Рабочая программа по истории России 6-9 класс



Скачать 421,8 Kb.
Дата16.12.2017
Размер421,8 Kb.

Согласовано

Заведующий кафедрой

___________

Протокол № ___ от

«____»____________20__г.

 


Утверждено

на заседании педагогического совета

Протокол № ____________ от

«____»____________20__ г. 



Утверждаю

Директор МБОУ Гимназии

__________Н. Г. Савушкина

Приказ № ___ от

«___»____20 _г.










РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

 

 

по истории России



6-9 класс
Составлена в соответствии с Федеральным компонентом государственного стандарта основного общего образования.

Примерная программа по истории А.А..Данилов, М.: Просвещение, 2006.

Учебники: История России учеб, для 6-9 кл, общеобразовательных учреждений/А.А..Данилов, Л.Г. Косудина – М.: Просвещение, 2013 г.

 

Учитель истории



Аверкова М.И,

  Чупин И.И.

 

2009 год.


РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

ОСНОВНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ ПО ИСТОРИИРОССИИ.



ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Программа по истории России составлена на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования на базовом уровне.

Программа конкретизирует содержание предметных тем образовательного стандарта, дает примерное распределение учебных часов по разделам курса. Рабочая программа содействует реализации единой концепции исторического образования, сохраняя при этом условия для вариативного построения курсов истории.

Особенностью исторического образования на ступени основного общего образования является необходимость организации предпрофильной подготовки учащихся. Эта задача решается в IX классе за счет учебного времени из регионального компонента и компонента образовательного учреждения.

Реализация программы исторического образования на ступени основного общего образования предполагает широкое использование межпредметных связей. Интегративное взаимодействие курсов истории и обществоведения позволяет учащимся сформировать целостное представление о динамике развития и исторической обусловленности современных форм общественной жизни, критически воспринимать получаемую социальную информацию, осмысленно изучать многообразие моделей поведения, существующих в современном многокультурном, многонациональном, многоконфессиональном обществе. Использование потенциала межпредметных связей курсов истории и географии расширяет знания учащихся о закономерностях пространственной организации мира, закрепляет умение оперировать статистическим и картографическим материалом. Формирование системы интегративных связей истории и предметов образовательных области «Филология» значительно повышает коммуникативный потенциал процесса обучения, позволяет учащимся на более высоком уровне освоить стилистические и образно-выразительные особенности родного и иностранных языков. Знание учащимися исторического контекста процесса духовного творчества расширяет их возможности при изучении курса литературы, а также предметов образовательной области «Искусство».

Рабочая программа рассчитана на 164 ч. 6,7,8,классы – 1 ч. в неделю 9 классы – 1час в неделю.

Изучение истории на ступени основного общего образования направлено на достижение следующих целей:


  1. Воспитание патриотизма, уважение к истории и традициям нашей родины, к правам и свободам человека, демократическим принципам общественной жизни;

  2. Освоение знаний о важнейших событиях, процессах отечественной и всемирной истории в их взаимосвязи и хронологической последовательности;

  3. Овладение элементарными методами исторического познания, умениями работать с различными источниками исторической информации;

  4. Формирование ценностных ориентаций в ходе ознакомления с исторически сложившимся культурными, религиозными, этононациональными традициями;

  5. Применение знаний и представлений об исторически сложившихся системы и многоконфессиональном обществе, участие в межкультурном взаимодействие, толерантного отношения к представителям других народов и стран;


Структура документа

Рабочая программа включает три раздела: пояснительную записку; основное содержание с распределением учебных часов по разделам курса и рекомендуемой последовательностью изучения тематических блоков; требования к уровню подготовки выпускников.



Общая характеристика учебного предмета

Историческое образование на ступени основного общего образования играет важнейшую роль с точки зрения личностного развития и социализации учащихся, приобщения их к национальным и мировым культурным традициям, интеграции в исторически сложившееся многонациональное и многоконфессиональное сообщество. В процессе обучения у учащихся формируются яркие, эмоционально окрашенные образы различных исторических эпох, складывается представление о выдающиеся деятелях и ключевых событиях прошлого. Знания об историческом пути российского народа важны и для понимания современных общественных процессов, ориентации в динамично развивающемся информационном пространстве.

Курс истории на ступени основного общего образования является частью концентрической системы исторического образования. Государственный стандарт (основного) общего образования не предполагает преподавание в начальной школе какого-либо отдельного курса или учебного модуля по истории. Содержательная линия «История Отечества» включена в обязательное содержание курса «Окружающий мир» – как изучение «отдельных, наиболее важных и ярких исторических событий; картин быта, труда, традиций людей в разные исторические времена». В требованиях к уровню подготовки выпускников начальной школы закреплено лишь умение «описывать отдельные (изученные) события из истории Отечества». Тем самым, изучение исторического материала в курсе «Окружающий мир» не позволяет решить комплексные задачи пропедевтического образования. С учетом этого, примерная программа исторического образования на ступени основного общего образования предполагает ввод пропедевтического модуля «Что изучает история» в V классе.

Соотношение содержания исторического образования на ступенях основного и полного общего образования определяется с учетом принципа преемственности исторического образования и специфики каждой из них этих ступеней. Изучая историю на ступени основного общего образования учащиеся приобретают исторические знания, приведенные в простейшую пространственно-хронологическую систему, учатся оперировать исторической терминологией в соответствии со спецификой определенных эпох, знакомятся с основными способами исторического анализа. Отбор учебного материала на этой ступени отражает необходимость изучения наиболее ярких и значимых событий прошлого, характеризующих специфику различных эпох, культур, исторически сложившихся социальных систем.


В результате изучения истории ученик должен:
Знать/понимать:

  1. Основные этапы и ключевые события истории России и мира с древности до наших дней; выдающихся деятелей отечественной и всеобщей истории;

  2. Важнейшие достижения культуры и системы ценностей, сформировавшиеся в ходе исторического развития

  3. Изученные виды исторических источников;


Уметь:

  1. Соотносить даты событий отечественной и всеобщей истории с веком; определять последовательность и длительность важнейших событий отечественной и всеобщей истории

  2. Использовать текст исторического источника при ответе на вопросы, решении различных учебных задач; сравнивать свидетельства разных источников;

  3. Показывать на исторической карте территории расселения народов, границы государств, города, места значительных исторических событий;

  4. Рассказывать о важнейших исторических событиях и их участниках, показывая знания необходимых фактов, дат, терминов; давать описание исторических событий и памятников культуры на основе текста и иллюстративного материалаучебника, фрагментов исторических источников, использовать приобретённые знания при написании творческих работ (в том числе сочинений), отчётов об экскурсиях, рефератов;

