Рабочая программа педагога – психолога Смородиной А. А. с детьми первой младшей группы



Скачать 195,93 Kb.
Дата24.10.2016
Размер195,93 Kb.
«Согласовано» «Утверждаю»
на заседании___________________ приказ от _____ № _______

протокол от ___________№ __________ _____________________________


Рабочая программа

педагога – психолога Смородиной А. А.

с детьми первой младшей группы ( ранний возраст)

Государственного бюджетного дошкольного образовательного учреждения 97 Красногвардейского района Санкт-Петербурга.



Санкт-Петербург,

2015 год
1.Целевой раздел рабочей программы
1.1. Пояснительная записка


Цель

- Создание условий для социализации детей, познавательного развития; развития эмоционально - волевой сферы, произвольности и инициативы на основе сотрудничества с взрослыми и сверстниками в соответствующих возрасту видах деятельности.

Задачи

– охрана и укрепление физического и психического здоровья детей, в том числе их эмоционального благополучия;

– обеспечение равных возможностей для полноценного развития каждого ребенка в период дошкольного детства независимо от места проживания, пола, нации, языка, социального статуса;

– создание благоприятных условий развития детей в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями, развитие способностей и творческого потенциала каждого ребенка как субъекта отношений с другими детьми, взрослыми и миром;

– объединение обучения и воспитания в целостный образовательный процесс на основе духовно-нравственных и социокультурных ценностей, принятых в обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества;

– формирование общей культуры личности детей, развитие их социальных, нравственных, эстетических, интеллектуальных, физических качеств, инициативности, самостоятельности и ответственности ребенка, формирование предпосылок учебной деятельности;

– формирование социокультурной среды, соответствующей возрастным и индивидуальным особенностям детей;

– обеспечение психолого-педагогической поддержки семьи и повышение компетентности родителей (законных представителей) в вопросах развития и образования, охраны и укрепления здоровья детей;

– обеспечение преемственности целей, задач и содержания дошкольного общего и начального общего образования.



Принципы и подходы к формированию рабочей программы

- поддержка разнообразия детства;

-сохранения уникальности и самоценности детства;

-позитивная социализация;

-личностно-развивающий и гуманистический характер взаимодействия взрослых и детей;

- уважение личности ребенка;

-содействие и сотрудничество детей и взрослых, признание ребёнка полноценным участником образовательных отношений;

-сотрудничество Организации с семьёй;

-сетевое взаимодействие с организациями социализации, образования, охраны здоровья и другими партнёрами;

-индивидуализация дошкольного образования;

- поддержка инициативы детей в различных видах деятельности;

-возрастная адекватность образования;

-развивающее вариативное образование;

-полнота содержания и интеграция отдельных образовательных областей;

- формирование познавательных интересов и познавательных действий ребенка в различных видах деятельности.



Краткая психолого-педагогическая характеристика особенностей психофизиологического развития детей первой младшей группы.

Возраст 2-3 года.

Ведущим видом деятельности является предметная деятельность. Предмет становится не просто объектом, а вещью с определенным назначением и способом употребления. Воспроизводит группирование предметов по цвету, величине, форме. Понимает значение своей деятельности, сезонные изменения, особенности домашних животных, их повадки. Применяет обследовательские действия, несложное конструирование.

Социально – эмоциональное развитие: играет самостоятельно, проявляет фантазию. Любит нравиться другим, подражает сверстникам. Играет в простые групповые игры.

Общая моторика, моторика рук: учится бегать, ходить на носках, сохранять равновесие на одной ноге. Сидит на корточках, спрыгивает с нижней ступеньки. Красит пальцем. Нанизывает бусы, открывает крышки.

Зрительно – моторная координация: может крутить пальцем диск телефона, рисует черточки, воспроизводит простые формы.

Психическое развитие: слушает простые рассказы. Понимает значение некоторых абстрактных слов. Задает вопросы « Что это?». Начинает понимать точку зрения другого лица. Отвечает «нет» на абсурдные вопросы. Развивается начальное представление о количестве.

Понимание речи: происходит быстрое увеличение словарного запаса. Понимает сложноподчиненные предложения. Слушает объяснения «как» и «почему». Выполняет двухступенчатую инструкцию.


