Рабочая программа по биологии за курс 10 класса на 2013-2014 учебный год Количество часов за год: 34



Скачать 175,82 Kb.
Дата12.09.2017
Размер175,82 Kb.
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Калачёвская средняя общеобразовательная школа»





Утверждаю:

Директор школы

Муха О.Я.

____________________



01 сентября 2013 г.

Согласовано:

Зам. директора по УВР

Мерзлякова О.А.

____________________

«_____»____________2013


Рассмотрено на заседании М/О

Протокол №___ от

«____» _____________2013 г.

_________________________




Рабочая программа

по биологии

за курс 10 класса
на 2013-2014 учебный год
Количество часов за год: 34

Количество часов в неделю: 1




Учитель: Жижкун Тамара Ивановна

Прокопьевский муниципальный район, 2013


1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Данная программа по биологии составлена на основе федерального компонента государственного стандарта среднего (полного) общего образования на базовом уровне


Цель:



Задачи:

  • изучение общих свойств живого, законов его существования и развития,

  • формирование у школьников системы общебиологических знаний для осуществления интеллектуальной и практической деятельности,

  • воспитание познавательного интереса путем вовлечения учащихся в процесс самостоятельного поиска, «открытия» новых знаний.



Межпредметные связи:

  • химия,

  • физика,

  • история,

  • основы безопасности жизнедеятельности (ОБЖ),

  • информационно-коммуникативные технологии.



Формы промежуточной и итоговой аттестации:

  • устные ответы,

  • тематические сообщения,

  • самостоятельные работы,

  • контрольные работы,

  • тесты,

  • зачётно-обобщающие уроки.





2. СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА


Введение (5 часов)


Тема 1. «Основы цитологии» (19 часов)
Тема 2. Размножение и индивидуальное развитие организмов (10 часов)


Лабораторных, практических работ – 6



Количество учебных часов – 34


3. ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ




В результате изучения предмета учащиеся должны:
Знать/понимать:

  • основные положения биологических теории (клеточная);

  • строение биологических объектов: клетки, генов и хромосом;

  • сущность биологических процессов: размножение, оплодотворение,

  • вклад выдающихся ученых в развитие биологической науки;

  • биологическую терминологию и символику.


Уметь:

  • объяснять: роль биологии в формировании научного мировоззрения, вклад биологических теорий в формирование современной естественнонаучной картины мира, единство живой и неживой природы, родство живых организмов, отрицательное влияние алкоголя, никотина, наркотических веществ на развитие зародыша человека, влияние мутагенов на организм человека, экологических факторов на организмы;

  • выявлять приспособления организмов к среде обитания, источники мутагенов в окружающей среде (косвенно);

  • сравнивать биологические объекты (химический состав тел живой и неживой природы, зародыши человека и других млекопитающих, процесс естественного и искусственного отбора, половое и бесполое размножение) и делать выводы на основе сравнения;

  • находить информацию о биологических объектах в различных источниках и критически её оценивать.


Использовать приобретенные ЗУН для:

  • соблюдения мер профилактики отравлений, вирусных и других заболеваний, стрессов, вредных привычек (курение, алкоголизм, наркомания), правил поведения в природной среде;

  • оценки этических аспектов некоторых исследований в области биотехнологии (клонирование, искусственное оплодотворение).



4. КОНТРОЛЬ УРОВНЯ ОБУЧЕННОСТИ

Для контроля уровня обученности используются две основные системы:



  1. Традиционная система. В этом случае учащийся должен иметь по теме оценки:

    • за устный ответ или другую форму контроля тематического материала;

    • за лабораторные работы (если они предусмотрены программными требованиями).

Итоговая оценка (за четверть, полугодие) выставляется как среднеарифметическая всех перечисленных оценок

  1. Зачетная система (10-11 классы). В этом случае контроль знаний по теме осуществляется при помощи зачета. Причем сдача всех зачетов в течение года является обязательной для каждого учащегося, и по каждой теме может быть выставлена только одна оценка за зачёт.

Однако зачетная система не отменяет использования и текущих оценок за различные виды контроля знаний. В зачетный материал должны быть включены все три элемента контроля: вопросы для проверки теоретических знаний, типовые задачи и экспериментальные задания.

Итоговая оценка (за четверть, полугодие) выставляется как среднеарифметическая оценок за все зачеты. Текущие оценки могут использоваться только для повышения итоговой оценки.




