Рабочая программа по окружающему миру для 4 г класса, адаптированная для обучения лиц



Скачать 376,99 Kb.
страница1/3
Дата26.10.2016
Размер376,99 Kb.
ТипРабочая программа
  1   2   3

Рассмотрено на заседании

ШМО учителей начальных классов

Протокол № 1 от 27 августа 2014г.


печать.jpg

Принято на заседании

педагогического совета

Протокол № 1 от 29 августа 2014г.


Рабочая программа



по окружающему миру

для 4 - Г класса,

адаптированная для обучения лиц

с ограниченными возможностями здоровья

VII вида

Составитель: Суворова М.Ю.

учителя начальных классов

МБОУ «СШ №16»


2014-2015 учебный год



Структура учебного предмета (4 класс)






Раздел

Количество часов

1

Земля и человечество.

Мир глазами астронома. Планеты солнечной системы. Звёздное небо – Великая книга Природы. Мир глазами географа. Мир глазами историка. Когда и где? Мир глазами эколога. Сокровища Земли под охраной человечества. Проверим себя и оценим свои достижения по разделу «Земля и человечество».



9

2

Природа России.

Равнины и горы России. Моря, озёра и реки России. Природные зоны России. Зона арктических пустынь. Тундра. Леса России. Лес и человек. Зона степей. Пустыни. У Чёрного моря. Проверим себя и оценим свои достижения по разделу «Природа России».



11

3

Родной край – часть большой страны.

Наш край. Поверхность нашего края. Водные богатства нашего края. Наши подземные богатства. Земля – кормилица. Жизнь леса. Жизнь луга. Жизнь в пресных водах. Экскурсия в природные сообщества родного края. Растениеводство в нашем крае. Животноводство в нашем крае. Проверим себя и оценим свои достижения по разделу «Родной край – часть большой страны». Презентация проектов.



13

4

Страницы Всемирной истории.

Начало истории человечества. Мир древности: далёкий и близкий. Средние века: время рыцарей и замков. Новое время: встреча Европы и Америки. Новейшее время: история продолжается сегодня. Проверим себя и оценим свои достижения по разделу «Страницы всемирной истории».



6

5

Страницы истории России.

Жизнь древних славян. Во времена Древней Руси. Страна городов. Из книжной сокровищницы Древней Руси. Трудные времена на Русской земле. Русь расправляет крылья. Куликовская битва. Иван Третий. Мастера печатных дел. Патриоты России. Пётр Великий. Михаил Васильевич Ломоносов. Екатерина Великая. Отечественная война 1812 года. Страницы истории XIX века. Россия вступает в XX век. Страницы истории 1920 – 1930 годов. Великая Отечественная война и Великая Победа(2 ч). Страна, открывшая путь в космос. Проверим себя и оценим свои достижения по разделу «Страницы истории России».



21

6

Современная Россия.

Основной закон России и права человека. Мы – граждане России. Славные символы России. Такие разные праздники. Путешествие по России. Проверим себя и оценим свои достижения по разделу «Современная Россия». Комплексная контрольная работа. Презентация проектов.



8




Итого:

68


Тематическое планирование (4 класс)

п/п

Тема урока

Характеристика деятельности учащихся

Формы контроля

Дата по плану

Дата по факту

Раздел 1. Земля и человечество (9 ч)

1

Мир глазами астронома.

Понимать учебные задачи урока и стремиться их выполнить. Рассказывать о мире с точки зрения астронома. Работать в паре: изучать по схеме строение Солнечной системы, перечислять планеты в правильной последовательности, моделировать строение Солнечной системы. Извлекать из текста учебника цифровые данные о Солнце, выписывать их в рабочую тетрадь. Работать с взрослыми: находить в дополнительной литературе, Интернете научные сведения о Солнце и Солнечной системе, кометах и астероидах, готовить сообщения. Формулировать выводы, отвечать на вопросы и оценивать достижения на уроке.

