Рабочая программа составлена на основании: стандарта основного общего образования по географии (базовый уровень) 2008 г



Скачать 399,65 Kb.
Дата13.06.2018
Размер399,65 Kb.


Пояснительная записка
Данная рабочая программа составлена на основании:

  • стандарта основного общего образования по географии (базовый уровень) 2008 г.

  • примерной программы для основного общего образования по географии (базовый уровень) 2004 г. Сборник нормативных документов География М., «Дрофа», 2004 г.

Начальный курс географии – это первый по счету школьный курс географии.

Начальный курс географии достаточно стабилен, с него начинается изучение географии в школе. В его структуре заложена преемственность между курсами, обеспечивающая динамизм в развитии, расширении и углублении знаний и умений учащихся, в развитии их географического мышления, самостоятельности в приобретении новых знаний.

При его изучении учащиеся должны усвоить основные общие предметные понятия о географических объектах, явлениях, а также на элементарном уровне знания о земных оболочках. Кроме того, учащиеся приобретают топограф – картографические знания и обобщенные приемы учебной работы на местности, а также в классе.

Нельзя не отметить, что именно при изучении этого курса начинается формирование географической культуры и обучение географическому языку; изучая его, школьники овладевают первоначальными представлениями, понятиями, причинно – следственными связями, а также умениями, связанными с использованием источников географической информации, прежде всего, карты. Большое внимание уделяется изучению своей местности для накопления представлений (знаний), которые будут использоваться в дальнейшем.

Рабочая программа конкретизирует содержание блоков образовательного стандарта, дает распределение учебных часов по крупным разделам курса и последовательность их изучения.

Кроме того, программа содержит перечень практических работ по каждому разделу.


Цели. Изучение географии в основной школе направлено на достижение следующих целей:

освоение знаний об основных географических понятиях, географических особенностях природы; об окружающей среде, путях ее сохранения и рационального использования;

овладение умениями ориентироваться на местности; использовать один из «языков» международного общения — географическую карту, применять географические знания для объяснения и оценки разнообразных явлений и процессов;

развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе наблюдений за состоянием окружающей среды, решения географических задач, самостоятельного приобретения новых знаний;

воспитание любви к своей местности, своему региону, своей стране, взаимопонимания с другими народами; экологической культуры, позитивного отношения к окружающей среде;

формирование способности и готовности к использованию географических знаний и умений в повседневной жизни, сохранению окружающей среды и социально-ответственному поведению в ней; самостоятельному оцениванию уровня безопасности окружающей среды как сферы жизнедеятельности.



Общеучебные умения, навыки и способы деятельности

Организуя учебный процесс по географии в основной школе, необходимо обратить особое внимание на общеобразовательное значение предмета. Изучение географии формирует не только определенную систему предметных знаний и целый ряд специальных географических умений, но также комплекс общеучебных умений, необходимых для:

— познания и изучения окружающей среды; выявления причинно-следственных связей;

— сравнения объектов, процессов и явлений; моделирования и проектирования;

— ориентирования на местности, плане, карте; в ресурсах ИНТЕРНЕТ, статистических материалах;

— соблюдения норм поведения в окружающей среде; оценивания своей деятельности с точки зрения нравственных, правовых норм, эстетических ценностей.



Цель курса:

 заложить основы географического образования учащихся.



Задачи, решаемые в этом курсе, для достижения поставленной цели, можно сформулировать следующим образом:

Показать школьникам географию как предмет изучения и убедить учащихся в необходимости и полезности ее изучения;

Приобщить к терминологическому языку географии и сформировать первые пространственные представления об объектах и явлениях, происходящих в окружающем ребенка мире;

Познакомить с географической картой как уникальным и наглядным источником знаний и средством обучения;

Научить работать с разными средствами обучения как в природе, на местности, так и в классе, лаборатории;

А самое главное – показать школьникам что каждый человек является частью общепланетарного природного комплекса «Земля» и каждый живущий на ней в ответе за все, что он сам делает в окружающем его мире.