  5. Соотносить общие исторические процессы и отдельные факты; выявлятьсущественные черты исторических процессов, явлений и событий; группировать исторические явления и события по заданному признаку; объяснять смысл изученных исторических понятий и терминов, выявлять общность и различия сравниваемых исторических событий и явлений; определять на основе учебного материала причины и следствия важнейших исторических событий;

  6. Объяснять своё отношение к наиболее значительным событиям и личностям истории России и всеобщей истории, достижениям отечественной и мировой культуры;


Использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:


  1. Понимания исторических причин и исторического значения событий и явлений современной жизни

  2. Высказывания собственных суждений об историческом наследии России и мира;

  3. Объяснения исторически сложившихся норм социального поведения;

  4. Использования знаний об историческом пути и традициях народов Оссии и мирав общении впавппаввЬЬД России и мира в общении с людьми другой культуры, национальной и религиозной принадлежности;


Качество знаний, умений и навыков оценивается по пятибалльной системе

Балл «5» ставится, если учащийся с достаточной полнотой знаний и навыков знает изученный материал:

- обнаруживает ясное понимание теоретического материала;

- полученные знания умеет творчески применять на практике;

- грамотно излагает учебный материал;



Балл «4» ставится, если учащийся дает ответы, удовлетворяющие требованиям балла «5», но допускает незначительные ошибки в изложении учебного теоретического материала.

Балл «3» ставится, если учащийся обнаруживает знание и понимание основного учебного материала, но делает серьезные ошибки, может отвечать только по наводящим вопросам преподавателя.

Балл «2» ставится, если учащийся обнаруживает незнание или непонимание большей части учебного материала.
Информационно-методическое обеспечение (учебники, самостоятельные и контрольные работы, рабочие тетради, контурные карты, атласы).
1.Учебники: Данилов А.А., Косулина Л.Г. История России. 6-9 класс, М., Просвещение, 2013

2.Тесты по истории: 7 класс: к учебнику А.А. Данилова, Л.Г. Косулиной «История России: 6-9 класс/Е.В. Симонова М.: Издательство «Экзамен»,2009.

3. Данилов А.А., Косулина Л.Г. Рабочая тетрадь. История России. 6-9 классы. М., Просвещение, 2013.

Список электронных образовательных ресурсов.


CD-Диски:


  1. «История России 862-1917» - Энциклопедия по истории России.

  2. Набор интерактивных карт по истории России с IX по XVIII век.




  1. http://www.prosv.ru/ - издательство просвещение;

  2. http://festival.1september.ru/ - фестиваль педагогических идей.

  3. http://www.alleng.ru/ - сайт с книгами к уроку и экзамену по истории

  4. http://www.istorya.ru/ - сайт "История.РУ". Всемирная история и История России. Хронология, библиотека, статьи. Карты. Рефераты. Экзамены

  5. http://www.websib.ru./ - много полезных сведений по истории Древней Руси

  6. http://www.old-rus.narod.ru/ - Антология Древнерусской литературы.


Учебно-тематический план

6 класс




Тема

всего

практ.

1

Народы и государства на территории нашей страны в древности

2

0

2

Восточные славяне. Древнерусское государство (VI – начало XII века)

9

1

3

Русь во второй половине XII – XIII веке.

11

1

4

Образование единого русского государства

8

1

5

Московское государство в XVI веке.

8

1

ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ

История России 6 класс (38 часов)
Народы и государства на территории нашей страны в древности (2 часа)

Что изучает история Отечества. История России – часть всемирной истории.

Заселение Евразии. Великое переселение народов. Народы на территории нашей страны до середины I тысячелетия до н.э. Влияние географического положения и природных условий на занятия, образ жизни, верования. Города-государства Северного Причерноморья. Скифское царство. Тюркский каганат. Хазарский каганат. Волжская Булгария. Кочевые народы Степи.

Восточные славяне. Древнерусское государство (VI – начало XII века) (8часов)

Расселение, соседи, занятия, общественный строй, верования восточных славян. Язычество. Распространение христианства, ислама, иудаизма на территории нашей страны в древности.

Предпосылки образования государства. Соседская община. Союзы восточнославянских племен. «Повесть временных лет» о начале Руси. Новгород и Киев – центры древнерусской государственности.

Первые Рюриковичи. Характер древнерусской державы. Князь и дружина. Полюдье. Деятельность Олега и Игоря по укреплению внутреннего и международного положения древнерусского государства. Реформы Ольги. Походы Святослава. Складывание крупной земельной собственности. Древнерусские города. Русь и Византия.

Владимир I и принятие христианства. Причины принятия христианства. Крещение Руси. Значение принятия христианства.

Расцвет Руси при Ярославе Мудром. Борьба за власть сыновей Владимира. «Русская правда». Земельные отношения. Основные слои древнерусского общества. Зависимые категории населения. Политический строй. Военная организация. Внешняя политика Ярослава Мудрого.

Правление Ярославичей. Половецкая угроза. Любечский съезд. Княжеские усобицы. Владимир Мономах. «Устав» Владимира Мономаха. Международные связи Древней Руси. Распад Древнерусского государства.

Религиозно-культурное влияние Византии. Особенности развития древнерусской культуры. Фольклор. Происхождение славянской письменности. Зодчество и живопись.

Быт и нравы. Образ жизни князей и бояр. Русские воины. Образ жизни земледельческого населения.
Повторительно-обобщающий урок по теме: «Восточные славяне. Древнерусское государство (VI – начало XII века)» - 1 час.

Русь во второй половине XIIXIIIвеке. (9 часов).

Удельный период: экономические и политические причины раздробленности. Формы землевладения. Русь и народы Степи. Князья и бояре. Свободное и зависимое население. Рост числа городов.

Географическое положение, хозяйство, политический строй крупнейших русских земель. Владимиро-Суздальское княжество. Освоение Северо-Восточной Руси. Характер княжеской власти в северо-восточных землях. Князь Ю. Долгорукий. Борьба за Киев. Внутренняя и внешняя политика владимиро-суздальских князей. Возвышение Владимиро-Суздальского княжества.

Великий Новгород Территория, природные и хозяйственные особенности Северо-Западной Руси. Особенности социальной структуры и политического устройства новгородской земли.

Галицко-Волынское княжество. Особенности географического положения. Занятия населения. Рост вотчинной собственности на землю. Объединение Волыни и Галича. Взаимоотношения между боярами и князем. Даниил Галицкий.

