Рабочая программа разработана в связи с уменьшением объема часов на географию в учебном плане школы



страница1/13
Дата17.10.2016
Размер2,45 Mb.
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   13
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

8- 9 класс

Настоящая рабочая программа разработана в связи с уменьшением объема часов на географию в учебном плане школы.

Предлагаемый вариант рабочей программы составлен по линии учебников географии под редакцией В.П. Дронова, содержание которых соответствует Федеральному компоненту государственного стандарта общего образования и требованиям Концепции модернизации российского образования.

Рабочая программа составлена в соответствии с требованиями:



  1. Примерной программы основного общего образования по географии / Сборник нормативных документов. География /сост. Э.Д. Днепров, А.Г. Аркадьев. - 2-е изд., стереотип. - М.: Дрофа, 2008.

  2. Базисного учебного плана заочной формы обучения (приказ Минобразования России № 322 от 09.02.1998 г. «О примерном учебном плане вечернего (сменного) общеобразовательного учреждения. Заочная форма обучения);

  3. Приказа Минобразования и науки РФ от 07.07.2005 г. №03 - 1263 «О примерных программах по учебным предметам федерального базисного учебного плана» и Методического письма «О преподавании учебного предмета «География» в условиях введения федерального компонента государственного стандарта общего образования»;

  4. Учебного плана образовательного учреждения;

  5. Информационно – методического письма Департамента образования Администрации Кемеровской области и Кемеровского областного института усовершенствования учителей № 2325/03 от 12.08.1999 г. «Об изучении регионального компонента содержания образования в рамках общеобразовательных предметов»;

  6. Учебников: Дронов В. П. География России: Природа. Население. Хозяйство : учеб. для 8-9 кл. общеобразоват. учреждений. / В. П. Дронов, И.И. Баринова, В. Я. Ром, А. А, Лобжанидзе - 10- е изд. Стереотип. — М. : Дрофа, 2011 г. и Дронов В. П. География России. Хозяйство и географические районы. 9 кл.: Учеб. для 8-9 кл. общеобразоват. учреждений. / В. П. Дронов, И.И. Баринова, В. Я. Ром, А. А. Лобжанидзе - 8-е изд. , стереотип. - М. : Дрофа, 2011 г.

Рабочая программа составлена на 69 часов в соответствии с учебном планом школы, из которых 63 часа приходится на изучение программного материала, 6 часов резервного времени. Резервное время запланировано в календарно – тематическом планировании для выполнения практической части по географии, введения регионального компонента и уроков обобщающего повторения. Рабочая программа рассчитана на 2 года обучения и является программой общеобразовательного уровня обучения.

По учебному плану школы имеем в заочных классах - 69 часов, поэтому мы разделили эти часы следующим образом:

в 8 классе – 35 учебных недель - 35 часов (1 час в неделю);

в 9 классе – 34 учебные недели - 34 часа (1 час в неделю), оставляя за собой право, разделить количество часов по темам.

Содержание основного общего образования по географии отражает комплексный подход к изучению географической среды в целом и её пространственной дифференциации в условиях разных территорий и акваторий Земли.

В основу содержания учебного предмета положено изучение значения географической среды для жизни и деятельности человека и общества.

Содержание географического образования в основной школе формирует у школьников знания основ географического пространства на местном, региональном и глобальном уровнях, а также умения правильно ориентироваться в пространстве.

Курс «География России» (8-9 класс) завершает базовое географическое образование, создаёт у учащихся образ страны во всём её многообразии и целостности. Его содержание связано с ключевыми экономическими, экологическими и социальными проблемами, решаемыми в России на данном этапе развития, возрождением России как великой европейской державы.

Курс «География России» служит одной из основ формирования духовности, воспитания патриотизма, интернационализма граждан России, их уважения к культуре и истории своей Родины и населяющих её народов, экологического и эстетического воспитания школьников.

Основная цель курса - создать у учащихся целостное представление о своей Родине, раскрыть разнообразие её природных ресурсов и условий, проблемы населения и хозяйства, познакомить учащихся с этапами заселения и освоения территории России, разнообразными условиями жизни и деятельности людей в разных регионах страны.



ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ КУРСА

«География: Природа России» 8 класс:



    1. Сформировать у учащихся знания о родной стране и подвести их к пониманию своего места в стране и мире.

