Рабочая программа по истории для 10 класса составлена на основе Федерального государственного стандарта общего образования, федеральной п



страница1/4
Дата19.10.2016
Размер0,95 Mb.
ТипРабочая программа
  1   2   3   4


история, 10 класс

Пояснительная записка

Рабочая программа по истории для 10 класса составлена на основе Федерального государственного стандарта общего образования, федеральной примерной программы среднего (полного) общего образования, федеральной Примерной программы среднего (полного) общего образования по истории (базовый уровень) 2004 г. и авторской программы А. А. Данилова и Л. Г. Косулиной.

Программа рассчитана на 70 часов при двухчасовой учебной нагрузке.

В рабочей программе нашли отражение цели и задачи изучения истории на ступени среднего (полного) общего образования, изложенные в пояснительной записке к Примерной программе по истории. В ней также заложены возможности предусмотренного стандартом формирования у учащихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций.

Принципы отбора основного и дополнительного содержания связаны с преемственностью целей образования на различных ступенях и уровнях обучения, логикой внутрипредметных связей, а также возрастными особенностями развития учащихся.

Рабочая программа ориентирована на использование учебно-методического комплекта:

џ Данилов, А. А. История : программы общеобразовательных учреждений. 6–11 классы / А. А. Данилов, Л. Г. Косулина. – М. : Просвещение, 2009.

џ Данилов, А. А. История. Россия и мир. Древность. Средневековье. Новое время. 10 класс : учеб. для общеобразоват. учреждений : базовый уровень / А. А. Данилов, Л. Г. Косулина, М. Ю. Брандт. – М. : Просвещение, 2010.

џ Данилов, А. А. Россия и мир. 10 класс : метод. рекомендации / А. А. Данилов, Л. Г. Косулина, М. Ю. Брандт, П. А. Баранов. – М. : Просвещение, 2009.

Вышеназванный учебник вместе с учебником: Алексашкина Л. Н. История. Россия и мир в XX – начале XXI века. 11 класс: учеб. для общеобразоват. учреждений: базовый уровень / Л. Н. Алексашкина, А. А. Данилов, Л. Г. Косулина. М.: Просвещение, 2010 – составляют единую линию учебников по истории для средней (полной) школы.

Используемый учебно-методический комплект позволяет учащимся получить глубокие и прочные базовые знания основных событий, фактов и явлений отечественной и всеобщей истории с древнейших времен до конца XIX века, теоретически осмыслить исторический материал. Методический аппарат учебников, отрывки из документов, иллюстрации помогут организовать эффективную работу.

Интегрирование учебного материала по отечественной и всеобщей истории создает у учащихся полноценные представления об основных этапах, закономерностях развития человечества в целом и нашей страны в частности, о многообразии форм экономической, социальной, политической, духовной, культурной жизни общества, о единстве всемирной истории.

Материал курса позволяет показать многообразие путей и форм исторического процесса, его неоднолинейность, многоаспектность, противоречивость. Должное внимание уделяется дискуссионным проблемам исторической науки. При этом акцент сделан на формирование целостных представлений об историческом прошлом человечества. Предлагаемая рабочая программа предоставляет учащимся получить необходимый минимум исторических знаний. Курс «Россия и мир» основан на социокультурном подходе к рассмотрению исторического процесса, на выделении наиболее характерных тенденций в развитии различных народов. Предусматривается рассмотрение основных блоков: геополитика, социум, экономика и культура. Происходит ознакомление с источниками и историографией. Первостепенное значение уделяется человеку и его духовному развитию в историческом процессе.

Программа ориентирована на закрепление, систематизацию и углубление у десятиклассников имеющихся знаний об основных фактах, процессах и явлениях отечественной и всеобщей истории. Регулярно используемые на уроках тестовые задания, эссе, проблемно-поисковые задачи и другое помогут выявить пробелы и сформировать прочные знания.

Учащиеся должны освоить периодизацию истории человечества с древнейших времен до конца XIX в., иметь представление об основных трактовках ключевых проблем истории и высказывать собственное суждение по данным вопросам, уметь вести поиск информации в исторических источниках, анализировать их, устанавливать причинно-следственные связи между историческими явлениями, реконструировать исторические события, давать характеристику историческим деятелям и составлять их биографии.

