Рабочая программа по учебному предмету "История" для основного общего образования



страница1/5
Дата31.10.2016
Размер0,62 Mb.
  1   2   3   4   5
г.Каменск-Шахтинский

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа № 17
Утверждаю:

Директор МБОУ СОШ №17

_________ Стасенко Т.В

Приказ № __ от "__" ______ 2015 г.




Рабочая программа

по учебному предмету "История"

для основного общего образования



7 класс

Количество часов: 70

Учитель: Смирнова Л.П.


Разработана на основе: на основании Государственного Федерального стандарта основного образования, принятого17.12.2010г, Федерального базисного учебного плана 2004г,  Примерной программы основного общего  образования по истории.- Сборника нормативных документов. История/сост. Э.Д. Днепров, А.Г. Аркадьев. – 2-е изд., стереотип. – М.: Дрофа, 2008. – 150 с.; авторских программ: «Новая история 7-8 кл.» под редакцией А.Я. Юдовской и Л.М.Ванюшкиной/Программы общеобразовательных учреждений.

– М.: Просвещение, 2008; «История России 6-9 кл.» А.А. Данилова и Л.Г. Косулиной /Программы общеобразовательных учреждений.

-М.: Просвещение, 2010

Раздел 1

Пояснительная записка

Рабочая программа разработана на основе следующих нормативно-правовых документов:


  • Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 г. № 273 – ФЗ;

  • Приказ Минобразования России от 5 марта 2004 г. № 1089 «Об утверждении федерального компонента государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования»;

  • Приказ Минобразования России от 9 марта 2004 г. № 1312 «Об утверждении федерального базисного учебного плана и примерных учебных планов для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования»;

  • Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 29.12.2010 г. № 189 «Об утверждении СанПин 2.4.2.2821-10 «Санитарно –эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях»;

  • Федеральный закон от 01.12.2007 г. № 309 «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части изменения понятия и структуры государственного образовательного стандарта»;

  • Приказ Минобразования России от 19.12. 2012 г. № 1067 «Об утверждении федеральных перечней учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих образовательные программы общего образования и имеющих государственную аккредитацию, на 2014-2015 учебный год»;

  • Устав муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения средней общеобразовательной школы № 17 города Каменск-Шахтинский;

  • Учебный план муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения средней общеобразовательной школы № 17 на 2014-2015 учебный год.

Программа направлена на реализацию предметного содержания базового уровня сложности в соответствии со статусом образовательного учреждения. Реализация программы предполагает деятельностный подход как ведущий принцип организации урока и развития интеллектуального потенциала учащихся. Реализация программы осуществляется за счёт обязательной части учебного плана, составляет 70 учебных часов.

Программа авторская.: А.Я.Юдовская, Л.М.Ванюшкина, к.п.н. Допущено Министерством образования и науки РФ. М., «Просвещение», 2007. ; А.А.Данилов, д.и.н., Л.Г.Косулина, к.и.н. Допущено Министерством образования и науки РФ. М., «Просвещение», 2007.

Программа истории России охватывает период отечественной истории с конца XVI-XVIII вв. на изучение данного курса отводится 38 учебных часов. Рабочая программа курс «История России» включает 2 часа на изучение региональной истории.

Программа конкретизирует содержание учебных тем, даёт распределение учебных часов по разделам курса и последовательность изучения тем и разделов учебного предмета с учётом межпредметных и внутрипредметных связей, логики учебного процесса, возрастных особенностей учащихся.

Цели курса:


  1. Формирование целостного представления о развитии России и мира в XVI-XVIII вв, выявление общих и специфических черт.

  2. Содействие воспитанию свободной и ответственной личности, ее социализации, познание окружающей действительности, самопознание и самореализация.


Достижение поставленных целей происходит через реализацию следующих задач:

  • освоение школьниками ключевых исторических понятий;

  • раскрытие особенностей социальной жизни, структуры общества на этапе XVI-XVIII веков;

  • раскрытие специфики власти;

  • анализ деятельности выдающихся людей отечественной и всеобщей истории Нового времени;

  • раскрытие значения политического и культурного наследия разных цивилизаций.


Главной содержательной линией должно стать введение таких понятий, как индустриальное и традиционное общество, реформа и революция, старые и новые группы общества. А также на примере отдельных стран рассмотрение процессов перехода от одного типа общества к другому.
Принципы формирования содержания курса.

