Рабочая программа по биологии для 10-11 классов составлена на основе следующих нормативных документов : Федеральный закон «Об образовании в рф»



страница1/2
Дата26.10.2016
Размер0.58 Mb.
ТипРабочая программа
  1   2
«Рассмотрено» «Согласовано» «Утверждено»

Руководитель ШМО Заместитель руководителя Руководитель МБОУ

учителей естественно- по УВР МБОУ «Старо-Казеевская СОШ» «Старо-Казеевская СОШ

математического цикла

_________/Сагьдиева Т.Х. ___________/ Юсупов Р А.. ___________/Гильмутдинов Х.Б.

Протокол № 1 от Приказ № 96/1 от

«28» августа 2014г. «28» августа 2014 г. «29» августа 2014 г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

учебного предмета
МБОУ «Старо-Казеевская средняя общеобразовательная школа»

Камско-Устьинского муниципального района РТ


Сагьдиевой Голшат Галимзяновны,

учителя высшей квалификационной категории


по биологии, 10 класс
Базовый уровень

Рассмотрено на заседании

педагогического совета

протокол № 1 от

«28» августа 2014г
2014- 2015 учебный год.

Пояснительная записка

Рабочая программа по биологии для 10-11 классов составлена на основе следующих нормативных документов:



  • Федеральный закон «Об образовании в РФ» от 29.12.2012 года № 273;

  • Федеральный компонент государственного образовательного стандарта среднего (полного) общего образования» (приказ Минобрнауки от 05.03.2004г. № 1089). Сборник нормативных документов.Биология. сост. Э.Д. Днепров, А.Г. Аркадьев.- М.; Дрофа, 2008 год .

  • Федеральный базисный учебный план 2004 года.

  • Примерная программа по биологии среднего (полного) общего образования

по биологии для 10-11 классов (базовый уровень) и Программы общеобразовательных учреждений. Биология 10-11 классы.–М., Просвещение, 2008, полностью отражающих содержание Примерной программы, с дополнениями, не превышающими требований к уровню подготовки

учащихся и авторская программа среднего общего образования по биологии для базового изучения биологии в X – XI классах Г.М.Дымшиц и О.В.Саблиной.(2007г).

  • Приказ Минобрнауки РФ от19.12.12.№1067 " Об утверждении федеральных перечней учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих образовательные программы общего образования и имеющих государственную аккредитацию, на 2013/2014 учебный год».

  • СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно- эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общественных учреждениях(утверждены постановлением главного санитарного врача РФ от 29.12.2010 года №189, зарегистрированным в Минюсте России 3 марта 2011 года, регистрационный номер 1993)

  • Учебный план МБОУ «Старо-Казеевская СОШ» на 2014/2015 учебный год (утвержден решением педсовета, протокол №1 от 28.08.2014 года.)



Рабочая программа ориентирована на использование учебника: Д.К.Беляев,П.М.Бородин,Н.Н.Воронцов и др.Общая биологи: Учебник для 10-11 кл. общеобразовательных учебных заведений / Д.К.Беляев,П.М.Бородин,Н.Н.Воронцов и др /– М.:Просвещение, 2012 . Учебник: Каменский, В.В. Криксунов Е.А, Пасечник А.А: «Общая биология. 10-11 кл.» Учебник для общеобразовательных учреждений - М., Дрофа 2010г .

Согласно действующему Базисному учебному плану рабочая программа базового уровня в 10 – 11 классе рассчитана на изучение предмета один час в неделю (35 ч и 34 часа) при изучении предмета в течение двух лет (10 и 11 классы). Для отработки некоторых тем, закрепления практических умений и навыков, решения задач и подготовки к сдаче ЕГЭ в 11 классе дополнительно введено 1 час в неделю из школьного компонента.


. Программа разработана на основе концентрического подхода к структурированию учебного материала. Изучение курса «Биология» в 10-11 классах на базовом уровне основывается на знаниях, полученных учащимися в основной школе. В программе распределение материала структурировано по уровням организации живой природы.

Биология как учебный предмет является неотъемлемой составной частью естественнонаучного образования на всех ступенях образования. Модернизация образования предусматривает повышение биологической грамотности подрастающего поколения. Независимо от того, какую специальность выберут в будущем выпускники школы, их жизнь будет неразрывно связана с биологией. Здоровье человека, его развитие, жизнь и здоровье будущих детей, пища, которую мы едим, воздух, которым мы дышим, та среда, в которой мы живем, - все это объекты биологии.



Задачи, решаемые в процессе обучения биологии в школе:

  • формирование у школьников естественнонаучного мировоззрения, основанного на понимании взаимосвязи элементов живой и неживой природы, осознании человека как части природы, продукта эволюции живой природы;

  • формирование у школьников экологического мышления и навыков здорового образа жизни на основе умелого владения способами самоорганизации жизнедеятельности;

  • приобретение школьниками опыта разнообразной практической деятельности, опыта познания и самопознания в процессе изучения окружающего мира;

  • воспитание гражданской ответственности и правового самосознания, самостоятельности и инициативности учащихся через включение их в позитивную созидательную экологическую деятельность;

  • создание условий для возможности осознанного выбора индивидуальной образовательной траектории, способствующей последующему профессиональному самоопределению, в соответствии с индивидуальными интересами ребенка и потребностями региона.

Это осуществляется через дополнение традиционных тем федерального компонента экологической и валеологической составляющими, актуализацию внутрипредметных связей, конкретизацию общетеоретических положений примерами регионального биоразнообразия.

Программа по биологии для учащихся 10-11 класса построена на важной содержательной основе – гуманизме; биоцентризме и полицентризме в раскрытии свойств живой природы, ее закономерностей; многомерности разнообразия уровней организации жизни; историзме явлений в природе и открытий в биологической области знаний; понимании биологии как науки и как явления культуры.