Требования к уровню подготовки (Результаты обучения)

В результате изучения географии ученик должен

знать/понимать

  1. основные географические понятия и термины; различия плана, глобуса и географических карт по содержанию, масштабу, способам картографического изображения; результаты выдающихся географических открытий и путешествий;

  1. географические следствия движений Земли, географические явления и процессы в геосферах, взаимосвязи между ними, их изменение в результате деятельности человека;

уметь

  1. выделять, описывать и объяснять существенные признаки географических объектов и явлений;

  1. находить в разных источниках и анализировать информацию, необходимую для изучения географических объектов и явлений, разных территорий Земли, их экологических проблем;

  1. приводить примеры: использования и охраны природных ресурсов, адаптации человека к условиям окружающей среды,

  2. составлять краткую географическую характеристику разных территорий на основе разнообразных источников географической информации и форм ее представления;

  1. определять на местности, плане и карте расстояния, направления высоты точек; географические координаты и местоположение географических объектов;

  1. применять приборы и инструменты для определения количественных и качественных характеристик компонентов природы; представлять результаты измерений в разной форме; выявлять на этой основе эмпирические зависимости;

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

  1. ориентирования на местности и проведения съемок ее участков; чтения карт различного содержания;

  1. учета фенологических изменений в природе своей местности; проведения наблюдений за отдельными географическими объектами, процессами и явлениями, их изменениями в результате природных и антропогенных воздействий; оценки их последствий;

  1. наблюдения за погодой, состоянием воздуха, воды и почвы в своей местности;

  1. проведения самостоятельного поиска географической информации на местности из разных источников: картографических, статистических, геоинформационных.


Содержание программы

ВВЕДЕНИЕ 4 ч

География — наука о природе Земли, ее населе­нии, его хозяйственной деятельности, о связях между ними; значение науки для человека и общества; осо­бенности начального курса.

Земля — планета Солнечной системы (повторение ранее изученного по природоведению о суточном и го­довом движении Земли). Луна — спутник Земли. Раз­витие знаний о Земле; форма и размеры Земли. Совре­менные географические исследования; формы их ор­ганизации и методы.

Практические работы.

На местности: Орга­низация и обучение приемам учебной работы: наблюде­ние над погодой, фенологическими явлениями (водо­емы, растительность); измерение высоты Солнца над го­ризонтом, ориентирование по Солнцу.



На контурной карте: Нанести маршруты пу­тешествий Ф. Магеллана, X. Колумба.

Раздел I

ИЗОБРАЖЕНИЯ ЗЕМНОЙ ПОВЕРХНОСТИ 5 ч

Особенности разных видов изображений местности: рисунок, фото сверху (аэрофото), снимки из космоса.



Тема 1. План местности

Условные знаки плана. Масштабы плана. Сторо­ны горизонта на местности и на плане. Относительная и абсолютная высота точки местности. Изображение неровностей земной поверхности на плане горизонталями.

Способы съемки плана местности. Общие приемы работы при глазомерной съемке плана местности. Осо­бенности изображения своего или ближайшего населенного пункта (села, города или части города). Опре­деление (примерно) местонахождения своей школы.

Использование планов местности в практической деятельности человека.



Практические работы.

Ориентирование на местности. Глазомерная съемка небольшого участка местности (од­ним из способов). Определение объектов местности по плану, а также направлений, расстояний между ними. Топографический диктант.



Тема 2. Географическая карта

Особенности изображения поверхности Земли на глобусе и карте полушарий, на аэрокосмических снимках. Градусная сетка на глобусе и географиче­ской карте. Меридианы и параллели. Определение на­правлений. Географические координаты. Условные знаки и масштабы карт. Изображение суши и океа­нов. Шкала высот и глубин. Абсолютная высота. Го­сударство на карте мира.

Географические координаты своего населенного пункта и его высота над уровнем моря.

Использование географических карт в практиче­ской деятельности человека.



Практические работы.

Обучение приемам: показ объ­ектов по карте, оформление контурной карты, надписи на­званий объектов. Обучение определению направлений по карте; определению географических координат по глобусу и карте (в том числе: своя местность). Проведение на кон­турной карте меридианов и параллелей, в том числе прохо­дящих через вашу местность. Характеристика карты (или ее части) своей местности.