В основе отбора содержания курса лежат принципы: преемственности, последовательности, системности (с курсом истории 6 – 7 класса, обществознанием); интегративности изучаемых тем, структурного единства содержания (изучается период новой истории на примере достижений разных стран по всем направлениям развития ); фундаментальности (обучающимся предлагается научная картина мира, основанная на теориях, открытиях и т.п.); доступности (в ходе образовательного процесса учитываются психовозрастные особенности школьников, внутриклассная дифференциация); индивидуализации (при проведении урока учитывается разный уровень подготовленности учащихся).



Раздел 2 Общая характеристика учебного предмета

Основной направленностью программы курса является воспитание патриотизма, гражданственности, уважения к истории и традициям России и мира, к правам и свободам человека, освоение исторического опыта, норм ценностей, которые необходимы для жизни в современном поликультурном, полиэтническом обществе.

Рабочая программа составлена на основе цивилизационно-гуманитарного подхода. Она ориентирована на то, чтобы учащиеся овладели определенным объемом знаний и умений в истории Нового времени. Стимулируется процесс гуманизации личности подростка. Гуманизация при изучении курса прослеживается:

— в отборе учебного материала (внимание к историческим личностям, их социально-психологическим портретам, этнографическим сведениям, традициям культурного наследия, социальному поведению человека в рассматриваемый период, что позволяет понять суть человека и его роль в историческом развитии);

— в формировании нравственных принципов и духовных ценностей подростков (овладение основами знаний и ценностных ориентаций способствует выработке учащимися собственного отношения к изучаемым историческим явлениям и событиям);

— в технологии преподавания (создание условий для интенсивной, самостоятельной деятельности ученика, обеспечивающей выработку умения практически использовать полученные знания; обращение к диалоговому обучению; создание условий для многоуровневого общения и поэтапного вовлечения учеников в различные виды учебной деятельности);

— в ориентации преподавания на «проживание» учащимися разных исторических эпох, разных типов культур;

— в направленности преподавания на попытку проникновения учащихся в глубь явлений, на раскрытие таких аспектов исторического процесса, как время, развитие, исторические условия и теории, что формирует способность понимания исторических эпох;

— в развитии творческого мышления и культурного кругозора учащихся;

— в создании на уроке атмосферы сотрудничества (важным условием активизации учебной деятельности является диалог, живой обмен знаниями, суждениями, забота о культуре общения).
Реализация данной программы предполагает широкое использование межпредметных связей с географией, изобразительным искусством, русским языком, математикой (при изучении географическом местоположении государств, основных событий, вопросов культуры, составление простых планов статьи или параграфа учебного материала, определение видов текста документов и составление таблиц, диаграмм и схем).

Курс всеобщей истории предоставляет возможность познакомить подростков с социальным опытом человечества, знание которого создает условия для развития у учащихся способности решать проблемы различной степени сложности. В результате изучения курса новой истории учащиеся 7 класса должны получить знания о периодизации Нового времени, о встрече миров, положивших начало формированию будущей мировой цивилизации; об особенностях ментальности человека Нового времени; о зарождении и развитии капитализма; о преимуществе эволюционного пути развития общества перед революционным; о причинах революций и о реформах как альтернативном пути развития общества; о новой социальной структуре общества и его движении к реформам как средству разрешения противоречий, об особенностях духовной жизни европейцев, их движении к секуляризации сознания, о религиозной терпимости; о важнейших достижениях мировой науки и художественной культуры и их влиянии на развитие личности человека; об изменениях в повседневной жизни людей.

Школьники должны научиться общим принципам постановки и решения познавательных проблем: методам исторического анализа (изучение исторических источников, гипотезы и доказательства в истории); выявлению предпосылок (анализировать условия, обосновывать поступки, выявлять причины); анализу целей и результатов; объяснению преимуществ и недостатков, выявлению общего и различного; объяснению фактов; сопоставлению различных суждений; использованию внешкольных источников информации (находящихся за пределами учебной книги), существующих в реальной социокультурной среде (книги, музеи, памятники, кино, библиотеки, средства массовой информации, компьютерные образовательные программы); разным способам работы с учебной книгой.

Учащиеся приобретают интерес и уважение к истории человечества и культуре; вырабатывают отношение к истории как к способу понимания современности; рассматривают сложные проблемы современности через призму истории; понимают преимущества эволюционного пути развития; вырабатывают собственное отношение к традициям.