Программа курса «Биология» для учащихся 10-11 классов ставит целью подготовку высокоразвитых людей, способных к активной деятельности; развитие индивидуальных способностей учащихся; формирование современной картины мира в их мировоззрении.

Деятельностный подход реализуется на основе максимального включения в образовательный процесс практического компонента учебного содержания - лабораторных и практических работ, экскурсий.

Личностно-ориентированный подход предполагает наполнение программ учебным содержанием, значимым для каждого обучающего в повседневной жизни, важным для формирования адекватного поведения человека в окружающей среде.

Компетентностный подход состоит в применении полученных знаний в практической деятельности и повседневной жизни, в формировании универсальных умений на основе практической деятельности.

В предложенной программе усилена практическая направленность деятельности школьников. Предусмотренные в содержании почти каждой темы практические и лабораторные работы, экскурсии позволяют значительную часть уроков проводить в деятельностной форме. Программа предполагает широкое общение с живой природой, природой родного края, что способствует развитию у школьников естественнонаучного мировоззрения и экологического мышления, воспитанию патриотизма и гражданской ответственности.

Согласно действующему Базисному учебному плану рабочая программа базового уровня в 10 – 11 классе рассчитана на изучение предмета один час в неделю (35 ч) при изучении предмета в течение двух лет (10 и 11 классы). В учебный процесс включены 4 практических и лабораторных работ (10 класс), 4 практических и 3 лабораторных работ (11 класс). В связи со сложностью изучаемого материала считаю более целесообразным добавить 4 ч из резервного времени на изучение раздела «Клетка», 2 ч в разделе «Вид», 2 ч в разделе «Экосистемы»



Рабочая программа по биологии реализуется через формирование у учащихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций за счёт использования технологий коллективного обучения, опорных конспектов, дидактических материалов, и применения технологии графического представления информации при структурировании знаний.

ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ ОБУЧАЩИХСЯ НА СТУПЕНИ СРЕДНЕГО (ПОЛНОГО) ОБРАЗОВАНИЯ
Предметно-информационная составляющая образованности:

знать

  • основные положения биологических теорий (клеточная, эволюционная теория Ч.Дарвина); учение В.И.Вернадского о биосфере; сущность законов Г.Менделя, закономерностей изменчивости;

  • строение биологических объектов: клетки; генов и хромосом; вида и экосистем (структура);

  • сущность биологических процессов: размножение, оплодотворение, действие искусственного и естественного отбора, формирование приспособленности, образование видов, круговорот веществ и превращения энергии в экосистемах и биосфере;

  • вклад выдающихся ученых в развитие биологической науки;

  • биологическую терминологию и символику;

Деятельностно-коммуникативная составляющая образованности:

  • объяснять: роль биологии в формировании научного мировоззрения; вклад биологических теорий в формирование современной естественнонаучной картины мира; единство живой и неживой природы, родство живых организмов; отрицательное влияние алкоголя, никотина, наркотических веществ на развитие зародыша человека; влияние мутагенов на организм человека, экологических факторов на организмы; взаимосвязи организмов и окружающей среды; причины эволюции, изменяемости видов, нарушений развития организмов, наследственных заболеваний, мутаций, устойчивости и смены экосистем; необходимости сохранения многообразия видов;

  • решать элементарные биологические задачи; составлять элементарные схемы скрещивания и схемы переноса веществ и энергии в экосистемах (цепи питания);

  • описывать особей видов по морфологическому критерию;

  • выявлять приспособления организмов к среде обитания, источники мутагенов в окружающей среде (косвенно), антропогенные изменения в экосистемах своей местности;

  • сравнивать: биологические объекты (химический состав тел живой и неживой природы, зародыши человека и других млекопитающих, природные экосистемы и агроэкосистемы своей местности), процессы (естественный и искусственный отбор, половое и бесполое размножение) и делать выводы на основе сравнения;

  • анализировать и оценивать различные гипотезы сущности жизни, происхождения жизни и человека, глобальные экологические проблемы и пути их решения, последствия собственной деятельности в окружающей среде;

  • изучать изменения в экосистемах на биологических моделях;

  • находить информацию о биологических объектах в различных источниках (учебных текстах, справочниках, научно-популярных изданиях, компьютерных базах данных, ресурсах Интернет) и критически ее оценивать;

Ценностно-ориентационная составляющая образованности:

  • соблюдение мер профилактики отравлений, вирусных и других заболеваний, стрессов, вредных привычек (курение, алкоголизм, наркомания); правил поведения в природной среде;

  • оказание первой помощи при простудных и других заболеваниях, отравлении пищевыми продуктами;

  • оценка этических аспектов некоторых исследований в области биотехнологии (клонирование, искусственное оплодотворение).


ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ



Название раздела

Кол-во часов

Лабораторные,

практические работы



1.

Биология как наука. Методы научного познания.

2




2.

Клетка

16

+

3.

Организм

17

+++




Итого в 10 классе

35

4

5.

Вид

22

+++

6.

Экосистема

11

++++

7

Заключение

1







Резервное время

1







Итого в 11 классе

35

7




Всего в 10-11 классах

70

11



Содержание программы

10 класс,35 ч



Введение (2 ч)

Биология как наука. Место биологии в системе наук. Значение биологии для понимания научной картины мира. Связь биологических дисциплин с другими науками (химией, физикой, математикой, географией, астрономией и др.). Место курса «Общая биология» в системе естественнонаучных дисциплин. Цели и задачи курса.



Демонстрация: портретов ученых-биологов, схемы «Связь биологии с другими науками».                                                                  

Основы цитологии (16ч)

Предмет, задачи и методы исследования современной цитологии. Значение цитологических исследований для других биологических наук, медицины, сельского хозяйства. История открытия и изучения клетки. Основные положения клеточной теории.