    2. Обеспечить усвоение учащимися полных знаний о компонентах природы и изменении их по территории страны; о природных ресурсах, связанных с каждым из компонентов; о природных зонах и крупных природных районах нашей Родины, их специфических чертах; о связях между компонентами природы, между человеком и природой; об условиях жизни и развитии хозяйства в разных регионах.

    3. Раскрыть экологическую значимость географических знаний в целом и их практическую направленность.

    4. Закрепить и развить знания, полученные в предыдущих курсах.

    5. Способствовать прочному закреплению навыков географического мышления, умению «читать карту», используя условные знаки и картографические средства изображения.

«География России. Население и хозяйство» 9класс:

1. Обеспечить усвоение учащимися достаточно полных знаний о численности населения России, национальном составе и размещении населения по территории России, главные зоны расселения;



      1. Вввести понятие «межотраслевой комплекс»; познакомить с основными МОК России: машиностроительным, топливно-энергетическим, комплексом конструкционных материалов, агропромышленным и инфраструктурным; показать их роль, значение, состав, основные принципы и факторы размещения по территории России;

      2. Дать представление о политико-административном и территориальном делении России; формирование «образов» отдельных территорий на основе экономических районов; признаками их выделения;

      3. Дать экономико-географическую характеристику основных районов России и сопредельных государств.

Примерная программа основного общего образования по географии (8-9 класс) включает в себя рекомендуемый перечень практических работ. Для достижения поставленной цели и в связи с сокращением часов, выделенных на изучение географии по учебному плану, считаю необходимым проведение в 8 классе 19 практических работ, из них оценочных 10, а в 9 классе 23 практические работы, из них оценочных - 12.

Оценочные практические работы (8 класс)

Часть 1 Россия на карте часовых поясов

Практическая работа № 1 Характеристика географического положения России.

Практическая работа № 2 Сравнение ГП России с ГП других стран.

Практическая работа № 3 Определение поясного времени для различных пунктов России



Часть 2 Природа России

Практическая работа № 4 Выявление зависимости между тектоническим строением, рельефом и размещением основных групп полезных ископаемых

Практическая работа № 5 Определение по картам закономерностей распределения солнечной энергии, радиационного баланса, годового количества осадков, распределения средних температур января и июля

Практическая работа № 6 Определение по синоптическим картам особенностей погоды для различных пунктов. Составление прогноза погоды

Практическая работа № 7 Оценка основных климатических показателей одного из регионов страны для характеристики условий жизни и хозяйственной деятельности населения

Практическая работа № 8 Составление характеристики одной из рек с использованием тематических карт и климатограмм, определение возможностей ее хозяйственного использования



Часть 3 Население России

Практическая работа № 9 Определение и анализ основных статистических показателей, характеризующих население страны в целом и ее отдельных территорий



Часть 4 Хозяйство России

Практическая работа № 10 Оценка природно – ресурсного потенциала России, проблем и перспектив его рационального использования



Оценочные практические работы (9 класс)

Часть 5 Хозяйство России (продолжение)

Практическая работа № 1 Составление характеристики одного из нефтяных бассейнов по картам и статистическим материалам.

Практическая работа № 2 Определение главных районов размещения отраслей трудоемкого и металлоемкого машиностроения по картам.

Практическая работа № 3 Определение по картам основных районов выращивания зерновых и технических культур, главных районов животноводства.



Часть 6 География крупных регионов России

Практическая работа № 4 Объяснение взаимодействия природы и человека на примере одной из территорий Центральной России.

Практическая работа № 5 Сравнение географического положения и планировки двух столиц: Москвы и Санкт - Петербурга.

Практическая работа № 6 Определение факторов развития и сравнения специализации промышленности Европейского Юга и Поволжья.

Практическая работа № 7 Определение по картам географического положения Кемеровской области.

Практическая работа № 8 Хозяйственная оценка природных условий и ресурсов Кемеровской области.

Практическая работа № 9 Оценить экологическую ситуацию в разных частях Урала и предложить пути решения экологических проблем

Практическая работа № 10 Изучение и оценка природных условий Западно - Сибирского (или Кузнецко -Алтайского) района для жизни и быта человека.

