Рабочая программа (модифицированная) по учебному предмету по. 01. Уп. 01.; по. 03. Уп. 01. Специальность (фортепиано) г. Кореновск



Скачать 466,2 Kb.
Дата22.10.2016
Размер466,2 Kb.
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

дополнительного образования детей детская школа искусств № 1 Муниципального образования Кореновский район


ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ

ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА

В ОБЛАСТИ МУЗЫКАЛЬНОГО ИСКУССТВА
Предметная область

ПО.01. ИСПОЛНИТЕЛЬСКАЯ ПОДГОТОВКА


РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

(модифицированная)

по учебному предмету

ПО.01.УП.01.; ПО.03.УП.01.

СПЕЦИАЛЬНОСТЬ (фортепиано)

г. Кореновск

2014 год




«Одобрено»

Методическим советом

МБОУДОД ДШИ № 1

МО Кореновский район

«____»____________2014 г.


«Утверждаю»

Директор МБОУДОД ДШИ № 1

МО Кореновский район ______________ Е.Л.Кравченко

«_____»_____________2014 г.



Год разработки программы: 2014

Разработчики - Стуконог И.В., преподаватель фортепиано

МБОУ ДОД ДШИ №1 МО Кореновский район

- Уланова Т.В., преподаватель фортепиано

МБОУ ДОД ДШИ №1 МО Кореновский район

Рецензент - Сероусова Н.Н., преподаватель по классу фортепиано высшей квалификационной категории МБОУ ДОД ДШИ №1 МО Кореновский район;

Рецензент – Кершковский А.Н., преподаватель по классу фортепиано

высшей квалификационной категории МБОУ ДОД ДШИ

ст. Динской МО Динской район.



Структура программы учебного предмета
I. Пояснительная записка
- Характеристика учебного предмета, его место и роль в образовательном процессе

- Срок реализации учебного предмета

- Объем учебного времени, предусмотренный учебным планом образовательной организации на реализацию учебного предмета

- Сведения о затратах учебного времени

- Форма проведения учебных аудиторных занятий

- Цели и задачи учебного предмета

- Структура программы учебного предмета

- Методы обучения

- Описание материально-технических условий реализации учебного предмета


  1. Содержание учебного предмета



- Учебно-тематический план

- Годовые требования


  1. Требования к уровню подготовки учащихся


- Требования к уровню подготовки на различных этапах обучения



  1. Формы и методы контроля, система оценок


- Аттестация: цели, виды, форма, содержание

- Критерии оценки


  1. Методическое обеспечение учебного процесса



  1. Список учебной и методической литературы


- Список рекомендуемой учебной литературы

- Список рекомендуемой методической литературы

I. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Характеристика учебного процесса, его место

и роль в образовательном процессе
Программа учебного предмета «Специальность (фортепиано)» разработана на основе «Рекомендаций по организации образовательной и методической деятельности при реализации общеразвивающих программ в области искусств», направленных письмом Министерства культуры Российской Федерации от 21.11.2013 №191-01-39/06-ГИ, а также с учетом многолетнего педагогического опыта в области исполнительства на фортепиано в Кореновской ДШИ, в том числе, представленного в программах по фортепиано для учащихся струнных, духовых, народных отделений.

Обучение игре на фортепиано занимает особое место в музыкальном образовании ребенка. «Игра на фортепиано - движение пальцев; исполнение на фортепиано - движение души. Обычно мы слышим только первое» (А. Рубинштейн). Познание мира на основе формирования собственного опыта деятельности в области музыкального искусства позволяет раскрыть творческие способности ребенка, помогает развить его эстетические чувства. При этом освоение фортепианной техники не требует от начинающего пианиста значительных усилий, во многом обучение представляется ему как новая интересная игра. Обширный и разнообразный фортепианный репертуар включает музыку различных стилей и эпох, в том числе, классическую, популярную, джазовую, современную, а так же музыку кубанских композиторов.

Данная программа предполагает достаточную свободу в выборе репертуара и направлена, прежде всего, на развитие интересов детей, не ориентированных на дальнейшее профессиональное обучение, но желающих получить навыки музицирования.

Программа имеет общеразвивающую направленность, основывается на принципе вариативности для различных возрастных категорий детей, обеспечивает развитие творческих способностей, формирует устойчивый интерес к творческой деятельности.

Предлагаемая программа рассчитана на четырехлетний срок обучения.

Рекомендуемый возраст детей, приступающих к освоению программы - 6 – 17 лет.

В целях получения учащимися дополнительных знаний, умений и навыков, расширения музыкального кругозора, закрепления интереса к музыкальным занятиям, развития исполнительских навыков рекомендуется включать в занятия инструментом формы ансамблевого музицирования. Для этого может потребоваться увеличение объема недельной аудиторной нагрузки.

Занятия ансамблевым музицированием развивают музыкальное мышление, расширяют музыкальный кругозор учащихся, готовят их к восприятию музыкальных произведений в концертном зале, театре, формируют коммуникативные навыки.



Срок реализации учебного предмета

При реализации программы учебного предмета «Специальность (фортепиано)» со сроком обучения 4 года, продолжительность учебных занятий с первого по четвертый годы обучения составляет 33 недели в год.



Сведения о затратах учебного времени

Вид учебной работы,

нагрузки,

аттестации


Затраты учебного времени

Всего часов

Годы обучения

1-й год

2-й год

3-й год

4-й год




Полугодия

1

2

3

4

5

6

7

8




Количество недель

16

17

16

17

16

17

16

17

Аудиторные занятия

16

17

16

17

16

17

16

17

132

Самостоятельная работа

32

34

32

34

32

34

32

34

264

Максимальная учебная нагрузка

48

51

48

51

48

51

48

51

396


Объем учебного времени, предусмотренный учебным планом образовательной организации на реализацию учебного предмета

Общая трудоемкость учебного предмета «Специальность (фортепиано)» при 4-летнем сроке обучения составляет 396 часов. Из них: 132 часа – аудиторные занятия, 264 часа – самостоятельная работа.

Рекомендуемая недельная нагрузка в часах:

Аудиторные занятия:


  • 1 - 4 классы – по 1 часу в неделю.

Самостоятельная работа (внеаудиторная нагрузка):

  • 1- 4 классы – по 2 часа в неделю.