Стимулируется процесс гуманизации личности подростка, у него начинают формироваться качества, которые помогли бы ему жить в мире с собой и другими: руководствоваться нравственным отношением к собственной жизни и жизни других людей; анализировать конкретные ситуации; уметь видеть и решать проблемы, поставленные перед ним жизнью; уметь выбирать линию поведения исходя из представления о возможных последствий

Доступность предлагаемых для изучения тем соответствует возрастным особенностям учащихся, уровню их интеллектуального развития. Принцип системности направлен на формирование у учащихся ценностных ориентиров и убеждений, основанных на нравственных и культурных достижениях изучаемой эпохи. Последовательность обеспечивается хронологически и тематически выверенным подбором заявленных объектов изучения, дающих возможность учащимся ознакомиться с фактами, событиями и явлениями истории средних веков, особенностями менталитета, культуры, быта жителей рассматриваемых регионов. Принципы построения программы: преемственность, системность, наглядность, доступность, проблемно-хронологический принцип.



Основными ключевыми компетенциями для учащихся являются:

Исследовательские компетенции означают формирование умение находить и обрабатывать информацию, использовать различные источники данных представлять и обсуждать различные материалы в разнообразных аудиториях; работать с документами.

Социально-личностные компетенции означают формирование умений критически рассматривать те или иные аспекты развития нашего общества: находить связи между настоящими и прошлыми событиями; осознавать важность политического и экономического контекстов образовательных и профессиональных ситуаций; понимать произведения искусства и литературы; вступать в дискуссию и вырабатывать своё собственное мнение.

Коммуникативные компетенции предполагают формирование умений выслушивать и принимать во внимание взгляды других людей; дискутировать и защищать свою точку зрения, выступать публично; литературно выражать свои мысли; создавать и понимать графики диаграммы и таблицы данных.

Организаторская деятельность и сотрудничество означает формирование способностей организовывать личную работу; принимать решения; нести ответственность; устанавливать и поддерживать контакты; учитывать разнообразие мнений и уметь разрешать межличностные конфликты; вести переговоры; сотрудничать и работать в команд

Раздел 3

Место учебного предмета в учебном плане
На изучение курса истории в 7 классе отводится 70 часов, из них, согласно программе, новая история изучается 26 часов, история России - 44 часа (по 2 часа в неделю).

Курсы изучаются последовательно: сначала новая история, затем история России. Рабочая программа по новой истории создана на основе программ: А.Я. Юдовская, П.А. Баранов и примерной программе по истории, которые соответствует требованиям к Обязательному минимуму содержания исторического образования. При изучении курса истории используется учебник «Новая история 1500 – 1800».Учебник соответствует требованиям I концентра, в нем использована развивающая система обучения, разработаны разноуровневые вопросы и задания для учащихся, книга хорошо иллюстрирована, имеет оригинальные цветные карты. Включает необходимый фактический и теоретический материал, снабжен фрагментами исторических документов, имеет развернутый методический аппарат: иллюстрации, карты, вопросы для повторения. Учебник включены в федеральный перечень учебников РФ на 2014-2015 учебный год, рекомендованы МО РФ



Раздел 4
Содержание учебного предмета

История Нового времени 1500-1800
Введение. От Средневековья к Новому времени

Тема 1. Технические открытия и выход к Мировому океану

Новые изобретения и усовершенствования. Новые источники энергии – ветряная мельница, каменный уголь. Книгопечатанье. Расширение тематики книг. Географические представления. Революция в горнорудном промысле. Морские карты. Почему манили новые земли. Новые морские пути на Восток.



Тема 2. Встреча миров. Великие географические открытия и их последствия

Четыре путешествия Христофора Колумба. Второе открытие нового материка: Америго Веспуччи. Представление о Новом свете. Первое кругосветное путешествие. Фернандо Магеллан. Земля – шар. Западноевропейская колонизация новых земель. Поход за золотом. Испанцы и португальцы в Новом свете. Эрнандо Кортес. В поисках Эльдорадо. Владения португальцев в Азии. Значение Великих Географических открытий.



Тема 3. усиление королевской власти в XVI-XVII вв. Абсолютизм в Европе

Рождение традиционных отношений и формирование новых. Складывание абсолютизма в политике управления европейских государств. Значение абсолютизма для социального, экономического, политического и культурного развития общества. Парламент и король: сотрудничество и подобострастие. Появление республик в Европе. Короли, внесшие вклад в изменение облика Европы: Генрих VIII Тюдор, Елизавета Тюдор, Яков I Стюарт, Людовик XIV Бурбон.



