Рабочая программа По предмету «Основы православной культуры»



Скачать 419,34 Kb.
страница1/3
Дата18.10.2016
Размер419,34 Kb.
ТипРабочая программа
  1   2   3

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение Самарской области средняя общеобразовательная школа «Образовательный центр» пос. Фрунзенский муниципального района Большеглушицкий Самарской области


«Согласовано»

Заместитель директора по УР:

___________Стрельцова О.С.

«____» __________ 201____ г.



«Утверждаю»

Директор ГБОУ СОШ «ОЦ»

пос. Фрунзенский

__________Ненашева Г.В.


приказ № ____ от _______201_____

Рабочая программа
По предмету «Основы православной культуры»

Для _5-9 классов______ (ступень обучения)

(уровень: общеобразовательный)
Учитель: __Соловьева Н.В.____________________________________
Квалификационная категория: ___соответствие__________________
Рабочая программа составлена на основе: _Программы А.В. Бородиной «История религиозной культуры» учебного курса для общеобразовательных школ, лицеев и гимназий издательства «Основы православной культуры», Москва, 2009 год._______

2015-2016

учебный год

Краткая характеристика структуры программы

Программа построена по принципу постепенного усложнения учебного материала с учётом возрастных особенностей учащихся «Православная культура и история христианства»:

«Церковнославянский язык» для 5 класса.

«Основы православной культуры» для 6 класса.

«Раннее христианство» для 7 класса.

«Христианство в V–XV вв.» для 8 класса.

«Христианство в XVI–XX вв.» для 9 класса.

Каждый раздел включает несколько тем (от 2 до 8), а каждая тема рассматривается на 1–15 уроках (в зависимости от объёма и степени сложности учебного материала).

Курс используется как средство повышения качества базового образования по русскому языку, литературе, истории, обществоведению, граждановедению, мировой художественной культуре, по региональным краеведческим курсам, а также для систематического духовно-нравственного воспитания в общеобразовательных учреждениях различного типа.
Пояснительная записка

Нормативная база преподавания предмета
Рабочая программа «Основы православной культуры» для 5-9 классов составлена на основании следующих нормативно-правовых документов:


  • Федеральный закон от 29.12.2012 № 273 - ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;

  • Учебный план ГБОУ СОШ «ОЦ» пос. Фрунзенский на 2015-2016 учебный год;

  • Программа А.В. Бородиной «История религиозной культуры» учебного курса для общеобразовательных школ, лицеев и гимназий издательства «Основы православной культуры», Москва, 2009 год.

  • УМК Бородиной А.В.

Место учебного предмета
Специфика предмета заключается в комплексном освещении исторических, мировоззренческих, культурологических, нравственных православной культуры.

Данный курс является одним из шести модулей изучения духовно – нравственных дисциплин, предложенных в концепции «Духовно-нравственное воспитание личности», на основе которой разрабатывается федеральный государственный стандарт новой духовно-нравственной образовательной области.



Программа соответствуют обязательному минимуму содержания основного общего образования. Изучение данного курса раскрывает перед учащимися основные категории православной культуры и формирует у них толерантное отношение к различным вероисповеданиям и способствует пониманию межэтнических проблем.


Класс

Количество часов в неделю

Общее количество

5

1

34 часа

6

1

34 часа

7

1

34 часа

8

1

34 часа

9

1

34 часа

всего




170 часов


Спецификой ГБОУ СОШ «ОЦ» пос. Фрунзенский является многонациональность. Целью преподавателя является прежде всего выработка более оптимального содержания, форм и методов преподавания курса в целом, что дает возможность изучения православной культуры не только в ее историческом развитии, но и в органичной связи с другими школьными предметами, особенно с историей. Изучение истории дает огромный и неопровержимый материал и для понимания истины православия и для более правильного уяснения моральной, эстетической, культурной сторон православной жизни. Курс «Основы православной культуры» не требует от учащихся или их родителей православной религиозной самоидентификации в любой форме и не препятствует их свободному мировоззренческому или конфессиональному самоопределению, не преследует в качестве образовательной цели вовлечение учащихся или их родителей в религиозную организацию.
Цели и задачи реализации учебного предмета
Целями изучения программы являются:

