Рабочая программа по «Основам безопасности жизнедеятельности»



Скачать 153.37 Kb.
Дата29.10.2016
Размер153.37 Kb.
ТипРабочая программа
СОГЛАСОВАНО УТВЕРЖДАЮ

Зам.директора по УВР Директор МБОУ «Леснополянская СОШ»

Мясникова Н.А. Буданова Л.В.

__________________________ ___________________________

подпись подпись

«____» __________20___г. «_____» _____________ 20___г.

МБОУ «ЛЕСНОПОЛЯНСКАЯ СОШ»
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по «Основам безопасности жизнедеятельности»

6 класс на 2014-2015 учебный год

Учебник: «Основы безопасности жизнедеятельности» 6 класс (новая редакция)

М.П. Фролова, Е.Н.Литвинова и др.под редакцией Ю.Л.Воробьева

издательство: «Астрель» 2009г.

Учитель: Грачева Елена Николаевна


Рабочая программа по ОБЖ

6 класс

Рабочая программа по основам безопасности жизнедеятельности разработана на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования по ОБЖ (приказ Министерства образования РФ от 05.03.2004 г. № 1809), а также сборника нормативных документов. Основы безопасности жизнедеятельности/ сост. Э. Д. Днепров, А. Г. Аркадьев. – М. : Дрофа, 2009 и примерной программы по ОБЖ: 6 класс: к учебнику М. П. Фролов, Е. Н. Литвинов и др. «Основы безопасности жизнедеятельности. 6 класс» под ред. Ю.Л. Воробьева/С. В. Петров. – М.: АСТ: Астрель; 2009. Она конкретизирует содержание предметных тем образовательного стандарта, рекомендует примерное распределение учебных часов по разделам курса и последовательность изучения тем и разделов учебного предмета с учетом межпредметных и внутрипредметных связей, логики учебного процесса, возрастных особенностей учащихся. На изучение курса «Основ безопасности жизнедеятельности» в 6 классе выделяется 34 часа (из расчета 1 час в неделю).

Рабочая программа выполняет две основные функции:

Информационно-методическую, которая позволяет всем участникам образовательного процесса получить представление о целях, содержании, общей стратегии обучения, воспитания и развития обучающихся средствами данного учебного предмета.

Организационно-планирующую, которая предусматривает выделение этапов обучения, структурирование учебного материала, определение его количественных характеристик на каждом из этапов, в том числе для содержательного наполнения промежуточной аттестации обучающихся.

Программа для каждого года обучения разработана в соответствии с учетом межпредметных связей и скорректирована с содержанием других учебных предметов (обществознание, история, биология, география).


ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Роль и место курса «Основы жизнедеятельности безопасности» в системе общего школьного образования

В XXI веке сохраняется традиционные угрозы и опасности для жизни человека и окружающей среды, но также появляются новые. Об этом говорят ученые различных стран, опираясь на многолетние исследования состояния окружающей среды. Чаще стали случаться стихийные бедствия, техногенные аварии и катастрофы, эпидемии и пандемии, совершаться акты терроризма.

Факты свидетельствуют, что в возникновении многих опасностей и чрезвычайных ситуаций повинен сам человек. По статистике, этот так называемый «человеческий фактор» вызывает или провоцирует до 90% всех техногенных и до 30-40% природных чрезвычайных ситуаций.

Человек создает не всегда совершенные и надежные технические устройства, строительные конструкции, не поддерживает их в должном состоянии. Человек нарушает технологии производства и инструкции по эксплуатации тех или иных средств, не реагирует своевременно на предпосылки к происшествиям, не исправляет выявленные недостатки. Человек своими прямыми, осознанными действиями, или косвенно, губит окружающую природную среду. Все это закономерно оборачивается против него самого авариями и катастрофами. Следовательно, для уменьшения количества чрезвычайных ситуаций, снижения тяжести их последствий, надо добиваться, чтобы человек поступал более разумно - дальновидно, компетентно, ответственно, дисциплинировано.

