Рабочая программа Направление подготовки 020700 Геология Магистерская программа 020700. 68. 05



Скачать 184,59 Kb.
Дата18.10.2016
Размер184,59 Kb.
ТипРабочая программа


МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ТОМСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ




ПРОГНОЗ, ПОИСКИ И РАЗВЕДКА

МЕСТОРОЖДЕНИЙ ПОЛЕЗНЫХ ИСКОПАЕМЫХ

Рабочая программа

Направление подготовки 020700 Геология

Магистерская программа 020700.68.05 –



Геология и геохимия полезных ископаемых

Квалификация выпускника Магистр

Форма обучения очная

Томск – 2010


Рабочая программа по дисциплине «Прогноз, поиски и разведка МПИ» составлена на основе требований Федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по направлению подготовки 020700 Геология, квалификация «магистр» (приказ Минобрнауки России № 231 от 29 марта 2010г.).



Общий объем дисциплины 108 часов. Из них лекции – 10 часов, практические занятия –10 часов, семинарских занятий – 22 часа, самостоятельная работа студентов – 66 часов.

Зачет в 1 семестре.

Общая трудоемкость дисциплины 3 зачетные единицы.




Авторы:

Индукаев Юрий Васильевич   кандидат геолого-минералогических наук, доцент кафедры минералогии и геохимии

Бухарова Оксана Владимировна - кандидат геолого-минералогических наук, ассистент кафедры минералогии и геохимии
Рецензент:

Коноваленко Сергей Иванович – кандидат геолого-минералогических наук, доцент кафедры минералогии и геохимии

  1. Цели освоения дисциплины

Целями освоения дисциплины «Прогноз, поиски и разведка МПИ» является формирование у студентов знаний об основных методов поисков и прогнозирования месторождений полезных ископаемых, умению использовать их в конкретных геологических обстановках на разных стадиях геологоразведочного процесса.

  1. Место дисциплины в структуре ООП магистратуры

Дисциплина «Прогноз, поиски и разведка МПИ» является компонентом вариативной части профессионального цикла М.2 учебного плана подготовки магистра по направлению подготовки 020700 Геология. Для успешного освоения дисциплины студенту необходимы базовые знания по дисциплинам: «Геофизика», «Геотектоника», «Структурная геология и геокартирование», «Месторождения полезных ископаемых», «Методика минерало-геохимических исследований», «Геохимические методы поисков МПИ», «Шлиховой метод».

  1. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины «Прогноз, поиски и разведка МПИ»:

Студент прослушавший курс «Прогноз, поиски и разведка МПИ» должен обладать следующими компетенциями:


Общекультурными (ОК):

– готов самостоятельно совершенствовать и развивать свой интеллектуальный и общекультурный уровень (ОК-1);

– готов к самостоятельному обучению новым методам исследования и их внедрению в процесс профессиональной деятельности (ОК-2);

– готов самостоятельно интегрировать знания и формировать собственные суждения при решении профессиональных и социальных задач (ОК-7).


Профессиональными (ПК):

– способен самостоятельно приобретать, осмысливать, структурировать и использовать в профессиональной деятельности новые знания и умения, развивать свои инновационные способности (ПК-1);

– способен самостоятельно формулировать цели исследований, устанавливать последовательность решения задач (ПК-3);

способен самостоятельно проводить научные эксперименты и исследования, обобщать и анализировать экспериментальную информацию, делать выводы, формулировать заключения и рекомендации (ПК-4);

– способен критически анализировать, представлять, защищать, обсуждать и распространять результаты своей профессиональной деятельности (ПК-12).
В результате освоения дисциплины обучающийся должен:
знать промышленные типы месторождений минерального сырья; геологические обстановки и предпосылки нахождений промышленных типов месторождений; основные виды, способы опробования; основные геолого-экономические факторы эффективности освоения месторождений и уметь их выделить и охарактеризовать применительно к тому или иному месторождению; параметры и основные способы подсчёта запасов месторождений;

уметь анализировать геологические материалы по изучаемой площади и распознавать геолого-промышленные типы ожидаемого оруденения по комплексу прогнозно-поисковых предпосылок и признаков; составлять проект и профессионально организовывать геолого-съемочные, поисковые и поисково-оценочные работы; комплексно изучать рудоперспективные площади и структуры, составлять геолого-структурные, шлиховые, геохимические и прогнозно-металлогенические карты; прослеживать, оконтуривать залежи полезных ископаемых, оценивать их прогнозные ресурсы и запасы; определять геолого-экономическую ценность выявленных объектов и эффективность поисковых работ;

владеть технологиями составления разведочных разрезов, планов, проекций рудных тел; методиками составления схемы обработки проб; схемами подсчета запасов полезных ископаемых; методами расчета параметров геолого-экономической оценки для определения эффективности освоения месторождения.
4. Структура и содержание дисциплины «Прогноз, поиски и разведка МПИ»

Общая трудоемкость дисциплины составляет 3 зачетные единицы, 108 часов.