Возможно увеличение аудиторной нагрузки за счет предмета по выбору. В этом случае сведения о затратах учебного времени будут следующие:


Сведения о затратах учебного времени

Вид учебной работы,

нагрузки,

аттестации


Затраты учебного времени

Всего часов

Годы обучения

1-й год

2-й год

3-й год

4-й год




Полугодия

1

2

3

4

5

6

7

8




Количество недель

16

17

16

17

16

17

16

17

Аудиторные занятия

32

34

32

34

32

34

32

34

264

Самостоятельная работа

32

34

32

34

32

34

32

34

264

Максимальная учебная нагрузка

64

68

64

68

64

68

64

68

528

Общая трудоемкость учебного предмета «Специальность (фортепиано)» при 4-летнем сроке обучения с учетом предмета по выбору составляет 528 часа. Из них: 264 часа – аудиторные занятия, 264 часа – самостоятельная работа.

Рекомендуемая недельная нагрузка в часах:

Аудиторные занятия:


  • 1 - 4 классы – по 2 часа в неделю.

Самостоятельная работа (внеаудиторная нагрузка):

  • 1 - 4 классы – по 2 часа в неделю.

Форма проведения учебных занятий

Занятия проводятся в индивидуальной форме. Индивидуальная форма занятий позволяют преподавателю построить процесс обучения в соответствии с принципами дифференцированного и индивидуального подходов.



Цель и задачи учебного предмета

Целью учебного предмета является обеспечение развития творческих способностей и индивидуальности учащегося, овладение знаниями и представлениями о фортепианном исполнительстве, формирование практических умений и навыков игры на фортепиано, устойчивого интереса к самостоятельной деятельности в области музыкального искусства.



Задачи учебного предмета

  • создание условий для художественного образования, эстетического воспитания, духовно-нравственного развития детей;

  • формирование у учащихся эстетических взглядов, нравственных установок и потребности общения с духовными ценностями, произведениями искусства;

  • воспитание активного слушателя, зрителя, участника творческой самодеятельности.

  • приобретение детьми начальных базовых знаний, умений и навыков игры на фортепиано, позволяющих исполнять музыкальные произведения в соответствии с необходимым уровнем музыкальной грамотности и стилевыми традициями;

  • приобретение знаний основ музыкальной грамоты, основных средств выразительности, используемых в музыкальном искусстве, наиболее употребляемой музыкальной терминологии;

  • воспитание у детей культуры сольного и ансамблевого музицирования на инструменте, стремления к практическому использованию приобретенных знаний, умений и навыков игры на фортепиано.



Структура программы

Программа содержит следующие разделы:



  • сведения о затратах учебного времени, предусмотренного на освоение учебного предмета;

  • распределение учебного материала по годам обучения;

  • описание дидактических единиц учебного предмета;

  • требования к уровню подготовки учащихся;

  • формы и методы контроля, система оценок, итоговая аттестация;

  • методическое обеспечение учебного процесса.

В соответствии с данными направлениями строится основной раздел программы «Содержание учебного предмета».

Методы обучения

Для достижения поставленной цели и реализации задач предмета используются следующие методы обучения:

- словесный (объяснение, беседа, рассказ);

- наглядный (показ, наблюдение, демонстрация приемов работы);

- практический (освоение приемов игры на инструменте);

- эмоциональный (подбор ассоциаций, образов, художественные впечатления).



Описание материально-технических условий реализации

учебного предмета

Реализация программы учебного предмета «Специальность (фортепиано)» обеспечивается:



  • доступом каждого учащегося к библиотечным фондам и фондам фонотеки, аудио и видеозаписей;

  • учебными аудиториями для индивидуальных занятий площадью не менее 6 кв.м., оснащенными роялями или пианино и имеющими звукоизоляцию.

В образовательной организации должны быть созданы условия для содержания, своевременного обслуживания и ремонта музыкальных инструментов.

Библиотечный фонд укомплектовывается печатными, электронными изданиями, учебно-методической и нотной литературой.

Материально-техническая база должна соответствовать санитарным и противопожарным нормам, нормам охраны труда.
II. СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

Годовые требования

Учебная программа по предмету «Специальность (фортепиано)» рассчитана на 4 года. В распределении учебного материала по годам обучения учтен принцип систематического и последовательного обучения. Последовательность в обучении поможет учащимся применять полученные знания и умения в изучении нового материала. Формирование у обучающихся умений и навыков происходит постепенно: от первого знакомства с инструментом и нотной грамотой до самостоятельного разбора и исполнения музыкального произведения.

Содержание учебного предмета «Специальность (фортепиано)» соответствует направленности общеразвивающей программы на приобщение учащихся к любительскому музицированию.

Годовые требования содержат несколько вариантов примерных исполнительских программ, разработанных с учетом индивидуальных и возрастных возможностей, интересов учащихся.

Для продвинутых учащихся, а также с учетом их возрастных возможностей может разрабатываться и использоваться более высокий уровень сложности программных требований.

Важна игра в ансамбле с учеником: в начальных классах ученик играет партию одной руки, педагог - другой. В дальнейшем исполняются ансамбли в 4 руки, для 2-х фортепиано, аккомпанементы голосу, струнному или духовому инструменту.



Первый год обучения

Ознакомление с инструментом «фортепиано», основными приемами игры, знакомство со штрихами non legato, legato, staccato. Знакомство с нотной грамотой, музыкальными терминами. Подбор по слуху музыкальных попевок, песенок. Упражнения на постановку рук, развитие пальцевой техники, приемов звукоизвлечения, владение основными видами штрихов.

Разучивание в течение года 10-12 разнохарактерных произведений.

Чтение с листа отдельно каждой рукой легкого нотного текста.

Знакомство со строением мажорной и минорной гамм, строением тонического трезвучия. Знание понятий: скрипичный и басовый ключи, длительности, размеры, мажорная, минорная гамма, тональность, ключевые знаки и другие.

Гаммы До, Соль, Фа мажор отдельно каждой рукой в одну октаву. Аккорд - тоническое трезвучие с обращениями - отдельно каждой рукой.

За год учащийся может выступать на классных мероприятиях (классный час, родительское собрание).

В конце года обучающийся исполняет в классе в форме зачета два разнохарактерных произведения с оценкой.