Значение клеточной теории для развития биологии. Клетка как единица развития, структурная и функциональная единица живого.

Химический состав клетки. Вода и другие неорганические вещества, их роль в жизнедеятельности клетки. Органические вещества: углеводы, белки, липиды, нуклеиновые кислоты, АТФ, их строение и роль в клетке. Ферменты, их роль в регуляции процессов жизнедеятельности.

Строение прокариотической клетки. Строение эукариотической клетки. Основные компоненты клетки. Строение мембран. Строение и функции ядра. Химический состав и строение хромосом. Цитоплазма и основные органоиды. Их функции в клетке.

Особенности строения клеток бактерий, грибов, животных и растений. Вирусы и бактериофаги. Вирус СПИДа.

Обмен веществ и превращения энергии в клетке. Каталитический характер реакций обмена веществ. Пластический и энергетический обмен. Основные этапы энергетического обмена. Отличительные особенности процессов клеточного дыхания. Способы получения органических веществ: автотрофы и гетеротрофы. Фотосинтез, его фазы, космическая роль в биосфере. Хемосинтез и его значение в биосфере.

Биосинтез белков. Понятие о гене. ДНК – источник генетической информации. Генетической код. Матричный принцип биосинтеза белков. Образование и-РНК по матрице ДНК. Регуляция биосинтеза.

Понятие о гомеостазе, регуляция процессов превращения веществ и энергии в клетке.

Демонстрация: микропрепаратов клеток растений и животных; модели клетки; опытов, иллюстрирующих процесс фотосинтеза; модели ДНК, модели-аппликации «Синтез белка».

Лабораторные работы:

  №1 «Наблюдение клеток растений и животных под микроскопом на готовых препаратах и их описание».

2 «Сравнение строения клеток растений и животных».

Размножение и индивидуальное развитие организмов (6 ч)

Самовоспроизведение – всеобщее свойство живого. Митоз как основа бесполого размножения и роста многоклеточных организмов, его фазы и биологическое значение.

Формы размножения организмов. Бесполое размножение и его типы. Половое размножение. Мейоз, его биологическое значение. Сперматогенез. Овогенез. Оплодотворение. Особенности оплодотворения у цветковых растений. Биологическое значение оплодотворения.

Понятие индивидуального развития (онтогенеза) организмов. Деление, рост, дифференциация клеток, органогенез, размножение, старение, смерть особей. Онтогенез растений. Онтогенез животных. Взаимовлияние частей развивающегося зародыша. Влияние факторов внешней среды на развитие зародыша. Рост и развитие организма. Уровни приспособления организма к изменяющимся условиям. Старение и смерть организма. Специфика онтогенеза при бесполом размножении.



Демонстрация: таблиц, иллюстрирующих виды бесполого и полового размножения, эмбрионального и постэмбрионального развития высших растений, сходство зародышей позвоночных животных, схем митоза и мейоза.

Лабораторная работа: №3  «Выявление признаков сходства зародышей человека и других млекопитающих как доказательство их родства».

Основы генетики (8ч)

История развития генетики. Закономерности наследования признаков, выявленные Г. Менделем. Гибридологический метод изучения наследственности. Моногибридное скрещивание. Закон доминирования. Закон расщепления. Полное и неполное доминирование. Закон чистоты гамет и его цитологическое обоснование. Множественные аллели. Анализирующее скрещивание. Дигибридное и полигибридное скрещивание. Закон независимого комбинирования. Фенотип и генотип. Цитологические основы генетических законов наследования.

Генетическое определение пола. Генетическая структура половых хромосом. Гомогаметный и гетерогаметный пол. Наследование признаков, сцепленных с полом.

Хромосомная теория наследственности. Группы сцепления генов. Сцеплённое наследование признаков. Закон Т. Моргана. Полное и неполное сцепление генов. Генетические карты хромосом.

Генотип как целостная система. Хромосомная (ядерная) и цитоплазматическая наследственность. Взаимодействие аллельных (доминирование, неполное доминирование, кодоминирование и сверхдоминирование) и неаллельных (комплементарность, эпистаз и полимерия) генов в определении признаков. Плейотропия.

Основные формы изменчивости. Генотипическая изменчивость. Мутации. Генные, хромосомные и геномные мутации. Соматические и генеративные мутации. Полулетальные и летальные мутации. Причины и частота мутаций, мутагенные факторы. Эволюционная роль мутаций.

Комбинативная изменчивость. Возникновение различных комбинаций генов и их роль в создании генетического разнообразия в пределах вида. Эволюционное значение комбинативной изменчивости. Закон гомологических рядов в наследственной изменчивости.

Фенотипическая, или модификационная, изменчивость. Роль условий внешней среды в развитии и проявлении признаков и свойств. Статистические закономерности модификационной изменчивости. Управление доминированием.

  Демонстрация: моделей-аппликаций, иллюстрирующих законы наследственности, перекрест хромосом; результатов опытов, показывающих влияние условий среды на изменчивость организмов; гербарных материалов, коллекций, муляжей гибридных, полиплоидных растений.

Практические и лабораторные работы:

П/р №1 «Составление простейших схем скрещивания».

П/р №2 «Решение элементарных генетических задач».

Л/р №3 «Изучение изменчивости у растений и животных, построение вариационного ряда и кривой. Изучение фенотипов растений»
Основы селекции и биотехнологии (2ч)

Задачи и методы селекции. Генетика как научная основа селекции организмов. Исходный материал для селекции. Учение Н. И. Вавилова о центрах происхождения культурных растений. Порода, сорт, штамм. Селекция растений и животных. Искусственный отбор в селекции. Гибридизация как метод в селекции. Типы скрещиваний. Полиплоидия в селекции растений. Достижения современной селекции.