Практическая работа № 11 Составление характеристики Норильского промышленного узла.

Практическая работа № 12 Объяснение размещения крупных ТПК, установление причин уровня сформированности каждого из них (Восточная экономическая зона)



ЗАЧЁТНЫЕ РАЗДЕЛЫ КУРСА:

8 класс:

        1. Введение. Россия на карте мира. (7 часов)

        2. Геологическое строение, рельеф и полезные ископаемые. Климат и климатические ресурсы. (8 часов).

        3. Внутренние воды и водные ресурсы. Почвы. Растительный и животный мир. (6 часов)

        4. Природное районирование. Население. (8 часов)

        5. Хозяйство России. Первичный сектор экономики (5 часов).

        6. Резервное время (1 час).

  1. класс:

    1. Введение. Вторичный сектор экономики. (7 часов).

  1. Третичный сектор экономики. Районирование. Европейский Север. Северо – Западный район (7 часов).

  2. Центральная Россия. Европейский Юг. Поволжье. Урал. (9 часов).

  3. Восточный макрорегион. Западная Сибирь. География Кемеровской области. (5 часов).

  4. Восточный макрорегион. Восточная Сибирь. Дальний Восток (6 часов).

Также в изучаемый курс вводится региональный компонент уроками или элементами уроков. Цель введения регионального компонента – создание условий развития у учащихся универсального мировосприятия через познание малой родины как части большого мира.

п.п

урока

Тема урока

Тема регионального компонента

Урок, элемент

8 класс

1

6

Россия на карте часовых поясов. Практическая работа № 3 Определение поясного времени для различных пунктов России.

Решение задач на определение местного времени в Новокузнецке относительного других городов России

Элемент урока

2

15

Климат и человек.

Климатические ресурсы Кемеровской области

Элемент урока

3

18

Водные ресурсы и человек.

Внутренние воды и водные ресурсы Кемеровской области

Элемент урока

4

20

Почвенные ресурсы России.

Почвы Кемеровской области

Элемент урока

5

21

Растительный и животный мир России. Биологические ресурсы. Меры по охране растительного и животного мира. Контрольная работа № 1 «Почвы, растительный, животный мир»

Растительный и животным мир Кемеровской области. Красная книга Кемеровской области.

Элемент урока

6

25

Особо охраняемые природные территории. Экономические проблемы. Контрольная работа № 2 «Районирование»

Особо охраняемые природные территории Кемеровской области. Природные зоны Кемеровской области.

Элемент урока

7

33

Сельское хозяйство. Земледелие. Животноводство.

Развитие сельского хозяйства Кемеровской области

Элемент урока

8

34

Лесное хозяйство. Охота. Рыбное хозяйство. Контрольная работа № 3 «Первичный сектор экономики»

Лесные ресурсы Кемеровской области.

Элемент урока

9 класс

10

2

Топливно-энергетический комплекс (ТЭК), его значение и проблемы. Топливная промышленность.

Топливная промышленность Кемеровской области

Элемент урока

11

3

Электроэнергетика. Практическая работа №1 Составление характеристики одного из нефтяных бассейнов по картам и статистическим материалам

Развитие электроэнергетики в Кемеровской области

Элемент урока

12

4

Отрасли, производящие конструкционные материалы и химические вещества. Металлургия. География черной и цветной металлургии.

Металлургические предприятия Кемеровской области.

Элемент урока

13

5

Химическая промышленность. География химической промышленности. Лесная промышленность

Химическая и лесная промышленности Кузбасса.

Элемент урока

14

6

Машиностроение. Практическая работа № 2 Определение главных районов размещения отраслей трудоемкого и металлоемкого машиностроения по картам.

Развитие машиностроения в Кемеровской области.

Элемент урока

15

7

Пищевая и легкая промышленности. Практическая работа № 3 Определение по картам основных районов выращивания зерновых и технических культур, главных районов животноводства.

Предприятия пищевой и легкой промышленности Кузбасса.

Элемент урока

16

8

Состав и значение третичного сектора экономики. Роль и значение транспорта. Сухопутный транспорт. Другие виды транспорта. Связь

Транспортные пути Кемеровской области

Элемент урока

17

9

Сфера обслуживания. Жилищное и рекреационное хозяйство

Рекреационное хозяйство Кузбасса

Элемент урока

18

27

Особенности ЭГП Кемеровской области, формирования природы, территории. Население и хозяйственное использование. Практическая работа № 7 Определение по картам географического положения Кемеровской области.