Рабочая программа предусматривает индивидуальные, групповые, фронтальные формы работы учащихся через самостоятельную, дискуссионную, информационную, исследовательскую, проектную деятельность. Предполагается проведение разных типов уроков: лекции, семинары, конференции, лабораторные уроки, практикумы, уроки-исследования, уроки-презентации, зачеты, которые способствуют лучшему усвоению учащимися определенной суммы знаний, развитию личности, познавательных и созидательных способностей.

Промежуточная аттестация проводится в соответствии с уставом образовательного учреждения в форме текущего, рубежного и итогового контроля.

Важнейшими задачами интегрированного курса истории являются формирование у учащихся гражданской позиции, национальной идентичности, воспитание патриотизма, толерантности.



Учебно-тематический план

№ п/п

Тема раздела

Количество часов

1

Исторический процесс и историческая наука

4

2

Первобытность. Цивилизации Древнего мира

8

3

Россия и мир в эпоху Средневековья

21

4

Россия и мир в раннее Новое время

17

5

Россия и мир в эпоху становления и развития индустриального общества

14

6

Обобщающее повторение

2

7

Резерв

4


Литература

Методические пособия для учителя:

1. Алексашкина, Л. Н. Оценка качества подготовки выпускников средней школы по истории [Текст] : для учителей / Л. Н. Алексашкина. – М. : Просвещение, 2008.

2. Безносов, А. Э. История России и мир. 9–11 классы [Текст] : тесты : учеб.-метод. пособие / А. Э. Безносов, Ю. В. Кушнерева. – М. : Дрофа, 2001.

3. Веряскина, О. Г. История России с древнейших времен до конца XIX в. Олимпиады: школьные и муниципальные этапы. 6–8, 10 классы [Текст] : учеб.-метод. пособие / О. Г. Веряскина. – Ростов н/Д., 2009.

4. Дорожкина, Н. И. Современный урок истории. Использование мультимедийных презентаций. 5–11 классы [Текст] / Н. И. Дорожкина. – М. : ВАКО, 2009.

5. История. 5–11 классы : технологии современного урока [Текст] / авт.-сост. В. В. Гукова [и др.]. – Волгоград : Учитель, 2009.

6. Кириллов, В. В. Отечественная история в схемах и таблицах [Текст] / В. В. Кириллов. – М. : Эксмо, 2010.

7. Нестандартные уроки в школе. История (8–11 классы) [Текст] / авт.-сост. Н. С. Кочетов. – Волгоград : Учитель, 2002.

8. Пазин, Р. В. История России. 10 класс : тесты для промежуточной аттестации [Текст] : учеб.-метод. пособие / Р. В. Пазин ; под ред. В. В. Саяпина. – Ростов н/Д. : Легион, 2009.

9. Петрович, В. Г. Уроки истории: Всеобщая история [Текст] : метод. пособие / В. Г. Петрович, Н. М. Петрович. – М. : ТЦ Сфера, 2004.

10. Саяпин, В. В. История России : тематические тесты. Подготовка к ЕГЭ-2010, базовый уровень 10–11 кл. [Текст] : учеб.-метод. пособие / В. В. Саяпин. – Ростов н/Д. : Легион, 2009.

11. Степанищев, А. Т. Опорные конспекты по истории России. 6–11 классы [Текст] : пособие для учителя / А. Т. Степанищев. – М. : Гуманитарный издательский центр «Владос», 2003.

12. Сурмина, И. О. Открытые уроки истории России. 9–11 классы [Текст] / И. О. Сурмина, Н. И. Шильнова. – Ростов н/Д. : Феникс, 2008.

13. Тесты и творческие задания к интегрированным урокам гуманитарного цикла. 5–11 классы [Текст] / авт.-сост. И. В. Арисова. – Волгоград : Учитель, 2008.

14. Чернова, М. Н. Справочник учителя истории. 5–11 классы [Текст] : справочник. – М. : Экзамен, 2008.

Дополнительная литература для учителя:

1. Буганов, В. И. Очерки истории классовой борьбы в России XI– XVIII вв. [Текст] : книга для учителя / В. И. Буганов. – М. : Просвещение, 1996.

2. Иллюстрированная история СССР [Текст]. – М. : Мысль, 1987.