Микроорганизмы, грибы, прокариоты как объекты биотехнологии. Селекция микроорганизмов, её значение для микробиологической промышленности. Микробиологическое производство пищевых продуктов, витаминов, ферментов, лекарств и т. д. Проблемы и перспективы биотехнологии.

Генная и клеточная инженерия, её достижения и перспективы.



Демонстрация: живых растений, гербарных экземпляров, муляжей, таблиц, фотографий, иллюстрирующих результаты селекционной работы; портретов известных селекционеров; схем, иллюстрирующих методы получения новых сортов растений и пород животных; таблиц, схем микробиологического производства, продуктов микробиологического синтеза.

.Обобщение и повторение изученного материала  (1 ч)


Содержание программы

11 класс, 35 ч

Эволюционное изучение (13ч)

Сущность эволюционного подхода и его методологическое значение. Основные признаки биологической эволюции: адаптивность, поступательный характер, историчность. Основные проблемы и методы эволюционного учения, его синтетический характер.

Основные этапы развития эволюционных идей.

Значение данных других наук для доказательства эволюции органического мира. Комплексность методов изучения эволюционного процесса.

Вид. Критерии вида. Видообразование. Понятие микроэволюции. Популяционная структура вида. Популяция как элементарная эволюционная единица. Факторы эволюции и их характеристика.

Естественный отбор – движущая и направляющая сила эволюции. Предпосылки действия естественного отбора. Наследственная гетерогенность особей, биотический потенциал и борьба за существование. Формы борьбы за существование. Борьба за существование как основа естественного отбора. Механизм, объект и сфера действия отбора. Основные формы отбора. Роль естественного отбора в формировании новых свойств, признаков и новых видов.

Возникновение адаптаций и их относительный характер. Взаимоприспособленность видов как результат действия естественного отбора.

Значение знаний о микроэволюции для управления природными популяциями, решения проблем охраны природы и рационального природопользования.

Понятие о макроэволюции. Соотношение микро- и макроэволюции. Макроэволюция и филогенез. Главные направления эволюционного процесса.

Демонстрация: живых растений и животных, гербарных экземпляров, коллекций, показывающих индивидуальную изменчивость и разнообразие сортов культурных растений и пород домашних животных, а также результаты приспособленности организмов к среде обитания и результаты видообразования; примеров гомологичных и аналогичных органов, их строения и происхождения в процессе онтогенеза; схем, иллюстрирующих процессы видообразования и соотношение путей прогрессивной биологической эволюции.

Лабораторные работы:   

1 «Изучение приспособленности организмов к среде обитания»                                            №2 «Изучение ароморфозов и идиоадаптаций у растений и животных»



Возникновение и развитие жизни на Земле (4 ч)

Взгляды, гипотезы и теории о происхождении жизни. Органический мир как результат эволюции. Краткая история развития органического мира. Основные ароморфозы в эволюции органического мира. Основные направления эволюции различных групп растений и животных.

Филогенетические связи в живой природе. Современные классификации живых организмов.

Демонстрация: окаменелостей, отпечатков растений и животных в древних породах; репродукций картин, отражающих флору и фауну различных эр и периодов.

Антропогенез (5ч)

Место человека в системе органического мира.

Доказательства происхождения человека от животных. Движущие силы антропогенеза. Биологические и социальные факторы антропогенеза. Основные этапы эволюции человека. Прародина человечества. Расселение человека и расообразование. Популяционная структура вида Homo sapiens. Адаптивные типы человека. Развитие материальной и духовной культуры, преобразование природы. Факторы эволюции современного человека. Влияние деятельности человека на биосферу.

Демонстрация: моделей скелетов человека и позвоночных животных; модели «Происхождение человека» и остатков материальной культуры.

Основы экологии (7ч)

Что изучает экология.  Среда обитания организмов и её факторы. Местообитание и экологические ниши. Основные типы экологических взаимодействий. Конкурентные взаимодействия.

Основные экологические характеристики популяции Динамика популяции. Экологические сообщества Структура сообщества Взаимосвязь организмов в сообществах.

Пищевые цепи. Экологические пирамиды.  Экологическая сукцессия.

Влияние загрязнений на живые организмы. Основы рационального природопользования.

Биосфера, ее состояние и эволюция (4 ч)

Биосфера, её возникновение и основные этапы эволюции. Функции живого вещества. Биогеохимический круговорот веществ и энергетические процессы в биосфере.

Учение В. И. Вернадского о биосфере. Место и роль человека в биосфере. Антропогенное воздействие на биосферу. Понятие о ноосфере. Ноосферное мышление. Международные и национальные программы оздоровления природной среды.

Демонстрация: таблиц, иллюстрирующих структуру биосферы; схем круговорота веществ и превращения энергии в биосфере; влияния хозяйственной деятельности человека на природу; модели-аппликации «Биосфера и человек»; карт заповедников нашей страны.

Итоговый обобщающий урок (1 ч)

Резерв 1ч
Критерии оценивания по биологии

 Критерии оценки устного ответа:

 Оценку «5» заслуживает ответ, в котором отмечается знание фактического материала, и ученик может им оперировать.

«4» - есть небольшие недочеты по содержанию ответа.

«3» - есть неточности по сути раскрываемых вопросов.

«2» - есть серьезные ошибки по содержанию или полное отсутствие знаний и умений.



«1»- ответ отсутствует

Оценка выполнения практических (лабораторных) работ по биологии.

Оценка «5» ставится, если ученик:

  1. Правильно определил цель опыта и выполнил работу в полном объеме с соблюдением необходимой последовательности проведения опытов и измерений.

  2. Самостоятельно и рационально выбрал и подготовил для опыта необходимое оборудование, все опыты провел в условиях и режимах, обеспечивающих получение результатов и выводов с наибольшей точностью.

