Рабочая программа практики 1 «Научно-исследовательская практика»



Скачать 192.12 Kb.
Дата20.11.2017
Размер192.12 Kb.
ТипРабочая программа
Департамент образования города Москвы

Государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего профессионального образования города Москвы

«Московский городской педагогический университет»

Институт иностранных языков
Кафедра романской филологии
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПРАКТИКИ

Б2.1 «Научно-исследовательская практика»
Направление подготовки

45.06.01 Языкознание и литературоведение

Профиль
«Теория языка в контексте актуальной эпистемы»


Уровень подготовки кадров высшей квалификации

Квалификация


Исследователь. Преподаватель-исследователь

Москва

2014
Рабочая программа дисциплины составлена в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования по направлению подготовки 45.06.01 Языкознание и литературоведение, утвержденным приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от «30» июля 2014 г. № 903

Разработчик: доктор филологических наук, профессор Викулова Л.Г.

Эксперты:

ФГБОУ ВПО «Нижневартовский государственный университет», доктор филологический наук, профессор Рянская Э.М.


ГБОУ ВПО «Московский городской педагогический университет», зав. кафедрой китайского языка доктор филологических наук, профессор Курдюмов В.А.

Рабочая программа дисциплины одобрена на заседании кафедры романской филологии (протокол № 9 от 29.08.2014 г.).

Заведующий кафедрой доктор педагогических наук, профессор Щепилова А.В.
СОГЛАСОВАНО:

Заведующий кафедрой западноевропейских языков и переводоведения доктор филологических наук, профессор Сулейманова О.А.

Рабочая программа дисциплины утверждена Ученым советом Института иностранных языков ГБОУ ВПО МГПУ

Протокол № 12 от «29» августа 2014 г.

Научно-исследовательская практика – вид учебной работы, направленный на совершенствование научно-исследовательской компетенции аспирантов, обеспечивающей успешность получения новых знаний о языковых процессах, закономерностях их развития.

1. Цели и задачи практики

Целью научно-исследовательской практики является подготовка аспирантов к научно-исследовательской, научно-педагогической, научно-методической, проектной деятельности в системе филологического образования, формирование педагога-учёного. Владение методологией и методами исследования позволит аспирантам выявлять проблемные поля, тенденции развития науки на современном этапе развития общества, определять перспективы её совершенствования и создавать продуктивные модели её функционирования.



Задачи научно-исследовательской практики:

  1. совершенствование знаний в области методологических основ научно-исследовательской деятельности;

  2. работа над продуктами научно-исследовательской деятельности;

  3. апробация методов научного исследования;

  4. применение на практике сведений об этапах научно-исследовательской работы;

  5. проведение исследования в области проблематики выпускной квалификационной работы.

  6. развитие у аспирантов индивидуальной исследовательской стратегии, научной автономии.

2. Место практики в структуре ОП: блок 2 «Практика» (Б2.1).

Научно-исследовательская практика готовит к решению задач научно-исследовательской деятельности, направлена на подготовку аспиранта к дальнейшей научной работе и предусматривает его участие в фундаментальных, поисковых, прикладных научных и научно-методических исследованиях.



3. Требования к результатам обучения при прохождении практики:

Научно-исследовательская практика направлена на формирование следующих компетенций:



универсальные компетенции (УК):

  • способностью к критическому анализу и оценке современных научных достижений, генерированию новых идей при решении исследовательских и практических задач, в том числе в междисциплинарных областях (УК-1);

  • способностью проектировать и осуществлять комплексные исследования, в том числе междисциплинарные, на основе целостного системного научного мировоззрения с использованием знаний в области истории и философии науки (УК-2);

  • способностью планировать и решать задачи собственного профессионального и личностного развития (УК-5).

общепрофессиональные компетенции (ОПК):

  • способностью самостоятельно осуществлять научно-исследовательскую деятельность в соответствующей профессиональной области с использованием современных методов исследования и информационно-коммуникационных технологий (ОПК-1).

профессиональные (ПК):

  • способность владеть системой лингвистических знаний, включающей в себя знание основных явлений на всех уровнях языка и закономерностей функционирования изучаемых языков, его функциональных разновидностей (ПК-1);

  • готовность к внедрению и продвижению передовых образовательных практик в области многоязычного и поликультурного образования в высшей школе (ПК-3);

  • способность работать с зарубежными источниками по профилю подготовки и осуществлять общение на иностранном языке в научном сообществе (ПК-4);

  • способность использовать современные компьютерные программы и методики обработки научных исследований (ПК-5);

  • способность разрабатывать стратегии коммуникативного поведения в профессиональном и научном сообществе (ПК-6);

  • способность анализировать значения лексических единиц с учетом парадигматических и синтагматических характеристик (ПК-7).