3. История России. 10–11 классы. История России в лицах. X–XVII вв. Герои и изгои революции. Личность и история России [Текст] : элективные курсы / сост. Н. И. Чеботарева. – Волгоград : Учитель, 2007.

4. Учебные задачи по истории России и зарубежных стран. 10–11классы [Текст] / сост. Н. А. Григорьева, А. В. Хорошенкова. – Волгоград : Учитель-АСТ, 2004.

Дополнительная литература для учащихся:

1. История мировой культуры [Текст] : справочник школьника. – М., 1996.

2. Сто великих битв [Текст]. – М. : Вече, 2001.

3. Сто великих картин [Текст]. – М. : Вече, 2001.

4. 1000 вопросов и ответов по истории [Текст] : учеб. пособие / под общ. ред. Л. Н. Алексашкиной. – М. : АСТ, 1996.

Рекомендуются также: сборники КИМов; методика подготовки к ЕГЭ; сборники из серии «репетитор»; тренировочные задания; сборники заданий; компакт-диск «История. Подготовка к ЕГЭ».



Учебно-методическое обеспечение:

1. Печатные пособия.

Таблицы по истории России и всеобщей истории с древнейших времен до конца XIX века (синхронистические, хронологические, сравнительные, обобщающие).

Схемы по истории России и всеобщей истории с древнейших времен до конца XIX века (отражающие причинно-следственные связи, системность ключевых событий, явлений и процессов истории).

Диаграммы и графики, отражающие статистические данные по истории России и всеобщей истории с древнейших времен до конца XIX века.

Портреты выдающихся деятелей истории России и всеобщей истории с древнейших времен до конца XIX века.

Атласы:

Атлас по истории древнего мира с комплектом контурных карт.

Атлас по истории России (с древнейших времен до конца XV века) с комплектом контурных карт.

Атлас по истории России (XVI–XVIII века) с комплектом контурных карт.

Атлас по истории России (XIX век) с комплектом контурных карт.

Атлас по Новой истории с комплектом контурных карт.

Атлас по истории Средних веков с комплектом контурных карт.

Альбомы демонстрационного и раздаточного материала (материалы по истории культуры и искусства, по образу жизни в различные исторические эпохи, по истории развития вооружений и военного искусства, техники и технологии) по истории России и всеобщей истории.

Карты:

Древний Восток.

Греческая колонизация.

Завоевательные походы Александра Македонского.

Римская империя. Ее распад и возникновение варварских королевств.

Народы и государства Восточного полушария к началу VI века.

Франкское государство в V – начале IX века.

Первобытно-общинный строй и древнейшие государства на территории нашей страны.

Древнерусское государство – Киевская Русь в IX – начале XII века.

Русь в X веке.

Борьба с иноземными завоевателями в XIII веке.

Великое княжество Литовское в XIII–XV веках.

Рост московского княжества.

Русь в XII – начале XIII века.

Крестовые походы.

Образование Российского централизованного государства.

Важнейшие путешествия в XV – середине XVII века.

Российское государство во второй половине XVI века.

Ливонская война 1558–1583 годов.

Смутное время.

Крестьянская война в России в начале XVII века. Борьба с интервенцией польских и шведских феодалов.

Экономическое развитие России в XVII веке (Европейская часть).

Народные восстания в России в 40–70-е годы XVII века.

Европа в 1648 году.

Рост территории России в XVII веке. Народы Сибири и Дальнего Востока.

Россия с конца XVII века по 60-е годы XVIII веке (Европейская часть).

Северная война.

Русско-турецкая война 1768–1774 годов.

Русско-турецкая война 1787–1791 годов.

Российская империя во второй половине XVIII века.

Европа в годы завоевательных войн Наполеона.

Европа в 1815 году.

Экономическое развитие России в первой половине XIX века (Европейская часть).

Отмена крепостного права в России в 1861 году.

Русско-турецкая война 1877–1878 годов.

Мир в 1870 году.

Экономическое развитие России во второй половине XIX века.

Революционное движение с 1861 года до конца XIX века.

Важнейшие русские экспедиции в XIX веке.

Европа в конце XIX – начале XX века. Экономическое развитие.

Российская империя в XIX веке.

Кавказ в XIX веке.

Казахстан и Средняя Азия в XIX веке.