4.1. Структура преподавания дисциплины

п/п



Раздел

дисциплины



Семестр

Неделя семестра

Виды учебной работы, включая самостоятельную работу студентов и трудоемкость (в часах)

Формы текущего контроля

Лекции

Практические занятия

Семинары.

Самостоят. раб. студ.



Введение. Основные понятия и используемые термины.

1

7

1

 

 

2






Поиски месторождений полезных ископаемых

1

7

1

 

2

8

Устный опрос



Геологические основы поисков и прогнозирования месторождений

1

8

1

 

2

8



Условия ведения поисковых работ.

1

8

1

 

2

8

Устный опрос



Методы поисков месторож-дений полезных ископаемых.

1

9

1

 

4

8



Комплексирование поисковых методов

1

10

1

2

2

8

Защита самостоятель-ной работы



Прогнозирование рудных полей и месторождений

1

10

1

2

 

 



Методы количественно оценки перспектив и подсчета прогнозных ресурсов

1

11

1

2

6

8

Коллоквиум



Основы опробования полезных ископаемых

1

12

1

2

1

8






Принципы формирования оптимальных прогнозно-поисковых комплексов.

1

12-

13


1

2

3

8

Устный опрос



Промежуточная аттестация

 

 

 

 

 




зачет

14

Всего







10

10

22

66

108



    4.2 Содержание разделов дисциплины

    Введение. Основные понятия и используемые термины. История развития науки. Систематика месторождений для целей и прогноза

    Поиски месторождений полезных ископаемых. Принципы изучения недр. Последовательность работ на твердые полезные ископаемые. Геологическое прогнозирование в геологоразведочном процессе. Объекты поисков на разных стадиях геологоразведочного процесса.

    Геологические основы поисков и прогнозирования месторождений. Поисковые критерии месторождений полезных ископаемых. Поисковые признаки промышленного оруденения.

    Условия ведения поисковых работ. Структурно-геологические условия поисков. Геоморфологические условия поисков. Ландшафтно-климатические условия поисков.

    Методы поисков месторождений полезных ископаемых. Дистанционные: аэрометрические (фотографические, аэрогаммасъемка), космогеологические (спектрометрическая, радарная, косморадиометрическая, телевизионная). Наземные методы поисков: геологические (визуальные, геологическая съемка, обломочно-речной, валунно-ледниковый, шлиховой); геохимические (литохимические, гидрохимический, биохимический, газовый, эманационный, газортутный, ядерно-физический); физико-химические (термобарогеохимический); геофизические; технические (горно-буровые). Подводные методы поисков: россыпи; морские прогнозно-поисковые исследования; гидрологическое обеспечение поисков.

    Комплексирование поисковых методов. Факторы, влияющие на выбор рационального комплекса поисковых методов. Модели объектов поисков как основа комплексирования рациональных методов. Метод тренд-анализа. Геолого-структурные модели. Методика поисковых работ на различных стадиях геологоразведочного процесса. Методика поисков при проведении геологической съемки. Методики поисковых и поисково-оценочных работ.

    Прогнозирование рудных полей и месторождений. Принципы и задачи геологического прогнозирования. Геологические основы и методы прогноза месторождений. Геологические предпосылки прогнозирования рудных месторождений. Прогнозно-металлогенические исследования. Классификация прогнозных ресурсов полезных ископаемых.

    Геологические основы крупномасштабного и детального прогноза. Цели и задачи прогнозирования. Крупномасштабные и детальные прогнозные карты, методика их составления.

    Прогнозирование скрытого оруденения. Минералогическое картирование. Наличие и особенности рудно-метасоматической зональности.

    Методы количественно оценки перспектив и подсчета прогнозных ресурсов. Определение контура промышленных запасов. Методы подсчета запасов полезных ископаемых. Методика определения средних значений параметров, необходимых для подсчета запасов. Запасы балансовые и забалансовые. Классификация запасов по степени изученности.