В результате реализации научно-исследовательской работы аспирант должен:

знать:

  • методологию, объектно-предметную и целеустанавливающую области исследования научной проблемы;

  • основные компоненты системы обучения иностранным языкам в их взаимосвязанном и взаимно обусловленном представлении.

уметь

  • использовать понятийный аппарат философии, лингвистики, психологии, теории и методики обучения иностранным языкам, теории (межкультурной) коммуникации, культурологии и др. наук для решения научно-исследовательских задач;

  • структурировать и интегрировать знания из различных областей профессиональной деятельности и обладать способностью их творческого использования и развития в ходе решения исследовательских задач;

  • видеть междисциплинарные связи изучаемых дисциплин и понимать их значение для будущей профессиональной деятельности;

  • изучать процесс обучения иноязычному общению в тех образовательных условиях, которые определены концепцией программы обучения, описывать новые явления и процессы в современном состоянии филологического образования;

  • применять современные технологии сбора, обработки и интерпретации полученных экспериментальных данных.

владеть

  • знанием методологических принципов и методических приёмов научной деятельности;

  • современной информационной и библиографической культурой;

  • методологией научного познания, исследования языковых явлений, технологией представления результатов исследования.

  • приёмами составления и оформления всех компонентов текста ВКР (диссертации).

иметь опыт деятельности:

  • научно-исследовательской в области образования и социальной сферы;

  • представления результатов научного исследования в виде разнообразных устных и письменных форм научного дискурса.

4. Общая трудоемкость практики составляет 4.5 зачетных единиц (162 часа).

5. Форма проведения научно-исследовательской практики аспирантов:

Научно-исследовательская практика аспирантов определяется целями комплексного ознакомления с опытом ведущих ученых и преподавателей и правоустанавливающими нормами университетской системы, а также целями формирования навыков и умений ассистентов профессорско-преподавательского состава.


Программа практики предусматривает следующие виды работ:

  1. Подготовка тезисов для участия в международной конференции в молодых ученых (студентов и аспирантов);

  2. Работа с библиотечными ресурсами ГБОУ ВПО МГПУ и профильных библиотек по теме исследования (включая электронные досье); классификация и характеристика источников для написания ВКР;

  3. Реферирование научных трудов ученых по профилю ВКР;

  4. Оформление фрагмента ВКР, представление его для обсуждения на научном семинаре кафедры.

  5. Посещение лекционных и/или практических занятий по профилю кафедры.


Место и время проведения научно-исследовательской практики.

Базой проведения научно-исследовательской практики является вуз, а именно выпускающие кафедры ИИЯ МГПУ по направлению подготовки аспиранта. В соответствии с учебным планом, научно-исследовательская практика проводится в 4 семестре (2 курс) в течение шести недель.


6. Планируемые результаты обучения при прохождении практики

Наимено-вание вида деятельности

Кол-во часов/ зет

Формируемые компетенции

Общее кол-во компетенций

НИ практика

162 ч. /
4,5 з.е.

УК-1

УК-2

УК-5

ОПК-1

ПК-1

ПК-3

ПК-4

ПК-5

ПК-6

ПК-7

10

6.1. Содержание научно-исследовательской практики

п/п

Наименование вида работы (элемента модуля)

Содержание деятельности аспиранта

1

Подготовка тезисов

  1. Подготовить тезисы для участия в международной конференции в молодых ученых (студентов и аспирантов).

2

Работа с библиотечными ресурсами

  1. Классификация и характеристика источников ВКР

  2. Работа с библиотечными ресурсами ГБОУ ВПО МГПУ и профильных библиотек по теме исследования (включая электронные досье).

3

Реферирование научных трудов ученых по профилю ВКР

  1. Подготовка рефератов работ ученых по профилю тематики ВКР, предоставление текста реферата руководителю




4

Оформление фрагмента ВКР

  1. Оформление фрагмента ВКР, представление его для обсуждения на научном семинаре кафедры

5

Посещение занятий

  1. Анализ содержания занятий, написание отчета



6.2. Компетенции аспирантов, формируемые в ходе научно-исследовательской практики

Наименование

модуля

Кол-во часов / зач. ед. (162 ч. / 4,5 з. е.)