Примерные репертуарные списки
«Я учусь играть на рояле», сост. Л.Зуева, «Окарина», Новосибирск, 2009

Прибаутка «Котик»

Прибаутка «Андрей-воробей»

РНП «Дин-Дон»

РНП «У кота»

РНП «Пастушок»

РНП «Василек»

В.Витлин «Серенькая кошечка»

А.Филиппенко «Цыплята»

Скороговорка «Бычок»

УНП «Ой, звоны звонят»

А.Островский «Лошадка»

С.Сароян «Кукле»

РНП «Земелюшка-чернозем»

РНП «У ворот, ворот»

РНП «Коровушка»


«Этюды для фортепиано, 1 класс», сост. Р.Гиндин, М.Карафинко, «Музыкальная Украина», 1972

Е.Гнесина Этюды № 1, 2, 3, 4 До мажор

И.Беркович Этюды № 1, 2 До мажор
А.Борзенков «Начинаю играть на рояле», «Композитор», СПб, 1997

Е.Гнесина Этюды № 20, 21

Л.Шитте Этюды № 28, 29

Б.Берлин «Пони-звездочка»

В.Витлин «Дед Мороз»

М.Красев «Ёлочка»

Грузинская народная песня «Сулико»
и другие произведения по сложности аналогичные данным.
АНСАМБЛИ
С.А.Барсуков «Азбука игры на фортепиано», «Феникс», Ростов-на-Дону, 2010

С.Барсуков «Сорока»

С.Барсуков «Снежный дом»

Н.Мордасов «Ласковая песенка»

И.Корольков «Щенок»

С.Барсуков «Башмачок»

РНП «Сидит ворон»

РНП «Дуня»

Н.Куртева «Качели»

Н.Мордасов «Игривая пьеса»


И.Гриффина, Н.Тарасова «Я учусь играть с листа на фортепиано», «Композитор», СПб, 2013

РНП «Как пошли наши подружки»

УНП «Шум»

Латышская народная песня

Детская песенка «Осень»

РНП «Светит месяц»

М.Раухвергер «Китайская песенка»

Д.Тюрк «Ленивец»

В.Золотницкая «Воробей и котофей»
и другие произведения по сложности аналогичные данным.

Примеры переводных программ

Вариант 1

РНП «Пастушок»

И.Беркович Этюд № 1

Вариант 2

Б.Берлин «Пони-звездочка»

Е.Гнесина Этюд № 20

Вариант 3

М.Красев «Ёлочка»

Л.Шитте Этюд № 29
Второй год обучения
Продолжение работы над совершенствованием технических приемов игры на фортепиано, звукоизвлечением. Работа над упражнениями, формирующими правильные игровые навыки. Чтение с листа. Игра в ансамбле.

За год учащийся изучает:

3-4 этюда,

6-8 разнохарактерные пьесы,

2-3 произведения полифонического стиля,

2-3 ансамбля,

гаммы До, Ре, Соль, Фа мажор, ля, ми ре минор двумя руками в 2 октавы, аккорды, арпеджио отдельными руками в две октавы.

Аттестация проводиться в конце каждого полугодия в форме классного зачета. Обучающий должен исполнить пьесу и этюд в первом полугодии; полифонию и пьесу (этюд) во втором полугодии с оценкой.



Примерные репертуарные списки

ПОЛИФОНИЧЕСКИЕ ПРОИЗВЕДЕНИЯ
«Я учусь играть по нотам», сост. Л.Зуева, «Окарина», Новосибирск, 2009

Д.Тюрк «Ариозо»

Э.Зёхтинг «Шутливая песенка»

Н.Руднев «Щебетала пташечка»

Ю.Литовко «Пастушок»

Г.Телеман «Пьеса»

Т.Салютринская «Ивушка»

В.Моцарт «Менуэт»

РНП «Родина»
«Я учусь играть с листа на рояле», сост. И.Гриффина, Н.Тарасова, «Композитор», СПб, 2013

УНП «Дударик»

Я.Кепитис «В степи»

УНП «За селом, селом»

А.Кранц «Кукушка в лесу»

Б.Кравченко «Я рисую»


«Фортепианная школа Ляховицкой», сост. В.Меркина, «Композитор», СПб, 1997

Старинный танец «Контрданс-экосез»

А.Гольденвейзер «Маленький канон»

Старинный танец «Аллеманда»

А.Дюбюк «Русская песня»
и другие произведения, по сложности аналогичные данным.
ПЬЕСЫ
«110 новых пьес для фортепиано», сост. Б.Поливода, В.Сластёненко «Феникс», Ростов-на-Дону, 2008

Б.Поливода «Старый автомобиль»

В.Сластёненко «Канадский вальс»

Б.Поливода «Восхождение»

К.Михайлов «Песня»

В.Данкомб «Серенада для трубы»

В.Михайлов «Мелодия»

Б.Поливода «В один прекрасный день»

А.Герц «Капля на листе»

Ф.Шопен «Желание»


«Большая музыка – маленькому музыканту», сост. Т.Юдовина-Гальперина, «Композитор», СПб, 2004

Р.Вагнер «Свадебный хор»

И.Гадн «Анданте»

И.Штраус «Голубой Дунай»

Э.Григ «Утро»
«Альбом ученика-пианиста» 1 класс, сост. И.Королькова, Г.Цыганова «Феник», Ростов-на-Дону, 2013

А.Гречанинов «В разлуке»

И.Беркович «Танец»

И.Королькова «В кузне»

С.Майкапар «Вальс»

С.Майкапар «В садике»

С.Майкапар «Детская пьеса»

И.Королькова «Русская пляска»

К.Михайлов «Прогулка»
и другие произведения, по сложности аналогичные данным.
ЭТЮДЫ
«Фортепианная школа Ляховицкой», сост. В.Меркина, «Композитор», СПб, 1997

С.Ляховицкая Этюды № 28, 29

Д.Левидов Этюд № 30

Л.Шитте Этюд № 31

А.Лешгорн Этюд № 32

К.Черни Этюд № 36

А.Жилинский Этюд № 37

А.Гедике Эдюд № 38


«Скороговорки для фортепиано», сост. Т.Симонова, «Композитор», СПб, 2009

Любые номера по выбору педагога


«Начинаю играть на рояле», сост. А.Борзенкова, «Композитор», СПб, 1997

Е.Гнесина Этюды № 20, 21

Ж.Арман Этюд № 26

Л.Шитте Этюды № 28, 29, 34

И.Любарский Этюд № 38

И.Беркович Этюды № 41, 42


«Этюды»,выпуск 2, сост. С.Барсукова, «Феникс», Ростов-на-Дону, 2002

И.Беркович Этюд № 12

Э.Фрей Этюд № 14

Э.Тетсель Этюд № 15

Г.Беренс Этюд № 17

В.Волков Этюд № 18

и другие произведения, по сложности аналогичные данным.