    Основы опробования полезных ископаемых. Роль и значение опробования при поисках, разведке и эксплуатации месторождений полезных ископаемых. Виды опробования - химическое, минералого-петрографическое, техническое и технологическое. Способы отбора проб в горных выработках - штуфной, монолитов, точечный, вычерпывания, бороздовый, задирковый, валовый. Факторы, влияющие на выбор способа опробования. Выбор расстояний между пробами - зависимость расстояний от изменчивости объекта; использование формул математической статистики; расстояния, принятые в практике разведки; экспериментальная проверка принятых расстояний методом разрежения. Влияние геометрии проб на характеристики изменчивости содержаний. Достоверность опробывания. Представительность опробывания.

    Принципы формирования оптимальных прогнозно-поисковых комплексов. Последовательность выделения перспективных площадей. Методика формирования прогнозно-поискового комплекса. Применение прогнозно-поисковых комплексов при планировании и проведении работ. Геолого-экономическая эффективность прогнозно-поисковых работ. Организация и проектирование прогнозно-поисковых работ. Учет экономического эффекта и обоснование эффективности комплексного использования сырья.



5. Образовательные технологии

В учебном процессе, наряду с классическими технологиями обучения (лекциями, практическими работами), применяются:



  • лекции с применением мультимедийных средств, облегчающих понимание темы или вопроса, при чтении лекционного курса используются презентации

  • режим собеседования с преподавателем, реализуемый через коллоквиумы и «круглый стол», позволяет, кроме функции контроля, развить у студентов навыки профессиональной речи.

    Требования к презентации

    Устный доклад, по теме реферата на семинарском занятие, должен сопровождаться компьютерной презентацией, соответствующей следующим требованиям:



Презентация должна содержать информацию для доклада по теме не более 15 минут (20-25 слайдов);

На первом слайде обязательно должна присутствовать информация: название презентации, ФИО автора, факультет, группа, дата разработки.

На последнем слайде: обязательное указание на источники информации, активные и точные ссылки на все графические объекты


    Презентация должна соответствовать заявленной в докладе теме

    Требования к содержанию презентации:

    – содержание презентации должно соответствовать поставленным дидактическим целям и задачам;

    – лаконичность текста на слайде;

    – сжатость и краткость изложения, максимальная информативность текста;

    – рисунки, приведенные в презентации должны быть обязательно подписаны, подпись должна располагаться под картинкой;

    Требования к визуальному ряду:

    –  соответствие изображений содержанию;

    – качество изображения (контраст изображения по отношению к фону; отсутствие «лишних» деталей на фотографии или картинке, яркость и контрастность изображения, одинаковый формат файлов);

    – обоснованность и рациональность использования графических объектов.



    Требования к тексту:

    – читаемость текста на фоне слайда презентации;

    – кегль шрифта не менее 24 пунктов, использование не более 3-х вариантов шрифта;

    Требования к дизайну:

    – использование единого стиля оформления;

    – соответствие стиля оформления презентации (графического, анимационного) содержанию презентации;

    – целесообразность использования анимационных эффектов.



    Роль студента при выполнении самостоятельной работы:

– изучить материалы темы, выделяя главное и второстепенное;

– установить логическую связь между элементами темы;

– представить характеристику элементов в краткой форме;

– выбрать опорные сигналы для акцентирования главной информации и отобразить в структуре работы;

– оформить работу и предоставить к установленному сроку.

Критерии оценки самостоятельной работы:

– соответствие содержания теме;

– правильная структурированность информации;

– наличие логической связи изложенной информации;

– соответствие оформления требованиям;

– аккуратность и грамотность изложения;

– работа сдана в срок.
6. Учебно-методическое обеспечение самостоятельной работы студентов. Оценочные средства для текущего контроля успеваемости, промежуточной успеваемости, по итогам освоения дисциплины.

Для текущей аттестации студентов проводятся семинарские занятия в сочетании устными опросами на практических занятиях. В конце первого семестра проводится зачет.


6.1. Примерный перечень семинарских занятий



  1. Контроль погрешностей и оптимизации обработки проб при разведке месторождений и подсчета запасов.

  2. Погрешности измерений и анализов в разведке месторождений, их контроль и учет при подсчете запасов.

  3. Оценка параметров составных и неоднородных геологических объектов при подсчете запасов.

  4. Способы выражения степени разведанности и точности оценки параметром месторождения.



6.2. Примерный перечень практических занятий


  1. Составление схемы обработки проб.

  2. Оконтуривание месторождений полезных ископаемых.

  3. Подсчет запасов методом среднего арифметического.

  4. Методы оптимизации обработки проб.

  5. Геологическая документация при разведке месторождений полезных ископаемых.


6.3. Примерный перечень итоговых и контрольных вопросов


    1. Наиболее распространенные классификации месторождений полезных ископаемых для целей геологического прогноза и поисков.

    2. Какие объекты поисков различаются на разных стадиях геолого­разведочного процесса.