Формируемые компетенции

Общее кол-во компетенций

УК-1

УК-2

УК-5

ОПК-1

ПК-1

ПК-3

ПК-4

ПК-5

ПК-6

ПК-7




Подготовка тезисов

1

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

10

Работа с библиотечными ресурсами

0,5

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

10

Реферирование научных трудов ученых по профилю ВКР

0,5

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

10

Оформление фрагмента ВКР

2

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

10

Посещение занятий

0,5



































7. Содержание научно-исследовательской практики

Общие требования к организации практики

Научно-исследовательская практика является обязательным компонентом учебно­го процесса подготовки аспирантов в филологической области. Практика направ­лена на закрепление и углубление теоретических знаний аспирантов, полученных при обу­чении, приобретение и развитие навыков самостоятельной научно-исследовательской работы. В процессе прохождения практики аспирант должен приобрести опыт сбора и об­работки практического материала, продемонстрировать способность критически оценить теоретические положения и действующую методологию лингводидактики в рамках выбранного направления ВКР. Практика должна обеспечить преемственность и последовательность в изучении теоретического и практического материала, комплексный подход к предмету изучения.


Требования к базам практик

Базами практики могут быть кафедры ИИЯ МГПУ по соответствующему профилю и другие высшие образовательные организации.


Требования к содержанию практики.

Содержание практики определяется индивидуальной программой, которая разра­батывается аспирантом совместно с научным руководителем и утверждается заведующим кафедрой. Программа должна быть тесно увязана с темой ВКР.


План прохождения научно-исследовательской практики

1-я неделя. Работа с библиотечными ресурсами, фондами информации, ЭБС, пополнение списка литературы по ВКР, определение тематики тезисов для участия в конференции.

2-я неделя. Изучение источников информации по рекомендации научного руководителя, оформление рефератов по данным источникам, написание тезисов выступления для участия в конференции.

3-6-я недели. Написание фрагмента ВКР (по индивидуальному заданию научного руководителя). Определение результатов и выставление оценок по практике.



Программа и план-график НИП аспиранта разрабатывается на кафедре и передается аспирантам до начала практики.

Во время проведения научно-исследовательской практики аспирантов предполагается выполнение следующих видов работ и ведение документации.



Описание форм и инструментов отчетности по научно-исследовательской практике аспирантов:

1) Дневник научно-исследовательской практики.

2) Библиографический список с аннотированным представлением содержания работ.

3) Тезисы выступления на конференции.

4) Рефераты научных работ (не менее четырех).

5) Фрагмент ВКР (вариант, одобренный научным руководителем).

6) Отчет о посещенных занятиях.

6) Отчет аспиранта.

7) Отчет научного руководителя.
Требования к уровню подготовки аспирантов по итогам научно-исследовательской практики.

По завершении научно-исследовательской практики аспирант должен:



  1. Иметь четкие представления о принципах организации и ведения научно-исследовательской работы;

  2. Овладеть необходимыми навыками поиска информации в электронных библиотеках и архивах;

  3. Получить необходимые знания по оформлению участия в российских или международных конференциях.


Итоговая аттестация. Научно-исследовательская практика завершается дифференцированным зачётом, который аспирант получает на основании представленного отчета и отзыва научного руководителя.

В период прохождения практики аспирант должен своевременно выполнять все виды работ, предусмотренные программой практики.

Защита аспирантом отчета о практике предполагает выявление глубины и самостоятельности выводов и предложений аспиранта.



Подведение итогов научно-исследовательской практики

Отчет о практике представляется научному руководителю. Руководитель выявляет, насколько полно и глубоко аспирант изучил круг вопросов, определенных индивидуальной программой практики.

Результаты прохождения практики обсуждаются на расширенном заседании ка­федры. Участники заседания – члены кафедры, аспиранты.



Оценка по практике (зачет) заносится в экзаме­национную ведомость и зачетную книжку, приравнивается к оценкам (за­четам) по теоретическому обучению и учитывается при подведении итогов общей успеваемости аспирантов.

Аспиранты, не выполнившие программу практики по уважительной при­чине, направляются на практику вторично в свободное от учебы время или проходят практику в индивидуальном порядке.