АНСАМБЛИ
«Фортепианная школа Ляховицкой», сост. В.Меркина, «Композитор», СПб, 1997

РНП «Как пошли наши подружки»

К.Вебер «Вальс»

П.Чайковский «Хор девушек»

В.Моцарт «Менуэт»

П.Чайковский Отрывок»
«Я учусь играть с листа на рояле», сост. И.Гриффина, Н.Тарасова, «Композитор», СПб, 2013

С.Майкапар «Первые шаги» № 1, 3

В.Чирх «Мельница у ручья»

Немецкая народная песенка «Маленькая пчёлка»

А.Рожицкий «Мелодия»

А.Рожицкий «Веселая песенка»


С.А.Барсуков «Азбука игры на фортепиано», «Феникс», Ростов-на-Дону, 2010

С.Барсуков «Продавец»

С.Барсуков «Мальчики»

Немецкая народная песня «Вокруг дерева»

Немецкая народная песня «Хохлатка»

Н.Мордасов «Ансамбль в стиле джаза»

И.Корольков «Вальс»

Б.Хилл «С днем рождения»


и другие произведения, по сложности аналогичные данным.
Примеры переводных программ

1 полугодие

Вариант 1

К.Михайлов «Песня»

Л.Шитте Этюд № 31

Вариант 2

И.Гайдн «Анданте»

Ж.Арман Этюд № 26

2 полугодие

Вариант 1

Д.Тюрк «Ариозо»

С.Ляховицкая Этюд № 28

Вариант 2

Г.Телеман «Пьеса»

И.Беркович «Танец»

Третий год обучения
В 3 классе можно включать в репертуар пьесы, в которых педаль является неотъемлемым элементом выразительного исполнения.

Расширение образного строя исполняемого репертуара. Чтение с листа. Игра в ансамбле.

За год учащийся должен освоить:

3-4 этюда,

6-8 разнохарактерные пьесы,

2-3 полифонических произведения,

1 произведение крупной формы,

2-3 ансамбля,

гаммы До, Соль, Ре, Ля, Фа, Си-бемоль мажор ля, ре, си, ми, соль минор в прямом и расходящемся движении от белых клавиш, аккорды и арпеджио по три звука двумя руками, хроматическая гамма в две октавы.
Примерные репертуарные списки

ПОЛИФОНИЧЕСКИЕ ПРОИЗВЕДЕНИЯ
«Музыкальная мозаика», выпуск 2, сост. С.Барсукова «Феникс», Ростов-на-Дону, 2003

Б.Барток «Менуэт»

М.Шмитц «Мини-менуэт»

М.Шмитц «Прелюдия»



«Альбом ученика-пианиста» 2 класс, сост. И.Королькова, Г.Цыганова «Феник», Ростов-на-Дону, 2006
И.Гайдн «Менуэт»

В.Моцарт «Ария»

В.Берд «Аллегретто»

В.Моцарт «Пьеса»

А.Гедике «Сарабанда»

И.Беркович «Ой, летает сокол»

И.Беркович «Русская песня»

Ю.Щуровский «Поле»


и другие произведения, по сложности аналогичные данным.

КРУПНАЯ ФОРМА

«Альбом ученика-пианиста» 2 класс, сост. И.Королькова, Г.Цыганова «Феник», Ростов-на-Дону, 2006
К.Рейнеке «Маленькая сонатина», Соль мажор

С.Халаимов «Вариации» ми минор

С.Халаимов «Миниатюрная сонатина» Соль мажор

И.Беркович «Вариации» ми минор

И.Королькова «Вариации» Фа мажор

А.Бейл «Сонатина» Соль мажор

Т.Хаслингер «Рондо» До мажор

В.Моцарт Вариации Соль мажор



ПЬЕСЫ
«Большая музыка – маленькому музыканту», сост. Т.Юдовина-Гальперина, «Композитор», СПб, 2004

на усмотрение преподавателя


«В деревне», сост. О.Геталова, «Композитор», СПб, 2006

«Ура! Каникулы!»

«Наш милый черный кот»

«Рикки на прогулке»

и другие произведения по усмотрению преподавателя
«Джазовые пьесы, этюды», сост. С.Бахарев «Творческая лаборатория», Новороссийск, 2001

«Лунная поляна»

«Белое и черное»

«Танец под дождем»

и другие на усмотрение преподавателя
В.Коровицын «Детский альбом», сост. Г.Цыганова, «Феникс», Ростов-на-Дону, 2008

произведения на усмотрение преподавателя


Ж.Металлиди «Пьесы для фортепиано в две и четыре руки» «Композитор», СПб, 2008

произведения на усмотрение преподавателя


«Музыкальная мозаика», 1-3 классы, сост. С.Барсукова «Феникс», Ростов-на-Дону, 2003

произведения на усмотрение преподавателя


«Я учусь играть с листа на рояле», сост. И.Гриффина, Н.Тарасова, «Композитор», СПб, 2013

А.Роули «Китайский мальчик»

А.Роули «На мотоцикле»

Э.Сигмейстер «Кукушка танцует вальс»

В.Ребиков «Аннушка»

и другие произведения на усмотрение преподавателя


и другие произведения, по сложности аналогичные данным.
ЭТЮДЫ
«Альбом ученика-пианиста» 2 класс, сост. И.Королькова, Г.Цыганова «Феник», Ростов-на-Дону, 2006

И.Беркович Этюд № 1

А.Жилинский Этюд № 2

Ф.Лекуппе Этют № 3

Л.Шитте Этюд № 5

К.Гурлит Этюд № 6

А.Гедике Этюд № 7

А.Гедике Этюд № 8

А.Гедике Этюд № 10

А.Гедике Этюд № 11


«Сборник этюдов», выпуск 2 сост. С.Барсукова, «Феникс», Ростов-на-Дону, 2002

И.Беркович Этюд № 22

Л.Шитте Этюд № 23

С.Фейнберг Этюд № 25

И.Беркович Этюд № 27

М.Раухвергер Этюд № 29

Ж.Дювернуа Этюд № 40
К.Черни ред. Г.Гермера «Избранные фортепианные этюды»

на усмотрение преподавателя


Л.Шитте «Маленькие этюды» соч. № 108, 160

на усмотрение преподавателя


А.Гедике «20 маленьких пьес для начинающих» соч. 6

на усмотрение преподавателя


АНСАМБЛИ
«Музыкальная мозаика», выпуск 5, сост. С.Барсукова «Феникс», Ростов-на-Дону, 2003

М.Зив «Работает машина»

М.Зив «Цветы полевые»

В.Баркаускас «Нетерпеливое ожидание»


«Музыкальная мозаика», выпуск 2, сост. С.Барсукова «Феникс», Ростов-на-Дону, 2002

Ф.Шуберт «Аве Мария»

М.Шмитц «Заводные буги»
«Альбом ученика-пианиста» 2 класс, сост. И.Королькова, Г.Цыганова «Феник», Ростов-на-Дону, 2006

Н.Римский-Корсаков «Ладушки»

М.Глинка «Жаворонок»

П.Чайковский «Мой Лизочек»

М.Старокадонский «Веселые путешественники»

и другие произведения, по сложности аналогичные данным.