Основания разработки рабочей программы (документы и программно-методические материалы)

- Закон РФ «Об образовании в РФ» (от 29.12.2012 № 273-ФЗ);

- Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (приказ МОиН РФ от 17.10.2013 № 1155);

- Санитарно-эпидемиологическими требованиями к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций (утв. Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 15. 05. 2013 г. № 26) (с изменениями на 27 августа 2015г.)


Срок реализации рабочей программы

2015-2016 учебный год

(Сентябрь 2015 - май 2016 года)



Целевые ориентиры освоения воспитанниками группы образовательной программы

- ребенок интересуется окружающими предметами и активно действует с ними; эмоционально вовлечен в действия с игрушками и другими предметами, стремится проявлять настойчивость в достижении результата своих действий;

- использует специфические, культурно фиксированные предметные действия, знает назначение бытовых предметов (ложки, расчески, карандаша и пр.) и умеет пользоваться ими. Владеет простейшими навыками самообслуживания; стремится проявлять самостоятельность в бытовом и игровом поведении.

- владеет активной речью, включенной в общение; может обращаться с вопросами и просьбами, понимает речь взрослых; знает названия окружающих предметов и игрушек;

- стремится к общению со взрослыми и активно подражает им в движениях и действиях; появляются игры, в которых ребенок воспроизводит действия взрослого;

- проявляет интерес к сверстникам; наблюдает за их действиями и подражает им;

- проявляет интерес к стихам, песням, сказкам, рассматриванию картинки, стремится двигаться под музыку; эмоционально откликается на различные произведения культуры и искусства



-у ребенка развита крупная моторика, он стремится осваивать различные виды движения (бег, лазанье, перешагивание и пр.)


2. Содержательный раздел рабочей программы педагога - психолога
2.1. Содержание образовательной работы с детьми


Месяц

(или квартал)

Образовательные области

Основные задачи работы с детьми

Формы работы (занятия, проекты и др.)

IX-2015г

Социально-коммуникативное развитие

Стимулировать положительное самоощущение. Насыщать жизнь ребенка положительными переживаниями. Стабилизировать эмоциональный фон.


Групповая форма работы; коммуникативные игры

Познавательное развитие

Формирование умения использовать в деятельности собственный опыт


Групповая форма работы; занятия, игры, упражнения.

Речевое развитие

Развивать навыки диалогового общения; умения связно выражать свои мысли, отвечать на вопросы; произносительные навыки, интонационную выразительность речи; обогащение активного и пассивного словарного запаса


Групповая форма работы; беседы.

X-2015г.

Социально-коммуникативное развитие

Развивать осознание своих потребностей и способов их удовлетворения, уверенность в своих силах. Повышать чувство защищенности.


Групповая форма работы, коммуникативные игры.

Познавательное развитие

Формировать умение действовать по аналогии в сходных ситуациях.


Групповая форма работы; сказкотерапия.

Речевое развитие

Развивать навыки диалогового общения; умения связно выражать свои мысли, отвечать на вопросы; произносительные навыки, интонационную выразительность речи; обогащение активного и пассивного словарного запаса


Групповая форма работы; беседы, речевые игры.

XI-2015г.

Социально-коммуникативное развитие

Стимулировать стремление пожалеть, успокоить, порадовать, поделиться.


Групповая форма работы; моделирование игровой ситуации.

Познавательное развитие

Формировать основы познавательного отношения к окружающему миру, развивать познавательную активность детей.


Групповая форма работы; дидактические упражнения.

Речевое развитие

Развивать навыки диалогового общения; умения связно выражать свои мысли, отвечать на вопросы; произносительные навыки, интонационную выразительность речи; обогащение активного и пассивного словарного запаса


Групповая форма работы; беседы.

XII-2015 г.

Социально-коммуникативное развитие

Развивать представления ребенка о себе, своей жизнедеятельности; способность осознавать и выражать свои потребности и предпочтения.


Групповая форма работы; коммуникативные игры, работа с зеркалом, рисование.

Познавательное развитие

Формирование умения применять предметы – орудия в игровых и бытовых ситуациях.


Групповая форма работы; предметные игры, дидактические упражнения.

Речевое развитие

Развивать навыки диалогового общения; умения связно выражать свои мысли, отвечать на вопросы; произносительные навыки, интонационную выразительность речи; обогащение активного и пассивного словарного запаса


Групповая форма работы, беседы, речевые игры, стихи потешки.