Аспиранты, не выполнившие без уважительной причины требования программы практики или получившие неудовлетворительную оценку, от­числяются из университета как имеющие академическую задолженность в порядке, предусмотренном Уставом университета и Положением об атте­стации аспирантов и порядке ликвидации академической задолженности. 
8. Образовательные технологии

Вид учебной деятельности

Тема

Образовательные технологии

(в том числе интерактивные)

Объем, ауд.

часов/в том

числе в интерактивной

форме

Практическое

Установочная конференция по организации научно-исследовательской практике аспирантов

Дискуссия

10

Самостоятельная работа

Классификация источников по теме исследования

Анализ документов

10


Практическое

Посещение лекционных и практических занятий

Демонстрация примеров

10

Практическое

Работа с информационными базами

Анализ документов

22

Самостоятельная работа

Подготовка тезисов выступления

Продуктивная технология

10

Самостоятельная работа

Реферирование научных трудов

Защита проекта

40

Самостоятельная работа

Написание фрагмента ВКР

Продуктивная технология

60

Итого - Самостоятельная работа -162 ч.
9. Методические рекомендации преподавателям по дисциплине (модулю):

Самостоятельная работа аспирантов должна основываться на следующих принципах:

  • должна быть конкретной по своей предметной направленности;

  • самостоятельная работа должна сопровождаться эффективным, непрерывным контролем и оценкой ее результатов.

Предметно и содержательно самостоятельная работа аспирантов определяется Федеральным государственным образовательным стандартом, действующими учебными планами, рабочими программами учебных дисциплин, содержанием основной литературы учебников, учебных пособий и методических руководств и дополнительной литературой.

В ходе самостоятельной работы аспирант может:



  • освоить теоретический материал теме ВКР;

  • закрепить знания теоретического материала (подготовка докладов и презентаций);

  • применить полученные знания для анализа материала, участия в групповой дискуссии, решения логических задач, формирования собственной позиции, теории, модели.

Рекомендуется проводить необходимые консультации по практике не менее 2-х раз в неделю.

Следует помнить, что приоритетная роль в учебном курсе отводится самостоятельной познавательной деятельности аспирантов, педагогическая практика ориентирована на организацию активной работы аспирантов в период ее прохождения.

Учебные материалы (формы отчетов, анализа лекционных и семинарских занятий преподавателей) предоставляются практикантам на первом установочном практическом занятии. Сдача материалов практики – оформление отчетов – производится строго в соответствии с указанными в рабочей программе требованиями. Итоговая аттестация по результатам практики проводится в форме дифференцированного отчета.
Учебно-методическое обеспечение самостоятельной работы студентов по научно-исследовательской практике аспирантов

Раздел: Документация научно-исследовательской практики аспирантов

1) Дневник научно-исследовательской практики.

2) Библиографический список с аннотированным представлением содержания работ.

3) Тезисы выступления на конференции.

4) Рефераты научных работ (не менее четырех).

5) Фрагмент ВКР (вариант, одобренный научным руководителем).

6) Отчет о посещенных занятиях.

6) Отчет аспиранта.



7) Отчет научного руководителя.
Отчет о прохождении научно-исследовательской практики

Правила оформления «Отчета о прохождении научно-исследовательской практики». Данный документ должен быть выполнен на компьютере и представлен в распечатанном виде. Объем — 4-6 страниц. Режим выполнения: листы А4; поля — верхнее и нижнее 2 см, левое 3 см, правое 1 см; шрифт Times New Roman; 14 кегль; полуторный интервал; отступ стандартный (автоматический — 1,25 см); порядковая страница (начиная с 1-й) указывается внизу по центру (опция «от центра»).

Структура документа. В ходе составления отчета необходимо сделать следующее.

    1. Указать профиль обучения в аспирантуре, базу прохождения практики и ее временные границы.

    2. Привести статистические данные (по «Видам работы»: сколько аспирант посетил занятий с научными консультантами).

    3. Отразить в отчете достигнутые результаты научно-исследовательской работы в период практики: в частности, работу с электронными ресурсами по теме ВКР.

    4. Проанализировать собственную работу в качестве практиканта.

    5. Представить в печатном виде имеющиеся (если есть) и приложить к отчету научно-методические статьи и разработки, материалы международных конференций, сведения об участии в грантах, имеющиеся почетные грамоты (копии) для их приложения к отчету и последующей оценки руководителем практики.

К дневнику приложить проверенные научным руководителем

  • Библиографический список с аннотированным представлением содержания работ.

  • Тезисы выступления на конференции.

