжигание"

Выпиливание и выжигание – один из самых распространенных видов декоративно-прикладного искусства среди школьников. Несложность оборудования, наличие инструментов и приспособлений, материалов, доступность работы позволяют заниматься выпиливанием и выжиганием учащимся 1-9 классов. Занятия в кружке, сочетающее искусство с техническими операциями по ручной обработке древесины, позволяют существенно влиять на трудовое и эстетическое воспитание, рационально использовать свободное время учащихся. Занятия состоят из теоретической и практической частей. Теоретическая часть включает краткие пояснения руководителя кружка по темам занятий с показом дидактического материала и приемов работы. Практическая часть занятий состоит из нескольких заданий. На начальном этапе работы осваиваются приемы выпиливания и выжигания (по каждому виду отдельно). Это небольшие работы по объему, выполняемые по образцу. Наиболее важным этапом в работе кружка является выполнение школьниками комплексных коллективных работ. Перед учащимися ставятся воспитательные цели: уметь доводить начатое дело до конца, следить за соблюдением элементарных правил культуры труда, содержанием в порядке рабочего места, экономно и аккуратно использовать материалы, пользоваться инструментами и хранить их в соответствии с правилами безопасности труда. Программой предусмотрены задания, как для индивидуального, так и для коллективного исполнения. Коллективные работы выполняются бригадой из трех и более учащихся. Такой труд значительно ускоряет процесс работы над изделием, позволяет правильно распределять задания, учитывая возраст и индивидуальные способности каждого кружковца. Коллективное создание эскизов работ, обсуждение и выполнение их в материале воспитывают у кружковцев чувство коллективизма, взаимопомощи, ответственности за порученное дело, способствуют качественному исполнению изделий. Сочетание в изделиях выпиливания и выжигания различной сложности рисунка и технического выполнения дает возможность участвовать в коллективной работе почти всем членам кружка. В процессе кружковой работы у школьников развиваются художественный вкус, понимание ритма, светотени, объема, умение видеть и передавать красоту окружающей действительности, используя древесные материалы соответствующего цвета и текстуры. Особое внимание уделено вопросам электробезопасности и санитарной гигиены. Учащиеся должны выполнять работу в спец. одежде.


Пояснительная записка.

Данная программа ориентирована на обеспечение условий для конкретного творческого труда, одного из видов народного искусства - "художественная обработка древесины".



Цель - формирование знаний, первоначальных умений и навыков, а также обеспечение всестороннего развития личности подростка.

Обучение предполагает решение следующих задач:

  • раскрыть, перед обучающимися, истоки и роль народного творчества, декоративно-прикладного искусства в духовно-материальной жизни общества;

  • посредством возможностей творческого труда по программе кружковой деятельности, способствовать социализации обучающихся в обществе.

Программа включает:

  • пояснительную записку;

  • перечень знаний и умений формируемых у воспитанников;

  • тематический план

  • календарно-тематическое планирование занятий

Содержание теоретического обучения предусматривает: ознакомление обучающихся с основами материаловедения для художественных работ, с художественной обработкой материалов, основами композиции, народными промыслами.

В процессе занятий обучающиеся знакомятся с литературой и иллюстративным материалом, раскрывающими историю художественных промыслов, творчества народных мастеров..

Теоретический материал усваивается в сочетании с упражнениями и практическими работами, в процессе которых обучающиеся создают собственные композиции художественных изделий.

Теоретическое и практическое обучение обучающихся проводится одновременно, при некотором опережающем изучении теоретического материала. Каждое практическое занятие начинается с инструктажей (вводного, текущего и заключительного), направленных на правильное и безопасное выполнение работ, бережное отношение к инструменту, оборудованию, а также экономному расходованию материалов, эффективному использованию времени занятий.

В процессе практического обучения обучающиеся осваивают виды художественной обработки материалов.

Творческий процесс по созданию резных изделий носит не только воспитывающий, но и обучающий характер, позволяет обучающимся в ходе подготовки режущего инструмента, подготовки материалов, практического изготовления изделий приобрести общие трудовые и специальные трудовые умения и навыки в области художественно- технической деятельности.