Текущий

02.09




2

Планеты Солнечной системы.

Понимать учебные задачи урока и стремиться их выполнить. Характеризовать планеты на основе схемы Солнечной системы, перечислять их в порядке увеличения и уменьшения размеров, осуществлять самопроверку. Различать планеты и их спутники. Работать в паре: анализировать схемы вращения Земли вокруг своей оси и вокруг Солнца. Устанавливать причинно-следственные связи между движением Земли и сменой дня и ночи, сменой времён года. Работать с взрослыми: наблюдать Луну невооружённым взглядом и в бинокль. Извлекать из дополнительной литературы, Интернета информацию об исследованиях астрономов и готовить сообщения. Формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке.

Текущий

04.09




3

Звёздное небо – Великая книга Природы.

Понимать учебные задачи урока и стремиться их выполнить. Работать в паре: изучать по учебнику правила наблюдения звёздного неба, соотносить их с собственным практическим опытом, находить на карте звёздного неба знакомые созвездия. Моделировать изучаемые созвездия. Определять направление на север по Полярной звезде. Выполнять задания электронного приложения к учебнику. Работать с терминологическим словариком. Формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке.

Текущий

09.09




4

Мир глазами географа.

Понимать учебные задачи урока и стремиться их выполнить. Сравнивать глобус и карту полушарий. Находить условные знаки на карте. Обсуждать значение глобуса и карт в жизни человечества. Составлять рассказ о географических объектах с помощью глобуса и карты полушарий. Извлекать информацию о географических объектах из дополнительных источников и Интернета и готовить сообщения о них. Работать с терминологическим словариком. Формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке.

Текущий

11.09




5

Мир глазами историка.

Понимать учебные задачи урока и стремиться их выполнить. Составлять рассказы о мире с точки зрения историка. Характеризовать роль исторических источников для понимания событий прошлого. Обсуждать роль бытовых предметов для понимания событий прошлого. Посещать краеведческий музей и готовить рассказ на основании его экспонатов о прошлом города Глазова. Работать с терминологическим словариком. Формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке.

Текущий

16.09




6

Когда и где?

Понимать учебные задачи урока и стремиться их выполнить. Определять по «ленте времени» век, в котором происходили упоминавшиеся ранее исторические события. Обсуждать сроки начала года в разных летоисчислениях.

Работать в паре: анализировать историческую карту, рассказывать по ней об исторических событиях. Формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке.



Текущий

18.09




7

Мир глазами эколога.

Понимать учебные задачи урока и стремиться их выполнить. Составлять рассказы о мире с точки зрения эколога. Работать в группе: анализировать современные экологические проблемы, предлагать меры по их решению.

Знакомиться с международным сотрудничеством в области охраны окружающей среды. Находить информацию в Интернете о способах решения экологических проблем и экологических организациях в России, в частности Удмуртии, готовить сообщения. Формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке.



Текущий

23.09




8

Сокровища Земли под охраной человечества.

Понимать учебные задачи урока и стремиться их выполнить. Рассказывать о причинах появления Списка Всемирного наследия. Различать объекты Всемирного природного и культурного наследия. Работать в паре: знакомиться по карте-схеме с наиболее значимыми объектами Всемирного наследия, определять их по фотографиям, знакомиться по рисунку учебника с животным из Международной Красной книги и Красной книги Удмуртии. Читать в учебнике тексты об одном из объектов Всемирного наследия, о животном из Международной Красной книги и Красной книги Удмуртии, готовить сообщения о них. Извлекать из дополнительной литературы, Интернета информацию об объектах Всемирного наследия и животных из Международной Красной книги и Красной книги Удмуртии, готовить сообщения о них.

Формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке.



Текущий

25.09




9

Проверочная работа по разделу «Земля и человечество».

Выполнять тесты с выбором ответа.

Оценивать правильность/неправильность предложенных ответов.

Адекватно оценивать свои знания в соответствии с набранными баллами.