  • Активизация познавательной деятельности обучающихся в изучении православной религиозной традиции, истории христианства, агиографии и религиозного искусства;

  • духовно-нравственное воспитание подрастающего поколения, формирование гуманистического мировоззрения, гражданского сознания, чувства сопричастности к героическому прошлому России, ценностям отечественной культуры посредством освоения знаний об исторически сложившихся системах этических норм и ценностей православной культуры;

Задачи:

  • сформировать знания обучающихся о православии и Священном Писании;

  • познакомить с содержанием Евангелия и с основными сюжетами Ветхого Завета;

  • воспитание патриотизма;

  • формирование представления о культурном и историческом единстве России и российского народа и о важности сохранения культурно-национального единства страны;

  • духовно-нравственное воспитание через приобщение к традиционным ценностям отечественной культуры;

  • творческое развитие обучающихся на основе знаний об отечественной культуре.

Курс рассчитан на 34 часа в год, по 1 часу в неделю. Содержание курса включает знаниевый и иллюстративный материал о православной культуре России и святынях мира. История православия в России рассматривается в единстве. Для успешного изучения курса необходимо строго соблюдать цели, задачи, методы и приёмы обучения.


Методы обучения:

  • иллюстрированный рассказ с последующим обсуждением наиболее сложных вопросов темы;

  • беседа с закреплением материала в творческих работах;

  • короткая иллюстрированная лекция с заданиями на закрепление материала;

  • чтение фрагментов из Библии с последующим обсуждением;

  • анализ поэтического текста с раскрытием сюжетов и образов религиозного содержания;

  • работа с текстами, картами, составление кроссвордов.

В процессе изучения курса предусмотрена подготовка и презентация творческих проектов на основе изученного материала. Проекты могут быть как индивидуальными, так и коллективными. В ходе подготовки проекта учащиеся получают возможность обобщить ранее изученный материал, освоить его в творческой, деятельностной форме. 

Ожидаемые результаты совпадают с требованием к уровню подготовки учащихся, которые изложены в федеральном проекте стандарта курса «Основы православной культуры»:

5-6 класс

Учащиеся должны:



знать: источники познания, библейские события, смысл заповедей Ветхого и Нового Заветов, их отличие, географические условия Палестины, Ханаанейской земли, историю зарождения религии;

уметь: изложить некоторые библейские истории, заповеди, притчи Нового Завета, видеть в жизненной ситуации, собственном поведении проявления пороков (зло, непослушание, жадность и др.), узнавать духовные смыслы событий Священной истории в современной жизни;

понимать: причины грехопадения прародителей, человека, пагубные последствия нарушения закона, нравственные каноны Любви, Добра, Красоты.

7-9 класс

Учащиеся должны:



знать: историю возникновения раннехристианской Церкви, особенности православной богослужебной культуры, причины разделения Церквей, становление и развитие православной религии на Руси, библейские источники, святоотеческую литературу, древнерусскую литературу, традиции проведения православных праздников;

уметь: охарактеризовать особенности язычества, мировых религий, различных тоталитарных сект, читать символику икон, храмов, отличать различные школы иконописи и зодчества, объяснять смысл православных праздников, сопоставлять особенности православной культуры и культур других религий, объяснять влияние проводимых государственных реформ на различные сферы жизни общества;

понимать: православную трактовку понятия «свобода», доброделание как реализацию системы духовно-нравственных норм и заповедей, православные нравственные основы правосознания, правовой культуры и гражданственности личности и общества, содержательные и смысловые особенности художественной культуры.

Показателями освоения учебного материала предметной области, помимо знаний и умения школьников охарактеризовать термины и понятия курса в содержательном плане, является способность оценки и навыки анализа духовно-нравственных явлений и категорий как, в общем, культурно-историческом, так и в конкретном социо-культурном российском контексте. А также умение организовывать и строить свои отношения с окружающими людьми в соответствии с нравственными нормами российского общества.

В связи с этим критериями оценки образовательно-воспитательных результатов изучения православной культуры школьниками являются:


  • критерий факта (что, в каком объеме и на каком уровне усвоено из предъявленного материала),

  • критерий отношений (как ученик, используя полученные знания, организует и выражает свое отношение к себе, окружающим людям, значимым социальным ценностям, социальным институтами учреждениям),

  • критерий деятельности (какие виды деятельности ученик, в связи с полученными знаниями, предпочитает и преимущественно проводит).