I -

2016 г.

Социально-коммуникативное развитие

Развивать умения понимать положительные и отрицательные последствия поступков.


Групповая форма работы; ролевые постановочные игры, коммуникативные игры.

Познавательное развитие

Формировать умение пользоваться различными приемами для решения проблемно – практических задач.


Групповая форма работы; подвижные игры, моделирование проблемной ситуации.

Речевое развитие

Развивать навыки диалогового общения; умения связно выражать свои мысли, отвечать на вопросы; произносительные навыки, интонационную выразительность речи; обогащение активного и пассивного словарного запаса.


Групповая форма работы; беседы.

II-2016г.

Социально-коммуникативное развитие

Развивать умения ставить и достигать предметно - практические и игровые цели, определять некоторые средства и создавать отдельные условия для их достижения.


Групповая форма работы; коммуникативные игры, ролевая гимнастика.

Познавательное развитие

Формировать умение выделять сенсорные признаки, использовать разные перцептивные действия в соответствии с выделяемым признаком или качеством объектов, выделять существенные признаки предметов.


Групповая форма работы, упражнения, игры, задания.

Речевое развитие

Развивать навыки диалогового общения; умения связно выражать свои мысли, отвечать на вопросы; произносительные навыки, интонационную выразительность речи; обогащение активного и пассивного словарного запаса


Групповая форма работы, беседы, речевые игры, стихи потешки.

III-2016г.

Социально-коммуникативное развитие

Стимулировать стремление достигать результата, проявляя целенаправленность, действенную самостоятельность. Поощрять стремление к совместным со сверстниками играм.

Групповая форма работы; коммуникативные игры, самостоятельные игры по заданию с мотивацией на достижение конкретной цели.

Познавательное развитие

Формировать умение отличать «добрых» («хороших») от злых («плохих») персонажей


Групповая форма работы; сказкотерапия, театрализация.

Речевое развитие

Развивать навыки диалогового общения; умения связно выражать свои мысли, отвечать на вопросы; произносительные навыки, интонационную выразительность речи; обогащение активного и пассивного словарного запаса.


Групповая форма работы; беседы, речевые игры.

IV-2016 г.

Социально-коммуникативное развитие

Стимулировать привязанность к взрослому, стремление учувствовать в совместной с взрослым практической и игровой деятельности, адекватно реагировать на указания и оценку взрослого.


Групповая форма работы; коммуникативные игры, рисование.

Познавательное развитие

Стимулировать стремление содействовать добрым персонажам, выражать к ним положительное отношение, переживать победу положительных персонажей, негативно оценивать поступки отрицательных.


Групповая форма работы; сказкотерапия, разыгрывание проблемных ситуаций.

Речевое развитие

Развивать навыки диалогового общения; умения связно выражать свои мысли, отвечать на вопросы; произносительные навыки, интонационную выразительность речи; обогащение активного и пассивного словарного запаса.


Групповая форма работы, беседы, речевые игры, стихи потешки.

V-

2016 г.

Социально-коммуникативное развитие

Стимулировать и поощрять проявление интереса к действиям ровесника; желание принимать в них участие; проявление положительных эмоций в общении с другими детьми.


Групповая форма работы; коммуникативные игры, поведенческий тренинг, коллективное рисование.

Познавательное развитие

Формировать умение называть и отличать основные эмоциональные состояния, на конкретных примерах выявлять причину проявления той или иной реакции.


Групповая форма работы; игра «Азбука эмоций»

Речевое развитие

Развивать навыки диалогового общения; умения связно выражать свои мысли, отвечать на вопросы; произносительные навыки, интонационную выразительность речи; обогащение активного и пассивного словарного запаса.


Групповая форма работы, беседы, речевые игры


2.2. Система психолого - педагогической диагностики (мониторинга) достижения детьми планируемых результатов освоения основной программы дошкольного образования воспитанников первой младшей группы ( ранний возраст).

Объект

педагогической диагностики (мониторинга)

Формы и методы педагогической диагностики

Периодичность проведения педагогической диагностики

Длительность проведения педагогической диагностики

Сроки проведения педагогической диагностики

1. Социально – коммуникативное развитие

2.Познавательное развитие.

3.Речевое развитие


«Выбери нужное лицо» (диагностика эмоционально – личностного развития дошкольников 3-7 лет / сост. Денисова Н.Д.,).