Тематичес

кий


30.09




Раздел 2. Природа России (11 ч)

10

Равнины и горы России.

Понимать учебные задачи урока и стремиться их выполнить. Работать в паре: находить и показывать на физической карте России изучаемые географические объекты, рассказывать о них по карте. Различать холмистые и плоские равнины.

Характеризовать формы земной поверхности России, рассказывать о них по личным впечатлениям. Извлекать из дополнительной литературы, Интернета сведения об изучаемых географических объектах, готовить сообщения.

Выполнять на персональном компьютере задания из электронного приложения к учебнику. Работать с взрослыми: готовить материалы к выставке «Где мы были». Формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке.


Текущий

02.10




11

Моря, озёра и реки России.

Понимать учебные задачи урока и стремиться их выполнить. Работать в паре: находить и показывать на физической карте России изучаемые моря, озёра, реки, рассказывать о них по карте. Различать моря Северного Ледовитого, Тихого и Атлантического океанов. Характеризовать особенности изучаемых водных объектов. Находить в Интернете сведения о загрязнении воды в морях, озёрах, реках и о мерах борьбы с загрязнениями. Работать с взрослыми: готовить и оформлять в классе выставку «Где мы были». Готовить сочинения на тему урока. Формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке.

Текущий

07.10




12

Природные зоны России.

Понимать учебные задачи урока и стремиться их выполнить. Работать в паре: знакомиться с картой природных зон России, сравнивать её с физической картой России, определять по карте природные зоны России, высказывать предположения о причинах их смены, осуществлять самопроверку.

Устанавливать причинно-следственные связи между освещённостью Солнцем поверхности Земли и сменой природных зон, работать со схемой освещённости Земли солнечными лучами. Находить на карте природных зон области высотной поясности. Формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке.



Текущий

09.10




13

Зона арктических пустынь.

Понимать учебные задачи урока и стремиться их выполнить. Находить и показывать на карте зону арктических пустынь, осуществлять взаимопроверку. Выявлять взаимосвязь природных особенностей зоны арктических пустынь и её освещённости солнечными лучами. Работать в паре: определять по рисунку учебника, какие организмы обитают в зоне арктических пустынь, объяснять, как они приспособлены к условиям жизни, рассказывать по рисунку об экологических связях в изучаемой природной зоне, моделировать характерные цепи питания. Рассказывать об освоении природных богатств в зоне арктических пустынь и возникших вследствие этого экологических проблемах, о природоохранных мероприятиях и заповедниках. Характеризовать зону арктических пустынь по плану. Извлекать из дополнительной литературы, Интернета сведения о животном мире изучаемой природной зоны, готовить сообщения. Формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке.

Текущий

14.10




14

Тундра.

Понимать учебные задачи урока и стремиться их выполнить. Сравнивать общий вид тундры и арктической пустыни, описывать тундру по фотографии, находить и показывать на карте природных зон зону тундры, рассказывать о ней по карте. Выявлять взаимосвязь природных особенностей зоны тундры и её освещённости солнечными лучами. Работать в паре: рассматривать в гербарии и на рисунке растения тундры, выявлять черты их приспособленности к условиям жизни, знакомиться по рисунку учебника с животным миром тундры, обнаруживать экологические связи в зоне тундры, рассказывать о них, моделировать характерные цепи питания. Рассказывать об освоении природных богатств в зоне тундры и возникших вследствие этого экологических проблемах, о природоохранных мероприятиях и заповедниках. Характеризовать зону по плану, сравнивать природу тундры и арктических пустынь.

Изготавливать макет участка тундры. Извлекать из дополнительной литературы, Интернета информацию о растениях и животных тундры, готовить сообщения.



Формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке.

Текущий

16.10




15

Леса России.