Мир к началу XX века.



2. Информационно-коммуникативные пособия.

Мультимедийные обучающие программы и электронные учебники по истории России и всеобщей истории с древнейших времен до конца XIX века.



3. Электронно-звуковые пособия.

Видеофильмы по истории России и всеобщей истории с древнейших времен до конца XIX века.

Аудиозаписи и фонохрестоматия по истории России и всеобщей истории с древнейших времен до конца XIX века.

Слайды (диапозитивы) по истории России и всеобщей истории с древнейших времен до конца XIX века.



4. Технические средства обучения.

Телевизор.

Видеомагнитофон.

Аудиоцентр.

Мультимедийный компьютер.

Мультимедийный проектор.

Экран проекционный.

5. Учебно-практическое оборудование.

Аудиторная доска с магнитной поверхностью и набором приспособлений для крепления таблиц, карт.

Штатив для карт и таблиц.

Укладки для аудиовизуальных средств (слайдов, кассет и др.).

Шкаф для хранения карт.

Ящики для хранения таблиц.



6. Специализированная мебель.

Компьютерный стол.



тематическое планирование


п/п

Тема
урока

Кол-во

часов


Тип,
вид
урока

Элементы

содержания



Требования к уровню
подготовки учащегося

Вид

контроля,


измерители

Элементы
дополни-
тельного
содержания

Домашнее

задание


Дата
проведения

п

л

а



н

ф

а

к



т

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

Раздел I. Введение в историю
Тема 1. Исторический процесс и историческая наука


1

История и исторический процесс

1

Урок изучения новых знаний. Вводная лекция
с элементами беседы

Многообразие понятия «история» и современные подходы к его пониманию. Сущность исторического пространства, взаимосвязи общества и природы в истории человечества. Критерий исторического времени. Вопрос о единстве всемирной

Знать: что такое история; как
формировалось историческое пространство; ответы на вопрос
о единстве всемирной истории;

понятия: история, всемирная
история.

Уметь: находить отличие исторического времени от календарного; обосновывать свой выбор; устанавливать взаимосвязь вопросов смысла, цели и единства мировой истории; характеризовать основные подходы к периодизации исторического процесса; указывать признаки концепций

Беседа; тестовые задания, тезисный план, «линия времени»

Системы летоисчисления. Календари: древнеегипетский, вавилонский, древне-
китайский, юлианский, григорианский

§ 1, рефераты: «Cистемы летоисчис-ления по олимпиадам, от ос-нования города, сотворения мира, рождества Христова, хиджры», «Календари»







Продолжение табл.

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11













истории. Периодизация исторического процесса

всемирной истории; анализировать; структурировать учебный материал в виде тезисного плана, «линии времени»
















2–3

История и познание истории

2

1. Комбинированный урок.

2. Урок изучения новых знаний.


Лекция

История в системе гуманитарных наук. Социальное познание
и историческая наука. Историческое событие и исторический факт. Понятие об исторических источниках. Виды источников. Понятие и термины исторической науки

Знать: особенности социального познания; отличие истории от других социальных дисциплин; подходы к пониманию термина «исторический факт»; трудности, возникающие при использовании информации источника в исследовании историка; особенности языка исторической науки;

понятия: социальное познание, историческое событие, исторический факт, исторический источник, менталитет, цивилизация.

Уметь: определять специфику исторической науки, достоинства и слабости подходов к иссле-
дованию истории в исторической науке XX в.; анализировать мнения, мысли, документы; высказывать свое отношение; устанавливать причинно-следственные связи; анализировать схему;

Беседа, анализ мнений, документов, схема, тезисный план, конспект, познавательные задания

Основные
концепции исторического развития: историко-культурологические (цивилизационные),
формационная теории,
теория модернизации.

Школа «анналов». Смысл истории



1. § 2,
вопросы,
записи.

2. под-


готовиться
к семинару, с. 22–24







Продолжение табл.

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11
















структурировать учебный материал в виде конспекта, тезисного плана
















4

Введение
в историю

1

Урок практического применения знаний
и умений. Семинар

История в век
глобализации. Альтернативы в истории и тайны истории. Судить или понимать?

Знать: направления в глобальной истории; понятия: глобализация, альтернативы.