    3. Что понимается под поисковыми критериями месторождений полезных ископаемых.

    4. Стратиграфические, литолого-фациальные, магматические, структурные и минералого-геохимические предпосылки поисков и прогнозирования месторождений полезных ископаемых.

    5. Поисковые признаки промышленного оруденения и их роль при поисках и прогнозе месторождений полезных ископаемых.

    6. Прямые и косвенные признаки оруденения.

    7. Значение термобарогеохимических и биогеохимических признаков и археологических данных при поисках месторождений полезных ископаемых.

    8. Значение геофизических аномалий при поисках месторождений полезных ископаемых.

    9. Влияние геоморфологического фактора (условий) на выбор наиболее эффективных поисковых работ.

    10. Влияние ландшафто-геохимических факторов на выбор наиболее эффективных поисковых работ.

    11. Влияние региональных структурно-геологических факторов на выбор наиболее эффективных поисковых работ.

    12. Наиболее эффективные аэрокосмические методы, применяющиеся при поисках месторождений.

    13. Общая характеристика геологических методов поисков.

    14. Гидрохимический метод поисков месторождений, его особенности.

    15. Возможности и условия применения биогеохимического метода поисков рудных месторождений.

    16. Особенности атмогеохимических методов поисков месторождений, его особенности.

    17. В каких условиях используется газортутный метод поисков месторождений. Сущность метода.

    18. Роль ядерно-физических исследований при поисково-прогнозных работах.

    19. Особенности проведения подводных поисковых работ.

    20. Особенности методик морских поисковых работ.

    21. Особенности условий применения и своеобразие методик морских поисковых работ.

    22. Использование результатов шлихового метода поисков в целях решения прогнозно-поисковых задач.

    23. Роль моделирования при прогнозно-поисковых работах.

    24. В каких случаях применяются горно-буровые методы поисков месторождений.

    25. Сущность и возможности применения геофизических методов поисков.

    26. Принципы моделирования рудоносных площадей и месторождений.

    27. Метод горно-геометрического моделирования тел полезных ископаемых.

    28. Охарактеризуйте методы качественной оруденения по первичным и вторичным геохимическим ореолам.

    29. Как осуществляется оценка прогнозных ресурсов по результатам геохимических работ масштаба 1:50 000.

    30. Какие методы оценки прогнозных ресурсов применяются при геолого-съемочных работах масштаба 1:200 000.

    31. Какие геофизические методы подсчета прогнозных ресурсов Вам известны.

    32. Методы математического моделирования, применяемые при оценке прогнозных ресурсов.

    33. Расшифруйте критерии геолого-экономической оценки потенциально рудоносных площадей.

    34. Почему прогнозные ресурсы рассматриваются важнейшим фактором рациональных прогнозно-поисковых работ.

    35. Влияние качества полезного ископаемого на выбор способа и метода исследования.

    36. Виды опробования, применяющиеся при поисках месторождений полезных ископаемых.

    37. Особенность отбора проб при поисках месторождений золота и алмазов.

    38. Особенности отбора проб при опробовании керна колонковых скважин.

    39. Способы изучения качества полезного ископаемого без отбора проб.

    40. В чем заключается контроль опробования.

    41. Погрешности, появляющиеся при опробовании полезных ископаемых.

    42. Способы выявления случайных и систематических погрешностей при опробовании.

    43. Принципы, положенные в основу формирования оптимальных прогнозно-поисковых комплексов.

    44. Методы выделения перспективных рудных площадей.

    45. Методика формирования прогнозно-поискового комплекса.

    46. Методы оценок геолого-экономической эффективности прогнозно-поисковых работ.

    47. Приемы проектирования, использующиеся при прогнозно-поисковых работах.


7. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины «Прогноз, поиски и разведка МПИ»
а) основная литература

Карасев Ю.Г. Российский рынок природного камня: состояние и перспективы / Ю.Г. Карасев, Ю.И. Сычев, Н.Н. Анощенко // Горный журнал. – 2000.   №6.   С. 31-34.

Рогова. Т.Б. Подсчет запасов угольных месторождений: Учебное пособие / Т. Б. Рогова, С. В. Шаклеин, В. О. Ярков. – Кемерово: Кузбас.гос. техн. ун-т, 2010. – 136 с.

Федорин В.Ю. Маркетинг природного камня: научно-методические разработки / В.Ю. Федорин. – М.: Недра коммюникейшн ЛТД, 2001.   200 с.

Шпайхер Е.Д. Месторождения полезных ископаемых и их разведка: Учебное пособие / Е.Д. Шпайхер, В.А. Салихов. – Новокузнецк: СибГИУ, 2003. – 239 с.