Монгольские завоевания в Азии. Сражение на реке Калке. Походы Батыя на Русь. Вторжение в Рязанскю землю. Героическая оборона Рязани. Е. Коловрат. Героическая оборона Москвы. Разгром Владимирского княжества. Поход на Новгород. Нашествие на Юго-Западную Русь и Центральную Европу. Борьба народов нашей страны с завоевателями.

Экспансия с Запада. Походы шведов на Русь. Завоевание крестоносцами Прибалтики. Ливонский орден. Александр Невский. Сражение на Неве и Ледовое побоище. Значение победы над крестоносцами.

Золотая Орда и Русь. Политическая зависимость русских земель от Орды. Повинности русского населения. Последствия монгольского нашествия и борьбы с экспансией Запада для дальнейшего развития нашей страны.

Русь и Литва. Русские земли в составе Великого княжества Литовского. Характер Литовско-Русского государства. Конфессиональная политика. Литовских князей. Значение присоединения русских земель к Литве.

Культура русских земель. Общерусское культурное единство и складывание местных художественных школ. Местные стилевые особенности в литературе, архитектуре, живописи. Идея единства русских земель в произведениях культуры в период раздробленности. «Слово о полку Игореве».


Тульский край в древности – 1 час
Повторительно-обобщающий урок по теме: «Русь во второй половине XII-XIII веке» - 1 час.
Образование единого русского государства (7 часов)

Восстановление хозяйства на Руси. Вотчинное, монастырское, помещичье и черносошное землевладение. Города и их роль в объединении русских земель. Иван Калита и утверждение ведущей роли Москвы.

Куликовская битва. Дмитрий Донской. Роль церкви в общественной жизни. Сергий Радонежский. Поход на Русь хана Тохтамыша.

Василий I. Московская усобица, её значение для объединения русских земель. Союз Литвы и Польши. Образование русской, украинской и белорусской народностей.

Иван III. Свержение ордынского ига. Распад Золотой Орды. Присоединение Москвой северо-восточных и северо-западных земель Руси. Многонациональный состав населения страны.

Становление центральных органов власти и управления. Судебник 1497 г. Местничество. Традиционный характер экономики.

Церковь и государство. Становление русской автокефальной церкви. Взаимоотношения церкви с великокняжеской властью.Теория «Москва – Третий Рим». Ереси. Нестяжатели и иосифляне.

Монгольское завоевание и культурное развитие Руси. Москва – центр складывающейся культуры русской народности. Отражение идеи общерусского единства в устном народном творчестве, летописании, литературе. «Задонщина». Феофан Грек. Строительство московского Кремля. Андрей Рублёв.


Повторительно-обобщающий урок на тему: «Образование единого русского государства» - 1 час.

Московское государство в XVI веке. (6 часов)

Развитие страны XVI в.: территория, население, характер экономики. Предпосылки централизации страны. Иван IV Грозный. Установление царской власти. Реформы 50-60-х гг. XVI в. Земские соборы.

Расширение территории государства (присоединение Казанского и Астраханского ханств, Западной Сибири). Ермак. Освоение Дикого поля. Казачество. Борьба за Балтийское побережье. Ливонская война. Разгром Ливонского ордена. Социально-экономические последствия Ливонской войны.

Опричнина. Обострение внутриполитической борьбы в начале 60-х гг. Падение Избранной рады. Смена внутриполитического курса. Сущность и цели опричной политики. Опричный террор. Позиция православной церкви. Ликвидация последних уделов. Становление самодержавия. Социально – экономические последствия опричнины.

Влияние централизации страны на культурную жизнь. Просвещение. Развитие научных знаний. Публицистика. «Сказание о князьях Владимирских». Летописные своды. Начало русского книгопечатания. Иван Федоров.

Оборонительное зодчество. Строительство шатровых храмов. Живопись. Дионисий. Произведения декоративно-прикладного искусства.

Быт и нравы. «Домострой».
Тульский край – 1 час.
Повторительно-обобщающий урок по курсу «История России с древнейших времён до конца XVI века» - 1 час.


Учебно-тематический план

7 класс




Тема

всего

практ.

1

Россия на рубеже XVI-XVII вв.

4

1

2

Россия в XVII веке

11

1

3

Россия в первой четверти XVIII века

9

1

4

Эпоха дворцовых переворотов

4

1

5

Россия в 1762-1800 гг.

12

1

ИСТОРИЯ РОССИИ, 7 КЛАСС (40 ЧАСОВ)


Россия на рубеже XVI-XVII вв. (3 часа)

Царь Фёдор Иванович. Пресечение династии Рюриковичей. Борис Годунов. Учреждение патриаршества. Социально-экономическая политика. Голод 1601-1603 гг. Обострение социальных противоречий. Международная политика. Торговые и культурные связи со странами Западной Европы.

Смутное время. Династические, социальные и международные причины Смуты. Внутренняя и внешняя политика Лжедмитрия I. Боярский заговор. Воцарение В. Шуйского. Восстание И. Болотникова.

Лжедмитрий II. Тушинский лагерь. Агрессия Речи Посполитой и Швеции. Семибоярщина. Борьба против внешней экспансии. К. Минин и Д. Пожарский. Освобождение Москвы. Земский собор 1613г. Воцарение Романовых.




Повторительно-обобщающий урок: «Россия на рубеже XVI-XVII вв» - 1 час.
Россия в XVII веке (9 часов)

Первые Романовы: Царь Михаил Фёдорович. Шаги к абсолютизму. Ослабление роли Земских Соборов и Боярской Думы. Возрастание роли государственного аппарата и армии. Соборное уложение 1649 г. Центральное и местное управление. Приказная система.

Ликвидация последствий Смуты. Восстановление экономики страны. Территория и хозяйство России в XVIIвеке. Усиление роли барщины и оброка. Рост товарно-денежных отношений. Развитие торговых связей. Новоторговый устав. Начало складывания всероссийского рынка. Ярмарки. Развитие мелкотоварного производства. Мануфактуры. Рост городов.

Усиление позиций дворянства. Соборное уложение 1649 года. Окончательное оформление крепостного права. Основные категории городского населения. Прикрепление городского населения к посадам. Духовенство. Казачество.

Социальные движения второй половины XVII века. Причины и особенности народных восстаний. Соляной бунт. Медный бунт. Восстание С. Разина.

Церковь после Смуты. Патриарх Филарет. Раскол в русской православной церкви. Никон и Аввакум. Церковный Собор 1666-1667 гг.

Основные направления внешней политики России во второй половине XVII века. Россия и Речь Посполитая. Смоленская война. Запорожская Сечь. Б. Хмельницкий. Переяславская Рада. Вхождение Левобережной Украины в состав России. Русско-польская война. Русско-шведские и русско-турецкие отношения. Крымские походы. Завершение присоединения Сибири.