Примеры переводных программ

1 полугодие

Вариант 1

О.Геталова «Наш милый черный кот»

К.Гурлит Этюд № 6

Вариант 2

С.Бахарев «Лунная поляна»

И.Беркович Этюд № 22

2 полугодие

Вариант 1

И.Гайдн Менуэт

Л.Шитте Этюд № 23

Вариант 2

А.Гедике Сарабанда

В.Ребиков «Аннушка»

Четвертый год обучения
В 4 классе в целом требования совпадают с 3 классом, но с учетом усложнения программы. Чтение с листа. Игра в ансамбле.

За год учащийся должен освоить:

3-4 этюда,

6-8 разнохарактерные пьесы,

2-3 полифонических произведения,

1-2 произведение крупной формы,

2-3 ансамбля,

гаммы До, Соль, Ре, Ля, Фа, Си-бемоль, Ми, Ми-бемоль мажор; ля, ре, си, ми, соль, си, до минор в прямом и расходящемся движении от белых клавиш, аккорды и арпеджио по три звука двумя руками, хроматическая гамма в две октавы, арпеджио по 4 звука отдельными руками


Примерные репертуарные списки

ПОЛИФОНИЧЕСКИЕ ПРОИЗВЕДЕНИЯ
И.Бах «Нотная тетрадь Анны Магдалены Бах»

на усмотрение преподавателя


И.Бах «Маленькие прелюдии и фуги»

на усмотрение преподавателя


А.Гедике «15 небольших пьес для фортепиано» соч. № 60

на усмотрение преподавателя


И.Кригер «Сарабанда»

И.Кулау «Сарабанда»

Л.Моцарт «Буре»

И.Пахельбель «Сарабанда»

И.Пахельбель «Жига»

И.Кребс «Паспье»

И.Кребс «Менуэт»
«Сборник полифонических пьес» часть 1, сост. С.Ляховицкая

на усмотрение преподавателя


и другие произведения, по сложности аналогичные данным.

КРУПНАЯ ФОРМА

Д.Чимароза «Соната» соль минор

И.Дюссек «Рондо» Соль мажор

А.Мюллер «Сонатина» Фа мажор, 1, 2 часть

И.Бенда «Соната» ля минор

Ф.Кулау «Вариации» Соль мажор»



«Сонатины, родно, вариации» сост. С.Голованова «Музыка» М., 1995

на усмотрение преподавателя



«Музыкальные жемчужинки» Учебное пособие для фортепиано, выпуск 3

на усмотрение преподавателя


«Сонаты, сонатины, рондо и вариации».Средние классы ДМШ и ДШИ, «Композитор» СПб, 2007

на усмотрение преподавателя




ПЬЕСЫ
«Большая музыка – маленькому музыканту», сост. Т.Юдовина-Гальперина, «Композитор», СПб, 2004

на усмотрение преподавателя


«Альбом ученика-писаниста» Хрестоматия с 1 по 5 класс , выпуск 5 «Феникс», Ростов-на-Дону, 2009

произведения на усмотрение преподавателя


О.Геталова «Обучение без мучения» Учебное пособие на материале детских песен, с 1 по 5 классы, «Композитор», СПб, 2011

произведения на усмотрение преподавателя


«В лунном сиянии», сост. О.Геталова, «Композитор», СПб, 2006

произведения на усмотрение преподавателя


В.Коровицын «Детский альбом», выпуск 2, сост. Г.Цыганова, «Феникс» Ростов-на-Дону, 2008

произведения на усмотрение преподавателя


В.Косенко соч. № 15 «24 детских пьесы»

произведения на усмотрение преподавателя


С.Майкапар «Маленькие новеллетты»

произведения на усмотрение преподавателя


«Сборник пьес для фортепиано» сост. С.Барсукова «Феникс» Ростов-на-Дону, 2002

В.Клова Прелюдия»

Н.Глинка «Жаворонок»

Н.Раков «Меланхолический вальс»

С.Разорёнов «Вальс»

Т.Остен «Вальс»

Т.Остен «Полька-мазурка»

Г.Толкачёв «Детская пьеса»



«Популярные зарубежные мелодии в легком переложении для фортепиано», «Композитор» СПб, 2004

«Популярные отечественные мелодии эстрады для фортепиано», сост. Л.Коршунова «Окарина, г.Новосибирск, 2011

«Юному музыканту-пианисту. Хрестоматия для учащихся ДМШ с 1 по 5 классы», выпуск 6, «Феникс», Ростов-на-Дону, 2009

«Музыкальная мозаика», выпуск 1-5, «Феникс», Ростов-на-Дону, 2002-2006

произведения на усмотрение преподавателя


и другие произведения, по сложности аналогичные данным.

ЭТЮДЫ
М.Беркович «Маленькие этюды»



Г.Беренс соч. 31, 68 «32 избранных этюда»

А.Бертини соч. 29 «28 избранных этюдов»

А.Гедике «40 мелодических этюдов для начинающих»

А.Гедике соч. 47 «30 легких этюдов»

А.Гедике соч. 58 «25 легких пьес»

Т.Лак соч. 172 «Этюды»

А.Лемуан соч. 37 «50 характерных этюдов»

А.Лешгорн соч. 65 «Избранные этюды для начинающих»

С.Майкапар соч. 33 «Миниатюры»

«Смешные этюды» сост. С.Нестерова, «Композитор» СПб, 2002

на усмотрение преподавателя


АНСАМБЛИ
«Веселые нотки», сост. С.Барсуков, «Феникс», Ростов-на-Дону, 2010

М.Зив «По кочкам»

М.Зив «Мы шагаем»

М.Зив «Веретено»

А.Вивальди «Финал»
«Веселый слоненок», сост.О.Геталова «Композитор», СПб, 2004

«На лугу»

«Колыбельная»

«Трансформер»

«Встреча в пустыне»

«Шотландская народная песня»


«Играем с удовольствием» сост. О.Сотникова «Композитор», СПб, 2006

А.Дюбюк «Мазурка»

А.Дюбюк «Гувернантка-немка»

А.Дюбюк Полька «Блины»

А.Дюбюк «Марш лилипутов»

Ф.Шпиндлер «Танец»

Ф.Шпиндлер «Сонатина», 1, 2, 3 части

и другие произведения, по сложности аналогичные данным.