Тема 4. Дух предпринимательства преобразует экономику

Условия развития предпринимательства. Новое в торговле. Рост городов и торговли. Складывание мировых центров торговли. Торговые компании. Право монополии. Накопление капиталов. Банки и биржи. Появление государственных банков. Переход от ремесла к мануфактуре. Причины возникновения и развития мануфактур. Мануфактура – предприятие нового типа. Разделение труда. Рождение капитализма.



Тема 5. Европейское общество в раннее Новое время

Изменения в социальной структуре общества, его основные занятия. Новые социальные группы европейского общества, их облик. Буржуазия эпохи раннего Нового времени. Условия жизни, труда крестьянства Европы. Новое дворянство—джентри и старое дворянство. Низшие слои населения. Бродяжничество. Борьба государства с нищими. Законы о нищих. Способы преодоления нищенства.



Тема 6. Повседневная жизнь

Европейское население и основные черты повседневной жизни. Главные беды — эпидемии, голод и войны. Продолжительность жизни. Личная гигиена. «Столетия редкого человека». Короткая жизнь женщины. Революция в еде и питании. Искусство кулинарии. Домоведение. Революция в одежде. Европейский город Нового времени, его роль в культурной жизни общества.


Тема 7. Великие гуманисты Европы

От раннего к высокому Возрождению. Образованность как ценность. Гуманисты о месте человека во Вселенной. Гуманист из Роттердама. Утверждение новых гуманистических идеалов. Первые утопии об общественном устройстве: Томас Мор, Франсуа Рабле. Мишель Монтень: «Опыты» — рекомендации по самосовершенствованию. Рим и обновление его облика в эпоху Возрождения.



Тема 8. Мир художественной культуры Возрождения

Эпоха Возрождения и её характерные черты. Зарождение идей гуманизма и их воплощение в литературе и искусстве. Идеал гармоничного человека, созданный итальянскими гуманистами. Уильям Шекспир и театр как школа формирования нового человека. Произведения и герои У. Шекспира. Творчество Мигеля Сервантеса — гимн человеку Нового времени.

Эпоха «титанов». Гуманистические тенденции в изобразительном искусстве. «Титаны Возрождения». Формирование новой, гуманистической культуры и вклад в её развитие — Леонардо да Винчи, Микеланджело Буонарроти, Рафаэль Санти. География и особенности искусства: Испания и Голландия XVII в. Своеобразие Высокого искусства Северного Возрождения. Музыкальное искусство Западной Европы.

Тема 9. Рождение новой европейской науки в XVI-XVII вв.

Условия развития революции в естествознании. Действие принципа авторитетности в средневековой Европе и его проявление. Критический взгляд гуманистов на окружающий мир и его последствия. Открытия, определившие новую картину мира. Жизнь и научное открытие Николая Коперника. Открытие и подвиг во имя науки Джордано Бруно. Галилео Галилей и его открытия. Вклад Исаака Ньютона в создание новой картины мира в XVII в. Фрэнсис Бэкон о значении опыта в познании природы. Рене Декарт о роли научных исследований.



Тема 10. Начало Реформации в Европе. Обновление христианства

Влияние Великих географических открытий и идей гуманизма на представления европейца о самом себе. Кризис и начало раскола католической церкви. Реформация — борьба за переустройство церкви. Причины Реформации и широкого её распространения в Европе. Германия — родина Реформации церкви. Мартин Лютер: человек и общественный деятель. 95 тезисов против индульгенций. «Спасение верой» — суть учения Мартина Лютера. Крестьянская война в Германии. Протестантство и лютеранская церковь в Германии. Пастор — протестантский проповедник.



Тема 11. Распространение Реформации в Европе. Контрреформация

Географический охват Реформацией Европы и его причины. Ценности, учение и церковь Жана Кальвина. Идея о предопределении судьбы человека. Социальный эффект учения Кальвина. Жестокость осуждения предателей кальвинизма. «Рим кальвинизма». Борьба католической церкви против еретичных учений. Контрреформация: её идеологи и воплотители. Орден иезуитов



Тема 12, Королевская власть и Реформация в Англии. Борьба за господство на море

Последствия Войны Алой и Белой розы для Англии. Генрих VIII: от защитника веры к религиозной реформе. Особенности Реформации католической церкви в Англии. Англиканская церковь. Попытка Контрреформации: политика Марии Кровавой. «Золотой век Елизаветы I» — укрепление англиканской церкви и государства. Пуритане. Политика предотвращения религиозных войн. Соперничество с Испанией за морское господство. Итоги правления королевы Елизаветы I.