В целях снижения негативного влияния человеческого фактора на безопасность жизнедеятельности населения в обществе нужно сформировать специфическую культуру поведения человека – культуру безопасности жизнедеятельности, которая, безусловно, неотъемлема от общей культуры человека.

Безопасность жизнедеятельности – это область знаний, в которых изучаются опасные и чрезвычайные ситуации, угрожающие человеку, обществу и окружающей среде, закономерности их проявлений и способы защиты от них.

Культурный человек должен быть не только образован в целом, обладать определенными познаниями в области искусства, соблюдать нормы этикета, быть примером опрятности, вежливости, совестливости, но и обязан осознавать и понимать опасности современного мира, окружающей природой и социальной средой, быть аккуратным и ответственным в своих делах и поступках в повседневной жизни и профессиональной деятельности, владеть способами и приемами самозащиты и оказания помощи себе и окружающим в чрезвычайных ситуациях.

Одной из самых эффективных мер является формирование у граждан необходимых знаний, умений и навыков в области безопасности жизнедеятельности, в том числе в рамках реализации программ по основам безопасности жизнедеятельности.


Общая характеристика программы курса ОБЖ в 6 классе.

В общий учебно-методический комплект входит:

Учебник «Основы безопасности жизнедеятельности» 6 класс

Авторы: М.П. Фролов, Е.Н. Литвинов. А.Т. Смирнов, Н.П. Красинская. С.В.Петров, С.В. Потапов. Под редакцией Ю.Л. Воробьева, заслуженного спасателя Российской Федерации, Героя России. Издательство «Астрель». Москва. 2009 год.

В учебнике учебный материал разделен на разделы и главы, соответствующие содержательным линиям: безопасность человека в окружающей природной среде и оказание первой помощи в экстремальных природных условиях. Каждый параграф соответствует конкретному вопросу темы. Структура каждого параграфа следующая: - теоретическое изложение нового материала, в который включены главные определения и понятия темы, статистический справочный материал, рубрики, иллюстрации (рисунки), схемы и другие графические элементы. Для развития интеллекта, повышения интереса к предмету, умений анализировать и систематизировать фактический материал в учебнике предлагаются рубрики:

-«На заметку» - наглядные примеры и даются пояснения, как вести себя в конкретной ситуации.

– «Некоторые факты» - исторические факты, дополнительная информация, в том числе, расширяющая знания, полученные на других дисциплинах. Каждую тему завершают вопросы и задания.

Методическое пособие для учителя «Тематическое и поурочное планирование по основам безопасности жизнедеятельности 6 класс» Автор: М.В. Галкина. Издательство «Астрель». Москва. 2009 год.

В начале пособия приводится примерное тематическое планирование на год. Оно содержит название тем конкретной части курса ОБЖ, объем учебного времени изучаемой темы, цели урока и основные вопросы изучаемой темы, а также методическое обеспечение. Пособие помогает учителю скорректировать свой индивидуальный план в течение года.

Вторая часть пособия содержит подробное поурочное планирование. Планирование каждого урока включает: план урока с характеристиками его этапов, задачи (основные вопросы) и цели (обязательный минимум знаний) урока, оборудование и дидактический материал и ход урока.

Основные направления реализации курса ОБЖ в 6 классе и особенности его содержания.

Содержание 6 класса логически продолжает и расширяет тематику 5 класса. Главные его темы – это безопасность человека в окружающей природной среде и оказание первой помощи в экстремальных природных ситуациях. Предполагаемый учебный материал поможет приобрести самые необходимые навыки, которые будут полезны в повседневной жизни. Разнообразный фактический материал, множество исторических примеров, занимательные вопросы и задания для закрепления полученных знания научат школьников избегать опасных ситуаций и успешно с ними справляться.