Раздел II

ОБОЛОЧКИ ЗЕМЛИ

Тема 1. Земная кора 5 ч

Внутреннее строение Земли (ядро, мантия). Зем­ная кора — внешняя оболочка. Ее строение, свойства, современные исследования. Горные породы и минералы, слагающие земную кору. Их свойства и использование человеком: руд­ные, горючие, строительные, химические и др.

Основные виды движений земной коры: верти­кальные и горизонтальные. Землетрясения, изверже­ния вулканов. Горячие источники и гейзеры.

Разнообразие рельефа земной коры. Основные формы рельефа земной поверхности: плоские, выпук­лые (холм, гора), вогнутые (котловины, горная до­лина, овраг). Картографическое изображение этих форм, отметки высот и горизонтали.

Горы суши: их рельеф и строение (складчатые, глыбовые), различия по высоте. Изменения гор во времени при взаимодействии внутренних и внешних процессов. Влияние человека.

Равнины суши: их рельеф, различия по высоте. Изменения равнин во времени при взаимодействии внешних и внутренних процессов. Влияние человека.

Рельеф дна Мирового океана. Подводная окраина материков, ложе океана (котловины, срединно-океанические хребты), переходные области. Изучение рельефа дна Мирового океана.

Особенности рельефа своей местности.



Практические работы.

Изучение свойств горных по­род и минералов (по образцам). Определение по карте географического положения и высоты гор, равнин. Изучение рельефа своей местности. Обозначение на контурной карте названных объектов рельефа.

Тема 2. Гидросфера 6 ч

Вода на Земле — как единая оболочка в разных ее частях. Три основные части: Мировой океан, воды суши, водяной пар в атмосфере. Свойства воды: усло­вия перехода из одного состояния в другое, изменение объема при нагревании и охлаждении, вода — раство­ритель. Мировой круговорот воды, его значение в свя­зи всех оболочек Земли. Мировой океан — основная часть гидросферы, его единство. Участки суши: материки и острова, их части — полуострова. Деление Мирового океана на четыре океана, каждый из которых имеет: моря (ок­раинные и внутренние), заливы, соединение их — проливы.

Свойства вод Мирового океана: соленость, темпера­тура. Движения вод (ветровые волны, цунами, прили­вы и отливы, океанские течения). Изучение океана.

Воды суши: подземные (грунтовые и межпласто­вые), поверхностные. Реки. Элементы речной доли­ны. Речная система, бассейн реки и водораздел. Пита­ние и уровень реки, зависимость реки от рельефа. Озера. Озерные котловины и их образование. Озера сточные и бессточные. Озерные воды (пресные, соле­ные). Ледники. Искусственные водоемы: каналы, во­дохранилища, пруды. Использование и охрана по­верхностных вод.

Практические работы.

Описание путешествия капельки по большому круговороту воды из своего населенного пункта. Характеристика карты океа­нов. Определение географического положения объектов: океана, моря, залива, полуострова, реки, озера, водохрани­лища (по выбору), обозначение их на контурной карте.



Определение по карте расстояния (приблизительно) от своего населенного пункта до ближайшего моря. Изучение подземных и поверхностных вод своей мест­ности как части мирового круговорота воды в природе.

Тема 3. Атмосфера 6 ч

Атмосфера и ее части. Значение атмосферы для жизни на Земле и меры против ее загрязнения. Изу­чение атмосферы. Характеристики состояния атмос­феры: атмосферное давление, температура, водяной пар, облака, облачность, осадки, ветер. Способы опре­деления средних температур, направлений преобла­дающих ветров, количества осадков (за сутки, месяц, год, многолетний период).

Погода, ее характеристика, причины ее измене­ний. Взаимосвязи между элементами погоды.

Климат, его характеристика, распределение сол­нечного света и тепла по Земле. Пояса освещенности. Описание климата своей местности, причины его осо­бенностей: географическая широта, высота над уров­нем океана, рельеф, растительность, преобладающие ветры, положение относительно океанов, горных хребтов и равнин.



Практические работы.

Наблюдение погоды и обработ­ка собранных материалов (составление графиков, диа­грамм, описание погоды за день, месяц). Описание погоды и кли­мата своей местности.