Обмирщение культуры в XVII веке. Расширение культурных связей с Западной Европой. Славяно-греко-латинская Академия. Русские землепроходцы. С.И. Дежнёв, В.Д. Поярков, М.В, Стадухин, Е.П. Хабаров.

Литература. Новые жанры в литературе. Сатирические повести. «О Шемякином суде», «О Ерше Ершовиче». Автобиографические повести «Житие Протопопа Аввкаума». Зодчество. «Дивное узорочье» в зодчестве. XVIIвека. Б. Огурцов. Шатровый стиль. Коломенский дворец. Московское барокко. Церковная архитектура. Живопись. Симон Ушаков. Парсуна.

Быт и нравы допетровской Руси. Царский двор. Боярский и дворянский быт. Жизнь посадского населения. Повседневный быт и обычаи крестьян.


Тульский край в XVIIвеке. – 1 час.
Повторительно – обобщающий урок по теме: «Россия в XVII веке» - 1 час.
Россия в первой четверти XVIII века (8 часов)

Предпосылки реформ первой четверти XVIII века. Реформаторская деятельность А.Л. Ордена-Нащокина, В.В. Голицына, царя Фёдора Алексеевича.

Стрелецкие восстания. Регентство Софьи. Личность Петра I. Воцарение Петра I. Азовские походы. Великое посольство 1697-1698 гг.

Создание флота и регулярной армии. Учреждение правительствующего сената, коллегий, Тайной канцелярии. Превращение дворянства в господствующее сословие. Указ о престолонаследии. Табель о рангах. Губернская реформа. Изменение системы городского управления. Церковная реформа. Упразднение патриаршества. Учреждение Святейшего Правительствующего Синода.

Реформы в экономике. Политика протекционизма и меркантилизма. Строительство мануфактур и заводов. Использование зарубежного опыта в сельском хозяйстве, мануфактурном производстве, судостроении. Ремесленные цехи. Денежная реформа. Налоговая реформа. Подушная подать. Развитие путей сообщения. Начало троительства Вышневолоцкого, Ладожского обводного, Волго-Донского каналов. Цена и последствия реформ ПетраI.

Северная война. «Нарвская конфузия». Основание Санкт-Петербурга. Полтавская битва. Победы русского флота у мыса Гангут и Гренгам. Восточное направление внешней политики. Прутский поход. Каспийский поход. Провозглашение России империей.Установление абсолютизма. Итоги внешней политики Петра I.

Причины народных восстаний в петровскую эпоху. Астраханское восстание. Восстание К. Булавина. Башкирское восстание. Религиозные выступления. Восстания работных людей. Значение и последствия народных выступлений.

Светский характер культуры. Культура «верхов» и культура «низов». Распространение просвещения, научных знаний. Школа математических и навигацких наук. Развитие техники. А.К. Нартов. Академия наук. Создание Кунсткамеры, Военно-морского и Артиллерийского музеев. Гражданский шрифт. Открытие первой научной библиотеки.

Регулярная планировка городов. Барокко в архитектуре и изобразительном искусстве. Петропавловская крепость. Дворец двенадцати коллегий в Петербурге. Начало сооружения дворцового ансамбля в Петергофе. Д. Трезини, В.В. Растрелли, И.К. Коробов. Гравюра. А.Ф. Зубов. Светская живопись И.Н. Никитин.
Повторительно-обобщающий урок по теме: «Преобразования Петра Великого». – 1 час.
Эпоха дворцовых переворотов (3 часа)

Причины дворцовых переворотов. Российские монархи эпохи дворцовых переворотов. Роль гвардии и аристократии в государственной жизни.

Изменение системы центрального управления. Верховный тайный совет. Кабинет министров. «Конференция при высочайшем дворе». Фаворитизм. Бироновщина. Расширение прав и привилегий дворянства. Манифест о вольности дворянства. Усиление крепостного права. Рост мануфактурного производства. Создание Дворянского и Купеческого Банков.

Основные направления внешней политики. Войны с Персией и Турцией. Участие России в Семилетней войне. Вхождение в состав России казахских земель. П.А. Румянцев, П.С. Салтыков.


Повторительно-обобщающий урок на тему: «Эпоха дворцовых переворотов». – 1 час.
Россия в 1762-1800 гг. (10 часов)
Екатерина II. Особенности внутренней политики. Просвещённый абсолютизм. Уложенная комиссия. Губернская реформа. Жалованные грамоты дворянству и городам. Ужесточение внутренней политики в 70-90-е гг. XVIIвека: причины и последствия. Расцвет крепостничества.

Социальные движения второй полвины XVIII века. Крестьянская война под предводительством Е.И. Пугачёва. Причины войны. Пугачёв и его программа. Основные этапы борьбы. Значение и последствия войны.

Начало разложение феодально-крепостнической системы. Сельское хозяйство. Рост мануфактур и промыслов. Предпринимательство. Торговля. Финансы. Итоги экономического развития.

Проникновение либеральных идей в Россию. Н.И. Новиков. Критика самодержавия и крепостничества. А. Радищев. Борьба самодержавия с вольнодумством.

Русско-турецкие войны конца XVIII века и присоединение Крыма. Греческий проект Екатерины II. Г.А. Потёмкин. Георгиевский трактат. Разделы Польши и вхождение в состав России Правобережной Украины. Русско-шведская война 1787-1791 гг. и её значение. П. Румянцев, А. Суворов, Ф. Ушаков.

Павел I. Попытки укрепления режима. Указ о наследовании престола. Политика в отношении крестьян. Манифест о трёхдневной барщине. Ставка на мелкопоместное дворянство. Комиссия для составления законов Российской империи. Репрессивная политика. Внешняя политика Павла I.

Век Просвещения. Сословный характер образования. Народные училища. М.В. Ломоносов. Основание Московского Государственного Университета. Становление Отечественной науки. Академия наук. М.В, Ломоносов. М.И. Шеин. Г.В. Рихман. В.Н. Татищев. Географические экспедиции. В. Беринг. С.П. Крашенинников. Освоение Русской Америки. Развитие техники. И.Ф. и М.И. Моторины. И.И. Ползунов. К.Д. Фролов. И.П. Кулибин. Литература и журналистика. Новое стихосложение. Драматургия. А.П. Сумароков. Русский сентиментализм. Н.М. Карамзин. Крепостной театр. Возникновение профессионального театра. Ф. Волков.

Классицизм в архитектуре, изобразительном и музыкальном искусствах. Историческая живопись. Ф.С. Рокотов. В.Л. Боровиковский. Зарождение русской скульптуры. Ф.И. Шубин. Барокко. В.В. Растрелли. Начало ансамблевой застройки городов.