Критерии имеют специфические особенности: альтернативность ответа, право морального выбора, необходимость нравственной характеристики цели и результата деятельности. Формы контроля могут быть вариативными, включая анкетирование, тестирование, анализ продуктов деятельности (сочинения, рисунки и т. д.).

При изучении каждого раздела курса обучающиеся не только получают соответствующие знания и овладевают необходимыми умениями и навыками, но и совершенствуют виды речевой деятельности, развивают различные коммуникативные умения, а также углубляют представление об истории религиозной культуры, в частности православной культуры как национально-культурном феномене.


Планируемые результаты

Личностные результаты:

  • формирование основ российской идентичности, чувства гордости за свою Родину;

  • развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки;

  • развитие этических чувств;

  • воспитание доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости;

  • развитие навыков сотрудничества с взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях;

  • наличие мотивации к труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.

Метапредметные результаты:

  • формировать умение планировать, контролировать и оценивать учебные действия;

  • адекватное использование речевых средств и средств информационно-коммуникационных технологий;

  • осуществлять информационный поиск;

  • овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров.

Предметные результаты:

  • знание, понимание и принятие ценностей: Отечество, нравственность, долг, милосердие, миролюбие;

  • знакомство с основами религиозной морали;

  • формирование первоначальных представлений о религиозной культуре и её роли в истории и современности России;

  • осознание ценности нравственности и духовности в человеческой жизни.


Оценка результатов изучения курса
Уровень и степень освоения знаний контролируются, прежде всего, в ходе урока путём устного опроса, обсуждения темы. Предполагается также выставление отметок за ведение тетради, выполнение домашнего задания, творческих работ. В старших классах формами контроля с оценкой знаний, умений и навыков могут быть итоговые уроки в виде семинара, конференции, диспута, выставки творческих работ, экскурсии, тестирования.

Исходя из оценки знаний, умений и навыков, учащихся можно квалифицировать как:



  • не усвоивших элементарные знания, отметка «неудовлетворительно» — «2»;

  • усвоивших элементарные знания, отметка «удовлетворительно» — «3»;

  • овладевших основным содержанием; для основной школы и старших классов – овладевших основными сведениями и умеющих работать со справочной литературой и первоисточниками, отметка «4»;

  • овладевших материалом и достаточно глубоко его анализирующих, отметка «5».


Основное содержание учебного предмета
5 класс - 34 часа

Вводный урок. Что такое церковнославянский язык и почему мы его изучаем.1 ч.

Тема 1. «История создания славянской письменности» — 3 ч.

Для чего создавалась славянская азбука. Славянские народы. Славянские языки. История создания славянской письменности. Кирилл и Мефодий.

Церковнославянская азбука. Азбука и алфавит. Назначение церковно-славянского языка. Гражданская азбука и основные изменения в ней. Общее понятие о развитии языка, об орфографической и фонетической эволюции древнеславянского — церковнославянского — русского языка. Современный русский алфавит.

Первые книги на Руси. Монастыри как центры русской учёности. Изготовление книг.



Тема 2. «Изучаем церковнославянскую грамоту» — 6 ч.

Буквы ер и ерь. Буквы, передающие один и тот же звук. Буквы есть и ять, иже и и.

Буквы юс малый и я, он и омега. Буквы земля и зело, ферт и фита.

Буквы ук и ижица. Буквы кси, пси, от.



Тема 3. «Надстрочные знаки» — 3 ч.

Придыхания. Ударение. Титла простые и буквенные.



Тема 4. «Особенности чтения и письма по-церковнославянски» — 1 ч.

Правила чтения по-церковнославянски. Употребление заглавных букв.



Тема 5. «Роль церковнославянизмов в литературном русском языке» — 1 ч.

Церковнославянские слова в русском языке. Понятие о высоком литературном стиле.



Тема 6. «Знаки препинания» — 1 ч.

Употребление знаков препинания в церковнославянских текстах.



Тема 7. «Обозначение чисел» — 3 ч.

Буквы, обозначающие единицы и числа второго десятка. Буквы, обозначающие десятки. Буквы, обозначающие сотни и тысячи.