Тема 4. Разнообразие и распространение организ­мов на Земле. Биосфера 5 ч

Разнообразие растений, животных, микроорганиз­мов на планете Земля. Взаимосвязи между организ­мами. Неравномерность распространения растений и животных на суше. Распространение организмов в океане.

Воздействие организмов на земные оболочки: ат­мосферу, гидросферу, земную кору. Своеобразие со­става почвы, ее плодородие. Растения, животные, почвы своей местности.

Практическая работа. Описание растительного и живот­ного мира, почв своей местности.

Тема 5. Взаимосвязи компонентов природы, при­родные комплексы

Взаимное проникновение веществ земных оболо­чек, их взаимодействие. Образование единой оболоч­ки: географической, ее границы. Биосфера — часть географической оболочки.

Разнообразные компоненты географической обо­лочки: формы рельефа, климат, воды, почвы, расти­тельность, животный мир. Их взаимосвязь и образо­вание ими отличающихся друг от друга природных комплексов.

Природные комплексы своей местности.

Воздействие человека на компоненты и природный комплекс в целом. Правила отношения к окружаю­щей природе.

Практические работы.

Наблюдения за природой: ус­тановление сроков начала времен года. Работа по плану местности: найти природные комплексы и комплексы, со­зданные человеком.

Раздел III

НАСЕЛЕНИЕ ЗЕМЛИ

Тема 1. Численность населения Земли. Расовый состав 3 ч

Общая численность населения Земли (приблизи­тельно).

Основные человеческие расы; равенство рас.

Исследования Н. Н. Миклухо-Маклая, его вклад в науку.



Тема 2. Человек и природа

Человек как часть природы; его хозяйственная де­ятельность.

Мировые религии. Народы мира.

Основные типы населенных пунктов: городские поселения и сельские.

Государства на карте мира.

Своеобразие географических комплексов, образовавшихся при взаимосвязях и взаимодействии компонентов: природные условия, население, его хозяйственная деятельность в своем населенном пункте.



Практическая работа. Составление полного описания географического комплекса своей местности.

Раздел IV

ПОВТОРЕНИЕ И ОБОБЩЕНИЕ ОСНОВНЫХ ЗНАНИЙ И ПРИЕМОВ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ ПО КУРСУ 2 ч

Главные особенности географических комплексов своей местности как частей географической оболоч­ки.

Влияние природы на жизнь и хозяйственную де­ятельность населения своей местности; положительное и отрицательное воздействие человека на приро­ду, ее использование, изменение.
Используемый УМК:


  1. Дронов В.П., Савельева Л.Е. «География. Землеведение», Москва, «Дрофа», 2009г Атлас. Физическая география, начальный курс. 6 класс.

  2. Никитина Н. А. «Физическая география» поурочные разработки, Москва, «Вако», 2005г

  3. Учебная программа составлена на основе Федерального Базисного учебного плана, «Сборника нормативных документов» Примерные программы по географии, Москва, «Дрофа», 2006г. и учебника Дронова В.П., Савельевой Л.. «География. Землеведение», Москва, «Дрофа», 2009г.

  4. Сиротин «Рабочая тетрадь по географии».

Место предмета в базисном учебном плане

Федеральный базисный учебный план для образовательных учреждений Российской Федерации отводит 35 часов для обязательного изучения учебного предмета «География», из расчета 1-го учебного часа в неделю.

Рабочая программа рассчитана на 35 часов.

Количество часов

Всего 35 часов; в неделю 1 час.


Номенклатура

 

Тема ”План и карта”



Материки: Австралия, Антарктида, Африка, Евразия, Северная Америка, Южная Америка.

Континенты: Австралия, Азия, Америка, Антарктида, Африка, Европа.

Океаны: Атлантический, Индийский, Северный Ледовитый, Тихий.

 

Тема ”Литосфера”



Равнины: Амазонская низменность, Аравийское плоскогорье, Бразильское плоскогорье, Восточно-Европейская ( Русская ), Великая Китайская, Великие равнины, Декан, Западно-Сибирская, Среднерусская возвышенность, Среднесибирское плоскогорье, Прикаспийская низменность.