Занимаясь резьбой, выпиливанием лобзиком, выжиганием и токарной обработкой древесины обучающиеся на практике применяют знания и развивают навыки не только по изобразительному искусству, черчению, технологии, но и по другим школьным учебным дисциплинам - физике, химии, биологии, географии, математике, экономике.

Весь процесс обучения носит творческий воспитательный характер, определённую художественную ценность и высокое качество исполнения, отвечает функциональным и эстетическим требованиям, является общественно полезным.

В программе уделяется особое внимание формированию у обучающихся общей культуры труда. Она рассчитана на овладение графической грамотой при выполнении рабочих чертежей и в процессе создания изделий, эскизов и их декора.

Программа предусматривает расширение знаний по физическим, технологическим свойствам древесины, процессам её обработки, инструментам и приспособлениям.

Программа ставит своей целью - развивать "чувство материала", его художественных и технологических возможностей. Она нацелена на формирование художественного вкуса, чувства прекрасного, эстетического идеала, творческих начал в личности. Программа предусматривает приобщение обучающихся к процессу создания резных изделий, попытки изменения и улучшения условий той среды в которой они живут, учатся и отдыхают; привлечение самих обучающихся к активной деятельности по созданию и сохранению прекрасного.

Программой предусмотрено изучение и исследование свойств древесины. Изучение устройства, принципа работы приборов: электровыжигателя и электролобзика и токарной машины для работ па дереву.



Структура программы предусматривает использование следующих разделов, школьного курса, образовательной области "Технология":

  • материаловедение;

  • технология обработки древесины;

  • элементы машиноведения;

  • графика;

  • техническое творчество;

  • введение в художественное конструирование.

Учебный материал программы распределён с учётом возрастных особенностей обучающихся, по отдельным, тесно связанным между собой разделам. Предусмотрены различные формы организации усвоения знаний обучающимися. Для чего в работе используются:

  • учебники, справочники;

  • дидактический материал;

  • дополнительная литература.

На всех занятиях осуществляется неукоснительный контроль за соблюдением санитарно - гигиенических требований, правил безопасности труда. По завершению изучения данной программы обучающиеся должны овладеть следующими знаниями, умениями и навыками.

Знать:

  • принципы организации рабочего места и основные правила техники безопасности;

  • основные понятия графики, графического изображения (чертёж, эскиз, технический рисунок);

  • физико-механические, технологические, энергетические, экологические свойства материалов;

  • способы разметки по шаблону и чертежу;

  • принцип подбора столярного инструмента - по назначению, по виду деятельности, по свойствам материалов;

  • назначение и устройство электрооборудования (электровыжигателя,);

  • иметь понятие о конструировании и моделировании;

  • способы отделки древесины - грунтовка, шлифование, окраска, лакирование, полирование;

  • основы композиции: основные принципы декоративного оформления плоскости;

  • основные приёмы выжигания, типовые композиции и их выполнение на различных видах изделий;

  • технологический процесс изготовления изделий и декорирование их выжиганием;

  • способы экономного расходования материалов, электроэнергии, бережного обращения с инструментами, оборудованием и приспособлениями;

  • правила безопасности труда, производственной санитарии, пожарной безопасности и внутреннего распорядка в процессе выполнения работ.

Уметь:

  • рационально организовывать рабочее место. Соблюдать правила Техники безопасности;

  • уметь читать и выполнять чертежи, эскизы, технические рисунки;

  • определять породу и пороки древесины по её внешнему виду;

  • производить разметку заготовки по шаблону и чертежу;

  • применять столярный инструмент по назначению. Производить его наладку;

  • выполнять простейшие столярные операции;

  • производить отделку столярных изделий с учётом дизайна;

  • выполнять простейшие расчёты стоимости изделия;

  • выполнять элементы и мотивы орнаментов в технике выжигания,

  • самостоятельно разрабатывать композиции для выжигания, резьбы, точения и выполнять их;

  • бережно обращаться с оборудованием, приспособлениями и инструментами;

  • экономно расходовать материалы и электроэнергию;

Навыки:

  • владения основными ручными инструментами по выпиливанию и выжиганию;

  • владения приемами работы на токарной машине для работ по дереву;

  • владения основными элементами графической грамотности;