Оценка устных ответов учащихся


Оценка «5» ставится в том случае, если учащийся показывает верное понимание сущности рассматриваемых явлений и процессов. Строит ответ по собственному плану, сопровождает рассказ новыми примерами, умеет применить знания в новой ситуации при выполнении практических заданий; может установить связь между изучаемым и ранее изученным материалом, а также с материалом, усвоенным при изучении других предметов. Содержание вопроса учащийся излагает связно, в краткой форме, не допускает биологических ошибок и неточностей.

Оценка «4» ставится за неполный ответ, в котором отсутствуют некоторые несущественные элементы содержания или присутствуют все вышеизложенные знания, но допущены малозначительные биологические ошибки, нелогично, пространно изложено основное содержание вопроса.

Оценка «3» ставится, если учащийся имеет неполные знания, не может их применить, раскрыть сущность процесса или явления, допустил четыре или пять недочетов.

Оценка «2» ставится, если учащийся не овладел основными знаниями и умениями в соответствии с требованиями программы и допустил больше ошибок и недочетов, чем необходимо для оценки «3».




Оценка лабораторных и практических работ


Оценка «5» ставится за работу, выполненную полностью без ошибок и недочетов.

Оценка «4» ставится за работу, выполненную полностью, но при наличии в ней не более одной негрубой ошибки и одного недочета; не более трех недочетов.

Оценка «3» ставится, если ученик правильно выполнил не менее 2/3 всей работы или допустил не более одной грубой ошибки и двух недочетов.

Оценка «2» ставится, если число ошибок и недочетов превысило норму для оценки «3» или правильно выполнено менее 2/3 всей работы.


5. КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ


п/п

урока

Дата

Тема

Новые понятия, термины

Демонстацион.опыт, лабор. и практич.работы

Домашнее задание

Примечание










Введение (5 часов)














1

1




Краткая история развития биологии

Жизнь, эволюционная биология

Демонстрация портретов ученых

§1




2

2




Методы исследования в биологии

Научный факт, научный метод




§2




3

3




Сущность жизни и свойства живого

Жизнь, открытая система




§3




4

4




Уровни организации живой материи

Методы исследования

Демонстрация схемы «Уровни организации живой природы»

§4




5

5




Обобщающий. Общая биология – наука об изучении общебиологический закономерностей живой природы






















Тема 1. «Основы цитологии»


(19 часов)













6







Методы цитологии. Клеточная теория

Клетка, цитология




§5




7







Особенности химического состава клетки

Ультрамикроэлементы




§6




8







Вода и ее роль в жизнедеятельности клетки. Минеральные вещества и их роль в клетке

Гидрофильные и гидрофобные вещества




§7-8




9







Липиды и углеводы их роль в жизнедеятельности клетки

Воск, моносахариды




§9-10




10







Строение и функции белков

Пептид, денатурация

Лабор.работа №1

«Опыты по определению каталитической активности ферментов»



§11




11







Нуклеиновые кислоты и их роль в жизнедеятельности клетки

Нуклеотид, ДНК, РНК




§12




12







АТФ и другие органич. вещества

АДФ, АМФ, макроэнергетическая связь




§13




13







Зачетно-обобщающий урок на тему «Химическая организация клетки»













14







Строение клетки. Клеточная мембрана. Ядро. Строение клетки. Цитоплазма. Клеточный цент. Рибосомы

Эндоцитоз




§14-15




15







Строение клетки. Эндоплазматическая сеть. Комплекс Гольджи. Лизосомы. Клеточные включения.

ЭПС, комплекс Гольджи




§16




16







Строение клетки. Митохондрии. Пластиды. Органоиды движения

Тилакоиды, стромы хлоропластов




§17




17







Сходство и различия в строении прокареотических и эукариотических клеток. Сходство и различие строении клеток растений, животных и грибов




Лабор.работа №2

«Сравнение строения клеток растений и животных»



§18-19




18







Неклеточные формы жизни. Вирусы и бактериофаги.

