Рабочая программа по внеурочной деятельности проектная деятельность



Скачать 131,61 Kb.
Дата06.05.2018
Размер131,61 Kb.
ТипРабочая программа
Муниципальное общеобразовательное бюджетное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа № 6 им. А.Ю. Малинина»

городского округа Рошаль Московской области







УТВЕРЖДЕНА

приказом директора

МОБУ СОШ № 6

__________________С.С. Германова

« 30 » августа 2017 г. № 203


РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по _внеурочной деятельности

проектная деятельность

(наименование предмета)
для _____ класса

(ступень обучения, класс)

Рабочую программу составил(а):

___Полоскова Н. В.___________

учитель начальных классов_____


2017— 2018 учебный год



Пояснительная записка

 Основные принципы организации работы над проектами:

Проект- это комплекс взаимосвязанных действий, предпринимаемых для достижения определённой цели в течение заданного периода в рамках имеющихся возможностей. Под проектной деятельностью понимаются разные виды деятельности, имеющие ряд общих признаков:

  1.      направлены на достижение конкретных целей;

        2.      включают в себя координированное выполнение взаимосвязанных действий;

  3.      имеют ограниченную протяженность во времени, с определенным началом и концом;

         4.      в определенной степени неповторимы и уникальны.

 Проекты'>Основные понятия:



Проекты различных направлений служат продолжением урока и предусматривают участие всех учащихся в клубной работе, отражаются на страницах учебников, тетрадей для самостоятельных работ и хрестоматий. Метод проектов – педагогическая технология, цель которой ориентируется не только на интеграцию имеющихся фактических знании, но и приобретение новых (порой путем самообразования).

Проект – буквально «брошенный вперед», т.е. прототип, прообраз какого-либо объекта или вида деятельности.

 Проект учащегося – это дидактическое средство активизации познавательной деятельности, развития креативности и одновременно формирование определенных личностных качеств, которые ФГОС 2010г определяет как результат освоения основной образовательной программы начального общего образования.

Метод проектов в начальной школе, учитывая возрастные особенности детей, имеет свою специфику. Так, собственно проектная деятельность в ее классическом понимании занимает свое центральное (ведущее) место в подростковом возрасте (в основной школе). В начальной школе могут возникнуть только прообразы проектной деятельности в виде решения творческих заданий или специально созданной системы проектных задач.

Цель работы над проектами.

     Развитие личности и создание основ творческого потенциала учащихся.



Задачи.

           1.      Формировать позитивную самооценку, самоуважение.

           2.      Формировать коммуникативную компетентность в сотрудничестве:

∙         умение вести диалог, координировать свои действия с действиями партнеров по совместной деятельности;

∙         доброжелательно и чутко относиться к людям, сопереживать;

∙         учиться социально-адекватным способам поведения.

      3. Формировать умения организовывать свою деятельность, управлять своей               деятельностью; решать творческие задачи.

4. Формировать умения работать с информацией (сбор, систематизация, хранение, использование).



Умения и навыки, которые формируются в процессе работы над проектом или  исследованием.

 а) Мыследеятельностные: выдвижение идеи (мозговой штурм), выявление проблемы, целеполагание и формулирование задачи, выдвижение гипотезы, формулировка предположения (гипотезы), выбор способа деятельности, планирование своей деятельности, самоанализ и рефлексия. 

б) Презентационные: построение устного доклада (сообщения) о проделанной работе, выбор способов и форм наглядной презентации (продукта) результатов деятельности, изготовление предметов наглядности.

в) Коммуникативные: слушать и понимать других, выражать себя, находить компромисс, взаимодействовать внутри группы(пары). 

г) Поисковые и информационные: находить информацию в доступных источниках, сбор информации, выделение главного и существенного, хранение информации.

д) Проведение эксперимента: организация рабочего места, подбор необходимого оборудования и материалов, проведение собственно эксперимента (наблюдение, измерение, обработка и осмысление). 



В ходе решения системы проектных задач у младших школьников могут быть сформированы следующие способности:

  • Рефлексировать (видеть проблему; анализировать сделанное – почему получилось, почему не получилось, видеть трудности, ошибки);

  • Целеполагать (ставить и удерживать цели);

  • Планировать (составлять план своей деятельности);

  • Моделировать (представлять способ действия в виде модели-схемы, выделяя все существенное и главное);

  • Проявлять инициативу при поиске способа (способов) решения задачи;

  • Вступать в коммуникацию (взаимодействовать при решении задачи, отстаивать свою позицию, принимать или аргументировано отклонять точки зрения других).

Обучающиеся должны научиться:

■ видеть проблемы;

■ ставить вопросы;

■ выдвигать гипотезы;

■ давать определение понятиям;

■ классифицировать;

■ наблюдать;

■ проводить эксперименты;

■ делать умозаключения и выводы;

■ структурировать материал;

■ готовить тексты собственных докладов;

■ объяснять, доказывать и защищать свои идеи.