  3. Научно грамотно, логично описал наблюдения и сформировал выводы из опыта. В представленном отчете правильно и аккуратно выполнил все записи, таблицы, рисунки, чертежи, графики, вычисления и сделал выводы.

  4. Правильно выполнил анализ погрешностей (9-11 классы).

  5. Проявляет организационно-трудовые умения (поддерживает чистоту рабочего места и порядок на столе, экономно использует расходные материалы).

  6. Эксперимент осуществляет по плану с учетом техники безопасности и правил работы с материалами и оборудованием.

Оценка «4» ставится, если ученик выполнил требования к оценке «5», но:

  1. Опыт проводил в условиях, не обеспечивающих достаточной точности измерений.

  2. Было допущено два – три недочета или более одной грубой ошибки и одного недочета.

  3. Эксперимент проведен не полностью или в описании наблюдений из опыта ученик допустил неточности, выводы сделал неполные.

Оценка «3» ставится, если ученик:

  1. Правильно определил цель опыта; работу выполняет правильно не менее чем наполовину, однако объем выполненной части таков, что позволяет получить правильные результаты и выводы по основным, принципиально важным задачам работы.

  2. Подбор оборудования, объектов, материалов, а также работы по началу опыта провел с помощью учителя; или в ходе проведения опыта и измерений опыта были допущены ошибки в описании наблюдений, формулировании выводов.

  3. Опыт проводился в нерациональных условиях, что привело к получению результатов с большей погрешностью; или в отчете были допущены в общей сложности не более двух ошибок (в записях единиц, измерениях, в вычислениях, графиках, таблицах, схемах, анализе погрешностей и т.д.) не принципиального для данной работы характера, но повлиявших на результат выполнения; не выполнен совсем или выполнен неверно анализ погрешностей (9-11 классы);

  4. Допускает грубую ошибку в ходе эксперимента (в объяснении, в оформлении работы, в соблюдении правил техники безопасности при работе с материалами и оборудованием), которая исправляется по требованию учителя.

Оценка «2» ставится, если ученик:

  1. Не определил самостоятельно цель опыта: выполнил работу не полностью, не подготовил нужное оборудование и объем выполненной части работы не позволяет сделать правильных выводов.

  2. Опыты, измерения, вычисления, наблюдения производились неправильно.

  3. В ходе работы и в отчете обнаружились в совокупности все недостатки, отмеченные в требованиях к оценке «3».

  4. Допускает две (и более) грубые ошибки в ходе эксперимента, в объяснении, в оформлении работы, в соблюдении правил техники безопасности при работе с веществами и оборудованием, которые не может исправить даже по требованию учителя.

Оценка умений проводить наблюдения по биологии

Оценка «5» ставится, если ученик:
- Правильно по заданию учителя провел наблюдение.

- Выделил существенные признаки у наблюдаемого объекта (процесса).

- Логично, научно грамотно оформил результаты наблюдений и выводы.

Оценка «4» ставится, если ученик:

- Правильно по заданию учителя провел наблюдение.

- При выделении существенных признаков у наблюдаемого объекта (процесса) назвал второстепенное.

- Допустил небрежность в оформлении наблюдений и выводов.



Оценка «3» ставится, если ученик:

- Допустил неточности и 1-2 ошибки в проведении наблюдений по заданию учителя.

- При выделении существенных признаков у наблюдаемого объекта (процесса) выделил лишь некоторые.

- Допустил 1-2 ошибки в оформлении наблюдений и выводов.



Оценка «2» ставится, если ученик:

- Допустил 3-4 ошибки в проведении наблюдений по заданию учителя.

- Неправильно выделил признаки наблюдаемого объекта (процесса)

- Допустил 3-4 ошибки в оформлении наблюдений и выводов.



Оценка «1» ставится, если ученик:

- Не владеет умением проводить наблюдение.

Выполнение тестовых заданий.
Задания с выбором ответа (закрытый тест), задания « дополните  предложение» (открытый тест) оценивается в один и два балла соответственно. Как правило, на одно задание с выбором ответа приходится около минуты, а на составление свободного ответа – около трёх минут. Оптимально на одной контрольной работе дать 25 заданий:
(20 с выбором ответа и 5 со свободным ответом).
Критерии оценок: «5»: 80 – 100  % от общего числа баллов

«4»: 66- 80% от общего числа баллов


«3»: 45 - 65 % от общего числа баллов

«2» ниже 40% от общего числа баллов

«1» положительного ответа нет

КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ КУРСА ОБЩЕЙ БИОЛОГИИ В 10 КЛАССЕ


п/п


Кол-во час.

Тема урока

Результаты обучения

Виды деятельности учащихся

Тип и вид урока

Вид контроля

Дом. задание

Дата проведения

План

Факт

Введение. 2ч

знать /понимать

строение биологических объектов: клетки; вида и экосистем (структура);

уметь

объяснять: роль биологии в формировании научного мировоззрения; вклад биологических теорий в формирование современной естественнонаучной картины мира; единство живой и неживой природы, родство живых организмов; взаимосвязи организмов и окружающей среды;

выявлять приспособления организмов к среде обитания

сравнивать: биологические объекты (химический состав тел живой и неживой природы), процессы (половое и бесполое размножение) и делать выводы на основе сравнения;

анализировать и оценивать различные гипотезы сущности жизни, происхождения жизни и человека

находить информацию о биологических объектах в различных источниках (учебных текстах, справочниках, научно-популярных изданиях, компьютерных базах данных, ресурсах Интернет) и критически ее оценивать;

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для: соблюдения правил поведения в природной среде.

1


1

Краткая история развития биологии. Сущность жизни и свойства живого.

Учащиеся должны знать, что изучает общая биология , уметь охарактеризовать особенности методов познания живого. Учащиеся должны уметь объяснять основные свойства живых организмов: саморегуляция, самовоспроизведение, наследственность и изменчивость, рост и развитие, раздражимость

Работа с учебни-ком, поиск информации, записи в тетрадях.