Урок

19

28

Особенности хозяйства Кемеровской области. Промышленность. Агропромышленный комплекс. Практическая работа № 8 Хозяйственная оценка природных условий и ресурсов Кемеровской области.




Урок

Особенностью организации учебного процесса по данному курсу являются:

  • разновозрастный состав учащихся;

  • разный уровень предварительной подготовки;

  • продолжительный перерыв в обучении;

  • заочная форма обучения;

  • организация работы с работающими учащимися (зачетная система).

Для оценки достижений учеников используются следующие виды и формы контроля:

  1. тестирование — входное, промежуточное и административное (итоговое);

  2. контрольные работы;

  3. практические работы;

  4. зачёты (в письменной форме);

Тематический план

8 класс


зачетного раздела

Название зачетного раздела (темы)

Кол-во часов примерной программы

Кол-во часов рабочей программы

Изменения, внесённые в примерную программу и причины изменений

1

Зачетный раздел 1

Введение


Часть 1 Россия на карте мира

Тема 1 Географическое положение России



Практическая работа №

Практическая работа № 2

Тема 2 Границы и административно – территориальное устройство России



Практическая работа № 3

Зачет № 1

В примерной программе количество часов на каждую тему не указано

7

1

6

2

4



Количество часов сокращено исходя из учебного плана школы.


2

Зачетный раздел 2

Часть 2 Природа России

Тема 3 Геологическое строение, рельеф и полезные ископаемые

Практическая работа № 4

Тема 4 Климат и климатические ресурсы



Практическая работа № 5

Практическая работа № 6

Практическая работа № 7

Зачет № 2

8

18

3

5



3

Зачетный раздел № 3

Тема 5 Внутренние воды и водные ресурсы



Практическая работа № 8

Тема 6 Почвы и почвенные ресурсы

Тема 7 Растительный и животный мир. Биологические ресурсы

Контрольная работа № 1



Зачет № 3

6

3
2


1


4

Зачетный раздел № 4

Тема 8 Природное районирование

Контрольная работа № 2

Часть 3 Население России



Практическая работа № 9

Зачет № 4

8

4
4




5

Зачетный раздел № 5

Часть 4 Хозяйство России



Практическая работа № 10

Тема 9 Первичный сектор экономики – отрасли, эксплуатирующие природу

Контрольная работа № 3

Зачет № 5


5

2
3







Резервное время

1




ВСЕГО




35






Тематический план

9 класс


зачетного раздела

Название зачетного раздела (темы)

Кол-во часов примерной программы

Кол-во часов рабочей программы

Изменения, внесённые в примерную программу и причины изменений

1

Зачетный раздел 1

Введение


Раздел 5 Хозяйство России (продолжение)

Тема 1 Вторичный сектор экономики – отрасли перерабатывающие сырье



Практическая работа №1

Тема 2 Отрасли, производящие конструкционные материалы и химические вещества



Практическая работа № 2

Практическая работа № 3

Зачет № 1

В примерной программе количество часов на каждую тему не указано

7

1

8



2

4


Количество часов сокращено исходя из учебного плана школы.


2

Зачетный раздел № 2

Тема 3 Третичный сектор экономики – отрасли, производящие разнообразные услуги

Раздел 6 География крупных регионов России

Тема 1 Районирование территории

Тема 2 Европейская Россия (Западный макрорегион)

Контрольная работа № 1



Зачет № 2

7

2
24

1

13


3

Зачетный раздел № 3

Практическая работа № 4

Практическая работа № 5

Практическая работа № 6

Практическая работа № 7.

Практическая работа № 8

Практическая работа № 9

Зачет № 3

9

4

Зачетный раздел № 4

Тема 3 Восточный макрорегион



Практическая работа № 10

Зачет № 4

5


5

Зачетный раздел № 5

Практическая работа № 11

Практическая работа № 12

Зачет № 5

6










ВСЕГО




34





Поделитесь с Вашими друзьями:
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   13


База данных защищена авторским правом ©grazit.ru 2017
обратиться к администрации

    Главная страница