  • выполнения плоскостной разметки;

  • разработки и составления композиции для выжигания, выпиливания;

  • выполнение декорирования изделий - выжиганием;

Календарно-тематическое планирование занятий 1,2.3, 4 класс

№ п\п

Тема раздела

Запланировано часов

Основные вопросы, рассматриваемые на занятии

Формы и методы работы, виды контроля

Художественное выжигание

1-2

Вводное занятие охрана труда при производстве художественных изделий

2

Правила:

-поведения и техники безопасности

-пожарной и электробезопасности

-санитарии и личной гигиены



Инструктирование

беседа


3-4


Прибор для выжигания, устройство, правила пользования

2

Изучение (1 класс) правил работы с выжигателем

Повторение (2-4 классы) правил работы с выжигателем



Инструктирование

беседа


5-6

7-8


Подготовка основы для выжигания

4

- материалы пригодные для выжигания( фанера, ДВП, древесина)

-подготовка поверхности(зачистка и шлифование, определение размеров и формы основы)



Беседа

Практическая работа



9-10

11-12



Подготовка и перевод рисунка на основу.

4

- выбор рисунка(просмотр альбомов для раскрашивания, самостоятельное рисование и т.п.)

- копировальная бумага

-правила перевода рисунка


Беседа

Практическая работа



13-14

15-16


17-18

Выполнение выжигания по переведенному контуру

6

- освоение приемов выжигания (1 класс)

- совершенствование приемов выжигания (2-4 класс)



Беседа

Практическая работа



19-20

21-22


23-24

Отделка изделия

6

- раскрашивание красками

-покрытие лаком

-устранение дефектов


Беседа

Практическая работа



Выпиливание лобзиком

25-26


Лобзик - устройство, правила пользования

2

Изучение (1 класс) правил работы с лобзиком

повторение (2-4 класс) правил работы с лобзиком



Инструктирование

беседа


27-28

29-30


Выпиливание лобзиком (материалы, инструменты, приспособления).

4

Выполнение упражнений по выпиливанию

Практическая работа

31-32

33-34


35-36


Подготовка основы для выпиливания

Подготовка и перевод рисунка на основу.



6

-подготовка поверхности

- выбор рисунка(по сложности согласно возрасту)

- копировальная бумага

-правила перевода рисунка



Беседа

Практическая работа



37-38

39-40


41-42

Выпиливание по внешнему контуру

6

Работа над выбранным объектом труда
(по вешнему контуру).

Практическая работа

43-44

45-46


47-48

49-50


Выпиливание лобзиком по внутреннему контуру.


8

- Приемы выпиливания по внутреннему контуру.
- Инструменты для создания отверстий, приемы работы.

Практическая работа

51-52

53-54


55-56

Декорирование выпиленного изделия выжиганием

6

-симметрия

-эстетичность

-исправление дефектов


Практическая работа

57-58

59-60


Отделка изделия

4

- Роспись и покрытие готового изделия лаком.




61-62

63-64


Виды резьбы по дереву.

Виды орнамента



4

-народные художественные традиции

-виды и особенности резьбы

-источники орнаментальных узоров


Беседа

демонстрации



65-66

67-68


Подготовка работ к выставке. Подведение итогов за год

4




Выставка работ учащихся




Примерные изделия: разделочные доски, сувениры, игрушки, картинки, шкатулки






Календарно-тематическое планирование занятий 4-7 класс

№ п\п

Тема раздела

Запланировано часов

Основные вопросы, рассматриваемые на занятии

Формы и методы работы, виды контроля

Художественное выжигание

1-2

Вводное занятие охрана труда при производстве художественных изделий

2

Правила:

-поведения и техники безопасности

-пожарной и электробезопасности

-санитарии и личной гигиены



Инструктирование

беседа


3-4


Прибор для выжигания, устройство, правила пользования

2

Повторение правил работы с выжигателем

Инструктирование

беседа


5-6

7-8


Подготовка основы для выжигания

4

- материалы пригодные для выжигания( фанера, ДВП, древесина)

-подготовка поверхности(зачистка и шлифование, определение размеров и формы основы)



Беседа

Практическая работа



9-10

11-12



Подготовка и перевод рисунка на основу.