Капсид




§20




19







Зачетно-обобщающий «Клетка – структурная единица живого»













20







Обмен веществ и энергии в клетке. Энергетический обмен в клетке

Гомеостаз, метаболизм, фермент, гликолиз, спиртовое брожение




§21-22




21







Питание клетки

Автотрофы, гетеротрофы




§23




22







Пластический обмен. Фотосинтез. Хемосинтез

Фотосистема, железобактерий, серобактерий

Лабор.работа №3

«Сравнение процессов фотосинтеза и хемосинтеза»



§24-25




23







Генетический код. Транскрипция. Синтез белка в клетке.. Регуляция транскрипции и трансляции в клетке и организме

Кодон, оперон




§26-27




24







Зачетно-обобщающий на тему «Обмен веществ и энергии в клетке»






















Тема 2. Размножение и индивидуальное развитие организмов

(10 часов)













25







Жизненый цикл клетки


Апоптоз, репликация




§28




26







Митоз. Амитоз

Кариокинез, цитокинез

Демонстрация таблицы процесса митоза

Лабор.работа №4

«Изучение фаз митоза в клетках корешка лука»



§29




27







Мейоз

Конъюгация, кроссинговер

Демонстрация таблицы процесса мейоза

Лабор.работа №5

«Сравнение процессов митоза и мейоза»



§30




28







Формы размножения организмов. Бесполое размножение. Формы размножения организмов. Половое размножение.

Вегетативное размножение, гаметы

Лабор.работа №6

«Сравнение процессов развития половых клеток у растений и животных»



§31-32




29







Развитие половых клеток.

Оогенез, сперматогенез




§33




30







Оплодотворение

Зигота, макроспоры




§34




31







Онтогенез – индивидуальное развитие организмов

Метаморфоз, плацента




§35




32







Индивидуальное развитие. Эмбриональный период

Бластула, гаструла, нейрула

Демонстрация таблицы эмбрионального развития зародыша

§36




33







Индивидуальное развитие. Постимбреональный период

Ювенильный, пубертатный период




§37




34







Зачетно-обобщающий на тему «Размножение и индивидуальное развитие организмов»














И Т О Г О: 34 часа

6. ЛИТЕРАТУРА

Программа


_______________________________________________________________________________

___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________


Основная литература


Каменский А.А., Криксунов Е.А., Пасечник В.В. Общая биология. 10-11 классы: учебник для общеобразовательных учреждений. М.: Дрофа, 20____.

Дополнительная и научно-популярная литература

  1. Каменский А.А., Криксунов Е.А., Пасечник В.В. Биология. Введение в общую биологию и экологию. 9 кл. М.: Дрофа, 2008.

  2. Криксунов Е.А., Пасечник В.В. Экология. 10 (11) класс: учебник для общеобразовательных учреждений. М.: Дрофа, 2008.

  3. Медников Б.М. Биология: Формы и уровни жизни. М.: Просвещение, 1995.

  4. Яблоков А.В., Юсуфов А.Г. Эволюционное учение (дарвинизм). 4-е изд. М.: Высшая школа, 1998.


7. СРЕДСТВА ОБУЧЕНИЯ




Объекты натуральные





  • набор микропрепаратов по общей биологии,

  • видеофильм «Размножение и развитие организмов».

Оборудование лабораторное




Приборы


  • Лупа (7-10*)

  • Лупа препаровальная


Приборы (демонстрационные)

  • Прибор для демонстрации дыхательных процессов (модель Дондерса)

  • Микропроектор (р) или насадка для микропроекции

  • Микроскоп учебный УМ-301



Оборудование для опытов


  • Воронка лабораторная В-75-80 или В-36-80

  • Зажим пробирочный ЗП

  • Колба коническая Кн-1-500-34

  • Колпак стеклянный с кнопкой и рантом

  • Ложка для сжигания веществ ЛСЖ

  • Мензурка 500 мл

  • Набор посуды и принадлежностей для проведения лабораторных работ НПП

  • Спиртовка лабораторная СЛ-1 или СЛ-2

  • Цилиндр измерительный 250 мл

  • Чаша выпарительная

  • Чаша коническая с обручем 190 мм

  • Шпатель фарфоровый

  • Штатив лабораторный Шлб

  • Лоток для раздаточного материала

  • Препаровальные инструменты

  • Иглы препаровальные

  • Пинцет анатомический с насечкой

  • Ножницы с одним острым концом

  • Скальпель брюшистый

  • Рулетка (10 м)

  • Укладка для луп (по 10 шт)







Поделитесь с Вашими друзьями:


База данных защищена авторским правом ©grazit.ru 2017
обратиться к администрации

    Главная страница