Форма организации:  занятия проводятся 2 раза в неделю  в учебном кабинете, в музеях различного типа, библиотеках, на пришкольном участке, на различных объектах города (парки, улицы, архитектурные достопримечательности и др.).  Проектная деятельность  включает проведение опытов, наблюдений, экскурсий, заседаний, встречи с интересными людьми, соревнований, реализации проектов и т.д. Проектная деятельность предусматривает поиск необходимой недостающей информации в энциклопедиях, справочниках, книгах, на электронных носителях, в Интернете, СМИ и т.д. Источником нужной информации могут быть взрослые: представители различных профессий, родители, увлеченные люди, а также другие дети.

Актуальность проектной деятельности заключается в том, что  ФГОС нового поколения требует использования в образовательном процессе технологий деятельностного типа. Методы проектно-исследовательской деятельности определены как одно из условий реализации основной образовательной программы начального общего образования. Современные развивающие программы начального образования включают проектную деятельность в содержание различных курсов  и внеурочной деятельности.

Актуальность программы также обусловлена ее методологической значимостью. Знания и умения, необходимые для организации проектной и исследовательской деятельности школьников можно рассматривать как модель профессиональной проектной деятельности.



Программа позволит познакомить ребят с картиной мира, научит их  постигать мир и упорядочивать свой  опыт.  Поэтому процесс обучения нацелен на выработку навыка истолкования своего опыта. Это достигается тем, что ребята в процессе обучения учатся использовать полученные знания во время выполнения конкретных заданий, имитирующих жизненные ситуации.

Решение проблемных творческих продуктивных задач – главный способ осмысления мира. При этом разнообразные знания, которые могут запомнить и понять школьники, не являются единственной целью обучения, а служат лишь одним из его результатов.

      Программа позволяет реализовать актуальные в настоящее время компетентностный, личностно  ориентированный,  деятельностный подходы.  Деятельностный подход – основной способ получения знаний. 



Примерные критерии оценок проектной деятельности

1. Самостоятельность работы над проектом

2. Актуальность и значимость темы

3. Полнота раскрытия темы

4. Оригинальность решения проблемы

5. Артистизм и выразительность выступления

6. Как раскрыто содержание проекта в презентации

7. Использование средств наглядности, технических средств



Последовательность работы над проектом

Основные этапы внеурочной проектной деятельности.

1. Выбор темы.

2. Сбор сведений.

3. Выбор проектов.

4. Реализация проектов.

5. Презентации.



Выбор темы.

Работа над темой начинается с ее выбора. Так как тема выбирается одна на всех, то она должна быть достаточно емкой, чтобы в ней можно было выделить много разных подтем по интересам детей. Критериями выбора темы могут быть и специфические источники информации (возможность экскурсии на предприятия, отраслевая ориентация города, опыт учителя по работе с конкретной темой). Коллективный выбор детьми единой на всех темы может и должен регулироваться учителем (наводками и подсказками).

Совершенно иная картина с выбором подтем – здесь уже дети могут делать личный выбор того, что им интересно. Тема и совокупность выбранных детьми подтем задают структуру будущих информационных проектов – энциклопедий и картотек. Эту структуру в виде схемы учитель изображает на доске в процессе выбора подтем, чтобы дети наблюдали, как происходит систематизация знаний в любой области. Среди всевозможных подтем бывают типовые подтемы: географический аспект, исторический аспект,

культурный аспект (тема в литературе, живописи, фильмах и т.д



Сбор сведений.

Дети, обращаясь к различным источникам информации, собирают интересующие их сведения, фиксируют их и готовят к использованию в проектах. Основные виды представления информации – это записи, рисунки, вырезки или ксерокопии текстов и изображений. Кроме того, можно собирать информацию и на носителях, требующих для воспроизведения наличия того или иного устройства (аудио и видеозаписи, дискеты, компакт- диски и т.д.).

Во время работы над темой дети учатся находить интересующую их информацию, систематизировано хранить и использовать ее. Основная задача учителя на этапе сбора сведений по теме – это направлять деятельность детей на самостоятельный поиск информации.

В качестве источников информации могут выступать: отдельные предметы

(книги,  классные библиотеки, фильмы); организации (музеи, библиотеки,

 предприятия); мероприятия (экскурсии); отдельные люди (родители, специалисты, учителя). Завершается сбор сведений размещением всей найденной информации в одном информационном проекте – в картотеке или в тематической энциклопедии. Особая роль информационного проекта связана с возможностью хранения с его помощью всего объема информации, собранной детьми, и, следовательно, с сохранением работы каждого ребенка по поиску информации. В информационном проекте должны быть предусмотрены средства систематизации информации (оглавление и др.). Задача информационных проектов – формирование навыков организации приобретенной информации. В структуре информационного проекта.



Выбор проектов.