4

- выбор рисунка(просмотр альбомов для раскрашивания, самостоятельное рисование и т.п.)

- копировальная бумага

-правила перевода рисунка


Беседа

Практическая работа



Выпиливание лобзиком

13-14


Лобзик - устройство, правила пользования

2

повторение правил работы с лобзиком



Инструктирование

беседа


15-16

17-18


Выпиливание лобзиком (материалы, инструменты, приспособления).

4

Выполнение упражнений по выпиливанию

Практическая работа

19-20

21-22


23-24


Подготовка основы для выпиливания

Подготовка и перевод рисунка на основу.



6

-подготовка поверхности

- выбор рисунка(по сложности согласно возрасту)

- копировальная бумага

-правила перевода рисунка



Беседа

Практическая работа



25-26

27-28


29-30

Выпиливание по внешнему контуру

6

Работа над выбранным объектом труда
(по вешнему контуру).

Практическая работа

31-32

33-34


35-36

Выпиливание лобзиком по внутреннему контуру.


6

- Приемы выпиливания по внутреннему контуру.
- Инструменты для создания отверстий, приемы работы.

Практическая работа

37-38

39-40


41-42

Технические приемы выпиливания орнамента

6

-подготовка материалов, рисунков

-перевод рисунка на заготовку

-способы соединения деталей


Практическая работа

43-44

45-46


47-48

49-50


Построение орнамента

8

-назначение и виды орнамента

-симметрия

-орнаментальные розетты и полосы

-сетчатый орнамент



Практическая работа

51-52

53-54


55-56

Декорирование выпиленного изделия выжиганием

6

-симметрия

-эстетичность

-исправление дефектов


Практическая работа

57-58

59-60


Отделка изделия

4

- Роспись и покрытие готового изделия лаком.




61-62

63-64


Виды резьбы по дереву.

Виды орнамента



4

-народные художественные традиции

-виды и особенности резьбы

-источники орнаментальных узоров


Беседа

демонстрации



65-66

67-68


Подготовка работ к выставке. Подведение итогов за год

4




Выставка работ учащихся


Рабочая программа кружка "токарная обработка древесины"


Пояснительная записка.

Данная программа ориентирована на обеспечение условий для конкретного творческого труда, одного из видов народного искусства - "художественная обработка древесины".



Цель - формирование знаний, первоначальных умений и навыков, а также обеспечение всестороннего развития личности подростка.

Обучение предполагает решение следующих задач:

  • раскрыть, перед обучающимися, истоки и роль народного творчества, декоративно-прикладного искусства в духовно-материальной жизни общества;

  • посредством возможностей творческого труда по программе кружковой деятельности, способствовать социализации обучающихся в обществе.

Программа включает:

  • пояснительную записку;

  • перечень знаний и умений формируемых у воспитанников;

  • тематический план

Содержание теоретического обучения предусматривает: ознакомление обучающихся с основами материаловедения для художественных работ, с художественной обработкой материалов, основами композиции, народными промыслами.

В процессе занятий обучающиеся знакомятся с литературой и иллюстративным материалом, раскрывающими историю художественных промыслов, творчества народных мастеров..

Теоретический материал усваивается в сочетании с упражнениями и практическими работами, в процессе которых обучающиеся создают собственные композиции художественных изделий.

Теоретическое и практическое обучение обучающихся проводится одновременно, при некотором опережающем изучении теоретического материала. Каждое практическое занятие начинается с инструктажей (вводного, текущего и заключительного), направленных на правильное и безопасное выполнение работ, бережное отношение к инструменту, оборудованию, а также экономному расходованию материалов, эффективному использованию времени занятий.

В процессе практического обучения обучающиеся осваивают виды художественной обработки материалов.

Творческий процесс по созданию резных изделий носит не только воспитывающий, но и обучающий характер, позволяет обучающимся в ходе подготовки режущего инструмента, подготовки материалов, практического изготовления изделий приобрести общие трудовые и специальные трудовые умения и навыки в области художественно- технической деятельности.

Занимаясь токарной обработкой древесины обучающиеся на практике применяют знания и развивают навыки не только по изобразительному искусству, черчению, технологии, но и по другим школьным учебным дисциплинам - физике, химии, биологии, географии, математике, экономике.