Горы: Анды, Алтай, Альпы, Гималаи, Кавказ, Кордильеры, Скандинавские, Тянь-Шань, Уральские.

Вершины и вулканы: Аконкагуа, Везувий, Гекла, Джомолунгма ( Эверест ), Килиманджаро, Ключевская Сопка, Косцюшко, Котопахи, Кракатау, Мак-Кинли, Мауна-Лоа, Орисаба, Эльбрус, Этна.

Острова: Большие Антильские, Великобритания, Гавайские, Гренландия, Исландия, Калимантан, Мадагаскар, Новая Гвинея, Новая Зеландия, Огненная Земля, Сахалин, Тасмания, Японские.

Полуострова: Аравийский, Индокитай, Индостан, Калифорния, Камчатка, Лабрадор, Скандинавский, Сомали, Таймыр, Флорида.

 

Тема ”Гидросфера”



Моря: Азовское, Аравийское, Балтийское, Баренцево, Восточно-Сибирское, Карибское, Красное, Мраморное, Охотское, Средиземное, Филиппинское, Чёрное, Японское.

Заливы: Бенгальский, Гвинейский, Гудзонов, Мексиканский, Персидский, Финский.

Проливы: Берингов, Гибралтарский, Дрейка, Магелланов, Малаккский, Мозамбикский.

Рифы: Большой Барьерный риф.

Течения: Гольфстрим, Западных Ветров, Куросио, Лабрадорское, Перуанское, Северо-Тихоокеанское.

Реки: Амазонка, Амур, Волга, Ганг, Евфрат, Енисей, Инд, Конго, Лена, Миссисипи, Миссури, Нил, Обь, Тигр, Хуанхэ, Янцзы.

Озёра: Аральское море, Байкал, Верхнее, Виктория, Каспийское море, Ладожское, Танганьика, Чад, Эйр.

Водопады: Анхель, Виктория, Ниагарский.

Области современного оледенения: Антарктида, Гренландия, Новая Земля, ледники Аляски, Гималаев и Кордильер.

 

Тема ”Человечество на Земле”



Города: Дели, Мехико, Москва, Каир, Нью-Йорк, Пекин, Рио-де-Жанейро, Санкт-Петербург, Токио.

Страны: Австралия, Бразилия, Германия, Египет, Индия, Казахстан, Канада, Китай, Нигерия, Россия, США, Франция, Япон

Оценочных практических работ – 7.
1. Наблюдение за погодой, фенол-ми явлениями, ориентирование по солнцу.

2 . Топографический диктант.

3. Ориентирование на местности.

4. Определение объектов местности по плану

5. Обучение определению направлений по карте; определение геогр.коор-т

6. Обозначение на к/к названных объектов рельефа

7.Определение географ-го положения объектов: океаны, моря, заливы п-ва, реки.

Календарно-тематическое планирование.




Кол-во час

Раздел

Тема

Практическая работа

Понятия, термины

Номен-

клатура

Нагляд-

ность

Дата план.

Дата факт

1(1)


1.Введение(2)

География как наука.















01.09




2(1)

Путешествия и географические открытия.







Васко да Гама, Магеллан, Колумб

Таблицы,

рисунки, портреты путешественников



08.09




3(1)


2. Земля во Вселенной.(7)

Земля - планета Солнечной системы.




1. Наблюдение за погодой, фенол-ми явлениями, ориентирование по солнцу.

Планеты, Галактика, Млечный Путь






Таблица Солнечной системы.

15.09




4(1)

Осенняя экскурсия.













22.09




5(1)

Понятие о плане местности. Масштаб плана.










ф/карта, глобус, атласы

29.09




6(1)

Стороны горизонта. Ориентирование

3. Ориентирова

ние на местности.

4. Определение объектов местности по плану



Шкалы глубин и высот




ф/карта, глобус,атласы

06.10




7(1)

Абсолютная, относительная высота.




Абсолютная и относительная высота, горизонтали.




Таблицы, рисунки учебника

13.10




8(1)

Съемка местности. Составление планов местности.













20.10




9(1)

Географические планы и карты. Градусная сеть на глобусе и картах.