После завершения этапа сбора информации учитель предлагает детям

принять участие в реализации проектов. При этом он знакомит детей с множеством проектов, которые можно выполнить по изучаемой теме, предоставляя детям возможность самим придумать свои проекты. На первом этапе следует, не озадачивая детей придумыванием своих проектов, предложить им на выбор доступные, реально выполнимые проекты. Было бы хорошо, чтобы в любой момент в классе выполнялось параллельно несколько проектов. Составляя список проектов, рекомендуется ориентироваться на местные условия и предоставлять детям разнообразные виды деятельности.

В коллективных проектах дети могут выступать как «специалисты» по выбранным ими ранее аспектам темы. Понятно, что при определении видов деятельности при работе над темой и при их выборе детьми будут учитываться те умения, которые у них есть к этому моменту. Так, например, очевидно, что задания вида «прочитай и расскажи» могут выполнять те дети, которые умеют читать, а «подготовь страницу в книгу» – те, которые умеют писать. Правда, и здесь возможны разные подходы.



Реализация проектов.

На этом этапе дети готовят выбранные ими проекты, сочетая действия в школе (возможно, на некоторых уроках и после уроков) и вне школы.

Взрослые помогают только в случае острой необходимости, если есть опасение, что ребенок переоценил свои силы и может не справиться с выбранным проектом. Но это ни в коем случае не должны быть работы взрослых, как это порой случается.

Основные принципы работы над проектами.

Каждый ребенок имеет право:

– не участвовать ни в одном из проектов;

– участвовать одновременно в разных проектах в разных ролях;

– выйти в любой момент из любого проекта;

– в любой момент начать свой, новый проект.

Презентации.

Каждый проект должен быть доведен до успешного завершения, оставляя у ребенка ощущение гордости за полученный результат. Для этого в процессе работы над проектами учитель помогает детям соизмерять свои желания и возможности. После завершения работы над проектом детям надо предоставить возможность рассказать о свой работе, показать то, что у них получилось, и услышать похвалу в свой адрес. Хорошо, если на представлении результатов проекта будут присутствовать не только другие дети, но и родители. Если проект долгосрочный, то в нем целесообразно выделять промежуточные этапы, по результатам которых дети получают положительное подкрепление. Например, при подготовке кукольного спектакля можно устроить презентацию сделанных кукол персонажей. Некоторые проекты являются как бы «самопрезентующимися» – это спектакли, концерты, живые газеты и т.д. Презентацию проектов, завершающихся изготовлением поделок, надо организовывать специальным образом.



Основные виды творческих работ – это поделки и мероприятия.

Примеры проектов: создание рисунков, коллажей, макетов, постановка спектаклей и концертов и т.д.

Коллективная деятельность

Например: концерт или спектакль с общей подготовкой и репетициями, одна большая общая поделка, видеофильм с участием всех желающих детей и т.д.



Работа в малых группах

Поделки, коллажи, макеты и т.д.



Индивидуальная деятельность

Получаемый продукт – результат работы одного человека. Далее из таких личных изделий можно простым объединением (например, организовав выставку) сделать и коллективный продукт



Тематическое планирование. 2 класс. 34 часа.

Название тем, проектов

Кол-во

часов

Дата

Украшение коробки

3




Украшение шапочки

3




Украшение ёлочки

3




Яблоки на яблоне

2




Цветок желаний

3




Одень куклу

2




Поздравительная открытка

3




Зоопарк

4




Венок

2




Мозаика из частей квадрата

2




Мозаика из частей ромба

2




Фантазия из частей ромба

2




Аппликация из геометрически фигур

3




Аппликация из человечка

3




Дом моей мечты

4




Зона отдыха в парке

3




Поезд

3




Стол и стул

2




Стол

2




Машина

2




Чайник

2




Набрать воды из реки

2




Винегрет

2




Куст сирени под окном

2




Гирлянда

2




Безопасный переход улицы

2













Безопасный переход улицы

2




Фальшивая монета

2




Овсяная каша

2




Любимый бутерброд

2




Обсуждение итогов года

1






























РАССМОТРЕНО СОГЛАСОВАНО

на заседании ШМО с зам. директора по УВР

Протокол от 30.08.2017 г. № 1 ________/_______________/



и рекомендовано к утверждению « ____ » августа 2017 г

Руководитель ШМО_______/ /
Каталог: uploads -> 2000
2000 -> Рабочая программа регионального курса «Родное Подмосковье»
2000 -> Г о. Балашиха «Жемчужинка» В. В. Королева А. П. Корчагина
2000 -> Основными целями рабочей программы для 10-11 класса являются: освоение знаний о
2000 -> Воспитатель Середина Нелли Александровна, Первая квалификационная категория г. Домодедово 02 13 марта 2015 г. Содержание 3
2000 -> Реферат «Северный флот в годы Великой Отечественной войны»
2000 -> Проект «Одна на всех Победа»
2000 -> I. становление системы народного образования в каширском уезде
2000 -> Урока английского языка класс: 2 «В» Тема урока: "Mybirthday"


Поделитесь с Вашими друзьями:


База данных защищена авторским правом ©grazit.ru 2019
обратиться к администрации

войти | регистрация
    Главная страница


загрузить материал