  • Рефераты научных работ (не менее четырех).

  • Фрагмент ВКР (вариант, одобренный научным руководителем).


10. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины (дисциплинарного модуля):

  1. Умнов В. С.На­уч­ное ис­сле­до­ва­ние: тео­рия и прак­ти­ка [Элек­трон­ный ре­сурс] : учеб. по­со­бие / В. С. Ум­нов, Н. А. Са­мой­лик. – Но­во­куз­нецк : КузГПА, 2010.

  2. Зимняя И.А. На­уч­но-ис­сле­до­ва­тель­ская ра­бо­та : ме­то­до­ло­гия, тео­рия, прак­ти­ка ор­га­ни­за­ции и про­ве­де­ния: (прогр. и но­ми­на­тив. со­дер­жа­ние лек­ций авт. кур­са; учеб. план кур­са в си­сте­ме по­вы­ше­ния ква­ли­фи­ка­ции) / И. А. Зим­няя; М-во об­ра­зо­ва­ния РФ, Моск. ин-т ста­ли и спла­вов (техн. ун-т), Ис­след. центр про­блем ка­че­ства под­го­тов­ки спе­ци­а­ли­стов, Сек­тор "Гу­ма­ни­за­ция об­ра­зо­ва­ния". – М. : МНПИ, 1999. – 26 с.

  3. Новиков А. М. Ме­то­до­ло­гия [Элек­трон­ный ре­сурс] : учеб.-ме­тод. по­со­бие / А. М. Но­ви­ков, Д. А. Но­ви­ков. – М. : СИНТЕГ, 2007.

  4. Новиков, А. М. Ме­то­до­ло­гия на­уч­но­го ис­сле­до­ва­ния [Элек­трон­ный ре­сурс] / А. М. Но­ви­ков, Д. А. Но­ви­ков. – М. : Либ­ро­ком, 2010.

Дополнительная литература

  1. Торохова Е.И. Фор­ми­ро­ва­ние ги­по­те­зы в на­уч­ном ис­сле­до­ва­нии / Е. И. То­ро­хо­ва // Вест­ник Мос­ков­ско­го го­род­ско­го пе­да­го­ги­че­ско­го уни­вер­си­те­та. Се­рия : "Есте­ствен­ные на­у­ки". – 2010. – № 1 (5) 2010. – С. 105–109.

  2. Кузнецов И.Н. На­уч­ное ис­сле­до­ва­ние [Элек­трон­ный ре­сурс] : Ме­то­ди­ка про­ве­де­ния и оформ­ле­ния / И. Н. Куз­не­цов. – М. : Даш­ков и К, 2006.

  3. Ануфриев А.Ф. Научное ис­сле­до­ва­ние : Кур­со­вые, ди­плом. и дис. ра­бо­ты / Моск. гос. от­крыт. ун-т им. М. А. Шо­ло­хо­ва, Фак. пси­хо­ло­гии; А. Ф. Ануфриев. – М. : Ось-89, 2005. – 112 с.


Интернет-ресурсы

Портал «Информационно-коммуникационные технологии в образовании» //ict.edu.ru

Российское образование. Федеральный портал //edu.ru

Официальный сайт Департамента образования города Москвы // educom.ru



11. Материально-техническое обеспечение научно-исследовательской практики аспирантов: включает в себя использование проектора, компьютерных аудиторий.
Каталог: materials
materials -> Вопрос Периодизация и хронология каменного века
materials -> Информация о морских и речных портах
materials -> Вопросы радиоэлектроники серия техника телевидения 2015 вып. 6 Аннотации
materials -> Мониторинг и оценка программ
materials -> Вопросы по курсу «Вакуумная электроника»
materials -> Программа государственного экзамена по направлению 220200 «Автоматизация и управление»
materials -> Информация о программе Забайкальский край
materials -> Географические представления сторон в процессе урегулирования этнополитических конфликтов в СНГ с. В. Рассказов
materials -> Всероссийская научно-практическая конференция «Международный опыт как ресурс повышения качества российского образования». Хотелось бы рассказать о секции №9, которая была посвящена
materials -> 2017 году – 689,2 млрд руб и в 2018 году – 738,1 млрд рублей. Среднегодовой темп роста за эти годы составит 1,5%. В 2016 году


Поделитесь с Вашими друзьями:


База данных защищена авторским правом ©grazit.ru 2019
обратиться к администрации

войти | регистрация
    Главная страница


загрузить материал