В этот период у шестиклассников в связи с увеличением объема поступающей информации активно развивается память и на основе сформированного словесно- логического мышления начинает становление рефлексивного мышления. С учетом этого, в содержание включены задания требующие применения самостоятельной творческой активности школьника, его фантазии и воображения и реализации его стремления к взрослению.

Характеристика глав и разделов

Раздел 1.Безопасность человека в опасных и экстремальных природных условиях.

Глава 1. Экстремальная ситуация в природе и первоочередные действия человека, попавшего в нее.

- Понятия «опасная ситуация» и «экстремальная ситуация». Причины возникновения опасных и экстремальных ситуаций на отдыхе, в туристическом походе. Опасная ситуация может стать экстремальной. Необходимость объективной оценки опасной ситуации. Возможность предотвратить перерастание опасной ситуации в экстремальную. Подготовленность человека при автономном существовании в природе: психологическая, физическая, материальная.

-Природа и человек. Подготовка к активному отдыху в природе. Потенциально опасные факторы: природные, техногенные, социальные, Факторы. Мешающие справиться с экстремальной ситуацией. Действия по их преодолению. Переутомление. Уныние. Страх. Боль и травмы. Холод. Жара. Алгоритм первых действий в экстремальной ситуации.

- Необходимое снаряжение для краткосрочного и продолжительного многодневного отдыха. НАЗ (носимый аварийный запас). Благополучное длительное путешествие или однодневный поход обеспечивается продуманной экипировкой, необходимым минимальным продовольственным запасом. Наличием питьевой воды, психологической и физической подготовленностью человека.

Глава 2. Пребывание человека в различных климатических условиях.

- Акклиматизация. Реакклиматизация. Особенности акклиматизации в различных природных условиях: жаркого. Холодного климата, в северных районах и горной местности. Правила успешной акклиматизации.

Глава 3. Способы выживания в условиях автономного существования в природной среде.

-Ориентирование на местности. Ориентиры: шум железной дороги, автодороги; реки и ручья; просеки; элементы рельефа местности, Солнце, звезды и созвездия. Ориентирование с помощью механических часов и гномона. Истинный (или местный) полдень в данной местности. Ориентирование с помощью компаса. Стороны света. Магнитный меридиан. Магнитное склонение. Азимут. Азимут обратного движения. Способы подачи сигналов бедствия: дымовой костер, постоянный сигнальный костер; свист (свисток), сигнальное зеркальце. Сигналы международного кода; ракетница и сигнальный патрон.

- Правила поведения при авариях транспортного средства.

-Устройство временных укрытий. Летние и зимние виды убежищ. Выбор места. Виды временных укрытий: шалаш, навес, вигвам и строительный материал. Виды зимних укрытий (иглу, нежная пещера, нора, траншея).

- Место для костра. Типы костров и очаги. Виды топлива. Разжигание костра. Теория разведения огня без спичек. Спички и НАЗ. Сохранение огня.

- Обеспечение бытовых потребностей. Изготовление посуды, веревок и рюкзака из подручных средств гигиены. Уход и сбережение одежды и обуви. Добывание пищи. Растительная и животная пища. Добывание питьевой воды.

- Безопасность при прохождении по местности. Правила переправы через реки. Правила передвижения в горах. В лавиноопасных и камнепадных районах, по заболоченной местности. Распознавание лавинно- и камнепадных склонов.

Раздел 2. Основы медицинских знаний.

Глава 1. Оказание первой медицинской помощи в экстремальных ситуациях.

- Общие принципы оказания самопомощи. Общие принципы оказания первой помощи пострадавшему. Правила оказания первой доврачебной помощи.

- Аптечка. Природные лекарственные средства.

Замена промышленных лекарственных средств на природные.