Весь процесс обучения носит творческий воспитательный характер, определённую художественную ценность и высокое качество исполнения, отвечает функциональным и эстетическим требованиям, является общественно полезным.

В программе уделяется особое внимание формированию у обучающихся общей культуры труда. Она рассчитана на овладение графической грамотой при выполнении рабочих чертежей и в процессе создания изделий, эскизов и их декора.

Программа предусматривает расширение знаний по физическим, технологическим свойствам древесины, процессам её обработки, инструментам и приспособлениям.

Программа ставит своей целью - развивать "чувство материала", его художественных и технологических возможностей. Она нацелена на формирование художественного вкуса, чувства прекрасного, эстетического идеала, творческих начал в личности. Программа предусматривает приобщение обучающихся к процессу создания резных изделий, попытки изменения и улучшения условий той среды в которой они живут, учатся и отдыхают; привлечение самих обучающихся к активной деятельности по созданию и сохранению прекрасного.

Программой предусмотрено изучение и исследование свойств древесины. Изучение устройства, принципа работы токарной машины..

Структура программы предусматривает использование следующих разделов, школьного курса, образовательной области "Технология":


  • материаловедение;

  • технология обработки древесины;

  • элементы машиноведения;

  • графика;

  • техническое творчество;

  • введение в художественное конструирование.

Учебный материал программы распределён с учётом возрастных особенностей обучающихся, по отдельным, тесно связанным между собой разделам.

Предусмотрены различные формы организации усвоения знаний обучающимися. Для чего в работе используются:



  • учебники, справочники;

  • дидактический материал;

  • дополнительная литература.

На всех занятиях осуществляется неукоснительный контроль за соблюдением санитарно - гигиенических требований, правил безопасности труда.

По завершению изучения данной программы обучающиеся должны овладеть следующими знаниями, умениями и навыками.



Знать:

  • принципы организации рабочего места и основные правила техники безопасности;

  • основные понятия графики, графического изображения (чертёж, эскиз, технический рисунок);

  • физико-механические, технологические, энергетические, экологические свойства материалов;

  • способы разметки по шаблону и чертежу;

  • принцип подбора столярного инструмента - по назначению, по виду деятельности, по свойствам материалов;

  • назначение и устройство станков и электрооборудования (электровыжигателя, электродрели, электролобзика);

  • иметь понятие о конструировании и моделировании;

  • способы отделки древесины - грунтовка, шлифование, окраска, лакирование, полирование;

  • основы композиции: основные принципы декоративного оформления плоскости;

  • основные приёмы выжигания, типовые композиции и их выполнение на различных видах изделий;

  • технологический процесс изготовления изделий и декорирование их выжиганием;

  • способы экономного расходования материалов, электроэнергии, бережного обращения с инструментами, оборудованием и приспособлениями;

  • правила безопасности труда, производственной санитарии, пожарной безопасности и внутреннего распорядка в процессе выполнения работ.

Уметь:

  • рационально организовывать рабочее место. Соблюдать правила Техники безопасности;

  • уметь читать и выполнять чертежи, эскизы, технические рисунки;

  • определять породу и пороки древесины по её внешнему виду;

  • производить разметку заготовки по шаблону и чертежу;

  • применять столярный инструмент по назначению. Производить его наладку;

  • выполнять простейшие столярные операции;

  • производить отделку столярных изделий с учётом дизайна;

  • выполнять простейшие расчёты стоимости изделия;

  • выполнять элементы и мотивы орнаментов в технике выжигания,

  • самостоятельно разрабатывать композиции для выжигания, резьбы и выполнять их;

  • бережно обращаться с оборудованием, приспособлениями и инструментами;

  • экономно расходовать материалы и электроэнергию;

Навыки:

  • владения основными ручными инструментами по выпиливанию и выжиганию;

  • владения основными элементами графической грамотности;

  • выполнения плоскостной разметки;

  • разработки и составления композиции для выжигания, выпиливания;

  • выполнение декорирования изделий - выжиганием;

  • Токарная обработка древесины

п/п.


Тема раздела

Запланировано часов

Основные вопросы

рассматриваемые на занятии



Формы и методы работы, виды контроля

1.