«Страхи в домиках» Модификация Н. А. Панфиловой (Занятия с детьми 3-7 лет по развитию эмоционально – коммуникативной и познавательной сфер средствами песочной терапии/ авт. – состав. М.А. Федосеева.-).


«Психологическая диагностика и коррекция в раннем возрасте (2,5 – 3года)» Н.Н. Павлова, Л.Г. Руденко.

«Найди сходства и отличия».

«Объем внимания и памяти».

«Соедини фигуры» (Загорная Е.В. Настольная книга детского психолога).

«Нелепицы», «Времена года», «Чего не хватает на этих рисунках», «Найди и вычеркни», «Кому чего не достает», «обведи контур», «Воспроизведи рисунки» (Доценко Е. В. Психодиагностика детей в дошкольных учреждениях. Методики, опросники, тесты.)

«Коробка форм», « Найди такую же картинку» (практикум по возрастной психологии: Учебное пособие/ под ред. А.А. Головей, Е.Ф. Рыбалко.)

«Расскажи по картинке» (Доценко Е.В. Психодиагностика детей в дошкольных учреждениях. Методики, опросники, тесты.

2 раза в год


2-3 недели


Сентябрь


Май


2.3. Организация и формы взаимодействия с родителями (законными представителями) воспитанников


месяц

Формы работы

(консультации, открытые мероприятия, мастер-класс и т.д.)

Группы
(возраст)


IX-2015 г

Индивидуальные консультации

Все группы

X-2015 г.

Родительское собрание, индивидуальные консультации

Группа №3(первая младшая)

XI-2015 г.

Индивидуальные консультации

Все группы

XII-2015 г.

Индивидуальные консультации

Все группы

I-2016 г.

Индивидуальные консультации

Все группы

II-2016 г.

Индивидуальные консультации

Все группы

III-2016 г.

Индивидуальные консультации

Все группы

IV-2016 г.

Индивидуальные консультации

Все группы

V-2016 г.

Индивидуальные консультации

Все группы


3. Организационный раздел рабочей программы.

3.1. Структура реализации образовательной деятельности


Совместная деятельность педагога с детьми

Самостоятельная

деятельность детей

Виды деятельности, технологии

Индивидуальный маршрут

развития ребенка

Занятия коррекционно-развивающей направленности 2 раза в неделю.

Тематические беседы.




Создание условий для самостоятельной деятельности детей в режимных моментах, Оказание недирективной помощи воспитанникам


Виды деятельности:

- игровая (игры с правилами, подвижные игры, театрализованные, развивающие, дидактические, коммуникативные игры)

-коммуникативная

(общение и взаимодействие со взрослыми и сверстниками);

- познавательно-исследовательская (исследование объектов окружающего мира и экспериментирования с ними);

- восприятие художественной литературы и фольклора;

- музыкальная (восприятие и понимание смысла музыкальных произведений, пение, музыкально-ритмические движения)

- двигательная (овладение основными движениями).

Технологии:

- личностно-ориентированная;

здоровьесберегающая;

- песочная терапия;

-психотерапевтические сказки;

- информационно-коммуникативная;

-игровая;

- технология проектной деятельности;

- технология исследовательской деятельности;

- мнемотехника;

- полисенсорная;

- технология моделирования (символическая деятельность).




Индивидуальная работа по мере необходимости (по результатам наблюдения и диагностики, а так же по запросам родителей и воспитателей)













3.3. Максимально допустимая образовательная нагрузка воспитанников группы (занятия)

(в соответствии с требованиями СанПиН, утв. Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 15. 05. 2013 г. № 26)




Группа, возраст детей

Продолжительность одного занятия


Количество занятий

в день

Количество занятий

в неделю

Ранний возраст

2 -3 года



10 минут

1

2 раза в неделю


Примечание: В середине занятий статического характера проводится физкультминутка.


3.4. Создание развивающей предметно - пространственной среды кабинета педагога - психолога


Образовательная область

Обогащение (пополнение) предметно-пространственной среды группы

Содержание

Срок (месяц)

Социально-коммуникативное развитие

Демонстрационный материал «Чувства. Эмоции»

Дидактическое пособие « А как поступишь ты? Дошкольникам по этике» Н.В. Нищева

Игровой набор «Эмоции».