- Травмы. Потертости и мозоли. Ссадины и порезы. Ожоги. Помощь при потертостях, ссадинах, мозолях, порезах, ожогах. Ушибы растяжения и разрывы связок, переломы. Вывихи. Наложение шин. Укусы насекомых и паукообразных. Укусы змей. Бешенных животных. Отравления. Оказание первой помощи при отравлениях и укусах. Первая помощь при утоплении. Основные приемы реанимации: искусственное дыхание и непрямой массаж сердца. Тепловые и солнечные удары. Обморожения. Поражения молнией. Правила поведения, позволяющие избежать теплового, солнечного ударов. Обморожения, поражения молнией, и оказание помощи.

Планируемые результаты освоения программы в 6 классе.

Личностные:

- развитие духовных и физических качеств, обеспечивающих защищенность личностных и общественных интересов от внешних природных и социальных угроз;

- понимание важности сохранения своего здоровья и начало формирования потребности соблюдения здорового образа жизни, осознанно выполнять правила безопасности в конкретной ситуации;

- формирование основ культуры безопасности жизнедеятельности;

- воспитание ответственного отношения к сохранению окружающей среды и к жизни человека, а также к своей жизни.

Метапредметные:

-овладение умениями формулировать понятия, что такое опасность и безопасность; понимать причины возникновения опасных и безопасных чрезвычайных ситуаций; анализировать причины возникновения опасностей: обобщать и сравнивать, видеть причины опасности и понимать их влияние на человека и окружающую среду;

- овладевать навыками безопасного поведения в различных опасных и чрезвычайных ситуациях; оценивать свои поступки; уметь находить пути решения поставленных задач;

-моделировать личностные подходы к собственной безопасности в нестандартной ситуации; - приобретение личного опыта в поиске необходимой информации, умении анализировать ее и делать выводы;

- развитие умения формулировать свои мысли, умение принимать точку зрения собеседника, понимать право существования иного мнения; умение работать в коллективе;

- освоение алгоритмами действия в опасной и чрезвычайной ситуации в повседневной жизни и на отдыхе.

Предметные:

Представлять: влияние климатических факторов на состояние и здоровье человека. Иметь представления об элементарных медицинских средствах и перевязочном материале при оказании Природные средства, используемые для личной первой медицинской помощи. О лекарственных свойствах дикорастущих растений. Иметь представление о принципах оказания первой доврачебной помощи, в том числе в закрытых переломах, при отравлениях, при укусах животных.

Понимать: что такое опасность, опасная. экстремальная и чрезвычайная ситуации; необходимость обеспечения личной и общественной безопасности, понимать ценность жизни человека; свою ответственность за свои поступки и действия; ценность человеческой жизни.

Знать: принципы подготовки к краткосрочному и длительному путешествию; что такое топографическая карта и ее информационная нагрузка, представлять, что такое план местности и абрис; стороны света, принципиальное устройство компаса и принцип его работы. Основные правила личной гигиены. Опасных животных. Элементарные санитарно-гигиенические правила.

Уметь: оценивать различные возможности реальных ситуаций; работать в группе, принимать решения; оценивать особенности своего физического состояния и здоровья. Уметь находить необходимую информацию. Планировать свою деятельность и корректировать ее со своими сверстниками и старшими. Ориентироваться с помощью компаса и карты. Определять стороны света по Солнцу, звездам, часам со стрелками. Применять знания, получаемые на географии. Применять теоретические знания на практике. Развивать навыки, необходимые в повседневной жизни. Уметь принимать решения. Уметь определять пульс, накладывать жгут при артериальном кровотечении. Накладывать простейшие повязки при потертостях, ссадинах, порезах.

Учебно-тематическое планирование для 6 классе


п./п.


Тема

Кол-во

часов


Раздел 1. Безопасность человека в опасных и экстремальных природных условиях. 24

24

Глава 1

Экстремальная ситуация в природе и первоочередные действия человека, попавшего в нее.

3

1.

Опасные и экстремальные ситуации.

Что к ним приводит?






2.

Как подготовиться к путешествию,

чтобы не попасть в экстремальную ситуацию.