Вводное занятие

Охрана труда правила безопасности труда



1

Правила:

- поведения и техники безопасности;

- пожарной и электробезопасности;

- пром. санитарии и личной гигиены;

- задачи на год.


Инструктирование.

Беседа.


2.

устройство токарной машины для работ по дереву. Основные узлы машины

1

- устройство токарной машины для работ по дереву

- основные узлы и механизмы

- правила безопасной работы




Беседа.

Практическая работа:

«Знакомство с породами и свойствами древесины, отделочными материалами».




3.

режущие и измерительные инструменты. Подготовка инструмента к работе. Резцы

1

- правила подготовки инструмента к работе

- виды резцов, их назначение.



Беседа.

Демонстрации.



4-5

породы древесины, их применение в токарном деле. Чертеж и эскиз изделия изделия.

2

Древесина:

- основные свойства и пороки;

- характеристика пород;


Беседа.

Демонстрации.



Практическая работа.


6-7

создание чертежей, эскизов. шаблонов.

2

- понятия –эскиз, чертеж, шаблон;

- характеристики инструмента и приспособлений.



Беседа.

Практическая работа

8-9

подбор древесины для токарной обработки.

2

- породы дерева, пригодные для точения

-подготовка древесины для заготовок, способы сушки



Практическая работа



10-11

подготовка заготовок для точения, крепление приспособлений на шпиндель

2

-правила подготовки заготовок

- разметка заготовок

-правила и порядок крепления приспособлений на шпиндель


Беседа.

Практическая работа



12-13

точение цилиндрических форм.

2

- правила крепления заготовок в центрах

-правила и приемы точения цилиндрических форм из древесины.



Практическая работа


14-15

выполнение точеных изделий цилиндрической формы по индивидуальным чертежам

2

-форма и конструкция изделия;

- правила точения цилиндрических форм из древесины.

- приемы точения цилиндрических форм из древесины..


Практическая работа:



16-17

шлифование поверхностей, отделка лаком

2

- инструменты и приспособления для шлифования

- правила и приемы шлифования

-правила безопасной работы при выполнении лако-красочных работ


Практическая работа:


18

коническое и фасонное точение

1

- разметочные шаблоны

- способы создания эскизов и чертежей



беседа

демонстрации

19-20

создание рисунков изделий для криволинейного точения

2

- Плоские изделия;

- объёмные изделия.



Практическая работа:


21-22

выполнение чертежей

2

- основные и вспомогательные линии при выполнении чертежей

-правила пользования чертежным инструментом



Практическая работа:


23-24

освоение приемов конического и фасонного точения

2

- Подготовка материалов;

- перевод рисунка;

- крепление заготовок

-приемы точения.



Практическая работа:



комплексная работа по созданию точеного изделия с применением элементов росписи и выжигания

25

определение потребности и выбор изделия

1

-бытовые приспособления и сувениры, выполненные в технике точения

просмотр альбомов и журналов


26

оценка возможностей для выполнения проекта

1

- необходимые навыки и умения

-возможность приобретения материалов



Беседа



27

разработка идеи выполнения проекта

1

-составления плана работы

-выбор материала



Практическая работа.

28-29-30

работы по изготовлению изделия.

3

- Подготовка материалов;

- первеод рисунка;

- приёмы точения;

- устранение дефектов;

- прозрачная отделка.


Практическая работа:


31

полирование изделия.

1

- Освоение приёмов полирования.

Практическая работа.

32

отделка изделия красящими веществами

1

- возможность украшения изделия выжиганием или росписью

-выполнение отделки

-устранение дефектов


Практическая работа.

33

лакирование изделия.

1

- виды лаков;

- правила безопасности труда;

- приемы лакирования;

- приспособления для лакирования.



Практическая работа:

«Отделка изделий».



34

оформление и оценка качества изделия. Оформление и защита поекта.

3

- требования к оформлению проекта

-расчет экономической целесообразности



организация выставки работ и выставки проектов. Подведение итогов работы за год


Поделитесь с Вашими друзьями:


База данных защищена авторским правом ©grazit.ru 2017
обратиться к администрации

    Главная страница