Тема 8. «Чтение церковнославянских текстов»15 ч.

Написание, чтение, перевод и толкование текстов. Закрепление материала.

Молитва. Назначение молитвы. Молитва церковная и молитва как жанр художественного поэтического произведения. Тропарь. Церковнославянские тексты молитв. Церковнославянский текст Никео-Цареградского Символа веры.

Заповеди Ветхого Завета в церковнославянском написании.

Заповеди Блаженства на церковнославянском языке. Нагорная проповедь в произведениях русских поэтов.

Евангельские притчи на церковнославянском языке. Притча о сеятеле. Притча о мытаре и фарисее. Притча о заблудшей овце.

Понятие о Псалтири и псалмах. Церковнославянские тексты псалмов. Переложения псалмов русскими поэтами.

Алфавит духовный святого Димитрия Ростовского.

Тексты на церковнославянском языке о двунадесятых праздниках. Рождество Пресвятой Богородицы: Введение Пресвятой Богородицы во храм. Благовещение Пресвятой Богородицы. Рождество Христово.

Сретение Господне. Крещение Господне.

Преображение Господне. Вход Господень в Иерусалим. Воскресение Господне – праздников Праздник, Пасха Христова. Вознесение Господне. Пятидесятница. Успение Пресвятой Богородицы. Воздвижение Честного Креста Господня.


6 класс - 34 часа

Вводный урок. Предмет истории религиозной культуры — 1 ч.

О чем рассказывает история религиозной культуры. Для чего нужно изучать историю религиозной культуры.



Тема 1. «Что мы знаем о православии» — 6 ч.

Роль Православия в жизни российского общества. Понятие о культурообразующей религии. Государство и Церковь.

Возникновение Православной Церкви. Значение слов «православие» и «ортодоксия». Апостольский, Поместные и Вселенские Соборы. Борьба с еретическими учениями. Символ веры.

Отделение Римской Церкви. Возникновение протестантской традиции.

Истоки и традиции православного вероучения: суть учения, догматы, понятие о тринитарном учении и христологии.

Источники знаний о Боге: Священное Писание, Священное Предание и окружающий мир. Понятие религиозного чуда. Туринская плащаница.

Славянское язычество. Появление первых христиан на Руси. Святая равноапостольная княгиня Ольга и её сын Святослав. Первые христиане-мученики на Руси: варяги Федор и Иоанн. Святой равноапостольный князь Владимир. Крещение Руси.

Тема 2. «Священное писание» — 8 ч.

Библия: история создания, композиция.

Книги Ветхого Завета и книги Нового Завета. Канон.

Сюжеты Ветхого Завета: сотворение мира и человека, грехопадение, Каин и Авель, всемирный потоп, Содом и Гоморра, Авраам и явление Троицы, пророк Моисей, получение Моисеем Заповедей Божиих, пророки Ветхого Завета и Мессии.

Книги Нового Завета. Содержание Евангелия.

Тема 3. «Храм – дом Божий» — 7 ч.

Храм как явление общественной жизни россиян.

Назначение храма. Разновидности храмов.

Прообраз храма — ветхозаветная Скиния собрания и откровения. Устроение Скинии в книге «Исход».

Древнее культовое зодчество на Руси. Первые христианские храмы, развитие зодчества после крещения Руси. Древнейшие из сохранившихся храмов в России. Особенности строительства храмов; используемые материалы. Крестово-купольная система. Шатровый стиль в России. Название основных частей храмового здания.

Внутреннее устроение храма. Символическое значение и назначение частей храма. Алтарь. Его устроение. Иконостас: расположение икон на иконостасе, Царские врата, диаконские врата, ярусы (чины). Храмовые предметы и их назначение.

Святыни-храмы православного мира. Храм Воскресения Господня в Иерусалиме. Благодатный Огонь над Гробом Господним. Доставление Благодатного огня, в мае 1992 г. в Россию.

Новый Иерусалим.

История возникновения выражения «сорок сороков» (о московских храмах). Храмы Московского Кремля.

Тема 4. «Религиозное искусство» — 10 ч.

Религиозная тематика в искусстве разных народов.

Истоки и своеобразие русской культуры. Творчество русских художников и поэтов на религиозные темы.

Церковное искусство. Назначение и особенности православного искусства. Русская икона, её назначение, содержательные и изобразительные особенности.