Вводный урок.

УПИОЗ


фронтальный опрос

4-6 стр., по тетради

01.09




2

1

Уровни организации жизни. Методы биологии.

Учащиеся должны уметь характеризовать уровни организации живого, уметь вычленять уровни организации жизни в окружающей природе.

Работа с учебни-ком, поиск информации, записи в тетрадях

УПИОЗ

фронтальный опрос

5-6 стр.

08.09







16 ч.

Раздел 1. Клетка- структурная единица живого.






История изучения клетки. Клеточная теория

знать /понимать

основные положения биологических теорий (клеточная);

строение биологических объектов: клетки; генов и хромосом;

сущность биологических процессов: размножение, превращения энергии в экосистемах и биосфере;

вклад выдающихся ученых (Р. Гук, Р.Вирхов, К. Бэр, М. Шлейден, Т. Шванн) в развитие биологической науки;

биологическую терминологию цитология, гидрофильные соединения, гидрофобные соединения, микроэлементы, макроэлементы, ультрамикроэлементы, биополимеры, полипептиды, эукариоты, прокариоты, гаплоидный набор хромосом, гомологичные хромосомы, диплоидный набор хромосом, кариотип ген, матричный синтез, триплет, транскрипция, трансляция, вирус, гомеостаз, организм, метаболизм, диссимиляция, брожение, гликолиз, ассимиляция;



уметь

объяснять: роль биологии в формировании научного мировоззрения; вклад биологических теорий в формирование современной естественнонаучной картины мира; единство живой и неживой природы, родство живых организмов;

решать элементарные биохимические задачи;

сравнивать: биологические объекты (химический состав тел живой и неживой природы) и делать выводы на основе сравнения;

находить информацию о биологических объектах в различных источниках (учебных текстах, справочниках, научно-популярных изданиях, компьютерных базах данных, ресурсах Интернет) и критически ее оценивать;

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:соблюдения мер профилактики отравлений, вирусных и других заболеваний, правил поведения в природной среде; оказания первой помощи при простудных и других заболеваниях, отравлении пищевыми продуктами;


3.

1

История изучения клетки. Клеточная теория.

Учащиеся должны знать методы изучения клетки, уметь раскрывать основные положения современной клеточной теории, основные отличия в строении клеток организмов разных царств. Учащиеся должны уметь доказать материальное единство органического мира

Работа с учебни-ком, поиск информации, записи в тетрадях.

УИНЗ

фронтальный опрос

§7

15.09







4 ч

Глава 1. Химический состав клетки






4

1

Химический состав клетки. Неорганические вещества клетки.

Учащиеся должны знать элементарный состав живого вещества и уметь привести примеры макроэлементов, биоэлементов и микроэлементов; содержание и роль воды и минеральных солей в клетке.


Работа с учебни-ком, поиск информации, заполнение таблицы.

УИНЗ

фронтальный опрос

§1

22.09




5

1

Биополимеры. Липиды. Углеводы

Учащиеся должны знать особенности строения и биологическое значение моносахаридов, дисахаридов, полисахаридов, жиров и других липидов.



Работа с учебни-ком, презентацией, поиск информации, заполнение таблицы.

КУ

фронтальный опрос

тест


§2

29.09




6

1

Биополимеры. Белки.

Учащиеся должны знать строение, свойства, функции и биологическое значение белков в клетке; уметь объяснять функции белков особенностями строения их молекул

Работа с учебни-ком, презентацией, таблицами, поиск информации, заполнение таблицы.

КУ

фронтальный опрос

§3-4

06.10




7

1

Биополимеры. Нуклеиновые кислоты.

АТФ и другие органические вещества в клетке.



Учащиеся должны знать особенности строения молекул ДНК, РНК , их биологическое значение. Учащиеся должны уметь схематически изображать нуклеотиды и структуру АТФ, процесс удвоения ДНК. Знать особенности строения АТФ как универсального источника энергии в клетке, знать роль витаминов в живой природе.

Работа с учебни-ком, презентацией, поиск информации, заполнение таблицы,

КУ


фронтальный опрос


§5


13.10







4ч.

Глава 2. Строение и функции клетки.

8-

9

2

Эукариотическая клетка. Цитоплазма. Органоиды цитоплазмы.

Учащиеся должны знать строение и функции цитоплазмы, клеточных мембран, органоидов клетки, ядра.


Работа с учебни-ком, презентацией, поиск информации, заполнение таблицы.

УИНЗ

тест

фронтальный опрос



§8-9

20.10

27.10






10

1

Клеточное ядро. Хромосомы.

ЛР №1 «Изучение строения растительной и животной клетки под микроскопом».



Работа с учебни-ком, поиск информации, за-полнение таблицы. выполнение лаб.работы.

КУ

ЛР


фронтальный опрос

ЛР


§10,пов

торить и нарисовать строение клетки



10.11




11

1

Прокариотическая клетка

Учащиеся должны знать особенности строения и жизнедеятельности бактерий и вирусов, их значение в природе и жизни человека, должны уметь работать с микроскопом, готовить микропрепараты.

Работа с учебни-ком, динамическим пособием(ДП), сравнение, за-полнение таблицы.

УИНЗ

фронтальный опрос, индивидуальный опрос

§10

17.11











Глава 3. Обмен веществ и преобразование энергии. 3ч

12

1

Типы питания организмов. Фотосинтез.

Хемосинтез.



Учащиеся должны знать типы питания организмов и особенности автотрофного питания и уметь привести примеры организмов с различными типами питания.


Работа с учебни-ком, презентацией, поиск информации, заполнение таблицы.

УИНЗ

фронтальный опрос

§11

24.11




13

1

Энергетический обмен. Безкислородный.