3.

Факторы, мешающие справиться с экстремальной ситуацией, и действия по их преодолению.




Глава 2.

Пребывание человека в различных климатических условиях.

1

4.

Особенности акклиматизации в различных климатических поясах и общие правила успешной акклиматизации.




Глава 3.

Способы выживания в условиях автономного существования в природной среде.

16

5.

Если ты отстал от группы.

Если ты заблудился в лесу.






6.

Авария транспортного средства.

Способы подачи сигналов бедствия.






7.

Ориентирование по компасу.




8.

Ориентирование по Солнцу и часам. По звездам и Луне.




9.

Ориентирование поместным признакам.

Как находить дорогу к жилью.






10.

Устройство временных укрытий. Выбор места

Постройка временных укрытий.






11.

Виды зимних укрытий.

Временные укрытия в пустыне.






12.

Добывание огня, разведение костра.

Место для костра. Способы добывания огня.

Разжигание костра.





13.

Типы костров, очаги. Сохранение огня.




14.

Обеспечение бытовых потребностей.

Личная гигиена, уход за одеждой и обувью






16.

Обеспечение водой.

Как преодолеть недостаток воды.

Поиск и добывание воды.





17.

Общие принципы организации питания в экстремальной ситуации.

Растительная пища и нетрадиционные виды пищи.






18.

Добывание пищи охотой и рыбной ловлей.

Некоторые рецепты походных блюд из рыбы и мяса. Растительные приправы.






19.

Как вести себя при встрече с опасными животными.




20.

Правила поведения при переправе через реки.

Правила передвижения по болотам.






21.

Опасности в горах.

Как уберечься от поражения молнией.






Раздел 2. Оказание первой медицинской помощи

11

Глава 1.

Оказание первой помощи в экстремальных ситуациях




22.

Общие принципы оказания самопомощи.

Общие принципы оказания первой медицинской помощи пострадавшему.






23.

Аптечка. Природные лекарственные средства




24.

Потертости и мозоли.

Ссадины и порезы. Ожоги.






25.

Ушибы, растяжения и разрывы связок, переломы, вывихи. Наложение шин.




26.

Укусы насекомых, паукообразных.

Укусы змей, бешеных животных и грызунов. Отравления.






27.

Первая помощь утопающему.

Основные приемы реанимации.






28.

Тепловые и солнечные удары. Обморожения.





29.

Поражения молнией.




30.

Заболевания глаз.

Удаление инородных предметов из глаза, уха, носа.






31.

Переноска пострадавшего без носилок.




32.

Подготовка к итоговой контрольной работе.

1

33.

Итоговая контрольная работа.


1

34.

Резервный урок

1




Итого

34

Каталог: uploads -> 3000
3000 -> Обеспечение образовательной деятельности мскоу «Специальная школа-интернат I-II вида» информационно-техническими и прочими средствами обучения и воспитания № п/п
3000 -> Программа экспериментальной деятельности Механизмы реализации фгос и фгт
3000 -> Основная образовательная программа среднего общего образования 10-11 классы 2015-2016 учебный год
3000 -> Рабочая программа по математике (алгебре и началам анализа) для 10а класса составлена на основе
3000 -> Программа взята из сборника «Программы для общеобразовательных школ, гимназий, лицеев: математика 5-11 классы»
3000 -> Материально-технический ресурс
3000 -> Рабочая программа по основам безопасности жизнедеятельности (базовый уровень) 10 класс
3000 -> Программа по Духовному краеведению Подмосковья
3000 -> Проект «Тропа в Радонеж» «Пока не зарастет народная тропак преподобному Сергию Радонежскому, Россия будет жива»
3000 -> «Капустные посиделки» Фольклорный праздник Цель


Поделитесь с Вашими друзьями:


База данных защищена авторским правом ©grazit.ru 2019
обратиться к администрации

войти | регистрация
    Главная страница


загрузить материал