Шпайхер Е.Д. Геолого-разведочные работы и геолого-экономическая оценка месторождений полезных ископаемых: Учебное пособие / Е.Д. Шпайхер, В.А. Салихов. – Новокузнецк: СибГИУ, 2003. – 311 с.
б) дополнительная литература

Борзунов В.М. Разведка и промышленная оценка месторождений нерудных полезных ископаемых / В.М. Борзунов. – М.: Недра, 1982. – 310 с.

Зискинд М.С. Декоративно облицовочные камни М. 1989.

Каждан А.Б. Поиски и разведка месторождений полезных ископаемых. Научные основы поисков и разведки: Учебник для вузов / А.Б. Каждан. – М.: Недра, 1984. – 285 с.

Коробейников А.Ф. Прогнозирование и поиски месторождений полезных ископаемых. Учебник для ВУЗов / А.Ф. Коробейников, В.С. Кузебный – Томск: Изд-во ТПУ, 1998. – 309 с.

Поиски и разведка месторождений полезных ископаемых. Лабораторный практикум/ В.В. Аристов, Б.Г. Безирганов, А.Я. Бортников и др.   М.: Недра, 1989,   192 с.



Резниченко С. Многокритериальная оптимизация задач организации, планирования и управления горным производством / С. Резниченко.   М.: МГГИ, 1989. – 90 с.

Резниченко С. Математические методы и моделирование в горной промышленности / С. Резниченко, А.А. Ашихмин.   М.: МГГУ, 1997.

Сечевица А.М. Геолого-промышленная оценка попутных полезных ископаемых в комплексных рудных месторождениях / А.М. Сечевица. – М.: Недра, 1987. – 128 с.

Ткачев Ю.А. Теория и методы подсчета запасов полезных ископаемых / Ю.А. Ткачев. – Л.: Наука, 1988. – 224 с.

в) Электронные ресурсы

Большая научная библиотека: http://sci-lib.com/ (дата обращения 30.10.2010).

Все о геологии: http://geo.web.ru/ (дата обращения 30.10.2010)

Каталог диссертаций по минералогии: http://www.dissercat.com/catalog/nauki-o-zemle/mineralogiya-kristallografiya (дата обращения 15.12.2010).

Электронный научный журнал «Исследовано в России»: http://zhurnal.ape.relarn.ru/2010 (дата обращения 15.12.2010)

Единое окно к доступу образовательных ресурсов. Профессиональное образование. Естественные науки. Геология. Методы поисков и разведки месторождений полезных ископаемых: http://window.edu.ru/window/catalog?p_rubr=2.2.74.9.12 (дата обращения 15.12.2010).

Информационно-издательский центр по геологии и недропользованию. Правовые аспекты стадийности геолого-разведочных работ: http: //www.geoinform.ru/?an=strugov_ru_606 (дата обращения 15.12.2010).

Геофизические методы изучения месторождений полезных ископаемых: http://spectra-geo.narod.ru/Study/gm_all.pdf (дата обращения 15.12.2010).



Методические рекомендации по применению Классификации запасов месторождений и прогнозных ресурсов твердых полезных ископаемых DJVU Москва 2007.   1612 с: http://www.twirpx.com/file/266569/ (дата обращения 15.12.2010).
8. Материально-техническое обеспечение дисциплины.

Обучение по дисциплине «Прогноз, поиски и разведка МПИ» осуществляется на базе:

- лекционной аудитории №154, (1-го учебного корпуса ТГУ), оснащенной ПК и мультимедиа-проектором;

- минералогической аудитории №153, (1-го учебного корпуса ТГУ), имеющей эталонные учебные и рабочие коллекции образцов (800 обр.);



- для самостоятельной работы используются компьютерные классы кафедры и факультета с доступом к ресурсу Интернет.



Каталог: content -> faculty -> structure -> chair -> mineralogy -> students -> magistratura
content -> Международная молодежная научная школа "Исследование космоса: теория и практика"
content -> Санкт-Петербургский
magistratura -> Рабочая программа по дисциплине «Минералогия месторождений поделочных камней»
chair -> Волго-Вятский экономический район
chair -> Спутниковые наблюдения Земли и дистанционные измерения, усваиваемые в моделях прогноза погоды
chair -> История формирования Африки Тектоническая структура Африки несложна и монолитна. Почти весь материк представляет


Поделитесь с Вашими друзьями:


База данных защищена авторским правом ©grazit.ru 2019
обратиться к администрации

войти | регистрация
    Главная страница


загрузить материал