Быт и нравы. Дворянская усадьба. Жизнь и быт крестьян и горожан: жилище, питание, досуг, одежда, обычаи.
Тульский край в XVIIIвеке – 1 час.
Повторительно-обобщающий урок по теме: «Россия в XVII-XVIII веке». – 1 час.

Учебно-тематический план

8 класс




Тема

всего

практ.

1

Россия в первой половине XIX века.

20

1

2

Россия во второй половине XIX века

20

1

ИСТОРИЯ РОССИИ, 8 КЛАСС (40 ЧАСОВ)


Россия в первой половине XIX века (18 часов).

Россия на рубеже веков. Кризис крепостного хозяйства. Отходничество. Внутренняя и внешняя торговля. Развитие транспорта. Развитие капиталистических отношений.

Переворот 11 марта 1801 г. И первые преобразования. Александр I. Негласный комитет. Указ о вольных хлебопашцах. Учреждение министерств. Реформа народного просвещения. Аграрная реформа в Прибалтике.

М.М. Сперанский. Личность реформатора. «Введение к уложению государственных законов». Создание государственного совета. Экономические реформы. Отставка Сперанского: причины и последствия.

Международное положение России вначале XIXвека. Основные цели и направления внешней политики. Участие России в антифранцузских коалициях. Тильзитский мир. Континентальная блокада. Вхождение Грузии в состав России. Присоединение Финляндии. Бухарестский мир с Турцией.

Отечественная война 1812 г.: причины, планы сторон, ход военных действий. Смоленское сражение. М.Б. Барклай-де-Толли. Назначение М.И. Кутузова главнокомандующим. Бородинская битва. Тарутинский манёвр. Денис Давыдов. Народный характер войны. Изгнание наполеоновских войск из России.

Заграничные походы русской армии. «Битва народов» под Лейпцигом. Разгром Наполеона. Российская дипломатия на Венском конгрессе. Россия и Священный Союз. Восточный вопрос во внешней политике. Россия и Америка.

Усиление консервативных тенденций во внутренней политике после Отечественной войны 1812 г. Польская конституция. Проект Н.Н. Новосильцева. Усиление политической реакции в начале 20-х гг. Основные итоги внутренней политики Александра I.

Экономический кризис 1812-1815 – х гг. А.А. Аракчеев. Военные поселения. Цензурные ограничения. Проект крестьянской реформы Д.А. Гурьева. Развитие промышленности и торговли.

Движение декабристов. Предпосылки возникновения и идейные основы общественных движений. Первые тайные организации. Северное и Южное общества, их программы: «Русская правда» П. Пестели и «Конституция» Н. Муравьёва. Власть общественные движения.

Смерть Александра I и династический кризис. Восстание на Сенатской площади в Петербурге 14 декабря 1825 года. Восстание Чехословацкого полка. Значение и последствия восстания декабристов.

Николай I. Усиление самодержавной власти. Усиление социальной базы самодержавия. Попытки решения крестьянского вопроса: указ об обязанных крестьянах.Ужесточение контроля над обществом. III Отделение. А.Х. Бенкендорф. Кодификация законов. Русская православная церковь и государство. Польское восстание.

Социально-экономическое развитие при Николае I. Финансовая реформа Е.Ф. Канкрина. Реформа управления государственными крестьянами. П.Д. Киселёва. Первые железные дороги. Начало промышленного переворота. Рост городов.

Общественная мысль и общественные движения во второй четверти XIX века. Особенности общественного движения 30-50-х гг. Консервативное движение: теория официальной народности. Либеральное движение: Славянофилы и западники. П.Я. Чаадаев.Русский утопический социализм. Петрашевцы.

Внешняя политика второй четверти XIX века. Россия и революции в Европе. Восточный вопрос. Россия и освобождение Греции. Русско-Иранская война 1826-1828 гг. Русско-Турецкая война 1828-1829 гг. Вхождение Кавказа в состав России. Кавказская война. Мюридизм. Имамат. Движение Шамиля. Обострение русско-английских противоречий. Россия и Центральная Азия.

Крымская война: причины, участники. Основные этапы войны. Оборона Севастополя. П.С. Нахимов, В.А. Корнилов. Кавказский фронт. Парижский мир. Причины и последствия поражения России в Крымской войне.

Развитие образования в первой половине XIX века, его сословный характер. Создание системы общеобразовательных учреждений. Успехи русской науки. Открытия в биологии. Н.И. Пирогов и развитие военно-полевой хирургии. Вклад в развитие физики Б.С. Якоби и Э.Х. Ленца. А.А. Воскресенский, Н.Н Зинин и развитие органической химии. Н. И. Лобачевский.

Кругосветные экспедиции И.Ф. Крузенштерна и Ю.Ф. Лисянского, Ф.Ф. Беллинсгаузена и М.П. Лазарева. Открытие Антарктиды русскими мореплавателями. Дальневосточные экспедиции Г.И, Невельского и Е.В. Путятина. Русское географическое общество.

Становление литературного русского языка. Золотой век русской поэзии. А.С. Пушкин, М.Ю. Лермонтов. Критический реализм. Н.В. Гоголь, И.С. Тургенев. Основные стили в художественной культуре (сентиментализм, романтизм, реализм, ампир). К.П. Брюллов. О.А. Кипренский, А.А. Иванов, П.А. Федотов, В.А. Тропинин, А.Г. Венецианов. Архитектура. Русский ампир. Ансамблевая застройка городов. А.Н Воронихин. К.Р. Росси. О.И. Бове. Русско-византийский стиль. К.А. Тон Становление национальной музыкальной школы. А.Е. Варламов, А.А, Алябьев, М.И, Глинка. А.С. Даргомыжский. Обычаи и нравы.
Тульский край в первой половине XIX века. – 1 час.
Повторительно-обобщающий урок по теме: «Россия в первой половине XIX века» - 1 час.

Россия во второй половине XIX века (18 часов).

Социально-экономическое развитие страны к началу 60-х годов XIX века. Настроения в обществе. Александр II. Смягчение политического режима. Предпосылки и подготовка крестьянской реформы. Великий князь КонстантbyНиколаевич.

Положения 19 февраля 1861 года Отмена крепостного права. Наделы. Выкуп и выкупная операция. Повинности временнообязанных крестьян.

Земская, городская, судебная реформы. Создание местного самоуправления. Реформы в области образования. Военные реформы. Цензурные правила. Незавершённость реформ. Значение реформ 60-70-х гг. XIX века в истории России.