Примеры переводных программ

1 полугодие

Вариант 1

В.Клова Прелюдия

С.Майкапар Этюд Соль мажор

Вариант 2

Н.Раков «Меланхолический вальс»

Т.Лак Этюд ля минор

2 полугодие

Вариант 1

Д.Чимароза Соната соль минор

Е.Гнесина Этюд Фа мажор

Вариант 2

И.Бах Менуэт до минор

обр.О.Геталовой «Ночь светла» Ф.Шпиндлер «Танец»

III. ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ УЧАЩИХСЯ

Результатом освоения программы по учебному предмету «Музыкальный инструмент (фортепиано)» является приобретение учащимися следующих знаний, умений и навыков:



  • навыков исполнения музыкальных произведений (сольное исполнение, ансамблевое исполнение);

  • умений использовать выразительные средства для создания художественного образа;

  • умений самостоятельно разучивать музыкальные произведения различных жанров и стилей;

  • знаний основ музыкальной грамоты;

  • знаний основных средств выразительности, используемых в музыкальном искусстве;

  • знаний наиболее употребляемой музыкальной терминологии;

  • навыков публичных выступлений;

  • навыков общения со слушательской аудиторией в условиях музыкально-просветительской деятельности образовательной организации.


IV. ФОРМЫ И МЕТОДЫ КОНТРОЛЯ. КРИТЕРИИ ОЦЕНОК

Контроль знаний, умений, навыков учащихся обеспечивает оперативное управление учебным процессом и выполняет обучающую, проверочную, воспитательную и корректирующую функции. Разнообразные формы контроля успеваемости учащихся позволяют объективно оценить успешность и качество образовательного процесса.

Основными видами контроля успеваемости по предмету «Музыкальный инструмент (фортепиано)» являются:


  • текущий контроль успеваемости учащихся,

  • промежуточная аттестация,

  • итоговая аттестация.

Текущая аттестация проводится с целью контроля за качеством освоения какого-либо раздела учебного материала предмета и направлена на поддержание учебной дисциплины, выявление отношения к предмету, на ответственную организацию домашних занятий и может носить стимулирующий характер.

Текущий контроль осуществляется регулярно преподавателем, отметки выставляются в журнал и дневник учащегося. В них учитываются:



  • отношение ученика к занятиям, его старание, прилежность;

  • качество выполнения домашних заданий;

  • инициативность и проявление самостоятельности - как на уроке, так и во время домашней работы;

  • темпы продвижения.

На основании результатов текущего контроля выводятся четвертные оценки.

Промежуточная аттестация определяет успешность развития учащегося и степень освоения им учебных задач на данном этапе.

Наиболее распространенными формами промежуточной аттестации являются зачеты, академические концерты, контрольные уроки, а также концерты, тематические вечера и прослушивания к ним. Участие в концертах приравнивается к выступлению на академическом концерте. Отметка, полученная за концертное исполнение, влияет на четвертную, годовую и итоговую оценки.


Итоговая аттестация

При прохождении итоговой аттестации выпускник должен продемонстрировать знания, умения и навыки в соответствии с программными требованиями.

Форма и содержание итоговой аттестации по учебному предмету «Музыкальный инструмент (фортепиано)» устанавливаются образовательной организацией самостоятельно. При проведении итоговой аттестации может применяться форма экзамена.

Критерии оценки

Критерии оценки качества подготовки учащегося позволяют определить уровень освоения материала, предусмотренного учебной программой. Основным критерием оценок учащегося, осваивающего общеразвивающую программу, является грамотное исполнение авторского текста, художественная выразительность, владение техническими приемами игры на инструменте.

При оценивании учащегося, осваивающегося общеразвивающую программу, следует учитывать:

формирование устойчивого интереса к музыкальному искусству, к занятиям музыкой;

наличие исполнительской культуры, развитие музыкального мышления;

овладение практическими умениями и навыками в различных видах музыкально-исполнительской деятельности: сольном, ансамблевом исполнительстве, подборе аккомпанемента;

степень продвижения учащегося, успешность личностных достижений.

По итогам исполнения программы на зачете, академическом прослушивании выставляется оценка по пятибалльной шкале:





Оценка

Критерии оценивания выступления

5 («отлично»)

предусматривает исполнение программы, соответствующей году обучения, наизусть, выразительно; отличное знание текста, владение необходимыми техническими приемами, штрихами; хорошее звукоизвлечение, понимание стиля исполняемого произведения; использование художественно оправданных технических приемов, позволяющих создавать художественный образ, соответствующий авторскому замыслу

4 («хорошо»)

программа соответствует году обучения, грамотное исполнение с наличием мелких технических недочетов, небольшое несоответствие темпа, недостаточно убедительное донесение образа исполняемого произведения

3 («удовлетворительно»)

программа не соответствует году обучения, при исполнении обнаружено плохое знание нотного текста, технические ошибки, характер произведения не выявлен

2 («неудовлетворительно»)

незнание наизусть нотного текста, слабое владение навыками игры на инструменте, подразумевающее плохую посещаемость занятий и слабую самостоятельную работу

«зачет» (без отметки)

отражает достаточный уровень подготовки и исполнения на данном этапе обучения.



V. МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА

Методические рекомендации преподавателям

Трехлетний срок реализации программы учебного предмета позволяет: перейти на обучение по предпрофессиональной программе, продолжить самостоятельные занятия, приобщиться к любительскому сольному и ансамблевому музицированию.

Важнейшие педагогические принципы постепенности и последовательности в изучении материала требуют от преподавателя применения различных подходов к учащимся, учитывающих оценку их интеллектуальных, физических, музыкальных и эмоциональных данных, уровень подготовки.

Достичь более высоких результатов в обучении и развитии творческих способностей учащихся, полнее учитывать индивидуальные возможности и личностные особенности ребенка позволяют следующие методы дифференциации и индивидуализации:



  • разработка педагогом заданий различной трудности и объема;

  • разная мера помощи преподавателя учащимся при выполнении учебных заданий;

  • вариативность темпа освоения учебного материала;

  • индивидуальные и дифференцированные домашние задания.