Уметь: высказывать свое мнение по поводу альтернатив в истории; дискутировать по вопросу: «Судить или понимать?»; представлять результаты изучения исторического материала
в виде реферата, эссе

Беседа, анализ документов, дискуссия, эссе, рефераты




Познавательные
задания, эссе, проекты (по
выбору
учителя)







Раздел II. Человечество в эпоху Древнего мира и Средневековья
Тема 2. Первобытность. Цивилизации Древнего мира


5

Предцивилизационная стадия истории человечества

1

Урок изучения новых знаний. Лекция

Антропогенез.

Научные представления о фор-


мировании
человека современного типа.

Периодизация предцивилиза-


ционной стадии развития человечества. Пробле-

Знать: что такое предцивилизационная стадия истории челове-
чества; этапы в становлении человека; проблемы социогенеза; сущность и значение неолити-
ческой революции; понятия: антропогенез, первобытное,
доисторическое общество,
человек умелый, человек разумный, родовая община, присваи-
вающее хозяйство, произво-

Беседа; работа с документами, дополнительной литературой, интер-нет-ресурса-ми; проблемные вопросы, конспект, поня-

Современные научные
концепции происхождения человека и общества

§ 3 до
с. 28, вопросы 1–3







Продолжение табл.

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11













мы социогенеза. Праобщина.

Родовая община. Неолитическая


революция и ее историческое
значение

дящее хозяйство, цивилизация, социогенез, революция, неолитическая революция.

Уметь: представлять результаты изучения исторического материала в виде конспекта; работать с картой; анализировать документы, делать выводы; высказывать свое мнение; характеризовать исторические события; составлять словарь темы

тийный аппарат; схема «Линия времени»













6

Архаичные
цивилизации Древнего Вос-
тока

1

Урок практического применения знаний
и умений. Лабораторный урок

Роль великих рек
в формировании цивилизаций. Экономические основы древневосточных цивилизаций. Современные представления о факторах и формах возникновения государства. Вождества. Восточная деспотия и ее роль
в древневосточных цивилиза-

Знать: какие цивилизации относят к архаичным; особенности социальной структуры общества на Древнем Востоке; суть относительной социальной статичности древневосточных обществ;

понятия: деспотия, государство, вождество, социальная структура, социальные нормы.

Уметь: представлять результаты изучения исторического материала в виде конспекта; работать с картой; анализировать документы, делать выводы; высказывать свое мнение; характеризовать
восточную деспотию; опреде-

Беседа; работа с документами, дополнительной литературой, интернет-ресурсами; проблемные вопросы, конспект, характеристика, понятийный аппарат

Особенности материальной культуры. Мифологическая картина мира. Возникновение письменности и накопление знаний. Возникновение религиозной картины мира

§ 3 со
с. 28, проблемные
вопросы,
с. 34







Продолжение табл.

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11













циях. Общество: социальная структура и социальные нормы

лять ее роль в истории древневосточных цивилизаций; выделять особенности архаичных цивилизаций; устанавливать причинно-следственные связи; работать с дополнительной литературой, интернет-ресурсами
















7–8

Античные цивилизации Средиземноморья

2

1. Урок изучения новых знаний. Лекция.

2. Урок практического применения знаний


и умений. Семинар

Зарождение античной цивилизации. От «темных веков» к классической Греции. Античный полис: расцвет и кризис. Греческая колонизация. Древнегреческая философия. Древнегреческая мифология. Эллинизм. Цивилизация Древнего Рима
в VIII–I вв.
до н. э. Римская империя: античный мир, переход от респуб-

Знать: когда возникли древнейшие цивилизации в Европе и какую роль в их формировании и развитии сыграли природно-климатические условия Средиземноморья; социальные и экономические последствия вступления Древней Греции в железный
век; причины, значение и последствия Великой греческой
колонизации; роль реформ Солона в развитии Афин; признаки античного полиса; особенности Афин и Спарты как полисов; причины и сущность полиса; этапы римской цивилизации; причины борьбы патрициев и плебеев и ее значение для становления римской гражданской общины;
отличие античного классичес-

Беседа; тезисный план, конспект; срав-
нительная
характеристика (таблица) «Афины
и Спарта», понятийный аппарат

Своеобразие античных цивилизаций Европы по сравнению с цивилизациями Древнего Востока. Мифологическая картина мира
и формирование научной формы мышления в античном обществе. Ранняя христианская церковь

1. § 4–5, вопросы.