Социально-экономическое развитие пореформенной России. Новые промышленные районы и отрасли хозяйства. Железнодорожное строительство. Развитие капитализма в сельском хозяйстве. Остатки крепостничества и общинного быта.

Общественные движения 50-60-х гг. XIX века. Подъём общественного движения после поражения в Крымской войне. А.И. Герцен и Н.И. Огарёв.Вольная русская типография в Лондоне. «Полярная звезда», «Колокол». Земское движение.

Причины роста революционного движения в пореформенный период. Н.Г. Чернышевский и Н.А. Добролюбов. Журнал «Современник». Революционные организации и кружки середины 60 – начала 70-х гг. Идеология народничества: М.А. Бакунин. П.Л. Лавров. П.Н. Ткачёв. Н.К. Михайловский.

Народнические организации второй половины 60-х – начала 70-х гг. С.Г. Нечаев и «нечаевщина». «Хождение в народ». Земля и воля. Раскол Земли и Воли. Народная Воля. Убийство Александра II.

Внешняя политика во второй половине XIXвека.Основные направления внешней политики 1860-1870-х гг. Борьба за ликвидацию последствий Крымской войны. А.М. Горчаков. Польское восстание 1863 г. Завершение Кавказской войны. Присоединение Средней Азии. Дальневосточная политика. Продажа Аляски.

Русско-турецкая война: причины, ход военных действий, итоги. М.Д. Скобелев. И.В. Гурко. Роль России в освобождении балканских народов от османского ига.

Кризис самодержавия на рубеже 70-80-х гг. XIX века. Политика лавирования. М.Т. Лорис-Меликов. Убийство Александра II. Александр III. Манифест о незыблемости самодержавия. К.П. Победоносцев. Контрреформы:укрепление позиций дворянства, наступление на местное самоуправление. Попытки решения крестьянского вопроса. Начало рабочего законодательства. Реакционная политика в области просвещения. Национальная политика самодержавия в конце XIX века. Религиозная политика Александра III.

Экономическое развитие страны в 80-90-е гг. XIX века. Завершение промышленного переворота. Фабрично-заводское строительство. Деятельность Н.Х. Бунге. Экономическая политика И.А. Вышнеградского, С.Ю. Витте. Золотое десятилетие русской промышленности. Состояние сельского хозяйства.

Социальная структура пореформенного общества. Формирование классов индустриального общества. Размывание дворянского сословия. Дворянское предпринимательство. Буржуазия: социальный облик российской буржуазии. Духовенство: положение и роль духовенства. Интеллигенция. Крестьянская община. Усиление процесса расслоения русского крестьянства. Казачество. Особенности российского пролетариата.

Общественные движения 70-90-х гг. XIX века. Кризис революционного народничества. Изменения в либеральном движении. Усиление позиций консерваторов. Первые рабочие организации. Распространение идей марксизма. Г.В. Плеханов, «Освобождение труда», П.Б. Струве и «легальный марксизм», В.И. Ленин и «Союз борьбы за освобождение рабочего класса».

Внешняя политика Александра III. Приоритеты и основные направление внешней политики Александра III. Ослабление российского влияния на Балканах. Поиск союзников в Европе. Союз трёх императоров. Сближение России и Франции в 1890-х гг. Азиатская политика России.

Развитие образования и науки во второй половине XIX века. Школьная реформа. Создание бессословной народной школы. Открытие новых университетов. Женское образование. Научные открытия российских учёных. Д.И. Менделеев. И.М. Сеченов, И.И. Мечников, И.П. Павлов. Историческая наука: В.О. Ключевский, С.М. Соловьёв. Географы и путешественники. Сельскохозяйственная наука.

Литература и периодическая печать. Критический реализм. Развитие российской журналистики. Революционно-демократическая литература. Деятельность передвижников.

«Могучая кучка». П.И. Чайковский, их значение для развития русской и зарубежной музыки. Успехи музыкального образования. Развитие архитектуры. Русский драматический театр и его значение в развитии культуры и общественной жизни.

Развитие и взаимовлияние культур народов России. Роль русской культуры в развитии мировой культуры. Быт: новые черты в жизни города и деревни. Рост населения. Урбанизация. Изменение облика городов. Развитие связи и городского транспорта. Жизнь и быт городских «верхов». Жизнь и быт городских окраин. Досуг горожан. Изменения в деревенской жизни.
Тульский край в первой половине XIX века. – 1 час.
Повторительно-обобщающий урок по курсу «Россия в XIX веке» - 1 час.

Учебно-тематический план

9 класс




Тема

всего

практ.

1

Россия в начале XX века

9

0

2

Россия в 1917-1927 гг.

8

0

3

СССР в 1928-1938 гг.

4

0

4

Великая Отечественная Война

5

0

5

СССР в 1945-1953 гг.

4

0

6

СССР в 1953 – середине 60-х гг.

4

0

7

СССР в середине 60 – середине 80-х гг.

4

0

8

Перестройка в СССР. 1985-1991


3

0

9

Новая Россия

5

1

ИСТОРИЯ РОССИИ 9 КЛАСС, 46 ЧАСОВ


Россия в начале XX века (9 часов).
Россия и её место в мире. Территориальная структура российской империи, её геостратегическое положение. Количественная и качественная характеристики населения российской империи. Политика модернизации «сверху».

Обострение социальных и политических противоречий в условиях форсированной модернизации. Личность Николая II. Особенности социальной структуры Российской империи начала XXвека.

Особенности развития российской экономики начала XX века. Государственный капитализм: роль государства в экономике. Формирование монополий. Специфика российского монополистического капитализма в России. Его место и роль в экономике. Иностранный капитал в России. С.Ю. Витте. Кустарная Россия; удельный вес и производственные формы кустарного производства. Сельское хозяйство: оскудение центра. Сельская община. Аграрное перенаселение.

Внешняя политика Николая II. Внешнеполитические приоритеты России в начале царствования Николая II.Миротворческая инициатива русского императора. Международная конференция в Гааге. «Большая азиатская программа». Втягивание России в дальневосточный конфликт. Русско-японская война 1904-1905 гг., её влияние на российское общество. Портсмутский мир. Причины поражения России в войне.

Общественно-политическое движение в начале XX века. Характеристика политической системы Российской империи, необходимость её реформирования. Либеральная программа политических преобразований. С.Ю. Витте, В.К. Плеве. П.Д. Святополк-Мирский. Предпосылки формирования и особенности генезиса политических партий в России. Классификация политических партий. Партия социалистов-революционеров. В.М. Чернов. Революционные партии, их программы. Большевики и меньшевики. II съезд РСДРП. В.И. Ленин, Ю.О. Мартов.