Учащиеся должны усвоить сущность и значение обмена веществ в клетке. Особенности энергетического обмена клетки и значение митохондрий в процессах клеточного дыхания.


Работа с учебни-ком, поиск информации, заполнение таблицы.

УИНЗ

фронтальный опрос

§12

01.12




14

1

Энергетический обмен. Кислородный.



Работа с учебни-ком, поиск информации, заполнение таблицы.

УИНЗ

тематический опрос

§13

08.12




Глава 4. Реализация наследственной информации в клетке. 4ч

15

16


1

Генетическая информация. Удвоение ДНК. Синетз РНК. Генетический код.

Учащиеся должны знать основные особенности этапов биосинтеза белка в клетке, уметь построить схему транскрипции и объяснить принцип реализации генетической информации


Работа с учебни-ком, поиск информации, за-полнение таблицы, решение задач

УИНЗ

фронтальный опрос

§14-15

15.12





1

Биосинтез белка.




Работа с учебни-ком, ДП, поиск информации, заполнение таблицы.

УИНЗ

фронтальный опрос

§16-17

22.12




17

1

Неклеточные формы жизни. Вирусы.


Учащиеся должны знать особенности строения и жизнедеятельности вирусов, их значение в природе и жизни человека,

Работа с учебни-ком, презентацией, поиск информации, заполнение таблицы.

УИНЗ

фронтальный опрос

тест


§18

Подготовка к зачету.



12.01



18

1

Зачет по разделу«Клетка-структурная единица живого».

Проверить усвоение учащимися знаний

о строении клетки, об особенностях строения растительных, животных клеток и грибов. Учащиеся должны иметь понятие о целостности метаболизма, двух его обменах, о ведущей роли ферментов и энергии во всех процессах жизнедеятельности.




ответы на теоретические вопросы,
тестирование

Контрольный урок.

ответы на теоретические вопросы,
тестирование




19.01







Раздел 2. Размножение и индивидуальное развитие организмов. 6ч.

знать /понимать

сущность биологических процессов: размножение, оплодотворение,

биологическую терминологию и символику жизненный цикл, половое размножение, бесполое размножение, гаметогенез, овогенез, сперматогенез, оплодотворение, двойное оплодотворение, внутреннее и наружное оплодотворение, онтогенез, эмбриогенез;

уметь

объяснять: родство живых организмов; отрицательное влияние алкоголя, никотина, наркотических веществ на развитие зародыша человека; влияние мутагенов на организм человека, экологических факторов на организмы;

сравнивать: биологические объекты (зародыши человека и других млекопитающих, половое и бесполое размножение) и делать выводы на основе сравнения;

находить информацию о биологических объектах в различных источниках (учебных текстах, справочниках, научно-популярных изданиях, компьютерных базах данных, ресурсах Интернет) и критически ее оценивать;



использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

соблюдения мер профилактики стрессов, вредных привычек (курение, алкоголизм, наркомания); правил поведения в природной среде;

оценки этических аспектов некоторых исследований в области биотехнологии (клонирование, искусственное оплодотворение).

Глава 5. Размножение организмов.



19

1

Деление клетки. Митоз.

Учащиеся должны знать особенности и значение деления клетки , особенности интерфазы и фаз митоза. Учащиеся должны уметь объяснить механизм, обеспечивающий постоянство числа и формы хромосом в клеточном ядре.


Работа с учебни-ком, презентацией, поиск информации, заполнение таблицы.

УИНЗ

фронтальный опрос


§20

26.01




20

1

Размножение: бесполое и половое.

Учащиеся должны знать особенности и биологическое значение бесполого размножения и его форм, особенности и биологическое значение полового размножения.

Работа с учебни-ком, презентацией, поиск информации, заполнение таблицы.

УИНЗ

фронтальный опрос, работа с динами-ческим пособием

§21

02.02




21

1

Образование половых клеток. Мейоз.

Учащиеся должны знать особенности и биологическое значение полового размножения, основные фазы мейоза и особенности гаметогенеза яйцеклеток и сперматозоидов.


Работа с учебни-ком, презентацией, поиск информации, заполнение таблицы.

УИНЗ

фронтальный опрос

групповой опрос, работа с ДП



§22

сравнительная таблица «Митоз и мейоз»



09.02



22

1

Оплодотворение и образование половых клеток.

Учащиеся должны знать сущность процесса оплодотворения, особенности строения зиготы, особенности оплодотворения у цветковых растений,


Работа с учебни-ком, поиск информации, заполнение таблицы.

УИНЗ

тест

фронтальный опрос работа с ДП


§23


16.02



23

1

Глава 6.

Индивидуальное развитие организма

Эмбриональное и постэмбриональное развитие организма.



Учащиеся должны знать сущность процесса оплодотворения, особенности строения зиготы, особенности оплодотворения у цветковых растений,


Работа с учебни-ком,сообщения уч-ся, поиск информации, заполнение таблицы.

УИНЗ

фронтальный опрос

§24

повто-


рить

пп-20-25


02.03




24

1

Организм-одно целое.. Обобщение темы «Размножение и развитие организмов».

Проверка ЗУН по теме и степень усвоения материала.

Работа с учебни-ком, записи в тетрадях,тест.