2. эссе,


рефераты, проекты
(по выбору учителя, учащихся)







Продолжение табл.

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11













лики к становлению Великой Римской империи. Причины кризиса; падение западной Римской империи. Римское право

кого рабства от рабства на Древнем Востоке; переход от республики к империи в Риме; причины кризиса и падения Западной Римской империи; понятия:
колонизация, демос, тирания,
полис, гражданская община, республика, гражданская война, империя, Великое переселение народов, эллинизм.

Уметь: анализировать гречес-
кие мифы; высказывать свои предположения; сравнивать
древнейшие цивилизации
на территории Европы с циви-
лизациями Древнего Востока
и устанавливать причинно-
следственные связи; определять особенности гражданской общины; высказывать свое мнение и аргументировать его; составлять сравнительную характеристику Афин и Спарты; сопоставлять точки зрения на характер римской цивилизации; сравнивать
характеристики античного рабства разных авторов; находить
















Продолжение табл.

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11
















сходство и различие греческого полиса и римской цивитас;
определять статус раба в римском праве
















9

Древнейшая история нашей Родины

1

Урок изучения новых знаний. Лекция

Древние люди
на территории
нашей страны. Греческая колонизация Причерноморья. Скифское государство. Восточные славяне. Тюркские народы и государ-

ства на территории нашей страны. Норманны – варяги – русы



Знать: античное наследие
в истории Европы и нашей страны; участие славян в Великом переселении народов; точки зрения в исторической науке по поводу происхождения слова «русь»; понятия: колонизация,
варяги, русь.

Уметь: работать с картой; выделять характерные черты общественных отношений, сложившихся у восточных славян; определять особенности норманнского присутствия в Восточной Европе по сравнению с Западной

Беседа;
работа
с картой; конспект, понятийный аппарат

Великое
переселение народов и его влияние на формирование праславянского
этноса. Место славян среди индоевро-
пейцев

§ 6,
вопросы







10

Духовный мир древних обществ

1

Урок практического приме-
нения знаний
и уме-

Мифологическая картина мира.
Мифы о культурных героях.

Представления об осевом времени. Буддийская



Знать: особенности мифологической картины мира; идеи буддизма, иудаизма, христианства; причины быстрого распространения христианства в Римской империи; особенности религий спасения и древней науки;

Работа
с текстом учебника; анализ мифов, информации; тезисы, табли-

Космогони-
ческие, антропогонические, теогонические мифы

Доклады
и сообщения о жиз-ни и открытиях вы-
дающихся ученых







Продолжение табл.

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11










ний. Лабораторный урок

духовная традиция. Иудейская
духовная традиция. Христианская духовная традиция. Религии спасения. Формирование научного мышления в древности

понятия: картина мира, миф,
осевое время, даосизм.

Уметь: сравнивать определе-
ния; анализировать мифы, ин-
формацию; выявлять особенности мифологической картины
мира; объяснять смысл выражений; устанавливать причинно-следственные связи; находить отличие конфуцианства от буддизма, научных знаний от мифов; структурировать учебный материал в виде тезисов, таблицы, схемы, конспекта

ца, схема, конспект,
понятийный аппарат




и философов древности
(§ 7)







11

Венок муд-
рости

1

Урок практического применения знаний
и умений.

Урок-
конфе-


ренция

Жизнь и открытия выдающихся ученых и философов древности. Платон. Плиний. Сенека. Цицерон. Демокрит. Пифагор. Сократ. Аристотель. Авиценна. Конфуций. Эпикур

Знать: выдающихся ученых
и философов древности, их открытия; взгляды древних мыслителей на развитие природы и общества; понятия: философия.

Уметь: работать с дополнительной литературой, различными источниками, СМИ, интернет-ресурсами; представлять результаты изучения исторического материала в форме реферата; владеть основными видами публичных выступлений

Рефераты, сообщения, работа с источниками разного типа




§ 8, вопросы, подго-товиться
к семинару









Поделитесь с Вашими друзьями:
  1   2   3   4


База данных защищена авторским правом ©grazit.ru 2019
обратиться к администрации

войти | регистрация
    Главная страница


загрузить материал