Понимать учебные задачи урока и стремиться их выполнить. Находить и показывать на карте зону тайги, зону смешанных и широколиственных лесов, рассказывать о них по карте. Устанавливать зависимость особенностей лесных зон распределения тепла и влаги. Работать в группе: знакомиться по материалам учебника с природой лесных зон, определять с помощью атласа-определителя растения лесов, моделировать характерные цепи питания. Сравнивать природу тундры и лесных зон. Находить в Интернете информацию о растениях и животных лесных зон, готовить сообщения. Формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке.

Текущий

21.10




16

Лес и человек.

Понимать учебные задачи урока и стремиться их выполнить. Работать в паре: с помощью схемы и текста учебника раскрывать роль леса в природе и жизни людей. Обсуждать экологические проблемы леса, предлагать меры по его охране. Обсуждать правила поведения в лесу. Извлекать из дополнительной литературы, Интернета сообщения о растениях и животных из Красной Книги России, готовить сообщения. Совершать виртуальную экскурсию с помощью Интернета в национальный парк «Лосиный остров», обсуждать экологические проекты этого парка. Характеризовать лесные зоны по плану. Формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке.

Текущий

23.10




17

Зона степей.

Понимать учебные задачи урока и стремиться их выполнить. Сравнивать общий вид леса и степи, описывать степь по фотографиям. Находить и показывать на карте природных зон зону степей, рассказывать о ней по карте. Устанавливать зависимость особенностей степной зоны от распределения тепла и влаги. Работать в паре: знакомиться по материалам учебника с растительным и животным миром степей, рассказывать по рисунку об экологических связях в степи, моделировать характерные цепи питания. Сравнивать природу зоны степей с природой лесов и тундры. Обсуждать экологические проблемы зоны степей и пути их решения. Извлекать из дополнительной литературы и Интернета информацию о растениях и животных степей. Готовить сообщения. Совершать виртуальные экскурсии с помощью Интернета в степные заповедники, обсуждать экологические проекты учёных в этих заповедниках. Характеризовать зону степей по плану. Формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке.

Текущий

28.10




18

Пустыни.

Понимать учебные задачи урока и стремиться их выполнить. Сравнивать общий вид степи и пустыни, описывать пустыню по фотографиям. Находить и показывать на карте природных зон пустыни и полупустыни, рассказывать о них по карте. Устанавливать зависимость природы полупустынь и пустынь от распределения тепла и влаги. Работать в паре: знакомиться по материалам учебника с растительным и животным миром пустынь, рассказывать по рисунку об экологических связях в пустыне, моделировать характерные цепи питания. Сравнивать природу зоны пустынь с природой степей. Обсуждать экологические проблемы полупустынь и пустынь и пути их решения. Изготавливать макет участка пустыни. Характеризовать зону пустынь по плану. Формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке.

Текущий

30.10




19

У Чёрного моря.

Понимать учебные задачи урока и стремиться их выполнить. Находить и показывать на карте зону субтропиков, рассказывать о ней по карте.

Устанавливать причины своеобразия природы субтропической зоны.

Работать в паре: знакомиться по материалам учебника с растительным и животным миром Черноморского побережья Кавказа, рассказывать по рисунку об экологических связях, моделировать характерные цепи питания.

Обсуждать правила безопасности во время отдыха у моря, экологические проблемы Черноморского побережья Кавказа.

Совершать с помощью Интернета виртуальные экскурсии на курорты Черноморского побережья Кавказа, в Дендрарий города Сочи, в национальный парк «Сочинский». Обсуждать рассказ «В пещере» из книги «Великан на поляне». Работать с терминологическим словариком. Характеризовать зону субтропиков по плану. Формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке.


Текущий

11.11




20

Проверочная работа по разделу «Природа России».

Выполнять тесты с выбором ответа.

Оценивать правильность/неправильность предложенных ответов.

Адекватно оценивать свои знания в соответствии с набранными баллами.


Тематичес

кий


13.11




Раздел 3. Родной край – часть большой страны (13 ч)

21

НРК. Наш край.