5. Обучение определению направлений по карте; определение геогр.коор-т







ф/карта, глобус, атласы

27.10




10(1)


3.Земная кора.(7)

Строение Земли. Горные породы и минералы.



л/сфера, г/порода





Коллекция г/п и минералов



10.11




11(1)

Движение земной коры. Землетрясения. Вулканизм.

На к/к отметить вулканы и пояс землетрясений

Эпицентр, кратер, жерло, очаг магмы

Ключевая Сопка, Этна, Везувий, Килиманджаро

Таблицы, ф/карта, атласы, рисунок вулкана

17.11




12(1)

Рельеф суши. Горы

6. Обозначение на к/к названных объектов рельефа


Равнина, Низменность, плоскогорье

Джомолунгма, Анды

Атласы, ф/карта

24.11




13(1)

Рельеф суши. Равнины.

6. Обозначение на к/к названных объектов рельефа

Равнина, Низменность, плоскогорье

Русская равнина, Амазонская низменность

Атласы, ф/карта

01.12




14(1)

Рельеф дна Мирового океана.




Эхолот, атоллы, СОХР

Марианская впадина

Атласы, ф/карта

океанов


08.12




15(1)

  1. Гидросфера.(6)

Гидросфера; ее состав и строение.

7.Определение географ-го положения объектов: океаны, моря, заливы п-ва, реки.



гидросфера




Таблица «Круговорот воды»

15.12




16(1)

Движение воды в океане.

На к/к отметить тёплые и холодные течения

Волна, зыбь




Карта океанов, к/к

22.12




17(1)

Движение воды в океане. Течения.

На к/к отметить тёплые и холодные течения




Гольфстрим

Карта океанов, к/к

12.01




18(1)

Поверхностные и подземные воды суши.

На к/к отметить самые глубокие и большие озёра

Исток, устье, дельта, эстуарий

Старица, озера



Волга, Нил, Амазонка

Байкал, Виктория



ф/к мира

Атласы


19.01




19(1)

Ледники. Многолетняя мерзлота.




Лед, фирн, морена

Антарктида

ф/карта, атласы

26.01




20(1)

Загрязнение гидросферы













02.02




21(1)

4. Атмосфера.(6)

Из чего состоит Атмосфера и как она устроена. Нагревание воздуха и его температура.



Календарь погоды

Атмосфера, амплитуда, изотерма




Рисунки учебника, к/к, таблица «Атмосфера»

09.02




22(1)

Давление атмосферы. Ветры.

Построение розы ветров, диаграммы давления

а/д, роза ветров, бриз, муссон, фён




ф/карта, атласы, рисунки учебника

16.02




23(1)

Влага в атмосфере. Атмосферные осадки.

Определение по статистическому материалу влажности воздуха

Абсолютная и относительная влажность, гигрометр, осадки




ф/карта, атласы, к/к

23.02




24(1)

Зависимость температуры воздуха от географической широты.




Тропики, пояса освещенности




Таблица, глобус, к/к

02.03




25(1)

Погода. Климат.

Описание наблюдаемой погоды

Погода, климат




Климатическая карта мира







26(1)

Причины, влияющие на климат.













09.03



27(1)


5. Биосфера.(3)

Что такое биосфера и как она устроена. Роль биосферы в природе.






биосфера




ф/карта, атласы



16.03




28(1)


Особенности жизни в океане. Распространение жизни в океане.











Карта «Природные зоны»

23.03




29(1)

Жизнь на поверхности суши. Леса. Почва.










Карта «Природные зоны»

04.04




30(1)

  1. Земля-планета людей (3 ч)

Человечество-единый биологический вид.













11.04




31(1)

Численность населения Земли. Населенные пункты.




Народ, народность







18.04




32(1)

Государства на Земле.

На к/к отметить

большие государства



Государство, город, село







25.04




33(1)

7. Географическая оболочка(2).

Из чего состоит географическая оболочка. Особенности географической оболочки.












Атласы, ф/карта,

08.05




34(1)

Территориальные комплексы.










Атласы, ф/карта,

15.05




35(1)

Итоговый урок.













22.05





Поделитесь с Вашими друзьями:



База данных защищена авторским правом ©grazit.ru 2017
обратиться к администрации

    Главная страница