Дидактическая игра «Найди друзей»

Развивающая игра «Что такое хорошо? Что такое плохо?»

Домино «Чувства»

Детское лото «Мамины помощники»


Сентябрь

Октябрь


Ноябрь

Декабрь


Январь

Февраль


Март

Апрель


Май


Познавательное развитие

Дидактическое пособие «Развивающие сказки» Н.В. Нищева.

Демонстрационные картины и конспекты занятий «Наш детский сад» Н. В. Нищева

Школьное пособие «Счетная лесенка»

Дидактическое пособие «Размышляйка» (для детей от 3-х лет)

Картотека предметных картинок.

Детское лото «Растительный мир»

Детское лото «Предметы»

Цветные кубики

Игры для детей от двух лет «Картинки-половинки»

Комплект игрушек для настольных игр.



Сентябрь

Октябрь


Ноябрь

Декабрь


Январь

Февраль


Март

Апрель


май

Речевое развитие

Наглядно - дидактическое пособие «Развитие речи в детском саду» для работы с детьми 3- 4 лет

Пособие «Истории в картинках»

Настольная игра «Шесть картинок»


Октябрь

Февраль


Март



3.5. Методическое обеспечение образовательной деятельности (список литературы, ЭОР, др.)



Образовательная область, направление образовательной

деятельности

Список литературы (учебно-методические пособия, методические разработки, др.)

Социально-коммуникативное развитие

От рождения до школы. Примерная образовательная программа дошкольного образования (пилотный вариант) / Под ред. Н.Е Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой.

О.В. Хухлаева,О.Е. Хухлаев,И.М. Первушина. Маленькие игры в большое счастье.

М.А. Панфилова Игротерапия общения: тесты и коррекционные игры. Практическое пособие для психологов, педагогов и родителей.

Алябьева Е.А. Психогимнастика в деском саду.

Л.М. Шипицына,О.В.Зарицкая,А.П. Воронова, Т.А. Нилова Азбука общения. Развитие личности ребёнка, навыков общения со сверстниками и взрослыми (для детей от 3 до 6 лет).

Куржаева Н.Ю. Цветик – семицветик. Программа психолого - педагогических занятий для дошкольников. 3-4 года.

Крюкова С.В., Слободняк. Удивляюсь, злюсь, боюсь, хвастаюсь и радуюсь. Программы эмоционального развития детей дошкольного и младшего школьного возраста: Практическое пособие.

Кремлякова М.Ю. Психологическое сопровождение детей раннего возраста в ДОУ.




Познавательное развитие

Ю. Шиманович «Разгадай тайну песочной страны» Коррекционно-развивающая программа для дошкольников с использованием дидактических игр на песке.

В.Л. Шарохина Коррекционно-развивающие занятия в младшей группе, в средней группе, в старшей группе.

Годовникова Л.В., Возняк И. В., Морозова А.А., Белицкая А.В. Корекционно- развивающие технологии в ДОУ: программы развития личностной, познавательной, эмоционально – волевой сферы детей


Речевое развитие

Г. Грабенко, Т. Зинкевич-Евстигнеева, Д. Фролов. «Волшебная страна внутри нас» Тренинг по сказкотерапии.

Хухлаева О.В., Хухлаев О. Е. Терапевтические сказки в коррекционной работе с детьми.



Психолого - педагогическая диагностика

Денисова Д.Н. Диагностика эмоционально – личностного развития дошкольников 3-7 лет.

Федосеева М. А. Занятия с детьми 3-7 лет по развитию эмоционально – коммуникативной и познавательной сфер средствами песочной терапии.

Загородная Е.В. Настольная книга детского психолога.

Доценко Е. В. Психодиагностика детей в дошкольных учреждениях. Методики, опросники, тесты.

Рыбалко Е.Ф., Головей А.А. Практикум по возрастной психологии: Учебное пособие.

Павлова Н.Н., Руденко Л.Г. Экспресс –диагностика в детском саду.

Злобенко М.П. Диагностика уровня развития детей дошкольного возраста.

Н.Н. Павлова, Л.Г. Руденко Психологическая диагностика и коррекция в раннем возрасте (2,5 – 3года).








Поделитесь с Вашими друзьями:


База данных защищена авторским правом ©grazit.ru 2017
обратиться к администрации

    Главная страница