Понимать учебные задачи урока и стремиться их выполнить.

Работать в паре: знакомиться с политико-административной картой России, находить на ней Удмуртию, знакомиться с картой, рассказывать по ней о своём крае. Характеризовать родной край по предложенному в учебнике плану.

Оценивать свои достижения на уроке.


Текущий

18.11




22

НРК. Поверхность нашего края.

Понимать учебные задачи урока и стремиться их выполнить.

Описывать по своим наблюдениям формы земной поверхности Удмуртии, находить на карте региона основные формы земной поверхности, крупные овраги и балки, извлекать из краеведческой литературы необходимую информацию о поверхности края. Обсуждать меры по охране поверхности своего края. Изготавливать макет знакомого участка поверхности родного края.

Работать с взрослыми: интервьюировать взрослых о формах поверхности рядом с городом (селом), о наличии оврагов и истории их возникновения.

Формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке.



Текущий

20.11




23

НРК. Водные богатства нашего края.

Понимать учебные задачи урока и стремиться их выполнить.

Работать в группе: составлять список водных объектов Удмуртии, описывать одну из рек по приведённому в учебнике плану, составлять план описания другого водного объекта (озера, пруда). Моделировать значение водных богатств в жизни людей. Выявлять источники загрязнения близлежащих водоёмов. Обсуждать рассказ «Бутылочная почта» из книги «Великан на поляне». Формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке.



Текущий

25.11




24

НРК. Наши подземные богатства.

Понимать учебные задачи урока и стремиться их выполнить.

Находить на физической карте России условные обозначения полезных ископаемых. Практическая работа в группе: определять полезное ископаемое, изучать его свойства, находить информацию о применении, местах и способах добычи полезного ископаемого, описывать изученное полезное ископаемое по плану, готовить сообщение и представлять его классу. Сравнивать изученные полезные ископаемые. Работать с взрослыми: выяснять в краеведческом музее, какие полезные ископаемые имеются в регионе. Извлекать из краеведческой литературы сведения о предприятиях региона по переработке полезных ископаемых. Обсуждать рассказ «И камень достоин уважения» из книги «Великан на поляне». Формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке.



Текущий

27.11




25

НРК. Земля – кормилица.

Понимать учебные задачи урока и стремиться их выполнить.

Различать типы почв на иллюстрациях учебника и образцах.

Работать в паре: извлекать из краеведческой литературы информацию о типах почв своего региона, изготавливать макет разреза почвы, доказывать значение почвы для жизни на Земле, осуществлять самопроверку.

Выполнять задания из электронного приложения к учебнику.

Обсуждать рассказ «Дороже жемчуга и злата - под ногами» из книги «Великан на поляне». Извлекать из краеведческой литературы информацию об охране почв в регионе. Формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке.


Текущий

02.12




26

НРК. Жизнь леса.

Понимать учебные задачи урока и стремиться их выполнить. Работать в паре: определять с помощью атласа – определителя растения смешанного леса в гербарии, узнавать по иллюстрациям в учебнике представителей лесного сообщества, выявлять экологические связи в лесу. Рассказывать по своим наблюдениям о том, какие растения, животные, грибы встречаются в лесах родного края. Моделировать цепи питания, характерные для лесного сообщества региона. Обсуждать нарушения экологических связей в лесном сообществе по вине человека, предлагать пути решения экологических проблем. Характеризовать лесное сообщество региона по данному в учебнике плану. Обсуждать материалы рассказов о лесе из книги «Великан на поляне».

Работать с взрослыми: наблюдать за жизнью леса, определять его обитателей с помощью атласа – определителя. Формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке.



Текущий

04.12




27

НРК. Жизнь луга.

Понимать учебные задачи урока и стремиться их выполнить.