Революция 1905-1907 гг.: причины и характер. «Кровавое воскресенье». Возникновение Советов. Манифест 17 октября 1905 г. Вооружённое восстание в Москве. Создание Государственной Думы.

Оформление либеральных партий. П.Н. Милюков. Монархическое и черносотенное движение: программные лозунги, социальный состав, численность. В.М, Пуришкевич. Итоги революции.

Политическая программа П.А. Столыпина. Аграрная реформа: её экономический, социальный и политический смысл. Переселенческая политика. Итоги Столыпинской аграрной реформы. Развитие кооперативного движения. Деятельность I Государственной думы. ДеятельностьII Государственной думы.

Избирательный закон 1907 г.ДеятельностьIII Государственной Думы. Общественное и политическое развитие России в 1912-1914 гг.

Россия в системе военно-политических союзов начала XXвека. Международный кризис и вступление России в Первую мировую войну. Основные этапы и итоги военных действий на восточном фронте в 1914-1917 гг.

Нарастание социально-экономических противоречий. Угроза национальной катастрофы. Дискредитация царизма и государственной власти. Отношение политических партий к войне.IVГосударственная Дума. Прогрессивный блок. Нарастание революционного движения.

Духовное состояние российского общества в начале XXвека. Основные тенденции развития русской культуры в начале XXвека. Научные открытия российских учёных. Д.И. Менделеев. Серебряный век русской поэзии. Декаданс, символизм, футуризм. Акмеизм. Модерн в архитектуре и художественной культуре. Критический реализм.


Россия в 1917-1927 гг. (8 часов).

Назревание революционного кризиса в Российской империи. Начало Февральской революции. Объективные и субъективные причины революции. Двоевластие: суть и причины его появления. Падение монархии Временное правительство и Советы.

Внешняя и внутренняя политика Временного правительства. Курс на продолжение войны. Рождение новой власти на местах. Возвращение из эмиграции В.И. Ленина. Апрельские тезисы. А.Ф. Керенский. Кризисы власти. Выступление Генерала Л.Г. Корнилова и его последствия.

Провозглашение советской власти в октябре 1917 г II Всероссийский съезд Советов и его декреты. Учредительное собрание.

Становление советской системы управления. Отношение большевиков к продолжающейся мировой войне. Борьба в РСДРП(б) по вопросу о сепаратном мире. Брестский мир и его последствия.

Гражданская война и иностранная интервенция: причины, основные этапы. Создание Красной Армии. С.С. Каменев, М.В. Фрунзе, С.М. Будёный. Белое движение.

Выступление чехословацкого корпуса. Формирование Восточного фронта. А.В. Колчак. Формирование Южного фронта. Добровольческая армия А.И. Деникина. Северный фронт: походы генерала Юденича на Петроград. Белый Крым. Разгром Врангеля.

Социально-экономическая политика советской власти. Политика «военного коммунизма». Закон о социализации земли. Установление продовольственной диктатуры. Конец правительственной коалиции большевиков и левых эсеров. Переход к продразвёрстке. Ликвидация товарно-денежных отношений.

Крестьянство в годы Гражданской войны. Война с Польшей. Итоги Гражданской войны.

Социально-экономический кризис 1920-1921 гг. X съезд РКП(б). Переход к политике нэпа. Сущность НЭПа. Отношение к НЭПу различных слоёв населения и партии. Эволюция взглядов В.И. Ленина на нэп. Итоги и противоречия нэпа. План ГОЭЛРО.

Политика большевиков в области национально-государственного строительства. Превращение РКП(б) в главное звено государственной структуры. Образование СССР. Борьба за власть в партии большевиков. Дискуссии о путях построения социализма. Усиление позиций И.В. Сталина.

Внешняя политика советского государства в 1920-е гг. Международная обстановка во время и после окончания гражданской войны. Идея мировой революции и учреждение Коммунистического Интернационала. II конгресс Коминтерна. Конференция в Генуе. Раппальский договор с Германией. Полоса признания СССР. Деятельность Коминтерна.

Многообразие культурной жизни 1920-х гг. Борьба с неграмотностью. Строительство советской школы. Творцы Серебряного века в советской России. «Философский пароход». Начало «нового искусства». Пролеткульт. Российская ассоциация пролетарских писателей. Новые имена и новые тенденции в литературе, изобразительном искусстве, музыке, театре. Сменовеховство. Большевики и церковь.

СССР в 1928-1938 гг. (4 часа).

Хлебозаготовочный кризис 1927: причины, проявления, меры к преодолению. Социально-политическая подготовка «великого перелома».

Индустриализация: цели, методы, источники. Первые пятилетки, их итоги.

Коллективизация сельского хозяйства: цели, методы, результаты. Формирование централизованной системы управления страной.

Власть партийно-государственного аппарата. Культ личности Сталина. Конституция 1936 г.

СССР в системе международных отношений в 1930-х гг. Новый курс советской дипломатии. Отказ от прогерманской линии. Вступление СССР в Лигу Наций. Попытки создания системы коллективной безопасности в Европе. Коминтерн: курс на создание единого антифашистского фронта. СССР и война в Испании. Мюнхенское соглашение. Дальневосточная политика СССР.

Коренные изменения в духовной жизни общества. Идеологическое наступление на культуру. Достижения науки и техники в годы первых пятилеток. ОТ свободы творчества к творческим союзам. М, Горький. Метод социалистического реализма в искусстве. Советский кинематограф. Музыкальное творчество. Живопись. Литература. Тульский край в начале XX века.
Великая Отечественная Война (5 часов).

СССР накануне Великой Отечественной Войны. Причины нового советско-германского сближения. Советско-германские договоры 1939 г. Укрепление обороноспособности страны: успехи и просчёты. Война с Финляндией и её итоги.

Нападение Германии и её союзников на СССР. Провал планов «молниеносной войны». Причины неудач Красной Армии. Московское сражение.

Начало коренного перелома в ходе войны. Приказ № 227. Сталинградская битва. СССР в антигитлеровской коалиции. Конференция в Тегеране. Битва на Курской дуге. Завершение коренного перелома. Битва за Днепр. Освобождение Донбасса, Правобережной Украины. Итоги летне-осенней компании 1943 г. Соотношение сил на Восточном фронте к началу 1944 г. Итоги зимнего наступления Красной Армии. Освобождение Украины и Крыма. Открытие второго фронта.

Наступление советских войск летом 1944 г. Освобождение советской территории от захватчиков. Разгром немецких войск в Прибалтике. Завершающие сражения Красной Армии в Европе. Крымская конференция. Берлинская операция. Участие СССР в военных действия против Японии. Разгром Японских войск в Маньчжурии.