УК

тестирование

§25

09.03




Раздел 3. Генетика и основы селекции. 10 часов







знать /понимать

основные положения законов Г.Менделя, закономерностей изменчивости;

строение биологических объектов: генов и хромосом;

вклад выдающихся ученых (Г. Мендель, Т Морган, Н.И. Вавилов, И.В Мичурин) в развитие биологической науки;

биологическую терминологию и символику генетика, ген, генотип, изменчивость, наследственность, фенотип, аллельные гены, гомозигота, гетерозигота, доминантный признак, моногибридное скрещивание, рецессивный признак, дигибридное скрещивание, группа сцепления, геном, гомогаметный пол, гетерогаметный пол, норма реакции, наследственные заболевания, селекция, сорт, штамм, порода, биотехнология, генная инженерия, клонирование, трансгенные организмы;

уметь

объяснять: роль биологии в формировании научного мировоззрения; вклад биологических теорий в формирование современной естественнонаучной картины мира; отрицательное влияние алкоголя, никотина, наркотических веществ на развитие зародыша человека; влияние мутагенов на организм человека, экологических факторов на организмы; причины нарушений развития организмов, наследственных заболеваний, мутаций,

решать элементарные биологические задачи; составлять элементарные схемы скрещивания

выявлять источники мутагенов в окружающей среде (косвенно);

сравнивать: биологические объекты, процессы и делать выводы на основе сравнения;

анализировать и оценивать глобальные экологические проблемы и пути их решения, последствия собственной деятельности в окружающей среде;

находить информацию о биологических объектах в различных источниках (учебных текстах, справочниках, научно-популярных изданиях, компьютерных базах данных, ресурсах Интернет) и критически ее оценивать;

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

соблюдения мер профилактики вредных привычек (курение, алкоголизм, наркомания); правил поведения в природной среде;

оценки этических аспектов некоторых исследований в области биотехнологии (клонирование, искусственное оплодотворение).
Глава7. Закономерности наследственности.


25

1

Моногибридное скрещивание организмов. Первый и второй законы Менделя. Генотип и фенотип. Аллельные гены.

Учащиеся должны знать основные понятия, задачи и методы генетики.

Учащиеся должны знать генетическую терминологию и символику, уметь записывать схемы скрещивания.




Работа с учебни-ком, презентацией, дп, поиск информации, записи в тетрадях, решение задач

УИНЗ

фронтальный опрос

§26-27

16.03




26

1

Дигибридное скрещивание. Третий закон Менделя.

Учащиеся должны знать законы Менделя и уметь записывать схемы скрещивания и составлять решетку Пеннета.


Работа с учебни-ком, презентацией, дп, поиск информации, записи в тетрадях, решение задач

УИНЗ

фронтальный опрос

решение задач


§28 реше-ние задач


06.03




27

1

Хромосомная теория наследственности. Сцепленное наследование.


Учащиеся должны знать основные положения хромосомной теории наследственности, уметь объяснять закон Моргана, иметь представление о

генетических картах.

Работа с учебни-ком, презентацией, дп, поиск информации, записи в тетрадях, решение задач

УИНЗ

фронтальный опрос

решение задач,

тест


§29 реше-ние задач

13.04




28

1

Генетика пола.

Учащиеся должны знать хромосомный механизм определения пола и о сцепленном с полом наследовании. Уметь решать задачи на сцепленное с полом наследование.


Работа с учебни-ком, поиск информации, записи в тетрадях, решение задач

КУ

диктант

фронтальный опрос



§30 реше-ние задач,

тест

20.04




29

1

Взаимовлияние генов. Цитоплазматическая наследственность. Взаимодействие генотипа и окружающей среды в образовании признаков.

Учащиеся должны знать о взаимовлиянии генов, понятия «цитоплазматическая наследственность»

«фенотип», «генотип»,»норма реакции и её виды».




Работа с учебни-ком, поиск информации, записи в тетрадях, заполнение таблицы.

КУ

фронтальный опрос,

тест


§31-32

27.04




Глава 8. Закономерности изменчивости.


30

1

Модификационная и наследственная изменчивость. Комбинативная изменчивость.

Учащиеся должны знать виды изменчивости, сущность модификационной и комбинативной изменчивости.

Работа с учебни-ком, презентацией, поиск информации, записи в тетрадях, составление схемы

КУ

фронтальный опрос

§33

04.05




31

1

Мутационная изменчивость

Учащиеся должны знать виды наследственной изменчивости, типы мутаций и виды мутагенов, способы и причины мутагенеза, формулировку закона гомологических рядов.


Работа с учебни-ком, презентацией, поиск информации, записи в тетрадях,

заполнение таблицы.



КУ

фронтальный опрос

тест


§34

11.05




32

1

Наследственная изменчивость человека.

Лечение и профилактика наследственных болезней человека




Учащиеся должны знать о вредном влиянии курения, употребления алкоголя и наркотиков на наследственность человека, о мерах предупреждения генетических заболеваний.

Работа с учебни-ком, поиск информации, записи в тетрадях

КУ

фронтальный опрос

§35-36

18.05




.

33

1

Глава 9. Генетика и селекция.

Методы современной селекции и биотехнологии.




Раскрыть сущность понятий «селекция», «сорт», «порода», «штамм», охарактеризовать методы селекции; сформировать знания о биотехнологии, клеточной и генной инженерии



Сообщения уч-ся об одомашнивании Работа с учебни-ком, презентацией, поиск информации, записи в тетрадях



КУ


тестирова-ние

фронтальный опрос


§37-38


25.05




34

1

Полиплоидия. Искусственный мутагенез, гибридизация далеких видов и их значение в селекции.

Успехи селекции.



Углубление знаний о методах селекции в растениеводстве. животноводстве и в селекции микроорганизмов, об успехах современной биотехнологии, познакомить учащихся с использованием методов клеточной инженерии и генной инженерии.

Работа с учебни-ком, поиск информации, записи в тетрадях

КУ

фронталь-ный опрос

§39-40

повторить курс 10 класса




25.05




35

1

Урок обобщения, систематизации и коррекции знаний.

Проверка и коррекция знаний




УК

итоговое тестирование












Поделитесь с Вашими друзьями:
  1   2


База данных защищена авторским правом ©grazit.ru 2019
обратиться к администрации

войти | регистрация
    Главная страница


загрузить материал