Иконопись на Руси: творческая переработка русскими мастерами византийских традиций.

Предание о первой иконе: Спас Нерукотворный.

Русские иконописцы: Алипий, Феофан Грек, Андрей Рублёв и другие. Особенности иконотворчества. Представление об исихазме.

Разнообразие Богородичных икон. Первые иконы Богоматери.

Иконография Богородичных икон. Иконографические типы: Оранта, Одигитрия, Елеуса, Панахранта, Агиосаритисса.

Чудотворные иконы Пресвятой Богородицы: Владимирская, Казанская, Новгородская и Курская Коренная икона «Знамение», Державная, Донская иконы Божией Матери.

Иные виды православного искусства: фреска, мозаика, церковное пение.

Символы православного искусства.



Тема 5. «Агиография» — 2 ч.

Что такое «агиография»? Жития святителя Николая Чудотворца и великомученика Георгия Победоносца.

Жития святого благоверного Александра Невского и преподобного Сергия Радонежского.

Жития преподобного Серафима Саровского и святого праведного Иоанна Кронштадтского.


7 класс — 34 часа

Тема 1. «О понимании истории» — 3 ч.

Роль человека в истории. Россия в мировой истории.

Человек и Бог навстречу друг другу. Древние философы о человеке и обществе. О субъективном понимании истины. Роль универсального духовно-нравственного начала в человеческом обществе.

Попытки рационального понимания миссии Христа. Распространение содержания Нового Завета. Откровение Иоанна Богослова. Понятие образа Божия в человеке. Грех, страсть. Антихрист.



Тема 2. «Мир накануне Рождества Христова» — 5 ч.

Политическое устроение Римской империи во II–I. Вв. до Р. Х.

Древняя Палестина накануне Рождества Христова.

Культура и религиозные верования в Римской империи переломного времени. Кризис верований. Обожествление императора.

Ожидание Мессии. Хранение веры израильтянами. Фарисеи, саддукеи, ессеи, ферапевты. Кумранская община.

Тема 3. «Новая эра и Рождество Христово» — 3 ч.

Общее приготовление мира к Благовестию. Святая земля в период новой эры.

Историчность евангельских событий. Новый Завет как древнейший документ I – начала II вв. Апокрифы. Свидетельства противников христианства о Христе. Иосиф Флавий «Иудейские древности».

Отсчёт новой эры от Рождества Христова. Религиозное понимание новой эры как эры с Христом. Проблемы вычисления времени рождения Иисуса Христа. Расчёты Дионисия Малого. Празднование Рождества Христова по юлианскому и григорианскому календарю.



Тема 4. «Как пришло в мир христианство» — 6 ч.

Рождение Христа и первые христиане.

Спасение для всех и для каждого. Отношения Христа с каждым человеком как единственным. Овчая купель: понимание духовного смысла исцеления больного у Овчей купальни. Вселенский характер учения Христа.

Язык Благовестия. Форма иносказательного поучения.

Притча о благоразумном и неблагоразумном домоправителях. Притча о званных и избранных. Притча о блудном сыне.

Апостольская миссия. Проповеди и судьбы св. Апостолов из 12-ти. Апостолы из 70-ти.




Каталог: DswMedia
DswMedia -> Муниципальный этап областного конкурса научно-исследовательских работ и творческих работ обучающихся: Номинация
DswMedia -> Мои земляки – ветераны Великой Отечественной войны
DswMedia -> Комитет образования, науки и молодежной политики Новгородской области
DswMedia -> «Интернет, за или против»
DswMedia -> Пояснительная записка Развитие современных социально-экономических отношений в России требует нового качества образования. Оно предусматривает готовность и способность выпускников нести личную ответственность, как за собственное
DswMedia -> Архангельская область
DswMedia -> Программа курса «Экономическая и социальная география мира»
DswMedia -> Рабочая программа Факультативного курса «Компьютерное черчение в системе автоматизированного проектирования компас 3d lt»
DswMedia -> Примерная программа общеобразовательной учебной дисциплины


Поделитесь с Вашими друзьями:
  1   2   3


База данных защищена авторским правом ©grazit.ru 2019
обратиться к администрации

войти | регистрация
    Главная страница


загрузить материал