Основной задачей применения принципов дифференциации и индивидуализации при объяснении материала является актуализация полученных учениками знаний. Важно вспомнить именно то, что будет необходимо при объяснении нового материала. Часто на этапе освоения нового материала учащимся предлагается воспользоваться ранее полученной информацией, и при этом ученики получают разную меру помощи, которую может оказать преподаватель посредством показа на инструменте.

Основное время на уроке отводится практической деятельности, поэтому создание творческой атмосферы способствует ее продуктивности.

Правильная организация учебного процесса, успешное и всестороннее развитие музыкально-исполнительских данных ученика зависят непосредственно от того, насколько тщательно спланирована работа в целом, глубоко продуман выбор репертуара. Целесообразно составленный индивидуальный план, своевременное его выполнение так же, как и рационально подобранный учебный материал, существенным образом влияют на успешность развития ученика.

Предлагаемые репертуарные списки, программы к зачетам и контрольным урокам, включающие художественный и учебный материал различной степени трудности, являются примерными, предполагающими варьирование, дополнение в соответствии с творческими намерениями преподавателя и особенностями конкретного ученика.

Общее количество музыкальных произведений, рекомендованных для изучения в каждом классе, дается в годовых требованиях. Предполагается, что педагог в работе над репертуаром будет добиваться различной степени завершенности исполнения: некоторые произведения должны быть подготовлены для публичного выступления, другие – для показа в условиях класса, третьи – с целью ознакомления. Все это определяет содержание индивидуального учебного плана учащегося.

На заключительном этапе ученики имеют опыт исполнения произведений классической и современной музыки, опыт сольного и ансамблевого музицирования. Исходя из этого опыта, они используют полученные знания, умения и навыки в исполнительской практике. Параллельно с формированием практических умений и навыков учащийся получает знания музыкальной грамоты, основы гармонии, которые применяются, в том числе, при подборе на слух.

Методы работы над качеством звука зависят от индивидуальных способностей и возможностей учащихся, степени развития музыкального слуха и музыкально-игровых навыков.

Важным элементом обучения является накопление художественного исполнительского материала, дальнейшее расширение и совершенствование практики публичных выступлений (сольных и ансамблевых).



VI. СПИСКИ РЕКОМЕНДУЕМОЙ УЧЕБНОЙ И МЕТОДИЧЕСКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Список рекомендуемой учебной литературы

Альбом классического репертуара. Пособие для подготовительного и 1 классов /сост. Т.Директоренко, О.Мечетина. М., Композитор, 2003

Альбом легких переложений для ф-но в 4 руки. Вып.2/сост. Э.Денисов,1962

Альбом юного музыканта. Педагогический репертуар ДМШ 1-3 кл./ред.-сост. И. Беркович. Киев,1964

Артоболевская А. Первая встреча с музыкой: Учебное пособие. М.: Российское музыкальное издательство, 1996

Бах И.С. Нотная тетрадь Анны Магдалены Бах. М.: Музыка, 2012

Бах И.С. Маленькие прелюдии и фуги для ф-но. Под ред. И.А.Браудо. СПб: Композитор, 1997

Беренс Г. Этюды. М.: Музыка, 2005

Беренс Г. 32 избранных этюда (соч.61, 68, 88)

Бертини А. Избранные этюды. М.: Музыка, 1992

Бетховен Л. Легкие сонаты (сонатины) для ф-но. М.: Музыка, 2011

Библиотека юного пианиста. Сонаты. Средние и старшие классы ДМШ. Вып.1. Сост. Ю. Курганов. М.,1991

Ветлугина Н. Музыкальный букварь. - М., Музыка, 1987

Веселые нотки. Сборник пьес для ф-но, 3-4 кл. ДМШ, вып. 1: Учебно-метод. пособие, сост. С.А. Барсукова. – Ростов н/Д: Феникс, 2007

Гайдн Й. Избранные пьесы для ф-но. 1-4 кл. М.,1993

Гаммы и арпеджио в 2-х ч. Сост. Ширинская Н. М., Музыка, 2006

Геталова О., Визная И. «В музыку с радостью». СПб, Композитор, 2005

Григ Э. Избранные лирические пьесы для ф-но, Вып.1,2. М.: Музыка, 2011

Гедике А. 40 мелодических этюдов для начинающих, соч.32

Джаз для детей, средние и старшие классы ДМШ, вып.6: Учебно-метод. пособие / сост. С.А. Барсукова. – Ростов н/Д: Феникс, 2003

«Иду, гляжу по сторонам», ансамбль в 4 руки. Изд. «Композитор», СПб, 1999

Избранные этюды зарубежных композиторов. Вып 4.V-VI кл. ДМШ: Уч. пос. / редакторы – составители А.Г.Руббах и В.А.Натансон М.: Государственное музыкальное издательство, 1962

Избранные этюды иностранных композиторов, вып.1, I-II кл. ДМШ: Уч. пос. /сост. А.Руббах и В.Натансон. М.: Государственное музыкальное издательство, 1960

Казановский Е. Дюжина джазовых крохотулечек: Учеб. пособие – СПб: Союз художников, 2008

Лемуан А. Соч.37. 50 характерных и прогрессивных этюдов. М.: Музыка, 2010

Лекуппе Ф. 25 легких этюдов. Соч. 17

Лещинская И. Малыш за роялем. - М.: Кифара, 1994

Лешгорн А. Избранные этюды. Соч.65, 66

Металлиди Ж. «Дом с колокольчиком». Изд. «Композитор», СПб, 1994

Милич Б. Фортепиано 1, 2, 3 кл. Кифара, 2006

Милич Б. Фортепиано 4 кл. Кифара, 2001

Милич Б. Фортепиано 6 кл. Кифара, 2002

Музицирование для детей и взрослых, вып.2: Учебное пособие/ сост. Барахтин Ю.В. Новосибирск, Окарина, 2008

Музыка для детей. Фортепианные пьесы: вып.2, издание 4. Сост. К.С.Сорокина М.: Современный композитор, 1986

Музыкальный альбом для фортепиано, вып. 1.Составитель А. Руббах. М., 1972

Музыкальный альбом для ф-но, вып.2/ сост. А.Руббах, В.Малинникова. М.: Советский композитор, 1973