Тема 13. Религиозные войны и укрепление абсолютной монархии во Франции

Французы — кальвинисты-гугеноты. Разрастание противостояния между католиками и гугенотами. Начало религиозных войн. Различия в методах противников. Варфоломеевская ночь: кровавый суд католиков над гугенотами. Нантский эдикт короля Генриха IV Бурбона. Реформы Ришелье. Ришелье как идеолог и создатель системы абсолютизма во Франции. Франция — сильнейшее государство на европейском континенте.



Тема 14. Освободительная война в Нидерландах. Рождение Республики Соединённых провинций

«Жемчужина в короне Габсбургов». Нидерландская революция и рождение свободной Республики Голландии. Противоречия с Испанией. Преследования протестантов. Иконоборческое движение. Начало освободительной войны. Рождение Республики Соединённых провинций. Голландская республика — самая экономически развитая страна в Европе. Центр экономической жизни — Амстердам.



Тема 15. Парламент против короля. Революция в Англии

Англия — первая страна в Европе с конституционной парламентской монархией. Англия накануне революции. Причины революции. Пуританская этика и образ жизни. Личное правление короля Карла I Стюарта. Противостояние короля и парламента. Начало революции — созыв Долгого парламента. Гражданская война короля с парламентом. Великая ремонстрация. Оливер Кромвель и создание армии «нового образца». Битва при Нейзби. Реформы парламента. Дальнейшее нарастание противостояния: казнь короля. Англия — республика.



Тема 16. Путь к парламентской монархии

Реформы английского парламента. Движение протеста: левеллеры и диггеры. Кромвель. Внутренние и международные последствия гражданской войны. Разгон Долгого парламента. Кромвель — пожизненный лорд-протектор Английской республики. Преобразования в стране. Борьба за колонии и морское господство. Реставрация Стюартов. Конец революции. «Славная революция» 1688 г. и рождение парламентской монархии. Преобразование Англии в Великобританию.



Тема 17. Международные отношения в XVI—XVIII вв.

Причины международных конфликтов в Европе в XVI— XVIII вв. Соперничество между Францией, Англией и Испанией. Тридцатилетняя война — первая общеевропейская война. Условия и значение Вестфальского мира. Северная война России и Дании против Швеции. Семилетняя война



Тема 18. Великие просветители Европы

Просветители XVIII в. — продолжатели дела гуманистов эпохи Возрождения. Идеи Просвещения как мировоззрение укрепляющей свои позиции буржуазии. Ценности просветителей. Образование как решающий ресурс развития общества. Влияние идей просветителей на формированиепредставлений о гражданском обществе, правовом государстве в Евоопе и Северной Америке. Манифест эпохи Просвещения.



Тема 19. Мир художественной культуры Просвещения

Вера человека в собственные возможности. Поиск идеала, образа героя эпохи. Образ человека новой эпохи (буржуа) в художественной литературе «Певцы третьего сословия» Музыкальное искусство эпохи Просвещения в XVIII в. Архитектура эпохи великих царствований.



Тема 20. На пути к индустриальной эре

Аграрная революция в Англии. Складывание новых отношений в английской деревне. Развитие капиталистического предпринимательства в деревне. Промышленный переворот в Англии, его предпосылки и особенности. Техническая и социальная сущность промышленного переворота. Формирование основных классов капиталистического классов общества: промышленной буржуазии и пролетариата. Цена технического прогресса.



Тема 21. Североамериканские колонии в борьбе за независимость. Образование Соединённых Штатов Америки

Распространение европейской цивилизации за Атлантику. Первые колонии в Северной Америке и их жители. Колониальное общество и хозяйственная жизнь. Управление колониями. Формирование североамериканской нации. Идеология американского общества. Культура и общественная жизнь в колониях. Конфликт с метрополией. Патриотические организации колонистов. Причины войны за независимость США. Декларация независимости США. Образование США. Торжество принципов народного верховенства и естественного равенства людей. Военные действия и создание регулярной армии. Успешная дипломатия и завершение войны. Итоги и значение войны за независимость США. Конституция США 1787 г. и её отличительные особенности. Устройство государства. Политическая система США. Билль о правах. Воплощение идей Просвещения в Конституции нового государства. Потеря Англией североамериканских колоний. Историческое значение образования Соединённых Штатов Америки.





Поделитесь с Вашими друзьями:
  1   2   3   4   5


База данных защищена авторским правом ©grazit.ru 2017
обратиться к администрации

    Главная страница