Советский тыл в годы войны. Эвакуация промышленности. Партизанское движение.Церковь в годы войны. Великий подвиг народа в Отечественной войне.

Конференция в Ялте, Потсдаме и их решения. Итоги Великой Отечественной Войны. Роль СССР во Второй мировой войне.
СССР в 1945-1953 гг. (4 часа).

Послевоенное восстановление хозяйства. Состояние экономики страны после окончания войны. Экономические дискуссии 1945-1946 гг. Восстановление и развитие промышленности. Трудности и проблемы сельского хозяйства.

«Демократический импульс» войны. Изменения в структурах власти. Система Гулага в послевоенные годы. Национальная политика. Правящая партия и общественные организации в первые послевоенные годы.

Идеологические компании конца 40-х – начала 50-х гг. эволюция официальной идеологии. Новая волна массовых репрессий. Образование. Противоречия в развитии литературы, музыки, кино. Научные дискуссии.

СССР в системе послевоенных международных отношений. Образование «социалистического лагеря». Роль Советского Союза в установлении коммунистических режимов в странах Восточной Европы и Азии. Создание СЭВ. Холодная война. Начало гонки вооружений.
СССР в 1953 – середине 60-х гг. (4 часа).

Борьба за власть после смерти И.В, Сталина Курс на десталинизацию и попытки реформирования политической системы. Разработка новой конституции. «Оттепель». XX съезд КПСС. Разоблачение «культа личности» И.В. Сталина.

Экономический курс Маленкова. Сельскохозяйственная политика Хрущёва. Реорганизация системы управления экономикой. Освоение целины. Создание совнархозов. Завершение построения экономических основ экономических основ индустриального общества. Особенности социальной политики. Жилищное строительство.

Достижения советского образования, развитие науки и техники. Запуск первого искусственного спутника Земли (1957). Отечественная космонавтика. Ю.А. Гагарин. Реформа школы 1959 г. Духовная жизнь периода «оттепели». Зарождение обновленческого направления советской литературе. И. Эренебург. В. Панова. В. Твардовский, Д. Гранин, Р. Рождественский, Е. Евтушенко, А. Вознесенский, А. Солженицын. Ослабление идеологического давления в области музыки, живописи, кинематографа.

Выработка новых подходов во внешней политике. Создание Организации Варшавского договора. Венгерский кризис 1956 г. Мирное сосуществование государств с различным политическим строем. Возобновление диалога с Западом. Попытки начала разоружения. Берлинский кризис 1961 г. Карибский кризис 1962 г. и его международные последствия.
СССР в середине 60 – середине 80-х гг. (5 часов).

Отстранение Н.С. Хрущёва от власти в октябре 1964 г. Л.И. Брежнев, А.Н. Косыгин. Усиление позиций государственно-партийной номенклатуры. Курс на стабильность кадров. XXIII съезд КПСС и проведение реформы в политической сфере. Укрепление роли армии и органов безопасности. Конституция 1977 г. Концепция «развитого социализма».

Экономические реформы середины 60-х гг. Предпосылки и основные задачи реформирования экономики. «Застой» в экономическом развитии. Снижение темпов научно-технического прогресса. Особенности социальной политики.

Советское руководство и «пражская весна» 1968 г. Достижение военно-стратегического паритета с США Разрядка и причины её срыва. Совещание по безопасности и сотрудничеству в Европе. СССР в региональных конфликтах Доктрина Брежнева. Страны «третьего мира» во внешней политике советского руководства.

Развитие советского образования, науки и техники, культуры и спорта. А. Солженицын. И. Бродский. О. Ефремов. В. Высоцкий. Э. Рязанов. С. Бондарчук. Движение диссидентов. А.Д. Сахаров.
Перестройка в СССР. 1985-1991 (3 часа)

Смерть Л.И, Брежнева. Ю.В. Андропов. Переход к политике перестройки. М.С. Горбачёв. Реформа политической системы страны. Проведение выборов народных депутатов СССР 1989 г. Начало формирования новых политических партий. Национальная политика и межнациональные отношения.Власть и церковь в годы перестройки. Августовские события 1991 г. Распад СССР.

Поиск путей реформирования экономики Стратегия «ускорения экономического развития». Экономическая реформа 1987 г. Программа «500 дней». Экономическая политика союзных республик в условиях «парада суверенитетов» и её последствия.Кооперативное движение.

Демократизация политической жизни. Гласность. Возобновление реабилитации жертв политических репрессий. Новые явления в литературе, театре, кинематографе. Кризис социалистической идеологии и политики.

«Новое политическое мышление» и смена курса советской дипломатии. Политика разоружения. Завершение «холодной войны». Разблокирование региональных конфликтов. Вывод советских войск из Афганистана и Восточной Европы. Распад мировой социалистической системы. Роспуск СЭВ и Варшавского Договора. Итоги и последствия политики нового мышления.
Новая Россия (6 часов).

Переход к рыночной экономике. Экономические реформы 1992-1993 гг. Либерализация цен. Приватизация. Первые результаты и социальная цена реформ. Дефолт 1998 г. Россия в мировой экономике. Российское общество в условиях реформ.

Провозглашение суверенитета РФ. Б.Н Ельцин. Принятие Конституции России 1993 г. Изменения в системе государственного управления и местного самоуправления. Российская многопартийность. Российский парламентаризм. Президентские выборы 1996 г. Итоги политического развития России 90-е гг.

Культурная жизнь современной России. Исторические условия развития культуры. Литература, кинематограф, музыка, театр. Изобразительное искусство. Средства массовой информации. Интеграция России в мировое культурно-информационное пространство. Особенности современной молодежной культуры. Традиционные религии в современной России.

Современные межнациональные отношения. Конституция 1993 г. О принципах федеративного устройства. Нарастание противоречий между центром и регионами. Чеченский конфликт и его влияние на общественно-политическую жизнь страны.

Россия в мировом сообществе. Приоритеты внешней политики РФ. Россия и Запад. Россия и Восток. Россия – СНГ. Страны СНГ и Балтии в 90-е гг. Русское зарубежье в 90-е гг.



В.В. Путин. Курс на укрепление государственности, экономический подъём и социальную стабильность. Обеспечение гражданского согласия и единства общества. Новые государственные символы России. Усиление борьбы с терроризмом. Разработка новой внешнеполитической стратегии.
Тульский край во второй половине XX века.

Итоговое повторение и обобщение по курсу: «Россия в XX веке» - 1 час.
Календарно-тематическое планирование по истории России составлено с учётом основного содержания рабочей программы.

Поделитесь с Вашими друзьями:


База данных защищена авторским правом ©grazit.ru 2017
обратиться к администрации

    Главная страница