Музыкальная коллекция, 2-3 классы ДМШ. Сборник пьес для ф-но./Учебно-метод. пособие. Сост. Гавриш О.Ю., Барсукова С.А. Ростов н/Д: Феникс, 2008

Музыкальная азбука для самых маленьких: Учебно-метод. пособие. Сост. Н.Н.Горошко. Ростов н/Д: Феникс, 2007

Орфей. Альбом популярных пьес зарубежных композиторов для ф-но: Сб./ сост. К.Сорокин. М.: Музыка, 1976

Путешествие в мир музыки: Уч. пособие/сост. О.В.Бахлацкая. М.: Советский композитор, 1990

Парцхаладзе М. Детский альбом. Учебное пособие. Педагогическая редакция А.Батаговой, Н.Лукьяновой. М.: Советский композитор, 1963

Педагогический репертуар ДМШ. Итальянская клавирная музыка для фортепиано, вып. 3. Сост. О.Брыкова, А.Парасаднова, Л.Россик. М., 1973

Пьесы в форме старинных танцев. Сост. М.Соколов. М., 1972

Педагогический репертуар ДМШ для ф-но. Легкие пьесы зарубежных композиторов/ Сост. Н.Семенова. СПб,1993

Педагогический репертуар ДМШ. Этюды для ф-но 5 кл./ Ред. В.Дельновой. М.,1974

Полифонические пьесы. Педагогический репертуар ДМШ 4-5 кл./ М.,1974

Пьесы композиторов 20 века для ф-но. Зарубежная музыка/ Ред. Ю.Холопова. М.,1996

Сборник фортепианных пьес, этюдов и ансамблей, ч. 1. Составитель С.Ляховицкая, Л.Баренбойм. М., 1962

Свиридов Г. Альбом пьес для детей. Советский композитор, 1973

Старинная клавирная музыка: Сборник/ редакция Н.Голубовской, сост. Ф.Розенблюм. М.: Музыка, 1978

Сборник фортепианных пьес композиторов XVII – XVIII веков, вып.2.: Учеб. пособие/Сост. и редактор А.Юровский. М.: Государственное музыкальное издательство, 1962

Смирнова Т. Фортепиано. Интенсивный курс. Тетради 3, 6, 9, 11. М., Музыка, 1993

Сонаты, сонатины, рондо, вариации для ф-но, 1 ч./ сост. С. Ляховицкая. М., 1961

Таривердиев М. «Настроения». 24 простые пьесы для фортепиано. Изд. «Классика XXI век». М., 2002

Фортепиано 5 кл. ДМШ, ч.I: Учеб. пособие/ сост. - редактор Милич Б.Е. Киев, Музична Украина, 1973

Фортепиано 6 кл. ДМШ, ч.II: Учеб. пособие/ сост. - редактор Милич Б.Е. Киев: Музична Украина, 1972

Фортепианная игра, 1,2 кл. ДМШ: Учеб. пособие/ сост. В.Натансон, Л.Рощина. М.: Музыка, 1988

Фортепианные циклы для ДМШ. СПб, Изд. «Композитор», 1997

Хрестоматия для ф-но ДМШ 5 класс. Пьесы. Вып 1: Учебник/ Сост. М.Копчевский. М.: Музыка, 1978

Хрестоматия для ф-но, 3 кл. ДМШ: Учебник/ сост. Н.А.Любомудров, К.С.Сорокин, А.А.Туманян, редактор С.Диденко. М.: Музыка, 1983

Хрестоматия для ф-но, 1 кл. ДМШ: Учебник /сост. А.Бакулов, К.Сорокин. М.: Музыка, 1989

Хрестоматия для ф-но, 2 кл. ДМШ: Учебник /сост. А.Бакулов, К.Сорокин. М.: Музыка, 1989

Хромушин О. Джазовые композиции в репертуаре ДМШ. Изд. «Северный олень», СПб, 1994

Чайковский П. Детский альбом: Соч.39. М.: Музыка 2006

Черни К. Сто пьес для удовольствия и отдыха. Тетр.1, 2. Ред.-сост. А.Бакулов, 1992

Черни К.-Гермер Т. Этюды. 1, 2 тетр.

Шитте А. 25 маленьких этюдов соч.108, 25 легких этюдов соч.160

Шуман Р. Альбом для юношества. М.: Музыка, 2011

Школа игры на ф-но: Учебник/ сост. А.Николаев, В.Натансон. М.: Музыка, 2011

Юный пианист. Пьесы, этюды, ансамбли для 3-5 кл. ДМШ, вып. II.: Учеб. пособие/ сост. и редакция Л.И.Ройзмана, В.А.Натансона. М.: Советский композитор, 1967

Юному музыканту-пианисту, 5 кл.: Хрестоматия для уч-ся ДМШ: Учебно-метод. пособие/сост.Г.Цыганова, И.Королькова. Изд. 3-е. Ростов- н/Д: Феникс, 2008




  1. Список рекомендуемой методической литературы

1. Алексеев А. Методика обучения игре на ф-но. 3-е изд. М., Музыка, 1978

2. Асафьев Б. Избранные статьи о музыкальном просвещении и образовании. М.-Л., 1965

3. Баренбойм Л. "Путь к музицированию". 2-е изд. М, Советский композитор,1973

4. Корто А. "О фортепианном искусстве". М., Музыка, 1965
5. "Выдающиеся пианисты-педагоги о фортепианном исполнительстве". М., Музыка, 1966

6. Гофман И. "Фортепианная игра: ответы на вопросы о фортепианной игре". М., Музыка, 1961

7. Коган Г. "Работа пианиста". М., Классика-XXI, 2004

8. Маккиннон Л. "Игра наизусть", Ленинград, Музыка, 1967

9. Метнер Н. "Повседневная работа пианиста и композитора", М., Музыка, 2011

10. Нейгауз Г. "Об искусстве фортепианной игры", 5 изд. М., Музыка, 1987

11. Петрушин В. "Музыкальная психология". М., Эльга, 2008

12. Смирнова Т. " Беседы о музыкальной педагогике и о многом другом". М., 1997

13. Цыпин Г. "Обучение игре на фортепиано". М., Просвещение, 1974

14. Шуман Р. "О музыке и о музыкантах". Собрание статей. Т. 1. М., Музыка, 1975



15. Шуман Р. "Жизненные правила для музыканта"

Поделитесь с Вашими друзьями:


База данных защищена авторским правом ©grazit.ru 2017
обратиться к администрации

    Главная страница