Работать в паре: описывать луг по фотографии, определять растения луга в гербарии, знакомиться с животными луга по иллюстрации учебника, выявлять экологические связи на лугу. Рассказывать по своим наблюдениям о луговых растениях, животных и грибах своего региона. Моделировать цепи питания на лугу, осуществлять взаимопроверку и коррекцию. Характеризовать луговое сообщество по данному в учебнике плану. Сравнивать природные особенности леса и луга. Приводить примеры правильного и неправильного поведения человека на лугу, выявлять нарушения экологических связей по вине человека, предлагать пути решения экологических проблем. Обсуждать рассказ «Горит трава» из книги «Великан на поляне». Составлять памятку «Как вести себя на лугу». Работать с взрослыми: наблюдать за жизнью луга, определять его обитателей с помощью атласа – определителя. Формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке.



Текущий

09.12




28

НРК. Жизнь в пресных водах.

Понимать учебные задачи урока и стремиться их выполнить. Работать в паре: описывать водоём по фотографии, определять с помощью атласа – определителя растения пресного водоёма, узнавать по иллюстрациям учебника живые организмы пресных вод, выявлять экологические связи в пресном водоёме. Рассказывать по своим наблюдениям об обитателях пресных вод родного края. Моделировать цепи питания в пресноводном сообществе своего региона. Характеризовать пресноводное сообщество своего региона по плану в учебнике. Обсуждать способы приспособления растений и животных к жизни в воде. Извлекать из книг «Зелёные страницы», «Великан на поляне» информацию об обитателях пресноводных вод, о поведении людей и обсуждать её. Работать с взрослыми: наблюдать за жизнью пресного водоёма, определять его обитателей с помощью атласа – определителя. Формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке.

Текущий

11.12




29

НРК. Экскурсия в природные сообщества родного края.

Наблюдать объекты и явления природы. Определять природные объекты с помощью атласа – определителя. Фиксировать результаты наблюдений.

Сравнивать результаты наблюдений, сделанных в различных природных сообществах.



Тематический

16.12




30

НРК. Растениеводство в нашем крае.

Понимать учебные задачи урока и стремиться их выполнить. Выявлять зависимость растениеводства в регионе от природных условий. Работать в группе: знакомиться по материалам учебника и краеведческой литературе с одной из отраслей растениеводства, готовить сообщения, представлять их классу. Практическая работа: определять с помощью иллюстраций учебника полевые культуры в гербарии, различать зёрна зерновых культур. Различать сорта культурных растений (на примерах своего региона). Работать с взрослыми: наблюдать за весенними работами в поле, огороде, саду, участвовать в посильной работе по выращиванию растений. Формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке.

Текущий

18.12




31

НРК, Животноводство в нашем крае.

Понимать учебные задачи урока и стремиться их выполнить. Выявлять зависимость животноводства в регионе от природных условий. Работать в группе: знакомиться по материалам учебника и краеведческой литературе с одной из отраслей животноводства, готовить сообщения, представлять их классу. Различать породы домашних животных (на примерах своего региона).

Работать с взрослыми: наблюдать за трудом животноводов, участвовать в посильной работе по уходу за домашними сельскохозяйственными животными.

Формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке.


Текущий

23.12




32

НРК. Проверочная работа по разделу «Родной край ».

Выполнять тесты с выбором ответа.

Оценивать правильность/неправильность предложенных ответов.

Адекватно оценивать свои знания в соответствии с набранными баллами.


Тематический

25.12




33

Презентация проектов.

В процессе презентации проектов: определять цель проекта; распределять обязанности по проекту в группах; собирать материал в дополнительной краеведческой литературе, музее, в Интернете, в ходе интервью; готовить иллюстрации для презентации проекта (фотографии, слайды, рисунки);

готовить тексты сообщений; презентовать проекты; оценивать свои достижения по выполнению проекта и достижения товарищей.



Тематический

30.12







Поделитесь с Вашими друзьями:
  1   2   3


База данных защищена авторским правом ©grazit.ru 2019
обратиться к администрации

войти | регистрация
    Главная страница


загрузить материал